Научная статья на тему 'Стратегия развития агроэкотуризма в Брянской области'

Стратегия развития агроэкотуризма в Брянской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
936
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агроэкотуризм / стратегия / инфраструктура / брянская область / отрасль / модернизация / региональная экономика / agroecotourism / strategy / infrastructure / bryansk region / industry / modernization / regional economy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бандурин Р. А.

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Брянская область обладает туристско-рекреационный потенциалом, позволяющим развивать множество перспективных направления развития туризма в целом и агроэкотуризма в частности, что будет способствовать экономическому росту в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now the industry of hospitality and tourism is one of the most dynamical developed spheres in international economy. Bryansk region has tourist and recreational potential allowed to develop a set of perspective ways of tourism as a whole and agroecotourism in particular that will be promote economic growth of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития агроэкотуризма в Брянской области»

УДК 33:330.123.6:338.48-44(1-21):(470.333)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОЭКОТУРИЗМА В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Р.А. БАНДУРИН

ФГОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Брянская область обладает туристско-рекреационный потенциалом, позволяющим развивать множество перспективных направления развития туризма в целом и агроэкотуризма в частности, что будет способствовать экономическому росту в регионе.

Ключевые слова: агроэкотуризм, стратегия, инфраструктура, Брянская область, отрасль, модернизация, региональная экономика.

Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Целью статьи является обоснование направлений развития отрасли гостеприимства и туризма Брянской области, способствующих повышению конкурентоспособности данной сферы, созданию уникальных туристических предложений, а также повышению качества сервиса, развитию и популяризации въездного и внутреннего туризма на территории региона.

Согласно «Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года» (далее по тексту - «Стратегия») одним из приоритетных направлений в экономике будет являться «:.. .развитие потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг, а также развитие различных форм малого бизнеса» [2, с. 21]. Одной из приоритетных задач деятельности органов государственной власти в социальной сфере обозначена «Создание эффективной системы обеспечения населения качественными услугами (досуговые и развлекательные заведения, гостиничная сфера, социальные магазины, музеи, театры, библиотеки) по доступным ценам через стимулирование притока инвестиций в развитие потребительского рынка» [2, с. 22]. По прогнозам, доля отрасли гостеприимства к 2020 году должна достигнуть 1,0% валового регионального продукта (ВРП), увеличившись по сравнению с периодом 2005-2015 гг. всего на 0,1% [2, с. 26].

Суммарная доля сферы услуг в валовом региональном продукте, согласно «Стратегии», не считая оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, представляющих естественную монополию, должна составить к 2025 году 18%, тогда как промышленное производ-

ство и сельское хозяйство будут создавать почти 65% ВРП. Известно, что структура экономики, ориентированная, прежде всего, на промышленность, не может создавать стимулы к инновационному развитию. В развитых странах уже более 30 лет две трети валового внутреннего продукта создает сфера услуг - финансовых, консалтинговых, инвестиционных, образовательных, туристических. Именно этот сектор экономики является в странах G20 сегодня основным двигателем научно-технического прогресса и повышения уровня благосостояния населения, несмотря на негативные проявления глобального финансово-экономического кризиса. И будет продолжать таковым оставаться. Российская же экономика продолжает пропагандировать примат тяжелой промышленности, машиностроения и металлургии, все больше усиливая энергозависимость государства.

Необходима структурная модернизация экономики.

Сфера услуг, напротив, практически не требует энергоресурсов для своей деятельности и процветания. А дефицит нефти и газа уже прямо или косвенно ощутили на себе все страны мира. Будущее - именно за отраслями сферы услуг, прежде всего, наукой, образованием, банковским сектором, контрактным программированием, туризмом, индустрией гостеприимства!

Индустрия гостеприимства и туризма в развитых странах Евросоюза и США, Азии на сегодняшний день приносит от 10 до 30%, а в некоторых благоприятно расположенных с природно-климатической точки зрения государствах, и более половины ВВП (например, Турция).

