Научная статья на тему 'Стратегия пространственного развития страны: дискуссия о приоритетах'

Стратегия пространственного развития страны: дискуссия о приоритетах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1588
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональное развитие / государственное управление / стратегическое планирование / Стратегия пространственного развития.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия пространственного развития страны: дискуссия о приоритетах»

Лексин В.Н.1

СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ: ДИСКУССИЯ О ПРИОРИТЕТАХ

Ключевые слова: региональное развитие, государственное управление, стратегическое планирование, Стратегия пространственного развития.

Разработка Стратегии пространственного развития России (далее - Стратегия) - одно из самых парадоксальных, и в то же время характерных явлений государственно-управленческой действительности нашего времени. Анализируя историю и первые результаты этой разработки, следует учитывать и специфику ее предмета (вероятно, не имеющего по сложности аналога), и возможности самого государственного управления современной России, и совокупность внешне- и внутриполитических, экономических, социальных и иных реалий, определяющих возможности и пределы любых стратегических решений. Разработка Стратегии выявила и наличие принципиально различных точек зрения на сущность пространственного развития и на концептуально-методологические основы его исследования и прогнозирования. В то же время разработка и официальное утверждение Стратегии с принятием федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и ряда соответствующих документов Правительством РФ становится фактом, и в связи с этим далее кратко рассматривается история этого вопроса, объективные трудности разработки и реализации Стратегии, современное состояние и экспертные оценки проектов подготавливаемых документов.

История вопроса

В течение долгого периода осознание целесообразности разработки и официального утверждения стратегии пространственного развития России проходило неравномерно и определялось исключительно соображениями высшего руководства страны при отсутствии четких представлений о целях и возможностях осуществления такой разработки. Напомним, что постепенно происходил переход от практически полного отрицания плановых начал в государственном управлении к признанию их значимости и к их закреплению в федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». За 20 лет до этого Президентом РФ был обнародован Указ № 456 от 7 марта 1994 г. «Об Управлении Администрации Президента Российской Федерации по работе с территориями», в задачи которого входила «разработка предложений по вопросам региональной стратегии и политики»,

2

однако позже принятые государственные стратегии лишь опосредованно определяли перспективы пространственного развития3. Таковы, например, «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608), «Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236), «Энергетическая стратегия России» (постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1006), «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р), «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.» (распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р), «Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года» (приказ Минтранса России от 31 июля 2006 г. № 94), «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года» (приказ Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45), «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р), «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Указ Президента РФ от 13 мая 2009 г. № 537) и «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» (Указ Президента РФ 1 декабря 2016 г. №642) и ряд других.

Термин «стратегии» применительно к территориям впервые освоили некоторые крупнейшие города России (Волгоград, Казань, Новосибирск и др.), руководство которых видело городское развитие как формирование облика

1 Лексин Владимир Николаевич - д.э.н., профессор, гл.н.с. Института системного анализа ФИЦ «Информатика и управление» РАН.

2 До настоящего времени на федеральном уровне Президентом РФ, Правительством РФ (индивидуально и совместно), а в

ряде случаев и отдельными федеральными органами таких стратегий принято более сорока,

3

Исключение - «Стратегия экономического развития Сибири» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. № 765-р),

«столичности» и соответствующей городской среды1. Определенный импульс для разработки стратегий пространственного развития был задан в 2004 г. восстановленным Министерством регионального развития РФ (Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 г. № 1168), одной из задач которого стали разработка и согласованию стратегий и комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов. В 2007 г. это Министерство Приказом от 27 февраля 2007 года N 14 утвердило «Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» как к обязательному компоненту государственного управления. Такие документы стали разрабатываться массово (в 2007 году их появилось более шестидесяти), их рассматривали в самом (недолго просуществовавшем) Министерстве и они признавались значимым поводом для оценки регионов как достойных получения различных видов федеральной поддержки. Тем не менее, о пространственном развитии как самостоятельном предмете государственной политики пока что не говорилось, и это развитие повсеместно отождествлялось с «социально-экономическим» (преимущественно - с «экономическим»).

