Научная статья на тему 'Стратегия развития и модернизации транспортно-логистических маршрутов в Арктике'

Стратегия развития и модернизации транспортно-логистических маршрутов в Арктике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортный коридор / Северный морской путь / стратегия развития / транспортно-логистический маршрут / Арктическая зона РФ / transportation corridor / the Northern sea route / development strategy / transportation and logistics route / Russian Arctic zone

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константин Владимирович Швецов, Кирилл Геннадьевич Сорокожердьев, Анастасия Сергеевна Лебедева

Цель: Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы с помощью анализа текущих тенденций развития Северного морского пути и на основании теории графов разработать комплекс мер по совершенствованию и развитию Северного морского пути (СМП), а также из всех возможных выбрать оптимальную стратегию развития СМП, удовлетворяющую определенным финансово-временным затратам. Методология проведения работы: Данная работа основана на применении теории графов к вопросам построения стратегии развития сложных экономико-логистических систем. Результаты работы: В статье исследуется вопрос формирования и выбора стратегии развития и модернизации транспортнологистических маршрутов в Арктической зоне РФ. Особое внимание уделяется основному арктическому маршруту – Северному морскому пути. На основе изучения основных проблем в развитии этого транспортного коридора в работе предлагается последовательный ряд шагов, включающий такие меры, как обновление инфраструктуры СМП, увеличение его пропускной способности, создание системы информационного обеспечения для безопасного и эффективного судоходства, а также соответствующие изменения законодательства для создания портовых особых экономических зон. По мнению авторов, эти шаги существенным образом повысят конкурентоспособность СМП по сравнению с альтернативными транспортно-логистическими коридорами. В исследовании предлагается также алгоритм выбора наиболее оптимального пути реализации стратегии развития СМП, которая сделает возможным достижение главной цели – обеспечение пропускной способности маршрута на уровне 30 млн тонн грузов в год к 2030 году. Выводы: Материалы, изложенные в статье, указывают на особую важность Арктических транспортно-логистических коридоров для социально-экономического развития страны и соответствующих регионов. Одной из важнейших транспортных артерий в Арктике является Северный морской путь. В статье анализируются динамика, проблемные аспекты, а также перспективы его развития. Авторами, на основе проведенных исследований и с применением теории графов, выбирается стратегия модернизации и развития СМП во временном горизонте до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Константин Владимирович Швецов, Кирилл Геннадьевич Сорокожердьев, Анастасия Сергеевна Лебедева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy for Development and Modernization of Transportation and Logistics Routes in the Arctic

Purpose: the main objective of this study is to work out a detailed strategy to improve and develop the Northern Sea Route through an analysis of the current trends. The strategy is created on the basis of the graph theory, whereas the optimal strategy for the development of the NSR is selected according to certain fi nancial and time criteria. Methods: the paper is based on the application of graph theory to the construction of a strategy for the development of complex economic and logistical systems. Results: the article explores the issue of formation and selection of the strategy for development and modernization of transport and logistics routes in the Arctic zone of the Russian Federation. Particular attention is paid to the main Arctic route – the Northern Sea Route. Based on the analysis of the main problems in the development of this transport corridor, a series of steps are proposed in the work, including such measures as updating the infrastructure of the NSR, increasing its capacity, creating an information system for safe and effi cient navigation, as well as appropriate legislative changes for the establishment of port special economic zones. In the opinion of the authors, these steps will signifi cantly increase the competitiveness of the NSR in comparison with alternative transport and logistics corridors. The research contains also an algorithm for choosing the most optimal way to implement the NSR development strategy, which will make it possible to achieve the main goal – providing the capacity of the route of 30 million tons of cargo per year by 2030. Conclusions and Relevance: the materials stated in the article indicate the special importance of the Arctic transport and logistics corridors for the social and economic development of the country and the regions concerned. One of the most important transport arteries in the Arctic is the Northern Sea Route. The article analyzes the dynamics, problem aspects, as well as the prospects for its development. The authors propose the strategy of modernization and development of the NSR until 2030 on the basis of the studies carried out and with the use of graph theory.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития и модернизации транспортно-логистических маршрутов в Арктике»

МИР

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201S,T,9. N-1, С,40-52

УДК 552,14 JEL RIO, R40

DOI; 10,181 84/2079-4665,2018,9.1,40-52

Стратегия развития и модернизации транспортно-логистических маршрутов в Арктике

Константин Владимирович Швецов\ Кирилл Геннадьевич Сорокожердьев2, Анастасия Сергеевна Лебедева3

’^Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия 195251,Санкт-Петербург, Пол техническая, 29

E-mail: Konstantin -Shvetsovtgs pbstu.ru, суп l_gs@hotma il.com, Lebedeva A nastasiia93@g mail corn Поступила в редакцию:2601,201 8; одобрена: 15,03,2018; о публикована онлайн;30,03,2018

Аннотация

Цел ь: Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы с помощью анализа текущих тенденций развития Северного морского пути и на основании теории графов разработать комплекс мер по совершенствованию и развитию Северного морского пути (СМИ), а также из всех возможньсх выбрать оптимальную стратегию развития СМИ, удовлетворяющую определенным финансово-временным затратам.

Методология проведения работы '.Данная работа основана на применении теории графов к вопросам построения стратегии развития сложных экономика-логистических систем.

Регул ьтаты работы: В статье исследуетсявопрос формирования и выбора стратегии развития и модернизации транспортнологистических маршрутов в Арктической зоне РФ. Особое внимание уделяется основному арктическому маршруту - Северному морскому пути. На основе изучения основные проблем в развитии этого транспортного коридора в работе предлагается последовательный ряд шагов, включающий такие меры, как обновление инфраструктуры СМП, увеличение его пропускной <по-собности, создание системы информационного обеспечения для безопасного и эффективного судоходства, а также соответствующие изменения законодательства для создания портовых особых экономических зон. По мнению авторов, эти шаги существенным образом повысят конкурентоспособность СМП по сравнению с альтернативными транспортно-логистическими коридорами. В исследовании предлагается также алгоритм выбора наиболее оптимального пути реализации стратегии развития СМП, котораяеделает возможным достижение главной цели -обеспечение пропускной способности маршрута на уровне 30 млн тонн грузов в год к2030году.

В ы воды: Материалы, изложенные в статье, указь/ваютна особую важность Арктических транспортно-логистических коридоров для социально-экономического развития страны и соответствующих регионов. Одной из важнейших транхпортньас артерий в Арктике является Северный морской путь. В статье анализируются динамика, проблемные аспекты, а также перспективы его развития Авторами, на основе проведенных исследований и с применением теории графов, выбирается стратегия модернизации и развития СМП во временном горизонте до 2030года.