В «Стратегии» мало уделяется внимания развитию этой отрасли. Так, на странице 87 читаем: «Культура Брянской области: сохранение и использование недвижимых памятников истории и культуры, в том числе активизация археологических исследований, использование памятников истории и культуры и мемориальных комплексов в развитии культурного туризма (въездного)» [2]. Собственно развитию туристско-рекреационного комплекса посвящено лишь три страницы. Причем указывается, что «В настоящее время туристический комплекс региона не обладает значительными преимуществами, которые позволили бы выделить его в качестве стратегического направления развития Брянской области» [2, с. 87].

Развитие туризма в Брянской области должно рассматриваться с позиций необходимости диверсификации региональной экономики.

Среди мер по формированию туристической инфраструктуры следует выделить:

1. Системное управление землеустройством и природопользованием.

2. Инженерно-инфраструктурная подготовка площадок для инвесторов индустрии гостеприимства и туризма.

3. Развитие транспортного сообщения и строительство дорог.

С учетом современного состояния существующей инфраструктуры на перечисленные мероприятии потребуется около 3 млрд. рублей инвестиций. В ходе реализации они обеспечат 3000 дополнительных рабочих мест и прирост валового регионального продукта в размере 1-1,5%.

Среди мероприятий по повышению качества сервиса в сфере туризма и гостеприимства следует выделить:

1. Развитие специализированных услуг и обслуживающих отраслей (общественное питание, развлечения, консалтинговые, туроператорские и турагентские услуги).

2. Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров для индустрии гостеприимства и туризма, смежных отраслей.

Дополнительно - 500 рабочих мест, вклад в прирост валового регионального продукта в размере 0,3-0,5%.

Отдельно необходимо выделить общесистемные и маркетинговые мероприятия по реализации стратегии развития туризма:

1. Разработка и реализация единой стратегии развития и позиционирования на внешнем и внутреннем туристском рынках предприятий индустрии.

2. Разработка программы маркетинга для продвижения региона на внешнем и внутреннем рынках.

3. Участие в федеральных и окружных целевых программах по развитию отрасли.

4. Привлечение прямых инвестиций (отечественных и зарубежные инвесторы).

5. Создание специальных зон для рекреационного и агроэкотуризма (таблица).

Несомненно, важным является развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности. Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время. Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%. В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. В альпийских

районах эта доля составляет 31,6%. Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которая может быть достигнута в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.».

Разработка стратегической концепции развития агроэкотуризма должна включать следующие этапы:

1. Определение потенциального объема туристического потока и его структуры, выделение целевых клиентских групп (целевого рынка).

2. Определение структуры и содержания предложения туристического продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей региона.

3. Формирование туристического продукта для целевых групп клиентов: с учетом планируемого объема и структуры туристического потока, различных типов туристической инфраструктуры.

Основные направления совершенствования нормативного правового регулирования в сфере туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма.

К ним относятся вопросы совершенствования регионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма.

Меры по совершенствованию регионального законодательства включают в себя следующие вопросы:

- ужесточение юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма;

- содействие унификации законодательства в сфере туризма;

- реализация государственной политики в области безопасности туризма, в том числе повышение юридической ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.

Таким образом, целью развития туризма в Брянской области является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Проведенный анализ современного состояния развития туризма в Брянской области, позволяют оценить конкурентные преимущества и недостатки региона как туристского направления. К конкурентным преимуществам следует отнести, прежде всего, богатейшее культурно-историческое и природное наследие в сочетании с фактором неизведанности,

Таблица

План мероприятий по развитию агроэкотуризма в Брянской области

Механизмы реализации Сроки реализации Содержание мероприятий

Нормативная правовая деятельность

Совершенствование законодательства в области туризма 2010 - 2015 гг. Разработка предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты в сфере туризма и формированию новых законодательных инициатив с учетом современных требований туристского рынка в Российской Федерации

Усиление юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма 2010-2011 гг. Подготовка предложений о внесении изменений в Закон Брянской области «О развитии туризма и туристической деятельности на территории Брянской области»

