Научная статья на тему 'Стратегия непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника: направление реализации'

Стратегия непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника: направление реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия непрерывного литературного образования / реализация стратегии / система методической подготовки учителя-словесника / современная образовательная среда / strategy of continuous literary education / strategy implementation / system of methodical training of a teacher of literature / modern educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Наталия Александровна

Современная система методической подготовки педагогических кадров в россий-ском образовании ориентирована на Концепцию подготовки педагогических кадров для системы обра-зования на период до 2030 г. Цель нашего исследования состоит в выявлении понимания студента-ми-филологами идеи непрерывного литературного образования и разработке одного из направлений реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника в педагогическом вузе с учетом развития современной образовательной среды, которая опирается на структурирование определенных методических решений, опосредованно и непо-средственно связанных с механизмами обучения литературе на разных этапах непрерывного образова-ния. В ходе исследования получены эмпирические данные, которые анализируются, обобщаются и на их основе проектируется направление реализации стратегии – совершенствование профессиональ-но-методических практико-ориентированных компетенций студента-филолога с учетом возможностей современной образовательной среды. В практической части исследования разработан модуль «Библио-тека, литературный музей, театр как основные ресурсы современной образовательной среды в контек-сте непрерывного литературного образования». Данный модуль входит в содержание методических дисциплин по выбору: «Современный урок литературы», «Урок литературы и внеурочная деятель-ность», «Современные формы занятий по литературе», которые есть в учебном плане бакалавриата Ин-ститута филологии Московского педагогического государственного университета по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профили: «Русский язык и Литература», «Литература и История». Предложенный модуль способствует развитию профессионально-методических умений студен-тов-филологов, будущих учителей литературы. Полученные результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки учителей-словесников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of continuous literary education in the system of methodical training of a teacher of literature: direction of implementation

The modern system of methodological training of pedagogical personnel in Russian education is focused on the Concept of training pedagogical personnel for the education system for the period up to 2030. The purpose of our research is to identify the understanding of the idea of continuous literary education by phi-lology students and to develop one of the directions of implementing the strategy of continuous literary educa-tion in the system of methodological training of a teacher of literature at a pedagogical university, taking into account the development of the modern educational environment, which relies on the structuring of certain methodological solutions indirectly and directly related to the mechanisms of teaching literature at different stages continuing education. In the course of the study, empirical data were obtained, which are analyzed, summarized and based on them, the direction of the strategy implementation is designed – improving the pro-fessional and methodological practice-oriented competencies of a philologist student, taking into account the capabilities of the modern educational environment. In the practical part of the study, the module "Library, lit-erary museum, theater as the main resources of the modern educational environment in the context of continu-ous literary education" was developed. This module is included in the content of the methodological disciplines of choice: "Modern literature lesson", "Literature lesson and extracurricular activities", "Modern forms of litera-ture classes", which are in the curriculum of the bachelor's degree of the Institute of Philology of Moscow Peda-gogical State University in the direction of 44.03.05 Pedagogical education, profiles: "Russian language and Lit-erature", "Literature and History". The proposed module contributes to the development of professional and methodological skills of philology students, future teachers of literature. The results obtained can be used in the process of professional training of verbal teachers.

Текст научной работы на тему «Стратегия непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника: направление реализации»

УДК 37.16:81-028.31 DOI: 10.25730/VSU.7606.23.026

Стратегия непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника:

направление реализации

Миронова Наталия Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет.

