Научная статья на тему 'Стратегия обучения, ориентированного на устойчивость, в Колледже бизнеса Хаворф Западного Мичиганского университета'

Стратегия обучения, ориентированного на устойчивость, в Колледже бизнеса Хаворф Западного Мичиганского университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА УСТОЙЧИВОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ПЕРЕХОД / SUSTAINABILITY OF CIVILIZATION / TRANSFORMATIONAL PROCESS / INNOVATION-ORIENTED APPROACH / SUSTAINABILITY-ORIENTED CURRICULUM / HUMAN DEVELOPMENT / TRANSITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарговски Эндрю

Данная стратегия посвящена развитию образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в Колледже бизнеса Хаворф (КБХ) Западного Мичиганского университета. Эта инициатива обусловлена пониманием важности устойчивых бизнес-практик в век сокращающихся стратегических ресурсов, раста населения и ухудшения экологии планеты. Стратегия и основные параметры образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в КБХ определены в категориях кредо, цели, стратегии, установок, этапов внедрения в рамках расписания. Представлены некоторые темы, которые помогут преподавателям и рабочим группам получить цельное представление о процессе улучшения этого механизма изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Policy of Sustainability-oriented Curriculum At Western Michigan University's Haworth College of Business (HCoB)

This policy is about developing a sustainability-oriented curriculum at the WMU Haworth College of Business. This initiative is triggered by the understanding of the importance of sustainable business practices in the Age of Shrinking Strategic Resources, growing population and ecological decline of our Planet. The strategy and roadmap of sustainability-oriented curriculum at HCOB is defined in terms of creed, goal, strategy, policies, and implementation tasks within a timetable. Some topics but not limited to are also provided to help professors and committees to grasp the whole process of improving this transformational process.

Текст научной работы на тему «Стратегия обучения, ориентированного на устойчивость, в Колледже бизнеса Хаворф Западного Мичиганского университета»

18. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1999. 200 с.

19. Mikhaltsova L. The future teachers and formation of orthodox values in the educational process in teachers high school // Civilizations in Crisis. ISCSC, Conference Proceedings, International Society for the Comparative Study of Civilizations, Kalamazoo, Michigan, USA ,2009. Р 310 - 314.

20. Milinis O. Self-realization of the students in pedagogical high school on bases of orthodox culture and moral life // Civilizations in Crisis. ISCSC, Conference Proceedings, International Society for the Comparative Study of Civilizations, Kalamazoo, Michigan, USA , 2009. R 336 - 338.

YffK/UDC 377(73)

Andrew Targowski, Prof. Dr.

WESTERN MICHIGAN UNIVERSITY Haworth College of Business (USA)

Director of The Center for Sustainability Business Practices

President of the International Society for the Comparative Study of Civilizations www.wmich.edu/iscsc

THE POLICY OF SUSTAINABILITY-ORIENTED CURRICULUM AT WESTERN MICHIGAN UNIVERSITY’S HAWORTH COLLEGE OF BUSINESS (HCOB)

This policy is about developing a sustainability-oriented curriculum at the WMU Haworth College of Business. This initiative is triggered by the understanding of the importance of sustainable business practices in the Age of Shrinking Strategic Resources, growing population and ecological decline of our Planet. The strategy and roadmap of sustainability-oriented curriculum at HCOB is defined in terms of creed, goal, strategy, policies, and implementation tasks within a timetable. Some topics but not limited to are also provided to help professors and committees to grasp the whole process of improving this transformational process.

Key words: sustainability of civilization, transformational process, innovation-oriented

approach, sustainability-oriented curriculum, human development, transition.

INTRODUCTION

The best way to characterize the innovation-oriented approach towards the development of curricula is to take a look at the case of Western Michigan University’s approach to promote of sustainability of civilization.

The policy of sustainability-oriented curriculum at HCOB is defined based on the following premises:

1. We teach business topics which are more appropriate for the period of the Accelerated Growth (1800-2000) rather than

for the Trap of Growth (2000s), which leads to accelerated globalization and removal of the middle class from the U.S., and its decline of purchasing power, which is being replaced by the governmental stimulus and nationalization of main financial institutions;

2. We teach the ideal business strategy

which does not reflects the current practices

and limits of strategic resources and the societal consequences caused by such a strategy;

3. We the faculty and administration

must improve our ways of teaching business sustainability as soon as possible to prepare young graduates to be able to cope with unprecedented challenges of the new situation in their future professional lives at the dawn of the 21st century.

4. The process of developing and

operating this new curriculum is guided by the established academic policies and procedures (the committees’ work) and bottom up academic freedom of professors who are only suggested what it should be addressed in teaching but not limited to.

THE CHALLENGE OF SUSTAINABILITY

The world is in transition. It is a transition from unsustainable material growth to sustainable human development. It is a transition from patriarchy to solidarity, from growing rich-poor gaps to more balanced sustainability, from violence to nonviolence (?).

Sustainable development is a pattern of resource use that aims to meet human needs while preserving the environment so that these needs can be met not only in the present, but in the indefinite future [Dernbach (2009)].

Sustainable development ties together concern for the carrying capacity of natural systems with the social challenges facing humanity. As early as the 1970s «sustainability» was employed to describe an economy «in equilibrium with basic ecological support systems.» Ecologists have pointed to the "limits of growth” and presented the alternative of a "steady state economy” in order to address environmental concerns.

The field of sustainable development can be conceptually broken into three constituent dimensions (Figure 1):

• Economic vitality

• Environmental accountability

• Social responsibility

Figure 1 Basic Sustainable Development Dimensions

This diagram is conceptually reasonable at the highest level of aggregation. Social, economic, and environmental systems have a life of their own, and even more so the intersection of the three systems. However, the behavior of the total system is not independent of human behavior, either individually or collectively. Furthermore, careful examination of the sustainable development process at lower levels of analysis reveals that there are many other dimensions that contribute to sustainable development. In fact, it is hard to find a knowledge domain that has nothing to do with sustainable development. The reason is the increasingly tight coupling between human behavior and the human habitat.

We used to think and act in terms of a local community, nation, region, even a group of nations, but now we need to take these considerations in a broader - planetary context, if we want to sustain our social life. The planet is so large for every individual but for the population is becoming smaller and smaller. In the last 200 years the population grown from 300 million to 6.7 billion (Figure 3) and is still growing. We have about 4.7 acres of available footprint but we use 5.4 acres in terms of calculated resources. "We are living beyond our ecological means. The planet is shrinking, because we are running out of resources. We are using the planet with such intensity that it is

unable to restore itself” (Steffen 2008:16).

