Научная статья на тему 'Стратегия развития российской гражданской авиации: итоги и перспективы'

Стратегия развития российской гражданской авиации: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / CIVIL AVIATION / ЛОУ-КОСТ ПЕРЕВОЗЧИК / СЕТЕВОЙ ПЕРЕВОЗЧИК / LOW COST CARRIER / АВИАКОМПАНИЯ / АЭРОПОРТ / AIRPORT / РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК / AIR TRANSPORTATION MARKET / AIRLINE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корень А.В.

Проанализированы итоги развития российской гражданской авиации в 2017 году. Рассмотрены аспекты госрегулирования, финансово-экономических результатов, структурных изменений, новых технологий в авиации, авиастроении и др. Выявлены основные проблемы развития гражданской авиации, даны предложения по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s civil aviation development strategy: results and perspectives

The paper analyses the results of development of Russia’s civil aviation in 2017, looking at aspects of state regulation, financial and economic results, structural changes, new technologies in aviation, aircraft engineering etc. Main problems in development of civil aviation are identified, and possible solutions proposed.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития российской гражданской авиации: итоги и перспективы»

Стратегия развития российской гражданской авиации: итоги и перспективы

А. В. Корень,

генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА)

Итоги работы российской гражданской авиации в 2017 году удивили многих. Чем обусловлен такой подъем и каковы должны быть факторы инновационного развития для ее дальнейшего динамичного роста?

В 2017 г. рост количества пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями, был весьма значительным — 18,6 %, по пред-варителным данным Росавиации (рис. 1) [1]. В истории развития отрасли такие моменты отмечаются очень редко. Быстрые темпы восстановительного роста наблюдались в третьем квартале 2016 г., когда стабилизировалась ситуация в экономике и оживилась деловая активность. Тогда же произошел перелом тренда развития отрасли.

В 2017 г. высокие значения восстановительного роста были обусловлены, в частности, низкой базой. Как правило, после таких годовых значений прироста в отрасли темп роста замедляется до 10-12 % по итогам следующего года, но при быстром развитии экономики возможны более высокие значения.

В 2017 г. 105 млн пассажиров воспользовались услугами российских авиаком-

паний. Выполненный пассажирооборот вырос на 20,1 % и составил 259 млрд пасс.-км [1].

Система госрегулирования. Отрасли требуются новые нормативы

Уход с рынка компании «ВИМ-Авиа» был менее заметным, чем уход такого серьезного игрока, как авиакомпания «Трансаэро», но напомнил о несовершенстве системы государственного регулирования как на уровне нормативных актов, так и на уровне принятия решений. Спрогнозировать ситуацию, не оценивая ряд показателей, характеризующих реализацию стратегии авиаперевозчика, сложно. К основным составляющим относятся стратегия финансирования, динамика кредиторской задолженности, соотношение темпов развития парка воздушных судов с объемами деятельности, эффективностью управления парком и темпами изменения маржинальности бизнеса.

Рис. 1. Динамика количества перевезенных пассажиров и пассажирооборота гражданской авиации России в 1991-2017 гг. Источник: статистика Росавиации, анализ ЦСР ГА

Однако важнее предупредить появление ряда факторов, которые приводят к низкой маржинальности деятельности авиакомпаний. Необходимо пересмотреть подход к формированию налоговой нагрузки на авиакомпании, которые осуществляют, по сути, социально-значимые виды деятельности. целесообразно создавать такие условия, в которых комфортно вести авиационный бизнес.

Отмена ряда налогов на все виды авиаперевозок позволит справедливо освободить от налогового бремени те авиакомпании, которые пытаются за счет средств частных инвесторов осваивать новую отечественную региональную-ближ-немагистральную авиационную технику, создавать рынок сбыта для авиапрома, и те государственные авиакомпании, деятельность которых субсидируется. Даже при субсидировании на ряде маршрутов для некоторых групп населения авиационные перелеты несопоставимы с уровнем платежеспособного спроса. Если отменить ряд налогов, которые выплачивает субсидируемая региональная авиакомпания, для части рейсов субсидии не понадобятся. Выиграют и авиакомпании, и налогоплательщики. Сложилась ситуация, когда государство одной рукой у субсидируемых авиакомпаний забирает налоги, а другой тем же авиакомпаниям дает субсидии.

структурные изменения на рынке авиаперевозок. остановка монополизации рынка

В 2017 г. приостановилась монополизация рынка. По этому поводу стоит привести следующее мнение: если качественный авиаперевозчик осваивает новые ниши, повышает транспортную доступность страны, предварительно географически разделяя рынок с другими игроками, не мешая им развиваться, при должном контроле государством крупного игрока ему можно и превысить сложившуюся долю рынка. Когда на рынке несколько игроков и доля рынка одного из них составляет 50 %, то она уже больше, чем у любого другого игрока.