Ключевые слова: транспортный коридор. Северный морской путь, стратегия развития, транспортно-логистический маршрут. Арктическая зона РФ

Бла пода рмости. Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект № J 4-38-00009) «Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Для цити ро ва ния: Швецов К, В., Сорокожердьев К. Г., Лебедева А С. Стратегия развития и модерн изац ии транспортно-логистических марш руто в в Арктике //МИР (Модерниза ция, И н но ва ци и. Развитие), 2018,Т, 9, N? 1, С,40-52, DOI; 10,18184/2079-46652018,9,1 /40-52

© Швецов К, В., Сорокожердьев К. С Лебедева А С, 2018

Strategy for Development and Modernization of Transportation and Logistics Routes in the Arctic

Konstantin V. Shvetsov \ Kirill G. Sorokozhedyev2, Anastassia S. Lebedeva3

1JJ Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University, St Petersburg, Russian Federation 29, PolytechnicheskayastrySt Petersburg, Russian Federation, 195251

E-mail; Konstantin 5hvetsov@s pbstu.ru, cyril_gs@hotmail,com, Lebedeva A nastasiia93@g mail com Submitted 26,01,2018; revised 15.03.2018; published online 3003,2018

40

МОДЕРНИЗАЦИЯ МИР

4jr

Abstract

Р urpose. the main objective of this study isto workout a detailed strategy to improve and develop the Northern Sea Route through an analysis of the current trends, The strategy is created on the basis of the graph theory, whereas the optimaI strategy for the development of the NSR is selected according to certain financial andtime criteria.

Methods: the paper is based on the application ofgraph theory to the construction of a strategy for the development of complex economic and logistical systems.

Res ults: the article explores the issue of format ion and selection of the strategy for development and modernization of transport and logistics routes in the Arctic zone of the Russian Federation, Rarticular attention is paid to the main Arctic route - the Northern Sea Route, Based on the analysis of the main problems in the development of this transport corridor, a series of steps are proposed in the work, including such measures as updating the infrastructure of the NSR, increasing its capacity, creating an information system for safe and efficient navigation, as well as appropriate legislative changes for the estabf ishment of port special economic zones. In the opinion of the authors, these steps will significantly increase the competitiveness of the NSR in comparison with alternative transport and logistics corridors. The research contains also an algorithm for choosing the most optimal way to implement the NSR development strategy, wh i<h will make it possible to achieve the main goal - providing the capacity of the route of 30 million tons of cargo per year by2030,

Conclusions and Relevance: the materials stated in the art id e indicate the special importance of the Arctic transport and logistics corridors for the social and economic development of the country and the regions concerned. One of the most important transport arteries in the Arctic is the Northern Sea Route, The article analyzes the dynamics, problem aspects, as well as the prospects for its development. The authors propose the strategy of modem izat ion and development of the NSR until 2030on the basis of the studies carried out and with the use of graph theory, Keywo ids: transportation corridor, the Northern sea route, development strategy, transportation and logistics route, Russian Arctic zone

Acknowledgements, The paper is based on researched carried out with the financial support of the Russian Science Foundation (Project № 14-38-00009), Reter the Great St, Petersburg Polytedin ic Un iversity

For citation; Shvetsov К, V,, Sorokozhedyev KG, Lebedeva A, S, Strategy for Development and Modernization of Transportation and Logistics Routes in the Arctic, MR (Modemizatsiia, fnnovatsii, Razvitie) = MR (Modernization, Innovation, Research), 2018; 9(1}40-52, DOI; 10,18184/2079-4665,2018,9,140-52

Введение

В условиях глобализации интенсивно растет объем товарообмена, что обусловливает потребность ускоренного развития транспортных систем. При этом сегодня морские перевозки являются наиболее экономичными/ ИХ оборот составляет более чем половину всех мировых грузоперевозок и показывает опережающую динамику по сравнению с другими видами перевозок.

В последнее деятилетие экологи все чаще говорят о глобальном потеплении. Изменение климата обусловливает возрастание интереса к ранее мало использовавшимся из-за ледового покрова маршрутам - Северо-Западному проходу и Северному морскому пути.

Принимая во внимание значимость морской транспортной системы в условиях глобализации/ появление конкурентоспособного морского пути будет иметь масштабное значение.

Основные торговые державы Европы и Азии/ особенно Германия и Китай/ прорабатывают свои стратегии И возможности в ожидании открытия такого нового марш рута, Северного морского пути (СМП), с целью регулярного коммерческого транзита. Хотя препятствия внушительны: текущая тен де н ци я та я н и я льда Сев е рн ог о Л е дов итого о ке-ана, прогнозируемый рост коммерческих морских перевозок к 2018 и пиратства/ потенциальная политическая нестабильность вдоль существующего маршрута через Суэцкий канал - вое это побуждает крупных игроков хеджировать свои ставки. СМП в верхней части России ~ не единственный

четко определенный путь/ существуют некоторые альтернативные прохода между Новой Землей и Беринговым проливом- Скорее всего/ начнут функционировать пути до менее развитого Северо-Западного прохода через Канадский архипелаг, так как лед отступает быстрее на судоходных маршрутах из Сибири, чем в среднем по всей Арктике. Текущие межконтинентальные перевозки между Западной Европой и Азией ничтожны, но экспорт сырья из российских портов по маршруту в Западную Европу и Китай увеличился с 2000 года. Регулярный межконтинентальный транзит этого маршрута зависел бы не только от продолжительных климатических изменений: технологические инновации ледоколов будут стимулироваться физическими ограничениями Суэцкого канала для все более крупных судов, и могут быть ускорены даже в неблагоприятных климатических условиях в результате нарушения существующего торгового пути.

Процесс глобализации/ рост объемов международной торговли/ повышение кон куре нто способ-ности морских перевозок требуют незамедлительной разработки соответствующей стратегии развит^ я тран сп орты ых си сгем в новых экон оми че-ских условиях. А изменение климата, глобальное потепление и таяние льдов в Арктике обусловливают необходимость разработки стратегии развития Арктических маршрутов.

Исследование посвящено разработке программы развития Северного морского пути, которая должна стать основой для увеличения пропускной способности СМП, в том числе, за счет транзитных перевозок.

41

ММР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201 в, T9, N-1, С,40-52

Целью исследования является разработка стратегии развития и модернизации Северного морского пути, а именно, увеличения его пропускной способности до 30 млн тонн грузов к 2030 году.