In terms of two most important strategic resource of civilization, such as water and energy, the situation is as follows:

• Water - Over 97 percent of the earth’s water is in the oceans and has too much salt for the use of most land plants or animals. Of the 2.5 percent that is fresh water, about 2/3 is locked up in glaciers. It means that slightly less than 1 percent is of the earth’s water is fresh and in liquid form. The irrigation system drying up the deltas of such major rivers as the Indus, Nile, Colorado, and some rivers in Europe. The UN set a goal to provide 13 gallons of safe water per day to 8 billion people in 2025, within a few hundred meters of each family. This goal is unrealistic taking into account that according to the World Health Organization, a minimum need is 5 gallons of treated water a day per person, and is difficult to provide this amount of water to everybody (Conkin 2007:66).

• Energy - How long will our fossil fuels like oil, gas, and uranium last? Oil reserves should last about 40 years, gas - 51, uranium 30-70, and coal 200. Therefore humans’ knowledge and skills must replace these un-renewable resources with ones that are either man-made (e.g., ethanol) or not subject to depletion (e.g., solar and wind energy). Otherwise, civilization will stop (Targowski 2009:398).

There are much more threats to civilization, which are presented in Figure 2, which connects three dangerous bombs: Population B, Ecological B, and Strategic Resources Depletion B into the Death Triangle of Civilization as we know.

Until the Age of the Industrial Revolution the civilization was developing very slowly, according to the Malthusian Trap (Figure 3). According to Gregory Clark (2007:1) "the average person in the world of 1800 was not better off than the average person of 100,000 BC. Indeed in 1800 the bulk of the world’s population was poorer than their remote ancestors.” Of course that in England and Netherlands material life style was good, but people in East and South Asia, particularly in China and Japan lived not better than cavemen. Their lives were regulated by the Malthusian Trap, which means that mankind was subject to natural selection trough 4,000 years of 6,000 years of civilization, that we proud of it nowadays. Through these four millennia civilization was composed of stationary societies, whose birth rate equaled death rates. Any increase in birth rates in the Malthusian epoque drove down real income. The paradox of those times was such that war, disease, poor sanitary practice and disorder were increasing material living standards.

2050-2150

The current economic crisis 2008-2009 shows how our economy is unsustainable and many businesses are socially irresponsible, while the environmental accountability is questionable. Because some business strategies as the accelerated growth are obsolete and put the U.S. economy in the Growth Trap.

Not economic vitality but the environmental dimension of civilization sustainability is most frequently addressed by many institutions, including the WMU.

The following is the citation from the WMU Strategic Sustainability Initiative Report (February 12, 2009):

"As you read this, the consumption habits and lifestyles of more than 17 million college students are being shaped in our nation’s academic institutions, and most of them are not being educated or encouraged to evaluate the impacts of their consumption and lifestyle choices on themselves, others, or the future.

The United States’ 4,200 universities and colleges—as generators of knowledge, innovation, and expectations—serve as trendsetters and beacons for the future. They also act as microcosms of society—housing and feeding people, performing research, maintaining facilities, purchasing, administering projects, investing, balancing budgets, and, hopefully, adhering to environmental laws. In performing these activities, they use large quantities of water, energy, toxic chemicals, natural resources, consumer products, labor, and capital and thus generate a prodigious eco-cultural wake. Society is likely to be challenged by continued and unprecedented— environmental, political, and social problems this century. While the global economy has generally become more materials and energy efficient, both global population and per capita consumption continue to rise—and generate with them increasingly destructive impacts.

Those of us in the United States represent less than 4.5% of the world’s population, yet we consume approximately 25% of its resources and produce roughly 25% of its waste. Managing consumption and its negative impacts will be difficult enough for wealthy nations. Fairness and empathy demand that we acknowledge the necessity

for consumption increases in the least well-off nations. Taking into account the increasing consumption of less wealthy nations intensifies the pressure to identify substantive, creative, and collaborative responses. The United Nations Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014) was created both in recognition of the role of education in shaping future consumption habits and in the global education community’s potential for helping stimulate creative responses to this urgent need (see Appendix 5 for more details on the UN DESD).

If society is to initiate a meaningful midcourse correction, a deep rethinking of the purpose, nature, and responsibilities of higher education will be in order (Gough and Scott, 2007; Glasser, 2003 & 2005). First, institutions of higher learning must learn to balance developing disciplinary expertise with cultivating eco-cultural literacy and "out of the box” thinking skills. Second, they must equip students to learn how the consequences of our policies, practices, and daily life decisions ripple throughout our communities and the world—in both space and time. And they must prepare students to master the tools, techniques, and habits of mind necessary for assessing these impacts—and for solving real-world problems. Finally, institutions of higher learning must come to appreciate the significance of modeling their sustainability commitments (Glasser, 2007).

Viewing the campus as a living, learning laboratory, they must demonstrate their commitment to making society more sustainable by incorporating sustainability considerations directly into teaching, research, operations, purchasing, investing, administration, and their interactions with local, regional, and international communities.”

WESTERN MICHIGAN UNIVERSITY’S COMMITMENT TO SUSTAINABILITY

In January of 2008, President John M. Dunn set out to make WMU a campus sustainability leader. Building on the tremendous, but under publicized campus greening efforts of our staff, the requirement of our university mission "To advance responsible

environmental stewardship”, and a 2003 "Environmental Mission Statement” approved by the Faculty Senate and Western Student Association. He also created a University-wide Sustainability Committee (PUSC) to help assess our progress on sustainability and to begin to chart a course for our future. As a first-step toward developing a full-scale sustainability strategic plan, he charged the Committee with the task of identifying a catalog of strategic sustainability initiatives. Table 1 presents a prioritized list of the PUSC’s proposed strategic sustainability initiatives.

Since this document is on the policy of sustainability-oriented curriculum at HCOB, it is worth to quote a part of Table 1, which defines initiatives in Curriculum.

Table 1. PRIORITIZED STRATEGIC

SUSTAINABILITY INITIATIVES

THE STRATEGY OF SUSTAINABILITY-ORIENTED CURRICULUM AT HCOB

Creed: Partnering for business wisdom

Goal: To transform the HCOB’s curriculum into deeply sustainability-oriented service, major, minor, and concentration-oriented courses within 2009-2012.

Universal strategy: Each service, major, minor, and concentration will select a leading course(s) which will include 1-3 sessions on how to develop and manage sustainable business practices.

Specific strategy: A cross-university major Green Business and Environmental Systems (GBES) will be developed and launched for the 2010 academic year.

Transformational Policy: BBA and GS Councils provide timetables for Departmental Curriculum Committees for providing sustainability-oriented syllabi of selected courses. When these syllabi are accepted by the College Councils, they are passed to the College Curriculum Committee for final considerations and acceptance and pass to the university level for inclusions into the University Catalogue of Courses.