К концу 2017 г. пять крупнейших авиакомпаний перевозили 65,3 % всех пассажиров. Концентрация рынка уменьшилась за год на 2,2 процентных пункта [2].

перспективы развития сегмента лоу-кост

Сегодня рынок низкобюджетных авиаперевозок развивается в соответствии с прогнозами цСР ГА, сделанными не-

сколько лет назад. В мире средняя доля авиаперевозок лоу-кост достигла 28 %, это порядка 1,5 млрд пассажиров. По прогнозам цСР ГА Россия должна с небольшим отставанием повторить среднемировой тренд по доле лоу-кост в суммарных перевозках.

Приостановился переход в гибридные модели сетевых перевозчиков, ярко выделился низкобюджетный сегмент в России. Авиакомпания «Победа» доказала эффективность и устойчивость реализуемой бизнес-модели, повышая на 40 % доступность авиаперевозок и заставляя других авиаперевозчиков снижать до 20 % расходы. В ближайшие годы прогнозируется расширение и маршрутной сети, и аэропортов базирования авиакомпании «Победа». С приходом отраслевых инвесторов в данный сегмент вследствие наметившейся стабилизации экономики можно ожидать появления новых низкобюджетных авиакомпаний.

смена

бизнес-моделей авиакомпаний

В 2017 г. бизнес-модели основных авиакомпаний на отечественном рынке окончательно сформировались: завершилась их гибридизация. Произошло сближение продукта традиционных сетевых авиаперевозчиков с продуктами низкобюджетных авиакомпаний. У мировых лоу-кост авиакомпаний наметился обратный процесс (re-bundling), с ориентацией на бизнес-сегмент. При этом, в рамках разработанных цСР ГА стратегий и бизнес-планов новых стартапов авиакомпаний в России и СНГ реализуются конкурентные стратегии гибридных моделей, в том числе в сегменте ближнемагистральных и региональных авиаперевозок.

Опыт успешной работы дальнемаги-стральных низкобюджетных компаний AirAsia X и Norwegian Air International, совершающих трансконтинентальные перелеты, подтверждает, что мировой тренд и будущее развития сервиса на борту — минимум необходимых услуг, включенных в стоимость перелета. Необходимо отметить, что указанный новый тренд повторяет бизнес-модель, реализованную в 1977 г. в дальнемагистральном сегменте лоу-кост авиакомпанией Laker Airways.

Uber-эффект при продажах услуг

В условиях использования современных метапоисковых систем, сближения продуктов авиакомпаний при гибридизации на первый план у современного потребителя встает фактор цены.

Авиакомпании не контролируют полностью каналы продаж, при этом даже крупные мировые лоу-кост перевозчики были вынуждены расширить возможности сбыта и вооружиться всеми имеющимися каналами дистрибуции. Например, лоу-кост перевозчик EasyJet использует помимо сайта еще девять видов каналов продаж и в части дистрибуции практически ничем не отличается от традиционного перевозчика. Расширять свои возможности или усиливать контроль над дистрибуцией — трудный выбор для авиакомпаний. Когда каналы дистрибуции вне контроля перевозчиков, остается усиливать собственные продажи или вырабатывать новые механизмы в рамках международных ассоциаций.

новые технологии в авиации

В гражданской авиации России наметился вектор на инновации. Новые технологии, которые мы вчера наблюдали в зарубежных аэропортах или авиакомпаниях, теперь внедрены у нас. Технологическое отставание незначительное.

Именно на современных решениях: развитии облачных технологий, самостоятельном обслуживании пассажиров и биометрических системах для обеспечения производственной деятельности и транспортной безопасности, бизнес-аналитике (ВГ), будут в ближайшие годы основываться новые разработки.

Наиболее ярко выраженный тренд — самостоятельное обслуживание, использование мобильных приложений. Сегодня в мире 87 % авиабилетов приобретаются через мобильные сайты или приложения, 54 % пассажиров самостоятельно регистрируются на рейс.

развитие рынка внутренних туристических авиаперевозок

после восстановления экономики

Три года назад высокие темпы авиаперевозок на внутреннем рынке определяли резкое снижение платежеспособного спроса населения на туристические продукты, продаваемые в иностранной валюте, и сравнительное ценовое преимущество внутрироссийских туристских продуктов. Год назад ситуация изменилась.

Сейчас темпы роста международных и внутренних авиаперевозок сопоставимы, внутренний туризм определенно развивается, но при увеличении платежеспособного спроса населения и эффекте отложенного спроса на международные

№1 (74) 2018

«Транспорт Российской Федерации» | 7

авиаперелеты уступил долю зарубежному выездному туризму.

