Научная статья на тему 'Стратегия противодействия манипулированию спортивными соревнованиями'

Стратегия противодействия манипулированию спортивными соревнованиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ / КОРРУПЦИЯ В СПОРТЕ / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MANIPULATION OF SPORTS COMPETITIONS / CORRUPTION IN SPORTS / PUBLIC INTEREST / CRIMINAL PROSECUTION / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / SPORTS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Качалова Оксана Валентиновна

Автор приходит к выводу о необходимости более активной позиции государства по противодействию манипулированию спортивными соревнованиями Основные усилия по борьбе с коррупцией в сфере спорта должны осуществляться на национальном уровне. Основой стратегии противодействия манипулирования спортивными организациями должна стать системная работа по созданию механизма противодействия коррупции в спорте, включающего в себя развитие следующих основных направлений: совершенствование государственного механизма противодействия коррупции в спорте; совершенствование «корпоративных» механизмов самозащиты от коррупции в спортивных организациях; обеспечение взаимодействия государственного и «корпоративных» механизмов противодействия коррупции в целях определения единых подходов и стандартов к предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR COUNTERING MANIPULATION OF SPORTS COMPETITIONS

The author comes to the conclusion that a more active approach of the state to combat manipulation of sports competitions the Main effort in the fight against corruption in sport should be implemented at the national level. The strategy for countering the manipulation of sports organizations should be based on systematic work to create a mechanism for combating corruption in sports, which includes the development of the following main areas: improving the state mechanism for combating corruption in sports; improving the "corporate" mechanisms of self-defense against corruption in sports organizations; ensuring interaction between the state and" corporate " anti-corruption mechanisms in order to determine common approaches and standards for the prevention, detection and suppression of corruption offenses.

Текст научной работы на тему «Стратегия противодействия манипулированию спортивными соревнованиями»

УДК 343.1; 343.9

Качалова О.В., доктор юридических наук, доцент, Российский государственный университет правосудия (Россия)

СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЮ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ

Автор приходит к выводу о необходимости более активной позиции государства по противодействию манипулированию спортивными соревнованиями Основные усилия по борьбе с коррупцией в сфере спорта должны осуществляться на национальном уровне. Основой стратегии противодействия манипулирования спортивными организациями должна стать системная работа по созданию механизма противодействия коррупции в спорте, включающего в себя развитие следующих основных направлений: совершенствование государственного механизма противодействия коррупции в спорте; совершенствование «корпоративных» механизмов самозащиты от коррупции в спортивных организациях; обеспечение взаимодействия государственного и «корпоративных» механизмов противодействия коррупции в целях определения единых подходов и стандартов к предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений.

Ключевые слова: манипулирование спортивными соревнованиями, коррупция в спорте, публичный интерес, уголовное преследование, дисциплинарная ответственность, спортивные организации.

В 2014 г. Росси присоединилась к Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, что поставило на повестку дня необходимость соблюдения ее положений. Целью Конвенции является борьба с манипулированием спортивными соревнованиями для защиты добросовестного поведения в спорте и спортивной этики в соответствии с принципом автономии спорта (ст. 1) [1]. В последние годы в России предпринято много конкретных шагов в данной сфере (изменения в ст. 184 УК РФ, предусматривающую ответственность за оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого кон-курса[2]; изменения в «Закон и физической культуре и спорте» - ст. 26.2. «Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьба с ним» [3]; Распоряжение Правительства РФ от 12.10. 2017 №2221-р «Об утверждении плана по реализации мер, необходимых для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств государства- участника Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями [4]; Памятка «Противодействие коррупции в спорте, разработанная Генеральной прокуратурой РФ совместно с Министерством спота РФ[5] и т.д., однако этих усилий пока недостаточно, необходима работа по координации совместных шагов в данной сфере.

Несмотря на то, что ст. 184 УК РФ, предусматривающая ответственность за манипулирование спортивными соревнованиями, существует с 1997 г., всего около полутора десятков уголовных дел было возбуждено по данной статье, и ни одно из них не дошло до суда. Последнее уголовное дело о «договорном» матче было возбуждено в июне 2019 г. по заявлению Российского футбольного союза, который после матча ПФЛ "Чайка" - "Черноморец"(стоимостью 2 млн. рублей) отстранил трех футболистов "Черноморца" от футбола на три года, а главного тренера клуба - на год. [6].

Несмотря на то, что, согласно Конвенции против манипулирования спортивными соревнованиями ответственность за выявление коррупции лежит на спортивных организациях (ст. 2), в современных условиях интересы общества и его потребности в честном спорте, необходимость обеспечения доверия общества к спорту приводят к переосмыслению соотношения автономии спорта и публичных интересов. Высокая коррупционная емкость спорта требует более активной позиции государства по противодействию коррупции в данной сфере. Основные усилия по борьбе с коррупцией в сфере спорта должны осуществляться на национальном уровне.

