Научная статья на тему 'Стратегия развития банковского сектора и модернизация российской экономики'

Стратегия развития банковского сектора и модернизация российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2850
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / BANK SECTOR / BANK SYSTEM / MODERNIZATION / REAL SECTOR OF ECONOMY / DEVELOPMENT / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Счастная Татьяна Владимировна

Модернизация экономики России невозможна без адекватного финансового обеспечения, которое должно во многом создаваться за счет оптимизации развития банковской системы. В своем развитии российская банковская система прошла путь от экстенсивного развития к необходимости интенсивного роста. Настоящий момент является очень благоприятным для принятия Стратегии развития банковскогосектора РФ до 2015 г. Представленный общественности проект Стратегии нуждается в дополнительной корректировке, так как носит неконкретный характер, недостаточно учитывает потребности реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia"s economic modernization is impossible without adequate financial support, which should largely be created by optimizing the development of the banking system. In its development, Russia"s banking system has evolved from extensive development to the need for intensive growth. The present moment is very favorable for the adoption of Banking Sector Development Strategy of Russia until 2015. Submitted by the public draft of the Strategy needs further adjustment, as it is of general nature, not sufficiently take into account the needs of the real economy.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития банковского сектора и модернизация российской экономики»

2011 Экономика №3(15)

УДК 336.71

Т.В. Счастная

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА И МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Модернизация экономики России невозможна без адекватного финансового обеспечения, которое должно во многом создаваться за счет оптимизации развития банковской системы. В своем развитии российская банковская система прошла путь от экстенсивного развития к необходимости интенсивного роста. Настоящий момент является очень благоприятным для принятия Стратегии развития банковского сектора РФ до 2015 г. Представленный общественности проект Стратегии нуждается в дополнительной корректировке, так как носит неконкретный характер, недостаточно учитывает потребности реального сектора экономики.

Ключевые слова: банковский сектор, банковская система, модернизация, реальный сектор экономики, стратегия развития.

Несмотря на наличие различных моделей модернизации экономического развития (революционная, органичная, догоняющая), все они нуждаются в адекватном финансовом обеспечении. Причем при догоняющей модели, которая более применима сейчас в России, роль банковской системы является решающей, как показал опыт стран, прошедших этот путь (Япония, Южная Корея, Тайвань). Банковская система России проявила хорошие способности к адаптации в условиях мирового финансового кризиса. Однако для преодоления негативных последствий кризиса и обеспечения инновационной активности в процессе модернизации российской экономики необходимо дальнейшее расширение кредитования реального сектора экономики, особенно в сфере инвестиционного кредитования, что должно сопровождаться модернизацией как всего финансового сектора, так и его важнейшей части - банковской системы России. Нехватка финансовых ресурсов в экономике приводит к ограничениям конкуренции, роста производства, стимулируя высокий уровень инфляции.

В развитии российской банковской системы можно выделить два больших периода: 1. Этап становления (1991-1999 гг.) - период количественного роста, экстенсивного развития, который характеризовался бурным ростом общего количества банков (в 1992-1997 гг.), отсутствием четкой стратегии развития, слабым взаимодействием с реальным сектором экономики (доля кредитных активов в общем объеме активов банковского сектора не превышала 30%). На этот период выпало два крупных банковских кризиса - август 1995 г. и август 1998 г., которые в определенной степени способствовали «переоценке ценностей» и появлению новых взглядов и подходов к развитию банковской системы и накоплению позитивного опыта. 2. Этап качественных преобразований (или динамичного развития - 2000-2010 гг.). В этот период происходит дальнейшая централизация банковского капитала, он характеризуется стабилизацией экономики и поиском путей развития банковского биз-

неса. Обостряется конкуренция за средства населения, растет популярность ритейлового банковского бизнеса. 2001-2002 гг. - создание концепции системы гарантирования вкладов. В 2004-2005 гг. создается система гарантирования частных вкладов, определен круг банков, которые войдут в эту систему; осуществляется переход отчетности коммерческих банков на международные стандарты. В 2004 г. был принят новый доработанный вариант Стратегии развития банковского сектора РФ на 2004 г. и на период до 2008 г. Данная Стратегия была в целом успешно реализована, хотя выполнение отдельных мероприятий носило неравномерный характер. Стратегией 2004-2008 гг. было предусмотрено достижение следующих параметров развития: «активы/ВВП» - 5660%, «капитал/ВВП» - 7,0-8,0%, «кредиты/ВВП» - 26-28%.

