УДК 371:351:851
Ю. В. Дубовицкая
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗАТО СЕВЕРСК: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА,
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Описаны стратегические ориентиры развития образовательной системы закрытого административно-территориального образования Северск и представлены аналитико-информационные данные о состоянии образования, описаны и охарактеризованы прогнозные направления развития.
Ключевые слова: образовательные системы, финансирование образовательной системы, ФГОС, реструктуризация системы образовательных учреждений.
Современная образовательная ситуация характеризуется определением новых подходов к организации управления образовательными системами, уделяя особое внимание переходу от централизованного принципа управления образованием к региональному. Процесс разворачивания региональной образовательной инфраструктуры является, по оценкам специалистов, наиболее перспективным на ближайшее десятилетие [1, 5].
Образование как ресурс движения к инновационной экономике находится в числе стратегических приоритетов как в Российской Федерации, так и в отдельных ее регионах и территориальных образованиях, востребуя для своего развития разработки стратегии, выделения тактических шагов для роста нового качества образования, диктуемого требованиями ФГОС. В данной связи актуальными исключением не является и ЗАТО Северск Томской области, несущее в себе все характеристики закрытых административно-территориальных образований [2], что транслирует на систему образования города ориентацию прежде всего на региональные условия и удовлетворение региональных потребностей.
Реализация национальных проектов в течение последних десяти лет была направлена на модернизацию системы образования, что нашло свое отражение во многих программных документах, первое место среди которых занимает новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], принятый в 2012 г. Одной из важных составляющих процессов модернизации образовательных систем выступает экономическое обеспечение. Постоянно растущее финансово-экономическое обеспечение региональных и муниципальных образовательных систем создает условия для перехода от модернизации к процессам интенсификации развития образования. Так, расходы на образование в 2013 г. составили более 1 700 тыс. руб., составив прирост к финансированию предыдущего года 30,55 %. При этом важно, чтобы растущие финансовые потоки приводили к новому качеству деятельности всей системы образования. Именно с этой точки зрения было проанализировано разви-
тие системы образования ЗАТО Северск за 2012/2013 учебный год, оценена эффективность достигнутых результатов.
В 2012/2013 учебном году стратегия развития муниципальной системы образования была выстроена вокруг решения ряда основных задач:
- совершенствование экономических механизмов;
- в сфере образования развитие механизмов и стимулов инвестирования в ОУ частных и корпоративных средств;
- обеспечение и повышение доступности качественного образования, в том числе обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ОВЗ;
- развитие инфраструктуры ОУ, создание образовательного дизайна ОУ, укрепления, развития материально-технической и учебной базы ОУ;
- повышение эффективности и оперативности управления в МОС за счет создания комплексной системы оценки качества образования.
В текущем году доля расходов бюджетных средств, осуществляемых Управлением образования, в структуре бюджета ЗАТО достигла 49 %.
При построении динамической картины можно отметить за последние три года кратное увеличение средств, направляемых на функционирование образовательных учреждений через Управление образования - главного распорядителя бюджетных средств: по отношению к 2011 г. темп роста финансирования из федерального бюджета составил
ФБ ОБ МБ ВБ
■ 2011 2012 2013
Рис. 1. Финансирование учреждений образования (2011-2013 гг.)
256 %, областного - более 180 % и местного -125 %. В целом расходы за три года увеличились на 140,4 % при сохранении их структуры по источникам финансирования (рис.1). Вместе с тем основными источниками финансирования учреждений образования выступают местный (53,96 %) и областной (41,25 %) бюджет.
В сумме расходов на образование наибольшую часть средств (70 %) составляют расходы на оплату труда со страховыми взносами, при этом ФОТ увеличивается к уровню прошлого года более высокими темпами по сравнению с другими видами расходов, что отражено на рис. 2.
