Научная статья на тему 'Стратегия национальной безопасности и военное строительство Испании: в условиях новых вызовов'

Стратегия национальной безопасности и военное строительство Испании: в условиях новых вызовов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4251
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Испания / НАТО / европейская безопасность / оборона / угрозы / реформа вооруженных сил / Spain / NATO / European security / defense / threats / reform of armed forces

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Г И. Кутырев

В статье определяются роль и место Испании в системе европейской безопасности в условиях современных вызовов и угроз. В этой связи исследуется развитие политики королевства в сфере международной безопасности на концептуальном и практическом уровнях. Внимание уделяется ходу и направленности процесса военного строительства Испании. Делается вывод о перспективах участия страны в решении ключевых проблем международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL SECURITY STRATEGY AND PROCESS OF ARMED FORCES BUILDING IN SPAIN: IN THE FACE OF NEW CHALLENGES

The article determines the pole and place of Spain in the system of European security in the face of modern challenges and threats. In this regard the author explores the developments of Kingdom’s policy in the sphere of international security at the conceptual and practical levels. The attention is paid to the dynamics and direction of the process of armed forces building in Spain. The paper concludes on the perspectives of the country’s participation in the solution of the key problems in the sphere of international security.

Текст научной работы на тему «Стратегия национальной безопасности и военное строительство Испании: в условиях новых вызовов»

Г.И. КУТЫРЕВ, 2018 © KUTYREV GEORGIY

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ИСПАНИИ: В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ THE NATIONAL SECURITY STRATEGY AND PROCESS OF ARMED FORCES BUILDING IN SPAIN: IN THE FACE OF NEW CHALLENGES

Аннотация. В статье определяются роль и место Испании в системе европейской безопасности в условиях современных вызовов и угроз. В этой связи исследуется развитие политики королевства в сфере международной безопасности на концептуальном и практическом уровнях. Внимание уделяется ходу и направленности процесса военного строительства Испании. Делается вывод о перспективах участия страны в решении ключевых проблем международной безопасности.

Abstract. The article determines the pole and place of Spain in the system of European security in the face of modern challenges and threats. In this regard the author explores the developments of Kingdom's policy in the sphere of international security at the conceptual and practical levels. The attention is paid to the dynamics and direction of the process of armed forces building in Spain. The paper concludes on the perspectives of the country's participation in the solution of the key problems in the sphere of international security.

Ключевые слова: Испания, НАТО, европейская безопасность, оборона, угрозы, реформа вооруженных сил.

Keywords: Spain, NATO, European security, defense, threats, reform of armed forces.

На сегодняшний день Испания является парламентской монархией с консолидированной демократией, развитой экономикой1 и принадлежит к числу стран, которые влияют на принятие решений по вопросам как европейской, так и международной экономической и политической повестки дня. Уникальное географическое положение Испании (между Европой и Северной Африкой, а также Средиземноморьем и Атлантикой), исторические связи со странами Ибероамерики придают ей значимую геостратегическую роль в международной системе безопасности.

Испания является одной из крупнейших европейских стран -участниц НАТО (с 1982 г.), Европейских сообществ/ЕС (с 1986 г.), а также ОБСЕ, ОЭСР и ООН. При реализации внешнеполитического курса королевство стремится активно использовать возможности как евро-атлантических, так и глобальных (в том числе Совета Безопасности ООН) институтов.

Испания глубоко интегрирована в Североатлантический альянс. Так, в Мадриде расположен Центр по совершенствованию техник обезвреживания взрывных устройств [Брифинг. Противодействие.., 2014] как результат политики Испании и ее партнеров на теракты в Мадриде 2005 г. В Валенсии расположен штаб бригадного уровня сил быстрого реагирования НАТО2. В военно-морской базе Рота (исп. Rota)3 были развернуты корабли ВМС

1 По объему ВВП - 14-я в мире (1113 млрд долл. евро) и 4-я в еврозо-не, по объему инвестиций - 11-я в мире и 2-я в Ибероамерике, по экспорту товаров - 7-я в ЕС. Испания занимает одно из ведущих мест в мире по выработке электроэнергии из возобновляемых источников энергии наряду с Китаем, Германией, США и Японией. - Прим. авт.

