Научная статья на тему 'Стратегия развития предпринимательского потенциала в малых структурах региона'

Стратегия развития предпринимательского потенциала в малых структурах региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития предпринимательского потенциала в малых структурах региона»

при прочих равных условиях. Это, в свою очередь, облегчит работу топ-менеджеров компаний, менеджеров по персоналу и даст им ориентиры в их практической деятельности на благо своей организации и общества в целом.

Гусейнова А.И.

Стратегия развития предпринимательского потенциала в малых структурах региона

На современном этапе социально-экономических преобразований, вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.

Таким образом, эффективность использования малыми предприятиями своего потенциала в республике сдерживается в результате многих объективных причин.

Во-первых, - это отсутствие рынка финансовых услуг. В республике отсутствуют в настоящее время коммерческие банки, которые не боятся риска, имеющих четкую кредитную линию и заинтересованных в работе с предпринимателями. Позиция банков останется неизменной, пока на федеральном уровне не будет четкого законодательства, защищающего инвестора от недобросовестного заемщика.

Во-вторых, много проблем остаются в части государственной регистрации предприятий и предпринимателей. В июле 2002г. администрации районов и городов республики регистрацию передали в ведение налоговых органов.

В-третьих, малому предпринимательству отводится особое внимание всевозможными контролирующими и надзирающими органами, часто в разрез Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Неоднократные проверки и факты поборов подрывает заинтересованность предпринимателей развивать малое предпринимательство.

В то же время субъекты малого предпринимательства продолжают сталкиваться с проблемами следующего характера:

- недостаточностью собственных средств;

- неразвитостью рынка лизинговых услуг;

-отсутствием надежных правовых гарантий и нестабильностью законодательства;

- разрастанием административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, система контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.);

- социальной незащищенностью.

Необходимо отметить, что существует тенденция изменения организационно-правовых форм субъектов малого предпринимательства, т.е. происходит перерегистрация юридических лиц в предприниматели - физические лица. Кроме того, анализ показывает, что значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступают к хозяйственной деятельности, либо ликвидируются. Кроме того, часть

малых фирм действуют в теневой экономике, которые по масштабам оборота превзошли организованную торговлю. Многочисленные трудности в их развитии приводят тому, что главным способом выживания ими выбрано приспособление (уход в тень). Эта практика реализуется распространением наличного оборота, использованием бартерного обмена, различных финансовых ухищрений (искажение реальной стоимости сделки, фиктивные сделки и т.д.). Укрытие от учета значительной части дохода в среде предпринимателей все чаще производятся путем выполнения работ без оформления договоров.

Решение этих проблем, нейтрализация (смятение) действия отрицательных факторов, создание благоприятной среды для реализации малыми предприятиями своего потенциала в полной мере - вот важнейшая задача органов государственной власти всех уровней, общественных организаций, союзов предпринимателей и самих предпринимателей.

В связи с этим необходимы действенные меры по развитию соответствующей инфраструктуры: создание региональной системы информационного обслуживания предприятий малого бизнеса, муниципальных фондов или центров поддержки малого предпринимательства, лизинговых компаний, консалтинговых, информационных центров, бизнес - инкубаторов, учебно-деловых центров. Следует изучить вопросы открытия на территории республики филиалов федеральных структур по поддержке малого предпринимательства.

Для приведения в действие этих мер следует, чтобы республиканские власти считали поддержку малого бизнеса приоритетной. Главным условием функционирования малого предпринимательства является обеспечение стабильности государственной политики по отношению к малому бизнесу. Именно этот фактор может сыграть решающую роль в увеличении числа новых малых предприятий, повышении эффективности их деятельности, а главное стимулировании притока рабочей силы в сферу малого бизнеса.

Преодоление возникающих трудностей, дальнейшее развития малого предпринимательства, активизацию и повышение эффективности производственной и инвестиционной деятельности следует осуществлять по следующим стратегическим направлениям:

• Передавать малым предприятиям на льготных условиях для использования в производственных целях бездействующие и недозагруженные основные фонды и другую недвижимость государственной и муниципальной собственности;

• Активно формировать франчайзинговые структуры, создать условия и стимулы для производственно-технологической и инновационной кооперации предприятий с крупными предприятиями Дагестана, а также других регионов Северного Кавказа и Южного Округа;

• Осуществить меры, направленные на поддержку малых предприятий в сельских районах путем укрепления их финансовой базы, кредитования и развития финансового лизинга;

• Формировать корпоративные структуры путем объединения малых предприятий в общества, союзы, кооперативы и иные структуры, разработать механизм концентрации их усилий и средств, для решения масштабных задач, взаимного кредитования, обмена информацией и т.д.;

• Формировать действенную структуру помощи, поддержки и информационного обеспечения малого предпринимательства в каждом районе и городе;

• Малым предприятиям следует диверсифицировать свою деятельность, по возможности превратив их в многопрофильные. Это существенно повысит их устойчивость на рынке, за счет внутрифирменного перераспределения ресурсов и работы в различных сегментах рынка.

Одним из наиболее эффективных стратегических направлений повышения предпринимательского потенциала населения может быть создание дополнительных рабочих мест с участием органов службы занятности на основе передачи оборудования по лизингу арендаторам и трудоустройства на них безработных граждан, состоящих на учете в центрах по занятности и труду.

Серьезного внимания требует проблема социальной защиты интересов предпринимателей в сфере малого бизнеса. В Федеральном законе прописаны основные направления такой защиты, которые детализируются законодательством субъектов Федерации. Это, прежде всего, - создание Обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, для аккумуляции временно свободных денежных средств его участников в целях оказания им финансовой помощи в случае необходимости (Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательства в РФ» (ст. 12)).

