Научная статья на тему 'Стратегия развития России: гомеостатический подход'

Стратегия развития России: гомеостатический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемы развития страны / стратегия как движение по свободной траектории / новые принципы развивающего обучения
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития России: гомеостатический подход»

Ванюрихин Г.И.1

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ: ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Ключевые слова: проблемы развития страны; стратегия как движение по свободной траектории; новые принципы развивающего обучения.

1. Бесспорные и спорные положения о развитии России. Рассматривая проблемы дальнейшего развития России, мы выделяем бесспорные и спорные положения.

К бесспорным положениям можно отнести: 1) дальнейшее развитие России невозможно без проведения кардинальных реформ во всех органах власти: законодательной, исполнительной, судебной; основной смысл этих реформ: они должны освободить зажатую производительную энергию масс, дать возможность населению влиять на выбор решений власти и контролировать ход их выполнения. 2) перспективы конкурентоспособной политики и экономики страны связаны с инновационным развитием, с внедрением новых технологий и новых способов организации жизнедеятельности; 3) инновационное развитие невозможно, если нет внутреннего спроса на инновационные решения, на последние достижения науки.

В настоящее время можно констатировать, что в России нет Спроса на новшества и инновации, а также на самих новаторов и творческих людей со стороны крупного бизнеса, частно-государственных и государственных структур. Причины этого явления известны и раскрыты в трудах ученых: это отсутствие вдохновляющей цели (миссии) и настоящей конкуренции на всех уровнях. О роли конкуренции в диалектическом развитии общества писал еще в середине XIX века Карл Маркс: «Сосуществование двух взаимно противоречивых сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения. Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим кладет конец диалектическому движению»2. Нобелевский лауреат академик Жорес Алферов приводит слова нобелевского лауреата по экономике Джеймса Хекмана: «Научно-технический прогресс второй половины XX века полностью определялся соревнованием СССР и США, и очень жаль, что это соревнование закончилось». И далее личное мнение выдающегося ученого: «Наука может развиваться при одном условии - когда она нужна. А она нужна при наличии могучей, высокотехнологичной промышленности»3. Можно добавить, что такая промышленность тоже не может появиться без науки, которая не только собирается в «Клубе ученых» (как сейчас), но и реально введена в государственную структуру. Речь идет о диалектическом взаимодействии науки и жизни, о Спросе со стороны общества и экономики - на науку, высококлассное образование, на творческих и здоровых людей. Этот спрос создают конкуренция и соревнование, которые в нашей стране задавлены всей системой власти, а проводимые конкурсы (под эгидой коррумпированных чиновников) не должны вводить нас в заблуждение. Добавим, что в настоящее время конкуренция понимается в широком плане: она включает конкуренцию компетенций, национальных инновационных систем, институтов (в широком смысле этого слова), даже образов жизни людей (Н.Н. Моисеев). Таким образом, отсутствие конкуренции и спроса, а также творческой атмосферы и инновационной среды в обществе, порождают кризис науки, образования и здравоохранения, что обрекает Россию на «постепенное загнивание» (А. Гурвич) и отставание от мирового развития. Если в России в настоящее время фиксируют рост ВВП порядка 1,5% в год (и даже этот рост у специалистов вызывает сомнение), то это - «рост отставания», а не рост развития. Синергетический подход требует согласованности решений, стратегий, взаимного интереса и общей вдохновляющей главной цели или миссии.

К спорным положениям или проблемам, требующим творческого решения, можно отнести следующие: 1) как организовать проведение указанных реформ власти при отсутствии гражданского общества и партий, отражающих интересы народа; 2) как в реальных условиях глобальных разноречивых тенденций и опасностей, а также в условиях противоречий внутри нашего общества, выявить и обеспечить стремление к совместной творческой работе, к достижению амбициозных целей, сплачивающих народы, к реализации национальной идеи; 3) как разрушить (ослабить) коррупционные силы и сбросить паразитический слой, отсасывающий национальные ресурсы и мешающий движению вперед; как организовать «порыв» к новой достойной жизни народов страны и стран Евразийского союза; 4) как угрозам со стороны агрессивных сил противопоставить мощную производственную систему и систему безопасности, построенных на коллективном творчестве народа-созидателя; 5) как в перспективе организовать конкуренцию образов

1 Ванюрихин Геннадий Иванович - д.т.н., профессор, действительный член Международной академии инновационных социальных технологий, член Союза писателей России, профессор Российского университета дружбы народов. E-mail: g.vanyurikhin@yandex.ru

2 Маркс К. Нищета философии. - К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 136.

