Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА'

СТРАТЕГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / УЧИТЕЛЬ-СЛОВЕСНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Н. А.

В статье акцентируется внимание на основных принципах реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника: непрерывность, универсальность, преемственность, системность, принцип единства и целостности, итеративность (поэтапность), целенаправленность, реализуемость, эффективность, принцип соответствия показателей целям и задачам, стратегическое видение, творческое моделирование и др. Реализация указанной стратегии на основании выделенных принципов осуществлялась на базе Московского педагогического государственного университета с 2016 по 2023 гг. в процессе изучения методических дисциплин по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF CONTINUING LITERACY EDUCATION AND GENERAL PRINCIPLES ITS REALIZATION IN THE SYSTEM OF METHODICAL TRAINING OF A LANGUAGE TEACHER

The article focuses on the main principles of implementing the strategy of continuous literary education in the system of methodological training of a language teacher: continuity, universality, succession, consistency, the principle of unity and integrity, iterativeness (stage-by-stage approach), purposefulness, feasibility, efficiency, the principle of correspondence of indicators to goals and objectives, strategic vision, creative modeling, etc. The implementation of this strategy on the basis of the identified principles was carried out on the basis of the Moscow State Pedagogical University from 2016 to 2023 in the process of studying methodological disciplines of choice.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА»

Стратегия непрерывного литературного образования и основные принципы ее реализации в системе методической подготовки учителя-словесника

Н. А. МИРОНОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ (Москва)

na.mironova@mpgu.su

Аннотация: В статье акцентируется внимание на основных принципах реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника: непрерывность, универсальность, преемственность, системность, принцип единства и целостности, итеративность (поэтапность), целенаправленность, реализуемость, эффективность, принцип соответствия показателей целям и задачам, стратегическое видение, творческое моделирование и др. Реализация указанной стратегии на основании выделенных принципов осуществлялась на базе Московского педагогического государственного университета с 2016 по 2023 гг. в процессе изучения методических дисциплин по выбору.

Annotation: The article focuses on the main principles of implementing the strategy of continuous literary education in the system of methodological training of a language teacher: continuity, universality, succession, consistency, the principle of unity and integrity, iterativeness (stage-by-stage approach), purposefulness, feasibility, efficiency, the principle of correspondence of indicators to goals and objectives, strategic vision, creative modeling, etc. The implementation of this strategy on the basis of the identified principles was carried out on the basis of the Moscow State Pedagogical University from 2016 to 2023 in the process of studying methodological disciplines of choice.

Ключевые слова: дидактические принципы, стратегия непрерывного литературного образования, система методической подготовки, учитель-словесник

Keywords: didactic principles, strategy of continuous literary education, system of methodical training, language teacher

Модернизация высшего педагогического образования в Российской Федерации на современном этапе направлена на поиск эффективных методических стратегий, реализующихся в системной методической подготовке будущих пе-

дагогов. Образовательная политика в данной сфере регламентирована указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» от 21 июля 2020 года; приказом Министерства просвещения

РФ от 18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам». Активное использование принципов «образование для жизни», «образование через всю жизнь» обосновывает актуальность выбора стратегии непрерывного литературного образования как значимой научно-методической категории, направленной на развитие разнообразных профессиональных компетенций, а именно:

■/ способность будущих учителей-словесников осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач;

•/ умение формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредмет-ных результатов обучения средствами преподаваемого учебного предмета, в частности, литературы;

■/ способность разрабатывать и реа-лизовывать культурно-просветительские программы в соответствии с потребностями учащихся.

В данной статье мы акцентируем внимание на основных принципах реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника, благодаря использованию которых решаются методические задачи, поставленные перед высшим педагогическим образованием в XXI веке. В рамках проводимого исследования нами были выделены основополагающие принципы реализации указанной стратегии: непрерывность, универсальность, закономерность, преемственность, комплексность, системность, принцип единства и целостности, итеративность (поэтапность), целенаправленность, реализуемость, эффективность, принцип соответствия показателей целям и задачам, стратегическое видение, гармоническое действие,

саморазвитие, оперативное управление, творческое моделирование.