Обзор литературы и исследований. Понятие «международный транспортный коридор» рассматривается в работах таких авторов, как Киммо Юрма (Juurmaa К.), Чижков Ю.В., Кацман Ф.М-, Борзунов В.Ф. Многие зарубежные авторы касаются вопросов дальнейшего развития арктических морских перевозок сточки зрения экологии И безопасности. Киммо Юрма [1] в своих работах последует вопросы организации грузоперевозок по СМП, включая все основные аспекты, начиная от системы пересечения границ И ДО характеристик ледоколов. Другие исследователи касаются И экономических основ деятельности транспортных коридоров, подчеркивая важность таковых и для развития арктических регионов, повышения ИХ инвестиционной привлекательности, снижения себестоимости перевозок [2, 3]. Другие авторы уделяют основное внимание исследованию геополитических аспектов развития транспортных артерий в Арктике [4]. Важность тра испорти о-логистических процеосов отражается даже в классической И последующих экономических школах, в частности, в трудах Адама Смита, Рикардо и других основоположников теории экономических учений. Также изучены подхода и современных авторов, таких, как Стивен М. Суранович (Steven М. Suranoyic), Мильская Е.А., на предмет присутствия параметра транспортных издержек в формировании теорий, а также на оообой важности государственной стратегии развитая в повышении уровня жизни людей [5]. Уделено внимание изучению транспортных коридоров и в работе Рюнно Люмисте (Runno Lumiste) [6], который в своем исследовании анализирует вопросы организации Балтийского транспортного коридора, а также в работе К Хунке и Г. Праузе (Hunke К, Prause G.) [7], где предлагается концепция так называемого «зеленого» транспортного коридора, основанная на логистическом подходе управления цепочками поставок, которая учитывает экологическую составляющую, информационное сотрудничество и кооперацию стран-участниц. Эта концепция развивается и далее в исследовании Г. Праузе и Т. Хоффмана (Prause G., Hoffmann Т.) [8]. Несомненно, данный подход может быть полезен и при разработке стратегии развития СМП.

Много исследований посвящены экономическим параметрам И затратам при использовании СМП, оообенно в сравнении с альтернативными маршрутами. В частности, исследователи X. Жао и X. Ху (Н. Zha о, Н. Ни) в своей ра боте [9 ] ан ализи руютз а-траты конкретного судна при следовании по СМП И делают вывод что этот путь превосходит Суэцкий

канал по совокупным затратам И выбросам углекислого газа. Разумность использования СМП исследуется и в работах Н. Оцука, К. Изюмияма и М-Фуруичи (N. Otsuka, К. lzumiyama,M- Furuichi) [10, 11 ], где авторы та кже дела ют вы вод о вы годах ком-мерческого использования СМП, раосчитывая совокупные расхода! при транспортировке. Схожее по тематике последование, но затрагивающее и экономические, и экологические аспекты транспортировки, проводилось 3. Раза и X. Шоуэн (Z. Raza, Н. Schayen) [12]. Авторы в работе указывают не толь ко на сущ есгвен ную экономи ю, н о и на сни -жен ие вреди ых вы бросов п ри И сп ользова ни И СМ П по сравнению с Суэцким каналом. Гораздо более ш и рокое иссп едован ие н а ту же тему проведено Т. К^иски (Т. Kjiski) [13]. Автор исследует возможность использования СМП в разных аспектах - экономическом, инфраструктурном И рыночном. Его вывода! также делаются в пользу СМП, однако с оговорками о расширении инфраструктуры и общей модернизации маршрута.

Материалы и методы. В данной статье используются методы сравнительного и экономического анализа для локализации проблемных аспектов в развитии транспортно-логистических коридоров в Арктической зоне РФ. Основу проведенного анализа составляетметодака построения графов для ооздания стратегии развития Северного морского пути во временном горизонте до 2030 года.

Результаты исследования

Me ж дун а р одн ы й тра н сп ортн ы й ко ри дор п ре дета в -ляет собой высокотехнологич ескую тра н сп ортную систему, концентрирующуюся на ключевых направлениях, имеющих наивысшую пропускную способность и высокий уровень обустройства, транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, автомобильный, трубопроводный),т елекоммуникации И проч. Тем самым, транспортные коридоры обеспечивают ускорение грузовых И пассажирских перевозок, снижение затрат за счет эффекта масштаба. Нескольких взаимодействующих видов транспорта в полосе транспортного коридора позволяют говорить о дополнительном позитивном эффекте.

На дан н ый момент еда ного офи ЦИ альн ого оп ределения международного транспортного коридора не существует. Комитет по внутреннему транспорту ЕЭ К ОО Н предлагает следующ ее оп ределен ие: «Международный транспортный коридор - часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые и па оса жи реки е перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подеижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологиче-

MI R (Modernization, Innovation, Research}, 201S; 9(1 >40-52

МИР

ских, организационных и правовых условий осуществления эту1х перевозок».

Транспортные коридоры играют также системообразующую роль в социально-экономическом развитии территорий. Создание таких коридоров связывается с проектами развитая отраслей экономики И социальной сферы регонов, по которым проходят развивающие транспортные коридоры.

Арктика, как стратегически привлекательный регион с огромными запасами природных ресурсов, очень интересна многим государствам. Таким образ ОМ/ промышленное освоение Арктики с целью эксплуатации различных природных ресуроов (углеводородных, биологических и так далее) является еще одной причиной развития траиспорти о-л о гисту ческой инфраструктуры Арктического региона.

Ключевыми проблемами^ препятствующими достижению основных целей развитая Арктического региона, являются тяжелые природные у слови яи обусловленная этум сложная транспортная доступность территорий И морских пространств региона [14]. Также проблематика развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне РФ раскрывается в работах [15, 16, 17]. К основным перечисленным выше проблемам развитая аркти-ч еских тран спортных артери й можн о доба вить слабость инфраструктуры, особенно портовой и логистической, и малонаселенность региона в целом.

Таким образам/ можно сделать вывод о там/ что решение транспортной проблемы будет ключевым моментом для полномасштабного освоения Арктической зоны. Поэтому, на взгляд авторов статьи, именно вопросы разработки стратегии развитая Северного морского пути требуют дополнительного изучения и обоснования.

Грузопотоки СМИ

Таблица 1

ТаЫе1

Cargo transportation volumes, thd.tn.

Период Год Тис. тонн

Начальный период освоения 1934 134

1935 176

1936 201

1938 194

1939 237

1940 350

1942 177

Последний период СССР 1980 4952

1981 5005

1985 6181

1987 6579

1989 5823

Современные перевозки 2003 1700

2005 2023

2006 1956

2007 2150

2009 1801

2010 2050

2011 3111

2012 3752

Составлено авторами по материалам [IS] Developed by the authors based on [J S]

против 834 тыс тонн в 2011 году. Следует заметить, что число судов при этом не увеличилось, что говорит о более эффективном их использовании-

Северны й морской путь - это кратн а йш и й м орской путь между Европейской частью России И Дальним Востоком. В законодательстве Российской Федерации Северный морской путь определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Роосии в Арктике».

Анализируя сегодняшнее состояние СМП, в первую очередь необходимо рассмотреть динамику его грузопотоков в различные периода. Ниже представлена таблица грузопотоков Северного морского пути в отдельные периода! по материалам Международной конференции «Арктика: регион сотрудничества и развития» (табл. 1).

В период современных грузоперевозок заметное увеличение отмечается только с 2011 года, когда объем вырос в 1,5 раза, достигнув 3,11 млн тонн. Далее тенденция продолжилась и в 2012 году -только транзитом было перевезено 1,26 млн тонн

Перспективы развития СПМ, в первую очереда, связаны с освоением и добычей сырья на месторождениях арктуческого шельфа: Штокмановское газоконденоатпое месторождение (Баренцево море), месторождение полуострова Ямал, угольны е ба ссе й н ы [Таймы реки й п о лу остро в, И рку тска я область, Красноярский край, Якутия, Чукотский АО), Тимано-Печерская нефтегазовая провинция (Республика Коми И Ямало-Ненецкий АО), месторождение цветных металлов (Кольский и Таймырский полуосгровы), месторождения золота (Я купи я, Чукотский АО), месторождения олова (Чукотский АО) [17,19].

