Научная статья на тему 'Стратегия развития и расширения деятельности на зарубежных рынках банка ВТБ (ПАО)'

Стратегия развития и расширения деятельности на зарубежных рынках банка ВТБ (ПАО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК ВТБ (ПАО) / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / VTB BANK (PJSC) / DEVELOPMENT STRATEGY / FOREIGN MARKETS / COMPETITIVE ADVANTAGES / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Наталия Вячеславовна, Тарасов Вячеслав Ильич

В статье исследуются среднесрочные стратегии развития Банка ВТБ (ПАО), определены их основные направления, механизмы реализации, ключевые параметры. Рассмотрены особенности выхода российских банков на иностранные финансовые рынки, порядок их функционирования и оказания услуг. Выделено, что интеграция российских банков на международный рынок возможна в трех вариантах: путем открытия представительств, создания дочерних банков или учреждения филиалов. Самым распространенным механизмом является открытие филиалов, что обусловило разработку приоритетных направлений стратегий развития на среднесрочную перспективу Банка ВТБ (ПАО). Показаны механизмы достижения ключевых целей и задач Стратегии развития в 2017-2019 гг. Банка ВТБ (ПАО). Представлена новая Стратегия развития Группы ВТБ на 20192022 гг., основанная на измененных приоритетах по сравнению с предыдущей. Рассмотрены целевые индикаторы Стратегии развития Группы ВТБ на 2019-2022 гг. Изучены продукты и услуги, предоставляемые Банком ВТБ (ПАО) по внешнеторговым операциям: связанное финансирование, финансирование под покрытие ЭКСАР, пост-импортное финансирование, гарантийные операции, документарные операции для банков. Определена их сущность и особенности механизма реализации банком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Наталия Вячеславовна, Тарасов Вячеслав Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR DEVELOPMENT AND EXPANSION OF ACTIVITIES IN FOREIGN MARKETS OF VTB BANK (PJSC)

The article examines the medium-term development strategies of VTB Bank (PJSC), defines their main directions, implementation mechanisms, and key parameters. The mechanisms for achieving the key goals and objectives of the Strategy for 2017-2019 are shown. VTB Bank (PJSC). The new VTB Group development strategy for 2019-2022 is presented. It is based on the changed priorities compared to the previous One. Target indicators of VTB Group's development Strategy for 2019-2022 are considered. We have studied the products and services provided by VTB Bank (PJSC) for foreign trade operations: related financing, EXIAR financing, post-import financing, guarantee operations, and documentary operations for banks. Their essence and features of the Bank's implementation mechanism are defined.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития и расширения деятельности на зарубежных рынках банка ВТБ (ПАО)»

7. Kristofer M., Pek Kh. Marketingovaya logis-tika [Marketing logistics]. M.: Tekhnologii, 2005. 200 s.

8. Levkin G.G., Skiba A.A. Osobennosti logis-ticheskogo podxoda v sfere obshchestvennogo pi-taniya [Features of the logistic approach in the field of catering] // Ot sinergii znanij k sinergii biznesa: sb. st. i tezisov dokl. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studen-tov, magistrantov, aspirantov i prepodavatelej. Omsk: Poligraficheskij tsentr KAN, 2015. S. 221-224.

9. Logistika [Logistics]: ucheb. posobie dlya bakalavrov / B.A. Anikin, T.A. Rodkina, M.A. Ga-ponova [i dr.]; red. B.A. Anikin, T.A. Rodkina. M.: Prospekt, 2015. 406 s.

10. Lubochnov V.A. Marketingovaya logistika [Marketing logistics] // Risk. 2009. № 4-5. S. 50-55.

11. Mikhaylova O.I. Vvedenie v logistiku [Introduction to Logistics]: ucheb.-metod. posobie. M.: Dashkov i K°, 1999. 104 s.

12. Munshi A.Yu., Alexandrova L.Yu. Vozmozh-nosti ispolzovaniya rezuFtatov marketingovogo analiza v deyateFnosti predpriyatiya [Possibilities of using the results of marketing analysis in the enterprise] // Vestnik Rossijskogo universiteta koopera-tsii. 2015. № 2 (20). S. 28-31.