3 Алферов Ж. Наука начнет развиваться, когда будет востребована экономикой // Культура. - М., 2017. - № 32, 15-21 сентября.

жизни людей и победить в ней - чтобы не тратить громадные ресурсы на вооруженную защиту своих территорий: сам привлекательный образ процветающей страны сделает невозможными агрессивные действия против нее.

2. Смена экономической политики - веление времени. Среди ученых сложилось понимание того, что дальнейшее социально-экономическое развитие России требует кардинальной смены экономической политики. Это понимание отражено в многочисленных публикациях ученых и специалистов в области экономики, социологии и политологии, в средствах массовой информации, в материалах Московского экономического Форума1, в фундаментальных монографиях академика С.Ю. Глазьева2, в его статье3, где написано: «Явная неспособность правительства добиться исполнения указов президента в области экономического развития вызывает принципиальный вопрос о соответствии системы госуправления требованиям регулирования воспроизводства современной экономики». Приведены и конкретные предложения: по возвращению природной ренты народу, развитию реального сектора, созданию нормальных условий для развития сельских территорий, «укрощению» банков и финансовых «кровососущих» организаций, переориентации ЦБ на национальные задачи, созданию инновационной среды и организации конкуренции, активизации малоформатного бизнеса и всех субъектов экономического и интеллектуального воспроизводства.

В то же время, как показано в работах ученых, нельзя заниматься только «улучшением» капитализма, который ведет цивилизацию к гибели, а надо строить новый общественный строй, который, в частности, называют новым социализмом или цивилизмом; эти вопросы отражены в статье автора4. Здесь добавим, что проблема социализма, как более справедливого строя, упоминается в интервью Нобелевского лауреата Ж. Алферова, который, в свою очередь, ссылается на статью Альберта Эйнштейна 1949 г. «Почему нужен социализм?»5. В работах МЭФ также предложена новая парадигма стратегического развития, обеспечивающая сочетание творческих идей с наукой и информационно - компьютерными технологиями, что особенно важно для комплексного инновационного развития нашей страны и стран содружества.

Очевидно, что новый общественный строй (в том или ином виде) должен стать частью миссии страны или национальной идеи. В нашем понимании национальная идея должна содержать три части:1) геополитическую (Россия -уникальная евразийская цивилизация общинного типа), 2) социально-духовную (Россия - триединство Государственности, Народовластия и Духовности) и 3) политико-экономическую (Россия - государство цивилитарного (гражданского) типа, в котором общая неделимая собственность сочетается с правом каждого гражданина на прибыль от своей доли). В этой формуле автору принадлежит только соединение частей, предложенных другими авторами: 1) Н. Я. Данилевским, Н.Н. Моисеевым, А.И. Субетто; 2) Г.В. Осиповым; 3) В.С. Нерсесянцем. С первой частью согласен и В.В. Путин, который на VI Всемирном конгрессе соотечественников 31 октября 2018 г. сказал: «В одном не сомневаюсь точно: голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено и нашей традицией, и нашей внутренней духовной культурой, самосознанием и, наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность». В части обеспечения Триединства Гражданственности, Духовности и Народовластия самой сложной задачей является задача реализации Народовластия; эти проблемы обсуждены автором в статье, опубликованной в журнале «Самоуправление»6. Ясно, что политико-экономическая составляющая идеи вызывает больше всего споров и требует широкого обсуждения, как и само понятие идеи. Здесь отметим, что от решения этой проблемы зависит состав ресурсов, которые используются в стратегическом управлении (см. ниже). Возвращение ренты и других общих ресурсов народу (что предполагает строительство нового социализма или цивилизма), во много раз увеличивает возможности движения к намеченной главной цели, способности эффективно преодолевать «турбулентность» среды и сопротивление агрессивных сил. И вопрос не сводится к пресловутой формуле «отобрать и поделить», о чем пишут либералы. Речь идет о том, что осознание народом справедливого распределения народных ресурсов и результатов труда придает людям новые творческие силы и новый смысл самодеятельности народа. Также новый смысл жизни народов должна придать и Национальная идея, и это важнее, чем рассчитанное распределение денег по отраслям и по времени. Философ Михаил Пронин подчеркивает: «Но нам не хватает даже не денег (хотя и их тоже) - не хватает смыслов. Если угодно -новых слов ... Должно быть пространство сверхзадач»1. Для построения стратегии должно быть указано пространство задач и параметров состояния, привязанное к этапам развития страны. К таким задачам можно отнести «прорывные» задачи Президента РФ, рассчитанные на ближайшие 6 лет: войти в пятерку лучших экономик мира, сократить в 2 раза бедность, обеспечить жильем всех граждан и другие.