Teaching Policy: It is up to the instructor specifically what/how he/she will teach sustainability- oriented topics in selected courses, but within the accepted framework of the master syllabi. Some examples of suggested teaching topics, but not limited to, are shown in Table 2.

CAMPUS CATEGORY RECOMMENDED INITIATIVES TECHNICAL (T) PLANNED (P)

IV. CURRICULUM 1. Following WMU’s “General Principles of Curriculum Change” (GPoCC) & using the online Curriculum Change Guide, integrate sustainability into all curricula & throughout every College. P

2. Create more opportunities for structured internships, projects, theses, etc., for students to collaborate with staff, administrators, and faculty to address key campus sustainability issues. T

3. Create Summer Faculty Development Workshops for facilitating integration and infusion of sustainability throughout the curriculum (one possibility would be to start IV. with the FYS). T/P

4. Following WMU’s GPoCC, develop new environment- & sustainability-oriented degree combinations, minors, & concentrations (examples include: Green Business & ENVS; Ecological Engineering/ Green Design & ENVS; Education for Sustainable Development/ Environmental Education & ENVS; etc.). Special opportunities exist for new/restructured undergraduate & graduate programs in “Green Materials, Design, Energy, & Manufacturing” & “Education for Sustainability Teacher Training”. P

Table 2. TEACHING ORIENTATION (SUGGESTED BUT NOT LIMITED TO)

DEPARTMENTS/PRO- GRAMS ECONOMIC VITALITY ENVIRONMENTAL ACCOUNTABILITY SOCIAL RESPONSABILITY MANAGEMENT

MANAGEMENT Growth-centered business? Efficiency vs. sufficiency, How to create lasting value, Involuntary displacement, Is business wise? Getting business moving, but where? Business knowledge not business wisdom? Shortterm vs. long-term performance, Future of capitalism and civilization From green to gold Green economy Urban core vs. urban prairie? Promise of Green jobs, Recycling industry, Green innovations, Green entrepreneurship The stakeholders mind-set and culture Worker vs. jobber Re-skilling but for what? Off shore outsourcing Managerial Capitalism and a role of CEOs? Unmanned factories? Autistic business of isolated individuals Millennium Goals ISM

ISM Concentration issues Deep economy Off shore outsourcing Too much food/goods transportation, Oil for food, Green design The Wal-Mart kind of issues, Unmanned factories, Competing with sweatshops? FINANCE

FINANCE Globalization vs. localization Globalization vs. internationalization, Industrial vs. Service Economy Deep economy Wall Street vs. Main Street Future of capitalism Ecological economics, Only business effectiveness? Full cost: including environmental costs Full cost: including social cost

COMMERCIAL LAW Managerial vs. stockholders capitalism, oligopoly and oligarchy in business Environment protection What is business for? The virtue matrix Has a corporation consciousness?

ACCOUNTING How to keep books to calculate sustainability of business practices? Full cost: including environmental costs Full cost: including social cost

MARKETING Super-consumerism as a perpetual motion? Living in a finite world Can we change? Will we change?

COMPUTER INFORMATION SYSTEMS Enterprise architecture sustainability oriented, Civilization architecture sustainability oriented, Knowledge Management Systems vs. Wisdom Management Systems Performance sustainability-oriented Systems, Computer waste management, Powering the Information Age (green servers farms ) Rules and laws for information systems which protect the sustainable society Knowledge Society vs. Wisdom Society

BUSINESS COMMUNICATION Awareness of examples of good sustainable business practices Awareness of good examples of wisdom for livable planet Policy, possibility and purpose communicated to the students and society, From paranoia to metanoia communicated to the students and society

The Roadmap to Sustainability-oriented Curriculum at HCOB

The following steps should be undertaken in order to develop and implement the sustainability-oriented curriculum at the HCoB:

1. This Policy should be accepted by

a. The Advisory Council of the Center for the Sustainable business Practices till April 30,

2009.

b. The Policy Council till July 15, 2009

2. The BBA and GS Councils should provide guidelines and timetable for the departmental Curriculum Committees for the transformation of their curriculum till October 15, 2009

3. The Departmental Curriculum

Committees should update selected courses according to this policy and the College Councils’ guidelines till November 15, 2009

4. The College Curriculum-oriented Committees (BBA, GS, CCC) should accept the provided solutions, till December 15, 2009.

5. The updated courses should be taught in the semester SPRING 2010.

6. The Faculty Enhancement Committee should organize supporting seminars in terms of business sustainability practices.

7. Dean and Departments secure budget for this transformation (a few thousand dollars, for workshops, conferences, literature, and so forth)

Table 3 provides the summary of this roadmap:

Table 3. THE ROADMAP TO SUSTAINABILITY-ORIENTED CURRICULUM AT HCOB

AGENT TASK DUE DATE

Advisory Council of the Sustainable Business practices Acceptance of the Policy of Sustainability-oriented Curriculum at HCOB May 30, 2009

Policy Council Acceptance of the Policy of Sustainability-oriented Curriculum at HCOB September, 2009

BBA & GS Councils Guidelines and timetables for the Departmental Curriculum Committees October, 2009

BBA & GS Councils and CCC Accept the new master syllabi and promote courses and update catalogues and websites December, 2009

Instructors Updated courses are offered Spring 2010

Center for the Sustainable Business practices Develop a cross-university minor Green Business and Environmental Systems February, 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

College Faculty Enhancement Committee Organization of supporting seminars Fall 2009

Dean Financial support of the transformation September, 2009

Conclusion

The implementation of this policy is feasible but depends on:

1. The faculty active involvement at the level of program councils (BBA & GS), College Curriculum Committee, College Faculty Enhancement Committee and Departmental

Curriculum Committees as well as at the level of individual professors.

2. The administration, which will provide college policy and budget leadership in timely manner.

References

Anderson J., J. (2008).Ikenberry, and Th. Risse. Edts. The End of the West.

Ithaca, NY.: Cornell University Press.

Blaha, St. (2002). The Life Cycle of Civilizations. Auburn, NH.: Pingree-Hill Publishing.

Brown, L. (2001). Eco-Economy. New York: W.W. Norton & Company.

Cameron, R. (1993). A Concise Economic History of the World. New York: Oxford University Press.

Chandler, A. D. (1977). The Visible Hand, The Managerial Revolution in American Business. Cambridge, MA.: The Belknap Press of Harvard University Press.

Clark, G. (2007). A Farewell to Alms. Princeton, NJ.: Princeton University Press.

Conkin, P.K. (2007). The State of the Earth. KY., The Kentucky University Press. Constanza, R. (1980). "Embedded Energy and Economic Valuation.” Science. vol. 210, December 12.