13. Munshi A.Yu., Munshi Sh.Md., Alexandrova L.Yu. Mezhdunarodnaya marketingovaya deyateFnost predpriyatij malogo i srednego biznesa regiona [International marketing activities of small and medium enterprises in the region] // Innovatsii i sovremennye tekhnologii v kooperativnom sektore ekonomiki: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. v ramkakh ezhegodnykh Chayanovskix chtenij / Ros-sijskij universitet kooperatsii. Voronezh: Kantsler, 2009. S.473-475.

14. Trifilova A.A., Voronkov A.N. Marketingo-vaya logistika [Marketing logistics]: ucheb. posobie. N. Novgorod: NNGASU, 2011. 83 s.

АЛЕКСАНДРОВА Людмила Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры товароведения и технологии общественного питания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ljudmila. a1exandrova@yandex.ru.

МУНШИ Алевтина Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы. Российская таможенная академия. Россия. Москва. E-mail: munshi@rambler. ru.

ALEXANDROVA, Lyudmila Yuryevna - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Commodity Science and Technology of Public Catering. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ljud-mila.a1exandrova@yandex.ru.

MUNSHI, Alevtina Yuryevna - Candidate of Sciences (Economics), Assistant Professor of the Department of Commodity Science and Customs Examination. Russian Customs Academy. Russia. Moscow. E-mail: munshi@rambler.ru.

УДК 336.761

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И РАСШИРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ БАНКА ВТБ (ПАО)

Н.В. Александрова, В.И. Тарасов

В статье исследуются среднесрочные стратегии развития Банка ВТБ (ПАО), определены их основные направления, механизмы реализации, ключевые параметры. Рассмотрены особенности выхода российских банков на иностранные финансовые рынки, порядок их функционирования и оказания услуг. Выделено, что интеграция российских банков на международный рынок возможна в трех вариантах: путем открытия представительств, создания дочерних банков или учреждения филиалов. Самым распространенным механизмом является открытие филиалов, что обусловило разработку приоритетных направлений стратегий развития на среднесрочную перспективу Банка ВТБ (ПАО). Показаны механизмы достижения ключевых целей и задач Стратегии развития в 2017-2019 гг. Банка ВТБ (ПАО). Представлена новая Стратегия развития Группы ВТБ на 20192022 гг., основанная на измененных приоритетах по сравнению с предыдущей. Рассмотрены целевые индикаторы Стратегии развития Группы ВТБ на 2019-2022 гг. Изучены продукты и услуги, предоставляемые Банком ВТБ (ПАО) по внешнеторговым операциям: связанное финансирова-

ние, финансирование под покрытие ЭКСАР, пост-импортное финансирование, гарантийные операции, документарные операции для банков. Определена их сущность и особенности механизма реализации банком.

Ключевые слова: Банк ВТБ (ПАО); стратегия развития; зарубежные рынки; конкурентные преимущества; внешнеэкономическая деятельность; цифровая трансформация.

N.V. Alexandrova, V.I. Tarasov. STRATEGY FOR DEVELOPMENT AND EXPANSION OF ACTIVITIES IN FOREIGN MARKETS OF VTB BANK (PJSC)

The article examines the medium-term development strategies of VTB Bank (PJSC), defines their main directions, implementation mechanisms, and key parameters. The mechanisms for achieving the key goals and objectives of the Strategy for 2017-2019 are shown. VTB Bank (PJSC). The new VTB Group development strategy for 2019-2022 is presented. It is based on the changed priorities compared to the previous One. Target indicators of VTB Group's development Strategy for 2019-2022 are considered. We have studied the products and services provided by VTB Bank (PJSC) for foreign trade operations: related financing, EXIAR financing, post-import financing, guarantee operations, and documentary operations for banks. Their essence and features of the Bank's implementation mechanism are defined.

Keywords: VTB Bank (PJSC); development strategy; foreign markets; competitive advantages; foreign economic activity; digital transformation.

В научной литературе широко обсуждаются вопросы внешнеэкономической деятельности российских компаний, в том числе возможности и проблемы выхода на зарубежные рынки, сохранения и улучшения позиций российских компаний на мировых рынках. В связи с резкими изменениями структуры спроса, а именно сокращения спроса на сырьевую продукцию и значительного роста спроса на наукоемкую, высокотехнологичную продукцию на мировых рынках, в отечественных исследованиях изучаются проблемы и направления роста российского несырьевого экспорта. В результате таких исследований установлены и положительные последствия санкций западных стран, которые привели к развитию отечественных производственных компаний, участвующих в импортозамещении.