3. Новое понимание стратегии как движения по свободной траектории. Еще в конце прошлого века известный ученый в области стратегического менеджмента И. Ансофф8 перешел от стратегического планирования к страте-

1 Экономика для человека: социально-ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора. Материалы Московского экономического форума / Под ред. Р.С. Гринберга и др. - М., 2014.

2 Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2001; Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новом технологическом и мирохозяйственном укладах. - М.: Книжный мир, 2018.

3 Глазьев С.Ю. Главная проблема: о дисфункциях государственной системы управления // Завтра. - М., 2019. - № 1.

4 Ванюрихин Г.И., Ванюрихин Ф.Г. Проблемы и перспективы развития современной России в контексте исторического наследия Великой октябрьской социалистической революции // Вестник Московского университета, сер. 21, Глобалистика и геополитика. 2011. - № 1.

5 Алферов Ж. Наука начнет развиваться тогда, когда будет востребована экономикой // Культура. - М., 2011. - № 32, 1522 сентября.

6 Ванюрихин Г. Национальная идея и проблемы народовластия в России // Самоуправление. 2013. - № 9.

1

Независимая газета. - М., 2018. - № 32, 14 ноября.

8 Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / Пер. с англ. под ред. Петрова А.Н. - СПб: Питер, 2009.

гическому управлению, которое предполагает опережающее развитие и адаптацию организации (внутренних структур, менеджмента, ключевых компетенций, корпоративной культуры) к условиям быстро меняющейся конкурентной среды. Отметим главное: выполнение стратегических планов требует непрерывного управления ресурсами, включая ключевые ресурсы предприятий, а также требует наращивания интеллектуального капитала страны и управления им.

В одной из своих работ акад. В.П. Полтерович определил стратегию как движение к цели (миссии) по намеченной траектории1. Мы добавляем новое понятие: движение по свободной траектории. Это означает, что сама траектория, направленная в пространство сверхзадач (миссия, национальная идея), меняется в зависимости от состояния объекта и среды, проходит через пространство конкретных задач. Добавим, что именно по свободной траектории наводятся и достигают цели с намеченной точностью современные баллистические ракеты.

Мы предлагаем экономическую стратегию строить как движение по свободной траектории, при этом важно оценивать текущую ситуацию и изменять ресурсы для обеспечения движение к цели (миссии) и выполнения конкретных задач. При этом для маневрирования (смены траектории) могут быть использованы показатели эффективности и параметры состояния сложной организации, разработанные в теории синергетических систем. С учетом инерционности системы и требований устойчивости образованной кибернетической (гомеостатической) системы необходимо принимать упреждающие меры на основе прогнозирования возможных изменений среды обитания, конкурентной ситуации и технологий.

