Научная статья на тему 'Стратегия обучения, ориентированного на устойчивость, в колледже бизнеса Хаворф Западного Мичиганского университета'

Стратегия обучения, ориентированного на устойчивость, в колледже бизнеса Хаворф Западного Мичиганского университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИ-ОННООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА УСТОЙЧИВОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ПЕРЕХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарговски Эндрю

Данная стратегия посвящена равитию образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в Колледже бизнеса Хаворф (КБХ) Западного Мичиганского университета. Эта инициатива обусловлена пониманием важности устойчивых бизнес-практик в век сокращающихся стратегических ресурсов, роста населения и ухудшения экологии планеты. Стратегия и основные параметры образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в КБХ определены в категориях кредо, цели, стратегии, установки, этапы внедрения в рамках расписания. Представлены некоторые темы, которые помогут преподавателям и рабочим группам получить цельное представление о процессе улучшения этого механизма изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия обучения, ориентированного на устойчивость, в колледже бизнеса Хаворф Западного Мичиганского университета»

УДК/и ОС: 377(73)

Тарговски Эндрю

Профессор, доктор Западного Мичиганского университета, Колледж бизнеса Хаворф, Директор Центра устойчивых бизнес-практик, Президент Международного общества сравнительного изучения цивилизаций, www.wmich.edu/iscsc

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА УСТОЙЧИВОСТЬ, В КОЛЛЕДЖЕ БИЗНЕСА ХАВОРФ ЗАПАДНОГО МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Targowski A ndrew

President of the International Society for the Comparative Study of Civilizations (ISCSC), Director of the Center for Sustainable Business Practices, doctor, professor, Western Michigan University, Haworth College of Business, Kalamazoo, Ml 49008, USA

THE STRATEGY OF TRAINING FOCUSED ON STABILITY IN A COLLEGE OF BUSINESS CHAVORF THE WESTERN MICHIGAN UNIVERSITY

ВВЕДЕНИЕ

Наилучшим примером, характеризующим инновационноориентированный подход к развитию образовательной программы, может служить подход Западного Мичиганского Университета в направлении усиления устойчивости цивилизации.Стратегия образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в Колледже бизнеса Хаворф (КБХ) основана на следующих предпосылках:

1. Мы преподаем бизнесдисциплины, которые в большей степени соответствуют периоду ускоренного роста (1800-2000), чем периоду спада роста (2000-ные), что ведет к ускоренной глобализации и вымыванию среднего класса из США, снижению его покупательской способности, заменяемой на государственное стимулирование и национализацию главных финансовых институтов;

2. Мы обучаем идеальной бизнес-стратегии, которая не отражает современной практики и ограниченности стратегических ресурсов, а также социальных последствий, вызванных такой стратегией;

3. Мы, профессорско-преподавательский состав и администрация, должны улучшить методы преподавания деловой устойчивости как можно скорее и подготовить молодых выпускников к тому, чтобы они были готовы справиться с беспрецедентными вызовами новой ситуации в их будущей профессиональной жизни в конце XXI столетия.

4. Процесс разработки и реализации этой новой образовательной программы сопровождается выработанными образовательными стратегиями и процедурами (деятельность рабочих групп) и демократичной академиче-

ской свободой преподавателей, которым рекомендуют обращаться к ним, но не ограничивают ими.

НЕОБХОДИМОСТЬ УСТОЙЧИВОСТИ

Мир находится в переходном состоянии. Это переход от неустойчивого материального роста к устойчивому человеческому развитию. Это переход от патриархии к солидарности, от увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными к более сбалансированной устойчивости, от принуждения к непринуждению (?). Устойчивое развитие представляет собой модель использования ресурсов, стремящейся удовлетворить потребности человека и, при этом, сохранить окружающую среду таким образом, чтобы потребности могли быть удовлетворены не только в настоящем, но и неопределенном будущем [ОегпЬасИ (2009)].

Устойчивое развитие увязывает заботу о потенциальной емкости естественных экологических систем и социальные вызовы, с которыми сталкивается человечество. С 1970-х термин «устойчивость» использовался при описании экономики, «уравновешенной с основными экологическими системами обеспечения». Экологи обозначили «границы роста» и представили альтернативу «устойчивую государственную экономику», предусматривающую заботу об экологии.