Рассматриваемую ситуацию не изменил и Указ Президента РФ «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» (от 12 мая 2009 г. № 536), который был принят «в целях реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности». В этом указе под стратегическим планированием понималось определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, в числе основных принципов стратегического планирования называлась «взаимозависимость мер социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности», а общее руководство стратегическим планированием должен был осуществлять Президент РФ «в рамках работы Совета Безопасности РФ». Не было упомянуто не только «пространственное», но и «региональное» развитие, а направления социально-экономического развития страны должны были детализироваться на перспективу до 10 лет в стратегиях (программах) развития отдельных секторов экономики, в приоритетных национальных проектах, в межгосударственных программах, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация, в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, в федеральных (ведомственных) целевых программах, в программах фундаментальных и прикладных исследований, в проектах государственных и государственно-частных финансовых институтов, в заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, включая государственный оборонный заказ и в других значимых для национальной безопасности проектах и программах. Однако в этот период, как и далее в течение пяти лет, в регионах принимались документы, называемые «стратегиями».

Ситуация должна была кардинально измениться с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее 172-ФЗ), узаконившим само понятие «стратегия пространственного развития», которое согласно ст. 3 этого закона должно пониматься как «документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации», причем вводились понятия и «стратегия социально-экономического развития субъекта РФ - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта РФ на долгосрочный период» и «стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период». Было определена и своеобразная иерархия (соподчиненность и последовательность разработки) документов стратегического планирования; так, Стратегия пространственного развития РФ должна учитываться «при разработке и корректировке ... стратегий социально-экономического развития субъектов РФ», последние - служить основой для разработки государственных программ субъекта, схемы территориального планирования субъекта и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, а стратегии социально-экономического развития макрорегионов «могут быть основанием для принятия решения о разработке государственных программ РФ, сформированных по территориальному принципу для соответствующих макрорегионов, в целях реализации указанных стратегий» и должны учитываться при разработке и корректировке государственных программ РФ, стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, схем территориального планирования субъектов РФ и иных документов стратегического планирования». И всем им должны предшествовать надежные соответствующие прогнозы.

С момента публикации проекта 172-ФЗ и до настоящего времени эксперты отмечают и необходимость его принятия и множество недостатков2. Декларативный характер закона 172-ФЗ (особенно в части разработки стратегий

1 Одинцова А.В. К вопросу о стратегическом планировании в муниципальных образованиях // Федерализм, 2016. - № 2. -С. 23-42; Leksin V.N., Porfiriev B.N. The Russian Phenomenon of Megalopolis-Type Cities // Regional Research of Russia. 2018. - Vol. 8, N 2. - P. 133-140.

2 Бухвальд Е.М., Погребинская В.А. Стратегическое планирование в России: исторический опыт и реалии экономики // Федерализм. - М., 2014. - № 4. - С. 21-36; Глигич-Золотарева М.В. Старые проблемы и новые подходы к стратегическому планированию в Россию // Федерализм. - М., 2014. - № 3. - С. 83-94; Жихаревич Б.С. Территориальное стратегическое планирование: теория и практика // Регион: экономика и социология. 2013. - № 3. - С. 303-306; Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А. Трансляция идей трансформации регионального пространства в документы стратегического планирования // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. - № 4. - С. 64; Лексин В.Н. Стратегическое целеполагание в структуре государственного управления // Проблемы теории и практики управления. - М., 2017. - № 5. - С. 8-20; Селиверстов В.Е. Стратегическое планирование и стратегические просчеты: российские реалии и тенденции // Регион: экономика и социология. 2016. - № 4. - С. 6-45; Фролов Д.П., Соловьева И.А. Будущее стратегий территориального развития: анализ современных методологий // Региональная экономика: теория и практика. 2016. - № 10. - С. 28-45.

пространственного развития) определил необходимость конкретизации его положений, и одним из шагов в этом направлении стало принятие в соответствии с п.5 статьи 20, п. 5 статьи 40 и со статьей 42 этого же закона Постановления Правительства РФ от 20 августа 2015 г. № 840 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации»1. Перед разработчиками этой стратегии были поставлены задачи, для решения которых в современной России нет ни опыта, ни информационных и институциональных ресурсов. Отметим лишь, что главным ответственным за разработку Стратегии пространственного развития, а также мониторинг и контроль ее реализации определено Министерство экономического развития России, не располагающее собственными научно-аналитическими организациями такого профиля при том, что требования к содержанию Стратегии чрезвычайно масштабны и серьезны. Главное же то, что это Министерство не может и не должно руководствоваться при решении любых задач никакими иными критериями, кроме экономических, а этого применительно к пространственному развитию явно недостаточно. В целом же - разработка полноценной Стратегии пространственного развития России и, не в меньшей степени, каждого региона и муниципального образования в современных условиях является одной из самых трудных и по мнению многих экспертов, невыполнимой задачей.

