Научная статья на тему 'Стратегия развития маркетинга торгового предприятия'

Стратегия развития маркетинга торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МАРКЕТИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасымов Эльмар Мехман Оглы

В статье обосновывается необходимость разработки и внедрения стратегии маркетинга в деятельность любого торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гасымов Эльмар Мехман Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития маркетинга торгового предприятия»

получается в ходе анализа, создает базу для понимания новой роли как коммерческих, так и некоммерческих организаций в современной действительности, для улучшения деятельности организаций и повышения показателей проектов, не только формальных и финансовых, но и социально-политических. Инвесторы, также смогут определить те социальные блага, которые создаются с помощью их средств, и определить эффективность использования этих средств.

Признавая все положительные аспекты анализа социальной эффективности инвестиций, следует указать также и на его ограничения, связанные в первую очередь со следующими теоретическими и практическими аспектами его использования:

- многие социально-политические блага не могут быть точно оценены с помощью механизма монетизации. Против данного положения сложно что-либо противопоставить, точно также как и сложно предложить какую-либо альтернативу монетизации. При использовании финансовых эквивалентов для тех благ, экономическая стоимость которых не очень соответствует оценке их реальной полезности, следует делать особые оговорки при проведении анализ социальной эффективности;

- избыточный фокус на монетизации. Для смягчения негативных последствий данного аспекта анализ социальной эффективности инвестиций следует рассматривать в первую очередь, как методику анализа самого процесса создания социально-политических благ, а не методику расчета количественных показателей;

- отсутствие внешней аккредитации.

В настоящее время методика анализа SROI, несмотря на его достаточно широкое распространение, официально не имеет никаких аккредитаций и формально не поддерживается никакими ассоциациями, государственными или профессиональными организациями.

Результаты анализа социальной эффективности не могут рассматриваться как официальные при принятии инвестиционных решений государственными органами или финансовыми институтами; внедрение методики анализа социальной эффективности инвестиций требует весомых затрат на обучение персонала и на изменение существующих систем экономической и социальной отчетности. Поэтому первые попытки по проведению анализа будут затратными как по времени, так и по деньгам. Отсюда возникает вопрос о целесообразности анализа социальной эффективности одного отдельно взятого проекта.

Список литературы использования в качестве интегральной оценки социальных эффектов проекта позволяет сделать вывод о целесообразности использования интегрального индикатора качества жизни в роли комплексного показателя социальных эффектов.

Список литературы

1. Айвазян С.А. Эмпирический анализ синтетических категорий качества жизни населения//

Экономика и математические методы. М.:НАУКА, 2003. Т. 39. № 2, 3.

2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов:

Теория и практика. М.: Дело, 2001.

3. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. Учебник для

вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 309.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Гасымов Э.М.

Гасымов Эльмар Мехман оглы — студент магистратуры, кафедра менеджмента в АПК, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин

Аннотация: в статье обосновывается необходимость разработки и внедрения стратегии маркетинга в деятельность любого торгового предприятия.

Ключевые слова: планирование, стратегия развития, маркетинг, стратегический маркетинг, торговое предприятие.

В современных условиях основополагающим признаком перехода экономики России к рыночным отношениям является преобразование рынка продавцов в рынок потребителей. Развитие и функционирование такой торговой площади предопределяет необходимость многопланового изучения не только потребностей и нужд потребителей, но и их ожиданий относительно товарного ассортимента с целью завершения товарооборота совершением покупки.

Значение маркетинговой стратегии, которая позволяет предприятию выжить в условиях конкуренции в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Изменения в окружающей среде, меняющиеся потребности населения, появление новых возможностей для бизнеса, все это приводит к необходимости рассмотрения основных аспектов разработки и внедрения стратегии маркетинга в деятельность торгового предприятия и делает данный вопрос актуальным. В условиях становления рыночных отношений, постоянно меняющихся экономических условиях любое предприятие, работающее в сфере торговли, сталкивается с экономическими, финансовыми, социальными и организационными проблемами, источниками которых являются конъюнктурные изменения рынка, ужесточение конкуренции между торговыми предприятиями и недостаток свободных финансовых ресурсов.

Если в краткосрочном периоде результативность деятельности торгового предприятия зависит от финансовой сбалансированности всех направлений текущей деятельности, то в долгосрочном периоде основополагающей является способность торгового предприятия своевременно адаптироваться к тенденциям на рынке и гибко подстраивать под них свой товарный ассортимент. Ориентация на эффективную организацию стратегического маркетинга выходит на первый план в работе менеджеров высшего звена. Для разработки и реализации стратегии эффективного обслуживания в торговом предприятии необходимо, прежде всего, разобраться в значении рыночной среды, в которой действует предприятие и определить сегмент рынка. Организованная объективным образом система стратегического маркетинга на предприятии должна опираться на всестороннее удовлетворение нужд покупателей торговых услуг, повышение уровня конкурентоспособности и получение максимальной прибыли [1, с. 98].

Таким образом, предприятия сферы торговли, как и любой вид предпринимательства, при разработке стратегии маркетинга должны ориентироваться на удовлетворение спроса покупателей и получение экономически целесообразного по сравнению с затратами уровня прибыли. При этом, предприятие должно делать акцент не на имеющиеся производственные и ресурсные возможности, а на изучение спроса и ожиданий на рынке торговых услуг.