Россия, г. Москва. ORCID: 0009-0005-5225-7718. E-mail: na.mironova@mpgu.su

Аннотация. Современная система методической подготовки педагогических кадров в российском образовании ориентирована на Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. Цель нашего исследования состоит в выявлении понимания студентами-филологами идеи непрерывного литературного образования и разработке одного из направлений реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника в педагогическом вузе с учетом развития современной образовательной среды, которая опирается на структурирование определенных методических решений, опосредованно и непосредственно связанных с механизмами обучения литературе на разных этапах непрерывного образования. В ходе исследования получены эмпирические данные, которые анализируются, обобщаются и на их основе проектируется направление реализации стратегии - совершенствование профессионально-методических практико-ориентированных компетенций студента-филолога с учетом возможностей современной образовательной среды. В практической части исследования разработан модуль «Библиотека, литературный музей, театр как основные ресурсы современной образовательной среды в контексте непрерывного литературного образования». Данный модуль входит в содержание методических дисциплин по выбору: «Современный урок литературы», «Урок литературы и внеурочная деятельность», «Современные формы занятий по литературе», которые есть в учебном плане бакалавриата Института филологии Московского педагогического государственного университета по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профили: «Русский язык и Литература», «Литература и История». Предложенный модуль способствует развитию профессионально-методических умений студентов-филологов, будущих учителей литературы. Полученные результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки учителей-словесников.

Ключевые слова: стратегия непрерывного литературного образования, реализация стратегии, система методической подготовки учителя-словесника, современная образовательная среда.

Введение. Современная система методической подготовки педагогических кадров в российском образовании ориентирована на Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. (см. Распоряжение правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р о Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.), в которой определены цели, задачи, принципы, основные позиции реализации государственной политики в области подготовки педагогических кадров для системы образования. Одной из приоритетных задач указанной Концепции является формирование требований к содержанию и структуре программ подготовки педагогических кадров. В этой связи актуальным является поиск научно-обоснованных стратегий и эффективных направлений их реализации в системе методической подготовки будущего педагога.

Высшее педагогическое образование на современном этапе находится в ситуации выбора научно-обоснованных практико-ориентированных стратегий, способных решить задачи, поставленные в Концепции. Одной из таких стратегий, на наш взгляд, и является стратегия непрерывного литературного образования, поскольку ценностный потенциал самой стратегии очевиден, так как при ее реализации в системе методической подготовки учителя-словесника в педагогическом вузе речь идет о структурировании определенных методических решений, опосредованно и непосредственно связанных с механизмами обучения искусству слова, литературе на разных этапах непрерывного образования.

Действительно, литература как учебный предмет в системе общего образования занимает ключевое место, так как «в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, <...> занимает ведущее место в эмо-

© Миронова Наталия Александровна, 2023

циональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания» [10, с. 5].

Учитывая указанные позиции и необходимость модернизации подходов к преподаванию отдельных методических дисциплин в педагогическом вузе [14], автором статьи предпринята попытка разработки одного из направлений реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника, поскольку стратегический аспект непрерывного литературного образования эффективно реализуется в педагогическом вузе.

В настоящий момент реализация стратегии непрерывного литературного образования в Институте филологии Московского педагогического государственного университета происходит на основе единых требований ФГОС ВО с учетом проф. стандартов 3++ при изучении Предметно-методического модуля (обязательная часть]: «Фольклор», «История зарубежной литературы», «История русской литературы Х1-Х1Х веков», «История русской литературы XX-XXI веков», «Теория литературы», «Методика обучения литературе», а также в ходе освоения Дисциплин по выбору предметно-методического модуля (часть, формируемая участниками образовательных отношений]: «Современный урок литературы», «Урок литературы и внеурочная деятельность», «Современные формы занятий по литературе». Указанные дисциплины входят в учебный план бакалавриата Института филологии Московского педагогического государственного университета по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профили: «Русский язык и Литература», «Литература и История».

Обзор литературы. Совершенствование профессионально-методических практико-ориен-тированных компетенций студента-филолога с учетом возможностей современной образовательной среды - одно из направлений реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника.

