Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И РОЛЬ ЛЕСОВ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ'

СТРАТЕГИЯ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И РОЛЬ ЛЕСОВ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ / ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ / ЛЕСОКЛИМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МИТИГАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шварц Евгений Аркадьевич, Птичников Андрей Владимирович

Целью статьи является оценка роли лесов в стратегии низкоуглеродного развития РФ (СНУР). Одобренная в конце 2021 года СНУР, подготовленный в феврале 2022 года операционный план реализации СНУР (ОП СНУР) делают ключевую ставку на повышение поглощения лесами в процессе декарбонизации страны. Проведенное нами исследование показало, что некоторые положения ОП СНУР и подготовленные Минприродой поправки в Лесной кодекс РФ по реализации климатических проектов, существенно ограничивают потенциал российских лесов в реализации СНУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шварц Евгений Аркадьевич, Птичников Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOW-CARBON DEVELOPMENT STRATEGY OF RUSSIA AND THE ROLE OF FORESTS IN ITS IMPLEMENTATION

The purpose of this article is to assess forest’s role in the low-carbon development strategy of the Russian Federation (LDS). The LDS approved at the end of 2021 and the operational plan for implementation of the LDS (OP LDS) prepared in February-March 2022, make a key bet on increasing forest absorption in process of decarbonization in Russia. Our study showed that some provisions of the OP LDS, and especially the amendments prepared by the Ministry of Natural Resources to the Forest Code for implementation of climate projects, significantly, by hundreds of millions of tons of CO2 eq per year, reduce the potential of Russian forests in the implementation of LDS.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ НИЗКОУГЛЕРОДНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И РОЛЬ ЛЕСОВ В ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

DOI: 10.38197/2072-2060-2022-236-4-399-426

стратегия

низкоуглеродного

развития россии

и роль лесов в ее

реализации

low-carbon development strategy of russia and the role of forests in its implementation

ШВАРц ЕВГЕНИИ АРКАДЬЕВИЧ

Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, профессор факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, д.г.н., заслуженный эколог Российской Федерации

EVGENY A. SHVARTS

Head of Center for responsible use of natural resources, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Professor at the Faculty of Geography and Geoinformatics, National Research University Higher School of Economics, Doctor of Geographical Sciences, Honored Ecologist of the Russian Federation

400

ПТИЧНИКОВ АНДРЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ

Заместитель руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, к.г.н.

ANDREY V. PTICHNIKOV

Deputy Head of Center for responsible use of natural resources, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Associate Professor at the Faculty of Geography and Geoinformatics, Higher School of Economics, _________Candidate of Geographical Sciences

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является оценка роли лесов в стратегии низкоуглеродного развития РФ (СНУР). Одобренная в конце 2021 года СНУР, подготовленный в феврале 2022 года операционный план реализации СНУР (ОП СНУР) делают ключевую ставку на повышение поглощения лесами в процессе декарбонизации страны. Проведенное нами исследование показало, что некоторые положения ОП СНУР и подготовленные Минприродой поправки в Лесной кодекс РФ по реализации климатических проектов существенно ограничивают потенциал российских лесов в реализации СНУР ABSTRACT

The purpose of this article is to assess forest's role in the Low-carbon development strategy of the Russian Federation (LDS). The LDS approved at the end of 2021 and the operational plan for implementation of the LDS (OP LDS) prepared in February-March 2022, make a key bet on increasing forest absorption in process of decarbonization in Russia. Our study showed that some provisions of the OP LDS, and especially the amendments prepared by the Ministry of Natural Resources to the Forest Code for implementation of climate projects, significantly, by hundreds of millions of tons of CO2 eq per year, reduce the potential of Russian forests in the implementation of LDS.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Стратегия низкоуглеродного развития России, декарбонизация, лесо-климатические проекты, лесное хозяйство, митигация, адаптация. KEYWORDS

Low-carbon development strategy of Russia, decarbonization, forest climate projects, forestry, mitigation, adaptation.

Россия планирует выйти на углеродную нейтральность к 2060 году, объявил президент России Владимир Путин 13 октября 2021 г., выступая на Российской энергетической неделе1. Для реализации данной цели Министерством экономического развития была подготовлена Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года2 (СНУР), утвержденная правительством (29 октября 2021 г. № 3052-р). Немного позднее в экспертных кругах начал достаточно широко обсуждаться проект операционного плана реализации данной Стратегии. Эти документы, а особенно проект операционного плана СНУР содержат большое количество беспрецедентных количественных оценок и планируемых мероприятий по реализации и достижению целей стратегии.

Необходимо отметить, что достижение углеродной нейтральности стран методически на данный момент пока никак не регулируется ни Парижским соглашением, ни другими официально согласованными международными документами. Это, соответственно, создает и определенные риски, в том числе «гринвошинга» по данной проблеме. Поэтому представляется целесообразным предварительно оценить адекватность и научную обоснованность предлагаемых путей и механизмов достижения углеродной нейтральности.

1 https://ria.ru/20211013/uglerod-1754378617.html.

2 http://government.ru/docs/43708/.

402

Достижение углеродной нейтральности к 2060 году, согласно СНУР, означает, что промышленные выбросы с 2 миллиардов 100 миллионов тонн должны быть уменьшены до 1 миллиарда 200 миллионов тонн. Соответственно, накопление углерода экосистемами должно увеличиться с 535 миллионов тонн до 1 миллиарда 200 миллионов тонн (рис. 1).

