Научная статья на тему 'Стратегия развития экономики агропромышленного комплекса на основе диверсификации системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации'

Стратегия развития экономики агропромышленного комплекса на основе диверсификации системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ (АПК) / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ФИНАНСЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резвякова Вгения Александровна

В статье дан обзор функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации. Обсуждаются наиболее важные результаты и стратегия развития экономики АПК на основе диверсификации сельскохозяйственной потребительской кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития экономики агропромышленного комплекса на основе диверсификации системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации»

УДК 334.02:338.43

Стратегия развития экономики агропромышленного комплекса на основе диверсификации системы сельскохозяйственной потребительской

кредитной кооперации

Резвякова Евгения Александровна аспирантка кафедры «Финансы и Кредит» Московского государственного университета технологий и

управления им. К.Г. Разумовского г. Москва, Россия

Аннотация: В статье дан обзор функционирования системы

сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации. Обсуждаются наиболее важные результаты и стратегия развития экономики АПК на основе диверсификации сельскохозяйственной потребительской кооперации

Ключевые слова: АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ (АПК), СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ, ФИНАНСЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Современный агропромышленный комплекс России представляет собой самые различные формы хозяйствования и организации труда. На сегодняшний день, в мире, пожалуй, нет такого числа разнообразных форм организованного хозяйствования на земле как у нас в стране. Причиной тому является с одной стороны, постоянная «реформистская» деятельность государства в сельском хозяйстве, направленная, на поиск эффективных путей по его управлению, и, с другой стороны, отсутствие системной государственной поддержки сельхозпроизводителя. За последние 10-15 лет предлагались самые различные программные решения проблем АПК, как регионального уровня, так и в масштабах всей страны. Однако реализация этих

решений, в целом верных и эффективных, не имела и не имеет под собой общесистемной, государственной основы. Отсутствует целостная стратегия развития сельского хозяйства регионов и страны в целом. Между, тем стратегия комплексного социально-экономического развития АПК, с достаточно достоверным представлением о его состоянии в среднесрочной и долгосрочной перспективе, не представляется возможным без применения инструментов стратегического прогнозирования и планирования.

Система стратегического планирования и управления развитием АПК должна в первую очередь учитывать общие тенденции развития мировой экономики.

Сельскохозяйственное производство, являясь по своей сути сезонным, следовательно, обладающим высокой степенью риска, является малопривлекательным для крупных финансово-кредитных институтов страны. Вместе с тем, в современных экономических условиях, при объективной потребности аграрного сектора страны в финансовых ресурсах и нежелании банковских структур кредитовать малый агробизнес, в качестве эффективного института кредитования мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей могут выступать сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы. Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы призваны решать как экономические задачи, связанные с расширением аграрного производства, так и социальные, направленные на улучшение жизненного уровня жителей сельской местности.

Существующий в настоящее время организационно-экономический механизм функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации находится в начальной стадии своего развития и соответственно имеет определенный опыт, показатели, характеризующие его современное состояние и предпосылки для дальнейшей закономерной диверсификации.

Данные о выданных кредитах, полученных субсидиях средним и малым агробизнесом, приведены в таблице 1. На основании этих данных можно

сделать вывод о стабильном росте объема полученных малыми формами хозяйств субсидируемых кредитов и займов. Общий объем кредита малым формам хозяйствования в 2009г. составил 95,6 млрд руб., его прирост по сравнению с 2008 г. составил 16,1%, и этот прирост равномерно распределился для всех категорий заемщиков. Наибольший прирост (56,3 %) суммы выданных займов обеспечили кредитные кооперативы.

Ведущую роль в кредитовании малых форм хозяйств играют Россельхозбанк и Сбербанк России, причем ставка Россельхозбанка - самая низкая по сравнению с другими банками.

Таблица 1 - Субсидированные кредиты, выданные малым формам

хозяйствования на селе

год Малые формы хозяйствования, всего В том числе

Кол, ед. Сумма, млн, руб. Личные подсобные хозяйства Крестьянские (фермерские) хозяйства Сельскохозяйственн ые потребительские кооперативы

Кол, ед. Сумма, млн, руб. Кол, ед. Сумма, млн, руб. Кол, ед. Сумма, млн, руб.