Вопрос об использовании ресурсов современной образовательной среды века в системе методической подготовки в педагогическом вузе при разработке отдельных практико-ориен-тированных модулей является актуальным. На данный момент в методической науке нет единой классификации ресурсной базы, составляющей основу образовательной среды современного студента педагогического вуза, так как педагогические условия XXI в. отличаются от того, что было ранее. Некоторые аспекты указанной проблемы нашли свое отражение в работах В. А. Ясвина [18], В. В. Рубцова [12], С. В. Тарасова [15], В. И. Панова [9], В. И. Слободчикова [13] и других.

По В. А. Ясвину, образовательная среда - это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном пространственно-предметном окружении» [18, с. 244]. С других позиций рассматривает образовательную среду Ю. В. Брыкин, акцентируя внимание на совокупности «условий, позволяющих раскрыть весь спектр интересов и способностей обучающихся и обеспечивающих их активную позицию в образовательном процессе, личностное развитие и саморазвитие» [1, с. 140]. При проектировании собственной модели мы также ориентировались на позицию С. В. Ивановой, которая считает, что образовательная среда - это «окружение участников образовательного процесса в пространстве образования, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогической и учебной деятельности» [8].

Сегодня можно говорить о трансформации образовательной среды, обусловленной общими тенденциями модернизации экономики страны, ориентацией на инновационное развитие России и внедрением технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в сферу образования [5].

В современном высшем образовании педагогическое влияние на будущих учителей носит распределительный характер (работы В. Ф. Чертова [17], Е. О. Галицких [6], И. Е. Бряковой [2], В. В. Двоеглазова [4] и других]. Ведущее значение имеют и грамотная организация индивидуальной работы, и стимулирование к саморазвитию и самообразованию, и стремление обучающихся к личному профессиональному поиску (работы В. И. Блинова, И. С. Сергеева, Е. Ю. Есениной [11]], и межпредметное и практическое значение преподаваемых дисциплин учебного плана методического цикла. В широком смысле образовательная среда современного студента - это все составляющие окружения человека: предметно-методическая подготовка, используемая ресурсная база, культурно-просветительские программы, пространственная организация, цифровые технологии.

Не ставя перед собой задачу предложить развернутую классификацию ресурсной базы образовательной среды XXI в. в контексте непрерывного литературного образования, в статье предложен практико-ориентированный модуль «Библиотека, литературный музей, театр как основные ресурсы современной образовательной среды в контексте непрерывного литературного образования», который вошел в структуру и содержание таких методических дисциплин, как «Современный урок литературы», «Урок литературы и внеурочная деятельность».

В настоящее время специалистами (работы Е. В. Гетманской [19], М. М. Токаревой [20], Н. В. Букиной [3], Е. А. Елиной [7], Н. Н. Третьякова [16] и других] предпринимается серьезная попытка осмысления различных культурологических ресурсов образовательной среды, таких как театр, музей, библиотека. Указанные ресурсы активно используются в практике непрерывного литературного образования.

Нами были выделены содержательные и функциональные маркеры современной образовательной среды:

- социальное пространственно-предметное окружение, влияющее на формирование и развитие личности как обучаемого, так и обучающего;

- использование образовательных технологий;

- стимулирование к самообразованию и саморазвитию;

- окружение участников образовательного процесса, опосредованное педагогическими ситуациями, условиями, системой субъект-субъектных отношений.

Цель нашего исследования состоит в выявлении понимания студентами-филологами идеи непрерывного литературного образования и разработке одного из направлений реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника в педагогическом вузе с учетом развития современной образовательной среды.

Методы. Для достижения цели исследования были использованы теоретические методы (обобщение научно-методических исследований, разработка содержания одного из модулей методического курса по выбору], эмпирические методы (анкетирование и анализ его результатов]. В проведенной опытно-экспериментальной работе участвовали 152 студента Института филологии Московского педагогического государственного университета (направление 44.04.01 Педагогическое образование, профили: «Русский язык и Литература», «Литература и История»].

Результаты исследования. Для уточнения понимания студентами идеи непрерывного литературного образования было проведено анкетирование среди студентов 4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профили: «Русский язык и Литература», «Литература и История».

