Научная статья на тему 'Стратегия опережающего развития'

Стратегия опережающего развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ГЛС / ПРОТЕК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопов Сергей

Государственная программа импортозамещения на фармацевтическом рынке начинает приносить плоды. Доля отечественных препаратов растет, ведущие зарубежные фармкомпании предпринимают энергичные шаги по локализации своих производств. В такой ситуации возрастает роль российских предприятий. Один из наиболее ярких примеров успешного создания высокотехнологичного фармпроизводства в России компания «ФармФирма «Сотекс». В относительно короткий срок она прошла все этапы технологического развития от организации линий по упаковке готовых лекарственных форм до разработки и внедрения собственных, в том числе высокотехнологичных генноинженерных препаратов. Фактически «Сотекс» приступил к реализации основных этапов импортозамеще-ния за несколько лет до утверждения соответствующей государственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия опережающего развития»

PEMEOUUM

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ

Сергей АКОПОВ, «Ремедиум»

Стратегия опережающего развития

Государственная программа импортозамещения на фармацевтическом рынке начинает приносить плоды. Доля отечественных препаратов растет, ведущие зарубежные фармкомпании предпринимают энергичные шаги по локализации своих производств. В такой ситуации возрастает роль российских предприятий. Один из наиболее ярких примеров успешного создания высокотехнологичного фармпроизводства в России — компания «ФармФирма «Сотекс». В относительно короткий срок она прошла все этапы технологического развития — от организации линий по упаковке готовых лекарственных форм до разработки и внедрения собственных, в том числе высокотехнологичных генноинженерных препаратов. Фактически «Сотекс» приступил к реализации основных этапов импортозамеще-ния за несколько лет до утверждения соответствующей государственной программы.

«

Ф

армФирма «Сотекс» — основа производственного сегмента группы компаний «ПРОТЕК» — была основана в 1999 г. и первоначально занималась расфасовкой и упаковкой ГЛС известных иностранных производителей. Используя приобретенный в ходе сотрудничества с зарубежными партнерами опыт, в 2005 г. компания запустила собственное производство инъекционных форм мощностью до 100 млн ампул в год (в 2015 г. производственные мощности были удвоены). Быстрое развитие инфраструктуры, постоянное пополнение продуктового портфеля и вывод на рынок собственных брендов были поддержаны активным продвижением препаратов, работой с экспертным и профессиональным сообществами, масштабными рекламными кампаниями. Все это позволило «Сотексу» быстро войти в число лидеров российской фарминдустрии.

На заводе компании «Сотекс» осуществляется полный производственный цикл: приготовление инъекционных растворов, наполнение ампул и шприцев с последующей маркировкой и упаковкой. Все технологические процессы проходят в строгом соответствии с международными требованиями в помещениях классов чистоты Л, B, C и D. Производство оснащено новейшим оборудованием ведущих европейских производителей.

В структуре компании существует собственное научно-исследовательское подразделение, в активе которого бо-

лее 50 новых pipe-line проектов. «Сотекс» в составе ГК «Протек» — один из главных участников биофармацевтического кластера «Северный», создан-

нию новых наукоемких инновационных продуктов.

• ПРОДУКТОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ: ЭФФЕКТИВНЫЕ И УДОБНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

На сегодняшний день «ФармФирма «Сотекс» представляет собой фармацевтический производственный комплекс, отвечающий современным запросам российского профессионального сообщества. Продукция «Сотекса» по праву завоевала доверие врачей и пациентов, партнеров и клиентов. Ведущее значение для компании играют такие терапевтические направления, как невроло-

рисуно^1 Динамика продаж препаратов «Сотекс» по сегментам рынка, руб.

5 000 г

4 000

2 000

1 000

□Л

пЛ

8 мес. 2011 г.

8 мес. 2012 г.

8 мес. 2013 г.

8 мес. 2014 г.

8 мес. 2015 г.

| | — весь рынок

| | — госпитальный сектор

□ — ДЛО

| | — розничный сектор

Источник IMS Health

ного на базе МФТИ. В рамках данного проекта компания планирует создание R&D центра по разработке и внедре-

гия, онкология, ревматология, нефрология и кардиология. В фокусе внимания компании — продуктовый портфель, эффективность препаратов и удобство их применения. Чтобы обеспечить специалистов полным арсеналом средств для решения любых терапевтических задач, в портфеле компании представлен широкий ассортимент лекарственных форм, дозировок и фасовок, подобранных с учетом различных терапевтических схем и возможности комбинированного применения различных препаратов. Визитная карточка «Сотекса» — уникальные формы и дозировки, обеспечивающие как врачам, так и пациентам макси-

ОКТЯБРЬ

26

3 000

0

СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

рисунок Прирост продаж компании «Сотекс» в сравнении с приростом рынка РФ в целом, %