Устойчивое развитие можно концептуально разбить на три составляющих аспекта (Рис. 1):

• Экономическую жизнеспособность

• Экологическую ответственность

• Социальную ответственность

Эта схема концептуально разумна на самом высоком уровне агрегации. Социальная, экономическая и экологическая системы существуют сами по себе и пересекаются между собой. Тем не менее, поведение всей системы не является независимым от поведения человека как индивидуального, так

и коллективного. Более того, тщательное изучение процесса устойчивого развития на более низких уровнях анализа показывает, что существует множество других параметров, влияющих на устойчивое развитие. Фактически, сложно найти отрасль знания, которая бы не имела никакого отношения к устойчивому развитию. Причиной этому служит усиливающаяся взаимосвязь между человеческим поведением и средой обитания человека. Мы привыкли думать и действовать в категориях местной общины, нации, региона, даже группы наций, но сейчас нам необходимо осмысливать реалии в более широком - планетарном контексте, если мы хотим продолжать развиваться социально. Планета так велика для отдельного человека, но она становится все меньше и меньше для населения в целом. За последние 200 лет население увеличилось от 300 миллионов до 6,7 миллиардов (Рис. 3) и продолжает расти. У нас есть 1,9 га доступной поверхности, но мы используем 2,2 га в терминах исчисляемых ресурсов. «Мы живем не по средствам в экологическом смысле. Планета сокращается, потому что у нас заканчиваются ресурсы. Мы эксплуатируем планету с такой интенсивностью, что она не способна восстановиться» (Steffen 2008:16).

В показателях двух самых важных стратегических ресурсов цивилизации, таких как вода и энергия, ситуация такова:

• Вода - более 97% водных запасов Земли находятся в океанах и содержат слишком много соли для использования в животноводстве или растениеводстве. Из 2,5% пресной воды около 2/3 закрыты в ледниках. Это означает, что менее 1 % водных запасов Земли являются пресной водой и находятся в жидком состоянии. Ирригационные системы иссушают дельты таких крупных рек, как Инд, Нил, Колорадо и некоторых других рек Европы. ООН поставила задачу обеспечить 60 литров чистой воды в день для 8 миллиардов человек к 2025 году в радиусе нескольких сотен метров для каждой семьи. Данная цель нереальна с учетом того, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, минимальная потребность составляет 23 литра неочищенной воды на человека в день, и крайне сложно обеспечить такое количество для каждого крайне сложно (Conkin 2007:66).

• Энергия - Как долго ископаемое топливо, такое как нефть, газ и уран будут доступны? Запасов нефти хватит на 40 лет, газа - на 51 год, а угля - на 200. Таким образом, человеческие знания и умения должны заменить эти необновляемые ресурсы создаваемыми человеком (например, этанол) или не подверженными разложению (например, энергия солнца и ветра). Иначе цивилизация остановится в развитии (Targowski 2009:398).

Существует и много других угроз цивилизации, которые представлены на рис. 2, которые связывают три опасных бомбы - бомба населения, экологическая бомба и бомба истощения стратегических ресурсов - в смертельный треугольник цивилизации, как мы знаем.

До века промышленной революции, по мальтузианской теории, цивилизация развивалась очень медленно (Рис. 3). По Грегори Кларку [Gregory Clark (2007:1)] «средне-статистический человек в XIX столетии жил не лучше, чем

обычный человек первого века д. н. э. В самом деле, в XIX веке объем мирового населения был меньше, чем у их далеких предков». Конечно, в Англии и Нидерландах материально жизнь была благополучной, но на Востоке и в Южной Азии, особенно в Китае и Японии, люди жили не лучше, чем в каменном веке. Их жизнь регулировалась мальтузианской ловушкой, что подразумевает тот факт, что человечество контролировалось естественным отбором на протяжении 4 ООО лет из 6 ООО лет существования цивилизации, чем мы гордимся сегодня. В течение этих четырех тысячелетий цивилизацию составляли статичные общества, в которых рождаемость равнялась смертности. Любое увеличение рождаемости в мальтузианскую эпоху снижало реальный доход. Парадокс того времени состоит в том, что войны, болезни, антисанитария и массовые волнения приводили к повышению материального уровня жизни.