Полученные данные, а также обобщение научно-методических работ по исследуемой проблеме позволили сконструировать одно из направлений реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника. В частности, были выделены следующие позиции:

- приспособление методической системы к возможностям и уровню базовой подготовки будущего учителя-словесника посредством организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальной траектории развития студента, учет его индивидуальных запросов;

- необходимость создания благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов.

I. Анкетирование студентов-филологов 4 курса по следующим вопросам:

- Нужно ли, с вашей точки зрения, обращаться в процессе профессиональной подготовки к идее непрерывного литературного образования?

- Поясните, как вы понимаете, что такое непрерывное литературное образование.

II. Анализ и обобщение полученных результатов на практическом занятии.

III. Разработка одного из направлений реализации стратегии непрерывного литературного образования в педагогическом вузе, в основе которого развитие профессионально-методических компетенций студента-филолога с учетом возможностей образовательной среды XXI в.

В анкетировании в 2021-2022 учебном году приняли участие 152 студента 4 курса Института филологии Московского педагогического государственного университета.

Результаты проведенного анкетирования отражены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Понимание необходимости обращения к идее непрерывного литературного образования в процессе профессиональной подготовки

Вопрос/Ответ Да, надо обращаться обязательно Да, но это надо делать иногда Нет, такое обращение не нужно Затрудняюсь ответить

Нужно ли, с Вашей точки зрения, обращаться в процессе профессиональной подготовки к идее непрерывного литературного образования? 73,7 % (112 чел.] 19,7 % (30 чел.] 0 % (0 чел.] 6,6 % (10 чел.]

Подавляющее большинство респондентов (93,4 %) считают необходимым в процессе профессиональной подготовки обращаться к идее непрерывного литературного образования. Действительно, непрерывное литературное образование связано с двумя аспектами фило-софско-педагогической концепции непрерывного образования, а именно: построением системы непрерывного литературного образования как части социальной практики (социально-образовательный аспект непрерывного образования]; процессом освоения человеком (студентом-филологом, будущим учителем-словесником] нового профессионального опыта (психолого-педагогический аспект непрерывного образования].

Таблица 2

Понимание студентами-филологами термина «непрерывное литературное образование»__

Вопрос/Ответ Образовательный феномен Система представлений о целостности литературного образовательного процесса Педагогическая технология Образовательная стратегия, которую необходимо реализовывать на каждом образовательном этапе (например, в университете, в процессе подготовки будущего учителя] Затрудняюсь ответить

Поясните, как Вы понимаете, что такое непрерывное литературное образование 9,9 % (15 чел.] 25 % (38 чел.] 13,2 % (20 чел.] 42,8 % (65 чел.] 9,1 % (14 чел.]

Проанализировав полученные ответы (см. таблицу 2], мы пришли к выводу, что часть студентов (42,8 %] рассматривают непрерывное литературное образование как стратегию, реализация которой необходима на каждом образовательном этапе, в том числе и на этапе профессиональной подготовки. Отдельные студенты (9,1 %] высказали свое представление о непрерывном литературном образовании. Приведем конкретные ответы: «Я считаю, что непрерывное литературное образование - это изучение конкретных художественных произведений, историко-культурного контекста, часть филологического образования», «Литературное образование сегодня это умение ориентироваться в многогранном литературном процессе прошлого и настоящего», «Важно смотреть на литературное образование максимально широко, не ограничиваться конкретными рамками, глубокое понимание самой литературы и методики ее преподавания - залог успешности в профессии».

Учитывая приведенные выше эмпирические данные, нами было разработано одно из направлений реализации стратегии непрерывного литературного образования в педагогическом вузе, а именно: разработка практико-ориентированного модуля «Библиотека, литературный музей, театр как основные ресурсы современной образовательной среды в контексте непрерывного литературного образования». Спроектированный модуль вошел в содержание методических курсов по выбору: «Современный урок литературы», «Урок литературы и внеурочная деятельность», «Современные формы занятий по литературе». Содержание указанных методических дисциплин носит вариативный характер. Содержательное наполнение модуля в данном случае ориентировано на реализацию стратегии непрерывного литературного образования и учитывает особенности образовательной среды XXI в., глубокое погружение в

которую необходимо для развития профессионально-методических умений будущих учителей-словесников.