Вместе с тем недостаточно исследованы проблемы международной деятельности российских банков в новых условиях. Особенно это касается системных банков, в частности Банка ВТБ (ПАО), который является универсальным банком и всегда имел статус кредитной организации, обслуживающей внешнеторговую деятельность. Банк ВТБ (ПАО) находится в списке российских компаний, на которые направлены санкции ЕС и США, например запрет на кредитование (перекредитование) в европейских и американских банках. Проблемы функционирования российских банков в условиях западных санкций исследованы в научной литературе недостаточно. На наш взгляд, Банк ВТБ (ПАО) является банком, реагирующим на изменения в экономике на основе использования продуманной политики, которая формируется в стратегиях его развития[1].

Стратегии развития Банка ВТБ (ПАО) разрабатываются на среднесрочные периоды (2017-2019 гг., 2019-2022 гг.). В основе разработки стратегических задач развития лежат выбранные миссия, видение и ценности Банка ВТБ (ПАО) (табл. 1) [3].

Таблица 1

Стратегия развития Банка ВТБ (ПАО)

Цель Основные направления

Миссия Помогаем людям воплощать их планы, создавая лучшие финансовые решения

Видение Универсальная финансовая группа

Финансовый партнер первого вида

Удобные и современные способы взаимодействия с клиентами

Больше, чем банк

Банк быстрого реагирования

Каждый клиент получает удобное для себя решение

Вовремя предлагать необходимые продукты

Высокотехнологический омниканальный банк

Широкая партнерская сеть

Гибкая операционная технологическая платформа

Ценности Дорожим клиентом, работаем в команде, отвечаем за результат, проявляем инициативу, совершенствуемся постоянно

Стратегия банка на 2017-2019 гг. была утверждена Наблюдательным советом Группы ВТБ в декабре 2016 г. Ключевыми целями Группы ВТБ в 2017-2019 гг. были повышение прибыли Группы ВТБ в размере более 200 млрд руб., развитие лидирующих позиций на

18

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 2(40)

российском банковском рынке, интеграция и оптимизация структуры - построение единого универсального банка, проведение масштабной технологической модернизации.

В рамках достижения ключевых целей Стратегии в 2017-2019 гг. была проведена оптимизация структуры и стоимости активов и пассивов банка. Для обеспечения лидирующих позиций на российском рынке банковских услуг Банк ВТБ (ПАО) реализовал объединение с ВТБ 24, также был присоединен Банк Москвы. В 2017-2019 гг. для достижения стратегических целей решались такие задачи, как обеспечение опережающего роста средств клиентов - юридических лиц, снижение зависимости от привлеченных средств Банка России, уменьшение доли валютных ресурсов, существенный рост объема и удельного веса привлеченных средств населения. Банк ВТБ (ПАО) наращивал объемы операций кредитования корпоративных клиентов и укреплял позиции на рынке кредитования физических лиц. В этот период началась широкая программа цифровой трансформации бизнес-процессов банка, что позволило обеспечить формирование системы дистанционного обслуживания клиентов на новом технологическом уровне, повысить внутреннюю эффективность банка.

Стратегия развития Группы ВТБ на 20192022 гг. утверждена Наблюдательным советом в апреле 2019 г. Новая Стратегия основана на измененных приоритетах по сравнению с предыдущим периодом. Это обеспечение лидирующих позиций по качеству сервиса и удобству клиентских путей, построение операци-онно-технологической платформы на основе микросервисной 1Т-архитектуры нового поколения, ускорение цифровизации бизнеса (доступность 100 % продуктов в электронных каналах к концу 2022 г.), ускорение реагирования на изменение рынка банковских услуг и клиентского спроса на новые продукты и услуги.

В новой Стратегии приоритеты развития Группы ВТБ, в первую очередь, связаны с удовлетворенностью клиента - это повышение качества сервиса и удобства клиентских путей. С этой целью предполагается переход к персонализированным коммуникациям с использованием инструментов аналитики и моделирования. Доля цифровых коммуникаций при этом значительно возрастает: более 50 % продаж будут полностью цифровыми к концу 2022 г., более 80 % сервисных операций предполагается перевести в дистанционные каналы. Также должна быть обеспечена цифровизиция внутренних процессов, включая стопроцентный безбумажный внутренний документооборот [3].