Банковские кредиты

2008 394467 80463 376016 52815 17171 22372 1280 5276

2009 457221 93387 436324 60157 19424 26853 1473 6377

2009, в % - - 100 64,4 - 28,7 - 6,9

2009, в % к 2008 115,9 116 116 113,9 113,1 120 115 120,8

Средний размер кредита, тыс. руб.

2008 - 204 - 140,5 - 1303 - 4122

2009 - 204,2 - 137,9 - 1382 - 4329

Займы, полученные в СПКК

2008 15385 1894,8 13779 965,8 1406 696,1 200 197

2009 17526 2242,4 15755 1136,1 1533 798,1 238 308

2009, в % - 100 - 50,6 - 35,5 - 13,9

2009, в % к 2008 113,9 1205 1144,3 117,6 109 114,6 119 156,3

Средний размер займа, тыс. руб.

2008 - 120,9 - 70,1 - 495,1 - 985,0

2009 - 127,9 - 72,1 - 520,6 - 1294,1

Всего к редитов и займов

2008 409852 82323 389795 53781 18557 23068 1480 5474

2009 474747 95630 452079 61243 20957 27651 1711 6685

2008, в % - 100 - 65,3 - 28 - 6,7

2009, в % - 100 - 64,9 - 28,1 - 7

2009, в % к 2008 115,8 116,1 115,9 113,9 112,9 119,8 115,6 122,1

Поскольку процесс формирования многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации осуществляется на общих кооперативных принципах - самоуправления и солидарной ответственности, то наиболее перспективным направлением поступательного развития системы является совершенствование ценовой политики кооперативов для привлечения временно-свободных сбережений населения сельских районов.

Исходя из степени востребованности кредитной кооперации на современном этапе экономического развития, а также, опираясь на анализ действующей нормативно-правовой базы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, при разработке мер государственного регулирования необходимо реализовать следующие стратегические положения:

1) кредитные кооперативы следует признать потребительскими кооперативами в форме некоммерческих кредитных организаций.

2) Кредитные кооперативы на селе не должны иметь ограничений членства граждан в зависимости от профессиональной деятельности и назначения исспрашиваемого займа, что широко практикуется в экономически развитых странах.

3) Становление кредитной кооперации должно закономерно пройти путь от создания простейших форм кооперации - к более сложным, с созданием кооперативных объединений вплоть до федерального уровня.

4) Для кредитных кооперативов, осуществляющих операции, аналогичные банковским должны быть установлены особые нормативы их

деятельности и порядок налогообложения, отличные от нормативов для коммерческих банков и иных потребительских кооперативов.

Из вышесказанного следует, что для успешного развития сельскохозяйственной кредитной кооперации необходима система мер государственного регулирования как федерального, так и регионального уровня. Она должна включать: 1) принятие законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность потребительских кооперативных кредитных организаций некоммерческого типа; 2) оказание материальной поддержки на пополнение кооперативных ресурсов; 3) введение системы налогообложения кредитных кооперативов как некоммерческих кредитных организаций; 4) создание системы подготовки кадров, распространения методической литературы о сущности, принципах деятельности и преимуществах кредитных кооперативов, в том числе формирование региональных и межрегиональных учебных центров с функциями распространения передового опыта.

Целесообразным в нынешних экономических условиях является формирование трехуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, включающей: первый уровень - местные кредитные кооперативы; второй уровень - региональные кооперативы; третий уровень -Центральный кооперативный банк.