2050-2150

НаСелеНК

Треугольник

смерти

цивилизации

тсятшя ц

Другая плаиггэ нли галоггека

Рисунок 2 - Треугольник смерти цивилизации (Та^оуувк! 2009:404)

Современный экономический кризис 2008-2009 гг. Демонстрирует, насколько неустойчива экономика и безответственны многие направления бизнеса на фоне того, что экологическая ответственность вовсе под вопросом. Так как некоторые бизнес-стратегии, как стратегия ускоренного роста, устарели и приводят экономику США в ловушку роста. Не экономическая жизнеспособность, а экологический аспект устойчивости цивилизации становятся предметом внимания многих организаций, включая ЗМУ. Ниже представлена цитата из Отчета ЗМУ об инициативе в рамках стратегической устойчивости (12 февраля 2009): «Читая это, Вы должны осознавать, что потребительские привычки и образ жизни более, чем 17 миллионов студентов колледжей формируется в национальных образова-

тельных учреждениях, и большая их часть не просвещается и не воспитывает привычку оценивать последствия своего потребления и выбора образа жизни для себя, других и для будущего. 4 200 университетов и колледжей США как генераторы знания, инновации и ожиданий задают направление тенденций и точки ориентира на будущее. Они также являются отражением общества в миниатюре: специалисты, занимающиеся питанием и проживанием, выполняющие исследования, обеспечивающие службы, отделы закупок, администраторы проектов, инвестиций, следящие за бюджетированием

и, к счастью, следящие за соблюдением экологического законодательства. Осуществляя эти виды деятельности, они используют большое количество воды, энергии, токсичных химикатов, природных ресурсов, потребительских товаров, труда и капитала и производят, таким образом, значимый эко-культурный эффект. Общество сталкивается с продолжительными и беспрецедентными экологическими, политическими и социальными проблемами в этом столетии. В то время как экономика в целом стала более эффективна в использовании материалов и энергии, как население в целом, так и потребление на душу населения продолжают расти и производить при этом все более разрушительное воздействие. Жители США составляют менее 4,5% мирового населения и потребляют при этом примерно 25% мировых ресурсов и производят около 25% отходов. Управление потреблением и его негативными последствиями представляется очень сложным для богатых стран.

Справедливость и соучастие требуют, чтобы мы осознали необходимость роста потребления в наименее состоятельных странах. Тот факт, что потребление растет в менее богатых странах, увеличивает потребность определить собственную, творческую и совместную реакцию. Декада ООН, посвященная образованию в области устойчивого развития, (2005-2014) была объявлена, с одной стороны, как признание роли образования в формировании будущих потребительских привычек и, с другой стороны, потенциала глобального образовательного сообщества в стимулировании креативной реакции на эти безотлагательные нужды (см. Приложение 5 для более подробной информации о декаде ООН).

Если общество обратится к осознанной и своевременной корректировке, глубокому переосмыслению цели, сущность и зоны ответственности высшего образования будут в порядке (Gough and Scott, 2007; Glasser, 2003 & 2005). Прежде всего, учреждениям высшего образования необходимо научиться уравновешивать развитие дисциплинарной практики и взращивание эко-культурной грамотности и навыков мышления «вне призмы». Во-вторых, они должны вооружить студентов умением оценить, как последствия наших взглядов и практической деятельности, наши ежедневные решения отдаются в жизни сообщества и мира, как в пространстве, так и во времени. И они должны подготовить студентов к выработке инструментов и технологий, мыслительных навыков, необходимых для оценки этих воздействий и для решения проблем реального мира. И наконец, учреждения высшего образования должны прийти к признанию значимости моделирования своих обязательств в сфере устойчивости (Glasser, 2007).