Капитальный ремонт - 1 %
Расходы на коммунальные услуги - 4 %
Текущий ремонт - 3 %
Капитальное строительство - 6 %
Приобретение оборудования - 0,23 %
Прочие расходы - 16 %
Фонд оплаты труда с начислением - 70 %
Рис. 2. Структура распределения финансирования
В 2013 г. предусмотрено средств на оплату труда на 33,88 % больше, чем в прошлом году, что позволило повысить среднюю заработную плату одного работника за 1 полугодие 2013 г. в разрезе образовательных учреждений (рис. 3).
Данные показатели продиктованы исполнением указов Президента Российской Федерации № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также таких стратегических документов, как государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», Нацио-
30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
■ Среднемесячная заработная плата 1 работника за 1 полугодие 2012 г., рублей Среднемесячная заработная плата 1 работника за 1 полугодие 2013 г., рублей
Рис. 3. Показатели по средней заработной плате работников образования (2012-2013 гг.)
25 997
18 527
19 972
22 261
14 099
14 264
ДОУ ОУ ДОД
нальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., и других, в которых определены целевые ориентиры на перспективу относительно дошкольного, дополнительного и профессионального образования. Как показывает анализ практики, взятые муниципалитетом обязательства в рамках реализации проекта модернизации систем общего образования по доведению средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в экономике выполняются и прогнозно-заработная плата педагогов, по данным за 2013 г., будет составлять 33 тыс. руб. в общеобразовательных учреждениях, 26,4 тыс. руб. - в дошкольных образовательных учреждениях и 29,15 тыс. руб. - в учреждениях дополнительного образования. Кроме этого был введен в практику обновленный механизм премирования руководителей образовательных учреждений ЗАТО Северск, учитывающий совокупность факторов и показателей эффективного управления образовательным учреждением, первые результаты функционирования которого были представлены на V Байкальском образовательном форуме «Учитель и культура - вызовы XXI века», где получил высокую оценку федеральных экспертов и был рекомендован для распространения в других регионах страны [4].
Важной составляющей развития образовательной системы территории является развитие их экономической самостоятельности. Так, сегодня имеют статус автономных три учреждения дошкольного образования («Детский сад № 7», «Детский сад ПО № 10», «Детский сад № 48») и три общеобразовательных учреждения (Северский физико-математический лицей, средние общеобразовательные школы № 76 и 80).
Одной из приоритетных задач развития муниципальной системы образования является повышение эффективности функционирования сети образовательных учреждений. По статистическим данным, на конец 2012-2013 учебного года учреждения дошкольного образования посещали 6113 детей, 10 136 детей - учреждения общего среднего образования и 2 100 - дополнительного образования. Сравнительные данные за три года позволяют зафиксировать влияние миграционных процессов на потребность в образовательных услугах: наряду с тем, что возрастает потребность в дошкольных образовательных учреждениях, в среднем 100 семей с детьми в возрасте 7 лет выезжают из города на постоянное место жительства в другие регионы.
На сегодняшний день в городе численность детей раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 лет) составляет 8 623 человек, из них 6 113 (70,8 %) посещают дошкольные учреждения, по состоянию на 22.08.2013 г. сохраняется потребность в 443 местах для детей от года до пяти лет.
Механизмом решения проблемы расширения доступности дошкольного образования выступает реализация мероприятий в рамках целевой программы «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования на 2011-2016 годы».
Кроме открытия дополнительных групп в рамках программы (было открыто 5 групп на 105 детей) осуществляется строительство нового детского сада на 260 мест, ведется капитальный ремонт здания детского сада на 80 мест, планируется реконструкция здания начальной школы СОШ № 76.
В решении проблемы организации доступности дошкольного образования как альтернативная форма организована работа двух групп кратковременного пребывания детей на базе средней общеобразовательной школы № 87.
При определении перспектив развития муниципальной системы образования с учетом демографической ситуации города и в связи с увеличением количества детей дошкольного возраста, с вступлением в силу нового закона об образовании, в котором семейное обучение рассматривается как одна из форм получения образования, считаем необходимым не только количественно расширять имеющуюся на территории городского округа сеть дошкольных образовательных учреждений, но и развивать вариативные формы получения дошкольного образования. Так, с сентября 2013 г. на базе МБДОУ «Детский сад № 11» начинает функционировать консультационный центр по сопровождению семейного воспитания.