Для развития кредитной кооперации в России необходимо чтобы:

1) кредитные кооперативы создавались там, где была потребность в кредитовании представителей малого бизнеса;

2) возникновение кредитных кооперативов сопровождалось принятием законодательных актов, регулирующих их деятельность;

3) становление системы кредитных кооперативов начиналось с создания сети первичных звеньев (ссудных и ссудосбере-гательных касс, обществ взаимного кредитования, различных товариществ, банков и т.д.), основанных на индивидуальном членстве и предназначенных для решения локальных задач. Их рост неизбежно приводил к формированию региональных кредитных организаций, обслуживающих кредитно-финансовые потребности

первичных кооперативов, входящих в их состав, тесно связанных со своими членами и друг с другом участием в региональных объединениях. Дальнейшая эволюция в этом направлении привела к созданию национальных кредитных кооперативных организаций, включая крупные банковские институты;

4) будучи во многих случаях первоначально институтом кредитования фермерских хозяйств и действуя в течение многих десятилетий в этом качестве, со временем сельские кредитные кооперативы превратились по составу членов и характеру операций в универсальные кредитные организации, обслуживающие предприятия агробизнеса и других секторов экономики не только в своих странах, но и за рубежом;

5) в подавляющем большинстве случаев кредитные кооперативы создавались по инициативе их членов и путем аккумулирования их средств. В тех странах, где инициатором их создания было государство, в дальнейшем они полностью отделялись от государственных структур и лишались государственной финансовой поддержки.

Наиболее активным аспектом функционирования потребительского кредитного кооператива является организация заемной деятельности. При этом главенствующее место занимают операции по непосредственному кредитованию сельскохозяйственного производства членов-пайщиков. Для эффективной деятельности сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива необходима активная работа по развитию операций по привлечению сбережений населения. В связи с этим разрабатываются нормативы по процентным ставкам, которые должны быть ниже среднего процента, выплачиваемого пайщиками по займам [7].

Важным методическим приемом по рациональному построению кредитных операций, является определение района деятельности кредитного кооператива, одним из критериев этого, выступает естественное тяготение к тому пункту, где он формируется. Это обеспечивает пайщикам не только удобное пользование услугами кооператива, но и возможность получать своевременную информацию о его деятельности. Выгодность

функционирования кооператива определяется не только и не столько размером прибыли от выдаваемого займа, не интересами кредитного кооператива, как учреждения, а доходами, полученными его членами через своевременное получение дешевого займа в нужных размерах.

Учитывая, тот факт, что первичный сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив, будучи небольшим по своему капиталу, не в состоянии обеспечить осуществление банковских операций, привлечение вкладов населения, которые должны быть обеспечены денежными банковскими резервами, возникает объективная необходимость вхождения низовых кооперативов в региональные кредитные кооперативы. В региональном кооперативе должны находится все средства первичных кооперативов, включая их паевой фонд. В распоряжение первичных кредитных кооперативов должна поступать в соответствии с уставом регионального кооператива и часть средств, которая поступает в региональный кооператив, например, от вкладов населения, проживающего на территории определенного первичного кооператива [8].

Таким образом, все средства первичных сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов аккумулируются в региональном кооперативе, в состав которого они входят. Однако этими средствами распоряжается в соответствии со своим уставом непосредственно первичный кооператив, направляя их на выдачу займов своим членам. Средства же, оставшиеся в распоряжении регионального кооператива, направляются в соответствии с его уставом на кредитование членов первичных кооперативов, по их ходатайству, если у первичного кооператива уже нет собственных средств, или запрашиваемый заем превышает лимит кредитования одного члена первичного кооператива, предусмотренный его уставом [10].

Необходимо учитывать сильные и слабые стороны процесса развития системы сельской кредитной кооперации области, а также четко оценивать объективные предпосылки и возможные препятствия этого процесса, существующие на сегодняшний день.

К сильным сторонам процесса диверсификации кредитной кооперации относятся: 1) рост объема производства по фермерским хозяйствам, и соответственно рост потребности в займах; 2) осознанная заинтересованность фермеров в развитии кредитной кооперации; 3) более короткие сроки оформления и получения займов по сравнению с банковскими структурами;

4) вовлечение в систему кредитной кооперации личных подсобных хозяйств, предпринимателей малого и среднего бизнеса.

К слабым сторонам процесса относятся: 1) неудовлетворенный спрос по требуемым займам по причине отсутствия достаточного привлеченного капитала пайщиков; 2) недостаточная работа с кадрами; 3) отсутствие учебной базы для подготовки специалистов кредитной кооперации [13].