Реализация указанной стратегии на основании выделенных принципов осуществлялась на базе Московского педагогического государственного университета с 2016 по 2023 гг. по авторской модели в процессе изучения методических дисциплин по выбору: «Современный урок литературы», «Современные формы занятий по литературе», «Урок литературы и внеурочная деятельность», «Дисциплины по выбору методического модуля» и др. В реализации опытно-экспериментальной модели принимали участие студенты, обучающиеся в бакалавриате по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профили: «Русский язык и литература», «Литература и История», «Литература и МХК». Остановимся более подробно на некоторых из обозначенных принципов.

Принцип непрерывности актуализирует идею непрерывного образования, связанную с «переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме непрерывного образования, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, саморазвитие обучающихся» [14]. Разрабатывая реализацию стратегии непрерывного литературного образования в педагогическом вузе важно учитывать, что системообразующим фактором непрерывного образования является потребность общества не только в поступательном развитии личностного потенциала человека, но и в совершенствовании его профессиональных умений и навыков [1]. Таким образом, в непрерывное образование как в систему органически встраивается многовариативность педагогических и методических подходов, стратегий и тех-

Системообразующим фактором непрерывного образования является потребность общества не только в поступательном развитии личностного потенциала человека, но и в совершенствовании его профессиональных умений и навыков.

Например, принцип непрерывности был одним из ведущих в построении античной системы образования. Так, Аристотель полагал, что «благо человека заключается в деятельности души, сообразной с лучшею и совершеннейшею добродетелью...»

нологий обучения. Например, принцип непрерывности был одним из ведущих в построении античной системы образования. Так, Аристотель полагал, что «благо человека заключается в деятельности души, сообразной с лучшею и совершеннейшею добродетелью, и притом в течение всей жизни, ибо «одна ласточка еще не делает весны», как не делает ее и один день; точно так же один день или короткое время еще не делает человека счастливым или блаженным» [с. 14]. Платон в свою очередь выдвинул разные периоды развития личности, считая, что в возрасте 16 — 23—25 лет происходит изучение высших наук, а после 25 лет освоение «высшей науки» — диалектики. То есть, древние греки считали, что «полученное первоначальное образование» должно продолжаться и в зрелом возрасте и вести человека «даже до конца жизни» [10, с. 9]. Данная позиция нашла отражение при проектировании отдельных блоков и модулей методических дисциплин (например, учебные модули: «Библиотека и её роль в современной образовательной среде», «Синтез литературы и театра в современном образовательном пространстве»), ориентированном на потребности студента-филолога в самообразовании и саморазвитии.

Принцип преемственности базируется на понимании стратегии непрерывного литературного образования как способа поступательного развития практико-ориентирован-ных умений студентов-филологов, будущих учителей-словесников. Ещё в конце ХХ века советским учёным О. В. Купцовым была выдвинута следующая позиция: основой для построения концепции непрерывного образования является процесс приобретения дополнительных знаний, так как «традиционная вертикальная преемственность, рассматриваемая как линейная последовательность, уступает место иному,

функциональному типу преемственности, реализация которого обеспечивает непрерывный характер процессов формирования личности» [6, с. 37]. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что методические курсы по выбору: «Современный урок литературы», «Современные формы занятий по литературе», «Урок литературы и внеурочная деятельность» и другие дисциплины, изучаемые на IV и V курсах бакалавриата, способствуют приобретению дополнительных практико-ориентированных (креативно-творческих, проектно-исследовательских и др.) умений, углубляя профессиональные компетенции, полученные в ходе освоения базовой дисциплины «Методика обучения литературе», изучаемой на III—V курсах бакалавриата.