Рисунок 3 - Сила современного капитализма (Та^о\У8кі 2009:386)

Рассматривая кампус как живую учебную лабораторию, они должны продемонстрировать свои намерения сделать общество более устойчивым через инкорпорирование тематики устойчивости непосредственно в обучение, исследовательскую работу, операционную деятельность, закупки, инвестиции, администрирование и свою совместную деятельность с местными, региональными и международными сообществами».

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЗАПАДНОГО МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОСТИ

В январе 2008 президент Джон М. Данн озвучил задачу ЗМУ стать лидером среди кампусов в поддержке политики устойчивости. В рамках продекларированного и на основании выдающихся усилий наших работников по повышению экоориентированности кампуса требования миссии университета «развивать ответственное пользование окружающей средой» и «Декларации экологической миссии 2003 г.» нашли поддержку у профессорско-преподавательского совета и Западной студенческой ассоциации. Он также создал университетскую рабочую группу для оценки нашего прогресса в развитии устойчивости и для планирования нашей деятельности на будущее. В качестве первого шага в разработке развернутого стратегического плана развития устойчивости он поставил перед рабочей группой задачу составить каталог стратегических инициатив в сфере устойчивости. В таблице 1 представлен предложенный список приоритетных стратегических инициатив Президентского университетского комитета по устойчивости. Так как этот документ является частью стратегии образования, ориентированного на устойчивость, в КБХ, имеет смысл процитировать таблицу 1 в части, которая определяет инициативы в рамках образовательной программы.

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА УСТОЙЧИВОСТЬ, В КБХ

Кредо: партнерство как бизнес-мудрость. Цель: трансформировать образовательную программу КБХ в ориентированные на устойчивость основные, вспомогательные, дополнительные и укороченные курсы за 2009-2012 гг. Общая стратегия: В рамках каждого из основных, вспомогательных, дополнительных и укороченных курсов будет выбран ведущий курс(ы), включающий 1-3 сессии по выработке и управлению устойчивыми бизнес-практиками.

Частная стратегия: На 2010 учебный год будет разработан и начат основной университетский курс «Экологический бизнес и экологические системы». Политика реформирования: советы по высшему и последипломному образованию составляют расписание для рабочих групп факультетов, занимающихся учебными программами, чтобы разработать учебные планы, ориентированные на устойчивость, по избранным курсам. Когда эти учебные планы принимаются Советами колледжей, они поступают в Комитет колледжа, отвечающий за образовательные программы, для окончательного согласования и утверждения, а далее их передают на университетский уровень для включения в Университетский каталог курсов.

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА УСТОЙЧИВОСТЬ... Таблица 1 - Приоритетные стратегические инициативы в сфере устойчивости

КАТЕГОРИЯ В КАМПУСЕ 1 | РЕКОМЕНДОВАННАЯ ИНИЦИАТИВА ТЕХНИЧЕСКАЯ (Т) ПЛАНОВАЯ (П)

IV. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 1 ■ ' V ; 1. Следуя «Основным принципам изменения образовательной программы» ЗМУ и используя он-лайн Руководство по внесению изменений в программу интегрировать тематику устойчиво сти во все программы и во всех колледжах. п

1 2. Создавать больше возможностей для ст руктурированных практик, проектов, диссертаций и т. д., для студентов - в сотрудничестве с персоналом, администрацией и профессорско-преподавательским сост авом с целью привлечения внимания к ключевым вопросам устойчивости в кампусе. Т

1 3. Создавать летние развивающие семинары для усиления интеграции и проникновения вопросов устойчивости в образовательную программу (одной из возможностей было бы начать с первого года обучения). т/п :

:. ' ■■ 4. Следуя «Основным принципам изменения образовательной программы» ЗМУ создавать новые программы, ориентированные на охрану окружающей среды и устойчивость (например, экологический бизнес и экология; экологическая инженерия / экологический дизайн и экология; образование для устойчивого развития / экологическое образование и экология; и т. д.). Особые возможности существуют в рамках новых / реструктурированных последипломных и магистерских программ по специальностям «Экологические материалы, дизайн, энергия и производство » и «Повышение квали- 1 фикации учителей в сфере устойчи- П 1 | |

; вости». I

Образовательная политика: Методы и темы обучения про программам, ориентированным на устойчивость, в рамках конкретного курса являются прерогативой педагога, но в рамках утвержденной образовательной про-

граммы. Примеры предлагаемых тем для обучения, но не исчерпывающий их список, приведены в Таблице 2.