Coulborn, R. (1954). The Rise and Fall of Civilizations. Ethics 64:205-16.

Coulbourn, R. (1966). Structure and Process in the Rise and Fall of Civilized Society. Comparative Study in Society and History 8:404-31

Daly, H.E. (2007). Ecological Economics and Sustainable Development. Cheltenham, UK: Edward Elgar.

Danilevski, N. (1869). "Russia and Europe: a Look at the Cultural and Political Relations of the Slavic World to the Romano-German World. " Zaria.

Dernbach, J. C. (2009). Agenda for a Sustainable America. Washington, D.C.: Environmental Law Institute.

Fleckenstein, W. (2008). Greenspan’s Bubbles. New York: McGraw Hill.

Friedman, Th. L. (2005). The World is Flat: a Brief History of the Twenty-first Century. New York: Farrar, Straus and Giroux.

Friedman, Th. L. (2008). Hot, Flat, and Crowded. New York: Farrar, Straus and Giroux. Golden, K.C. (2009). The Green Economy. The Mail. The New Yorker, February 9 & 16.

Grey, Ch, E. (1958). The Epicyclical Evolution of Graeco-Roman Civilization. American Anthropologist 60:13-31.

Halweil, B. (2004). Eat Here: Reclaiming Homegrown Pleasures in a Global Supermarket. New York: W.W. Norton & Company.

Harvard Business Review (2003). On Corporate

Responsibility. Boston, MA: Harvard Business School

Imhoff, D. (2003). Farming with the Wild. Healdsburg, CA.: Sierra Club Books.

Koch, R. and Ch. Smith (2006). Suicide of the West. London: Continuum.

Kowalewski, A. (2006). Spoleczne, Ekonomiczne i Przestrzenne Barriery Zrownowazonego Rozwoju (Societal, Economic, and Spacial Barriers of Sustainable Development). Krakow: Instytut Rozwoju Miast (Institute of Cities Development).

Krugman, P. (2008). The Return of Depression Economics, and the Crisis of 2008. New York: W.W. Norton and Company.

Laszlo, Ch. (2005). The Sustainable Company. Washington, D.C.: ISLAND PRESS.

Lawrence, F. (2004). Not on the Label. New York: Penguin Books.

Leakey, R. (1996). The Origin of Humankind. New York: Basic Books.

Maddison, A. (2001). The World Economy, a Millennial Perspective. Paris: OECD. McKibben, B. (2007). Deep Economy, the Wealth of Communities and the Durable Future. New York: Times Books, Henry Holt and Company.

McDaniel, C. (2005). Wisdom for a Livable Planet. San Antonio, TX: Trinity University Press.

Medows, D. and D. Medows et al. (1972). The Limits to Growth. New York: A Signet Book. Melko, M. (1969). The Nature of Civilizations. Boston: Porter Sargent.

Michnowski, L. (2006). Spoleczenstwo

Przyszlosci a Trwaly Rozwoj (The Society of the Future and Sustainable Development). Warsaw: Polish Academy of Sciences. Millennium Ecosystem Assessment (2005). Ecosystems and Human Well-Being: Synthesis. Washington, D.C.: Island Press.

Nijhuis, M. (2003). "Beyond the Pale Green.” Grist. November 17.

Quigley, C. (1961). The Evolution of Civilizations. New York: McMillan Co.

Perkins, B.W. (2005). The Fall of Rome, and the End of Civilization. Oxford: Oxford University Press.

Petrini, C. (2003). "Slow Food.” New York Times. July 26.

Pomeranz, K. (2000). The Great Divergence.

Princeton, NJ.: Princeton University Press. Pretty, J. (2002). Agri-Culture. London: Earthscan Publications, Ltd.

Princen, Th. (2007). The Logic of Sufficiency. Boston: The MIT Press.

Sachs, J. D. (2008). Common Wealth, Economics for a Crowded Planet. New York: The Penguin Press.

Sanderson, S. (1995). Civilizations and World Systems. Walnut Creek, London: Allen and Unwin.

Scharplatz, J. (2003). "Weeding Out the Skilled Farmer.” Prairie Writers Circle. November 26. Schmid, R. (2003). The Untold Story of Milk. Washington, D.C.: New Trends Publishing. Snyder, L. (D. (1999). Macro-History, a Theoretical Approach to Comparative World History. Lampeter, Ceredigion, Wales: UK.: The Edwin Mellen Press, Ltd.

Spengler, O. (1962). The Decline of the West. New York: Vintage Books.

Sorokin, P. (1957). Social and Cultural

Dynamics. Boston: Extending Horizon Books. Steingart, G. (2008). The War for Wealth. New York: McGraw Hill.

Steffen, A. (2008). World Changing, A User’s Guide for the 21st Century. New York: Abrams. P. 15.

Targowski, A. (2009). Information Technology and Societal Development. Hershey, PA: IGI Global, Information Science Reference.

Tainter, J. A. (1988). The Collapse of Complex Societies. Cambridge, UK.: Cambridge

University Press.

Toynbee, A. (1995). A Study of History. New York: Barnes & Noble.

World Bank (2008). Global Monitoring Report (2008). Washington, D.C.: World Bank. Wilkinson, D. (1987). Central Civilization. Comparative Civilizations Review, 7:31-59.

УДК/и^: 377(73) Эндрю Тарговски,

профессор, доктор

ЗАПАДНОГО МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА,

Колледж бизнеса Хаворф

Директор Центра устойчивых бизнес-практик

Президент Международного общества

сравнительного изучения цивилизаций

www.wmich.edu/iscsc

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА УСТОЙЧИВОСТЬ, В КОЛЛЕДЖЕ БИЗНЕСА ХАВОРФ ЗАПАДНОГО МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Данная стратегия посвящена развитию образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в Колледже бизнеса Хаворф (КБХ) Западного Мичиганского университета. Эта инициатива обусловлена пониманием важности устойчивых бизнес-практик в век сокращающихся стратегических ресурсов, раста населения и ухудшения экологии планеты. Стратегия и основные параметры образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в КБХ определены в категориях кредо, цели, стратегии, установок, этапов внедрения в рамках расписания. Представлены некоторые

темы, которые помогут преподавателям и рабочим группам получить цельное представление о процессе улучшения этого механизма изменений.

Ключевые слова: устойчивость цивилизации, трансформационный процесс, инновационноориентированный подход, образовательная программа, ориентированная на устойчивость, развитие человечества, переход.

ВВЕДЕНИЕ

Наилучшим примером, характеризующим

инновационно-ориентированным подход к развитию образовательной программы, может служить подход Западного Мичиганского Университета в направлении усиления устойчивости цивилизации.