Принцип комплексности основан на идеи швейцарского педагога-гуманиста И. Г. Песталоцци, который говорил о необходимости целостной методической подготовки преподавателя и воспитателя, рассматривая деятельность педагога «как деятельность творческую и решительно возражал против применения в ней рутинных и однообразных приемов» [12, с. 36]. Учёный считал, что в педагогику «не должны быть допущены «ремесленники от воспитания»» [12, с. 36]. Искусство воспитания и обучения необходимо поднять до уровня современной науки, именно данная мысль в полной мере отражает идею проведённого исследования — необходимость разработки комплексного подхода к методической подготовке учителя-словесника в аспекте непрерывного литературного образования. Речь здесь идёт о создании оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности человека независимо от его возраста с обязательным учётом его особенностей, мотивов, интересов, ценностных установок. Об этом подробно в 80-е гг. ХХ века писал отечественный ученый Б. С. Гер-шунский [4, с. 61—70]. Данная идея учтена при разработке содержания методических курсов по выбору. Например, при освоении модуля «Библиотека и её роль в совре-

менной образовательной среде» студентам-филологам предложено выполнить следующие виды самостоятельной работы: написание рецензии (или отзыва) на одно из произведений русской литературы XXI века о библиотеке; проектирование ин-фографики «Региональная библиотека XXI века»; разработка видеолекции по биографии писателя, рассматривающего в своём творчестве тему библиотечного пространства и роль библиотекаря в жизни общества; разработка и защита проекта «Проектирование визуальных технологий в современной школьной библиотеке» и др.

Принцип стратегического видения был выделен на основании комплексного анализа понятия «стратегия» (работы А. Чандлера [18], Г. Стейнера [19], Н. Н. Тренёва [15], О. С. Виханского [3], О. В. Лаврова [7] и др.). На данный момент не существует единого подхода к разработке и реализации стратегий разного типа. Принцип стратегического видения нами актуализирован на основе позиции О. С. Виханского [3], который говорит о любой стратегии и моделях её реализации как качественном направлении развития в определённой сфере деятельности. В частности, в нашем исследовании речь идёт о педагогической и методической деятельности будущего учителя литературы. Нами было проведено экспериментальное исследование: анкетирование среди студентов II—V курсов Института филологии Московского педагогического государственного университета. В экспериментальном опросе принимало участие 678 студентов-филологов. Подавляющее большинство респондентов (97,7%) считают необходимым обращение к идее непрерывного литературного образования в процессе профессиональной подготовки. Только 1 студент написал, что он считает это нецелесообразным. Также большинство студентов (78%) рассматривают непрерывное литературное образование как стратегию, которую необходимо реа-лизовывать на каждом образователь-

ном этапе (например, в университете, в процессе подготовки будущего учителя-словесника, в последующей профессиональной деятельности, а также на каждом этапе школьного обучения). Несколько студентов (34,7%) высказали своё представление о непрерывном литературном образовании. Приведём отдельные ответы: «Я понимаю непрерывное литературное образование как включённость в литературный процесс, понимание его развития и механизмов, осведомлённость о тенденциях книжной индустрии, синтеза литературы и разных искусств», «Литературное образование должно быть частью повседневной жизни», «Погружение учителя в литературный процесс не только как наставника, но и как ученика, участника, его желание постигать что-то новое, необходимое для профессионального роста». Данный принцип позволил выделить стратегический аспект непрерывного литературного образования: определение конкурентных целей, последовательную, согласованную, интегрированную структуру определённых методических решений.

Принцип творческого моделирования выявлен на основе позиции Рон Янга [20], признанного международного эксперта в области стратегического управления знаниями, который считает имеющиеся базы данных, интернет-порталы инструментами сохранения и распространения знаний, включающих лучшие практики разного типа. Указанный принцип реализован нами при освоении модуля «Цифровые технологии обучения литературе». Изучение данного модуля ориентировано не на овладение научно-методическими навыками, а на возможность продемонстрировать приобретённые умения по использованию цифровых технологий в практике непрерывного литературного образования [9]. В частности, осваивая данный модуль, студенты самостоятельно и под руковод-

Принцип стратегического видения нами актуализирован на основе позиции О. С. Виханского, который говорит о любой стратегии и моделях ее реализации как качественном направлении развития в определенной сфере деятельности.