Предлагаемые стратегии и сценарии стратегического развития, изложенные в известных официальных документах, не исчерпывают сущности Стратегии (с большой буквы). Автор трактата о военной стратегии Р. Грин2 приводит определение стратегии, данное известным военным деятелем Гельмутом фон Мольтке-старшим: «Стратегия - это приложение знания к практической жизни, развитие мысли, способной изменить исходную движущую идею - в зависимости от динамичных, постоянно меняющихся ситуаций». Для реализации такой Стратегии и указанного изменения надо своевременно «закладывать» некоторые стратегические ресурсы - и в этом состоит один из секретов стратегического мастерства. Однако, по современным понятиям, нужны не только ресурсы, но и механизмы их эффективного использования, что особенно актуально для страны, где выделенные ресурсы часто разворовываются или омертвляются.

Изложенные определения и принципы вводят понятие динамики, неизбежное в условиях турбулентности среды обитания. Требуется не только наметить задачи, но и менять их, перераспределять ресурсы, перестраивать всю экономическую систему - в зависимости от изменения среды обитания, сложившейся ситуации или от «стечения обстоятельств». Последний термин ввел профессор Гж. Колодко3, подчеркнув, что для формирования реакции на возникающие обстоятельства нужно использовать метод сравнения и междисциплинарный подход.

Отметим главное: выполнение стратегических планов (не обязательно привязанных к временной оси) требует непрерывного управления ресурсами, включая ключевые ресурсы предприятий, а также наращивания интеллектуального капитала и управления им.

Приспособление и адаптация к внешней среде и к мировому рынку (а также и активное формирование этого рынка) невозможны без новых механизмов самоорганизации, которые должны входить в гибкую организационную систему.

3. Новая стратегия требует интеллектуальных технологий. Итак, проблема стратегического планирования состоит в разрешении противоречия между необходимостью планирования (для своевременной подготовки и распределения соответствующих ресурсов) и невозможностью обеспечения плана традиционными механизмами в условиях непрогнозируемого турбулентного изменения среды. Для разрешения противоречия, как отмечено выше, мы приходим к внедрению принципа самоорганизации отраслей и страны в целом и построения стратегии как «целесообразного движения по траектории, ведущей в целевое пространство». При этом управление относительно траектории строится по замкнутому (кибернетическому или гомеостатическому) принципу. Эти достаточно сложные алгоритмы могут быть реализованы с использованием современных возможностей информационных интеллектуальных технологий, которые заслуживают отдельного рассмотрения. Здесь отметим, что новые технологии (интеллектуальные, концептуальные, технологии экспертных систем и искусственного интеллекта) становятся не только востребованными для указанных выше принципиально новых задач, но они сами влияют на философию стратегического мировоззрения, расширяют пространство стратегического мышления.

Добавим, что введение гомеостатического принципа управления экономикой и реализации стратегического плана (движения по стратегической траектории) неслучайно. Оно соответствует современной тенденции рассматривать науки (в том числе физику, химию) с позиций живых систем. Отмечено, что последние Нобелевские премии присвоены за разработку точных наук как живых систем4. По результатам анализа премий академик Сергеев А.М. отметил, что работы лауреатов по экономике последнего времени связаны со стратегическим планированием в сложно предсказуемых условиях, в условиях действия нелинейных связей. Живые системы, как известно, выживают в таких условиях благодаря действию механизма гомеостаза.

1 Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы. - М., 2006. - Т. 42, № 1. - С. 3-18.

2 Грин Р. 33 стратегии войны / Пер. с англ. - М.:РИПОЛ классик, 2007.

3

Колодко Гж. Мир в движении. - М.: Магистр, 2011.

4 Московский комсомолец. 2019. - 10 января. Статья «На физике аншлаг, на экономике народу поменьше» (Беседа с Президентом РАН Сергеевым А.М.).