2 СБР НАТО были сформированы в 2003 г. и комплектуются по принципу ежегодной очередности контингентами одного крупного (среднего) и двух-трех малых европейских стран - участниц НАТО. В 2015/16 гг. основная нагрузка в комплектовании СБР была возложена на Испанию. -Прим. ред.

3 Совместная военно-морская база Испании и США в районе одноименного города (с 1955 г.). На базе размещены также подразделения Корпуса морской пехоты и части ВВС США. ВМБ Рота - первый порт, в который заходят корабли ВМС США, направляющиеся в Средиземное море. - Прим. авт.

США, оснащенные системой ПРО «Иджис» и являющиеся морским компонентом интегрированной группировки ПВО / ПРО НАТО в Европе. По мнению западных экспертов, «объединение средств разных государств-партнеров является эффективным способом создания нового защитного потенциала Альянса и обеспечит в конечном итоге более высокую степень защищенности, чем та, которая может быть достигнута самостоятельно отдельной страной» [Плегер, 2013, с. 21]. Свой вклад в развитие совместной системы ПВО Испания, как указывает отечественный военный исследователь И. Иванов, обеспечивает и участием «в разработке и производстве ЗРК [зенитно-ракетных комплексов] наземного и морского базирования, обладающих способностью перехвата баллистических целей на средних и малых высотах и дальностях» [Иванов, 2017].

Из числа средиземноморских государств - членов НАТО Испания находится на втором месте после Италии по большинству количественных показателей, связанных с развитием ЕС. Это численность личного состава (182 тыс. и 121 тыс. в 2016 г.), общему уровню расходов на военные цели (19,98 млрд и 10,10 млрд долл.) и объему расходов на одного гражданина (380 и 285 долл.) [Defence Expenditures.., 2016, p. 1-7]. По уровню боеспособности и оснащенности вооружениями и военной техникой, в том числе с учетом развитости собственного ВПК, Испания стоит наравне с Италией [см.: Храмчихин, 2014].

В рамках деятельности профильных международных структур (ООН, НАТО, ЕС) королевство активно участвовало в деятельности по миротворчеству и поддержанию мира. На данный момент королевские вооруженные силы участвуют в урегулировании вооруженных конфликтов в Европе (Косово), Азии (Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан), Африке (Мали). В целях стабилизации обстановки в данных регионах ВС страны тесно сотрудничают со специальными службами и МИД королевства. Параллельно Испания принимает участие в военно-тренировочной деятельности НАТО, особенно его морской компоненте. В частности, ВМС Испании на ротационной основе предоставляют корабли в состав 2-й постоянной морской и 2-й постоянной контрминной групп, дейст-

вующих в Средиземном (с 2004 г.) и Черном (с 2008 г.) морях. Так, в мае 2018 г. ВМС Испании (представленные ракетным фрегатом «Виктория») приняли участие в учениях «Морской щит - 2018» («Sea Shield 18») в акватории Черного моря (с участием Украины).

Являясь страной - участницей евро-атлантических институтов, Испания выстраивает свой военно-политический курс под воздействием сложной комбинации внутренних и внешних факторов, учитывая геополитические и экономические интересы так называемого коллективного Запада и его наиболее влиятельного актора в данный момент - США.

Политика в сфере международной безопасности опирается на имеющуюся ресурсную базу, в том числе ее ставшую весомой экономическую составляющую. Так, выступая 15 марта 2017 г. в Конгрессе, председатель правительства Испании М. Рахой отметил, что экономика страны представляет пример сбалансированного и быстрого восстановления от мирового финансово-экономического кризиса. Согласно опубликованному Министерством экономики, промышленности и конкурентоспособности Испании макроэкономическому сценарию на 2018-2021 гг., рост ВВП страны хоть и замедлится, но будет продолжать расти (на 2,4% в 2019 г. и 2,3% в 2020 г.) [Spain Macroeconomic.., 2018].