Сегодня на познавательное и духовно-нравственное развитие личности школьника оказывают влияние не только школьные уроки (в частности, уроки литературы], но и окружающая образовательная среда, весь спектр внеучебной и внеурочной деятельности. Особо отметим три ресурса образовательной среды, которые, с нашей точки зрения, могут оказать серьезное влияние на учащегося и, следовательно, должны быть глубоко изучены студентом, ориентированным на профессиональную успешность в будущем. Речь идет о театре, литературном музее и библиотеке. Как уже было указано выше, нами был спроектирован модуль «Библиотека, литературный музей, театр как основные ресурсы современной образовательной среды в контексте непрерывного литературного образования». Рассмотрим отдельные тематические блоки данного модуля:

- Роль и статус литературного музея в контексте непрерывного литературного образования и в современной культуре. Стадии становления русского литературного музея. Истоки и причины появления первых литературных музеев в России. Литературный музей как уникальное культурное пространство. Литературная музейная карта России. Типы литературных музеев: историко-литературные, дома-музеи писателей, музеи-квартиры, музеи-усадьбы, школьные литературные музеи, музеи литературных героев. Проектирование квестов по коллекциям литературных музеев для учащихся основной и старшей школы. Влияние музейных практик на развитие познавательных интересов учащихся и их исследовательскую активность. Разработка тематики проектно-исследовательских работ по данному направлению.

- Система библиотек в сохранении культурной памяти общества. Место и функции библиотеки в контексте непрерывного литературного образования. Роль современной библиотеки как «третьего места». Смена образовательной и культурной парадигмы современной библиотеки. Пространство современной офлайн библиотеки. Сетевые технологии культурной памяти и электронная библиотека. Электронные библиотеки: исторический аспект и современное состояние. Национальные и международные программы электронных библиотек. Библиотеки онлайн. Проектирование методической копилки учителя-словесника: составление собственной электронной библиотеки в онлайн пространстве, на рабочем столе компьютера или на жестком диске. Школьная библиотека нового типа. Библиотечные уроки и обучение школьников основам библиотечно-библиографической грамотности. Арт-объекты в школьной библиотеке. Библиотечные журналы как навигаторы и проводники библиотечных практик в современном мире. Написание рецензии на художественную книгу для библиотечного журнала.

- Театр как объект коммуникации. Функции театра. Театр как институт воспитания в контексте непрерывного литературного образования. Понимание языка театра. Дайджест театральных региональных спектаклей воспитательной направленности. Моделирование афиши регионального театра для учащихся начальной школы или 5-7 классов. Взаимосвязь театральной деятельности и литературного развития школьников. Детская художественная самодеятельность как стимул для развития познавательных искусствоведческих интересов учащихся. Школьный театральный кружок. Школьный театр. Театральные студии. Театрализованные литературно-музыкальные композиции. Инсценировки художественных произведений разных жанров. Модели работы с художественным текстом в процессе подготовки театральных постановок. Игра учащихся на сцене школьного театра как способ их воспитания, образования, духовно-нравственного и личностного развития.

Таким образом, изучение предложенного модуля «Библиотека, литературный музей, театр как основные ресурсы современной образовательной среды в контексте непрерывного литературного образования» в процессе освоения методических курсов по выбору «Современный урок литературы», «Урок литературы и внеурочная деятельность», «Современные формы занятий по литературе» развивает профессионально-методические умения студентов-филологов, будущих учителей литературы, а именно:

- способность проектировать и реализовывать программы культурно-просветительской и воспитательной направленности в соответствии с интересами и познавательными потребностями учащихся, особенностями современной образовательной среды;

- готовность к развитию исследовательских, проектных умений учащихся средствами внеурочной деятельности;

- включенность будущих учителей-словесников в образовательную среду XXI в.