4. Новые стратегии требуют по-новому мыслящих людей. Мы привыкли определять возможности новых прорывов инвестициями или просто деньгами, как будто они могут привести к прогрессу в той или иной сфере. Это ошибочное мнение наших либералов. Новые стратегии требуют прежде всего нового творческого специалиста, способного находить «выход из безвыходных ситуаций». Такого креативного специалиста надо готовить заранее: начиная с детского сада и начальной школы. Уже отмеченная выше «задавленность» конкуренции и стремление чиновников коммерцилизировать работу учебных заведений пагубно отразились на качестве современного образования. Особенно большой вред наносит ЕГЭ: вместо того, чтобы учить молодых людей ставить вопросы (таково веление времени!), этот экзамен учит угадывать ответы. Президент РАН А.М. Сергеев на последнем заседании Московского экономического форума (3 апреля 2018 г.) призвал объявить войну ЕГЭ, который не развивает, а глушит природные креативные способности человека. Но есть и другие проблемы: 1) темпы развития технологий стали сравнимыми с темпом приобретения знаний; 2) растущий процесс углубления и дифференциации знаний привел к их неоправданному дроблению; 3) существующая методика не включает самого обучаемого в поиск знаний на расширенном пространстве всего комплекса наук, гуманитарных и естественных. Добавим также проблему сочетания фундаментальной и практической подготовки: если мы стремимся расширить подготовку, то рискуем «размазать» обучение и получить поверхностного специалиста; а если сузить, специализировать обучение, то такой работник, в силу изменения технологий и самого реестра специальностей, может не найти себя на рынке труда. Решение перечисленных проблем нам видится в двух направлениях: 1) в интеграции знаний, в поисках общих закономерностей - типа «равновесия баланса сил и энергий»; 2) в переводе акцента с обучения (знаниям, навыкам) на развитие ключевых компетенций (что уже началось) и формирование творческих способностей (что пока еще является уделом отдельных новаторов). Заметим, что ключевые компетенции - это синтез базовых знаний и личностных качеств, и их формирование выходит за рамки привычных обучающих технологий: обучение выступает как инструмент развития.

5. Новые принципы развивающего обучения. Развивающее обучение, разрабатываемое в трудах академика В.В. Давыдова1 и других ученых, предопределяет иную структуру предметов: они должны строиться в соответствии с логикой научного исследования, со способами научного изложения материала, с использованием таких предметных действий, которые позволяют обучаемому самостоятельно выделять отношения, имеющие всеобщий характер.

В результате исследования указанных выше проблем мы пришли к четырем принципам развивающего обучения: 1) принцип спирального построения программы: обучение начинается с практики, а теория как бы накручивается на стержень специальности с включением все более сложных теоретических вопросов; 2) принцип инверсии: обучение идет от принятых компетенций к необходимым предметам на расширенном поле знаний; 3) принцип креативности - когда сами предметы выступают не только как объекты изучения, но и как субъекты формирования творческих способностей; 4) принцип психического равновесия, который показывает возможности снятия ограничительной психологической защиты и расширения «информационных ворот», более глубокого видения реальных процессов с их многомерностью и противоречивостью - как основы для включения творческого процесса в поиск оптимальных решений в условиях противоречий и неполной определенности. Поясним сущность каждого из указанных принципов.

Принцип спирального построения программы впервые предложил профессор К.Г. Марквардт: в ней материал общенаучных и общепрофессиональных дисциплин как бы накручивается на «стержень» специальности2. Схематически это выглядит так: вначале специальность изучается на уровне упрощенной модели, описываемой теоретическим (математическим) аппаратом средней школы. Затем, на следующем витке учебной спирали возникающая потребность более глубокого познания специальности вызывает к жизни более сложный аппарат - и уровень изучения профессии повышается вместе с уровнем используемого теоретического аппарата. Практические (комплексные) занятия и деловые игры обеспечивают закрепление достигнутого уровня знаний и делают спираль подготовки прочной. Необходимо подчеркнуть: предлагаемое опережающее вхождение в практику специальности с ее методически выделяемыми проблемами вызывает живую осознаваемую потребность в теоретических знаниях, которые прочно «ложатся» на уже подготовленную («воспаленную») психику. С другой стороны, полученные теоретические знания способствуют своевременному обобщению практического опыта и стимулируют (ускоряют) созревание специалиста. Фактически при чередовании практических и теоретических блоков открывается возможность неоднократного «прохождения» по известной гносеологической цепочке: «От чувственно конкретного - к абстрактному - и, в конечном итоге, к конкретному в мышлении». И в данном случае логика исследования естественно реализуется в логике изучения - как того требует развивающее обучение. Так же естественно - в виде большой гносеологической цепи («внешней спирали») -можно выстроить и весь процесс обучения: развернутое введение в специальность с обоснованием всей архитектуры учебного плана (чувственная конкретизация) - изучение научной (теоретической) части дисциплин (абстрагирование) -синтез всех дисциплин с помощью обобщенной теории (например, кибернетики или синергетики), комплексных деловых игр, выполнения выпускного проекта или практики (формирование интегрально-конкретного в мышлении).