Изменение аэропортов в национальной сети

В 2016 г. аэропортовая сеть РФ включала 259 аэропортов, в 2017 г.— 219. Следует напомнить, что в 1991 г. в аэропортовой сети РФ их насчитывалось 1450.

Ситуацию изменят только кардинальные меры по обеспечению дополнительных источников финансирования для модернизации аэродромной инфраструктуры. Необходима новая концепция развития аэродромной сети страны. Предыдущая модель развития себя исчерпала, она была построена в основном на федеральном финансировании и несколько лет эффективно работала, но с учетом системного дефицита бюджетных средств нужны новые подходы.

Механизмы ГЧП, в частности концессионную модель, с целью реновации плоскостных сооружений можно применить к крупным аэропортам. В региональном сегменте необходимо участие государства и применение лучшей мировой практики — инфраструктурных сборов.

Возродить региональную аэропортовую сеть можно именно с помощью инфраструктурного сбора. Его не обязательно взимать с пассажиров, нужно рассмотреть возможность его распространения на ТЗК и иные предприятия, пользующиеся инфраструктурой и имеющие большие обороты в аэропорту. Рабочей группой Совета Федерации по разработке предложений с целью развития региональных авиаперевозок с участием

ЦСР ГА и отраслевой общественности подготовлен законопроект, который позволит изменить данную ситуацию. Все лица, принимающие решения, знакомы с этим способом возродить аэропортовую сеть и обеспечить ее развитие. Сейчас, в условиях роста экономики и отрасли, подходящее время для данного решения.

Российский авиапром -

новые самолеты и вертолеты. Новые

программы господдержки авиапрома

Россия научилась производить качественную ближнемагистральную технику. Тип SSJ уже рассматривается как конкурентоспособный продукт в своем сегменте в Евразии и на других континентах. Создаются новые авиакомпании только на этом типе [3].

Авиакомпании ожидают МС-21, который проходит успешные испытания, а также они заинтересованы в конкурентоспособном продукте широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.

В региональном сегменте в России налажена сборка зарубежных самолетов L-410 вместимостью до 19 мест (владелец завода за рубежом — российская компания). В сегменте девяти мест появился перспективный ТВС-2-ДТС с уникальными летно-техническими характеристиками, но в 2017 г. не был решен вопрос о его промышленном производстве.

На подходе Ил-114, который после начала промышленного выпуска позволит приступить к модернизации парка в массовом сегменте Ан-24 и Ан-26. В течение 10 лет РФ обеспечит самолетами собственного производства все базовые

сегменты, создаст минимальныи технологический суверенитет.

Прошедший год отмечен поставками новых вертолетов Ансат в коммерческую эксплуатацию, начало 2018 г.— запуском серийного производства средних многоцелевых вертолетов Ми-38, в частности в гражданской версии [4].

Разрабатывается новый пятиместный легкий многоцелевой вертолет — в самом массовом сегменте гражданского вертолетостроения. По оценкам ЦСР ГА рынок перевозок вертолетами к 2030 г. в нашей стране по среднему сценарию может вырасти в 2,3 раза, что потребует новых поставок.

Новые импульсы вертолетной индустрии придали приоритетный проект «Развитие санитарной авиации» и система льготного лизинга через ГТЛК. Отечественное авиастроение получит существенное ускоренлие после создания единого национального оператора санитарной авиации [5].

У компаний российского авиапрома конкурентные наработки и амбициозные цели в части производства беспилотной авиации. Ряд инновационных решений реализуется в рамках Национальной технологической инициативы. Одним из ключевых перспективных проектов видится создание беспилотного грузового воздушного судна на базе отечественного легкого многоцелевого пилотируемого самолета, которое сможет найти применение во многих отраслях экономики. В сегменте промышленных потребителей целесообразно обеспечить эффективную работу по замещению отечественными беспилотными вертолетами зарубежных аналогов. □

Литература

1. Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта. URL: http://www.favt.ru/ (дата обращения 12.02. 2018 г.)

2. Официальный сайт Министерства транспорта. URL: http://www.mintrans. ru/ (дата обращения 12.02. 2018 г.)

3. Суперджет (SSJ-100). URL: http:// superjet.wikidot.com/ (дата обращения 12.02. 2018 г.)

4. Ассоциация вертолетной индустрии. URL: http://www.helicopter.su/ (дата обращения 12.02. 2018 г.)

5. Санитарную авиацию может возглавить единый оператор. URL: http://rostransport.com/ news/19020/?sphrase_id=31512 (дата обращения 12.02.2018 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.