В законодательстве РФ есть необходимые нормы, позволяющие бороться с коррупцией в спорте и манипулированием спортивными соревнованиями, однако, они не работают в должной степени, поскольку усилия

различных органов в данной сфере разрозненны. Следует отметить положительный опыт Украины в данной сфере, где после принятия в 2015 г. соответствующего закона за 3 последующих года (2016-2018) к уголовной ответственности за манипулирование спортивными состязаниями было привлечено 320 человек по 57 эпизодам [7].

Основой стратегии противодействия манипулирования спортивными организациями должна стать системная работа по созданию механизма противодействия коррупции в спорте, включающего в себя развитие сле-дующихосновных направлений:

1. Совершенствование государственного механизма противодействия коррупции в спорте.

2. Совершенствование «корпоративных» механизмов самозащиты от коррупции в спортивных организациях.

3. Обеспечение взаимодействия государственного и «корпоративных» механизмов противодействия коррупции в целях определения единых подходов и стандартов к предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений.

Рассмотрим их несколько подробнее.

1. Совершенствование государственного механизма противодействия коррупции в спорте, в том числе:

- снижение степени латентности преступлений коррупционной направленности в спорте. До тех пор, пока мы не будем знать истинных масштабов проблемы и примерного уровня данного вида преступности, борьба с ней будет бесперспективной;

- разработка систем конфиденциального информирования о коррупционных преступлениях посредством открытия специальных каналов информирования, в том числе «горячей линии», мобильного приложения, позволяющего анонимно проинформировать о совершенных либо готовящихся в данной сфере преступлений и т.д.;

- активизация целенаправленной деятельности оперативных сотрудников системы МВД по выявлению коррупционных проявлений в спорте. Особо пристальное внимание необходимо уделить спортивным организациям и букмекерским конторам. Так, например, опыт Беларуси показывает, что уголовные дела о договорных матчах, как

правило, возбуждаются по информации букмекерских контор о «странных» и необычных ставках [8];

- выявление и закрепление в установленном законом порядке сведений, позволяющих возбуждать, расследовать и разрешать уголовные дела по ст. 184 УК РФ (Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса);

- организация обучающих семинаров по выявлению и предупреждению коррупционных проявлений в спорте для сотрудников МВД;

- активизация деятельности прокуратуры по координации действий различных органов в сфере противодействия коррупции в спорте с привлечением представителей спортивных и букмекерских организаций (в том числе, проведение координационных совещаний, усиления прокурорского надзора в данной сфере и т.д.);

- распространение в заинтересованных кругах информации о правовых инструментах, применимых в сфере уголовного преследования за противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования:

1) существующей системы государственной защиты свидетелей и потерпевших (в том числе по данной категории дел);

2) предусмотренной УК РФ возможности освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 184 УК РФ (если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело);

3) предусмотренной гл. 40.1 УПК РФ возможности обвиняемого по любому уголовному делу заключитьдосудебное соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым в отношении лица, сообщившего значимые сведения о совершенном либо готовящемся преступлении (в данном случае, предусмотренном ст. 184 УК РФ) могут быть применены нормы, существенно смягчающие его уголовную ответственность.

2. Совершенствование «корпоративных» механизмов самозащиты от коррупции в спортивных организациях.

Существующие системы саморегулирования не в состоянии в полной мере разрешать задачи борьбы с коррупцией в спорте.

- формирование прозрачной и эффективной системы управления организациями, основанной на принципах надлежащего управления (согласно Рекомендации N R (2005) 8 Комитета министров Совета Европы);

- создание в спортивных организациях реально действующих механизмов по предупреждению, выявлению и урегулированию конфликта интересов в спорте, а также механизмов борьбы с неэтичным поведением в спорте, принятие кодексов спортивной этики (деятельность комиссий по этике, Дисциплинарных комиссий и т.д.);

- создание эффективной системы информирования лиц, вовлеченных в спортивную деятельность, об ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- формирование системы воспитания молодых спортсменов в духе неприемлемости неэтичного и коррупционного поведения;

- целенаправленная и систематическая деятельность, направленная на преодоление ложно воспринимаемого принципа «корпоративной солидарности» в части неразглашения информации о коррупционных проявлениях в спортивных организациях (возможно ужесточение ответственности за несообщение информации о коррупции в спорте);

- обеспечение транспарентности информации о случаях манипулирования спортивными соревнованиями;

- обязательное сотрудничество с правоохранительными органами государства в случаях обнаружения признаков манипулирования спортивными соревнованиями;

- совершенствование Дисциплинарных регламентов спортивных организаций в целях приведения их в соответствие с основными стандартами защиты прав и свобод человека в современном обществе и принципами юридической ответственности (применение принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется дисциплинарное производство, определение широкого перечня поводов к возбуждению дисциплинарного производства, установления широкого перечня

доказательств, применяемых в дисциплинарном производстве, установления надлежащих принципов оценки доказательств, совершенствования процесса доказывания и т.д.).

Так, например, Дисциплинарный Регламент РФС, а также ряда других спортивных федераций частично не соответствуют положениям «Закона о физкультуре и спорте», исходят из «презумпции виновности» спортсмена, не указывают заключение эксперта как доказательство и др.)[9].