Стратегия образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в Колледже бизнеса Хаворф (КБХ) основана на следующих предпосылках:

1. Мы преподаем бизнес-дисциплины, которые в большей степени соответствуют периоду ускоренного роста (1800-2000), чем периоду спада роста (2000-ные), что ведет к ускоренной глобализации и вымыванию среднего класса из США, снижению его покупательской способности, заменяемой на государственное стимулирование и национализацию главных финансовых институтов;

2. Мы обучаем идеальной бизнес-стратегии, которая не отражает современной практики и ограниченности стратегических ресурсов, а также социальных последствий, вызванных такой стратегией;

3. Мы, профессорско-преподавательский состав и администрация, должны улучшить методы преподавания деловой устойчивости как можно скорее и подготовить молодых выпускников к тому, чтобы они были готовы справиться с беспрецедентными вызовами новой ситуации в их будущей профессиональной жизни в конце XXI столетия.

4. Процесс разработки и реализации этой новой образовательной программы сопровождается выработанными образовательными стратегиями и процедурами (деятельность рабочих групп) и демократичной академической свободой преподавателей, которым рекомендуют обращаться к ним, но не ограничивают ими.

НЕОБХОДИМОСТЬ УСТОЙЧИВОСТИ

Мир находится в переходном состоянии. Это переход от неустойчивого материального роста к устойчивому человеческому развитию. Это переход от патриархии к солидарности, от увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными к более сбалан-

сированной устойчивости, от принуждения к непринуждению (?).

Устойчивое развитие представляет собой модель использования ресурсов, стремящейся удовлетворить потребности человека и, при этом, сохранить окружающую среду таким образом, чтобы потребности могли быть удовлетворены не только в настоящем, но и неопределенном будущем ^етЬасЬ) (2009)].

Устойчивое развитие увязывает заботу о потенциальной емкости естественных экологических систем и социальные вызовы, с которыми сталкивается человечество. С 1970-х термин «устойчивость» использовался при описании экономики, «уравновешенной с основными экологическими системами обеспечения.» Экологи обозначили "границы роста” и представили альтернативу "устойчивую государственную экономику ”, предусматривающую заботу об экологии.

Устойчивое развитие можно концептуально разбить на три составляющих аспекта (Рис. 1):

• Экономическая жизнеспособность

• Экологическую ответственность

• Социальную ответственность

Рис. 1 Основные аспекты устойчивого развития

Эта схема концептуально разумна на самом высоком уровне агрегации. Социальная, экономическая и экологическая системы существуют сами по себе и пересекаются между собой. Тем не менее, поведение всей системы не является независимым от поведения человека как индивидуального, так и коллективного. Более того, тщательное изучение процесса устойчивого развития на более низких уровнях анализа показывает, что существует множество других параметров, влияющих на устойчивое раз-

витие. Фактически, сложно найти отрасль знания, которая бы не имела никакого отношения к устойчивому развитию. Причиной этому служит усиливающаяся взаимосвязь между человеческим поведением и средой обитания человека.

Мы привыкли думать и действовать в категориях местной общины, нации, региона, даже группы наций, но сейчас нам необходимо осмысливать реалии в более широком - планетарном контексте, если мы хотим продолжать развиваться социально. Планета так велика для отдельного человека, но она становится все меньше и меньше для населения в целом. За последние 200 лет население увеличилось от 300 миллионов до 6,7 миллиардов (Рис. 3) и продолжает расти. У нас есть 1,9 га доступной поверхности, но мы используем 2,2 га в терминах исчисляемых ресурсов. "Мы живем не по средствам в экологическом смысле. Планета сокращается, потому что у нас заканчиваются ресурсы. Мы эксплуатируем планету с такой интенсивностью, что она не способна восстановиться” (Steffen 2008:16).

В показателях двух самых важных стратегических ресурсов цивилизации, таких как вода и энергия, ситуация такова:

• Вода - более 97% водных запасов Земли находятся в океанах и содержат слишком много соли для использования в животноводстве или растениеводстве. Из 2,5% пресной воды около 2/3 закрыты в ледниках. Это означает, что менее 1% водных запасов Земли являются пресной водой и находятся в жидком состоянии. Ирригационные системы иссушают дельты таких крупных рек, как Инд, Нил, Колорадо и некоторых других рек Европы. ООН поставила задачу обеспечить 60 литров чистой воды в день для 8 миллиардов человек к 2025 году в радиусе нескольких сотен метров для каждой семьи. Данная цель нереальна с учетом того, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, минимальная потребность составляет 23 литра неочищенной воды на человека в день, и крайне сложно обеспечить такое количество для каждого крайне сложно (Conkin 2007:66).

• Энергия - Как долго ископаемое топливо, такое как нефть, газ и уран будут до-

ступны? Запасов нефти хватит на 40 лет, газа - на 51 год, а угля - на 200. Таким образом, человеческие знания и умения должны заменить эти необновляемые ресурсы создаваемыми человеком (например, этанол) или не подверженными разложению (например, энергия солнца и ветра). Иначе цивилизация остановится в развитии (Targowski 2009:398).

Существует и много других угроз цивилизации, которые представлены на Рис.

2, которые связывают три опасных бомбы

- бомба населения, экологическая бомба и бомба истощения стратегических ресурсов

- в смертельный треугольник цивилизации, как мы знаем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До века промышленной революции, по мальтузианской теории, цивилизация развивалась очень медленно (Рис. 3). По Грегори Кларку [Gregory Clark (2007:1)] “среднестатистический человек в XIX столетии жил не лучше, чем обычный человек первого века д.н.э. В самом деле, в XIX веке объем мирового населения был меньше, чем у их далеких предков”. Конечно, в Англии и Нидерландах материально жизнь была благополучной, но на Востоке и в Южной Азии, особенно в Китае и Японии, люди жили не лучше, чем в каменном веке. Их жизнь регулировалась мальтузианской ловушкой, что подразумевает тот факт, что человечество контролировалось естественным отбором на протяжении 4 000 лет из 6 000 лет существования цивилизации, чем мы гордимся сегодня. В течение этих четырех тысячелетий цивилизацию составляли статичные общества, в которых рождаемость равнялась смертности. Любое увеличение рождаемо-

2050-2150

сти в мальтузианскую эпоху снижало реальный доход. Парадокс того времени состоит в том, что войны, болезни, антисанитария и массовые волнения приводили к повышению материального уровня жизни.

Современный экономический кризис 2008-2009 гг. Демонстрирует, насколько неустойчива экономика и безответственны многие направления бизнеса на фоне того, что экологическая ответственность вовсе под вопросом. Так как некоторые бизнес-стратегии, как стратегия ускоренного роста, устарели и приводят экономику США в ловушку роста.