Стратегия развития и модернизации Северного морского пути представляет ообой набор взаимосвязанных некоторым количеством затрат и продолжительностью выполнения мероприятий, которые направлены на достижение генеральной цели - увеличение пропускной способности Се-

43

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201S, T9, № 1, С,40-52

МИР

sjar

верного морского пути ДО 30 млн тонн грузов в год к 2030 году.

Основываясь на произведенной декомпозиции генеральной цели, а также на основе [17, 19], мы выделили следующие проблемы к решению:

1. На ра щи ва ни е портовых мощ н остей:

1.1. создан иен овых портовых термин а лов;

1.2. усиление инновационного состояния портов в развитии Северного морского пути.

2. Развитие информационно-телекоммуникационной среда:

2.1. создание и поддержка информационной систем ы н а б л юде нияза судоходством;

2.2. создание и поддержание береговых систем безопасного мореплавания, поиска и спасания, систем связи.

3. Бесперебойное ледокольное обеспечение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1. обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта;

3.2. расширение ледокольного флота.

4. Обеспечение соответствия международным правилам о транзитных перевозках:

4.1. создание портовых оообых экономических зон (ПОЭЗ);

4.2. изменение тарифной политики.

Каждая из проблем предполагает комплекс мероприятий, реализация которых необходима для достижения цели. Каждое мероприятие было определено в стоимостном И временном выражении/ для оценки временных и денежных затрат на его внедэение.

Предложенный нами граф включает в себя мероприятия, имеющие альтернативные исхода!, в том числе, предлагается выбор способа получения нового технологичного продукта: импорт; покупка технологии/ но производство в Роосии; разработка и производство в Роосии. Также рассматривается несколько вариантов финансирования мероприятий/ в том числе, государственное финансирование, привлечение иностранных инвестиций, а также реализация концепции государственно-частного партнерства в рамках государственного проекта. Также имеется выбор поиска партнеров: создание технологических платформ или создание территориальных кластеров.

Чтобы отобразить все этапы разработки в едином структурном виде, представим граф недетерминированной структуры. Такой граф предполагает наличие точки начала,точек принятия решения и аль-

тернату! вн ых и сходов, а также точ ку кон ца. Каждое звено графа имеет количественную оценку.

Граф графически изображается даумя способами

[20]:

1. Работа/мероприятие изображается кружком, а стрелки показывают последовательность выполнения работ.

2. Работа/мероприятие изображается стрелкой, а кружком изображается начало и конец ра боты/мероприятии я.

Стрелками между узлами мы обозначим материальные и временные затраты на исполнение того или иного пункта мероприятия. На рис. 1 представлена схема процедуры разработки стратегии развития и модернизации Северн ого морского пути.

Описание графа:

S - Начало;

т1 - Процесс выбора способа увеличения пропускной способности СМП;

т2 - Декомпозиция генеральной цели на отдельные направления;

тъ - Поиск путей развития информационно-телекоммуникационной среды;

т? -Проведение работ по подготовке к созданию и поддержке информационных систем наблюдения за судоходством;

ть - Проведение работ по подготовке к созданию и поддержанию береговых систем безопасного мореплавания, поиска и спасания, систем связи;

т4 - Поиск способов обеспечения соответствия международным правилам о транзитных перевозках;

D - Точка принятия решения о выборе одного из двух способов решения сформулированной проблемы поиска способов обеспечения соответствия международным правилам о транзитных перевозках:

dlx - Проведение работ по подготовке к созданию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ);

d12- Проведение работ по подготовке к изменению тарифной политики;

т19 - Проведение работ по изменению законодательных актов;

т5 - Поиск способов поддержания бесперебойного ледокольного обеспечения;

т9 - Поиск способов обеспечения безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта;

ти - Проведение работ по созданию организационно-технической системы аварийно-спасательного обеспечения по СМП;

т10 - Проведение работ по определению необходимости расширения ледокольного флота;

44

MIR (Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1):40-52

Разработано авторами на основе данного исследования и [20]

Рис. 1. Граф стратегии развития и Модернизации Северного Морского пути Developed by the authors based on the current research and [20]

Fig. 1. The graph of the strategy for modernization and development of the Northern Sea Route

m - Проведение работ no подготовке к строительству специальных судов ледового класса и усиленного ледового класса, танкеров с дополнительным аварийным снабжением; т - Проведение работ по подготовке к строительству многофункциональных судов (ледокольного, лоцмейстерского, зачистного, бункерного и другого функционала);

т6 - Поиск способов наращивания портовых мощностей;

ти - Проведение работ по поиску вариантов усиления инновационного состояния портов в развитии СМП;

т15- Проведение работ по подготовке к модернизации гидротехнических сооружений;

т16 - Проведение работ по подготовке к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочной техники;

т17 - Внедрение логистических транспортно-технологических систем;

т18 - Проведение работ по подготовке к строительству новых портовых терминалов;

D2 - Точка принятия решения о выборе одного из трех способов решения проблемы получения инновационных технологий:

d21 - Проведение работ по подготовке к разработке и производству высокотехнологичного оборудования в РФ;

ф - Проведение работ по поиску технологии производства за границей;

d2, - Проведение работ по поиску импортного высокотехнологичного оборудования;

т20 - Поиск способов подготовки научных, инженерных, IT кадров;

D, - Точка принятия решения о выборе одного из трех способов решения проблемы получения финансирования:

d,) - Проведение работ по подготовке к государственному финансированию;

db2- Проведение работ по реализации концепции государственно-частного партнерства;

d} 3 - Проведение работ по привлечению иностранных инвестиций;

Г>4 - Точка принятия решения о выборе одного из

двух способов поиска партнеров:

di { - Проведение работ по подготовке к созданию

технологической платформы;

dA - Проведение работ по подготовке к созданию

территориальных кластеров;

F - Конец.

МИР

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 2013,Т,9, № 1, С,40-52

Предложенный граф с альтернативными исходами позволяет осуществить выбор оптимального варианта достижения поставленной генеральной цели. Альтернативные исхода являются преимуществом такого графа.

Множество эффективных вариантов стратегии позволяет выбрать оптимальный вариант стратегии путем определения сроков и затрат на выполнение каждой стратегии. Более того, нами предлагается использовать алгоритм поиска оптимального Па рето-мн ожесгва.

Следует заметить, что предложенный вариант разработки стратегии но сит методологический ха-

рактер, поскольку реальные данные о состоянии развития Северного морского пули и прилегающих территорий не отражают настоящей картуны действительности данного пространства.