Объективными предпосылками дальнейшего развития единой системы сельской кредитной кооперации являются: 1) наличие большой численности фермерских хозяйств, не охваченных кооперацией и нуждающихся в финансовых ресурсах; 2) поступательное укрепление законодательной базы на федеральном и региональном уровнях; 3) сотрудничество с коммерческими банками; 4)отсутствие конкуренции в сфере кредитования в сельской местности;

К препятствиям, имеющимся в настоящее время, на пути диверсификации системы кредитной кооперации области относятся: 1)

отсутствие в стране единого органа, координирующего деятельность системы кредитной кооперации на федеральном уровне; 2) недостаточная поддержка со стороны органов власти; 3) высокая степень риска, связанная с сезонностью в сельскохозяйственном производстве.

Также объективно-необходимым условием успешного развития системы является эффективный внутренний и внешний контроль. Кредитные кооперативы обязаны быть членами аудиторского союза и должны подвергаться проверке ежегодно [5].

Цель таких проверок - повышение устойчивости кооператива и доверия к его деятельности. Внутренним контролем деятельности районных коопера-

тивов должен заниматься областной кооператив на основании внутренних нормативных документов, устанавливающих обязательные для всей системы правила оформления займов, требования по оптимизации рисков, управлению ростом кредитного кооператива и т.д.

Для того чтобы обеспечить поступательный рост своей деятельности сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу следует иметь прочную базу капитала (собственный капитал и резервы), который является источником оборотных фондов, и в случае затруднений, может гарантировать покрытие убытков. Собственный капитал наиболее дешевый источник для займов, кроме того, собственный капитал помогает снижать финансовый риск и создает доверие к кооперативу со стороны его членов. Поскольку капитал служит основой деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, то кооперативу необходимо поддерживать его величину на адекватном уровне.

Большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей вступают в кооператив, чтобы иметь доступ к займам с низкой стоимостью, а кооперативу целесообразно ориентироваться на то, чтобы предложить справедливые и конкурентоспособные ставки по займам и сбережениям. Между тем кооперативу необходимо получать достаточно доходов от займов, выданных под целевой процентный взнос для того, чтобы покрыть затраты и создать собственный капитал и резервы.

Процесс установления размера целевых процентных взносов должен включать в себя тщательную проверку местных финансовых рынков, оценивая, как их текущее состояние, так и краткосрочные и долгосрочные тенденции. Руководству сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива необходимо постоянно рассматривать, насколько широко доступны другие финансовые продукты и на каких условиях. Возраст и доход потенциальных заемщиков также следует тщательно анализировать.

Создание собственного капитала - важное средство направления деятельности сельскохозяйственного потребительского кредитного

кооператива к стабильному, перспективному росту [3]. Для того, чтобы правильно капитализировать кооператив, нужно разработать и воплотить финансовые планы, которые дают необходимый чистый доход. Однако, в современных, достаточно неустойчивых экономических условиях развития системы, есть определенная доля риска, которая кроме потрясений может серьезно нарушить стратегию роста кредитных кооперативов различных региональных уровней. Признавая это, ряд государственных, негосударственных и международных организаций предлагают льготные займы или предоставляют средства на начальном этапе становления сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в стране. Некоторые источники финансирования предоставляют гранты бесплатно, в то время как другие - предоставляют капитал в качестве займа, который должен быть возвращен в будущем. Внешнее финансирование идеально основывается на ожиданиях от совместной работы между финансирующей организацией и сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом. Оптимальная, по нашему мнению, модель для финансирования - в форме многолетней поддержки, которая предназначена для стратегического, функционального улучшения работы сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива. В перспективе, финансирующие организации будут смотреть на гранты и льготные займы, как на инвестиции в деловое партнерство с четко определенными ролями и обязанностями [1]. Использование внешнего финансирования - это возможность для кооперативов улучшения своей работы и достижения устойчивого роста, цели деятельности по привлечению внешнего финансирования могут основываться на стратегических планах, которые ставят специфические задачи по увеличению объема займов, росту количества новых членов [9].

Кооперативу следует избегать финансовых соглашений, которые требуют такого хода развития, который не совпадает с собственной стратегией и тактикой развития. Хотя такое финансирование может дать временную поддержку, но на длительном промежутке времени члены кооператива могут

утратить контроль деятельности кредитного кооператива. Заимствования из внешних фондов должны быть тогда, когда кооператив будет наиболее нуждаться в них, причем объемы заимствования не должны превышать объективных потребностей.