Наделение регионального органа исполнительной власти в сфере туризма полномочиями по ведению учета туристических организаций, имеющих право оформлять подтверждения о приеме иностранных туристов в Брянской области 2010 - 2011 гг. Подготовка предложений по внесению изменений в в Закон Брянской области «О развитии туризма и туристической деятельности на территории Брянской области»

Содействие унификации законодательства Брянской области в сфере туризма с учетом региональных особенностей развития туризма Постоянно Методические рекомендации по разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы развития туризма на территории субъекта Российской Федерации

Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам развития агроэкотуризма и культурно-познавательного туризма 2010-2011 гг. Подготовка предложений по совершенствованию существующих законодательных и нормативных правовых актов, относящихся к сфере регулирования деятельности музеев и иных объектов культурного и природного наследия с целью использования данных объектов в целях туризма

Поощрение достижений в области туризма, поддержка приоритетных направлений туристской деятельности 2010 г. Подготовка постановления Администрации Брянской области «О премиях в сфере гостеприимства и туризма»

Развитие туристической инфраструктуры

Создание туристско-рекреационных комплексов на особо охраняемых природных территориях 2010-2011 гг. Подготовка предложений по разработке региональной целевой программы «Туристско-рекреационное развитие Брянской области на период 2010-2015 гг.»

Создание туристской и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и населенных пунктов Брянской области 2010-2012 гг. Подготовка и внесение в установленном порядке предложений по разработке РЦП «Развитие историко-культурных зон в Брянской области»

Создание условий для развития агротуризма 2010-2012 гг. Создание туристской инфраструктуры в сельской местности

Повышение уровня инвестиционной, рекламной и социальной привлекательности культурно-исторических объектов Брянской области путем присвоения статуса «Туристический центр Брянской области» малым и средним историческим городам, успешно развивающим туризм 20010-2015 гг. Организация и проведение ежегодного конкурса среди малых и средних исторических городов на присвоение статуса «Туристический центр Брянской области»

Развитие существующих и освоение новых пляжных территорий в Брянской области 2010-2015 гг. Разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию и развитию пляжных территорий, включаюшцх мероприятия по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений

Расширение возможностей использования особо охраняемых природных территорий, в том числе заповедников, парков, для развития въездного и внутреннего туризма 2010-2015 гг. Разработка и реализация предложений по расширению эколого-просветительского и туристического потенциала особо охраняемых природных территорий, включая заповедники и природные парки

Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма и гостеприимства Брянской области 2010-2012 гг. Разработка предложений по снижению или отмене таможенных пошлин на не производимое в Российской Федерации оборудование туристических комплексов, средств размещения и транспортных средств, обслуживающих туристов

Формирование реестра инвестиционных проектов туристско-рекреационных объектов Брянской области

Оказание содействия городам и населенным пунктам региона в разработке и реализации программ развития туризма, а также профильных разделов в программах социально-экономического развития региона 2010-2015 гг. Разработка и внедрение методических рекомендаций к региональным программам развития туризма

Продвижение России как туристического направления на международном и внутреннем туристских рынках

Расширение участия в крупнейших международных и российских туристических и иных выставках региональным стендом. Организация презентаций новых туристических направлений в рамках мероприятий выставок 2010-2015 гг. Формирование застройки и экспозиции стенда на ежегодных крупнейших международных и российских туристических выставках.

Разработка регионального туристического брэнда 2010 г. Проведение регионального конкурса

Содействие продвижению туристических брендов городов Брянской области 2010-2015 гг. Предоставление информационной и методологической помощи развитию механизмов туристического маркетинга городов и муниципальных образований. Разработка методических рекомендаций.

Повышение качества туристских и сопутствующих услуг

Стандартизация деятельности инструкторов-проводников по обеспечению безопасности активных видов агроэкотуризма. Подготовка нормативного правового акта 2010-2011 гг. Разработка и внедрение предложений по стандартизации (аттестации) деятельности инструкторов - проводников в области обеспечения безопасности путешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья (труднопроходимая местность, водные объекты).