Итак, на основании построенного графа выделим несколько стратегий, из которых будет выбран оптимальный вари ант, то есть вариант с наименьшим временем исполнения и затратами-

Ниже представлены материальные и временные затраты на выполнение каждого мероприятия стратегии/значения заданы произвольно (табл. 2).

Далее рассчитаем стоимость и временные затраты по каждой стратегии (табл. 3).

Таблица 2

Материальные И временные затраты для стратегии развития и модернизации Северного Морского пути

Table 2

Material and time expenditures for the strategy of modernization and development of the Northern Sea Route

Обозна- чение, Напевно юн н* проводимой роботы Временны» затраты {м#о.} Мат. затраты {млн Результат работы

1 2 3 4 5

S Hочало - -

rai Процесс выбора способа увеличения пропускной способности СМП 2 0,5 Решение об увеличении объема транзитных перевозок

^2 Декомпозиция генеральной цели на направления 2 0,8 Дерево целей

Поиск путей развития информационно-телекоммуникационной среды 1 0,3 Перечень путей развития информационно-телекоммуникационной сред|

Проведение работ по подотовке к созданию информационных систем н абл юде нияза суд ох одет вам 12 50 План под-отовительных мероприятий к разработке информационных систем

W8 Проведение работ по подотовке к созданию береговых систем безопасного мореплавания, поиска и спасания, систем связи 12 50 План под-отовительных мероприятий к разработке береговых систем безопасности

*4 Поиск способов обеспечения соответствия международным правилам о транзитных перевозках 1 0,2 Перечень способов обеспечения соответствия международным правилам о транзитных перевозках

*>. Точка принятия решения о выборе одчого из деух способов решения сформулированной проблемы поиска способов обеспечения соответствия международным правилам о транзитных перевозках:

Проведение работ по подотовке к созданию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ) 18 1 Перечень документов, необходимый для создания ПОЭЗ

*12 Проведение работ по под-отовке к изменению тарифной политики 12 0,8 Перечень документов, необходимый для изменения тарифной политики

m!9 Проведение работ по изменению законодательных актов 12 1 Изменение правил провоза груза по СМП

ms Поиск способов поддержания бесперебойного ледокольного обеспечения 1 0,3 Перечень способов поддержания бесперебойного ледокольного обеспечения

Поиск способов обеспечения безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта 2 0,6 Перечень способов обеспечения безопасного функционирования портовой инфраструктуры И морского транспорта

W11 Проведение работ по созданию организационно-технической системы аварийно-спасательного обеспечения по СМП 12 70 План подотовительных мероприятий к внедрению организационно-технической системы аварийно-спасательного обеспечения по СМП

46

MIR (Modernization, Innovation, Research), 201 в; 9(1 );40-S2

X

Окончание таблицы 2

End ofthetable2

1 2 3 4 5

Проведение работ по определению необходимости расширения ледокольного флота 2 0,5 Решение о необходимости строительства определенных в|^п,ов ледоколов

Проведение работ по подготовке к строительству специальных судов ледового клаооа И усиленного ледового класса, танкеров с дополнительным аварийны^ снабжением 12 70 План подготовительных мероприятий к строительству специальных судов

«» Проведение работ по подготовке к строите л ьству м н о го фу н кцио н ал ь ных судов (ледокольного, л оцм ей егерского, зач потного, бункерного и другого функционале^ 12 70 План подготовительных мероприятий к строительству многофункциональных судов

m6 Поиск способов наращивания портовых мощностей 2 0,5 Перечень способов наращивания портовых мощностей

** Проведение работ по поиску вариантов усиления инновационного состояния портов в развитии СМП 2 0,5 Перечень способов усиления инновационного состояния портов

^15 Проведение работ по подготовке к модернизации гидротехнических сооружений 12 40 План подготовительных мероприятий к модернизации гидротехнических сооружений

Проведение работ по подготовке к механизации И автоматизации погрузочно-разгрузочной техники 12 40 План подготовительных мероприятий к механизации И автоматизации погрузочно-разгрузочной техники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внесение логистических транспортно-технологических систем 18 70 План подготовительных мероприятий к внедрению ЛТТС

**» Проведение работ по подготовке к строительству новых портовых терминалов 24 50 План мероприятий по строительству портовых терминалов

Точка принятия решения о выборе одчого из трех способов решения проблемы получения инновационных технологий:

4.. Проведение работ по подготовке к разработке и производству высокотехнологичного оборудования в РФ 20 70 План подготовительных мероприятий к разработке и производству высокотехнологичного оборудования в РФ

4a Проведение работ по поиску технологии производства за границей 12 100 План подготовительных мероприятий по поиску технологии производства за границей

4, Проведение работ по поиску импортного вы оо кот ехн о ло ги ч н о го об о рудов ан и я 12 50 План подготовительных мероприятий по поиску импортного оборудования

Поиск споообов подотовки научных, инженерных, IT кадров 6 0,8 Перечень способов подготовки ксуцров, а также перечень учебных учреждений для сотрудничества

Точка принятия решения о выборе одного из трех способов решения проблемы получения финансирования:

4.i Проведение работ по подготовке к государственному финансированию 12 0,5 Проведение подготовительных мероприятий по государственному финансированию

4a Проведение работ по реализации концепции ГЧП 10 0,5 Проведение мероприятий по ГЧП

4a Проведение работ по привлечению иностранных инвестиций 15 1 Проведение подотовительных Мероприятий к привлечению иностранных инвестиций

Точка принятия решения о выборе одного из деух способов поиска партнеров:

4,. Проведение работ по подготовке к созданию технологической платформы 2 0,5 План подготовительных мероприятий к оозданию технологической платформы

4a Проведение работ по подготовке к созданию территориальных кластеров б 0,3 План подготовительных мероприятий к оозданию территориальных кластер

F Конец

Разработано авторами на основе данного исследования Developed by the authors based on the research

47

МИР

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201S,T,9, N-1, С,40-52

Таким образам, нами были количественно оценены все 30 вариантов стратегии развития и модернизации Северного морского пули.

Полученные варианты представляют собой комбинацию из затрат, одинаковых для всех стратегий (515,2 млн рублей и 42 месяцев), и затрат, меняющихся в зависимости от выбранной альтерна-rviвы. Нами предлагается использовать алгоритм поиска оптимального Парето-множества [21]. Данный подкод позволяет оценить все варианты и выбрать оптимальный вариант из эффективного множества. Последний этап работы представляет собой апробацию полученной Стратегии развитая и модернизации Северного морского пути.

Зададим условия исполнения стратегии/ ограничив бюджет расходов до 600 млн рублей и сроки исполнения до 7 лет.

Все варианты стратегии можно представить в системе координат, где по горизонтальной оси отмеряются общи© временные затраты, по вертикальной - необходимые инвестиции- Далее определим/ какие варианты находятся в обозначенном нами диапазоне.

В итоге были выделены дде стратегии/ находящиеся ближе всего к началу координат (или с минимальными финансово-временными затартами)/ а именно Стратегии 1 1 И 26.