Принцип инверсии, впервые для обучения предложенный автором, означает, что вначале обосновываются требуемые компетенции, а затем выбираются предметы для их формирования. В процессе работы в составе Межотраслевого комитета по корпоративным инновациям (в металлургической области) мы определили следующий набор компетенций: стратегические, концептуальные, планово-программные, методические, нормативные, организационные, гармонические. В качестве примера остановимся на: 1) организационной компетенции как умении эффективно соединять различные ресурсы во времени и пространстве и давать им движение в определенном направлении и 2) гармонической компетенции как умении видеть гармонию и красоту в любом деле. В основе организационной компетенции -

1 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

2

Марквардт К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. - М.: Знание, 1981.

развитый до совершенства практический ум: как сочетание ума и воли («квадрат Наполеона»); одновременное видение общего и частного; наблюдательность к деталям; равновесие между синтезом и анализом; мгновенный переход от сложного материала, охватываемого анализом, к простому решению как результату синтеза. В качестве предметов здесь могут выступать: мастерство полководца; психология как сочетание сознательного и бессознательного; философия как диалектика анализа и синтеза; менеджмент как использование ресурсов для достижения цели с наивысшей эффективностью. В качестве предметов, обеспечивающих формирование гармонической компетенции, могут быть: автомобили и самолеты как объекты дизайна и воплощенной целесообразности; двойная спираль ДНК в биологии как красивая и целесообразная «конструкция» природы (Ф. Крик: «мы не сразу поняли, что молекула должна быть красивой»); физика кристаллов с поражающим воображение набором кристаллических решеток; театральное искусство как синтез пластики, музыки и речи с недосказанным смыслом - для включения зрителя в сотворчество.

Третий принцип (формирование креативности), обоснованный автором, требует выявления противоречий в рассматриваемой области и поиск (совместно преподавателем и слушателем) путей их разрешения. Например, в области менеджмента нами выделялись следующие противоречия1: централизация и децентрализация управления; монолитность (цельность) фирмы и свобода ее подразделений; исполнительность и творчество в деятельности; риск и осторожность в принятии решений; научный подход и искусство в подготовке решений; плановость деятельности и неполная определенность (случайность) внешних и внутренних условий; устойчивость (стабильность) систем (процессов) и их изменчивость (адаптивность, управляемость). Анализ указанных противоречий в процессе обучения позволяет найти новые (для слушателей) пути их решения, а также выйти на универсальные приемы разрешения про-блем2: прием идеальной модели, инверсия, взаимная адаптация, самоорганизация, расширение пространства проблемы, маневр во времени, прием промежуточного поля, принцип объединяющейся задачи или Общего дела.

В виду ограниченности объема доклада приведем примеры инверсии и расширения пространства проблемы. Изобретение конвейера в машиностроении, когда изделие движется к рабочему, получило новые продолжения: в аэропорту самолет движется к пассажиру; в сетевом маркетинге магазин «бежит» за покупателем. Можно распространить этот прием: подстраивать оборудование самолета или автомобиля под пилота или водителя (что уже частично делается); подстраивать климат в комнате под конкретного человека; подбирать участников семинара с учетом психологических особенностей, добиваясь максимальной эффективности совместной работы.

Классический пример расширения проблемы: Д.И. Менделеев создал Периодическую систему элементов, выйдя в расширенное пространство «химия (валентность) + физика (атомный вес)», открыл закономерность, реально существующую в природе. Синтез акустических систем с электронными и оптическими системами, осуществленный Ю.В. Гуляевым и В.И. Пустовойтом, привел к созданию акустоэлектроники и акустооптики и приборов, которых не знало человечество (и природа). Сейчас мы ожидаем новых открытий при органическом объединении живых и неживых тел, искусственного и естественного интеллекта, при разработке нано - и биотехнологий. Автором предложены новые системы безопасности, основанные на объединении земных и космических объектов как замкнутых «кольцевых» систем «Космос - Земля», функционирующих на принципах гомеостаза. В наше время бессмысленно решать проблему здоровья людей в пространстве «люди +лекарства»; надо выходить в расширенное пространство «люди + здоровое человеческое окружение + профессиональная и честная власть + чистая природа».

