Стратегия развития мобильного ТВ от компании Nokia Siemens Networks
Данные Дополнительные
платные услуги
Голос
Мобильные сета
Возможные направления роста
ВИДЕО УСЛУГИ И ВИДЕО ПРИЛОЖЕНИЯ СЕГОДНЯ С УВЕРЕННОСТЬЮ МОЖНО НАЗВАТЬ ИННОВАЦИОННЫМИ УСЛУГАМИ. ЭТИ УСЛУГИ ПРИВЛЕКАЮТ НОВЫХ АБОНЕНТОВ, УВЕЛИЧИВАЮТ ЛОЯЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРУ СУЩЕСТВУЮЩИХ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДТВЕРЖДАЮТ ЭТО.
Более 65% населения европейских стран проявляют интерес к мобильному ТВ. В среднем на просмотр ТВ-контента среднестатистический житель Европы тратит почти 4 часа ежедневно1. Появление и демонстрация видеоконтента как на фиксированных так и на мобильных сетях позволит заработать до 25 млрд долл. к 2010 г.2 Доходы 1РТУ возрастут на 336% в ближайшие несколько лет и достигнут значения более13 млрд долл.
Сегодня в России, также как и в других Европейских странах сложилась ситуация насыщения рынка голосовых услуг, когда мобильная голосовая связь охватила почти 100% потенциальной аудитории. В современных условиях мобильным операторам для расширения своего бизнеса приходится диверсифицировать пакет услуг и вступать в
Бизнес на основе IP
*
Фиксированный
операторский
бизнес
Фиксированные сети
конкуренцию в сфере услуг которые традиционно считались прерогативой кабельных и фиксированных операторов связи.
Компания Nokia Siemens Networks не стоит в стороне от этих тенденций и в настоящий момент представляет несколько решений по передаче видеоприложений для мобильных и фиксированных операторов. Спектр решений включает решение Мобильного ТВ с передачей телевизионного сигнала и видео по каналам UMTS в режиме одноадресной рассылки, которое носит название MDS 3.5 (Media Delivery Solution), решение Мобильного ТВ с вещанием телевизионных каналов в дециметровом диапазоне в стандарте DVB-H MDS 4.1, решение IPTV с передачей видео контента для фиксированных операторов Home Entertainment.
Очень важным, с точки зрения развития проекта и строительства провайдерской инфраструктуры является понимание того, какой должна быть производительность и конфигурация оборудования с точки зрения проникновения видео услуг среди абонентов, какой видео-контент предполагается использовать, каким будет средняя продолжительность его использования и на какую целевую аудиторию он будет рассчитан. И здесь перед началом создания новой инфраструктуры очень важно получить оптимальные ответы на эти вопросы, и создать бизнес-план, позволяющий в дальнейшем иметь как максимальную отдачу от первоначальных инвестиций, так и максимальную динамику проникновения на рынок этих услуг. Как же должен развиваться видео бизнес на сетях операторов с точки зрения существующей линейки оборудования нашей компании.
© Nokia Siemens Networks. All rights reserved Ссылки: 1 Jupiter; 2 Yankee Group; 3 Gartner.
Если рассмотреть статистику использования ТВ-каналов на телевизионных сетях, то их можно разделить на две различные категории. К первой категории можно отнести относительно небольшое количество так называемых Top ТВ-каналов. Это те программы, которые популярны у более 80% зрителей, они характеризуются длительными сеансами просмотра и высокими значениями пиковой нагрузки. В оставшуюся вторую категорию можно отнести каналы и видео информацию которые смотрят не более 20% зрителей. Эта категория контента более многочисленна и нацелена на узкие группы зрительской аудитории. Средняя продолжительность сеанса в этом случае меньше и значения пиковой нагрузки относительно малы. После проведенного деления ясно, что для этих двух категорий контента могут быть эффективны разные способы его доставки. Для Top ТВ-контента интуитивно наиболее эффективным способом доставки может быть технология вещания, которая рационально использует существующий сетевой или частотный ресурс. Для второй группы контента имеет смысл использовать технологию передачи unicast точка-точка которая позволяет занимать ресурсы сети в течении конечного интервала времени по запросу конкретного абонента и затем освобождать их.
Спектр имеющихся у Nokia Siemens Networks решений Мобильного ТВ позволяет использовать оба сценария предоставления видео услуг на сетях мобильных операторов.