Самым эффективным инструментом цифровой трансформации считается развитие дистанционных каналов обслуживания (стратегия mobile first). Совершенствование процессов взаимодействия с розничными и корпоративными клиентами предполагает трансформацию внутренних бизнес-процессов банка на основе автоматизации рутинных операций, оптимизации работы подразделений, роста качества и скорости формирования бизнес-аналитики, в результате которых достигается снижение затрат и рост продуктивности работ.

Цифровая трансформация бизнес-процессов банка является основой роста его конкурентоспособности не только за счет улучшения качества предоставляемых услуг, но также за счет эффективности внедряемых технологий. Например, использование робот-коллектора приносит экономию в размере 18 тыс. руб. за каждую минуту разговора, общий объем эффекта от использования голосовой биометрии при обслуживании корпоративных клиентов составил в Банке ВТБ (ПАО) за 5 лет 392 млрд руб. (за счет снижения операционных рисков), ежедневный оборот денежных переводов в Samsung Pay превышает 20 млн руб [3].

Поставлена задача достижения конкурентных преимуществ по скорости внедрения технологических решений и вывода новых сервисов на рынок. Инвестиции банка будут направлены на развертывание платформ биометрической идентификации, роботизации и продвинутой аналитики, виртуализацию процессов на основе технологий искусственного интеллекта, развитие открытых интерфейсов для интеграции с партнерами. Значения целевых индикаторов Стратегии развития Группы ВТБ на 2019-2022 гг. представлены в табл. 2.

Представленные в табл. 2 данные свидетельствуют, что Банк ВТБ (ПАО) в период до 2022 г. планирует активную работу по расширению деятельности на рынке розничных банковских услуг, при этом предполагается увеличение доли транзакционно активных и мультипродуктовых клиентов - физических лиц, что создаст условия для роста остатков на текущих и накопительных счетах. Также Банк ВТБ (ПАО) расширяет услуги для малого и среднего предпринимательства и планирует доходность этих услуг, в том числе за счет роста доли комиссий в чистом операционном доходе (более 35 % к 2022 г.). В сегменте КИБ (корпоративно-инвестиционный бизнес) планируется сохранить лидерскую позицию в предоставлении услуг корпоративным и институциональным клиентам. В этом сегменте также

Таблица 2

Целевые индикаторы Стратегии развития Группы ВТБ на 2019-2022 гг.

Целевые индикаторы Значение к 2022 г.

1. Рост клиентской базы розничного бизнеса до 18 млн клиентов в 1,5 раза

2. Доля банка на рынке кредитования физических лиц до 22 %

3. Доля кредитов физическим лицам в кредитном портфеле Группы до 35 %

4. Доля банка на рынке привлеченных средств розничных клиентов до 20 %

5. Рост клиентской базы малого и среднего бизнеса в 2 раза

6. Рост среднего дохода по сегменту «Малый и средний бизнес» на 15-35 %

7. Доля банка на рынке инвестиционных продуктов для физических лиц не менее 25 %

8. Прибыль банка более 300 млрд руб.

9. Рентабельность собственных средств (ROE) 15 %

предполагается обеспечить рост комиссий по транзакционным продуктам.

Как видим, в рассмотренных Стратегиях развития Банка ВТБ (ПАО) в 2017~2019 гг. и на 2019-2022 гг. в качестве целевых индикаторов и приоритетных задач развития до 2022 г. не выделена деятельность на зарубежных рынках. В то же время стратегия, направленная на цифровую трансформацию внутренних и внешних бизнес-процессов банка, является стратегией увеличения потенциала конкурентоспособности Банка ВТБ (ПАО) на зарубежных рынках в долгосрочной перспективе. Вместе с тем банк в настоящее время продолжает вести деятельность через дочерние организации, работающие в других странах, так как на них не распространяются введенные санкции к материнской компании. Также Банк ВТБ (ПАО) остается лидером в области обслуживания внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности российских компаний.

Для проведения импортных и экспортных операций Банк ВТБ (ПАО) предлагает широкий ассортимент продуктов и услуг, указанных в табл. 3.