Достижение данной цели, на наш взгляд, является крайне амбициозной и беспрецедентной задачей. Достаточно напомнить, что, несмотря на все усилия, запуск федеральных программ и значительные инвестиции в предотвращение и тушение лесных пожаров за последние 10 лет, горимость лесов, а значит, и лесопожарные эмиссии парниковых газов (ПГ) только выросли. Кроме того, горимость лесов выросла

2019 г. 2060 г.

I Эмиссия парниковых газов, млн т С02-экв./год [Поглощения в ЗИЗЛХ, млн т С02-экв./год • Линейная (Эмиссии парниковых газов млн т С02-экв./год •Линейная (Поглощения в ЗИЗЛХ, млн т С02-экв./год)

Рис. 1. Баланс парниковых газов РФ в 2019 г. (слева) и в 2060 г. (справа), согласно целевому сценарию СНУР [по Кадастру ПГ РФ 2021]

и в других, в том числе и экономически развитых странах, например в Канаде [1].

Авторы проанализировали, какие результаты запланированных в проекте Операционного плана СНУР мероприятий [2], можно реально ожидать и какие есть качественные и количественные риски их полного или частичного недостижения. Мы осознанно приняли некоторые ограничения: например, что на основе статистики можно считать, что эмиссия в результате лесозаготовки не будет сильно меняться и останется константой. Можно обсуждать надежность различных источников информации, например, критиковать объективность официальных данных по исполнению переданных полномочий субъектами Российской Федерации (ОИП, рис. 2), но тем не менее данные космического мониторинга в рамках информационной системы дистанционного мониторинга (ИСДМ) Рослесхоза показывают в целом аналогичную динамику площади лесных пожаров (рис. 2).

Достижение показателя в 1 миллиард 200 миллионов тонн планируется за счет реализации комплекса мер в лесном и сельском хозяйстве, направленных на снижение эмиссий и повышение поглощения. Леса являются главным поглотителем ПГ. По данным Национального кадастра парниковых газов (2021) [3], общее поглощение лесами РФ ПГ составило в 2019 г. около 1230 млн т СО2-экв., нетто-поглощение (баланс парниковых газов между поглощением и эмиссиями) составило около 619 млн т. По нашему мнению, актуальное значение нетто-поглощений в 535 млн т СО2-экв., указанное в тексте СНУР, относится ко всему сектору землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ), а не только к лесам, что соответствует данным Национального кадастра для ЗИЗЛХ. Целевое значение повышения

404

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 2. Динамика площади лесных пожаров в России (отраслевая отчетность)

Примечание. Наиболее сравнимы между собой данные начиная с 2014 года, после введения контроля информации. Источник: отраслевая отчетность по форме 7-ОИП в Российской Федерации, Госдоклад о состоянии окружающей среды РФ 2020, данные за 2021 год

поглощения лесами до 1,2 млрд т СО2-экв. к 2050 г., по всей видимости, относится к нетто-поглощению (балансу) ПГ в лесах, а не к чистому поглощению, которое уже составляет 1,23 млрд т в настоящее время.

Оценка улучшения поглощения углерода в результате перехода от ГЛР на данные ГИЛ

Реализация масштабной программы увеличения поглощения углерода в лесном хозяйстве предлагается в СНУР и в операционном плане СНУР [2] в качестве основы для уве-

личения поглощения ПГ экосистемами. Упор делается как на изменении информационной основы расчета поглощений, так и на реализацию климатических проектов в лесах, направленных на снижение эмиссий и повышение абсорбции парниковых газов. В части изменения информационной основы предполагается переход на использование в национальном кадастре ПГ вместо данных государственного лесного реестра (ГЛР) данных государственной инвентаризации лесов (ГИЛ) по запасу углерода в лесных экосистемах. По данным ГИЛ общий запас древесины составил 112 млрд куб. м, это на 35,6% больше зафиксированного показателя в Государственном лесном реестре (ГЛР), а запасы древесины прямо коррелируют с объемом поглощенного и запасенного углерода в пулах фитомасса, детрит и подстилка [4]. Опубликованная независимая масштабная научная оценка на основе части первых данных ГИЛ, и данных дистанционного зондирования (ДДЗ) дает оценки поглощения ПГ лесами России на 39% выше, чем при использовании данных государственного лесного реестра — ГЛР [5]. Таким образом, ГИЛ и оценки группы ведущих научных институтов говорят о том, что поглощение углерода лесами выше на 35-39% по сравнению с официально используемыми в настоящее время данными ГЛР.

Вероятное занижение эмиссии углерода в ходе лесных пожаров

При оценке возможности увеличения нетто-поглоще-ния за счет перехода от информации, базирующейся на ГЛР, на данные ГИЛ, как правило, упускается из виду тот факт, что ГЛР существенно занижает оценку площадей лесов, пройденных пожарами, а значит, и лесопожарных эмиссий.

406

ГЛР оперирует понятием «гари», а не «площади, пройденные пожарами», в то время как лесопожарные эмиссии формируются в результате всех площадных пожаров [6]. ГЛР учитывает только площади гарей (возникают в результате верховых пожаров и низовых пожаров высокой интенсивности). В реальной практике до 70-90% площадей, пройденных пожарами, являются результатами низовых пожаров слабой и средней интенсивности — без образования гарей. Мы исходим из того, что материалы системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз станут в недалеком будущем основой для расчета лесопожарных эмиссий в национальном кадастре парниковых газов [7].

