Научная статья на тему 'Стратегия развития научной, технической и инновационной деятельности в условиях рыночных отношений: методологический аспект'

Стратегия развития научной, технической и инновационной деятельности в условиях рыночных отношений: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития научной, технической и инновационной деятельности в условиях рыночных отношений: методологический аспект»

Гордеев О.И.

Стратегия развития научной, технической и инновационной деятельности в условиях рыночных отношений: методологический аспект

В новом тысячелетии в мировой экономике резко возросло внимание к проблемам управления научно-технического прогресса. Это объясняется особой ролью НТП в современном обществе, его возросшим влиянием не только на общественное производство, но и на все стороны жизни людей. Последствия такого влияния (положительные и отрицательные) не могут быть неконтролируемыми и неуправляемыми. При этом следует помнить, что управление НТП понимается только как возможность создания наиболее благоприятных условий для появления новых идей, открытий, изобретений и их практического применения в интересах общества.

С данной точки зрения следует рассматривать и роль планирования НТП как важной и неотъемлемой части управления любым процессом общественного развития. Тем самым становится необходимым его плановое управление на государственном и региональном уровне, способное не только предвидеть последствие тех или иных научно-технических разработок, но и сглаживать или даже устранять возможное негативное их влияние на развитие производства, природы, общественной жизни и т.п. В плановой экономике с высоким уровнем централизации управления создание благоприятных условий для развития НТП формально облегчалось за счет возможностей широкого маневра в использовании тех или иных технических нововведений. Однако практически эти возможности планирования не могли быть реализованы в виду наличия высокой степени той же централизации управления народным хозяйством. Как правило, срабатывал субъективный фактор при принятии соответствующего решения, и проблема НТП не решалась в соответствии с объективными закономерностями социально-экономического развития.

Сложившаяся система планирования методологически также не была приспособлена к взвешенному, научному подходу в принятии централизованных решений. Это, наряду с другими факторами управления, принципиально не позволяло органично соединять планирование НТП, включая планирование науки и техники, с планированием остальных задач социально-экономического развития. В какой-то степени подобные недостатки пытались сгладить с помощью программно-целевых методов, но особых положительных сдвигов здесь не наблюдалось.

Однако сказанное не означает невозможности планирования НТП вообще, и отсутствия успехов в данной области управления, в частности. Плановая экономика имела существенный актив, как в развитии методов планирования, так и в опыте их конкретного применения в разработке крупных народнохозяйственных программ и пятилетних планов.

В условиях инфляции, дефицита и конъюнктуры, имеющих место в настоящее время, промышленные предприятия ориентируются на максимизацию доходов и фонда оплаты труда. Это мало способствует повышению их заинте-

ресованности во внедрении новых технологий и финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Происходит также перераспределение ресурсов из высокотехнологических производств в добывающие отрасли и сферу обращения. Наблюдается утечка кадров из науки в сферы, не имеющие ничего общего с НТП, или за рубеж. Все это обуславливает "проедание" научно-технического потенциала страны и регионов за довольно небольшие сроки.

Подобное состояние экономики страны, да и вообще рыночные отношения, не могут обеспечить необходимые условия для нормального развития научно-технического прогресса. Исторический опыт показывает, что только при активном участии государственного управления возможно создание предпосылок для накопления и реализации национального научно-технического потенциала, для стимулирования и обеспечения инновационной активности всех хозяйствующих субъектов, независимо от нормы собственности. Этому должно способствовать плановое регулирование НТП с учетом его роли в развитии общества и требований рыночной экономики.

С позиции рынка и опыта других стран планирование данного процесса предполагает, прежде всего, переход от балансового к программно-целевому методу. Разработки необходимо ориентировать на определение перспективных проблем экономического развития и организацию их решения путем экономического стимулирования всех хозяйствующих субъектов. Достижение желаемых результатов в плановой деятельности, связанной с развитием науки и производства, возможно при использовании индикативного планирования, долгосрочных технико-экономических разработок, вероятных технологических траекторий, выбора, оценки и реализации приоритетных направлений развития науки и техники. В основу кладется программно-целевой принцип планирования.

В общем виде, стратегическое планирование НТП представляет собой часть хозяйственного планирования страны (региона), обеспечивающая реализацию важнейших задач единой научно-технической политики, соблюдение необходимых пропорций в развитии отдельных звеньев НТП. В процессе планового регулирования необходимо согласовать имеющиеся ресурсы с отдельными направлениями развития науки и техники. Одновременно необходимо создать условия для достижения пропорциональности между отдельными этапами создания и применения новой техники. Данному содержанию планирования научно-технического прогресса во многом отвечает усиление роли долгосрочного планирования.