Наиболее приближенную позицию к началу координат занимает стратегия 26. Затраты на ее реализацию складаваются следующим образом:

1. Процесс выбора способа увеличения пропускной способности СМП - 2 месяца и 0,5 млн

руб.;

2. Декомпозиция генеральной цели на отдельные направления - 2 месяцев и 0,8 млн руб.;

3. Поиск путей развития информационно-телекоммуникационной среда| - 1 месяца и 0,30 млн руб.;

4. Проведение работ по подготовке к оозданию информационных систем наблюдения за судоходством - 12 месяц и 50 млн руб.;

5. Проведение работ по подготовке к оозданию береговых систем безопасного мореплавания, поиска и спасания, систем связи - 12 месяцев и 50 млн руб.;

6. Поиск способов обеспечения соответствия международным правилам о транзитных перевозках - 1 месяца и 0,20 млн руб.;

7. Вы бор а л ьтерн ати в н ого в а ри а н та п ои ска сп особое обеспечения соответствия международным правилам о транзитных перевозках: Проведение

Таблица 3

Продолжительность реализации и стоимость затрат вариантов стратегий

Table 3

Duration of implementation and total expenditures of options for the strategies

Стратегия &р«лтенны» затраты. Материальны» затраты,млн. руб.

1 84 587,3

2 84 588

3 88 587,8

4 89 588,5

5 93 588,3

6 72 617,3

7 72 618

8 76 617,8

9 77 618,5

10 81 618,3

11 60 566,5

12 60 567,2

13 64 567

14 65 567,7

15 69 573,5

16 84 587,1

17 84 587,8

18 88 587,6

19 89 588,3

20 93 588,1

21 72 617,1

22 72 617,8

23 76 617,6

24 77 618,3

25 81 618,1

26 60 566,3

27 60 567

28 64 566,8

29 65 567,5

30 69 567,3

Разработано авторами на основе данного исследования Developed by the authors based on the research

работ по подготовке к изменению тарифной политики - 12 месяцев и 0,80 млн руб.;

8. Проведение работ по изменению законодательных актов - 12 месяцев и 1 млн руб.;

9. Поиск споообов поддержания бесперебойного ледокольного обеспечения - 1 месяцев и 0,30 млн руб.;

4 &

MIR (Modernization, Innovation, Research}, 201 в; 9(1 );40-S2

МИР

10. Поиск способов обеспечения безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта - 2 месяц и 0,6 млн руб.;

11. Проведен ие работ п о оозда ни ю орга низаци-онно-техн и ческой системы аварийно-спасательного обеспечения по СМП - 12 месяца И 70 млн руб.;

12. Проведение работ по определению необходимости расширения ледокольного флота -2 месяц и 0,50 млн руб.;

13. Проведение работ по подеотовке к строительству специальных судов ледового клаоса И усиленного ледового класса, танкеров с дополнительным аварийным снабжением ~ 12 месяцев и 70 млн руб.;

14. Проведение работ по подеотовке к строительству многофункциональных судов (ледокольного, лоцмейсгерского, зачисгного, бункерного и другого функционала) - ^месяцев и 70 млн руб.;

15. Поиск способов наращивания портовых мощностей - 2 месяц и 0,5 млн руб.;

16. Проведен ие ра бот п о п ои асу вариа нтов усиления инновационного оостояния портов в развитии СМП - 2 месяц и 0,5 млн руб.;

17. Проведение работ по подготовке к модернизации гидэотехничеасих сооружений - 12 месяцев и 40 млн руб.;

18. Проведение работ по подготовке к механизации И автоматизации погрузочно-разгрузочной техники - 12 месяцев и 40 млн руб.;

19. Внедрение логистических тр а наг орты о-технологических систем - 18 месяцев и 70 млн руб.;

20. Проведение работ по под-отовке к строительству новых портовых терминалов - 24 Месяцев и 50 млн руб.;

21. Выбор альтернативного варианта решения проблемы получения инновационных технологий: проведение работ по под-отовке к разработке и производству высокотехнологичного оборудования в РФ - 20 месяцев и 70 млн руб.;

22. Поиск способов под-отовки научных, инженерных, IT кадэов - 6 месяцев и 0,8 млн руб.;

23. Выбор альтернативы решения проблемы получения финансирования: проведение работ по реа л из а ци и кон цеп ци и госуда рстве н н о- ч а сг-ного партнерства - 10 месяцев и 0,5 млн руб.;

24. Выбор альтерна-rviвы поиска партнеров: Проведение работ по подеотовке к созданию технологической платформы - 2 месяцев И 0,5 млн руб.

Выводы

В конечном итоге предлагаемая нами стратегия развитая и модернизации Северного морского пути реализуема за 566,5 млн руб. и 5 лет.

Входе выполнения данной исследовательской работы нами было сделано следующее:

Рассмотрены теоретические аспекты развиту1я международных транспортных коридоров, в том числе, было предложено определение: международный транспортный коридор представляет оо-б ой вы сокотехн о л о г и ч еску ю тра н сп ортп у ю си сте -МУ / концентрирующую на ключевых направлениях, имеющих наивысшую пропускную способность и высокий уровень обустройства, транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, автомобильный, трубопроводный), телекоммуникации И проч. Тем оамыМ/ транспортные коридоры обеспечивают ускорение грузовых и пассажирских перевозок, снижение затрат за счет экономии на масштабе и, следовательно, их удешевление. Дополнительный эффект позволяет достичь обеспечения нескольких взаимодействующих видов транспорта в полосе транспортного коридора.

Проанализировано текущее состояние транспортных коридоров Арктики, особое внимание уделено Северному морскому пути, рассмотрены тенденции И проблемы его развитая.

Предложен подкод к разработке стратегии развития и модернизации Северного морского пути. Для выполнения поставленной цели была предложена разработка стратегии выбора и реализации посредством построения графа с альтернативными исходами-

Произведена апробация стратегии развития и модернизации Северного морского пути. Стратегия доказала достоверность произведенного нами последования. Результатом стал выбор наиболее оптимального варианта стратегии-

Результатом работы стала стратегия развития и модернизации Северного морского пути путем увеличения пропускной способности данного транспортного коридора до 30 млн тонн грузов к 2030 году.

