СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ
Л.И. Мигранова, канд. экон. наук, старший научный сотрудник Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11087
Статья выполнена в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-0121120-01 на 2020 г.
Аннотация. В статье описана необходимость изучения стратегии поведения абитуриентов на рынке образовательных услуг, с целью снижения уровня образовательной миграции и профессионально-квалификационного дисбаланса, а также восполнения кадровых потребностей региона. Агент-ориентированный подход является наиболее подходящим инструментом, поскольку позволяет симулировать процесс выбора абитуриентами специальности, вуза, а также дает возможность внедрить в модель государственные меры воздействия на поведение абитуриентов, с целью минимизации структурных и квалификационных дисбалансов на рынке труда.
Ключевые слова: образовательная система региона, модель поведения абитуриента, агент-ориентированный подход.
В современных реалиях региональным вузам приходится вести конкурентную борьбу за абитуриентов со столичными вузами и дистанционными образовательными площадками. Своевременная подготовка системой образования востребованных, высококонкурентных специалистов требует изучения стратегии поведения абитуриентов на рынке образовательных услуг: выбор вуза, выбор направления подготовки [1], а также прогнозирования перспективных кадровых потребностей региона.
Нынешние абитуриенты - это дети, рожденные после 2000-х годов, так называемое поколение Ъ. Эти дети выросли в среде широкого распространения цифровых
технологий. Интересы и предпочтения данных молодых людей разнятся с поколением у, и следует это учитывать при попытке управления их поведением. Проблема роста уровня профессионально-квалификационного дисбаланса на рынках образовательных услуг и труда особо актуальна в условиях негативной демографической ситуации в стране.
По всем регионам страны наблюдается падение рождаемости. Рождаемость в России в 2019 году составила 1648954 чел., что на 15,2% ниже значения 2014 года -1942683 чел., для сравнения в 1987 году рождаемость была 2499974 чел., 1960 году - 2782353 чел. (рис. 1) [2, 3].
Рис. 1. Динамика рождаемости Российской Федерации за период 1960-2019 гг.
Наряду со снижением рождаемости, выделена такая проблема, как отток абитуриентов из регионов в столичные вузы. Во многом этому поспособствовало введение ЕГЭ. До введения ЕГЭ в московских вузах было лишь 30 процентов иногородних студентов, сейчас это соотношение изменилось в точности до наоборот.
Свое место жительства в Республике Башкортостан в 2018 году в связи с учебой покинули 15333 человека в возрасте от 14 лет и старше. Основную массу мигрантов внутрирегиональная миграция - 10615 человек. Покинувшие республику абитуриенты уехали по следующим направлениям: Санкт-Петербург (863 чел.), Москва (445), Республика Татарстан (626 чел.), Удмуртская Республика (429 чел.), Свердловская область (474 чел.), Челябинская область (835 чел.).
При выборе уровня профессионального образования основная масса абитуриентов отдает предпочтение образовательным ор-
ганизациям высшего образования (рис. 2), где в 2018 году численность обучающихся студентов в 1,3 раза превысила численность студентов образовательных организаций по программам подготовки специалистов среднего звена, и почти в 3,5 раза численность студентов образовательных организаций по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Также, следует отметить, что в разрезе направлений подготовки наибольшее количество студентов вузов обучается по специальности «Экономика и управление» -13725 чел., на втором месте «Образование и педагогика» - 12852 чел., на третьем месте «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» -7805 чел. [4]. Данная ситуация говорит о том, что абитуриенты выбирают невостребованные на рынке труда экономические и гуманитарные специальности и тем самым демонстрируют иррациональное поведение.
Рис. 2. Динамика численности обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации за 2010-2019 гг., тыс. чел.
Анализируя полученные данные, стоит отметить, что внутрирегиональная образовательная миграция значительно выше межрегиональной. Поэтому наличие опорного вуза в регионе является одним из инструментов сохранения молодежи внутри региона
Для эффективной, адаптивной кадровой подготовки региона с учетом нынешних реалий требуется государственное управляющее воздействие на поведение абитуриентов, чтобы корректировать выбор ими направлений подготовки в сторону дефицитных кадровых потребностей рынка
труда и сокращению образовательной ми- например, создание научного образова-грации. В научных работах данного на- тельного центра и студенческого городка в правления недостаточно внимания уделе- пригороде Уфы к 2025 году. но индивидуальным особенностям абиту- В связи с этим исследование стратегии
риентов и управлению их поведением [5, поведения абитуриентов на рынке образо-6, 7]. Применение агент-ориентированного вательных услуг с применением агент-подхода [8, 9] к решению перечисленных ориентированного подхода является акту-проблем позволит симулировать процесс альной научной и практической задачей. выбора абитуриентами специальности, ву- Новизна исследования заключается в реа-за, а также даст возможность внедрить и лизации комплексного междисциплинар-проиграть государственные меры воздей- ного взгляда на проблему кадрового дис-ствия на поведение абитуриентов, с целью баланса с использованием агент-понижения уровня структурных и квали- ориентированного моделирования, позво-фикационных дисбалансов на рынке труда. ляющего получить комплексную оценку Также агент-ориентированная модель по- эффективности государственной политики зволяет проводить вычислительные экспе- в отношении развития рынков образова-рименты по оценке влияния различных тельных услуг и труда региона при изме-механизмов государственного воздействия нении стратегий поведения абитуриентов на поведение агентов с целью снижения на этапе выбора вуза и направлений подуровня молодежной миграции в регионе, готовки.
Библиографический список
1. Низамутдинов М.М., Атнабаева А.Р., Ахметзянова М.И. Исследование процессов межрегиональной миграции на основе имитационного моделирования // Известия Уфимского научного центра РАН. - 2020. - № 3. - С. 93-99.
2. Демографический ежегодник России. 2019: статистический сборник. - М.: Росстат, 2019. - 252 с.
3. Демографические процессы в Республике Башкортостан: статистический сборник. -Уфа: Башкортостанстат, 2019. - 131 с.
4. Образование и культура в Республике Башкортостан: статистический сборник. -Уфа: Башкортостанстат, 2019. - 133 с.
5. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Моделирование демографических процессов с использованием агент-ориентированного подхода // Федерализм. - 2014. - №4. -С. 37-46.
6. Дорошенко Т.А. Разработка агент-ориентированной модели Образовательной миграции населения региона // Вестник евразийской науки. - 2019 - Т. 11. - №5. - С. 16.
7. Насадкин М.Ю., Питухин Е.А., Астафьева М.П. Агентное моделирование поведения абитуриентов при выборе вуза в России // Фундаментальные исследования. - 2015. - Т. 2. - №8.
8. Бахтизин А.Р. Агент-ориентированные модели экономики. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - 279 с.
9. Карпов Ю.Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с Апу1о§1с 5. - СПб: БХВ-Петербург, 2006. - 400 с.
STRATEGY OF BEHAVIOR OF APPLICANTS IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES
L.I. Migranova, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher Institute of social and economic research UFRC RAS (Russia, Ufa)
Abstract. The article describes the need to study the strategy of behavior of applicants in the market of educational services, in order to reduce the level of educational migration and professional and qualification imbalance, as well as to fill the staffing needs of the region. The agent-based approach is the most appropriate tool, since it allows you to simulate the process of choosing a specialty or university by applicants, and also makes it possible to introduce state measures to influence the behavior of applicants in the model, in order to minimize structural and qualification imbalances in the labor market.
Keywords: educational system of the region, model of the applicant's behavior, agent-oriented approach.