Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / образование / информационная технология / инновационная деятельность / творческая креативность / технопарки в вузе / strategy / education / information technology / innovative activity / creative creativity / technology parks at the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шермухамедов Аббас Таирович, Холбоев Боходир Муродович

Стратегией «Цифровой Узбекистан-2030» и «дорожной карты» по ее реализации в 2020-2022 годах создана правовая база для перехода на цифровую экономику. В стратегию включены и такие направления, как развитие цифровой инфраструктуры, образование и повышение квалификации в сфере информационных технологий. В статье рассматривается инновационная деятельность в образовании для достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шермухамедов Аббас Таирович, Холбоев Боходир Муродович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN UZBEKISTAN IN THE AGE OF INFORMATION TECHNOLOGY

The Strategy "Digital Uzbekistan-2030" and the "road map" for its implementation in 2020-2022 created a legal framework for the transition to a digital economy. The strategy also includes such areas as the development of digital infrastructure, education and advanced training in the field of information technology. The article discusses innovative activities in education to achieve the National goals and objectives in the field of sustainable development for the period up to 2030.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Kholboev Bokhodir Murodovich, Candidate of Physical and Mathematical Science, associate professor, (e-mail:bakhodir.kholboev@gmail.com, Tashkent branch of the Russian University of Economics after G.V. Plekhanov INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TECHNOPARKS IN UZBEKISTAN Abstract. The article deals with the creation of technoparks in Uzbekistan. In accordance with the approved Strategy for Innovative Development of the Republic, much attention is paid to the creation of technology parks, including for start-up projects.

Keywords: technology parks, start-ups, new technologies, investments, high-tech park, IT business.

УДК 330

Шермухамедов Аббас Таирович, д.ф.-м.н., профессор

(e-mail:Abbas sh@inbox.ru),

Холбоев Боходир Муродович, к.ф.-м.н., доцент

(e-mail: bakhodir.kholboev@gmail. com)

Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Ташкент, Узбекистан

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Ее ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Стратегией «Цифровой Узбекистан-2030» и «дорожной карты» по ее реализации в 2020-2022 годах создана правовая база для перехода на цифровую экономику. В стратегию включены и такие направления, как развитие цифровой инфраструктуры, образование и повышение квалификации в сфере информационных технологий. В статье рассматривается инновационная деятельность в образовании для достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Ключевые слова: стратегия, образование, информационная технология, инновационная деятельность, творческая креативность, технопарки в вузе.

Инновация в образовании — это специфическая форма управления развитием образования, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса в целом. В результате трансформируется и сама культура управления, поскольку инновационный способ развития предъявляет к ней особые требования.

На сегодняшний день в области образования играет большую роль её кластеризация. При этом образовательные кластеры представляют собой центры локализации процессов создания совокупных инновационных образовательных ценностей. Образовательный кластер становится не просто источником инновационных образовательных услуг, создаваемых и реализуемых в соответствии с динамичными условиями рынка труда. Роль образовательного кластера состоит в поддержании социальных ценностей, ко-

торые формируют возможности для определения и достижения экономических приоритетов, общих для всех его участников, повышения её конкурентоспособности. В практическом плане кластерный подход в образовании проявляется в создании и управлении образованием в целом.

Индустрия E. Learning, созданию виртуальных университетов, созданию условий для самостоятельной трансформации существующих университетов в электронные, виртуальные и сетевые университеты и в Смарт-университеты. Остро стоит проблема система образования, которая будет готовить кадры для цифровой экономики. Например, для России ежегодное переобучение-100 млн. человек. Образование является важнейшей и наиболее приоритетной функцией государства. Образовательная сфера в развитых странах является ведущим фактором экономического роста - каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7 - 1,9 единиц произведенного ВВП. Многие разрабатывая концепции устойчивого развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений развитие национальных систем образования. Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии ЕС на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность. При стабилизации расходов на финансирование других отраслей социальной сферы государство должно сосредоточить прирост средств именно на улучшении образования.

Понятие «образовательный кластер» обозначает образовательную систему, представленную совокупностью взаимосвязанных сходных объектов, внутри которой происходит интеграция присущих им ресурсов. Стержневой основой такой интеграции является образовательный кластер, состоящая в относительно быстром нахождении инновационных решений, позволяющих гибко и оперативно отвечать на запросы системы образования; обеспечить качество образования и условия достаточные для гармоничного развития подрастающего поколения, а также создавать ресурсы для собственного развития и управления им.