В программных документах, относящихся к общему среднему образованию, одним из основных критериев оптимизации, характеристик эффективности системы образования и условий предоставления образовательных услуг выступает показатель наполняемости классов (нормативное значение - 25 человек); в Северске данный показатель стабилен и составляет 22-23 обучающихся.
Современная школа ориентирована на разно-уровневость, вариативность, многопрофильность с набором разнообразных образовательных услуг, она призвана быть стартом для детей самых разных способностей, задатков и желаний с учетом их индивидуальных личностных особенностей и пожеланий родителей. Изменение социального заказа формирует и структурные изменения. В частности, ориентир на наиболее полное удовлетворение потребностей детей в обучении, потребность в обеспечении повышения качества образования за счет более эффективного использования материальнотехнических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов на основе их концентрации и кооперации обусловил реструктуризацию сети образовательных учреждений ЗАТО Северск в 2012-
2013 учебном году. В логике решения данной задачи была проведена реорганизация двух школ (№ 86 и № 87) путем слияния, а на основе объединения «Центра детского творчества» и Детской музыкальной школы им. П. И. Чайковского создана Детская школа искусств, осуществляющая обучение детей по программам предпрофессиональной и общеэстетической подготовки.
В системе образования ЗАТО Северск продолжилась интеграция образовательных учреждений и социальных партнеров в образовательные округа (комплексы): в состав образовательных округов входят детские сады, объекты культуры, спортивные сооружения. Расширение интеграционных процессов в сфере образования обусловлено тем, что в число участников образовательного процесса входят не только педагоги и обучающиеся, но и их родители (законные представители), что значительно расширяет целевую аудиторию получателей образовательных услуг. Данный проект предусматривает создание в период до 2015 года 13 образовательных округов с базовыми общественно активными школами; сегодня уже шесть таких округов организовано и действует на базе общественно активных школ (№ 76, 78, 80, 87, 88, 90), две из которых (№ 80 и 90) стали победителями в конкурсном отборе по внедрению инновационных образовательных программ (проектов), представив на конкурс концепции развития образовательных округов.
Современная школа стремится стать разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей.
Инновационные образовательные практики, реализуемые в учреждениях ЗАТО Северск, характеризуются и внедрением программы «Образовательная робототехника», направленной на формирование интереса обучающихся к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники. В реализации программы приняли участие 18 общеобразовательных учреждений и учреждение дополнительного образования «Поиск». Всего прошли обучение по программе «Образовательная робототехника» 997 учеников.
Следует отметить системность в расширении доступности образовательных учреждений, направленных на создание в образовательном учреждении адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и де-тей-инвалидов. Образовательные учреждения
1GG
ВО
60
40
■ качественная успеваемость в ОУ
■ в среднем по Северску 2012 г (44,91)
■ в среднем по Северску 2013 г (53,29)
■ в среднем по Томской области (49,8)
9
ю
<0
N
<0
Ю
N
<0
2
8
0
*
Ю
*
Ю
9
*
ШШІІІІІШ............III mill IIIIII11111111111111111111.........IIIIIIIIIIIIII.........................................................