Не экономическая жизнеспособность, а экологический аспект устойчивости цивилизации становятся предметом внимания многих организаций, включая ЗМУ

Ниже представлена цитата из Отчета ЗМУ об инициативе в рамках стратегической устойчивости (12 февраля 2009): "Читая это, Вы должны осознавать, что потребительские привычки и образ жизни более, чем 17 миллионов студентов колледжей формируется в национальных образовательных учреждениях, и большая их часть не просвещается и не воспитывает привычку оценивать последствия своего потребления и выбора образа жизни для себя,

других и для будущего.

4 200 университетов и колледжей США как генераторы знания, инновации и ожиданий задают направление тенденций и точки ориентира на будущее. Они также являются отражением общества в миниатюре: специалисты, занимающиеся питанием и проживанием, выполняющие исследования, обеспечивающие службы, отделы закупок, администраторы проектов, инвестиций, следящие за бюджетированием и, к счастью, следящие за соблюдением экологического законодательства. Осуществляя эти виды деятельности, они используют большое количество воды, энергии, токсичных химикатов, природных ресурсов, потребительских товаров, труда и капитала и производят, таким образом, значимый эко-куль-турный эффект. Общество сталкивается с продолжительными и беспрецедентными экологическими, политическими и социальными проблемами в этом столетии. В то время как экономика в целом стала более эффективна в использовании материалов и энергии, как население в целом, так и потребление на душу населения продолжают расти и производить при этом все более разрушительное воздействие.

Жители США составляют менее 4,5% мирового населения и потребляют при этом примерно 25% мировых ресурсов и производят около 25% отходов. Управление потреблением и его негативными последствиями представляется очень сложным для богатых стран. Справедливость и соучастие требуют, чтобы мы осознали необходимость роста потребления в наименее состоятельных странах. Тот факт, что потребление растет в менее богатых странах, увеличивает потребность определить собственную, творческую и совместную реакцию. Декада ООН, посвященная образованию в области устойчивого развития, (2005-2014) была объявлена, с одной стороны, как признание роли образования в формировании будущих потребительских привычек и, с другой стороны, потенциала глобального образовательного сообщества в стимулировании креативной реакции на эти безотлагательные нужды (см. Приложение 5 для более подробной информации о

декаде ООН).

Если общество обратится к осознанной и своевременной корректировке, глубокому переосмыслению цели, сущность и зоны ответственности высшего образования будут в порядке (Gough and Scott, 2007; Glasser, 2003 & 2005). Прежде всего, учреждениям высшего образования необходимо научиться уравновешивать развитие дисциплинарной практики и взращивание эко-культурной грамотности и навыков мышления «вне призмы». Во-вторых, они должны вооружить студентов умением оценить, как последствия наших взглядов и практической деятельности, наши ежедневные решения отдаются в жизни сообщества и мира, как в пространстве, так и во времени. И они должны подготовить студентов к выработке инструментов и технологий, мыслительных навыков, необходимых для оценки этих воздействий и для решения проблем реального мира. И наконец, учреждения высшего образования должны прийти к признанию значимости моделирования своих обязательств в сфере устойчивости (Glasser, 2007).

Рассматривая кампус как живую учебную лабораторию, они должны продемонстрировать свои намерения сделать общество более устойчивым через инкорпорирование тематики устойчивости непосредственно в обучение, исследовательскую работу, операционную деятельность, закупки, инвестиции, администрирование и свою совместную деятельность с местными, региональными и международными сообществами.”

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЗАПАДНОГО МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОСТИ

В январе 2008 президент Джон М. Данн озвучил задачу ЗМУ стать лидером среди кампусов в поддержке политики устойчивости. В рамках продекларированного и на основании выдающихся усилий наших работников по повышению экоориентированности кампуса требования миссии университета «развивать ответственное пользование окружающей средой» и

«Декларации экологической миссии 2003 г.» нашли поддержку у профессорско-преподавательского совета и Западной студенческой ассоциации. Он также создал университетскую рабочую группу для оценки нашего прогресса в развитии устойчивости и для планирования нашей деятельности на будущее. В качестве первого шага в разработке развернутого стратегического плана развития устойчивости он поставил перед рабочей группой задачу составить каталог стратегических инициатив в сфере устойчивости. В таблице 1 представлен предложенный список приоритетных стратегических инициатив Президентского университетского комитета по устойчивости.

Так как этот документ является частью стратегии образования, ориентированного на устойчивость, в КБХ, имеет смысл процитировать таблицу 1 в части, которая определяет инициативы в рамках образовательной программы.

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА УСТОЙЧИВОСТЬ, В КБХ

Кредо: Партнерство как бизнес-мудрость

Цель: Трансформировать образовательную программу КБХ в ориентированные на устойчивость основные, вспомогательные, дополнительные и укороченные курсы за 2009-2012 гг.

Общая стратегия: В рамках каждого из основных, вспомогательных, дополнительных и укороченных курсов будет выбран ведущий курс(ы), включающий 1-3 сессии по выработке и управлению устойчивыми бизнес-практиками.

Частная стратегия: На 2010 учебный год будет разработан и начат основной университетский курс «Экологический бизнес и экологические системы».

Политика реформирования: сове-

ты по высшему и последипломному образованию составляют расписание для рабочих групп факультетов, занимающихся учебными программами, чтобы разрабо-

тать учебные планы, ориентированные на устойчивость, по избранным курсам. Когда эти учебные планы принимаются Советами колледжей, они поступают в Комитет колледжа, отвечающий за образовательные программы, для окончательного согласования и утверждения, а далее их передают на университетский уровень для включения в Университетский каталог курсов.

Образовательная политика: Методы и темы обучения про программам, ориентированным на устойчивость, в рамках конкретного курса являются прерогативой педагога, но в рамках утвержденной образовательной программы. Примеры предлагаемых тем для обучения, но не исчерпывающий их список, приведены в Таблице 2.__

Таб. 1 ПРИОРИТЕТНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОСТИ

КАТЕГОРИЯ В КАМПУСЕ РЕКОМЕНДОВАННАЯ ИНИЦИАТИВА ТЕХНИЧЕСКАЯ (T) ПЛАНОВАЯ (П)

IV. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 1. Следуя “Основным принципам изменения образовательной программы” ЗМУ и используя он-лайн Руководство по внесению изменений в программу интегрировать тематику устойчивости во все программы и во всех колледжах П

2. Создавать больше возможностей для структурированных практик, проектов, диссертаций и т.д., для студентов — в сотрудничестве с персоналом, администрацией и профессорско-преподавательским составом с целью привлечения внимания к ключевым вопросам устойчивости в кампусе. T