Таблица 3

Продукты и услуги, предоставляемые Банком ВТБ (ПАО) по внешнеторговым операциям

Вид продукта или услуги Проведение операций

импорта экспорта

Связанное финансирование + +

Финансирование под покрытие ЭКСАР + -

Пост-импортное финансирование + -

Гарантийные операции + +

Документарные операции для банков - +

Связанное финансирование имеет ряд преимуществ: доступность значительных объемов средств, низкая стоимость краткосрочного кредита для клиентов Банка ВТБ (ПАО), простое и быстрое структурирование и реализация

операции. Банк ВТБ (ПАО) предоставляет долгосрочное финансирование корпоративному клиенту на оплату контракта по поставке капиталоемких товаров или услуг иностранной компанией, которое осуществляется за счет привлекаемого связанного фондирования от зарубежных финансовых институтов.

Финансирование под покрытие Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) осуществляется для импортеров капиталоемких товаров и услуг с длительным сроком окупаемости, поставляемых зарубежными компаниями (высокотехнологичное оборудование, новые производственные линии, самолеты, продукция машиностроения, вложения в строительство).

Пост-импортное финансирование осуществляется для импортеров сырьевых товаров, продуктов питания, сельхозпродукции, запчастей и т.д., поставляемых зарубежными компаниями. Банк ВТБ (ПАО) предлагает своим клиентам пост-импортное финансирование на сроки до 5 лет.

В рамках поддержки экспортных операций своих клиентов Банк ВТБ (ПАО) выдает банковские гарантии по поручению и под контргарантию банков-контрагентов по экспортным контрактам, т.е. Банк ВТБ (ПАО) гарантирует исполнение обязательств иностранной компании-покупателя.

Банк ВТБ (ПАО) оказывает услугу подтверждения аккредитивов, выставленных банками-контрагентами по экспортным операциям, т.е. при предоставлении отгрузочных документов Банк ВТБ (ПАО) обязуется осуществить платеж, если импортер и его банк не способны оплатить поставленный товар.

Следующая услуга Банка ВТБ (ПАО) экспортерам - предоставление финансирования отсрочки платежа по экспортным аккредитивам, открытым банком зарубежной компании-импортера и подтвержденным Банком ВТБ (ПАО). Эта услуга позволяет иностранному контрагенту получить отсрочку оплаты постав-

ленного из России товара с использованием кредитных средств Банка ВТБ (ПАО). При этом российская компания-экспортер получает платеж сразу после предъявления товароотгрузочных документов, кредитный лимит же используется на банк зарубежной компании-импортера.

Глобализация мировой финансовой сферы, выразившаяся в транснационализации банковского бизнеса, формирует определенный уровень требований к развитию национальных финансовых систем, устойчивость которых обеспечивает развитие экономики и рассматривается как фактор обеспечения экономической безопасности страны. Банковская деятельность на зарубежных рынках предполагает соблюдение российскими банковскими институтами стандартов и требований, установившихся на международном финансовом пространстве, которые часто отличаются от требований отечественного кредитно-финансового рынка. Основной целью выхода российских банков на иностранные финансовые рынки является обслуживание внешнеэкономической деятельности клиентов из числа крупного бизнеса, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся экспортом [2].

Интеграция российских банков на международный рынок возможна в трех вариантах: путем открытия представительств, создания дочерних банков или учреждения филиалов. Самым распространенным вариантом, используемым российскими банками, является открытие филиалов, что позволяет вести единую финансовую политику. В то же время работа через представительства считается более эффективным вариантом с точки зрения организации деятельности и затрат на содержание. Финансирование с целью поддержки экспорта и импорта является одним из основных направлений деятельности Банка ВТБ (ПАО) по удовлетворению потребности компаний в проведении внешнеторговых операций.

Список литературы

1. О банках и банковской деятельности: фе-дер. закон от 02.12.1990 № 395-Ф3 (с изм. и доп. от 26.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 6, ст. 492; 2017. № 31 (ч. 1), ст. 4754.

2. Банк ПАО ВТБ // Центральный Банк Рос-

сийской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www. cbr.ru (дата обращения: 10.02.2020).

3. Бахарева А.А. Стратегии развития банковского сектора в сфере малого бизнеса на примере Группы ВТБ // Стратегии бизнеса. 2018. № 11 (55). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.02.2020).

4. О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году. Информационно-аналитический материал Банка России. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.03.2020).

5. Цапулина Ф.Х., Александрова Н.В. Прогнозирование валютных курсов: методы, оценка достоверности прогнозов // Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (25-26 декабря 2018 г.). Брянск: Изд-во БГУ им. акад. И.Г. Петровского, 2018. С. 123-128.