Оно, как правило, проводится в два этапа. На первом (предплановом) этапе разрабатываются прогнозы по важнейшим проблемам науки и техники на 10-15 лет. Они дают возможность научно обосновать главное направление социально-экономического и научно-технического прогресса, пути развития хозяйства страны и отдельных производств на базе новой техники и современной технологии. На основе прогноза разрабатываются государственные и региональные (межрегиональные) научно-технические программы. В них отражаются направ-

ления научного и технического развития результаты применения получаемых достижений, порядок и источники финансирования.

На уровне производственных предприятий возможна самостоятельная разработка программы развития технической и инновационной деятельности предприятия. При этом главная задача здесь состоит в создании условий для быстрого и своевременного, с позиции рынка, внедрения и освоения принципиально новой техники, прогрессивной технологии и других нововведений. Важно плановыми методами обеспечить воздействие на концентрацию сил и средств решения проблем, связанных с достижением целей предприятия (организации). Тем самым планы становятся реальным инструментов менеджмента по проведению технической политики организации, от которой во многом зависит ее положение на рынке в перспективе.

Исходя из внутренней логики НТП, внедрению новой техники наиболее полно отвечает целевой подход к планированию. Важнейшей особенностью целевых программ НТП следует считать их комплексность. Они охватывают весь цикл "наука - техника - производство - потребление", обеспечивают стыковку отдельных стадий исследований и реализации новой техники, взаимодействие между организациями, участвующими в этом процессе, инновациями, подготовкой кадров и т.п. Целевая программа по внедрению научно-технических достижений должна охватывать весь период: от исследований до широкого использования новой техники в производстве с разбивкой по годам основных работ, материальных, трудовых и финансовых затрат.

При разработке программы НТП и регулировании их реализации следует учитывать многовариантность внедрения, т.е. возможность выделения различных объемов ресурсов на их осуществление. От их величины и структуры зависит скорость внедрения по вариантам, разные сроки удовлетворения спроса на рынке и другие параметры реализации технических новшеств. Выбирается тот вариант программы, который обеспечивает максимальный экономический эффект.

Рыночная экономика ужесточает конкурентную борьбу между товаропроизводителями за рынки сбыта. Основным условием победы в этой борьбе выступает расширение и углубление применения новой техники и технологии, ускорение внедрения достижений НТП в практику предприятий. Все это требует вовлечения в оборот весомого капитала, связанного с процессом внедрения новшеств в сферу производства благ и услуг.

Управление национальным хозяйством в целом и отдельным предприятием предусматривает в качестве его составной части планирование денежных средств на указанные цели. В практике рыночных отношений они выступают как инновации, представляющие собой совокупность затрат на создание новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Плановый подход к регулированию такими средствами связан с формированием источников средств и их эффективным использованием с учетом требований рынка.

В целом источниками инноваций выступают средства государственного бюджета, фонд развития производства, науки и техники и фонда амортизационных отчислений предприятий и организаций. Определенное место среди них занимает кредит банков, финансирующих инновационную деятельность предприятий, фирм и отдельных лиц. Следует учитывать, что инновационные банки зачастую действуют в условиях повышенного риска, связанного с неопределенностью результатов инновационного процесса. Все это накладывает определенные требования к плановому регулированию инновационной сферы, отражения их в планах и программах ее развития.

В целях успешного освоения инноваций при разработке таких программ необходимо отразить следующие производственно-хозяйственные характеристики:

- прирост производственных мощностей на действующих предприятиях за счет их технического перевооружения и реконструкции;

- ввод в действие производственных мощностей, отдельных объектов и сооружений производственного назначения за счет расширения действующих и строительства новых предприятий, объектов и сооружений;

- ввод в действие объектов и сооружений охраны природы;

- ввод в действие жилых домов, объектов коммунального хозяйства, просвещения и т. п.

Одновременно с разработкой подобных мероприятий производятся расчеты обобщающих показателей эффективности планируемых денежных средств. Обычно они предлагают наличие нескольких вариантов применения новой техники, из которых выбирается оптимальный. В общем виде выбору варианта отвечает определение срока окупаемости, рассчитываемого как

О =

К 2 - К1

С1 - С 2

Где О - срок окупаемости в годах,

К1 и К2 - вложения капитала до и после внедрения, С1 и С2 - себестоимость продукции до и после внедрения. Принимается вариант с наименьшим сроком окупаемости. Он позволяет установить такой размер вложений капитала в техническое совершенствование производства, который отвечает требованиям сбалансированного рынка с учетом тенденций научно-технического прогресса.