По данным банковской статистики, активы банковского сектора за период с 2000 по 2007 г. увеличились в абсолютном выражении в 8,8 раза. Показатель «активы/ВВП» вырос с 32,9 до 52,4% за этот же период, составив в 2008 г. уже 67%, в 2010 г. - 75,4%. По этому показателю мы приблизились к уровню стран Восточной Европы. Собственные средства показали за это время десятикратный рост. Показатель «капитал/ВВП» увеличился с 3,5 до 6,3%, в 2008 г. - до 9%, в 2010 г. - до 11,8%. И хотя в 2008-2010 гг. темпы прироста активов и капитала снизились, они все-таки оставались положительными. Быстрыми темпами (опережающими рост активов) росли кредитные портфели коммерческих банков. В 2000-е гг. российские банки действительно стали выполнять роль финансовых посредников, что выражается в опережающем росте кредитования по сравнению с ростом всех активов. В 2008-2009 гг. кредитные активы составляют более 70% всех активов банковской системы, что соответствует структуре активов западных банковских систем. Показатель «кредиты нефинансовым организациям и физическими лицам/ВВП» составил в 2010 г. 41,3%. Но в период 2000-х гг. не обходится и без отдельных кризисов ликвидности в банковской системе (например, лето 2004 г., осень 2008 г.). В последние годы (2008-2010) наблюдались рост просроченной задолженности и замедление прироста кредитных портфелей, некоторое снижение объемов кредитования отдельных категорий заемщиков (например, физических лиц). Все эти данные свидетельствуют о том, что возможности экстенсивного развития банковской системы в России исчерпаны, необходимо обеспечить ей интенсивный рост. Интенсификация развития банковской системы необходима и самой банковской системе, и реальному сектору экономики.

В январе 2011 г. общественности был представлен проект «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года». В Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ «О Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года» констатируется: «Преодолев кризис, российский банковский сектор во втором полугодии 2010 года вновь вышел на траекторию поступательного развития. <...> Основным содержанием реформы банковского сектора на нынешнем этапе его развития должно стать изменение качества банковской деятельности, включающее расширение перечня и модернизацию способов предоставления услуг, определение в качестве важнейшего приоритета банковской деятельности качества предоставляемых услуг и устойчивости ведения бизнеса. Ука-

занные изменения представляют собой переход от преимущественно экстенсивной модели к интенсивной модели банковской деятельности» [1. С. 1].

Предполагается, что он будет широко обсуждаться всеми заинтересованными пользователями. Проблемы необходимости дальнейшего реформирования банковской системы обсуждаются уже с 2008-2009 гг. на различных форумах, конференциях и других общественных мероприятиях. Например, в сентябре 2009 г. в Сочи прошел VII Международный банковский форум «Банки России - XXI век», внесший конкретные предложения к формированию Стратегии развития банковского сектора. На этом мероприятии было отмечено: «Стабильная работа банков, «ядра» российской финансовой системы, - тот необходимый базис, на котором можно построить конкурентоспособную и диверсифицированную экономику, соответствующую долгосрочным геополитическим целям России и тому месту, которое наша страна планирует занять в мировом экономическом пространстве. Если будет упущен шанс войти в число мировых центров, обладающих самостоятельным, влиятельным и масштабным финансовым сектором, российской экономике будет крайне сложно выйти на траекторию инновационного роста» [2. С. 4].

Таким образом, необходимость принятия стратегического документа, обеспечивающего дальнейшую модификацию банковской системы в контексте модернизационных преобразований в России, не вызывает сомнений. И такой документ представлен, но возникает вопрос: насколько он соответствует масштабу необходимых преобразований?

Исторический опыт учит нас, что банки появляются там и тогда, когда возникает спрос на их услуги вследствие развития торговли и ремесленного производства, но оказывают активное обратное влияние на экономику, стимулируя ее развитие путем предоставления необходимых кредитов на пополнение оборотных средств, инвестиционных кредитов и прочих необходимых предпринимателю банковских услуг. Следовательно, без развития банковской системы невозможно обеспечить адекватное развитие современной экономики. Но для обозначения контуров и целевых ориентиров развития банковской системы необходимо знать приоритеты развития экономики и стратегические цели на будущий период, иметь четко сформулированную промышленную, инвестиционную, инновационную, социально-экономическую политику. Банковская система не может развиваться в отрыве от развития всей экономической системы, чтобы развить банки, нужно понимать, что необходимо от них всей экономике. И если Стратегия развития банковского сектора РФ на 2004 г. и на период до 2008 г. принималась в отсутствие четких ориентиров и стратегии развития всей экономики, то в настоящий момент, когда широко обсуждаются вопросы выбора пути дальнейшего развития российской экономики, необходимо обеспечить дальнейшую модернизацию и оптимизацию работы банковской системы.