Четвертый принцип (психического равновесия), впервые предложенный автором, отражает закономерности нашей психической системы, связанные с энергетическим балансом. Выше отмечалось, что компетенция - это синтез базовых знаний и личностных качеств, среди которых важнейшее значение имеют творческие способности. Ученые показали, что творчество требует полной информации об изучаемых объектах и явлениях - с ее многогранностью и противоречиями. Это как бы условие включения творческого процесса. В то же время сознание «фильтрует», отсекает противоречивую информацию, поскольку она нарушает равновесие личности. Эту функцию выполняет так называемая психологическая защита с ее известными инструментами (отрицание, вытеснение, подавление, идентификация, рационализация и др.) Для расширения «информационных ворот» необходимо ослабить эту защиту, но так, чтобы «информационный ветер не повалил столб личности» (образ автора). Мы рассматриваем динамику равновесия как кибернетическую систему с обратными связями и выделяем два типа компенсаторных обратных связей: самооправдание (психологическая защита) и активные действия. Чем меньше потенциал для активной деятельности, тем большую роль объективно играет самооправдание или защита (мы здесь не останавливаемся на осознаваемых и неосознаваемых аспектах этих процессов). Таким образом, обучение, направленное на развитие, на увеличение творческого потенциала, одновременно позволяет снять (скорее частично) психологическую защиту и «расширить информационные ворота». Что, в свою очередь, повышает потенциал, и мы получаем своего рода эволюционный спиральный процесс3. Задача педагога и развивающего обучения в целом как раз и состоит в том, чтобы постепенно увеличивать творческие возможности человека, не нарушая психического равновесия. В качестве примера сочетания активной и пассивной (защитной) компенсации неблагоприятного (стрессового) воздействия на личность, приведем историю с поэтом Сергеем Есениным. Как известно, поэт злоупотреблял алкоголем, и он нашел оправдательный поэтический образ качающего корабля и трюма, куда он спустился, «чтоб не смотреть людскую рвоту». «Тот трюм был русским кабаком, и я склонился над стаканом, чтоб не жалея ни о ком, себя сгубить в угаре пьяном». Но в то же время сама попытка поэтически объяснить свое поведение - это не только самооправдание и защита, но и творческая активная работа, которая, в

1 Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова; Москва - Пресс, 2007.

2

Ванюрихин Г.И. Глобальный менеджмент. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова; Москва - Пресс, 2011.

3

Ванюрихин Г.И. Творчество и психическое здоровье человека. Пленарный доклад на МНПК «Психология и здоровье человека». Вестник института семьи. Вып. 8. Психология и управление здоровьем человека. - Екатеринбург, 2015. - С. 19-27.

соответствии с принципом психического равновесия, сама несет компенсаторный эффект. В работах автора приведены и другие примеры обеспечения психического равновесия, но главное другое: автор использовал формулу равновесия для наращивания творческого потенциала обучаемых, выведения их из чисто самооправдательного равновесия, поднятия на новый уровень базовых знаний и компетенций. Этой цели служат многочисленные творческие задачи, разработанные и опубликованные в монографиях и учебных пособиях автора. Следует добавить, что противоречивость «русского духа» и характера, описанная Н. Бердяевым и Г. Федотовыми и позволяющая «впускать» в себя противоречивую информацию, объясняет творческую мощь нашего уникального народа.

В заключение отметим, что предложенная автором методика обучения является новаторской и позволяет сделать прорыв в этой важнейшей сфере. Но надо позаботиться о том, чтобы подготовленные нами креативные специалисты не «утекли» в зарубежные страны, которые могут им предоставить более благоприятные условия для творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.