3. Обеспечение взаимодействия государственного и «корпоративных» механизмов противодействия коррупции в целях определения единых подходов и стандартов к предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, в том числе:

- реализация совместных проектов по формированию в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе, посредством проведения информационных и просветительских мероприятий;

- проведение исследований для оценки уровня коррупции в спорте и эффективности принимаемых мер по противодействию ей;

- выявление конкретных видов коррупционных технологий в спорте и разработка мер по противодействию им. Так, например, только совместная деятельность спортивных экспертов и криминалистов позволит создать методику выявления и расследования манипулирования спортивными соревнованиями - такой методики сейчас не существует, поскольку криминалисты не знакомы со спортивной спецификой, а спортивные эксперты не обладают возможностями расследования;

- разработка и внедрение методов контроля, способствующих предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в спорте;

- расширение общественного контроля и широкого привлечения гражданского общества в процесс противодействия коррупции в спортивной сфере, в том числе, за деятельностью федеральных, региональных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом, спортивных федераций, ассоциаций, союзов, лиг и других организаций в сфере спортивного движения и сопряженных сферах деятельности; взаимодействие с объединениями болельщиков, спортивными клубами и т.д.

Список литературы

1. Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями. http://www.conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/215.htm

2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996.№ 25. Ст. 2954.

3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 10.12.2007.№ 50. Ст. 6242.

4. Распоряжение Правительства РФ от 12.10. 2017 №2221-р «Об утверждении плана по реализации мер, необходимых для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств государства- участника Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями» // Собрание законодательства РФ, 16.10.2017.№ 42. Ст. 6218.

5. Памятка «Противодействие коррупции в спорте, разработанная Генеральной прокуратурой РФ совместно с Министерством спота РФ https://genproc.gov.ru/upload/iblock/ec8/corruption_sport.pdf)

6. Электронный ресурс: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.sport-express.ru%2Ffootball%2Frus_d2%2Freviews%2Fpodrobnosti-dogovornogo-matcha-chayka-chernomorec-dva-milliona-rubley-za-porazhenie-summy-i-pokazaniya-1553185%2F&d=1

7. Электронный ресурс: https://for-ua.com/article/1154683

8. Электронный ресурс: https://www.sports.ru/football/1049217252.html

9. Электронный ресурс: https://1fnl.ru/upload/s4y_docs/20/Link/Russian_Football_ Union_Disciplinary_Regulations.pdf

STRATEGY FOR COUNTERING MANIPULATION OF SPORTS COMPETITIONS

The author comes to the conclusion that a more active approach of the state to combat manipulation of sports competitions the Main effort in the fight against corruption in sport should be implemented at the national level. The strategy for countering the manipulation of sports organizations should be based on systematic work to create a mechanism for combating corruption in sports, which includes the development of the following main areas: improving the state mechanism for combating corruption in sports; improving the "corporate" mechanisms of self-defense against corruption in sports organizations; ensuring interaction between the state and" corporate " anti-corruption mechanisms in order to determine common approaches and standards for the prevention, detection and suppression of corruption offenses. Keywords: manipulation of sports competitions, corruption in sports, public interest, criminal prosecution, disciplinary responsibility, sports organizations.

References

1. Of the Council of Europe Convention against manipulation of sports competitions. http://www.conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/215.htm

2. Criminal code of the Russian Federation " from 13.06.1996 No. 63-FZ (Ed. 02.08.2019) / / collection of legislation of the Russian Federation, 17.06.1996. No. 25. Article 2954.

3. 04 "about physical culture and sports in the Russian Federation" from 04.12.2007 N 329-FZ (Ed. 02.08.2019) / / <url> 10.12.2007. No. 50. Article 6242.

4. Order Of the government of the Russian Federation of 12.10. 2017 No. 2221-R "on approval of the plan for the implementation of measures necessary to ensure the readiness of the Russian Federation to fulfill the obligations of a state party to the Council of Europe Convention against the manipulation of sports competitions" / / <url>, 16.10.2017. No. 42. Article 6218.

5. Memo " anti-corruption in sports, hhttps: / / Genproc. gov. ru / Upload / Iblock / EC8 / corruption_sport.PDF)

6. Electronic resource: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.sport-ex-press.ru%2Ffootball%2Frus_d2%2Freviews%2Fpodrobnosti-dogovornogo-matcha-chayka-cherno-morec-dva-milliona-rubley-za-porazhenie-summy-i-pokazaniya-1553185%2F&d=1

7. Electronic resource: https://for-ua.com/article/1154683

8. Electronic resource: https://www.sports.ru/football/1049217252.html

9. Electronic resource: https://1fnl.ru/upload/s4y_docs/20/Link/Russian_Football_Union_Dis-ciplinary_Regulations.pdf

Об авторе

Качалова Оксана Валентиновна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н. В. Радутной Российского государственного университета правосудия, E-mail: Oksana_kachalova@mail.ru

Kachalova Oksana Valentinovna - doctor of law, associate Professor, Professor of the Department of criminal procedure law. N. V. Radutny of the Russian state University of justice E-mail: Oksana_kachalova@m ail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.