Список литературы

1. Juurmaa К. Future development of Northern Sea Route ship design - Technology and price. // Ragner CL (eds). The 21st Century - Turning Point for the Northern Sea Route? Springer, Dordrecht. 2000. P. 177-184. DO I: https://doi.org/10.1007/978-94-017-3228-4_29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Чижков Ю.В. жду н а роде ы e тр а н сп ортп ы е коридоры - коммуникационный каркас эко ном И-

49

МИР

МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201 в,T9, № 1, С,40-52

ки //Транспорт Российской Федерации. 2015. № 5 (60). С 9-15. URL https://elibrary.ru/tem. asp?id=24396010

3. Каймой ФМ. Функционирование международных и национальных транспортных коридоров / ФМ. КаймойЕЛ. Королева. Санкт-Петербург: Рос акад трансп., 2002. 292 с. URL https: // sea rch. rsl. ru/ru/ record/01000 9720 33

4. Борзунов 8.Ф. Транссибирская магистраль

в мировой политике великих держав. Ч. 1. Mv 2001. 167 с URL: https://search.rsl.ru/

ru/reoord/01000974079 (дата обращения:

23.03.2017)

5. Suranovic S. A Now Guide to Policy Choice in an Era of Globalization // A Moderate Compromise. Pa Ig rave Macmillan, New York. 2010. P. 205-239. DOI: https://doi. org/10.1057/9780230114609_ 10

6. Lumiste R., Prause G. Baltic States Logistics and the East-West Transport Corridor. Wismar: Wismar University, 2011. URL: https://www.etis. ee:2345/Portal/Publications/Display/8f71 b2d5-73b5-45e8-bc0a-90fcdf9fb820

7. Hunke K, Prause G. Management of Green

Corridor performance // Transport and Telecommunication. 2013. Vol. 14. №4. P. 292-299. DOI: https://d0i.0rg/l 0.2478/ttj-2013-

0025

8. Prause Gv Hoffmann I Cooperative Business Structures for Green Transport Corridors // Baltic Journal of European Studies Tallinn University of Technology. 2017. Vol. 7. Issue 2. P. 3-27. DOI: https: //doi.org/10.1515/bjes-2017-0008

9. HuiZhao/ HaoHu. Study on Economic Evaluation of the Northern Sea Route Taking the Voyage of Yong Sheng as an Example // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. 2016. Vol. 2549. P. 78-85. DOI: https://doi.org/10.3141/2549-09

10. Otsuka N., Izumiyama K., Furuichi M. Study on Feasibility of the Northern Sea Route from Recent Voyages. Proceedings of the 22nd International Conference on Port an Ocean Engineering under Arctic Conditions, June 9-13, Espoo, Finland, 2013. DOI: https://doi. org/10.13140/2.1.1826.3043

11, Furuichi A4V Otsuka N. Cost Analysis of

the Northern Sea Route (NSR) and the conventional Route Shipping // Proceedings of the IAME Conference, July 3-5, Marseille,

2013. URL: https: //WWW. research gate, net /

publication /246545438_Cost_Analysis_of_ the_Northern_Sea_Route_NSR_and_the_ Conventi on al_Route_Sh ippi ng

12. Roza Z., Schayen H. A Comparative Study of

the Northern Sea Route (NSR) in Commercial and Environmental Perspective with Focus on LNG Shipping //6th International conference on maritime transport, Barcelona, Spain,

2014. URL: https: //WWW. resea rch gate.n et /

pu bli cat i on/2728289 54_A_COM PA RAT I VE_ STUD Y_ OF _THE_ NORTHERN _SEA_ ROUTE_NSR_IN_COMMERCIAL_AND_ ENVIRONMENTAL_PERSPECTIVE_WITH_ FOCUSJD N_ LNG_S HIP PI NG

13. Kiiski T. Feasibility of Commercial Cargo

Shipping along the Northern Sea Route // Doctor thesis. Annual proceedings of the University of Turku - ser. E, vol. 12, Turku

2017. URL: https: //WWW. d oria .fi /bitstream /

handle/10024/130546/ AnnalesE 12 Kiiski. pdf?sequence=2

14. Куватов 8.И., Козьмовский Д.8., Шаталова

H.8. Потенциал Северного морского пули Арктической зоны Роосии. Факторы и стратегия развития. // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6 (25). URL: http:// n аи koved en ie. ru/P D F/20TVN 614. pdf (цата

обращения: 23.03.2017) DOI: http://dx.doi. org/10.15862/20TVN614

1Додин ДА. Устойчивое развитую Арктики (проблемы и перспективы). СПб.: Наука, 2005. 283 с URL: https://www.twirpx.com/ file/987856/

16. Семенихин Я.Н., Новосельцев ЕМ. Оообен-н ости тра н сп ортного развития в Аркту1 ческой зоне// Научно-технические проблемы освоения Арктики: об. науч. тр. М-: Наука, 2015. 490 с. URL http://www.dniimf.ru/index.php/ press-byuro/publikatsii-sotrudnikov-instituta/ item/64-osobennosti-transportnogo-razvitiya-v-arkticheskoj-zone-у a-n-semenikh in-e-m-novoseltsev (дата обращения: 25.03.2017)

17. Павлов К.8., Селин 8.С. Проблемы развития грузопотоков Северного морского пути И метода их решения // Вестник УГУ-ЭС Наука, образование/ экономика. Серия экономика. 2015. № 2 (12). С 73-80. URL: https://cyberleninka.ru/art icle/n/problemy-razvitiy a -g ruzopot okov-severnog о- morskog o-puti-i-metody-ih-resheniya (дата обращения:

25.03.2017)

18. Башмаков а ЕП.,, Биев А. А., 8а сильев 8.8. и др. Факторный анализ грузопотоков Северного морского пути: монография. Апатиты: Институт экономических проблем ИМ. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (Апатиты), 2015. 335 с URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=24160188

50

MIR (Modernization, Innovation, Research), 201 в; 9(1 );40-S2

МИР

19. Селии B.C. Движущие силы и проблемы развития грузопотоков Северного морского пути // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 87-100. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/dvizhuschie-sily-i-problemy-razyitiya-gruzopotokoy-seyern og o-morskogо-put i (дата обращения: 25.03.2017). DOI: 10.17238/ issn2221-2698.2016.22.87

20. Диденко Н.И. Управление головной научно-технической организацией: моногра-

фия. М-: изд-во Ленинградского университета, 1985. 216 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26314973 (дата обращения:

25.03.2017) .

21. Подиновский В.В., Ногин В.Л. Парето оптимальные решения многокритериальных задач. М-: Наука, 1982. 256 с URL: https://www. twirpx.com/file/38427/ (дата обращения:

25.03.2017) .

Об авторах:

Шевцов Константин Владимирович, профессор, Санкт-Петербургский Пол технический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента,экономики и торговли (195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая,д, 29), кандидат экономических наук, Scopus ID! 56434259900,Konstantin5hvetsov@spbstu,m

Сорокожердьев Кирилл Геннадьевич, доцент, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Институт промыт ленного менеджмента, экономики и торговли (195251, Сан кг-Петербург,уя, Пол техническая, д, 29), кандидат экономических наук, cyrlLgs^hotma ilcom

Лебедева Анастасия Сергеевна, магистрант,Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д, 29), Lebedeva Anastasiia93c§>gmai,mm

Заявленный вклад соавторов:

Необходимо отметить особый вклад Швецова Константина Владимировича в содействии подбора аналитических данных при подготовке данной статьи, вклад Лебедевой Анастасии Сергеевны в разработку и расчёты различных вариантов реализации стратегии, а также вклад Сорокожердьева Кирилла Геннадьевича в перевод элементов статьи на английский язык.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

References

1. Juurmaa К. Future development of Northern Sea Route ship design - Technology and price. In: Ragner C.L (eds). The 21st Century - Turning Point for the Northern Sea Routed Springer, Dordrecht. 2000, p. 177-184. DOI: https:// doi.org/1 0.1 007/978-94-0 17-3228-4_29 (in Eng.)