В используемой сейчас Рослесхозом системе ИСДМ-Рослесхоз разница в площадях, пройденными лесными пожарами, по сравнению с данными ГЛР по гарям достигает в среднем трех раз [6, 8]. Однако величина эмиссий ПГ с единицы лесной площади в результате верховых пожаров и низовых пожаров высокой интенсивности, приводящих к появлению гарей, будет выше, чем эмиссии в результате низовых пожаров средней и малой интенсивности, не приводящих к гарям. Поэтому коэффициент перерасчета величины лесопожарных эмиссий при учете всех пожаров будет меньше 3.

Нами были также проведены региональные оценки лесопожарных эмиссий у ряда крупных арендаторов лесов РФ по данным проектов освоения лесов (фактически ГЛР) и по данным самих компаний по фактической гори-мости на основе полевых и дистанционных методов. Сравнение показало существенное (от 2 до 10 раз) занижение лесопожарных эмиссий у арендаторов в случае использования ГЛР (данных проектов освоения лесов) по сравнению с использованием данных самих арендаторов о площадях,

18 =

16 14 12 10 8 6 4 2 О

ООООООООООООООООООООООН*

омгосо^ило^-дсошомыш^шсл^оошомд

X

М О

м м

Рис. 3. Динамика площади лесных пожаров в России по данным ИСДМ-Рослесхоз и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС)

пройденных пожарами3. Данная вариация сильно зависит от качества учета лесных пожаров в конкретной арендной базе.

Сведение баланса углерода на территории России

С учетом приведенных выше источников и собственных данных нами сделана оценка эффекта увеличения нетто-погло-щения лесами к 2050 г. в случае перехода с ГЛР на ГИЛ и полного учета лесопожарных эмиссий4, при предполагаемом неизменном по сравнению с 2019 г. объеме заготовки древесины.

3 https://ria.ru/20211013/uglerod-1754378617.html.

4 Результаты закрытого отчета для крупной лесопромышленной компании по региону севера Европейской территории страны и области в Средней Сибири в 2021 г.

408

В этих условиях нетто-поглощение лесами может увеличиться более чем на 85 млн т СО2-экв. в год (с 616 млн до примерно 701 млн т СО2-экв. в год, рис. 4). В то же время в операционном плане СНУР (ОП СНУР) предполагаемое увеличение нетто-поглощения за счет пересчета коэффициентов поглощения составляет от 35млн до 250 млн т СО2-экв. в год, или в среднем на 142,5 млн т СО2 в год (рис. 5). Почти двукратная разница между приведенными оценками может свидетельствовать о риске недооценке роли лесопожарных эмиссий в СНУР при прогнозировании нетто-поглощения лесами в 2050 г.

Рис. 4. Сравнение баланса парниковых газов в 2019 и 2050 гг. в российских лесах (при неизменном объеме лесозаготовки и площади гарей, с учетом перехода на использование данных ГИЛ по поглощению СО2 лесами и данных ДЗЗ по площадям, пройденным лесными пожарами)

Для корректного понимания возможностей повышения поглощения ПГ лесами в результате реализации климатических проектов важно определить не столько полный

потенциал, сколько экономически доступный потенциал повышения поглощений. Экономически доступный потенциал оценивается по заданной предельной себестоимости углеродных единиц и оценке технической реализуемости проекта — с учетом расположения площадки, наличия необходимой инфраструктуры, техники, человеческих ресурсов. Институт глобального климата и экологии (ИГКЭ Росгидромета) оценивает полный потенциал митигации (поглощения СО2) наземными экосистемами России в диапазоне 545-940 млн т СО2-экв. в год [9], однако оценки ИГКЭ основаны на исследовании полного потенциала, без учета себестоимости и технологических возможностей реализации климатических проектов. В частности, реализация лесокли-матических проектов вне аренды, при отсутствии лесных дорог и/либо при отсутствии необходимого количества персонала затруднена или невозможна.

Потенциал митигации в сфере лесопожарных эмиссий оценен ИГКЭ в 220-420 млн т, однако освоить этот потенциал и свести к нулю лесные пожары в России, особенно в условиях тренда на рост горимости лесов, вряд ли возможно, прежде всего из-за гигантских затрат. Общий потенциал митигации в лесных экосистемах России оценивается в работе А.А. Романовской с коллегами примерно в 235-480 млн т СО2-экв., без учета проектов по связыванию углерода в долговечных лесоматериалах (HWP — Harvested Wood Products).

Нами был рассчитан примерный потенциал накопления углеродных единиц офсетных лесоклиматических проектов (ЛКП) в РФ с себестоимостью углеродной единицы до 30 долларов США. Согласно расчетам, он может составить до 200 млн т СО2-экв. к 2050 г., при условии следования целевому сценарию СНУР.