Следует отметить, что заявленный проект Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 г. (далее - Стратегия) отличается отсутствием формулировок конкретных задач, целевых ориентиров развития с точки зрения потребностей реального сектора экономики и обеспечения потребностей модернизационных процессов, отсутствием механизмов реализации обозначенных направлений развития банковского сектора в контексте перехода к

новой интенсивной модели развития. Даже Стратегия развития банковского сектора РФ на 2004 г. и на период до 2008 г. содержала больше конкретных мероприятий и механизмов их реализации. Справедливости ради следует отметить, что к Стратегии прилагается проект Плана мероприятий по реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., состоящий из 25 пунктов, подавляющее большинство которых предполагает лишь внесение изменений в действующее законодательство. Банковское сообщество уже начало обсуждать Стратегию, и особого энтузиазма она не вызывает [3. С. 50-52].

По мнению Олега Солнцева, руководителя направления анализа денежнокредитной политики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, это нельзя назвать стратегией, это скорее направление развития, не выстроены система приоритетов и алгоритм их реализации, нет поэтапности реализации предлагаемых мер, а те показатели, которые содержатся в стратегии, не предусматривают реформирования банковского сектора, так как достигаются даже при самом инерционном сценарии.

Между тем в апреле 2010 г. Институтом современного развития и Банком Москвы были предложены два варианта, два сценария развития финансового сектора России - сценарий сбалансированного роста и сценарий форсированного роста, предлагающие сделать стратегический выбор между расширением внутреннего спроса и инвестиций за счет роста кредитования или сбалансированным развитием финансовых рынков и умеренным ростом банковского кредита. Предлагаются и другие варианты развития банковской системы.

На наш взгляд, критичным является тот факт, что в представленном проекте Стратегии вновь речь идет о банковском секторе, а не о банковской системе. И реформировать предлагается только банковский сектор, а не деятельность ядра банковской системы - Центрального банка РФ. Деятельность Банка России не менее нуждается в реформировании и изменении подходов к взаимодействию с коммерческими банками и реальным сектором экономики. Уже давно банковское сообщество обсуждает вопрос о необходимости корректировки целевых функций Банка России, которые, в отличие от практики западных стран (ЕЦБ - это ценовая стабильность, ФРС - обеспечение макроэкономического равновесия, Банк Японии - поддержание стабильности финансовой системы), сформулированы весьма однобоко и не учитывают специфику текущего момента.

Главной целью деятельности Банка России в соответствии с требованиями российского законодательства является «защита и обеспечение устойчивости рубля». Эта цель была несомненно актуальна в тот период, когда принималось банковское законодательство в начале 90-х гг. По мнению специалистов АРБ, «роль Банка России в денежно-кредитной политике сводится к обеспечению рублевыми ресурсами деятельности экспортеров - для сохранения положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса. И курсовая политика остается доминирующей по отношению к денежно-кредитной» [4. С. 3]. Такая формулировка цели Банка России предполагает в основном проведение жесткой монетарной политики, которая ограничивает инфляцию, но не стимулирует развитие кредитного рынка и не обеспечивает генерирование в банковской системе долгосрочных пассивов.

Хотя Банк России и пытался проводить активную процентную политику в 2009-2010 гг., но этого недостаточно для стимулирования инвестиционной активности в экономике. Кроме того, уровень инфляции продолжает оставаться довольно высоким по меркам западных стран, что названо А. Г. Аган-бегяном одной из важнейших проблем, приводящих наряду с низкой производительностью труда, высокими издержками на проведение финансовых операций и повышенными рисками к невозможности развития инвестиционного кредитования и наличию одной из самых высоких процентных ставок за кредит среди стран мира, делающих деньги в России очень дорогими. Академик А.Г. Аганбегян считает, что решение задачи по финансированию модернизации страны требует следующего: «. сами банки должны подвергнуться модернизации - нарастить объем активов, значительно увеличить долю «длинных» денег за счет стимулирования долгосрочных вкладов, выпуска долгосрочных ценных бумаг; сократить участие государства в капиталах банков, значительно повысив в них долю частного капитала, повысить устойчивость банков. По мере снижения инфляции предстоит резко сократить процентную ставку банков и уйти от политики «дорогих денег» [5. С. 32].

Таким образом, мы считаем, что дальнейшее реформирование финансового сектора требует системного подхода и необходимо реформировать не банковский сектор, а банковскую систему и Центральный банк не должен находиться в стороне от модернизационных процессов. Следует рассматривать также модернизацию банковской системы в контексте реформирования всего финансового рынка, неотъемлемой частью которого она является.