Объективные трудности разработки и реализации Стратегии

Правительство РФ, действительно, поставило перед разработчиками Стратегии комплекс исключительно сложных задач. В уже упомянутом постановлении Правительства РФ от 20 августа 2015 г. №870 установлено, что Стратегия должна включать: (а) анализ особенностей и проблем пространственного развития Российской Федерации, содержащий оценку факторов, условий и рисков пространственного развития Российской Федерации, в том числе существующей системы расселения на территории Российской Федерации, природно-ресурсного и производственного потенциалов, транспортного и энергетического каркасов, пространственных аспектов межрегионального, приграничного и международного сотрудничества, а также иные оценки, связанные с пространственными аспектами экономического и социального развития Российской Федерации; (б) принципы и приоритеты пространственного развития Российской Федерации; (в) цели и задачи пространственного развития Российской Федерации; (г) сценарные варианты пространственного развития Российской Федерации, в том числе приоритетный (целевой) сценарий; (д) основные положения в сфере пространственного развития Российской Федерации (в том числе: приоритеты совершенствования системы расселения на территории Российской Федерации и механизмы стимулирования расселения в соответствии с приоритетными направлениями совершенствования системы расселения; направления изменения структуры экономики Российской Федерации в региональном аспекте; перспективные конкурентные преимущества и экономическая специализация субъектов Российской Федерации в межрегиональном разделении труда в соответствии с их типологической принадлежностью, учитывающие принципы обеспечения согласованности приоритетов отраслевого и регионального развития; прогноз (оценка) потребности субъектов Российской Федерации в трудовых ресурсах с учетом перспективной экономической специализации и прогнозов социально-экономического развития соответствующих территорий; прогноз (оценка) потребности в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с учетом перспективной экономической специализации соответствующих территорий; перечень потенциальных территорий опережающего социально-экономического развития, основанный на комплексной оценке и анализе условий и потенциалов пространственного развития Российской Федерации; варианты территориального размещения национальных технологических платформ; направления интеграции Российской Федерации в единое евразийское и мировое экономическое пространство; состав макрорегионов на территории Российской Федерации и результаты отнесения городов и регионов Российской Федерации к определенным типам); (е) показатели пространственного развития Российской Федерации, в том числе значения этих показателей, установленные для каждого этапа реализации стратегии и на окончание периода ее реализации в соответствии с приоритетным сценарием пространственного развития Российской Федерации; (ж) этапы реализации стратегии; (з) механизмы достижения установленных приоритетов и целей пространственного развития Российской Федерации, в том числе определение необходимости корректировки действующих (разработки новых) схем территориального планирования Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий с целью удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и, наконец, (и) приложения, содержащие в том числе материалы в графической форме, отображающие основные положения в сфере пространственного развития Российской Федерации. Решение этих задач, бесспорно, необходимо для разработки Стратегии, но проблема в том, что каждая из них сама разворачивается в комплекс сложнейших подзадач, требует хотя бы элементарной подготовленности, а все они системно взаимосвязаны и не могут быть решены независимо друг от друга.

Разработка Стратегии, казалось бы, облегчается, но, в действительности, осложняется наличием уже имеющегося массива официально утвержденных различных документов стратегического характера. Приведу пример последней версии Государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 31.08.2017 г. № 1064). Там сказано: «приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Арктики и обеспечения российского присутствия в высокоширотных

1 Это же постановление признало утратившим силу постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 370 «О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации».