В целом по рынку Госпитальный сектор

1 10,7%

I I — «Сотекс»

42,1% 1 | 4,4% ,—, - |_| — весь рынок | 22,5% России

ДЛО

1 20,4%

Розничный сектор

| 10,5%

0 10 20 30 40 50 тмси Источник IMS Health

мальное удобство применения лекарств. Так, компании принадлежит первый на российском рынке препарат мелокси-кам в форме геля — Амелотекс®. Бестселлер «Сотекса» — Эральфон® выпускается в не имеющей аналогов среди российских препаратов форме преднапол-ненных шприцев с автоматическим устройством защиты иглы. Ряд препаратов, в том числе Эральфон® и Эниксум®, выпускаются в уникальных дозировках, не представленных у конкурирующих фармпроизводителей.

• УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ ВОПРЕКИ КРИЗИСУ

Успешность любой компании лучше всего иллюстрируется цифрами статистики. На протяжении всей своей истории «Сотекс» демонстрирует стабильный рост продаж и планомерное увеличение доли во всех сегментах отечественного фармрынка. Обратимся к самым свежим данным. По данным IMS Health, в течение первых 8 мес. текущего года объем продаж препаратов компании «Сотекс» составил 4,2 млрд руб. в ценах закупки, или 13,5 млн упаковок в натуральном выражении. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года продажи выросли во всех сегментах: госпитальном секторе, ДЛО и рознице. В целом по рынку за отчетный период прирост составляет 30,4%, или почти миллиард рублей. Подчеркнем, что аналогичный темп развития компания выдерживает на протяжении уже ряда лет (рис. 1). Во всех сегментах продажи «Сотекса» растут быстрее рынка в целом (рис. 2). Причем в розничном сегменте компа-

Продукция компании «Сотекс» пользуется заслуженным признанием профессионального сообщества. Престижными фармацевтическими премиями отмечены такие препараты, как Эральфон® («Рецепт года 2010», «Платиновая унция 2010», «Форсайт здоровья 2011»), Амелотекс® («Рецепт года 2010»), Хондрогард® и АнвиМакс® («Платиновая унция 2013»). В этом году АнвиМакс® стал лауреатом Первой международной фармацевтической премии «Зеленый Крест» в номинации «Препарат года — Средство для лечения простуды и гриппа».

ния опережает рынок почти в три раза (28,9 против 10,5%), а в госпитальном — почти в десять раз (42,1 против 4,4%).

• ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

В то время как для большинства российских фармпроизводителей экспорт продукции — лишь отдаленная перспектива, у компании «Сотекс» имеется солидный многолетний опыт в этой сфере. Завоевание иностранных рынков началось в 2009 г. со стран ближнего зарубежья. На сегодняшний день компания активно работает в Азербайджане, Казахстане, Армении, Туркменистане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, а с 2014 г. «Сотекс» осуществляет поставки препаратов

РШШиимГ™"! 27

в Грузию. Основу экспорта составляют средства из кардиологического, неврологического и ревматологического портфелей компании. «Сотекс» не скрывает своего интереса к рынкам дальнего зарубежья. В 2010 г. компания начала поставки в Македонию, качество ЛС российского производителя было подтверждено местным регулятором. В планах на будущее — экспансия на рынки стран Европы и Юго-Восточной Азии. Препараты «Сотекса» ни в чем не уступают зарубежным аналогам по качеству, но при этом более доступны по цене, а это немаловажный фактор как для пациентов, так и для профессионалов, и руководителей здравоохранения во всем мире.

• ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО

С момента своего создания «ФармФир-ма «Сотекс» активно сотрудничает с зарубежными фармацевтическими компаниями, перенимая их опыт и технологии. Со временем партнерство вышло на новый уровень — сегодня «Сотекс» предлагает полный спектр услуг от осуществления полного производственного цикла до маркетинговой поддержки и реализации ЛС. Новая бизнес-модель оказалась весьма привлекательной и удобной для участников совместных проектов. Среди многолетних партнеров компании — лидеры мирового фармрынка, такие как «Такеда», «Санофи», «Новартис», «Байер», «Пьер Фабр» и др. Зарубежные фармпроизводители проводят ежегодные аудиты завода «Сотекс», которые всякий раз подтверждают соответствие российского предприятия самым высоким мировым стандартам. В современной ситуации, когда государство делает ставку на импортозаме-щение на фармацевтическом рынке, многие зарубежные компании ищут возможности локализации производств для сохранения своих позиций в России. Многолетние традиции контроля качества, современные технологии и оборудование, а также сплоченная команда профессионалов, нацеленная на достижение наивысших результатов, открывают для них новые перспективы сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.