3. Создавать летние развивающие семинары для усиления интеграции и проникновения вопросов устойчивости в образовательную программу (одной из возможностей было бы начать с первого года обучения). T/П

4. Следуя “Основным принципам изменения образовательной программы” ЗМУ создавать новые программы, ориентированные на охрану окружающей среды и устойчивость (например, экологический бизнес и экология; экологическая инженерия / экологический дизайн и экология; образование для устойчивого развития / экологическое образование и экология; и т.д.). Особые возможности существуют в рамках новых / реструктурированных последипломных и магистерских программ по специальностям “Экологические материалы, дизайн, энергия и производство ” и “Повышение квалификации учителей в сфере устойчивости”. П

Таб. 2 НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ (ПРЕДЛАГАЕМЫЕ, НО НЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ)

ФАКУЛЬТЕТ/программа ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТ

Бизнес, сконцентрированный на росте? Эффективность и достаточность, Как создать устойчивую стоимость, вынужденное перемещение, мудр ли бизнес? Перемещение бизнеса, но куда? Бизнес-знания не есть бизнес-мудрость? Кратковременная и долговременная производительность. Будущее капитализма и цивилизации От зеленых к золотым Зеленая экономика Сердце города и городские прерии? Обещание «зеленых» рабочих мест, Индустрия вторичной переработки, Экологические инновации, Экологичное предпринимательство Мышление акционера и культура. Работник и сдельщик. Переобучение - для чего? Оффшорный аутсорсинг. Управленческий капитализм и роль СЕО? Автоматические, безлюдные заводы? Аутистический бизнес изолтрованных индивидов Цели тысячелетия Управление интегрированной цепочкой поставок Вопросы концентрации Глубинная экономика Оффшорный аутсорсинг

Избыток продуктов/ транспортировка товаров, Нефть для еды, Экологический дизайн Аналоги Уол-Март. Безлюдные заводы. Конкурируя с потогонным производством? ФИНАНСЫ Глобализация и локализация Глобализация и индустриализация, Экономика услуг и индустриальная Глубинная экономика Уолл Стрит и Мэйн Стрит Будущее капитализма Экономика природопользования, Только бизнес-эффективность? Полные издержки: включая экологические

Полные издержки: включая социальные КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО Управленческий и паевой капитализм, олигополия и олигархия в бизнесе Охрана окружающей среды Для чего существует бизнес? Матрица достоинств. Есть ли сознание у корпораций? БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Как вести учет устойчивости бизнес-практики? Полные издержки: включая экологические Полные издержки: включая социальные МАРКЕТИНГ Гиперпотребление как вечный двигатель?

Проживая в мире определенности Можем ли мы измениться? Изменимся ли мы? КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Архитектура предприятия, ориентированного на бизнес, Архитектура цивилизации, ориентированной на бизнес. Системы управления знаниями и системы управления мудростью Производительные системы, ориентированные на устойчивость. ИТ управление отходами, Усиливая век информатизации (зеленые серверы)

Принципы и закономерности информационных систем, защищающих устойчивое общество Общество знаний и общество мудрости БИЗНЕС КОММУНИКАЦИИ Компетентность в сфере успешного опыта устойчивых бизнес-практик Компетентность в сфере успешного опыта мудрости для обитаемой планеты Стратегия, возможность и цель, сообщающиеся со студентами и обществом, От паранойи к изменению образа жизни, сообщающегося со студентами и обществом

План внедрения образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в КБХ

Для разработки и внедрения образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в КБХ необходимо предпри-

нять следующие шаги:

1. Данная стратегия должна быть при-

нята:

а. Консультативным советом Центра

устойчивых бизнес-практик до 30 апреля 2009 г.

Ь. Советом по политической стратегии

до 15 июля 2009 г.

2. Советы по высшему и последипломному образованию должны обеспечить инструкции и расписания для рабочих групп факультетов, занимающихся учебными программами, в целях изменения программ до 15 октября 2009 г.

3. Рабочие группы факультетов, занимающиеся учебными программами, должны модернизировать определенные курсы в соответствии с этой стратегией и инструкциями Совета колледжа до 15 ноября 2009 г.

4. Рабочие группы колледжа, занимающиеся учебными программами, должны

одобрить принятые решения до 15 декабря 2009 г.

5. Обновленные курсы должны быть реализованы в рамках семестра весной

2010.

6. Комитет по улучшению профессорско-преподавательского состава должен организовать вспомогательные семинары в терминах устойчивых бизнес-практик.

7. Декан и факультеты обеспечивают бюджет для этого перехода (несколько тысяч долларов на семинары, конференции, литературу и т.д.)

В таблице 3 представлен краткий график данного плана:

Таб. 3 ГРАФИК РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА УСТОЙЧИВОСТЬ, В КБХ

АГЕНТ ЗАДАЧА СРОК ИСПОЛНЕНИЯ

Консультативный совет по устойчивым бизнес-практикам Принять стратегию образования, ориентированного на устойчивость, в КБХ 3 30 мая 2009 г.

Советом по политической стратегии Принять стратегию образования, ориентированного на устойчивость, в КБХ Сентябрь 2009

Советы по высшему и последипломному образованию Инструкции и расписания для рабочих групп факультетов, занимающихся учебными программами Октябрь 2009

Рабочие группы факультетов, занимающиеся учебными программами Модернизировать определенные курсы в соответствии со стратегией и инструкциями Ноябрь 2009

Рабочие группы колледжа, занимающиеся учебными программами Принять новую учебную программу, разработать курсы и обновить каталоги и веб-сайты Декабрь 2009

Преподаватели Реализовать обновленные курсы Весна 2010

Центр устойчивых бизнес-практик Разработать вспомогательную программу «Экологичный бизнес и экологические системы» Февраль 2009

Комитет по улучшению профессорско-преподавательского состава Организовать вспомогательные семинары Осень 2009

Декан Финансовая поддержка перехода Сентябрь 2009

Заключение

Внедрение этой стратегии выполнимо, но зависит от:

1. Активное участие профессорско-преподавательского состава на уровне программных советов (по высшему и последипломному образованию), рабочих групп колледжа, занимающихся учебными программами, комитета по улучшению профессорско-преподавательского состава, а также отдельных преподавателей.

2. Администрация в части обеспечения стратегии колледжа и своевременной фи-

нансовой поддержки.

Использованная литература

Anderson, J., J. Ikenberry, and Th. Risse. Edts. (2008). The End of the West. Ithaca, NY.: Cornell University Press.

Blaha, St. (2002). The Life Cycle of Civilizations. Auburn, NH.: Pingree-Hill Publishing.

Brown, L. (2001). Eco-Economy. New York: W.W. Norton & Company.