Заключение. Реализация стратегии непрерывного литературного образования в педагогическом вузе, учитывающая особенности современной образовательной среды, направлена на развитие профессионально-методических компетенций будущих учителей-словесников. Очевидно, что обращение к самой стратегии непрерывного литературного образования и к таким ресурсам культуры, как театр, библиотека, литературный музей, в процессе профессиональной подготовки отвечает целям и задачам высшего педагогического образования в условиях XXI в. Рассмотрение литературного музея, театра, библиотеки в контексте непрерывного литературного образования позволяет говорить о формировании и развитии особой культурно-просветительской среды, оказывающей влияние на современные образовательные практики.

Перспективы дальнейшего исследования в области реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника мы видим в совершенствовании направлений работы в заданном аспекте.

Список литературы

1. Брыкин Ю. В. Электронная образовательная среда / Ю. В. Брыкин, Д. Ю. Фролочкина // Народное образование. 2019. № 1. С. 140-143.

2. Брякова И. Е. Креативная компетентность учителя-словесника : монография. Оренбург : Оренбургская книга, 2021. 196 с.

3. Букина Н. В. Культурные коды как элемент пространства культуры // Вестник читинского государственного университета. 2008. № 14. С. 69-73.

4. Галицких Е. О., Двоеглазов В. В. Профориентационный проект «Образовательные встречи с педагогами-профессионалами»: опыт реализации и перспективы внедрения // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 2 (144). С. 66-75. DOI: 10.25730/VSU.7606.22.021.

5. ГалицкихЕ. О. Профессиональная подготовка педагога-словесника: от рисков к поиску ресурсов в новую цифровую эпоху // Педагогический имидж. 2019. № 2 (43). С. 63-76. DOI: 10.32343/2409-50522019-13-2-63-76.

6. Галицких Е. О. Технология изучения методической литературы студентами университета: чтение с увлечением // Педагогический имидж. 2016. № 4. С. 26-31.

7. Елина Е. А. Изобразительное искусство в интерпретациях: лингво-семиотический взгляд. Саратов : Наука, 2012. 160 с.

8. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 23-28.

9. Панов В. И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход / Психологический ин-т РАО, Лаб. экопсихологии развития, Российский ун-т дружбы народов. Каф. социальной и дифференциальной психологии. М. : Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2005. 299 с.

10. Примерная рабочая программа основного общего образования «Литература». М. : РАО, 2021. 104 с. URL: https:// fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma- osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-literatura?ysclid=lfjdriaoni72468 5128 (дата обращения: 25.12.2022).

11. Профессиональная педагогика : учеб. пособие : в 2-х ч. Ч. 2 / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина. М. : Юрайт, 2018. 373 с.

12. Рубцов В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина; М-во образования Рос. Федерации. Ин-т образоват. политики «Эврика» [и др.]. М. : Моск. гор. психолого-пед. ун-т, 2002. 271 с.

13. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. М., 1997. Вып. 7. С. 177-185.

14. Стенограмма заседания Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, 22 октября 2018, 16:00, Горки, Московская область. URL: http://gover-nment.ru/news/34399/ (дата обращения: 25.12.2022).

15. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника / Ком. общ. и проф. образования Ленинград. обл., Ленинград. обл. ин-т развития образования. СПб. : ЛОИРО, 2003. 139 с.

16. Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. 261 с.

17. Чертов В. Ф. Российский учитель-словесник в условиях модернизации образования // Преподаватель XXI век. 2012. № 3-1. С. 29-38.

18. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / Моск. гор. пси-хол.-пед. ин-т, Шк. «Новое образование». Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Смысл, 2001. 366 с.

19. Getmanskaya E. V. Literary Education in Russia: Problems and Trends / N. A. Mironova, N. A. Popo-va // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. November 2015. Vol. 6. № 6. Pp. 170-177.