о,
со
0
ІП
2
со
п
ІП
2
“1
N
ІП
■......II МММ МІМ МММ МММ МІМ МММ II.............................................................I.МММ. Q МММ МІМ МММ I
53,29
49,80
44,91
2О
>
О
ш
©
О
>
о
<
>
о
ш
и
>
о
ш
3
О
О
>
о
<
3
о
О
>
о
ш
>
о
ш
3
О
О
>
о
<
3
о
О
>
о
ш
3
о
о
>
о
ш
3
О
о
>
о
ш
3
О
о
>
о
ш
3
О
С)
>
о
ш
3
О
С)
>
о
ш
3
О
о
>
о
ш
3
О
о
>
о
ш
3
О
о
>
о
ш
3
О
С)
>
о
ш
>
о
ш
Рис. 4. Результаты образовательной деятельности учреждений ЗАТО Северск
О
ЗАТО Северск активно развивают инклюзивную практику, что подтверждается результативностью участия образовательных учреждений во всероссийских конкурсах и грантах в 2012-2013 году. Создание комфортных и безопасных условий пребывания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях является приоритетным направлением в работе Управления образования. Обеспечение современного качества образования невозможно без развития инфраструктуры, укрепления материально-технической и учебной базы образовательных учреждений. Это требует значительных финансовых вложений, одним из механизмов увеличения объемов финансирования при этом является участие в конкурсах, грантах, проектах, программах. Так, в 2013 г. были привлечены средства за счет реализации двух федеральных программ и трех областных. Исполнение муниципальных программ позволило обеспечить требования пожарной безопасности, выполнить текущие ремонты помещений и учебных кабинетов, обеспечить современным оборудованием пищеблоки и др.
Всего на развитие инфраструктуры образовательных учреждений ЗАТО Северск до конца 2013 года будет направлено более 89 млн рублей.
Положительная динамика развития инфраструктуры образования стала возможна в том числе и за счет средств проекта модернизации региональных систем образования, финансовое обеспечение которого в 2013 г. составило более 24 млн руб., потраченных не только на текущий ремонт,
но и на приобретение учебно-лабораторного и компьютерного оборудования, пополнение библиотечного фонда и др.
Все вышеотмеченное направлено прежде всего на достижение нового качества образования, расширение образовательных возможностей обучающихся.
Результаты образовательной деятельности ОУ в сравнении с предыдущим периодом и данными по Томской области представлены на рис. 4, 5.
Анализируя показатели распределения выбора предметов для сдачи выпускниками в форме ЕГЭ, следует отметить наблюдающиеся последние два учебных года стабильное распределение, исключение составляет физика (рис. 6). Так, в 2012-2013 учебном году предварительно физику выбрали 32 % выпускников, приняли участие только 24,9 %; снижение данной цифры произошло по той причине, что большая часть выпускников участвовала в олимпиаде по физике «Будущее Сибири», по результатам которой они набрали достаточное количество баллов для зачисления в вузы.
По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение количества выпускников, не набравших минимальный пороговый уровень по математике, биологии, физике, обществознанию и химии. В целом по муниципалитету наблюдается положительная динамика повышения среднего балла по результатам ЕГЭ.
Особо хотелось бы отметить увеличение по сравнению с прошлым годом количества выпуск-
качественная успеваемость в ОУ
■ в среднем по Северску 2012 г (66,73)
■ в среднем по Северску 2013 г (68,58)
■ в среднем по Томской области (66,92)
1GG
80
60
40
20
5
«
8
8
«о * СО «о Г» I* п
• S
N ь
О |_f) ІНШИМ
>
о
о
>
§
>
о
ш
о
>
О
ш
3
О
о
>
о
<
3
о
о
>
о
ш
>
о
ш
3
о
о
>
о
<
3
о
о
>
о
ш
3
о
о
>
о
ш
3
о
О
>
о
ш
3
о
О
>
о
ш
3
о
о
>
о
ш
3
о
о
>
о
ш
3
о
о
>
о
ш
3
о
О
>
о
ш
3
о
О
>
о
ш
3
о
о
>
о
ш
>
О
ш
Рис. 5. Результаты образовательной деятельности учреждений ЗАТО Северск
0
ников, набравших по результатам ЕГЭ от 90 до 100 баллов (всего было получено семнадцать стобалльных результатов по математике, географии, информатике, обществознанию, русскому языку, физике, химии и биологии, из них 7 - по русскому языку) и количество золотых (42) и серебряных (22) медалистов.