410

С учетом приведенных выше оценок технически и экономически достижимых пределов повышения поглощения/ снижения эмиссий ПГ в лесном секторе практический сценарий достижения углеродной нейтральности РФ к 2060 г. может означать необходимость снижения выбросов ПГ на 1,1 млрд т — с нынешних 2,1 млрд т СО2-экв. до 1 млрд т за счет преимущественно технологических мер и всего лишь на 0,38 млрд т — за счет ЛКП, изменений методологий учета поглощения ПГ лесами, снижения пожарной эмиссии и мер по адаптации ведения лесного хозяйства к изменениям климата. Целевой сценарий низкоуглеродного развития СНУР предусматривает снижение выбросов ПГ за счет технологий в размере примерно 0,9 млрд т (с 2, 1 до 1,2 млрд т), а рост поглощения лесами за счет климатических проектов и мер по адаптации лесов составит около или более 0,6 млрд т. Это безусловно означает и иную нагрузку на ВВП при реализации целевого сценария низкоуглеродного развития. В общем случае декарбонизация с помощью технологий обходится в 1,53 раза дороже, чем декарбонизация с помощью природных решений, именно по этой причине природные решения становятся все более популярными [10, 11, 12].

Отдельно рассмотрим возможный вклад в декарбонизацию мероприятий и проектов по адаптации лесов к изменениям климата. В отличие от лесоклиматических проектов мероприятия по адаптации лесов к изменениям климата не подразумевают возможности получения углеродных единиц, непригодны для монетизации и поэтому могут реализовываться на бюджетные и/или благотворительные средства. Наиболее ярким примером являются инициативы последних месяцев по предупреждению и борьбе с пожарами. Указ Президента РФ «О мерах по предупреждению лес-

ных пожаров в Российской Федерации» от 15.06.2022 № 382 поручает правительству и руководителям регионов обеспечить сокращение в 2022-2030 гг. площади лесных пожаров в Российской Федерации не менее чем на 50% относительно 2021 года5. В переводе на сокращения лесопожарных эмиссий указ нацеливает на их 50% сокращение. Если исходить из данных Национального кадастра парниковых газов [3], то речь идет о сокращении 144 млн т СО2-экв. к 2030 г. Добиться реализации данной цели достаточно сложно и трудно, исходя из того, что горимость лесов в России в последние 10-15 лет только растет [8]. Задача снижения горимости бореальных лесов в условиях изменения климата в полной мере не реализована ни в одной стране мира с высокой гори-мостью лесов, включая США и Канаду. Мы исходим из более реалистичного, но в то же время оптимистического предположения, что горимость лесов удастся снизить к 2050 г. на 100 млн т СО2-экв. за счет внедрения качественно новых технологий предотвращения, мониторинга и тушения пожаров в рамках преимущественно государственных программ.

Исходя из указанных выше соображений, нами дана верхнеуровая оценка потенциала климатических проектов и проектов по адаптации в лесах — в варианте ОП СНУР и в варианте ЦОП ИГ РАН (рис. 5).

Полученный ЦОП ИГ РАН результат существенно отличается от заложенных в СНУР показателей. По нашим расчетам, использование улучшенных методик учета поглощений может дать на 55 млн т СО2-экв. в год меньше, а потенциал лесоклиматических проектов более чем в 2 раза ниже, чем

5 Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2022 № 382 «О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации». https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-15062022-п-382-о-шегакЬ/.

412

по расчетам ОП СНУР. Проекты по адаптации лесов могут дать до 100 млн т и более сокращений эмиссий ПГ. Это означает, что суммарный потенциал экономически эффективных климатических проектов, а также потенциал повышения поглощения ПГ лесами составляет около 385 млн т СО2-экв.: 85 млн т СО2 — увеличение нетто-поглощения лесами, 200 млн т — потенциал накопления офсетных лесо-климатических проектов и 100 млн т — потенциал проектов по адаптации в лесах (снижение эмиссии в результате пожаров, деятельности вредителей и т.п.). Данный потенциал рассчитан без учета проектов в сфере увеличения срока жизни лесоматериалов и утилизации отходов лесопромышленного производства (НШР-проекты).

1ЮО

1015

1С00

840 I

!■ . II

400

Улучшение методик учета Потенциал климатических Потенциал проектов по адаптации Декарбонизация за счет

поглощений ПГ лесами, млн т/год проектов в лесах, млн т/год в лесах, млн т/год технологий в народном хозяйстве,

млн т/год

■ Сценарий увеличения поглощения лесами в СНУР/ОП СНУР.к 2030 г.

■ Сценарий увеличения поглощения лесами согласно ЦОП РАН к 2050 г.

Рис. 5. Оценка нетто-поглощения парниковых газов при различных сценариях повышения поглощения лесами в РФ

Какие изменения необходимы в ведении лесного хозяйства страны?

Для того чтобы реализовать потенциал снижения эмиссий и повышения поглощения в лесах России хотя бы в показанном нами размере в 880 млн тонн С02 требуется масштабная управленческая и политическая работа по трансформации и модернизации ведения лесного хозяйства. Ниже мы постараемся показать, какие изменения в ведении лесного хозяйства необходимо внедрить в ближайшее время.

Рассмотрим достаточно известный пример лесоклимати-ческого проекта, в котором инвестором выступила крупная металлургическая компания [13, рис. 6]. Компания инвестировала в лесовосстановление в резервных лесах в Красноярском крае и Иркутской области с целью получения углеродных единиц для снижения углеродного следа своей продукции. Проект состоял из создания монокультур сосны обыкновенной (густота посадки 4-4,2 тыс. шт. на 1 га) на месте гарей 2014-2018 гг. с предварительной расчисткой территории от подроста и сухостоя и нарезкой борозд. В основе проекта лежало предположение о том, что традиционное лесовосстановление хвойными породами в виде посадки лесных культур может дать углеродную дополнительность по сравнению с самозарастанием. Проект был спроектирован за границей арендованных участков леса, в резервных лесах, в сфере ответственности государственных органов управления лесами. С точки зрения лесного хозяйства проект был направлен на решение проблемы лесовосстановле-ния гарей в резервных лесах целевыми для традиционного лесного хозяйства хвойными породами, с целью некоторого повышения привлекательности участка для дальнейшей передачи в аренду. Привлекательность участка для будущего

414

арендатора была бы незначительно ниже, если бы гари были покрыты лиственным самосевом.