районах Арктики определены: Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969), Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, (утверждена Президентом РФ 8 февраля 2013 г. № Пр-232), Морской доктриной Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 26 июля 2015 г. № Пр-1210), Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, (утверждена Указом Президента РФ 31 декабря 2015 г. № 683), Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ 4 февраля 2009 г. № 132-р), Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ 8 декабря 2010 г. № 2205-р), а также стратегиями социально-экономического развития федеральных округов, территории которых входят в состав АЗРФ». И это - не всё: там же сказано, что есть государственные программы, «часть которых реализуется в АЗРФ и ориентирована на решение ее проблемных вопросов» и среди них «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы» (включая федеральную программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (включая «Обеспечение уровней добычи нефти на месторождениях, находящихся в стадии эксплуатации, и развитие новых центров нефтедобычи» подпрограммы «Развитие нефтяной отрасли»), «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» (включая «Содержание объектов федерального государственного унитарного предприятия атомного флота, связанных с использованием атомной энергии» и «Строительство атомных ледоколов» в подпрограмме «Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне»), «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», «Развитие транспортной системы», «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (с подпрограммой «Организация рыболовства»), «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» и ряд других государственных и федеральных целевых программ. Что нужно делать разработчикам Стратегии - механически суммировать массивы таких документов (принятых, естественно, без учета новейших требований к Стратегии пространственного развития России) или вносить в них кардинальные и частные изменения в соответствии с духом и буквой Стратегии, входя в конфликт с уже принятыми государственными решениями?

Первый опыт и его экспертное осмысление

В соответствии с Планом подготовки предусмотренных Федеральным законом № 172-ФЗ документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства РФ на 2016-2018 годы (от 29 июня 2016 г. № ИШ-П13-3807) Стратегия пространственного развития России должна быть подготовлена и внесена на утверждение в Правительство РФ в марте 2018 года. Ее следовало разработать в соответствии с «Концепцией Стратегии», утвержденной заместителем Председателя Правительства РФ (документ от 22 мая 2017 года № ДК-П16-3247), в которой определены цель, задачи, основные вызовы, приоритеты пространственного развития и механизмы реализации Стратегии. Разработка Стратегии была поручена Минэкономразвития России, которое только за три месяца до завершения работы (в декабре 2017 г.) приняло результаты прикладных экономических исследований «Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России» (куда незадолго до этого вошли остатки СОПС, некогда профессионально занимавшегося созданием Генеральных схем развития и размещения производительных сил) и двух государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) по тематике, связанной с разработкой стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. Это и стало основанием для «выявления перспективных точек экономического роста (в том числе крупных городских агломераций) и обоснования механизмов по раскрытию их потенциала, а также предложений по развитию геостратегических территорий и обеспечению сбалансированного пространственного и регионального развития России, укрепления единства ее экономического пространства в части реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной 13 мая 2017 года Указом Президента РФ, а также для определения приоритетных (перспективные) направлений экономические специализации субъектов РФ. В конце марта 2018 г. экспертам были представлены подготовленные Минэкономразвития России «Справочные материалы о подготовке проекта Стратегии пространственного развития Российской Федерации», в которых были четко зафиксированы все принципиальные положения проекта Стратегии.

В «Справочных материалах» пространственное развитие трактуется Минэкономразвития России как, в первую очередь, экономическое, - это «эффективное освоение и использование территории России, направленное на обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития, повышение качества жизни населения и воспроизводство человеческого капитала, преодоление диспропорций в социально-экономическом развитии регионов». Соответственно, «эффективная экономическая специализация субъекта (далее - эффективная специализация) -совокупность перспективных видов экономической деятельности субъекта РФ, обусловленная благоприятным сочетанием факторов размещения, обеспечивающая устойчивое развитие экономики, центр экономического роста - территория одного или нескольких муниципальных образований, в пределах которой локализованы динамично развивающиеся субъекты экономической деятельности, обеспечивающие рост экономики с темпами выше среднероссийских, территория эффективной специализации - территория одного или нескольких муниципальных образований, обеспе-

чивающая значительный вклад в экономический рост за счет высокой производительности в высокоспециализированных секторах экономики (добыча полезных ископаемых, агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, туризм и рекреация). В основу проекта документа положены считающиеся априори отвечающими цели «пространственного развития России» положения о необходимости стимулирования формирования крупных городов и агломераций, о результативности «региональных инициатив» и «центров роста», об инвестициях и инновациях и т.п. К сожалению, ничего не говорится о том, что должно произойти в стране для коренного изменения отношения субъектов рынка к необходимым переменам. Не учитываются ни реалии санкционной войны, ни ограниченность бюджетных средств. Заявляется что было бы полезно сделать, но не указывается как1. В этом отношении характерны рекомендации прошедшего 29 марта 2018 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ «круглого стола» на тему «О ходе подготовки проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации» (организован Комитетом по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера при участии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных и образовательных организаций, экспертов).