Стандартизация деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков с целью повышения качества услуг в туристской деятельности. Подготовка нормативного правового акта 2010-2011 гг. Разработка и внедрение предложений по стандартизации (аттестации) деятельности экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков.

Обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения 2010-2015 гг. Разработка и внедрение системы качества услуг гостиниц и других средств размещения.

Совершенствование профессиональных стандартов для работников туристской индустрии 2010-2011 гг. Разработка новых квалификационных требований к основным должностям работников региональной туристической индустрии

Мониторинг потребностей учреждений туристского, гостиничного и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля 2010-2015 гг. Сбор и анализ информации об объеме и параметрах потребностей различных секторов туристской индустрии в специалистах

Совершенствование статистики в сфере туризма

Определение вклада сферы туризма в экономику региона с учетом смежных отраслей. Определение объемов и параметров внутреннего туристского потока в Брянской области 2010-2015 гг. Разработка предложений по осуществлению соответствующих наблюдений, расчетов и анализа Территориальным органом государственной статистики по Брянской области

Осуществление постоянного мониторинга внутреннего туристского рынка 2010-2015 гг. Сбор, анализ и распространение информации о состоянии и тенденциях внутреннего туристского рынка Территориальным органом государственной статистики по Брянской области. Ежегодный выпуск статистического сборника «Туризм в Брянской области»

Развитие международного сотрудничества

Создание новой и совершенствование существующей договорно-правовой базы международного сотрудничества в сфере туризма 2010-2015 гг. Подготовка, подписание и реализация международных соглашений о сотрудничестве в сфере туризма и гостеприимства

Укрепление взаимодействия между Брянской областью и зарубежными странами, активизация взаимного продвижения туристских продуктов стран 2010-2015 гг. Деятельность Администрации Брянской области по торгово-экономическому и научнотехническому сотрудничеству с иностранными государствами.

что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов. Тенденции развития туризма показывают, что по мере того как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Брянщина, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. Важнейшую роль в этом играет развитая качественная туристская инфраструктура.

К конкурентным слабостям Брянской области можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:

- недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;

- высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

- препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;

- в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;

- сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации и вместе с тем недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны, как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в регионе как одного из элементов экономического роста и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

- совершенствование нормативного правового регулирования;

- развитие и совершенствование туристской инфраструктуры;

- создание новых приоритетных туристских центров;

- реализации маркетинга территории Брянской области;

- повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

- совершенствование визовой политики;

- обеспечение условий для личной безопасности туристов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Брянской области «О развитии туризма и туристской деятельности на территории Брянской области». Принят Брянской областной Думой 25 июня 2009 года.

2. Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года -режим доступа: www.bryanskobl.ru/economy/strategy.

3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вопросы археологии, истории, культуры и природы Брянска: Тезисы докладов VII конференции 17-18 апреля 1997г. - Брянск: Издательский педагогический центр «Гриф», 1998. - 224с.

5. Дагилис Т.Н. Города Брянской области. - Брянский областной Комитет Государственной статистики, 2002. - 362с.

6. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Энциклопедия туризма. М.: Изд-во «Финансы и ста-тистика»,2000.-368с.

7. Зеленов В.С. Дороги Брянского края (краеведческие очерки). Брянск.: Изд-во Брянского научного центра областного дестко-юношеского туризма и экскурсий, 1996. -110с.

STRATEGY OF AGROECOTOURISM DEVELOPMENT IN BRYANSK REGION

R.A. BANDURIN

The Bryansk State Agricultural Academy

Now the industry of hospitality and tourism is one of the most dynamical developed spheres in international economy. Bryansk region has tourist and recreational potential allowed to develop a set of perspective ways of tourism as a whole and agroecotourism in particular that will be promote economic growth of the regional economy.

Key words: agroecotourism, strategy, infrastructure, Bryansk region, industry, modernization, regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.