Как уже было отмечено, в Стратегии отсутствуют конкретные целевые ориентиры развития. Как и в предыдущем варианте Стратегии (2004-

2008 гг.), в ней содержатся только три показателя, достижение которых намечено Стратегией к 2015 г., а именно: «активы/ВВП» должны достичь около 90%, «капитал/ВВП» - 13-14%, «кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП» - 50-55%. Однако данные показатели не могут нас информировать в полной мере о том, полностью ли покрываются потребности реального сектора экономики в кредитах, в том числе в инвестиционных. Несмотря на очевидный рост показателей развития банковской системы, доля банков в источниках инвестиций в основной капитал составляет те же 10%, что и в начале 2000-х гг. Поэтому одной из основных проблем банковской системы является необходимость стимулирования и развития инвестиционного кредитования, сдерживаемого высокими процентными ставками на кредит и отсутствием достаточного количества долгосрочных пассивов в банковском секторе.

Для стабилизации ресурсной базы Стратегия предлагает нам рассмотреть вопрос о введении нового вида банковских вкладов, не предусматривающих права досрочного востребования суммы вклада или ее части (так называемые безотзывные вклады для физических лиц), но данное предложение насчитывает уже не менее 5 лет существования и не понятно, что мешает законодателям внести соответствующие изменения в законодательство, тем более что подобные корректировки уже предлагались на рассмотрение Федерального Собрания РФ, но были отклонены.

Одной из задач по реформированию банковского сектора в Стратегии названо «создание инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, в том числе в рамках работы Правительства РФ и Банка России по созданию Международного финансового центра в г. Москве, на основе использования передовых банковских технологий, развития системы бюро кредитных историй, системы регистрации залогов, платежной и расчетной инфраструктуры, института центрального контрагента и иных инфраструктурных условий и институтов» [6. С. 7-8]. Необходимость решения данной задачи не вызывает сомнения, но Стратегия недостаточно внимания, на наш взгляд, уделяет вопросу развития региональных банковских систем. Хотя в Стратегии отмечено неравномерное территориальное распределение банковских услуг и названы некоторые меры по преодолению этой ситуации (например, реализация проекта Почтового банка РФ, создание условий и стимулирование деятельности некредитных организаций в регионах, отмена территориального ограничения на создание операционных офисов), полностью решить проблему стимулирования развития региональных банковских систем они не смогут. В свою очередь, именно региональные банки должны стать основными поставщиками кредитных ресурсов в реальный сектор экономики и обеспечивать планомерное развитие кредитных рынков. Они более тесно взаимодействуют со своими клиентами, поэтому ориентированы на решение именно их задач, связанных с адаптацией к новым условиям развития экономики. Возникает опасность, что проблемы развития региональных банков будут проигнорированы перед необходимостью создания Международного финансового центра в г. Москве, а концентрация банковского капитала в центре страны еще сильнее увеличится по сравнению с регионами.

Важный вопрос, который необходимо решить при переходе к интенсивной модели банковской деятельности, - это формирование институциональной структуры банковской системы, адекватной требованиям реального сектора экономики. Банковские аналитики рейтингового агентства «Эксперт» констатируют, что банковская система должна иметь «устойчивую, многоуровневую архитектуру, предполагающую тесное взаимодействие нескольких эшелонов, пронизанную каналами перетока ликвидности и технологий между кредитными организациями разного размера и специализации... Она должна включать в себя: 1. Сегмент государственных и крупных частных федеральных банков с участием российского капитала, которые должны обладать мощными финансовыми ресурсами для того, чтобы служить проводниками промышленной политики государства, стимулировать инновационный рост и служить источниками инноваций в финансовой сфере, а также осуществлять поддержку социально значимых государственных проектов. 2. Сегмент сильных региональных банков (региональных лидеров), которые станут основой региональных экономик, будут способствовать формированию региональных промышленных кластеров, развитию малого и среднего бизнеса и повышению социальной стабильности на уровне региона. 3. Сегмент небольших и средних специализированных банков, которые за счет эффектов специализации и доступа к рефинансированию обеспечат доступность финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предприни-

мательства по всей России» [6. С. 3]. Такой подход представляется нам самым взвешенным и отвечающим потребностям текущего момента.

Хотя в литературе появились и иные мнения. Вновь получила распространение идея ввести на законодательном уровне статус федерального и регионального банка, поддержанная Ассоциацией российских банков. Предлагается ввести специальный защищенный статус регионального (локального) банка с щадящими требованиями и ограниченными правами. Размер минимального капитала для таких банков установить на уровне 15 млн руб. вместо 90 млн руб. для банка с обычной федеральной лицензией. Ввести для них льготные значения обязательных нормативов (Н1, Н6), а в качестве запрета установить ограничения на совершение ряда валютных операций, на суммы привлекаемых вкладов населения, запрет на открытие функциональных подразделений за пределами региона.