Плановое регулирование инновационной сферы должно охватывать весь инновационный процесс, состоящий из трех основных стадий. Первая из них охватывает период от проведения научных исследований до первого производственного освоения полученных новшеств. Второй этап связан с развертыванием выпуска новой продукции до масштабов, достаточных для удовлетворения потребности народного хозяйства. И, наконец, последний этап инновационного процесса обеспечивает использование новшества конечными потребителями, включая обслуживание и утилизацию использованного изделия.

Плановое регулирование должно осуществляться по всей совокупности этих стадий, а не по каждой из них в отдельности. Только тогда станет возмож-

ным достижение непрерывности инновационного процесса в развитии, что отражает сущность НТП. При таком подходе к разработке программ инновационной сферы обеспечивается качественное совершенствование в какой-либо области производства или техники. (Именно поэтому говорят о поколениях ЭВМ, роботов, космических кораблей).

С другой стороны, осуществление научно-технических нововведений (особенно радикальных, т.е. резко меняющих уровень развития производительных сил в какой-либо отрасли производства) обычно требует участия многих организаций, которые зачастую не всегда связаны между собой непосредственно. Поэтому плановое регулирование инновационного процесса должно предусматривать согласованность работы всех его участков. Это достигается отражением в программах и планах непосредственных связей между ними на основе кооперации в деятельности различных участников и комплексного управления всем процессом.

Указанные направления планового воздействия на инновационную сферу позволяют рассматривать процесс ее регулирования как составную часть управления социальным и экономическим развитием страны или отдельного региона. В общем виде оно представляет систему целенаправленного воздействия управления на научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения. Объектом планового регулирования инновационной сферой является процесс непрерывного совершенствования средств и предметов труда, технологии и продукции, форм организации производства и труда, устранение неблагоприятного влияния производства на окружающую среду и улучшение социального развития общества. По назначению оно выступает средством наилучшего использования достижений современного НТП.

Методология планового регулирования инновационной сферы направлена на обеспечение измерения и учета влияния науки и техники на темпы и основные структурные пропорции развития экономики общества. Одновременно она должна определить обратные связи, отражающих глубину и темпы воздействия экономики на скорость и направления научно-технического прогресса. Общие методологические положения обуславливают задачи регулирования инновационной сферы. К ним относятся следующие:

- выбор наиболее эффективных направлений НТП и определение путей их реализации;

- экономическое обоснование результатов научных исследований и разработок;

- установление обеспеченности выбранных направлений НТП материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами;

- внедрение полученных научных результатов в практику народного хозяйства;

- подготовка системы мер по обеспечению НТП в народное хозяйство;

- проведение единой технической политики в стране и регионах с учетом общественных и территориальных интересов.

Решение этих задач обеспечивается разработкой целевых комплексных научно-технических программ. Они представляют собой намеченный к последовательному осуществлению комплекс мер по максимальному использованию научно-технического потенциала с целью повышения уровня экономического и социального развития общества. При этом под научно-техническим потенциалом понимается_совокупность элементов кадрового, информационного, технического, управленческого и организационного характера, определяющих возможность решать народнохозяйственные задачи на основе новейших достижений науки и техники.

Вместе с тем, плановое регулирование инновационной сферы предполагает использование потенциала инноваций, характеризующего возможности дальнейшего совершенствования инноваций, появления на ее основе других инноваций, а также распространения ее на новые области и получения социально-экономического эффекта. По отношению к отдельному предприятию или организации он рассматривается как готовность и способность первичного звена впервые осуществить или воспринять ту или иную инновацию. Это связано с техническим состоянием производства, кадровым потенциалом, долей рынка и результативностью хозяйствования предприятия.

Эффективность использования научно-технического и инновационного потенциала во многом зависит от формы организации инновационной деятельности В этом качестве выступают специализированные и региональные межотраслевые исследовательские центры, научные центры, научно-производственные объединения, центры по производственно-техническому обслуживанию научных учреждений, межотраслевые проектно-монтажные и строительные фирмы, инженерные центры и др. В зарубежной практике получили распространение диверсификационные научные центры, представляющие собой мощные научно-технические комплексы по разработке и внедрению нововведений. Они способны проводить исследования в широком диапазоне научных дисциплин при глубокой специализации по приоритетным направлениям развития науки. Разработки здесь выполняются на контрольной основе силами программно-целевых групп при особой роли руководителей таких групп.

В целом все формы организации инновационной деятельности направлены на концентрацию научных сил, материально-технических и финансовых ресурсов для решения крупных научно-технических проблем, создания и освоения принципиально новых видов техники и технологии. В современных условиях к ним относятся также информационные ресурсы, от которых во многом зависит оперативное устранение недостатков в деятельности различных по этапам инновации учреждений. Поэтому выбор направлений освоения и развития информационных технологий становится одним из важных условий успешной инновационной деятельности на всех уровнях национального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.