Система образования состоит из разнообразных объектов, которые могут быть объединены в образовательные кластеры. Более вариативны функциональные кластеры студентов, обучающихся по программам среднего профессионального и высшего (бакалавриат, магистратура, аспирантура и др.) образования. Стандарты, на основании которых разрабатываются данные программы, содержат в себе общекультурные (для среднего профессионального образования - общие, для аспирантуры - универсальные) и профессиональные (для высшего образования и аспирантуры ещё и общепрофессиональные) компетенции, что соответствует двум функциональным кластерам. Первые представляют собой «совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление дея-

тельности на определённом квалификационном уровне» [1], вторые -«способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности» [2].

Вполне понятна специфичность их содержания в зависимости от профессий, направлений и уровней подготовки, однако принцип кластеризации во всех случаях останется неизменным.

Как известно, инновационная деятельность в образовании - это система педагогической и управленческой деятельности, основанная на новейших стандартах образования, включающая наукоёмкие, технические, технологические критерии.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей и содержания образования, средств, методов и форм обучения, системы управления и т. п.

Одним из инновационных подходов к образованию является исследовательский подход, который направлен на развитие у студентов умений и навыков научного поиска, на формирование и развитие творческих креативности.

В современной теории обучения выделяются три уровня его практической реализации: преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти студентом; преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения студенты ищут самостоятельно; постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются студентами самостоятельно.

В образовательной сфере преобладают крупные университеты, представляющие собой университетские комплексы, включающие не только образовательные, но и исследовательские подразделения, а также структуры, обеспечивающие инновационную деятельность университетов и их тесную кооперацию с промышленностью, научно-технологическими парками, инновационно-технологическими центрами. Подобные структуры являются инструментами реализации так называемой «третьей миссии» университета - удовлетворения конкретных социальных нужд в дополнение к образованию и исследованиям -и в то же время обеспечивают его устойчивое многоканальное финансирование.

Положительные результаты функционирования университетов как инновационных университетских комплексов отмечены в США, Западной Европе, Японии и многих других странах.

К инновационным образовательным проектам, имеющим системное значение для развития университета, относятся создание электронной библиотеки и удаленного доступа в подразделениях университета или организация учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий или создание мультимедийных аудиторий для проведения учебных занятий с возможностью режима телеконференций, а также соз-

дание многоуровневой системы подготовки кадров в области информационных технологий, но и создание технопарков, т.е. там, где создаются и развиваются высокотехнологичные образовательные проекты.

В работе технопарка вуза задействовано огромное количество участников. Среди них бизнес-центры; исследовательские институты; выставочные площадки; технологические компании.

При Ургенчском университете создан технопарк «Хоразм», Белорусский национальный технический университет и Ташкентский государственный технический университет имени И. Каримова создают совместный технопарк. По своей концепции проект будет реализован в Ташкент в этом году. Создаваемый научно-технологический парк станет первым университетским субъектом инновационной инфраструктуры в Узбекистане.

Участие в этом проекте Научно-технологического парка "Политехник" (Беларусь) в качестве соучредителя позволит интегрировать научно-инновационный потенциал двух вузов, а также масштабировать опыт белорусской стороны в бизнес-инкубировании высокотехнологичных проектов, а также совместно развивать наукоемкие производства международного уровня с участием студентов, магистрантов и докторантов обоих вузов.

Одной из целей Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 гг. являлось создание в 4 регионах филиалов инновационного учебно-производственного технопарка «INNO» города Ташкента: поэтапный план организации инновационных учебно-производственного технопарков «INNO» в Джизаке (2023 г.), Бухаре (2024 г.), Намангане (2025 г.) и Нукусе (2026 г.).

В этих технопарках планируется создание 8 стартап-акселераторов, 4 бизнес инкубаторов, 4 производственных площадок и 12 коворкинг центров, где предусмотрены: этапы реализации мероприятий, затрагивающих вопросы, связанные с организацией деятельности технопарка; права и обязанности управляющей компании технопарка; порядок рассмотрения и отбора перспективных стартап-проектов в технопарке; порядок участия в программах инкубации и акселерации стартап-проектов; порядок регистрации и снятия с учета юридических лиц в качестве резидентов Технопарка.