Расчеты по балансу углерода при реализации мероприятий по лесовосстановлению и последующим лесохозяйственным уходам натерритории проектов полесовосстановлению показывают, что возможный уровень эмиссий ПГ выше, а уровень поглощения ПГ ниже при реализации указанного проекта по сравнению с базовой линией — самозарастанием преимущественно лиственными породами (береза, осина). В горизонте прогнозирования 50 лет создание лесных культур менее эффективно по сравнению с естественным возобновлением, так как самовосстанавливающиеся береза и осина имеют более низкую горимость и более высокую скорость накопления углерода, чем «целевые» сосна или иные хвойные породы.

В соответствии с решением Конференции Сторон РКИК (СОР и№СС) в Глазго, 2021, продолжительность ле-соклиматических проектов не превышает 45 лет, следовательно, данную методологию нельзя рекомендовать для тиражирования в аналогичных по природно-климатическим условиям регионах РФ.

Фактически проект предоставил органам лесного хозяйства финансирование для реализации их лесохозяйствен-ных задач. Совместимость этих задач с задачами снижения эмиссий и повышения поглощения ПГ лесами, углеродная дополнительность не были оценены до реализации проекта. Можно также поставить под сомнение целесообразность реализации лесоклиматических проектов в резервных лесах, вне аренды, ввиду минимальных технических возможностей и высоких затрат для реализации лесохозяйственной деятельности в них.

Рис. 6. Пример инвестиции металлургической компании в климатический лесохозяйственный проект [13]

Минприроды России недавно подготовило законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 9 Федерального закона „Об ограничении выбросов парниковых газов"» с целью создания правовых основ для реализации лесоклиматических проектов. Законопроект предусматривает внесение в Лесной кодекс новой статьи 22.1 «Климатические проекты в области лесных отношений», устанавливающей требования к таким проектам. По нашему мнению, данный законопроект представляет собой как минимум административный барьер для эффективных лесоклиматических проектов, для реализации Стратегии низкоуглеродного развития РФ за счет повышения поглощения лесами. В законопроекте, равно как и в ОП СНУР, случайно или осознанно спутаны два разных инструмента декарбонизации — климатические проекты и проекты по адаптации, они фигурируют под одним названием — «климатические проекты». В то же время в Парижском соглашении, в руково-

416

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дящих указаниях МГЭИК собственно климатические проекты и деятельность по адаптации разделены, так как имеют различные требования по углеродной и экономической дополнительности, разные источники финансирования, порядок верификации и передачи и т.д.

Первый инструмент — собственно лесоклиматические проекты, которые должны быть направлены на получение инвесторами сертифицированных по международным или национальным стандартам углеродных единиц. Такие проекты реализуются частными негосударственными инвесторами, отвечают требованиям МГЭИК6 к реализации ЛКП. Углеродные единицы в таких проектах получаются в результате реализации улучшенного сценария управления лесами, по сравнению с базовым сценарием.

Второй инструмент — это деятельность по адаптации лесов к изменениям климата, в рамках которой достигается снижение эмиссий и в ряде случаев повышение поглощения ПГ. Эта деятельность проводится в рамках государственных программ, на бюджетные средства, и по этой причине не приводит к получению углеродных единиц.

Спутанность этих двух инструментов приводит к тому, что частным инвесторам фактически предлагается участвовать в реализации проектов по адаптации и финансированию традиционных лесохозяйственных проектов, а не монети-зируемых климатических проектов в лесах с выходом в виде углеродных единиц с приемлемой себестоимостью. Соответственно, инвесторы не смогут получить в собственность углеродные единицы от таких адаптационных проектов, монетизировать их и использовать их для декарбонизации бизнеса [13, 14].

6 https://www.un-gsp.org/sites/default/files/documentos/ghg_booklet_russian_final.pdf.

Следует отметить, что после февраля 2022 года частично пропала или существенно снизилась экономическая мотивация реализации лесоклиматических проектов российскими компаниями, в частности ввиду запрета оборота глобальных депозитарных расписок (GDR) и американских депозитарных расписок (ADR), предусмотренного Федеральным законом от 16.04.2022 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон фактически не затронул только российские компании, изначально проводившие первичное размещение акций (IPO) на зарубежных биржах (ОК Русал - на Гонконгской бирже HKSE, ГК РОСАГРО (LSE), POLYMETAL Int Plc (LSE)) и оставил возможность остаться не попавшим под санкции компаниям - законодатели предусмотрели для российских эмитентов шанс остаться на биржах за рубежом, сохранив обращение депозитарных расписок. Те компании, у которых были глобальные депозитарные расписки (GDR) и американские депозитарные расписки (ADR) и которые не под санкциями, почти все получили разрешение на их сохранение до апреля 2023 г. Многие из них объявили, что в течение последующих 2, 3, 4, 5 лет они хотят перейти на Гонконгскую биржу или на иные азиатские биржи. По нашему мнению, не более 20-30 крупных компаний России в настоящее время сохраняют потенциальную мотивацию для использования лесо-климатических проектов в декарбонизации. Годом раньше число таких компаний было существенно выше.