Как известно, к концу 2000-х годов Испания оказалась в «ловушке» долгового кризиса. Так, королевство вошло в число самых неблагополучных в ЕС стран (в так называемую группу PIIGS, куда еще вошли Португалия, Италия, Греция и Исландия). Однако благодаря жестким реформам, предпринятым правительством стран (налоговой, государственного управления и финансового сектора) и кредитным программам «Тройки» (представителей Еврокомис-сии, Европейского Центробанка и Международного валютного фонда), иберийским странам и особенно Португалии удалось к 2015 г. выбраться из «долговой ямы» и добиться экономического роста. Главными факторами, повлиявшими на состояние национальной экономики с 2015 г., стали: рост внутреннего потребительского спроса, сокращение инфляции, наращивание объемов испанского экспорта [Обзор состояния.., 2016, с. 48].

При рассмотрении внешнеполитического курса необходимо принимать такой значимый фактор внутреннего развития Испании, как полиэтничность ее населения. Помимо испанцев население страны составляют баски, галисийцы и каталонцы. В стране также зарегистрировано 4,7 млн иностранцев (12% к численности населения королевства), из которых 32% - румыны и марокканцы, 6,9 - выходцы из Великобритании, 4,8 - Эквадора, 4% - Италии [Обзор состояния.., 2016, с. 2].

В условиях глобализации Испания, как и другие акторы ми-рополитической системы, сталкивается с широким и быстро меняющимся спектром угроз безопасности. Их условно можно разделить на традиционные (вооруженные конфликты, распространение оружия массового уничтожения, шпионаж, применение иными государствами военной силы), так и новые, в первую очередь основанные на применении военно-силовых рычагов.

Из числа первых особое внимание следует обратить на вооруженный конфликт на востоке Украины (2014-2015) как составную часть общего ухудшения отношений Запада и России. Его основной причиной видный аналитик Д.В. Тренин видит ситуацию после окончания холодной войны, когда «европейским странам не удалось создать всеобъемлющую систему безопасности в Европе, которая включала бы и Россию» [Тренин, 2018]. Укрепление новых центров влияния - особенно РФ и КНР, в том числе значительный рост военной мощи, - вызывает растущую настороженность США и их европейских партнеров. Так, как указывал отечественный исследователь А.Ю. Безруков, согласно новой Стратегии национальной безопасности администрации Д. Трампа, новые центры влияния «намеренно вынашивают долгосрочные планы подорвать американскую безопасность и процветание» [Безруков, 2018]. Ряд исследователей, в частности Д.В. Тренин, не исключают углубления размежевания между Западом и его оппонентами, консолидация которых может даже привести к образованию «своего рода евразийской Антанты» [Тренин, 2018]. Эти факторы будут требовать наращивания усилий от Испании в рамках НАТО (в том числе численности войск в составе общих военных группировок Альянса) и в меньшей степени ЕС, что может поста-

вить королевство перед проблемами как роста военных расходов, так и заметного увеличения численности вооруженных сил.

Растущее давление на Испанию оказывает рост активности структур международного терроризма. Как указывала отечественный исследователь данной тематики О.Н. Новикова, эта угроза включает несколько составляющих: «ядро» «Исламского государства» (запрещено в РФ) на территории Сирии и Ирака [см.: McGurk, 2017], «Аль-Каида», их «ответвления» в нестабильных странах Азии и Африки, более мелкие не аффилированные с ними группировки, а также террористы-одиночки [Новикова, 2017, с. 8]. Для стран - участниц ЕС и НАТО наибольшая угроза исходит от прибывающих (под видом беженцев) террористов из Магриба, а также спящих ячеек и экстремистов. Так, 17 августа 2017 г. фургон «Fiat Talento» сбил пешеходов на пешеходной туристической улице Рамбла в Барселоне. В общей сложности жертвами теракта стали 16 человек, а ответственность взяло на себя ИГ. Еще в 2004 г. Мадрид стал местом террористических атак, а потому данная угроза воспринимается королевством вдвойне остро.

Параллельно возрастают риски для безопасности королевства, связанные с факторами национализма и экстремизма. На данном направлении до 2011 г. наибольшую тревогу вызывали действия баскской национал-сепаратистской организации ЭТА1. 20 октября 2011 г. представителями ЭТА быто объявлено об «окончательном прекращении вооруженной деятельности» [Баскская группировка.., 2011] и переходе к достижению целей через демократические инструменты. 16 апреля 2018 г. ЭТА заявила о самороспуске [ETA anuncia.., 2018].