Все больше торговых предприятий начинают в своей деятельности ориентироваться на результаты проведения маркетинговых исследований рынка в связи с обострением конкуренции, ростом издержек производства, замедлением темпов роста производительности труда и желанием получать сверхприбыль. Исследования в международной практике показывают, что тенденция организации и внедрения маркетинга прослеживается повсеместно в торговой сфере. Однако в России, несмотря на огромный потенциал в этой области, до сих пор наблюдается низкое качество маркетинговой деятельности предприятий в связи с неосознанностью специалистов отдела продаж и сбыта в ее необходимости и значимости для получения максимальных результатов деятельности и более глубокого исследования тенденций на рынке. С целью преодоления кризисных явлений и уменьшения негативных процессов в торговой сфере необходимо применить меры по изучению и внедрению опыта зарубежных стран, а также его адаптации к российским условиям. Это позволит повсеместно внедрить стратегический маркетинг в деятельность предприятий и решить существующие проблемы. Стратегический маркетинг служит основой для прослеживания тенденций на определенном рынке и выявлении целевых сегментов рынка, на которых предприятие может наиболее полно и с большей отдачей удовлетворить нужды потребителей. Выявленные при этом целевые рынки являются потенциальными экономическими возможностями торгового предприятия, привлекательность которых необходимо оценить в конкретном временном периоде и на отдельном этапе развития предприятия [2, с. 65].

Главной задачей маркетинга в деятельности торгового предприятия является нацеленность предприятия на освоение целевых сегментов рынка, которые еще не заняты либо используются неэффективно, а также адаптация финансовых, информационных, производственных и других возможностей к постоянно меняющимся условиям рынка и желаниям целевых потребителей. Его второстепенными задачами при этом считается конкретизация миссии и целей деятельности предприятия, разработка стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного ассортимента [3, с. 77].

Выводы: стратегический маркетинг предполагает определение наиболее эффективных направлений развития торгового предприятия, которые обеспечат высокий уровень конкурентоспособности на рынке и приобретение конкурентных преимуществ по сравнению с другими предприятиями, действующими в данной сфере. Так, в современных условиях, когда происходит стремительное развитие рынка, успех предприятия напрямую зависит от способности и умения формировать и внедрять на конкретном уровне управления стратегию развития предприятия в целом в долгосрочном периоде. Поэтому на рынке торговых услуг приоритетное место занимают крупные торговые площадки, которые в своей деятельности регулярно принимают и реализуют маркетинговые стратегии, информационно-инновационные стратегии, что дает им конкурентное преимущество и обеспечивает повышенный спрос на продукцию.

71

Список литературы

1. Зимин Ю.В. Развитие оптовой торговли продтоварами // Маркетинг, 2016. № 3. С. 201.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. М., 2016. С. 97.

3. НаумовВ.Н. Маркетинг сбыта. М., 2016. С. 115.

ПРОДУКТОВЫЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ Гасымов Э.М.

Гасымов Эльмар Мехман оглы — студент магистратуры, кафедра менеджмента в АПК, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин

Аннотация: в статье представлен разбор представлений и анализ литературы о продуктовых и маркетинговых инновациях на рынке массовых товаров.

Ключевые слова: инновации, маркетинговые инновации, продуктовые инновации, FMCG, потребительские товары.

В современной экономике инновациям на всех рынках уделяется особое пристальное внимание. Сейчас все эксперты выделяют, прежде всего, скорость потока нововведений, поэтому требуется гораздо меньше времени на то, чтобы на рынок пришли и были приняты или не приняты новые стиль, дизайн, функции, технологии или материалы. Эта тенденция коснулась инноваций почти на всех рынках, в том числе на рынке потребительских товаров, на который хотелось бы обратить внимание.

Согласно Руководству Осло («Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» -Руководство Осло является основным источником понятийно-терминологической базы в сфере планирования и учета инновационной деятельности предприятий, отраслей и стран, широко признанным на международном уровне) принято выделять продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные инновации. Для нас в данном исследовании крайне важным является подробно остановиться на продуктовых и маркетинговых инновациях, так как они чаще всего возникают на рынке потребительских товаров.

Продуктовые инновации - это внедрение новой продукции или существенное усовершенствование старой. Новая продукция - это продукция, которая основана на новых технологиях, на результатах исследований и разработок. Продукция считается новой, даже если она уже присутствует уже на рынке, но она новая для данной конкретной организации.

Усовершенствованная продукция - это продукция, для которой улучшены качественные характеристики. Это, может быть, изменение конструкции изделия, использование других материалов и компонентов, изменение параметров и технических характеристик (например, вес изделия, форма, размер, диапазон применимости и т. д.) и так далее.

Не относятся к продуктовым инновациям:

- только эстетические изменения в продуктах (в цвете, в дизайне, декоре и т.п.);

- незначительные технические или внешние изменения продукции, не которые не оказывают достаточного влияния на конструкцию изделия, его параметры, свойства и стоимость.

Маркетинговые инновации - это инновации, которые направлены на более полное удовлетворение потребительских потребностей, открытие новых рынков сбыта, расширение аудитории потребителей продукции и услуг с последующей целью повышения объемов продаж [1, с. 50-59].

В работах Киселева и В. Дягтерева, которые исследовали содержание маркетинговых инноваций, они относятся к категории организационно-управленческих инноваций. По мнению авторов, маркетинговые инновации включают следующие категории: формы и методы продвижения научно-технических инноваций и формирование новых рынков (вторичных инноваций в области маркетинга, обусловленные процессом науки, техники и технологии); новые способы стимулирования потребительской активности (чистые организационно-управленческие инновации в области маркетинга); комбинированные подходы в области маркетинга, включающие оба вышеперечисленных направления в области маркетинговых инноваций.

По мнению О.А. Роганяна, опережающие действия конкурентов могут стать результатом задержки выхода товара-новинки на несколько месяцев, и как следствие, «снятие сливок» конкурентами влечет за собою потери прибыли задержавшемуся предприятию около 30-40% [2, с. 19].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.