Рассмотрим первый сценарий выхода на рынок с видео услугами на базе решения MDS 3.5. Инфраструктура, поставляемая в рамках этого решения, позволяет формировать и передавать видео поток по мобильной сети передачи данных в режиме по требованию. Это позволяет оператору использовать широкий спектр ТВ каналов и видео, с непродолжительными сеансами просмотра, каждый из которых будет нацелен на различные группы аудитории. При этом средняя продолжительность просмотра одной единицы видео будет составлять, не более 10 мин. Решение MDS3.5 может, рассматривается как стартовый вариант, требующий относительно небольшого объема первоначальных инвестиций и позволяющий оперативно предоставлять видео услуги на сети по каналам UMTS с использованием достаточно недорогого, комплекта абонентского оборудования. Недостатком передачи видео потока в этом случае, будет отно-
Конвергентная архитектура доставки видео
MDS5.0
MDS4.2
MDS4.1 Broadcast, DVB-H
Home
Entertainment
IPTV
Broadcast Network Вещание ТВ, > 20 каналов
Интерактивность
Mobile Network
Мобильное ТВ передача потоков точка-точка
Персонифицированные каналы и интерактивность
Линейка продуктов для передачи видео услуг
Mobile Network
Передача видео точка-точка и вещание Эффективное использование полосы ЗС при вещании на группы
* ✓ Fixed Network
ТВ вещание и Интерактивные видео услуги для фиксированных абонентов
© Nokia Siemens Networks. All rights reserved
сительно высокая стоимость ресурса сети доступа требуемого для доставки видео контента. Как определить необходимую емкость используемого решения в этом случае? Прежде всего, она будет определяться пиковым значением одновременных видео потоков в сети (Peak Concurent Streams (CCS). Как посчитать эту величину исходя из имеющейся абонентской емкости сети оператора.
Рассмотрим мобильного оператора, обладающего мобильной сетью UMTS емкостью 1 мл. абонентов. В силу относительной высоких затрат на передачу видео информации с битовой скоростью порядка 100300 Кбит/с и нацеленности широкого спектра предполагаемого видео контента на узкие группы аудитории зададимся средним числом активных абонентов порядка 5% от абонентской базы, что в абсолютных цифрах будет составлять 50000 активных пользователей. При этом каждый активный абонент в среднем в течении месяца, предположим, осуществит просмотр 20 единиц контента, что составит порядка 1000000 видеороликов или видеопотоков. Ясно, что в течении месяца нагрузка на оператора будет не одинакова, поэтому зададимся количеством видео потоков в день максимальной нагрузки в количестве 10% видео потоков или 100000 единиц видео. Предположим что такой же процент получаемого контента, будет приходится на час максимальной нагрузки и составит 10000 видео потоков. Задаваясь средней продолжительностью просмотра одного видео 3 минуты мы получаем максимальное количество одновре-
менных видео потоков одномоментно в час "Пик" 10000х3/60, что составляет 500CCS одновременных потоков это и будет определять емкость решения в нашем случае. Такой объем генерируемых потоков может быть получен в рамках решения с помощью всего лишь одного потокового сервера. Таким образом, само решение видео услуг будет выглядеть достаточно лаконичным и не дорогим. Также преимуществом такого подхода является использование существующей инфраструктуры доступа и дешевого варианта абонентского оборудования.
Другим вариантом выхода на рынок видео услуг для оператора является построение инфраструктуры для демонстрации каналов категории Top ТВ. Этот вариант предполагает использование видео, который будет нацелен более глубокое проникновение мобильного ТВ-вещания. Средняя продолжительность сеанса просмотра при этом может составлять уже не минуты а десятки минут и часы. При этом количество активных абонентов, получающих видео поток в часы пиковой нагрузки может составлять десятки процентов абонентской емкости. Для такого сценария выхода на рынок подойдет версия MDS4.1 мобильного ТВ. Для работы этой версии оператору потребуется дополнительный дециметровый частотный ресурс, дополнительная инфраструктура доступа, да и абонент для получения ТВ-вещания вынужден будет приобрести более дорогую мобилку, оснащенную дециметровым ТВ-приемником. При этом в силу технологии передачи в час наибольшей нагрузки потенциально видео услугами могут быть охваче-
ны все 100% абонентов сети. Количество передаваемых каналов при этом ограничивается 10 — 20 каналами при ширине полосы порядка 8МГц. При этом состав пакета ТВ-каналов может быть разным для разных регионов внутри сети мобильного оператора.