Кроме того, проект изменений в Лесной кодекс значительно сужает номенклатуру возможных лесоклиматических проектов, фактически сводя такие проекты к лесохозяйствен-

418

ным, проводимым в интересах лесного хозяйства. В то же время опыт реализации лесоклиматических проектов в мире говорит о том, что наиболее эффективными проектами являются проекты по добровольному сохранению экосистем от возможного хозяйственного воздействия, проекты по восстановлению экосистем и затем — реализации некоторых типов лесохозяйственных проектов. В частности, поправки к Лесному кодексу предлагают к реализации лесоклиматиче-ские проекты по лесовосстановлению и борьбе с вредителями лесов. Мировой и теперь уже российский опыт говорит о том, что такие проекты, по всей видимости, не являются климатическими и даже, возможно, не являются проектами по адаптации с выраженным углеродным эффектом на горизонте до 45 лет. Даже в отдельных успешных проектах, себестоимость получения тонны сокращений выбросов в таких проектах скорее всего, будет очень высокой. Такие проекты вряд ли могут внести какой-либо ощутимый вклад в реализацию СНУР.

Для широкого развития инвестиционных лесоклиматиче-ских проектов в России необходимо предпринять ряд шагов. Во-первых, привести в соответствие номенклатуру климатических проектов в лесу и международную номенклатуру ле-соклиматических проектов, например в рамках механизма чистого развития ООН (МЧР). Во-вторых, расширить область применения таких проектов на леса, находящиеся на землях сельскохозяйственного назначения. В-третьих, в связи с долгосрочным характером лесоклиматических проектов предусмотреть возможность аренды лесов для реализации ЛКП. Данные изменения позволят гарантировать инвестору получение углеродных единиц с привлекательной себестоимостью до 30 долларов.

Для реализации амбициозной программы СНУР по декарбонизации с помощью повышения поглощений в лесах необходимо внести изменения в планирование лесохозяйственных мероприятий. Мы предлагаем проводить квалифицированный расчет по балансу углерода по всем лесохозяйственным мероприятиям федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» (до 31.12.2024) и госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» (до 2030 г.). Это позволит оценить как углеродный след лесохозяйственных мероприятий, так и кратко и среднесрочный эффект7 этих мероприятий с точки зрения повышения поглощения в лесах, понять реальный вклад лесного хозяйства в декарбонизацию страны.

К примеру, при планировании лесовосстановления в резервных лесах целесообразно отказаться от практики лесовосста-новления гарей хвойными породами (табл. 1). Тот же подход, с определенными модификациями, можно рекомендовать для лесовосстановления в аренде, правда с учетом экономических интересов арендаторов по выращиванию целевых пород.

Таблица 1

Скорость прироста и увеличения запаса у лиственных пород в 1,4-

2 раза выше, чем у хвойных (по данным Рослесинфорга8)

Порода деревьев Фиксация СО2, т СО, в год/га

Осина 3,6

Береза 3,3

Дуб 3,2

Сосна 2,4

Ель и пихта 2,0

Лиственница 1,8

7 В связи с тем, что продолжительность ЛКП ограничена периодом от 15 до 45 лет.

8 https://roslesinforg.ru/news/all/4236/.

420

Крайне актуальной является задача отказа от унифицированного управления как арендованными в лесопромышленных целях лесами (менее 25% лесов), так и неарендованными лесами (более 75% лесов), выполняющими экологические, природоохранные, рекреационные и резервные функции. Это потребует глубокого реформирования современного лесного хозяйства, ориентированного на представления и экономические приоритеты более чем 200-летней давности и инструкции 60-летней давности — то есть на выращивание сосновых и еловых монокультур.

Можно ли использовать бюджетные средства для увеличения поглощения парниковых газов лесами в рамках активностей по адаптации лесов к изменениям климата? Можно и нужно, но тогда необходимо четко понимать, что для достижения целей СНУР мы должны в рамках более эффективной реализации существующего государственного финансирования лесного хозяйства срочно менять правила игры и указывать соответствующие показатели по динамике поглощения углерода во всех активностях и линиях бюджета федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» (до 31.12.2024) и госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» (до 2030 г.). наряду с иными количественными показателями.

Заключение

Большой разброс прогнозных значений параметров декарбонизации, неопределенности в правовой базе и трактовке лесоклиматических проектов и их роли в декарбонизации показывают необходимость продолжения работы по поиску оптимального сценария или сценариев декарбонизации экономики Российской Федерации. Вероятно, потребуется

скорректировать роль лесов и лесоклиматических проектов в стратегии декарбонизации России в сторону уменьшения, а также существенно изменить приоритеты и практику ведения лесного хозяйства страны в целях более полной реализации потенциала адаптации лесов к изменениям климата.

Ключевая проблема подхода Минприроды и Рослесхоза к реализации лесоклиматических проектов состоит в том, что их представители, по всей видимости, рассматривают ЛКП как продолжение традиционной лесохозяйственной практики, берущей свое начало 200 лет назад. Это, по-видимому, частично связано с недофинансированием лесного хозяйства со стороны государства как собственника лесов и желанием органов управления лесами получать недостающие средства путем установления знака равенства между лесохозяй-ственными (в т.ч. — адаптационными) и климатическими проектами. Поправки к Лесному кодексу предлагаются без надлежащей экспертной проработки, вопреки имеющимся данным по углеродной дополнительности. Это может привести к существенному снижению потенциала ЛКП, оттоку инвесторов из российских ЛКП в пользу покупки более дешевых лесных углеродных единиц в других странах (например, предложения «Роснефти» по покупке лесных углеродных единиц в Венесуэле).