Стратегическая задача, которую ставит на данном этапе преподаватель высшей школы, пробудить интерес студента-филолога к видеолекции как цифровой технологии, имеющей значительный обучающий потенциал.

ством преподавателя моделируют разные цифровые технологии (мультимедийные презентации, видеолекции, интерактивные плакаты, виртуальные туры, буктрейле-ры, инфографику, скрайб-эскизы и др.), анализируют предлагаемые учебно-методические работы и художественные произведения, видеоматериалы и платформы дистанционного обучения, используемые в системе непрерывного литературного образования. Например, на подготовительном этапе по моделированию видеолекции о художественном произведении в старшей школе, студенты обращаются к различным типам видеолекций по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Стратегическая задача, которую ставит на данном этапе преподаватель высшей школы, пробудить интерес студента-филолога к видеолекции как цифровой технологии, имеющей значительный обучающий потенциал. Примером студийной видеолекции по роману Ф. М. Достоевского может служить видеолекция А. Н. Архангельского, созданная в рамках авторского курса «Герои классики» на тему «Достоевский. Лекция №7» (URL: https://www.youtube.com/ watch?v=du6XHUYUswQ). По материалам видеолекции студентам предложено ответить на следующие вопросы:

■/ Где происходит съёмка? Как организовано пространство видеолекции? К какому типу можно отнести данную лекцию? Почему? Есть ли на записи взаимодействие лектора с аудиторией? Важно ли такое взаимодействие в видеоформате?

■/ Можно ли считать данную видеолекцию интерактивной? Свой ответ поясните. Какие интерактивные приёмы использует лектор?

■/ Составьте тезисный план содержания видеолекции. На что вы обратили внимание? Что особенно привлекло вас в лекции: содержание материала или манера

изложения? Какие специальные средства для привлечения внимания аудитории использованы лектором?

Также в ходе практического занятия студенты обращаются к 4 видеолекциям о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, созданным по проекту Государственного литературного музея «Литературный экспресс» (URL: https://litexpress.goslitmuz.ru/classic/f_m_ dostoevskiy/) (лектор — П. Е. Фокин, ведущий научный сотрудник отдела Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля).

Студенты останавливаются на постановочных видеолекциях П. Е. Фокина, снятых в залах Музейного центра Московского дома Достоевского. Обращает на себя внимание выбранное лектором пространство для съёмки — дом писателя, где Фёдор Михайлович прожил первые 16 лет своей жизни. Лектор обращается к деталям обстановки, предметам быта, книгам — всему тому, что окружало писателя при жизни и впоследствии повлияло на его творчество. Студентам в процессе работы предлагается ответить на такие вопросы:

•/ Чем постановочная видеолекция отличается от студийной? Как в кадре ведёт себя лектор? Обратили ли вы внимание на пространство, в котором происходит съемка или же вас в первую очередь привлекло содержание лекции?

■/ Помогает ли специально созданное для видеолекции пространство глубже понять авторскую позицию? Тезисно зафиксируйте основные положения лекции.

В конце практического занятия студентам предложено ответить на вопросы, направленные на выявление понимания видеолекции как продуктивной цифровой технологии:

■/ Интересно ли изучать художественное произведение по видеолекциям? Поясните свою точку зрения.

•/ Оказывают ли видеолекции эмоционально-эстетическое воздействие на обучающегося? Свою мысль объясните.

Работа с указанными вопросами развивает стратегическую методическую позицию. Умение студента оценить материал с разных точек зрения, выявить положительные и отрицательные аспекты — важное качество, которое формируется сегодня в педагогическом вузе при обращении к цифровым технологиям [9], актуализирует миссию стратегии непрерывного литературного образования в определенном направлении, связанным с развитием цифровых компетенций обучающихся, будущих учителей-словесников.