Таблица 2 - Направления обучения (предлагаемые, но не исчерпывающие)

1 ФАКУЛЬТЕТ/ программа 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕ-СТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТ

1 2 3 4

Бизнес, сконцентрированный на | росте? Эффективность и достаточ-! ность, Как создать устойчивую стоимость, вынужденное перемещение, мудр ли бизнес? Пере-\ мещение бизнеса, но куда? Бизнес-1 знания не есть | бизнес-мудрость? Кратковременная и долговременная производительность. Будущее капитализма и цивилизации От зеленых к золотым Зеленая экономика Сердце города и городские прерии? Обещание «зеленых» рабочих мест, Индустрия вторичной переработки, Экологические инновации, Экологичное предпринимательство Мышление акционера и культура. Работник и сдельщик. Переобучение - для чего? Оффшорный аутсорсинг. Управленческий капитализм и роль СЕО? Автоматические, безлюдные заводы? Аутистический бизнес изолтрованных индивидов Цели тысячелетия Управление интегрированной цепочкой поставок Вопросы концентрации Глубинная экономика Оффшор- ! ный аутсорсинг і і 1

Избыток продуктов/ транспортировка ; товаров. Нефть для 1 еды, Экологический дизайн | Аналоги Уол-Март. Безлюдные заводы. Конкурируя с потогонным производством? ФИНАНСЫ Глобализация и локализация Глобализация и индустриализация, Экономика услуг и индустриальная Глубинная экономика Уолл Стрит и Мэйн Стрит Будущее капитализма Экономика природопользования, Только бизнес-эффективность? Полные издержки: включая экологические

Полные издержки: включая социальные КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО Управленческий и паевой капитализм, олигополия и олигархия в бизнесе Охрана окружающей среды Для чего существует бизнес? Матрица достоинств. Есть ли і сознание у корпора- | ций? БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Как вести учет устойчивости бизнес-практики? Полные издержки: включая экологические Полные издержки: включаясоциальные МАРКЕТИНГ Г иперпотребление как вечный двигатель? 1

Окончание таблицы

1 2 3 4

Проживая в мире определенности Можем ли мы измениться? Изменимся ли мы? КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Архитектура предприятия, ориентированного на бизнес, Архитектура цивилизации, ориентированной на бизнес. Системы управления знаниями и системы управления мудростью Производительные системы, ориентированные на устойчивость. ИТ управление отходами, Усиливая век информатизации (зеленые серверы)

Принципы и закономерности информационных систем, защищающих устойчивое общество Общество знаний и общество мудрости БИЗНЕС КОММУНИКАЦИИ Компетентность в сфере успешного опыта устойчивых бизнес-практик Компетентность в сфере успешного опыта мудрости для обитаемой планеты . Стратегия, возможность и цель, сообщающиеся со студентами и обществом, От паранойи к изменению образа жизни, сообщающегося со студентами и обществом

План внедрения образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в КБХ.

Для разработки и внедрения образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в КБХ необходимо предпринять следующие шаги:

1. Данная стратегия должна быть принята:

a. Консультативным советом Центра устойчивых бизнес-практик до 30 апреля 2009 г.

b. Советом по политической стратегии до 15 июля 2009 г.

2. Советы по высшему и последипломному образованию должны обеспечить инструкции и расписания для рабочих групп факультетов, занимающихся учебными программами, в целях изменения программ до 15 октября 2009 г.

3. Рабочие группы факультетов, занимающиеся учебными программами, должны модернизировать определенные курсы в соответствии с этой стратегией и инструкциями. Совета колледжа до 15 ноября 2009 г.

4. Рабочие группы колледжа, занимающиеся учебными программами, должны одобрить принятые решения до 15 декабря 2009 г.

5. Обновленные курсы должны быть реализованы в рамках семестра весной 2010.

6. Комитет по улучшению профессорско-преподавательского состава должен организовать вспомогательные семинары в терминах устойчивых бизнес-практик.