Другой важнейшей формой защиты является развитие и организация тех видов страхования, в которых в наибольшей степени нуждается малый бизнес. Речь идет о страховании принадлежащего предпринимателям имущества.1 Оно является, с одной стороны, условием получения финансовой поддержки и гарантии на выдачу кредита из средств городского бюджета, с другой стороны, средством защиты от риска «банкротства», хищения принадлежащего им имущества.

Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется согласно Закону на льготных условиях. Причем допускается, что расходы предпринимателей по имущественному страхованию могут полностью или частично возмещаться из средств фонда поддержки малого предпринимательства (ст. 13 «Закона о государственной поддержке малых предприятий»). Однако для коммерческих страховых компаний страхование имущества малых предприятий невыгодно из-за высокого риска их гибели, концентрации имущества в одном месте, невысокой стоимости объектов малого бизнеса, а, следовательно, и сумм страховых платежей на местах.

Следует считать позитивной практику создания в Республике при поддержке регионального и муниципального уровней обществ взаимного страхования и кредито-

1 См. Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 930.

вания субъектов малого предпринимательства.1 Их учредителями выступают фонды поддержки малого предпринимательства и другие правомочные субъекты малого бизнеса - юридические и физические лица. При минимально достаточных тарифных и налоговых льготах такие общества с успехом могут выполнять функцию защиты малого бизнеса, действуя на бесприбыльной основе. В них субъекты малого предпринимательства являются одновременно и собственниками и страхователями из фонда совместно объединенных средств.

Одной из наиболее актуальных форм содействия в защите предпринимателей могло бы стать ускорение принятия законодательного акта по вопросу страхования предпринимательского риска. Закон «О страховании », принятый 27 ноября 1992 г., не решил этой проблемы, т.к. еще не все ее аспекты были достаточно очевидны к моменту утверждения Закона. Однако уже совершенно четко обозначились группы причин предпринимательского риска, которые нуждаются в неотложной законодательной регламентации. Это: риск некоммерческого характера (по причине войны, стихийных бедствий, забастовок и т.п.) и риск неполучения дохода из-за нарушения обязательств контрагентом предпринимателя.

Отсутствие правового регулирования предпринимательского риска привело на практике к широкому распространению его страхования в различных вариантах и на различных уровнях, нередко в уродливых формах (например, страхование заемщиком собственной ответственности за не возврат кредита).2

Определенного внимания требуют к себе проблемы кооперативной деятельности. Как известно, производственная, да и потребительская кооперация разрушена. Поэтому для ее возрождения необходимо законодательное оформление кооперативной собственности; принятие единого закона о кооперации, в котором бы раскрывалась суть кооперативных отношений, членство в них, условия и порядок развития кооперативов различных видов, основы и принципы их взаимодействия с государством, другими хозяйственными формами, дополнение его законами по отдельным видам кооперативов.

Ориентация на увеличение предпринимательского потенциала в форме кооперативов решает несколько задач. Во-первых, возрождаются российские традиции организации эффективной занятности. Во-вторых, с помощью этой хозяйственной формы (например, через кредитные кооперативы) в экономический оборот могут быть вовлечены средства, имеющиеся у населения. В-третьих, с помощью кооперативной формы могут быть легализованы реально существующие различные объединения работников в разных сферах экономики, в частности, в челночном бизнесе, смягчающие последствия безработицы, невыплаты зарплаты и т.п. Если не задушить налогами официально оформляемые кооперативы в «челночном» бизнесе и

1 Закон РФ «О страховании» предусматривает создание таких обществ (товариществ).

2 Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 933.

дать им возможность организоваться, с их помощью можно сдержать связанную с нынешним этапом выживания маргинализацию населения и уменьшить криминальную составляющую.

Одним из направлений эффективного использования предпринимательского потенциала и адаптации деловых качеств предпринимателей к условиям рынка является развитие народных предприятий с собственностью предпринимателей, преодоление негативного отношения со стороны правительственных структур к этому типу предприятий, тормозящего использование внутренних резервов, потенциала «инвестиционного самофинансирования», возможность сохранения предпринимательской деятельности.

В Дагестане традиционно развиты народно-художественные промыслы и ремесленничество. Изделия художников - ювелиров успешно экспонировались на международных выставках. Однако разрыв сложившейся хозяйственных связей и торговой сети вынудил значительное количество мастеров надомников, и предприятий приостановить свою деятельность. На предприятиях народных, художественных промыслов сохранились и высококвалифицированные специалисты и производственные мощности. В 2000 г. предполагалось оказать содействие в создании (восстановлении) рабочих мест на 17 объектах, в том числе 3 тыс. работающим на условиях надомного труда, требующих минимальных затрат на обеспечение их функционирования. Создание ремесленной палаты позволило бы возродить эту сферу предпринимательской деятельности и оказать имущественную и информационную поддержку предпринимателям в этой области.

Таким образом, анализ особенностей развития малого предпринимательства в рассматриваемом регионе, показал, что стратегию формирования предпринимательского потенциала в малых структурах можно определить, как комплекс региональных решений, мероприятий и действий, направленных на создание благоприятных социально-экономических, организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям, отвечающим задачам экономического роста.

Умаргаджиев М.О.

Эконометрическая модель выбора поставщиков

Актуальность разработки адекватного метода выбора поставщика связана с одновременным присутствием двух пересекающихся тенденций развития бизнеса (причем не только российского). Первая заключается в том, что планирование потребности в материалах, системы своевременности производства и поставок, новый акцент на качество и ориентация на маркетинг приводят к изменению концепции работы с многочисленными поставщиками к работе с одним долгосрочным источником поставок. Другими словами, отношения между покупателем и продавцом «на расстоянии вытянутой руки» сменяются более тесными, что также подчеркивается,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.