Подводя итоги развития образовательных учреждений ЗАТО Северск, можем констатировать, что использование новых подходов к управлению финансовыми потоками позволяет повысить эффективность их использования, стимулировать инно-
вационную деятельность образовательных учреждений и создавать условия для дальнейшего развития финансовой самостоятельности образовательных учреждений, в том числе в части привлечения внебюджетных источников на основе расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
Реализация государственной, региональной и муниципальной политики в сфере образования, дальнейшее развитие муниципальной системы образования на ближайшую перспективу наиболее эффективным будут при принятии за основу стра-
2010-2011
2011-2012 2012-2013
Рис. 6. Распределение выбора предметов выпускниками для сдачи ЕГЭ
тегии «трех «И» (инвестиции, инновации, интенсификации), в логике которой востребуется решение ряда задач, среди которых наиболее значительными являются следующие:
- осуществление перехода на ФГОС учреждений дошкольного образования, приведение инфраструктуры дошкольного и общего образования к уровню, соответствующему требованиям ФГОС;
- апробация ФГОС (основного) общего образования в 10-х классах на основе сетевого взаимодействия, разработка нормативно-правового обеспечения модели профильного обучения с полива-риативными компонентами;
- апробация сетевой модели физико-математического образования с поливариативными компонентами, расширение вариативности образователь-
ных программ физико-математической и технической направленности, интеграция основного и дополнительного образования по указанным направлениям;
- повышение качества образования в образовательных учреждениях ЗАТО Северск, в том числе физико-математического образования;
- совершенствование системы работы с одаренными детьми, формирование олимпийского резерва по предметным областям;
- интеграция дополнительного и общего образования с учетом требований ФГОС нового поколения.
Разработка теории и практики решения названных задач позволит повысить качество оказания образовательных услуг в учреждениях ЗАТО Се-верск Томской области.
Список литературы
1. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М., 1993. С. 99.
2. Вяткина О. В. Процессы модернизации в экономике закрытого города (на примере города Озерска Челябинской области) // Професси-
онал XXI века: проблемы и пути становления в условиях непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практич. конф., Нижний Тагил, 12-14 апреля 2006 г. / под ред. Г. С. Голошумовой, Г. Ф. Трубиной. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. С. 527-531.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Принят 29.12.2012 г.
4. V Байкальский образовательный форум «Учитель и культура - вызовы XXI века» URL: http://www.innovation2015.ru/inno/info/14051.html.
5. Корнеева О. Ю. Формирование и развитие инновационного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 9. С. 35-38.
Дубовицкая Ю. В., кандидат педагогических наук.
ФГНУ «Институт развития образовательных систем» РАО, начальник управления образования ЗАТО Северск Томской обл.
Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.10.2013.
Y. V Dubovitsky
STRATEGY OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS IN SEVERSK: THEORY, PRACTICE, MAIN RESULTS
In the article strategic reference points of development of educational system of the closed administrative-territorial education in Seversk are described and analytic details about the condition of education are presented; the expected directions of development are described and characterized.
Key words: educational systems, financing of educational system, FSES, restructuring of system of educational institutions.
References
1. Shchedrovitsky P G. Sketches on education philosophy. Moscow, 1993. p. 99. (in Russian).
2. Vyatkina O. V. Modernization processes in economy of the closed city (on the example of the city of Ozyorsk of Chelyabinsk region).The Professional of the XXI century: problems and formation ways in the conditions of continuous education: Materials of the All-Russian scientific and practical conference, Nizhniy Tagil, April 12-14, 2006 / Under the editorship of G. S. Goloshumova, G. F. Trubina. Yekaterinburg, Publishing house of Ural. gos. ekon. un-ta, 2006, pp. 527-531 (in Russian).
3. Law “About Education in the Russian Federation”: Adopted 29.12.2012 (in Russian).
BecmHUK Trny (TSPU Bulletin). 2014. 1 (142)
4. The V Baikal educational forum “Tteacher and culture - challenges of the XXI century”. URL: http://www.innovation2015.ru/inno/info/14051.html (in Russian).
5. Korneva O. Yu. Formation and development of innovative education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2007, vol. 9 (72), pp. 35-38 (in Russian).
Institute of Development of Educational Systems.
Pr. Komsomolsky, 75, Tomsk, Russia, 634041.
E-mail: [email protected]