20. Getmanskaya E. V., Tokareva M. M. «New literacy» as a category of modern western education // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Рр. 346-353. DOI: 10.15405/epsbs. 2019.09.02.40.

Strategy of continuous literary education in the system of methodical training of a teacher of literature: direction of implementation

Mironova Natalia Aleksandrovna

PhD in Pedagogical Sciences, associate professor, Moscow Pedagogical State University.

Russia, Moscow. ORCID: 0009-0005-5225-7718. E-mail: na.mironova@mpgu.su

Abstract. The modern system of methodological training of pedagogical personnel in Russian education is focused on the Concept of training pedagogical personnel for the education system for the period up to 2030. The purpose of our research is to identify the understanding of the idea of continuous literary education by philology students and to develop one of the directions of implementing the strategy of continuous literary education in the system of methodological training of a teacher of literature at a pedagogical university, taking into account the development of the modern educational environment, which relies on the structuring of certain methodological solutions indirectly and directly related to the mechanisms of teaching literature at different stages continuing education. In the course of the study, empirical data were obtained, which are analyzed, summarized and based on them, the direction of the strategy implementation is designed - improving the professional and methodological practice-oriented competencies of a philologist student, taking into account the capabilities of the modern educational environment. In the practical part of the study, the module "Library, literary museum, theater as the main resources of the modern educational environment in the context of continuous literary education" was developed. This module is included in the content of the methodological disciplines of choice: "Modern literature lesson", "Literature lesson and extracurricular activities", "Modern forms of literature classes", which are in the curriculum of the bachelor's degree of the Institute of Philology of Moscow Pedagogical State University in the direction of 44.03.05 Pedagogical education, profiles: "Russian language and Literature", "Literature and History". The proposed module contributes to the development of professional and methodological skills of philology students, future teachers of literature. The results obtained can be used in the process of professional training of verbal teachers.

Keywords: strategy of continuous literary education, strategy implementation, system of methodical training of a teacher of literature, modern educational environment.

References

1. Brykin Yu. V. Elektronnaya obrazovatel'naya sreda [Electronic educational environment] / Yu. V. Bry-kin, D. Yu. Frolochkina // Narodnoe obrazovanie - National education. 2019. No. 1. Pp. 140-143.

2. Bryakova I. E. Kreativnaya kompetentnost' uchitelya-slovesnika : monografiya [Creative competence of a teacher-wordsmith : monograph]. Orenburg. Orenburg Book. 2021. 196 p.

3. Bukina N. V. Kul'turnye kody kak elementprostranstva kul'tury [Cultural codes as an element of cultural space] // Vestnik chitinskogo gos. un-ta - Herald of Chita State University. 2008. No. 14. Pp. 69-73.

4. Galickih E. O., Dvoeglazov V. V. Proforientacionnyj proekt "Obrazovatel'nye vstrechi s pedagog-ami-professionalami": opyt realizacii i perspektivy vnedreniya [Career guidance project "Educational meetings with professional teachers": experience of implementation and prospects of implementation] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University. 2022. No. 2 (144). Pp. 66-75. DOI: 10.25730/VSU.7606.22.021.

5. Galickih E. O. Professional'naya podgotovka pedagoga-slovesnika: ot riskov k poisku resursov v novuyu cifrovuyu epohu [Professional training of a verbal teacher: from risks to resource search in the new digital era] // Pedagogicheskij imidzh - Pedagogical image. 2019. No. 2 (43). Pp. 63-76. DOI: 10.32343/2409-5052-201913-2-63-76.

6. Galickih E. O. Tekhnologiya izucheniya metodicheskoj literatury studentami universiteta: chtenie s uvlecheniem [Technology of studying methodological literature by university students: reading with passion] // Pedagogicheskij imidzh - Pedagogical image. 2016. No. 4. Pp. 26-31.