Cameron, R. (1993). A Concise Economic History of the World. New York: Oxford University Press.

Chandler, A. D. (1977). The Visible Hand, The

Managerial Revolution in American Business. Cambridge, MA.: The Belknap Press of Harvard University Press.

Clark, G. (2007). A Farewell to Alms. Princeton, NJ.: Princeton University Press.

Conkin, P.K. (2007). The State of the Earth. KY., The Kentucky University Press. Constanza, R. (1980). "Embedded Energy and Economic Valuation.” Science. vol. 210, December 12.

Coulborn, R. (1954). The Rise and Fall of Civilizations. Ethics 64:205-16.

Coulbourn, R. (1966). Structure and Process in the Rise and Fall of Civilized Society. Comparative Study in Society and History 8:404-31

Daly, H.E. (2007). Ecological Economics and Sustainable Development. Cheltenham, UK: Edward Elgar.

Danilevski, N. (1869). "Russia and Europe: a Look at the Cultural and Political Relations of the Slavic World to the Romano-German World. " Zaria.

Dernbach, J. C. (2009). Agenda for a Sustainable America. Washington, D.C.: Environmental Law Institute.

Fleckenstein, W. (2008). Greenspan’s Bubbles. New York: McGraw Hill.

Friedman, Th. L. (2005). The World is Flat: a Brief History of the Twenty-first Century. New York: Farrar, Straus and Giroux.

Friedman, Th. L. (2008). Hot, Flat, and Crowded. New York: Farrar, Straus and Giroux. Golden, K.C. (2009). The Green Economy. The Mail. The New Yorker, February 9 & 16.

Grey, Ch, E. (1958). The Epicyclical Evolution of Graeco-Roman Civilization. American Anthropologist 60:13-31.

Halweil, B. (2004). Eat Here: Reclaiming Homegrown Pleasures in a Global Supermarket. New York: W.W. Norton & Company.

Harvard Business Review (2003). On Corporate Responsibility. Boston, MA: Harvard Business School

Imhoff, D. (2003). Farming with the Wild. Healdsburg, CA.: Sierra Club Books.

Koch, R. and Ch. Smith (2006). Suicide of the West. London: Continuum.

Kowalewski, A. (2006). Spoleczne, Ekonomiczne i Przestrzenne Barriery Zrownowazonego Rozwoju (Societal,

Economic, and Spacial Barriers of Sustainable Development). Krakow: Instytut Rozwoju Miast (Institute of Cities Development).

Krugman, P. (2008). The Return of Depression Economics, and the Crisis of 2008. New York: W.W. Norton and Company.

Laszlo, Ch. (2005). The Sustainable Company. Washington, D.C.: ISLAND PRESS.

Lawrence, F. (2004). Not on the Label. New York: Penguin Books.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Leakey, R. (1996). The Origin of Humankind. New York: Basic Books.

Maddison, A. (2001). The World Economy, a Millennial Perspective. Paris: OECD. McKibben, B. (2007). Deep Economy, the Wealth of Communities and the Durable Future. New York: Times Books, Henry Holt and Company.

McDaniel, C. (2005). Wisdom for a Livable Planet. San Antonio, TX: Trinity University Press.

Medows, D. and D. Medows et al. (1972). The Limits to Growth. New York: A Signet Book. Melko, M. (1969). The Nature of Civilizations. Boston: Porter Sargent.

Michnowski, L. (2006). Spoleczenstwo

Przyszlosci a Trwaly Rozwoj (The Society of the Future and Sustainable Development). Warsaw: Polish Academy of Sciences. Millennium Ecosystem Assessment (2005). Ecosystems and Human Well-Being: Synthesis. Washington, D.C.: Island Press.

Nijhuis, M. (2003). "Beyond the Pale Green.” Grist. November 17.

Quigley, C. (1961). The Evolution of Civilizations. New York: McMillan Co.

Perkins, B.W. (2005). The Fall of Rome, and the End of Civilization. Oxford: Oxford University Press.

Petrini, C. (2003). "Slow Food.” New York Times. July 26.

Pomeranz, K. (2000). The Great Divergence. Princeton, NJ.: Princeton University Press. Pretty, J. (2002). Agri-Culture. London: Earthscan Publications, Ltd.

Princen, Th. (2007). The Logic of Sufficiency. Boston: The MIT Press.

Sachs, J. D. (2008). Common Wealth, Economics for a Crowded Planet. New York: The Penguin Press.

Sanderson, S. (1995). Civilizations and World Systems. Walnut Creek, London: Allen and Unwin.

Scharplatz, J. (2003). "Weeding Out the Skilled Farmer.” Prairie Writers Circle. November 26. Schmid, R. (2003). The Untold Story of Milk. Washington, D.C.: New Trends Publishing. Snyder, L. (D. (1999). Macro-History, a Theoretical Approach to Comparative World History. Lampeter, Ceredigion, Wales: UK.: The Edwin Mellen Press, Ltd.

Spengler, O. (1962). The Decline of the West. New York: Vintage Books.

Sorokin, P. (1957). Social and Cultural Dynamics. Boston: Extending Horizon Books. Steingart, G. (2008). The War for Wealth. New York: McGraw Hill.

Steffen, A. (2008). World Changing, A User’s Guide for the 21st Century. New York: Abrams. P. 15.

Targowski, A. (2009). Information Technology and Societal Development. Hershey, PA: IGI Global, Information Science Reference. Tainter, J. A. (1988). The Collapse of Complex Societies. Cambridge, UK.: Cambridge

University Press.

Toynbee, A. (1995). A Study of History. New York: Barnes & Noble.

World Bank (2008). Global Monitoring Report (2008). Washington, D.C.: World Bank.

О. А. Козырева,

УДК/UDC 378.1: 371.3 кандидат педагогических наук, доцент

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк Kozyreva Olga,

Master of Pedagogics, Docent, Kuzbass State Pedagogical Academy, Novokuznetsk

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ MODELING AS MEANS TO FORM INDEPENDENT WORK CULTURE

Статья раскрывает особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы в системе высшего профессионального образования на протяжении пяти лет обучения в вузе посредством изучения дисциплин педагогического цикла и PR-технологии педагогического взаимодействия. Нюансы данной деятельности обсуждались на научно-практических конференциях и отражены в статьях, тезисах и научно-методических пособиях.

The article reveals specifics of forming and developing independent work culture in the

system of higher professional education during five-year study via obtaining pedagogical cycle disciplines and RP-technology of pedagogical inte-raction. Nuances of this activity were discussed during scientific and practical conferences and found reflection in articles, thesis and other works.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, моделирование, PR-технология педагогического взаимодействия, PR-уровни технологии педагогического взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.