Для поиска внешних источников финансирования, по нашему мнению, может быть рекомендовано следующее:

1) решение и стратегия привлечения источников внешнего финансирования должны быть неотъемлемой частью общей стратегии роста сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива;

2) объем и использование внешних фондов, а также сроки погашения должны быть неразрывно связаны с потребностями и стратегией кредитного кооператива;

3) кредитному кооперативу целесообразно искать такие финансовые соглашения, которые делают акцент на улучшении работы, как средства обеспечения фондов;

4) кооперативу не следует принимать такое финансирование, которое несет риск подрыва его кооперативной природы.

5) кредитный кооператив не вправе искать заем, если существует риск вероятности невозврата данного займа.

Следует отметить, что для рациональной организации ссудосберегательной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходима разработка положений маркетинговой политики, направленной на привлечение сбережений населения с различным уровнем дохода. При разработке маркетинговых стратегий первостепенным, по нашему мнению, является создание положительного и уникального образа кредитного кооператива в глазах потенциальных заимодавцев на основе руководящих кооперативных принципов - собственности членов и контроля деятельности с их стороны.

Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы действуют в изменчивой обстановке, где как внутренние, так и внешние силы

определяют те продукты и услуги, которые пользуются спросом. Кредитные кооперативы на селе должны создать прочную репутацию не только среди будущих и настоящих клиентов, но и среди других финансовых и регулирующих организаций, взаимодействующих с кооперативами. Возрастающая конкуренция либо со стороны новых финансовых организаций, вступающих на рынок, либо уже существующих, которые расширяют свою деятельность или меняют продукт и целевых клиентов, будут оказывать на кредитный кооператив в плане повышения динамичности и новаторства. Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы должны быть готовы к тому, что потребности их клиентов будут развиваться и должны проявлять новаторство и гибкость с тем, чтобы привлечь новых клиентов. Направленное ориентирование на создание прочных отношений членов кооператива является ключевым средством выявления того, каким образом можно добиться улучшения в будущем. Также, конкурирующие силы подталкивают сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы действовать эффективно путем минимизации затрат на управление и сохранение высокого качества портфеля займов.

Маркетинговая деятельность сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива первого или второго уровня - это объединение усилий, направленных на предложение продукта и услуг настоящим и потенциальным членам-пайщикам. На этапе становления организационно-экономического механизма сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива у него не будет необходимых ресурсов, для того чтобы осуществлять маркетинговые операции, однако принципы маркетинга и практика могут быть интегрированы в работу всех кооперативов Ростовской области, причем маркетинговая политика должна осознаваться и поддерживаться членами кооператива.

По нашему мнению, маркетинговой политике сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов целесообразно включать в себя следующие аспекты: 1) маркетинговая стратегия происходит из заявленной

миссии и видения кредитного кооператива и интегрирована в общий процесс стратегического планирования его деятельности; 2) маркетинговые планы создаются на основе специальных стратегий, они определяют специфические задачи и виды деятельности, которые должны быть воплощены в соответствии с целями сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива; 3) маркетинговые бюджеты объединены в общий бюджетный план сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива и контролируются таким же образом, как и все остальные виды его деятельности;

4) маркетинговая деятельность также регулярно оценивается с целью определения ее эффективности на пути приближения кооператива к намеченным стратегическим и тактическим целям.

Важными понятиями, характеризующими процесс маркетингового планирования, по нашему мнению, являются: ориентирование на клиента, корпоративное своеобразие, изучение и сегментация рынка.

Корпоративное своеобразие кредитных кооперативов на селе заключается в необходимости создания определенного образа своей уникальной природы в глазах настоящих и будущих членов. Этот образ должен отличаться от того, который имеют другие поставщики финансовых услуг. Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив создает свою уникальность на основе своих руководящих кооперативных принципов - собственности членов и контроля с их стороны. Другими сильными сторонами образа являются качество и надежность услуг, удобство, новаторство, опыт и профессионализм. Корпоративное своеобразие также тесно связано с корпоративным видением, а эффективно организованное руководство может содействовать созданию отличительной особенности, в том случае, если будет разработано общее виденье того, как будет расти кооператив.

Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы области могут укрепить свой корпоративный образ путем создания рекламных материалов, как-то - логотипов, бланков, рекламных проспектов и лозунгов, красочной рекламы на зданиях и других объектах. Поведение персонала, стиль

и методы руководства также могут оказывать влияние на качество и количество членов кредитного кооператива, также необходимо заботиться о расширении такой практики, которая формирует доверие действующих и потенциальных членов кооперативов. Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы заинтересованы в защите приватности и безопасности членов-пайщиков.

Изучение рынка кредитными кооперативами заключается в разработке постоянных способов мониторинга рынка, чтобы отслеживать малейшие колебания на рынке микрофинансовых услуг. Сегментация рынка заключается в том, что кредитные потребительские кооперативы в сельской местности могут предложить услуги для различных целевых групп потенциальных членов-пайщиков. Эти различные категории могут рассматриваться как сегменты рынка, а услуги могут быть целенаправленны к потребностям каждой из них. Виды деятельности потенциальных членов-пайщиков, разница в уровнях дохода, местонахождение, возраст и ситуации жизненного цикла - все может быть критериями для сегментации.

Список литературы:

1. Васильева, М.В. Финансовая политика: учебное пособие / М.В. Васильева, Н.А. Малий, Л.В. Перекрестова (Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, бухгалтерского учета и мировой экономики). - Ростов - на-Дону: Изд. Феникс, 2008. - 223 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Васильева, М.В. Концептуальная модель управления экономикой регионов/М.В. Васильева// РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция.- 2012.- № 1.

3. Васильева, М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе

применения методики сравнительной комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления/ М.В. Васильева// Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 12, 2011. Ц^:

http://uecs.mcnip.ru.

4. Васильева, М.В. Стратегические направления и ориентиры социальноэкономического развития регионов/ М.В. Васильева, А.Р. Урбанович// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2011. - № 2.- С. 30-38.

5. Васильева, М.В. О состоянии и тенденциях развития корпоративного контроля в России/ М.В. Васильева, И.А. Келейников// Экономический анализ: теория и практика, 13 (178), 2010. С. 53-57.

6. Васильева, М.В. Формирование региональной экономики инновационного типа на основе воздействия финансово-бюджетного контроля/ М.В. Васильева// Тегга Есопотю^. 2011. Т. 9. № 4-2. С. 172-181.

7. Васильева, М.В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально - экономического развития России/ М.В. Васильева// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2009.- № 17.- С. 20-30.

8. Васильева, М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансовобюджетного контроля: методология, концепция, перспективы: монография /М.В. Васильева. - Волгоград: Изд. Волгоградского государственного университета, 2011. — 700 с.

9. Васильева, М.В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России/ М.В., Васильева, О.В. Федорова//Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 9. С. 17-18.

10. Воитлева, З.А. Развитие организационно-хозяйственной структуры аграрной экономики России/З.А. Воитлева//Дискуссия. № 4 (22) апрель, 2012. С. 42-45.

11. Зенин, В.Ф. Совершенствование механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей/ В.Ф. Зенин, С.В.Ильичева// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 8. - С.7-9.

12. Никулина, С.Н. Бюджетирование с учетом трансакционных издержек в перерабатывающей отрасли аграрно-промышленного комплекса/С.Н. Никулина//Дискуссия. № 5 (23) май, 2012. С. 46-52.

13 Папцов, А. Государственная поддержка сельского хозяйства в Финляндии/ А. Папцов //АПК: экономика, управление. - 2011. - № 6. - С. 61-64.

14. Samuelson PA., Nordhaus W.D. Microeconomics. - USA: McGRAW-HILL COMPANY, 2011.-658 p.

15. CoMMerzbank: Aussenhandels Blatter/ZBonn, Commerzbank AG. - 2011. - № 6. -38S.

(314)

16. White L.H., What Kind of Monetary Institutions Would a Free Market De-liver//London, Cato Journal. - 2010. - vol.9. - No.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.