References

1. O bankakh i bankovskoj deyatelnosti [About banks and banking]: feder. zakon ot 02.12.1990 № 395-FZ (s izm. i dop. ot 26.07.2017) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1996. № 6, st. 492; 2017. № 31 (ch. 1), st. 4754.

2. Bank PAO VTB // Tsentralnyj Bank Rossij-skoj Federatsii: ofits. sajt. URL: http://www.cbr.ru (Accessed 10.02.2020).

3. BakharevaA.A. Strategii razvitiya bankovskogo sektora v sfere malogo biznesa na primere Gruppy VTB [Strategies for the development of the banking sector in the small business using the VTB Group as an example] // Strategii biznesa. 2018. № 11 (55). URL: https://cyberleninka.ru (Accessed 11.02.2020).

4. O razvitii bankovskogo sektora Rossijskoj Federatsii v 2019 godu. Informatsionno-analiticheskij material Banka Rossii. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «KonsuFtantPlyus» (Accessed 30.03.2020).

5. Tsapulina F.Kh., Alexandrova N.V. Prog-nozirovanie valyutnykh kursov: metody, otsenka dos-tovernosti prognozov [Forecasting exchange rates: methods, assessing the reliability of forecasts] // Ten-dentsii i perspektivy razvitiya bankovskoj sistemy v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh: mate-rialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (25-26 dek-abrya 2018 g.). Bryansk: Izd-vo BGU im. akad. I.G. Petrovskogo, 2018. S. 123-128.

АЛЕКСАНДРОВА Наталия Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: natalia50196@mail.ru.

ТАРАСОВ Вячеслав Ильич - кандидат технических наук, доцент кафедры теплотехники и гидравлики. Чувашский государственный университета им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: usaty48@mail.ru.

ALEXANDROVA, Natalia Vyacheslavovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: natalia50196@mail.ru.

TARASOV, Vyacheslav Ilyich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Heat Engineering and Hydraulics. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: usaty48@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 336.64

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Е.Р. Борисова

Целью работы является исследование проблем дальнейшего совершенствования методологического обоснования финансового планирования на уровне хозяйствующего субъекта. В работе применялись теоретические методы исследования: анализ сложившейся практики финансового планирования и описательный метод, включающий приемы сопоставления, обобщения. На основе анализа существующих подходов отечественных и зарубежных специалистов в области финансового планирования автор обосновал необходимость дальнейшего совершенствования методологических подходов финансового планирования деятельности хозяйствующего субъекта. На этой базе сформулированы предложения по совершенствованию методологического обоснования финансового планирования. Научная новизна исследования состоит в формулировке предложений по совершенствованию методологического обоснования финансового планирования на основе выделенных базовых принципов и инструментария финансового планирования, предложено авторское определение дефиниции «финансовое планирование». Практическая значимость работы заключается в том, что полученные теоретические предложения могут найти широкое применение для совершенствования финансового планирования на уровне хозяйствующего субъекта и дальнейшего ее улучшения и развития

Ключевые слова: финансовое планирование; методологическое обоснование; принципы финансового планирования; инструментарий финансового планирования; хозяйствующий субъект.

E.R. Borisova. METHODOLOGICAL APPROACHES DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC SUBJECT FINANCIAL PLANNING

The aim of the work is to study the problems of further improving the methodological substantiation of financial planning at the level of an economic entity. In the work, theoretical research methods were used: an analysis of the prevailing practice of financial planning and a descriptive method, including methods of comparison and generalization. Based on the analysis of the existing approaches of domestic and foreign experts in the field of financial planning, the author substantiated the need for further improvement of the methodological approaches of financial planning of the business entity. On this basis, proposals have been formulated to improve the methodological justification of financial planning. The scientific novelty of the study consists in the formulation of proposals for improving the methodological justification of financial planning based on the identified basic principles and tools of financial planning, the author's definition of the definition of "financial planning" is proposed. The practical significance of the work lies in the fact that the theoretical proposals received can be widely used to improve financial planning at the level of an economic entity and its further improvement and development

Keywords: financial planning; methodological substantiation; principles of financial planning; financial planning tools; business entity.

Планирование является основополагающей функцией управления, в рамках которой определяются цели и задачи предприятия. Теоретические и методические аспекты финансового планирования деятельности предприятия оста-

ются актуальными, особенно в современных условиях турбулентности мировой экономики. От точности и эффективности мероприятий, разработанных на перспективу в процессе планирования, зависит эффективность и ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.