Кроме того, во всех регионах Узбекистана планируется построить технопарки с современной инфраструктурой для отечественных компаний-разработчиков программного обеспечения.

Открытие в Ташкентской области химико-индустриального технопарка «Чирчик» при участии Казанского «Химградом» совместно с узбекскими партнерами на паритетной основе будет способствовать развитию технопарков.

Технопарк представляет собой интеграцию трех видов деятельности -образования, науки и производства. Здесь студенты могут ознакомиться и испытать на практике современные технологии и технику, участвовать в процессах проектирования и производства готовой продукции, что будет

способствовать закреплению полученных теоретических знаний и генерированию новых идей.

Как известно, информационные технологии как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивает работу с информацией, для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Информационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества. Основными свойствами информационных технологий являются: содействие в решении глобальных проблем человечества, получение и накопление знаний, информационное взаимодействие между людьми и системами распространения массовой информации.

Эффективное использование информационных ресурсов общества в прямой зависимости от оптимизации и автоматизации информационных систем. Взаимодействие с внешней окружающей средой выявлен три принципа новых информационных технологий: гибкость изменения данных; интегрированность с другими программами и диалоговый режим работы с компьютером.

Образование является ключевым инструментом для перехода Узбекистана к устойчивому развитию, обеспечивающим формирование у граждан знаний, умений, взглядов и ценностей, необходимых для их активного участия в общественно-экономической жизни.

Система непрерывного экологического образования и образования для устойчивого развития в Узбекистане осуществляется в соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об образовании», «Об охране природы» и Национальной программой по подготовке кадров, отдельные аспекты образования для устойчивого развития (ОУР) получили отражение в следующих стратегических и программных документах: Концепция и Национальная Стратегия устойчивого развития, 1998 г.; Национальная программа по подготовке кадров на 1997-2010 годы; Государственная общенациональная Программа развития школьного образования на 2004-2009 годы; Национальный план действий на 2003-2015 годы в рамках Программы «Образование для всех», реализуемой при содействии ЮНЕСКО; Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.09.2008 г. № 212 «О Программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008-2012 годы»; Программа (2006-2010 годы) и Концепция «По развитию экологического образования, подготовки и переподготовки экологических кадров, а также перспективах совершенствования системы повышения квалификации в Республике Узбекистан».

Принятые Республикой Узбекистан меры по реализации Стратегии ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития (ОУР) и последовательное повышение уровня и качества непрерывного экологического образования в стране, сильная и адресная социальная политика способствуют выполнению Узбекистаном задач, принятых Генеральной Ассамблеей Ор-

ганизации Объединенных Наций Резолюции «О Декаде ООН по образованию для устойчивого развития (ОУР) с 2005 по 2014 г.г.».

Выполняя обязательства по осуществлению Стратегии ЕЭК ООН по ОУР, Министерством Народного Образования, Министерством Высшего и Среднего Специального Образования и Госкомприроды Республики Узбекистан принято совместное Постановление за № 2/20/305 от 19 июля 2011 года, которым утверждена Концепция Образования в целях устойчивого развития Республики Узбекистан и Положение о межведомственном координационном совете (МКС) по образованию в целях устойчивого развития. В состав МКС включены представители Сената, законодательной палаты Олий Мажлиса, Министерства народного образования и Министерства высшего и среднего специального образования, заинтересованных министерств и ведомств, ВУЗов, общественных организаций.

Концепция ОУР Республики Узбекистан представляет собой инициативу в рамках реализации Декады ООН по ОУР «Программы действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2008-2012 годы» принятой Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.09.2008 г. № 212.

В настоящее время Концепция по ОУР реализуется в системах формального и неформального (основанных на внешкольных, факультативных и дополнительных занятиях) обучения, на основе планов действий Министерства высшего и среднего специального образования в рамках Национальной программы Республики Узбекистан по подготовке кадров, посредством интеграции ОУР в учебные программы и курсы, как самостоятельной учебной дисциплины, так и интегрированной в иные традиционные учебные дисциплины [1-6].