Для расширения абонентской базы и увеличения ARPU было бы логичным на очередном этапе развития видео услуг использовать конвергентный вариант Мобильного телевидения, позволяющий одновременно предоставлять контент двух категорий с использованием режима точка — точка по каналам передачи данных и вещанием 10-20 ТВ-каналов по сети доступа DVB-H. Такая возможность появляется у оператора в результате перехода с версий MDS3.5/4.1 на версию мобильного ТВ MDS4.2. Эта версия решения позволяет мобильному абоненту, подписавшемуся на полный пакет видеоуслуг, иметь единую точку доступа к видео по требованию и к вещанию по DVB-H.
Какая же функциональность может быть предоставлена абоненту в рамках конвергентного решения MDS4.2? Этот список включает:
• ТВ-вещание по каналам DVB-H;
• передача ТВ-каналов в режиме точка-точка;
• видео по требованию;
• сетевой магнитофон nPVR с возможностью мгновенной записи текущей программы или программированием записи с помощью графического интерфейса EPG (электронный программный гид);
• Anytime TV (возможность смотреть ТВ программы прошедшие в живом эфире по запросу);
Сегодня
fixed —► Я., л- |
Раздельные
среды “ р-
cellular ЕИ
Разные Л
платформы
г ' broadcast 1—*■ 1 1
ям
Тор ТВ каналы
Персональные каналы и on-demand услуги
Каналы
Популярные ТВ каналы охватывают до 80% аудитории
о Эффективно вещание
Персональные каналы контролируемые пользователем
о Одноадресная передача, точка-точка
Частота использования предъявляет различные требования к сети и способу распространения
© Nokia Siemens Networks. All rights reserved
• интерактивное ТВ;
• бесшовная демонстрация рекламного ролика перед началом просмотра видео клипа, и др.
Очередным шагом по модернизации линейки решений мобильного телевидения от нашей компании будет появление в следующем году версии МРБ5.0, которая позволит дополнить существующую функциональность мобильного ТВ, вещанием с использованием технологии МВМБ, с помощью которой, возможно использование одной частоты для трансляции большого числа мобильных телевизионных каналов по существующей GSM-сети третьего поколения.
Завтра
Конвергенция на уровне сред и платформ доставки «
• Единый просмотр & восприятие, ьдиная подписка на контент, повторное использование контента.
• Непрерывность услуги и оптимизация существующих ресурсов
• Уменьшение ОРЕХ благодаря общей функциональности
• Увеличение доходов благодаря общим интерактивным сервисам и перекрестному маркетингу (cross marketing)
Конвергенция Mobile TV и IPTV представит для абонентов новые возможности
© Nokia Siemens Networks. All rights reserved
А теперь представим себе такую, казалось бы, фантастическую картину из вашей жизни. Рано утром проснувшись, вы смотрите утренние новости на своем стационарном телевизоре во время завтрака. Вы вынуждены рано уехать из дома, чтобы успеть на встречу с клиентом, поэтому не успеваете досмотреть прогноз погоды и спортивные новости. Но у вас есть возможность продолжить просмотр в такси на мобильном телефоне с момента окончания просмотра на своем телевизоре. Вечером вы ужинали с друзьями в ресторане и пропустили трансляцию футбольного матча своей любимой команды, но находясь в офисе, во время перерыва на обед вы загружаете на свой телефон наиболее интересные моменты игры с помощью услуги видео по требованию на своем мобильном аппарате. Придя домой после работы вы смотрите на большом телеэкране свой любимый сериал, который записали с помощью услуги сетевой видео магнитофон на своем мобильном аппарате.
Именно это станет реальностью после конвергенции решений IРТУ и мобильного ТВ нашей компании, что позволит в дальнейшем мобильному оператору предоставлять свои услуги как на мобильных, так и на фиксированных сетях доступа. Конвергентное ТВ предоставит весь спектр услуг на базе единой провайдерской платформы, единого контента, единой точки доступа, единого биллинга и осуществит бесшовный просмотр видео на стационарных и мобильных устройствах.