Стоит отметить, что в Каталонии, где сепаратистские настроения зародились примерно в то же время, что и у басков, из-

1 ЭТА (исп. ЕТА - Еиэка^ Та Лэк^аэипа), что переводится как «Страна Басков и свобода» - леворадикальная националистическая организация сепаратистов. ЭТА провозглашала своей целью создание независимой страны в баскском регионе Испании и юго-западных провинциях Франции Лабур, Басс-Наварра и Суль (которые ранее были территориями Испании), а главным методом борьбы - «герилью», «революционную войну» против метрополии (Испании). - Прим. авт.

92

начально практически отсутствовала агрессивная направленность по отношению к Испании. На протяжении длительного периода времени каталонские сепаратисты «вооруженным методам борьбы с центральной властью предпочитали ориентацию на мирное сосуществование различных политических сил» [Хенкин, 2012]. Тем не менее политический кризис, разразившийся после референдума о независимости Каталонии 1 октября 2017 г., и последующая за ним декларация независимости, одобренная местным парламентом 27 октября 2017 г. [Парламент Каталонии.., 2017], стали серьезным испытанием для системы национальной безопасности Испанского королевства. В результате правительство по главе с М. Рахоем приняло решение об активации ст. 155 Конституции по принуждению автономии к выполнению своих конституционных обязательств, что произошло впервые за 40 лет существования испанской демократии.

В условиях дигитилизации всех сфер жизни, в том числе экономических процессов, Испания, как и ее партнеры по ЕС и НАТО, столкнулась с угрозой своей кибербезопасности. Так, 12 мая 2017 г. началось массовое распространение вредоносной программы-вымогателя денежных средств «Wanna Cry» - одними из первых были атакованы компьютеры в Испании, а затем и в других странах. К числу значимых новых угроз также следует отнести изменение климата, а также пандемии и эпидемии. Мониторинг и выработка мер противодействия этим вызовам находятся в ведении правительства, тесно взаимодействующего с Генеральными кортесами [Яковлев, 2011, с. 84].

В 2017 г. была принята новая Стратегия национальной безопасности (СНБ), которая пришла на смену аналогичному документу 2013 г., подготовленному в разгар мирового финансово-экономического кризиса. Следует отметить, что до 2011 г. в Испании не существовало подобного документа: страна не имела традиции составления белых, зеленых книг и стратегий в области безопасности, которые появились в 1990-х годах в США, России, Германии, Франции, Японии. В 1992, 2000 и 2003 гг. были подготовлены Директивы национальной обороны, Белая книга в области обороны, а также Стратегический пересмотр политики в облас-

ти обороны [Arteaga, 2011]. Основной акцент в СНБ (2017) сделан на так называемые «гибридные угрозы». Они понимаются как «методы и действия, которые нацелены на уязвимые точки оппонента, эти уязвимости могут быть обусловлены исторической памятью, законодательством, старыми практиками, геостратегическими факторами, сильной поляризацией общества, идеологическими различиями, технологическими недостатками» [Spain's 2017 National.., 2017, p. 16].

Опираясь на спектр угроз безопасности и анализ стратегий Испании в этой сфере, специалисты выделяют следующие приоритеты в этой области [Molina, 2014, p. 54]:

- поддержание обороноспособности государства и вооруженных сил на должном уровне;

- противодействие широкому спектру угроз безопасности, в том числе транснационального характера (особенно нелегальной миграции, международного терроризма и организованной преступности);

- обеспечение беспрерывного доступа к источникам энергии и другим природным ресурсам, поставки которых зависят от зарубежных контрагентов, а также защита инфраструктуры государства, являющейся основой жизнеобеспечения Испании;

- продвижение вопросов разоружения, контроля над вооружениями, нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ);

- создание эффективной системы по защите интересов граждан Испании на международной арене.