Сужение номенклатуры ЛКП, возможностей монетизации в ЛКП также может способствовать уходу инвесторов из ключевого приоритета СНУР по повышению поглощения лесами, что ставит под сомнение достижение заявленной цели по достижению углеродной нейтральности РФ. Отсутствие привязки реализуемых государственных лесохозяй-ственных проектов и программ к целям декарбонизации,

422

оценки углеродного следа и углеродной дополнительности таких программ не позволяет государству оценить и увеличить вклад лесного хозяйства в декарбонизацию страны.

Для того чтобы лесное хозяйство и борьба с лесными пожарами перестали быть «инструментом освоения бюджета» (в т.ч. — под предлогом обеспечения углеродной нейтральности), необходим отказ от финансирования лесного хозяйства как «процесса» и переход на ориентированные на результаты проектные подходы, которые должны принципиально отличатся для лесов, арендованных в лесопромышленных целях, и лесов, управляемых в иных целях — в т.ч. в климатических, экологических (включая сохранение биоразнообразия), рекреационных и резервных. Необходимо принципиально и коренным образом менять идеологию ведения лесного хозяйства, если мы хотим, чтобы российский лес сыграл значимую роль в достижении углеродной нейтральности страны к 2060 г. Если не сделать этого, цена декарбонизации экономики России существенно вырастет по сравнению с оценками СНУР.

Источник финансирования. Исследование выполнено в рамках темы государственного задания Института географии РАН АААА-А19-119021990093-8 (FMGE-2019-0007).

Библиографический список

1. Assessments of the forest carbon balance in the national climate policies of Russia and Canada / A.N. Krenke, A.V. Ptichnikov, E.A. Shvarts, I.K. Petrov // Doklady Earth Sciences. 2021. Vol. 501. no. 2. 1091-1095 pp.

2. Проект плана реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года // Деловая Россия. Февраль 2022. URL: https://deloros. ru/proekt-plana-realizacii-strategii-socialno-ekonomicheskogo-

razvitiya-rf-s-nizkim-urovnem-vybrosov-parnikovyh-gazov-do-2050-goda.html.

3. Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом // Росгидромет. 2021.

4. Filipchuk A.N., Malysheva N.V. The assessment of the feasibility of using the state forest inventory data to implement the national commitments under the Paris Agreement // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. № 574. P. 012026. DOI: 10.1088/1755-1315/574/1/012026.

5. Schepaschenko D., Moltchanova E., Fedorov S. et al. Russian forest sequesters substantially more carbon than previously reported // Scientific Reports. 2021. №. 11. 12825. https://doi.org/10.1038/s41598-021-92152-9.

6. Замолодчиков Д., Грабовский В., Курц В. Управление балансом углерода лесов России: прошлое, настоящее и будущее // Устойчивое лесопользование, 2014. № 2 (29). 23-31 с.

7. Ковалев Н.А. и др. ИСДМ-Рослесхоз: 15 лет эксплуатации и развития // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса, 2020. Т. 17. № 7. 283-291 с. DOI: 10.21046/2070-7401-2020-17-7-283-291.

8. Лупян Е.А. и др. Спутниковый мониторинг лесных пожаров в 21 веке на территории Российской Федерации (цифры и факты по данным детектирования активного горения) // Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса, 2017. Т. 14. № 6. 158-175 с. DOI: 10.21046/2070-7401-2017-14-6-158-175.

9. Romanovskaya A.A., Korotkov V.N., Polumieva P.D. et al. Greenhouse gas fluxes and mitigation potential for managed lands in the Russian Federation // Mitigation and Adaptation Strategies for Global Change, 2020. № 5. 661-687 pp. https://doi.org/10.1007/ s11027-019-09885-2.

424

10. Griscom B., Adams J., Ellis P. et al. Natural Climate Solutions // Proceedings of the National Academy of Sciences, 2017. № 114 (44). 11645-11650 pp. https://doi.org/10.1073/pnas.1710465114.

11. Roe S., Streck C., Obersteiner M. et al. Contribution of the land sector to a 1.5° C world // Nature Climate Change, 2019. № 9. P. 817-828. https://doi.org/10.1038/s41558-019-0591-9.

12. Птичников А.В., Шварц Е.А., Кузнецова Д.А. О потенциале поглощения парниковых газов лесами России для снижения углеродного следа экспорта отечественной продукции // Доклады Российской академии наук. Науки о Земле, 2021. T. 499. № 2. 181-184 c.

13. Коротков В.Н., Шанин В.Н., Фролов П.В., 2021. Всегда ли искусственное лесовосстановление может быть лесоклиматическим проектом? // Материалы Седьмой конференции «Математическое моделирование в экологии» 9-12 ноября 2021 г. Пущино: ФИЦ ПНЦБИ РАН. 2021. С. 57-58.

14. Шварц Е., Плужников О., 2022. За деревьями толку не видно. Эксперты призывают к реформе подхода к лесоклиматическим проектам в РФ. 11 февраля. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5207762.

