Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГНОЗЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ОТРАСЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТА РФ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорчук Юлия Михайловна

В статье рассмотрено современное состояние документов стратегического планирования в сфере образования, проведен анализ региональных стратегий развития образования, которые являются составными частями стратегий социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

The article examines the current state of strategic planning documents in the field of education, analyzes regional strategies for the development of education, which are constituent parts of strategies for the socio-economic development of the region

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 37.07

Ю.М. Федорчук

(Москва)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

EDUCATION DEVELOPMENT STRATEGY: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

В статье рассмотрено современное состояние документов стратегического планирования в сфере образования, проведен анализ региональных стратегий развития образования, которые являются составными частями стратегий социально-экономического развития региона. Ключевые слова: стратегия развития образования, прогнозы, стратегические задачи, отраслевые стратегии, стратегии субъекта РФ, программы развития образовательных организаций.

The article examines the current state of strategic planning documents in the field of education, analyzes regional strategies for the development of education, which are constituent parts of strategies for the socio-economic development of the region.

Key words: strategy for education development, forecasts, strategic objectives, sectoral strategies, strategies of the constituent entity of the Russian Federation, programs for development of educational organizations.

Стратегическое планирование является основой для развития любого социально-экономического объекта. Сфера образования является базовой и ключевой отраслью народного хозяйства, и поэтому применительно к ней можно выделить и соотнести ряд стратегических документов разного уровня [1].

Концепт развития системы образования задан в федеральных документах стратегического планирования, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [3], Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [4], и ежегодно уточняется посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [5]. Основные положения данных юридических документов определяют образование

одним из стратегических национальных приоритетов, а повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина - стратегической целью государственной политики в области образования. Структура законодательства в области стратегического планирования, в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[6] в сфере образования представлена на рис. 1 (с.18).

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задает ориентир среднесрочного планирования во всех сферах экономики, в том числе образовании [7]. Определение приоритетов деятельности системы образования на

Международный уровень

е

о.

Л (б

££ Ш Ф

о з

а. х

> <">

а о.

га о н

1 £

® С А §

о. 5

о.

Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года

О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024

Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 г. Стратегия социально-экономического развития РФ Стратегия нациальной безопасности Основы государственной политики регионального развития РФ до 2025 г. Стратегия научно-технологического развития РФ

Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период Прогноз научно-технологического развития РФ

Отраслевые документы (стратегии) Стратегия развития образования

Стратегия пространственнго развития РФ до 2025 года

Государственные программы РФ «Развития образования» на 2018-2025 I

Бюджетный прогноз РФ до 2036 года

е

лОх га £ £

1% о

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ

Отраслевая стратегия развития образования субъекта РФ

Государственные программы субъекта РФ

ПРОЕКТЫ

Рис. 1. Иерархическая структура документов стратегического планирования

в сфере образования

данный период осуществляется в рамках Национального проекта «Образование» [8], государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [9] и государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [10].

Стратегия развития российской системы образования начала обсуждаться с 1998 года. В 2000 году была принята Национальная доктрина развития российского образования, которая представляла собой декларативный правовой акт, показывая основные направления государственной политики в сфере образования. Доктрина разрабатывалась группой экспертов из Комитета по образованию и науке в Государственной Думе, Комитета по образовательным и экологическим вопросам в Совете Федерации, Министерства образования и Российской образовательной академии и была одобрена в январе 2000 года Всероссийским съез-

дом работников сферы образования. В 2010 году, в день открытия Года учителя в России, Президент РФ Д. А. Медведев утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и на заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике поручил правительству представлять ежегодный сводный доклад о реализации инициативы. Основные направления инициативы по развитию общего образования: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры и расширение самостоятельности школ.

В 2008 г. рабочей группой ГУ-ВШЭ был подготовлен доклад «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», основные положения которого были включены в

виде раздела 3.3 «Развитие образования» в проект Минэкономразвития России «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». Основные постулаты данного документа: развитие сферы образования должно быть ориентировано на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения.

С 2010 года в стратегическом прогнозировании стали применяться технологии форсайта, успешно использующиеся в странах Евросоюза. В 2010 году был разработан форсайт «Детство 2030», который был неоднозначно воспринят российской общественностью. С 2012 года рассматривались такие форсайт-проекты, как «Образование 2030». Указанные проекты разрабатывались Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Московской Школой Управления Сколково и НИУ «Высшая школа экономики». Основные положения изложены в докладе «Будущее образования: глобальная повестка». В программе форсайт «Образование 2030» разработана карта последовательных изменений российского образования в контексте общемировых трендов.

В апреле 2018 года НИУ ВШЭ опубликовало доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования». В докладе подробно проанализированы проблемы российской системы образования: растущая образовательная неуспешность, недостаточный масштаб поддержки талантов, разрывы в качестве профессионального образования и растущее неравенство и причины этого — низкая вовлеченность обучающихся и существенное недофинансирование образования из федерального и регионального бюджетов. Двенадцать проектов-решений, которые идеологически и экономически обоснованы

для нивелирования негативных трендов и создания конкурентоспособного образования в России, это: система поддержки раннего развития; школа цифрового века; материальная инфраструктура школы; равные образовательные возможности и успех каждого; новое технологическое образование в школе и СПО; развитие и поддержка талантов; запуск системы непрерывного образования; вузы как центры инноваций в регионах и отраслях; фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, РАН; экспорт образования; современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех; кадры для развития проекта.