7. Elina E. A. Izobrazitel'noe iskusstvo v interpretaciyah: lingvo-semioticheskij vzglyad [Fine art in interpretations: a linguo-semiotic view]. Saratov. Nauka (Science). 2012. 160 p.

8. Ivanova S. V. Obrazovatel'noe prostranstvo i obrazovatel'naya sreda: v poiskah otlichij [Educational space and educational environment: in search of differences] // Cennosti i smysly - Values and meanings. 2015. No. 6 (40). Pp. 23-28.

9. Panov V. I. Odarennost' i odarennye deti: ekopsihologicheskij podhod [Giftedness and gifted children: an ecopsychological approach] / Psychological Institute of RAO, Laboratory of ecopsychology of development, Russian University of Friendship of Peoples. Department of Social and Differential Psychology. M., Publishing House of the Russian University of Friendship of Peoples. 2005. 299 p.

10. Primernaya rabochaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya "Literatura" - Approximate work program of basic general education "Literature". M. RAO. 2021. 104 p. Available at: https:// fgosreestr.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-literatura?ysclid=lfjdriaoni72468 5128 (date accessed: 25.12.2022).

11. Professional'naya pedagogika : ucheb. posobie : v 2-h ch. Ch. 2 - Professional pedagogy : manual : in 2 parts. Part 2 / V. I. Blinov, I. S. Sergeev, E. Y. Yesenina. M. Yurayt. 2018. 373 p.

12. Rubcov V. V. Proektirovanie razvivayushchej obrazovatel'noj sredy shkoly [Designing the developing educational environment of the school] / V. V. Rubtsov, T. G. Ivoshina; The Ministry of Education of the Russian Federation. Federation. In-t of Educational Politics "Eureka" [et al.]. M. Moscow City Psychological and Pedagogical University. 2002. 271 p.

13. Slobodchikov V. I. Obrazovatel'naya sreda: realizaciya celej obrazovaniya v prostranstve kul'tury [Educational environment: realization of educational goals in the space of culture] // Novye cennosti obrazovaniya: Kul'turnye modeli shkol - New values of education: Cultural models of schools. M. 1997. Is. 7. Pp. 177-185.

14. Stenogramma zasedaniya Pravitel'stvennoj komissii po modernizacii ekonomiki i innovacionnomu razvitiyu Rossii, 22 oktyabrya 2018,16:00, Gorki, Moskovskaya oblast' - Transcript of the meeting of the Government Commission on Economic Modernization and Innovative Development of Russia, October 22, 2018, 16:00, Gorki, Moscow region. Available at: http://government.ru/news/34399/ (date accessed: 25.12.2022).

15. Tarasov S. V. Obrazovatel'naya sreda i razvitie shkol'nika [Educational environment and student development] / Com. of general and profile education of Leningrad Region, Leningrad Region Institute of Education Development. SPb. LOIRO. 2003. 139 p.

16. Tret'yakov N. N. Obraz v iskusstve. Osnovy kompozicii [Image in art. The basics of composition]. Svyato-Vvedenskaya Optina of Deserts. 2001. 261 p.

17. Chertov V. F. Rossijskij uchitel'-slovesnik v usloviyah modernizacii obrazovaniya [Russian teach-er-wordsmith in the conditions of modernization of education] // Prepodavatel'XXI vek - Teacher XXI century. 2012. No. 3-1. Pp. 29-38.

18. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment from modeling to design] / Moscow City Psychol.-Ped. Institute, School "New education". Ed. 2nd, corr. and add. M. Smysl (Sense). 2001. 366 p.

19. Getmanskaya E. V. Literary Education in Russia: Problems and Trends / N. A. Mironova, N. A. Popova // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. November 2015. Vol. 6. No. 6. Pp. 170-177.

20. Getmanskaya E. V., Tokareva M. M. "New literacy" as a category of modern western education // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Pp. 346-353. DOI: 10.15405/epsbs. 2019.09.02.40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.