7. Декан и факультеты обеспечивают бюджет для этого перехода (несколько тысяч долларов на семинары, конференции, литературу и т. д.).

В таблице 3 представлен краткий график данного плана:

Таблица 3 - График разработки и внедрения образовательной программы, ориентированной на устойчивость, в КБХ

АГЕНТ

ЗАДАЧА

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ

Консультативный совет по устойчивым бизнес-практикам

Принять стратегию образования. ориентированного на устойчивость, в КБХ 3

30 мая 2009 г.

Советом по политической стратегии

Принять стратегию образования, ориентированного на устойчивость, в КБХ

Сентябрь 2009

Советы по высшему и последипломному образованию

Инструкции и расписания для рабочих групп факультетов, занимающихся учебными программами

Октябрь 2009

Рабочие группы факультетов, занимающиеся учебными программами

Модернизировать определенные курсы в соответствии со стратегией и инструкциями

Ноябрь 2009

Рабочие группы колледжа, занимающиеся учебными программами

Преподаватели

Центр устойчивых бизнес-практик

Принять новую учебную программу, разработать курсы и обновить каталоги и веб-сайты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Декабрь 2009

Реализовать обновленные курсы

Весна 2010

Разработать вспомогательную программу «Экологичный бизнес и экологические системы»

Февраль 2009

І Комитет по улучшению профессорско-преподавательского состава

Организовать вспомогательные семинары

Осень 2009

Декан

! Финансовая поддержка

Сентябрь 2009

перехода

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение этой стратегии выполнимо, но зависит от:

1. Активное участие профессорско-преподавательского состава на уровне программных советов (по высшему и последипломному образованию), рабочих групп колледжа, занимающихся учебными программами, комитета по улучшению профессорско-преподавательского состава, а также отдельных преподавателей.

2. Администрация в части обеспечения стратегии колледжа и своевременной финансовой поддержки.

Библиографический список

1. Anderson, J., Ikenberry, J. and Th. Risse. Edts. (2008). The End of the West. Ithaca, NY.: Cornell University Press.

2. Blaha, St. (2002). The Life Cycle of Civilizations. Auburn, NH.: Pingree-Hill Publishing. Brown, L. (2001). Eco-Economy. New York: W.W. Norton & Company.

3. Cameron, R. (1993). A Concise Economic History of the World. New York: Oxford University Press.

4. Chandler, A. D. (1977). The Visible Hand, The Managerial Revolution in American Business. Cambridge, MA.: The Belknap Press of Harvard

5. University Press.

6. Clark, G. (2007). A Farewell to Alms. Princeton, NJ.: Princeton University Press.

7. Conkin, P. K. (2007). The State of the Earth. KY., The Kentucky University Press.

8. Constanza, R. (1980). «Embedded Energy and Economic Valuation.» Science, vol. 210, December 12.

9. Coulborn, R. (1954). The Rise and Fall of Civilizations. Ethics 64:205-16.

10. Coulbourn, R. (1966). Structure and Process in the Rise and Fall of Civilized Society. Comparative Study in Society and History 8:404-31

11. Daly, H. E. (2007). Ecological Economics and Sustainable Development. Cheltenham, UK: Edward Elgar.

12. Danilevski, N. (1869). «Russia and Europe: a Look at the Cultural and Political Relations of the Slavic World to the Romano-German World. «Zaria».

13. Dernbach, J. C. (2009). Agenda for a Sustainable America. Washington, D. C.: Environmental Law Institute.

14. Fleckenstein, W. (2008). Greenspan’s Bubbles. New York: McGraw Hill.

15. Friedman, Th. L. (2005). The World is Flat: a Brief History of the Twenty-first Century. New York: Farrar, Straus and Giroux.

16. Friedman, Th. L. (2008). Hot, Flat, and Crowded. New York: Farrar, Straus and Giroux.

17. Golden, K. C. (2009). The Green Economy. The Mail. The New Yorker, February 9 & 16.

18. Grey, Ch, E. (1958). The Epicyclical Evolution of Graeco-Roman Civilization. American Anthropologist 60:13-31.

19. Halweil, B. (2004). Eat Here: Reclaiming Homegrown Pleasures in a Global Supermarket. New York: W. W. Norton & Company.