«При создании новой посткризисной банковской системы важно дифференцированно подходить к экономическим и правовым критериям при оценке деятельности ее субъектов. Например, величина капитала общефедерального и регионального банков не должна быть одинаковой, поскольку их банковская деятельность удовлетворяет потребности различных групп клиентов и интересы разных экономик» [7. С. 36]. Непонятно только, почему одни группы клиентов должны иметь большие гарантии, чем другие, в устойчивости и надежности своих банков? Не приведет ли это к тому, что целые группы клиентов перейдут на обслуживание в общефедеральные банки и тем самым мы добьемся противоположного желаемому эффекта. Такой подход ослабит, на наш взгляд, региональную банковскую систему и снизит доверие к ней. Кроме того, это приведет к дальнейшей концентрации банковского сектора. «За

2009 г. доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора практически не изменилась: 93,9% на начало и 93,7% на конец года. В то же время доля 5 крупнейших банков по состоянию на 1.01.2010 увеличилась до 47,9% против 46,2% на 1.01.2009 на долю 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций по состоянию на 1.01.2010 приходилось 92,9% совокупного капитала банковского сектора (на 1.01.2009 - 91,8%), в том числе 52,2% (49,3%) - на 5 крупнейших банков» [8. С. 14]. При этом наблюдался рост количества банков с капиталом свыше 180 млн руб. с 764 до 776, что свидетельствует о том, что банки осознают необходимость увеличения минимального размера капитала и готовы принять соответствующие меры.

Для того чтобы обеспечить расширение масштабов кредитования российской экономики за счет банковской системы, нужно сделать акцент на продолжении действия такого финансового стимула государства, как создание системы гарантирования кредитов, выполняющей функцию перестрахования. Может быть создан единый национальный гарантийный фонд, следует стимулировать и появление региональных гарантийных фондов, в основу политики которых должны быть положены приоритеты социально-экономического развития, выбранные государством и обществом. Во всем мире положительно зарекомендовали себя национальные банки развития. Банк развития был создан и в России. Он через региональные банки кредитует малый и средний бизнес. По данной схеме работает более 180 банков, постоян-

но обновляются предлагаемые банком продукты, снижается стоимость кредитов, увеличивается срок кредитования. Для расширения масштаба выполняемых банком задач следует предпринять меры по увеличению его уставного капитала, который составляет пока 20 млрд руб. Функции банков развития могли бы выполнять и другие участники финансового сектора: финансовые компании, специальные фонды развития в регионах, специальные кредитные учреждения для финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса. Должна использоваться в России и такая тенденция мирового развития, как микрофинансовые отношения. Для этого необходимо создать условия для развития кредитных кооперативов, небанковских кредитных организаций в регионах, которые могли бы действовать совместно с крупными банками, в том числе и с государственным участием (Сбербанк, ВТБ и др.). Такой подход будет стимулировать развитие банковской конкуренции, без чего невозможно решить проблему финансового обеспечения модернизации экономики инвестиционными кредитами и дешевыми финансовыми ресурсами.

Таким образом, в Стратегии развития банковского сектора необходимо сделать акцент на развитии именно банковской системы, включающей не только коммерческие банки, но и Банк России, стоило бы больше внимания уделять развитию региональной банковской системы, на уровне которой следует развивать различные институциональные формы банковских институтов и банковской инфраструктуры, способные обеспечить существенный прирост масштабов кредитования реального сектора экономики и активизации модернизационных процессов российской экономики

Литература

1. Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ «О Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года». Проект // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru

2. Предложения к Стратегии развития банковского сектора на 2010-2012 гг. URL: http://www.raexpert.ru./strategy/concept2009/

3. ШохинаЕ. Развитие как формальность // Эксперт. 2011. №5. С. 50-52.

4. Банковская система обдумывает модернизацию // Экономика и жизнь. 2010. № 6. URL: http://www.eg-online.ru./article/92108 / (дата обращения: 18.02.2010).

5. Аганбегян А.Г. О новой роли банков в финансировании послекризисного социальноэкономического развития России (субъективные заметки) // Деньги и кредит. 2011. № 1. С. 2736.

6. Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 года. Проект // Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru

7. Черников В.С. Российская банковская система нуждается в оптимизации // Банковское дело. 2010. № 8. С. 34-36.

8. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 году // Официальный сайт Центрального банка РФ. URL: http: // www.cbr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.