В Государственные образовательные стандарты экологических направлений ВУЗов включены отдельные компоненты ОУР. В целях реализации вышеуказанной Стратегии ЕЭК ООН и национальных программ в этой области экологического образования и воспитания Госкомприроды содействует повышению уровня экологического образования широких слоев населения, организует повышение квалификации работников своей системы и оказывает методическую и материальную помощь другим ведомствам и организациям в этих вопросах. Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на постоянной основе проводятся семинары по экологическому образованию и ОУР, подготавливаются рекомендации по организации экологического образования для учеников различных классов, разработаны специальные программы для кружков по экологии. Министерством высшего и среднего специального образования разработаны учебные программы, практические пособия с учетом современного природоохранного законодательства и доведены до всех учебных заведений.

Во всех высших учебных заведениях и в отдельных средних специальных, профессиональных учебных заведениях в программу обучения вклю-

чен предмет «Экология» и «Охрана окружающей среды». В среднем по республике ежегодно ВУЗами выпускается 310 специалистов-экологов. Нашу систему образования необходимо настроить на удовлетворение спроса на современных специалистов и готовить их для будущего дня. В 2022 году число частных вузов достигло 42. Абитуриенты выбирают учебное заведение исходя из предпочтений, географии, языка и будущих планов по учебе и работе. Этот тренд среди прочего поддерживается также государством, которое выделяет студентам гранты на обучение в частных вузах. Государство активизировало сотрудничество с частным сектором по освоению грантов. Так частным вузам выделили от 10 до 30 мест для финансирования талантливой молодежи за счет государства. Университет TEAM получил квоту в 30 мест и в дальнейшем талантливые абитуриенты поступят в частные вузы при поддержке бюджета.

Частные университеты налаживают диалог и организовывают совместные программы, мероприятия. Частные вузы стараются нанять лучших педагогов на рынке и из-за рубежа. В 2022 году ТЕАМ пригласил иностранных специалистов из США, Мексики, Иордании, Турции, Индии, а также соотечественников, которые жили и учились за границей.

Среди мировых трендов, которые могут стать популярны в Узбекистане в ближайшие годы, эксперты называли, адаптивное обучение, применение искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, гей-мификацию, использование в образовании социальные сети и разработку совместных платформ. В вузах акцент сместится на новые образовательные методики, которые помогут развитию грамотности и навыков. Обучение data set уже отходит на задний план и заменяется skills set.

Недостаточное количество высших учебных заведений и наличие квот на поступление в вузы значительно замедляет развитие человеческого капитала в Республике Узбекистан. В Узбекистане недостаточно частных, неправительственных высших образовательных заведений, хотя законодательство (Закон «Об образовании» 1997 года) позволяет создавать такие учебные заведения.

На сегодняшний день в Республике функционируют 96 высших образовательных учреждений и филиалов. Этот показатель в 2016/2017 учебном году составлял 77 единиц, а в 2017/2018 учебном году — 86 единиц.

Список литературы

1. Беспалко В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психол. пед. обеспечения техн. обучающих систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. - 304 с.

2. Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образование // Социологические исследования. 1997. - №3. - С. 93-104.

3. Грибов Ю.А. Условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989. - №2. - С. 57-62.

4. Дудченко B.C. Основы инновационной методологии / Рос. акад. наук, Ин-т социологии, Исслед. секция «Соц. упр. и соц. коммуникация». М.: На Воробьевых, 1996. - 68 с.

5. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.: Педагогика. - 269 с.

6. Шевелева С.С. Открытая модель образования. (Синергетический подход). М.: Изд-во Магистр, 1997. - 48 с.

Shermukhamedov Abbas Tairovich, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor (e-mail: abbas_sh@inbox.ru)

Kholboev Bokhodir Murodovich, Candidate of Physical and Mathematical Science, associate professor, (e-mail:bakhodir.kholboev@gmail.com, Tashkent branch of the Russian University of Economics after G.V. Plekhanov STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN UZBEKISTAN IN THE AGE OF INFORMATION TECHNOLOGY Abstract. The Strategy "Digital Uzbekistan-2030" and the "road map" for its implementation in 2020-2022 created a legal framework for the transition to a digital economy. The strategy also includes such areas as the development of digital infrastructure, education and advanced training in the field of information technology. The article discusses innovative activities in education to achieve the National goals and objectives in the field of sustainable development for the period up to 2030.

Keywords: strategy, education, information technology, innovative activity, creative creativity, technology parks at the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.