После разделения Министерства образования работа по разработке стратегии разделилась по направлениям каждого министерства. В 2019 году Минпросвещения России была продолжена разработка проекта отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации, была создана Межведомственная рабочая группа по разработке отраслевой стратегии, в которую вошли представители федеральных органов исполнительной власти, включая Минобрнауки России, образовательных и научных организаций, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, профессионального и экспертного сообществ. Было принято решение о разработке в дальнейшем проекта стратегии развития образования детей в Российской Федерации, которая будет включать в себя положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а также учитывать национальные цели, обозначенные в Указе № 204, и положения цели 4 в области устойчивого развития на период до 2030 года («Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех»)[1].

При наличии большого количества стратегических документов разного уровня и отсутствии отраслевой стратегии в сфере образования существует проблема коорди-

нации: ориентир для регионов при разработке своих стратегических документов в сфере образования.

Субъекты берут за базу весь комплекс стратегических документов федерального уровня и выборочно работают с указанными в них приоритетами. Муниципальные образования в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ не обязаны принимать стратегии развития. Органы местного самоуправления ориентируются на региональные стратегии и реализуют свои стратегические цели через муниципальные программы. Регионы принимают стратегии социально-экономического развития, куда предусматривают включить отраслевой блок и раздел «образование».

На эти концептуальные документы ориентируются муниципалитеты и образовательные организации при составлении своих программ развития (таблица 1).

Проведя мониторинг по нормативной базе субъектов РФ по стратегированию в сфере образования, можно прийти к следующим выводам: из всех рассмотренных регионов стратегия развития образования разработана только у Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Ставропольского края, Свердловской области и Ростовской области (у последней - концепция развития). Проект стратегии, ориентированной на инновационное развитие и общемировые вызовы, есть у г. Москвы. В качестве составной части стратегии соци-

Таблица 1.

Структура базовых документов стратегического планирования для разработки стратегий развития образования на уровнях муниципалитета и образовательных организаций

Документы федерального уровня Документы регионального уровня Документы муниципального уровня Документы уровня образовательной организации

Ежегодное послание Президента Федеральному Собранию; Стратегия социально-экономического развития РФ; Стратегия национальной безопасности РФ и другие документы в этой сфере; Государственные программы РФ (например, «Развитие образования» на 20182025 гг.); Отраслевые документы стратегического планирования РФ (например, Стратегия развития образования); Стратегический прогноз РФ; Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период; Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период; Основные направления деятельности Правительства; планы деятельности федеральных органов исполнительной власти Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ; Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный и среднесрочный периоды; Бюджетный прогноз субъекта РФ на долгосрочный период; План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ; Госпрограммы субъекта Российской Федерации Стратегия социально-экономического развития муниципального образования; План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования; Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период; Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период; Муниципальные программы Программа развития образовательной организации

ально-экономического развития субъекта отраслевую стратегию развития образования имеют Самарская область, Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области, Республики Северная Осетия-Алания, Омская область, Челябинская область.

организаций при разработке программ развития организаций. Стратегическое видение развития такой большой и важной отрасли является насущным документом, и необходимы его разработка и принятие в действие.

Некоторые муниципалитеты имеют свои стратегии образования, на которые ориентируются руководители образовательных

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ

«ИУО РАО» на 2021 год.

Литература

1. Fedorchuk Yu. M. Modern Development Strategy of Russian Education/ F.G.Mukhametzyanova, A.V Morozov, R.R. Khayrutdinov, R.R. Aminova//International Journal of Higher Education Vol. 9, No. 8; 2020. DOI: https://doi.org/10.5430/ijhe.v9n8p72 http://www.sciedupress.com/ journal/index.php/ijhe/artide/view/19319

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_82134/404acceb6b806af7e46939aa23904acdec1df1f5/ (Дата обращения 05.02.2021

г.)

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_191669/ (Дата обращения 05.02.2021 г.)

4. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 18094/006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681/ (Дата обращения 05.02.2021 г.)

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_342959/(Дата обращения 05.02.2021 г.)

6. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_164841/ (Дата обращения 05.02.2021 г.)

7. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: http:// static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf (Дата обращения 05.02.2021 г.)

8. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.06.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf7 42885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/(Дата обращения 05.02.2021 г.)

9. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). Режим доступа: https://base.garant. ru/72192486/СДата обращения 05.02.2021 г.)

10. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_207967/ (Дата обращения 05.02.2021 г.)

11. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162797/ (Дата обращения 05.02.2021 г.)

12. Письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» (вместе с «Методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Методическими рекомендациями по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_150442/645581fЪd6afceea6aa18ec7d33b9b166b51cd70/ (Дата обращения 05.02.2021 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.