2. Chizhkoy Yu.V. International transportation corridors - the communication basis of Russia. Transport Rossiyskoy Federadi = Transport of the Russian Federation. 2015; 5(60):9-15 (in Russ.)

3. Katsman F.M. Functioning of international and national transportation corridors. St. Peter burg: Russian transport academy; 2002. 292 p. (in Russ.)

4. Borzunov V.F. Trans-Siberian Railway Route in the World Politics of Great Powers /V.F. Borzunov. Part 1. M-/2001. 167 p. (in Russ.)

5. Suranoyic S. A New Guide to Policy Choice

in an Era of Globalization. A Moderate Compromise. Pal grave Macmillan, New

York. 2010. p. 205-239. DOI: https://doi. org/10.1057/9780230114609_10 (in Eng.)

6. Lumiste R., Prause G. BalticStates Logistics and the East-West Transport Corridor. Wismar: Wismar University. 2011. Available at: https://www.etis.

ee:2345/Portal/Publications/Display/8f71 b2d5-73b5-45e8-bc0a-90fcdf9fb820 (in Eng.)

7. Hunke K, Prause G. Management of Green Corridor performance. Transport and Telecommunication. 2013; 14(4):292-299. DOI: https://doi.org/10.2478/ttj-2013-0025 (in Eng.)

8. Prause G., Hoffmann T. Cooperative Business Structures for Green Transport Corridors. Baltic Journal of European Studies Tallinn University of Technology. 2017; 7(2):3-27. DOI: https://doi. org/10.1515/bjes-2017-0008 (in Eng.)

9. Hui Zhao, Ha о Hu. Study on Economic Evaluation of the Northern Sea Route Taking the Voyage of Yong Sheng as an Example. Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. 2016; (2549):78-85. DOI: https://doi.org/10.3141/2549-09 (in Eng.)

10. Otsuka N-/ Izumiyama K., Furuichi M- Study on Feasibility of the Northern Sea Route from Recent Voyages. Proceedings of the 22nd International Conference on Port an Ocean Engineering under Arctic Conditions, June 9-13, Espoo, Finland, 2013. DOI: https://doi. org/10.13140/2.1.1826.3043 (In Eng.)

11. Furuichi Mv Otsuka N- Cost Analysis of the Northern Sea Route (NSR) and the conventional

51

МИР МИР (Модернизация, Инновации, Развитие), 201S.T.9, N*> 1, С,40-52

Route Shipping. Proceedings of the IAME Conference, July 3-5, Marseille, 2013. Ay ai la bl e at: https://WWW. research gate, net/ publication /246545438_Cost_Analysis_of_ the_Northern_Sea_Route_NSR_and_the_ Conyentional_Route_Shipping (in Eng.)

12. Raza Z, Sch0yen H. A Comparative Study of the Northern Sea Route (NSR) in Commercial and Environmental Perspective with Focus on l_NG Shipping. 6th International conference on maritime transport, Barcelona, Spain, 2014. Ay ai la bl e at: https: //WWW. research gate, net / publication/272828954_A_COMPARATIVE_ STUDY_OF_THE_NORTHERN_SEA_ ROUTE_NSR_IN_COMMERCIAL_AND_ ENVIRONMENTAL_PERSPECTIVE_WITH_ FOCUS_ON_LNG_SHIPPING (in Eng.)

13. Km ski T. Feasibility of Commercial Cargo Shipping along the Northern Sea Route. Doctor thesis, Annual proceedings of the University of Turku - sen £ Turku, 2017; 12. Ay ai la bl e at: https: //www.d oria .fi /bitst ream / handle/10024/130546/ AnnalesEl 2Kiiski. pdf?sequence=2 (in Eng.)

14. Kuyatov V.I., Kozmovskiy D.V., Shataloya N.V. The potential of the Northern sea route in the Russian Arctic. Factors and development strategy. Internet-magazine *Scientific research*. 2014; 6(25) (in Russ.)

15. Dodin D.A. The sustainable development of the Arctic (problems and prospects). St.Peterburg: "The science", 2005. 283 p. (in Russ.)

16. Semenikhin Ya.N., Novoseltsey E.M- Some characteristics of transport development in the

Arctic. In: Scientific and technical problems of Arctic development. Moscow: "The science",

2015. 490 p. (in Russ.)

17. Pavlov KLV., Selin V.S. The problems of cargo

flows of the Northern sea route and some possible solutions. Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy

2015; 2(12):73-80. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-razyitiya-gruzopotokov-severnogo-morskogo-puti-i-metody-ih-resheniya (accessed 25 March 2017) (in Russ.)

18. Bashmakova E.P., Biev A.A., Vassiliey V.V. et al. Factor analysis of oargo flows of the Northern sea route. Monograph. Apatity: Institute for eoonomic problems of G.P. Lousine within the Kola Scientific center of RAS (town of Apatity).

2015. 335 p. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24160188 (accessed 25 March 2017). (in Russ.)

19. Selin V.S. Driving forces and development problems of oargo transportation through the NSR. Arktika isever = The Arctic and the North 2016; (22):87-100. DOI: 10.17238/issn 2221 -2698.2016.22.87 (in Russ.)

20. Didenko N-1- Management of leading research-technical organization. Monograph. Moscow: Leningrad University publishing house; 1985. 216 p. (in Russ.)

21. Podinovskiy V.V., Nogin V.L Pareto-optimal decisions of multi-criter ia tasks. Moscow: "The sa'ence" Publishing house; 1982. 256 p. (in Russ.)

About the authors;

Konstantin V. Shvetsov, Professor, Peter the GreatSt, Petersburg Polytechnic University, the Institute of industrial management Economics and trade {29, Politekhnicheskaya st,. Saint Petersburg, 195251), Saint Petersburg, Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Scopus ID: 56434259900, Kbnstantin,Shvetsov@spbstu.ru

Kirill G. So rokozhodyev. Assistant Professor, Peter the GreatSt Petersburg Polytechnic University, the Institute of industrial management Economics and trade{29, Politekhnicheskaya st,. Saint Petersburg, 195251),Saint Petersburg, Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, <yril_gs@hotmail,com

Anastassla S. Lebedeva, Peter the Great St, Petersburg Polytechnic University, the Institute of industrial management. Economics and trade {29, Politekhnicheskaya st,. Saint Petersburg, 195251), Saint Petersburg, Russian Federation, Lebedeva Anastas iia93<§>gma il.com

Contribution of the authors;

It is necessary to note the special contribution of Shvetsov Konstantin V, in the contribution to the selection of analytical data in the preparation of this article, the contribution of Lebedeva Anastassia S, to the development and calculation of various options for implementing the strategy, as well as the contribution of Sorokozherdyev Kirill G, to the translation of the article elements into English,

Aff authors have read and approved the final manuscript

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.