Принцип соответствия показателей целям и задачам связан с расширением и обогащением диагностического инструментария оценки эффективности реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника. В частности, автором исследования были конкретизированы и обобщены профессионально-методические умения: креативно-творческие, проектно-исследовательские, саморазвитие, самообразование и др. Например, на одном из практических занятий по курсу по выбору «Урок литературы и внеурочная деятельность» (модуль: «Цифровые технологии обучения литературе») на подготовительном этапе работы в процессе разработки сценарного плана скрайбинга для учащихся 7 класса на тему «Образ Николеньки Иртеньева (главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство»)» студенту-филологу необходимо было выбрать и проанализировать литературоведческие (П. П. Громов [5], О. И. Маховская [8],

A. Ф. Цирулев [16] и др.) и методические (Н. Н. Наумова [11], В. Б. Ремизов [13],

B. Ф. Чертов [17] и др.) исследования, на основе которых будет выстроена работа с художественным произведением, отобран соответствующий материал и выделены ключевые позиции, которые найдут отражение в скрайб-технологии, станут основой стратегического методического решения. На практическом занятии осуществляется

презентация работы и обсуждение достоинств и недостатков данной технологии, также отмечается целесообразность использования данной цифровой технологии как инструмента анализа и обработки предложенного текста, преимущества и недостатки данного способа визуализации. Объясняя выбор визуальных образов для скрайб-презента-ции, студенты оценивают взаимосвязь вербальной и визуальной информации, что способствует эффективному запоминанию представленного материала, вызывает эмоциональное и эстетическое переживание. Все указанные формы деятельности направлены на совершенствование методической подготовки учителя-словесника.

На основании проведенного исследования и выделенных принципов реализации стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника можно утверждать, что студенты-филологи, прошедшие экспериментальную подготовку в рамках предложенной в настоящем исследовании методики, стратегически подготовлены к профессиональной деятельности, то есть

■/ готовы к решению проектно-иссле-довательских задач: умеют формулировать темы проектов для учащихся, в основе которых реализация стратегии непрерывного литературного образования в общеобразовательной школе; устанавливают цели, задачи, создают для школьников пошаговые инструкции для выполнения исследовательских проектов по литературе; оценивают материал с разных точек зрения и др.,

■/ способны творчески методически моделировать: анализируют, обобщают и используют материал, предложенный на интернет-порталах и имеющий педагогическую и методическую ценность; разра-

Умение студента оценить материал с разных точек зрения, выявить положительные и отрицательные аспекты — важное качество, которое формируется сегодня в педагогическом вузе при обращении к цифровым технологиям.

батывают сценарные планы, проектируют различные цифровые технологии: видеолекции, слайд-постеры, скрайб-эскизы, интерактивные плакаты, виртуальные туры, буктрейлеры и др.;

— целенаправленно развивают цифровые компетенции;

— осознанно подходят к самообразованию и саморазвитию, выстраивают индивидуальную траекторию обучения.

Список литературы

1. Анисъкина, Н. Н. Формирование системы непрерывного образования в современной России / Н. Н. Аниськина // Дополнительное профессиональное образование в стране и в мире. — 2013. — № 1(1). — С. 4—9.

2. Аристотель. О душе / Аристотель ; предисловие В. К. Сережникова ; перевод и примечания П. С. Попова. — Москва : Соцэкгиз, 1937. — 179 с.

3. Виханский, О. С. Стратегическое управление : учебник для студентов, обучающихся по специальности и направлению менеджмент / О. С. Виханский. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва : Гардарики, 2002. — 292 с. — ISBN 5-8297-0021-2.

4. Г ершу некий, Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Б. С. Гершунский // Вестник высшей школы. — 1987. — № 8. — С. 15—22.

5. Громов, П. П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души» / П. П. Громов. — Ленинград : Художественная литература, 1971. — 392 с.