15. Шварц Е., Птичников А., 2022. Климатические проекты в лесной отрасли // Лесная индустрия. — № 1 (161). URL: https://www.lesindustry. ru/issues/li_161/Климатические_проекты_в_лесной_отрасли_2213/.

References

1. Assessments of the forest carbon balance in the national climate policies of russia and canada / A.N. Krenke, A.V. Ptichnikov, E.A. Shvarts, I.K. Petrov // Doklady Earth Sciences. 2021. Vol. 501. no. 2. 1091-1095 pp.

2. Proekt plana realizatsii Strategii sotsial>no-ekonomicheskogo razvitiya RF s nizkim urovnem vybrosov parnikovykh gazov do 2050 goda // Delovaya Rossiya. Fevral' 2022. URL: https://deloros.ru/proekt-

plana-realizacii-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rf-s-nizkim-urovnem-vybrosov-parnikovyh-gazov-do-2050-goda.html.

3. Natsional>nyi doklad o kadastre antropogennykh vybrosov iz istoch-nikov i absorbtsii poglotitelyami parnikovykh gazov, ne reguliruemykh Monreal>skim protokolom // Rosgidromet. 2021.

4. Filipchuk A.N., Malysheva N.V. The assessment of the feasibility of using the state forest inventory data to implement the national commitments under the Paris Agreement // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. № 574. P. 012026. DOI: 10.1088/1755-1315/574/1/012026.

5. Schepaschenko D., Moltchanova E., Fedorov S. et al. Russian forest sequesters substantially more carbon than previously reported // Scientific Reports. 2021. no. 11. 12825. https://doi.org/10.1038/ s41598-021-92152-9.

6. Zamolodchikov D., Grabovskii V., Kurts V. Upravlenie balansom uglero-da lesov Rossii: proshloe, nastoyashchee i budushchee // Ustoichivoe lesopol>zovanie, 2014. № 2 (29). 23-31 s.

7. Kovalev N.A. i dr. ISDM-Rosleskhoz: 15 let ekspluatat-sii i razvitiya // Sovremennye problemy distantsionnogo zond-irovaniya Zemli iz kosmosa, 2020. T. 17. № 7. 283-291 s. DOI: 10.21046/2070-7401-2020-17-7-283-291.

8. Lupyan E.A. i dr. Sputnikovyi monitoring lesnykh pozharov v 21 veke na territorii Rossiiskoi Federatsii (tsifry i fakty po dannym detektiro-vaniya aktivnogo goreniya) // Sovremennye problemy distantsion-nogo zondirovaniya Zemli iz kosmosa, 2017. T. 14. № 6. 158-175 s. DOI: 10.21046/2070-7401-2017-14-6-158-175.

9. Romanovskaya A.A., Korotkov V.N., Polumieva P.D. et al. Greenhouse gas fluxes and mitigation potential for managed lands in the Russian Federation // Mitigation and Adaptation Strategies for Global Change, 2020. № 5. 661-687 pp. https://doi.org/10.1007/ s11027-019-09885-2.

426

10. Griscom B., Adams J., Ellis P. et al. Natural Climate Solutions // Proceedings of the National Academy of Sciences, 2017. № 114 (44). 11645-11650 pp. https://doi.org/10.1073/pnas.1710465114.

11. Roe S., Streck C., Obersteiner M. et al. Contribution of the land sector to a 1.5° C world // Nature Climate Change, 2019. № 9. P. 817-828. https://doi.org/10.1038/s41558-019-0591-9.

12. Ptichnikov A.V., Shvarts E.A., Kuznetsova D.A. O potentsiale poglosh-cheniya parnikovykh gazov lesami Rossii dlya snizheniya uglerodnogo sleda eksporta otechestvennoi produktsii // Doklady Rossiiskoi akademii nauk. Nauki o Zemle, 2021. T. 499. № 2. 181-184 c.

13. Korotkov V.N., Shanin V.N., Frolov P.V., 2021. Vsegda li iskusstvennoe lesovosstanovlenie mozhet byt' lesoklimaticheskim proektom? // Mate-rialy Sed'moi konferentsii "Matematicheskoe modelirovanie v ekologii" 9-12 noyabrya 2021 g. Pushchino: FITs PNTsBI RAN. 2021. S. 57-58.

14. Shvarts E., Pluzhnikov O., 2022. Za derev'yami tolku ne vidno. Ek-sperty prizyvayut k reforme podkhoda k lesoklimaticheskim proektam v RF. 11 fevralya. URL:https://www.kommersant.ru/doc/5207762.

15. Shvarts E., Ptichnikov A., 2022. Klimaticheskie proekty v lesnoi otras-li // Lesnaya industriya. — № 1(161). URL: https://www.lesindustry.ru/ issues/li_161/Klimaticheskie_proekty_v_lesnoi_otrasli_2213/.

Контактная информация / Contact information

ФГБУН Институт географии РАН (ИГ РАН) 119017, Москва, Старомонетный переулок, д. 29, стр. 4.

Institute of Geography, Russian Academy of Sciences (IG RAS) 29, Staromonetny lane, Moscow, 119017, Russia. Шварц Евгений Аркадьевич / Shvarts Evgeny Arkadievich +7(916)707-75-73 (ассистент Анастасия), e.a.shvarts@igras.ru Птичников Андрей Владимирович / Ptichnikov Andrey Vladimirovich +7(903)715-46-52, aptichnikov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.