20. Harvard Business Review (2003). On Corporate Responsibility. Boston, MA: Harvard Business School

21. Imhoff, D. (2003). Fanning with the Wild. Healdsburg, CA.: Sierra Club Books.

22. Koch, R. and Smith, Ch. (2006). Suicide of the West. London: Continuum.

23.Kowalewski, A. (2006). Spoleczne, Ekonomiczne i Przestrzenne Barriery Zrownowazonego Rozwoju (Societal, Economic, and Spacial Barriers of Sustainable Development). Krakow: Instytut Rozwoju Miast (Institute of Cities Development).

24.Krugman, P. (2008). The Return of Depression Economics, and the Crisis of 2008. New York: W. W. Norton and Company.

25.Laszlo, Ch. (2005). The Sustainable Company. Washington, D.C.: ISLAND PRESS.

26. Lawrence, F. (2004). Not on the Label. New York: Penguin Books.

27. Leakey, R. (1996). The Origin of Humankind. New York: Basic Books.

28.Maddison, A. (2001). The World Economy, a Millennial Perspective. Paris: OECD.

29. McKibben, B. (2007). Deep Economy, the Wealth of Communities and the Durable Future. New York: Times Books, Henry Holt and Company.

30. McDaniel, C. (2005). Wisdom for a Livable Planet. San Antonio, TX: Trinity University Press.

31. Medows, D. and D. Medovvs et al. (1972). The Limits to Growth. New York: A Signet Book.

32.MeIko, M. (1969). The Nature of Civilizations. Boston: Porter Sargent.

33. Michnowski, L. (2006). Spoleczenstwo Przyszlosci a Trwaly Rozwoj (The Society of the Future and Sustainable Development). Warsaw: Polish Academy of Sciences.

34. Millennium Ecosystem Assessment (2005). Ecosystems and Human Well-Being: Synthesis. Washington, D.C.: Island Press.

35. Nijhuis, M. (2003). «Beyond the Pale Green.» Grist. November 17.

36. Quigley, C. (1961). The Evolution of Civilizations. New York: McMillan Co.

37. Perkins, B. W. (2005). The Fall of Rome, and the End of Civilization. Oxford: Oxford University Press.

38. Petrini, C. (2003). «Slow Food.» New York Times. July 26.

39. Pomeranz, K. (2000). The Great Divergence. Princeton, NJ.: Princeton University Press.

40. Pretty, J. (2002). Agri-Culture. London: Earthscan Publications, Ltd.

41. Princen, Th. (2007). The Logic of Sufficiency. Boston: The MIT Press.

42. Sachs, J. D. (2008). Common Wealth, Economics for a Crowded Planet. New York: The Penguin Press.

43. Sanderson, S. (1995). Civilizations and World Systems. Walnut Creek, London: Allen and Unwin.

44.Scharplatz, J. (2003). «Weeding Out the Skilled Farmer.» Prairie Writers Circle. November 26.

45. Schmid, R. (2003). The Untold Story of Milk. Washington, D.C.: New Trends Publishing.

46. Snyder, L. (D. (1999). Macro-History, a Theoretical Approach to Comparative World History. Lampeter, Ceredigion, Wales: UK.: The Edwin Mellen Press, Ltd.

47. Spengler, O. (1962). The Decline of the West. New York: Vintage Books.

48. Sorokin, P. (1957). Social and Cultural Dynamics. Boston: Extending Horizon Books.

49. Steingart, G. (2008). The War for Wealth. New York: McGraw Hill.

50. Steffen, A. (2008). World Changing, A User’s Guide for the 21st Century. New York: Abrams. P. 15.

51. Targowski, A. (2009). Information Technology and Societal Development. Hershey, PA: IGI Global, Information Science Reference.

52.Tainter, J. A. (1988). The Collapse of Complex Societies. Cambridge, UK.: Cambridge University Press.

53. Toynbee, A. (1995). A Study of History. New York: Barnes & Noble.

54. World Bank (2008). Global Monitoring Report (2008). Washington, D.C.: World Bank.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.