6. Купцов, О. В. Непрерывное образование: подходы и решения / О. В. Купцов // Теория и практика физической культуры. — 1987. — № 9. — С. 37—40.

7. Лавров, О. В. Менеджмент знаний в России. Взгляд из профессионального сообщества / О. В. Лавров // Менеджмент знаний в России. Как это работает. Экспертная сессия 2019: «Управление знаниями стандарты и практика». Дайджест № 1, 2019. — URL: http://knowledgeoffice.ru/premia 2018 (дата обращения: 09.01.2023).

8. Маховская, О. И. Сила литературной традиции в воспитании российских детей / О. И. Маховская // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. — № 4. — С. 350—354.

9. Миронова, Н. А. Русская классика и цифровые технологии обучения / Н. А. Миронова // Русская классика в диалоге с современностью: модели взаимодействия : коллективная монография / В. А. Доманский, О. Б. Кафанова, Н. А. Миронова, Н. А. Попова. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — С. 117—198.

10. Нарбеков, И. Д. Идеалы воспитания и образования у древних греков / И. Д. Нарбеков. — Казань : Центральная типография, 1912. — 36 с.

11. Наумова, Н. Н. Л. Н. Толстой в школе : пособие для учителей / Н. Н. Наумова ; под редакцией Л. А. Соколовой. — Ленинград : Учпедгиз. Ленинградское отделение, 1959. — 320 с.

12. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. Том 1 / И. Г. Песталоцци ; под редакцией В. Л. Ротенберг, В. М. Кларина. — Москва : Педагогика, 1981. — 336 с.

13. Ремизов, В. Б. Уроки Толстого и школа культуры. Книга для родителей и учителя : монография / В. Б. Ремизов. — Москва : РГ-Пресс, 2019. — 360 с. — ISBN 978-5-9988-0694-0.

14. Российская педагогическая энциклопедия. 1993—1999. — URL: https:// pedagogicheskaya.academic.ru/ (дата обращения: 22.01.2023).

15. Тренев, В. Н. Основы стратегического менеджмента : учебно-методическое пособие /

B. Н. Тренев. — Москва : СИНТЕГ, 2011. — 318 с. — ISBN 978-5-89638-118-1.

16. Цирулев, А. Ф. Концепция разума в трилогиях Л. Толстого и М. Горького / А. Ф. Циру-лев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 3(1). —

C. 324—327.

17. Чертов, В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе : монография / В. Ф. Чертов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профильного образования «Московский педагогический государственный университет». — 2-е издание, дополненное. — Москва : Прометей, 2013. — 245 с. — ISBN 978-5-4465-0274-5.

18. Chandler, A. D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise / A. D. Chandler. — MIT Press, 1962. — 633 р.

19. Steiner, G. A. Strategic Planning: What Every Manager Must Know / G. A. Steiner. — New York : Free Press, 1979. — URL: https://archive.org/details /strategicplannin0000stei (дата обращения: 17.02.2023).

20. Young, R. Health/Wellness Online Business — 2013 / R. Young. — URL: http://www. knowledge-management-online.com/RonaldYoung.html (дата обращения: 17.02.2023).

Система методического сопровождения педагога дошкольной сферы на основе формирования института профессиональных объединений

Н. Ю. МАЙДАНКИНА, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик преподавания общеобразовательных дисциплин Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова (Ульяновск) mаidаnkinа @ mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме проектирования системы научно-методического сопровождения педагога дошкольной сферы с тенденцией к формированию института профессиональных объединений. В статье представлены элементы системы научно-методического сопровождения педагога дошкольной сферы на основе формирования и развития института профессиональных объединений с учетом социальных факторов и профессиональных рисков.

Annotation: The article is devoted to the problem of a system of scientific and methodological support designing of a preschool teacher with a tendency in the formation of the institute of professional associations. The article presents elements of scientific and methodological support of the preschool teacher based on the formation and development of the institute of professional associations, taking into account social factors and professional risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.