По сути дела, было предложено кардинально пересмотреть проект Стратегии. Так, Минэкономразвития России предлагалось (привожу некоторые рекомендации) «обеспечить соблюдение принципов сбалансированности, ресурсной обеспеченности и реалистичности приоритетов, целей и задач пространственного развития Российской Федерации, включая меры по предотвращению увеличения долговой нагрузки бюджетов субъектов РФ... закрепить конкретные задачи и меры по поэтапному сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально экономическом развитии субъектов РФ. рассмотреть вопрос о включении в проект Стратегии механизмов, направленных на предотвращение чрезмерной концентрации факторов производства, в том числе финансовых и иных ресурсов, в наиболее крупных агломерациях, на ослабление эффекта «стягивания», в том числе необоснованного, населения крупными промышленными центрами и агломерациями, ведущего к депопуляции многих территорий, закрепить в Стратегии положение о придании целевым показателям решения задач пространственного развития России значения целей, обязательных для достижения органами государственной власти субъектов РФ в рамках их полномочий, при условии создания на федеральном уровне необходимых правовых условий для выполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации субъектами РФ полномочий Российской Федерации, переданных субъектам РФ, а также финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления переданных им для осуществления государственных полномочий». Исключительно значимыми представляются (по моему мнению, невыполнимые) рекомендации Министерству финансов России о «рассмотрении возможности и целесообразности подготовки изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на создание условий, способствующих обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ с учетом необходимости решения задач пространственного развития, а также сокращению чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов и различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года». Все это не исчерпывает массива замечаний к проекту Стратегии, но при оценке результатов его разработчиков, следовало бы учесть и объективные трудности, о которых было сказано выше.

Заключение

Разработку Стратегии пространственного развития России следует признать проектом, не имеющим аналогов по общественной значимости и сложности. Реализация такого проекта могла бы сделать более осмысленной государственную политику во всех ее направлениях, связанных с благосостоянием населения и устойчивостью функционирования государства. К сожалению, до сих пор не осознаются реальные трудности разработки Стратегии пространственного развития России, требующей долговременной, целенаправленной и квалифицированной работы большого коллектива ученых и практиков в условиях снятия финансовых и информационных ограничений и организации обсуждения всех аспектов этой работы (в первую очередь, концептуально-методологических и рекомендательных) в регионах России. Однако научное и экспертное сообщество России не было консолидировано для участия в этой работе, и она была поручена на неоправданно короткий срок узкому кругу исследователей. При этом необходимо иметь в виду то обстоятельство, что разрабатываемый проект Стратегии (как и проект стратегии социально-экономического развития Российской Федерации) после их утверждения Правительством РФ станет важнейшим элементом государственной системы стратегического планирования будет содержать, в частности, обязательные для исполнения органами государственной и муниципальной власти всех уровней перечень и укрупненную схему размещения подлежащих созданию (модернизации) объектов инфраструктуры федерального значения, которые подлежат включению в схемы территориального планирования Российской Федерации, в государственные программы Российской Федерации, в инвестиционные программы федеральных инфраструктурных компаний, а также в перечни «перспективных экономических специализаций» в разрезе субъектов РФ, обязательные для формирования состава приоритетных расходных обязательств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, подлежащих отраслевой финансовой поддержке из федерального бюджета. Так что проект Стратегии заслуживает, как минимум, серьезного и конструктивного обсуждения.

1 Типичный пример: «Повышение связности территорий эффективной специализации с рынками сбыта. Приведение в нормативное состояние, обеспечение твердым покрытием ключевых (?) сельских дорог, по которым осуществляется вывоз продукции, связь с межрайонными и региональными центрами, крупнейшими городами. Развитие сети лесовозных дорог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.