Геостратегические интересы Испании: региональный спектр

Партнеры по Европейскому союзу. Участие в интеграционных процессах в ЕС рассматривается в качестве одной из основополагающих целей внешней политики Испании, ибо «усиление Европейского союза в долгосрочной перспективе усиливает саму Испанию» [Spain and the CSDP.., 2015]. Данный тезис закреплен в официальных документах по национальной обороне страны. Так, например, в Директиве национальной обороны Испании (2003) отмечается, что Испания более эффективно отстаивает свои инте-

ресы в рамках коллективных действий и механизмов с партнерами по ЕС и НАТО [Zapatero, 2004]. Так, королевство является последовательным сторонником нарашдвания инструментария Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза, принимая участие во всех (!) ее миссиях с участием вооруженных сил за пределами Европы (по состоянию на июнь 2018 г.). Особого внимания заслуживает участие Испании в Европейском агентстве обороны. В 2015 г. на пост исполнительного директора агентства был назначен испанский дипломат Х. Доменик, а на авиабазе в Сарагосе был развернут постоянный штаб Европейского военно-транспортного командования (ETAC). Данная структура, созданная в 2011 г., способствует повышению мобильности войск государств - участников проекта.

Представленное положение обусловливает и интерес Испании к урегулированию тех очагов напряженности, которые возникают вблизи евро-атлантической региональной подсистемы (особенно на востоке Украины, в Сирии и Ираке, Ливии). Испанские власти поддерживают курс руководства ЕС на сближение с Украиной, развивая с ней взаимодействие как по двусторонним каналам, так и по линии объединения в целом.

На этом фоне у официального Мадрида не может не вызывать обеспокоенность процесс Брекзита (с 2016 г.), серьезно ослабляющий совокупную ресурсную базу ЕС. Для Испании процесс выхода Великобритании из объединения имеет важное измерение и на национальном уровне - это актуализация вопроса о принадлежности Гибралтара. Официальный Мадрид продолжает оспаривать суверенитет этой заморской территории Великобритании, что особенно важно с учетом геостратегического положения Гибралтара: он расположен между Южной Европой и Северной Африкой и контролирует морской проход из Средиземного моря в Атлантический океан.

Соединенные Штаты Америки. На фоне ухудшения отношений ЕС и части государств - членов объединения (в первую очередь, ФРГ) с США после прихода к власти Д. Трампа (45-й президент Соединенных Штатов с января 2017 г.), в отношениях официального Вашингтона и Испании не наблюдается аналогич-

ного спада. Думается, что это прежде всего обусловлено отсутствием заметных попыток Испании превратиться в полновесный центр притяжения евро-атлантической региональной подсистемы (как у Германии), а значит, и конкурировать с США.

Россия. С 2014 г. отношения Испании и России развивались по нисходящему треку, что полностью вписывалось в логику общего дистанцирования Запада и России. Согласно Стратегии национальной безопасности (2017), Россия признается важным международным актором и постоянным членом Совета Безопасности ООН, поэтому ее участие в системе международной безопасности имеет значение для поиска многосторонних решений проблем, стоящих перед международным обществом. В то же время официальный Мадрид не признает законности референдума о вхождении Крыма в состав России [Spain's 2017 National.., 2017]. Помимо выражения солидарности с партнерами по ЕС это обусловлено обострением «каталонского вопроса».

Ближний Восток и Северная Африка. Эти регионы выступают де-факто одними из основных продуцентов угроз безопасности Испании. Резкий рост конфликтогенности на Ближнем Востоке -согласно СИПРИ, в 2016 г. на территории семи из 16 государств региона велись боевые действия [SIPRI Yearbook.., 2017] - требует повышения эффективности системы охраны для протяженного побережья королевства Испании. При этом королевство стремится не потерять своей исторически значимой роли связующего звена между Европой и арабским миром. Фокусными партнерами официального Мадрида в этой связи являются Марокко и Алжир. Сохранение в них относительно стабильной обстановки облегчает решение проблемы обеспечения безопасности как основной территории Испании, так и двух анклавов королевства (Сеуты и Ме-лильи).

Латинская Америка с учетом нахождения в регионе новых центров влияния представляется значимым партнером Испании. Однако это не снимает остроты проблемы прибытия в королевство нелегальных мигрантов из стран Южной Америки - в первую очередь, Колумбии, Эквадора, Доминиканской Республики. Эта про-

блема усугубляет трудности борьбы с беженцами, прибывающими в Испанию из нестабильных государств Магриба.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе присутствие Испании (в том числе экономическое) является ограниченным и носит точечный характер. Очень небольшое по объемам королевство принимает участие и в противодействии угрозам безопасности в регионе (в частности, морскому пиратству).

Институциональная структура политики национальной обороны Испании и трансформация вооруженных сил

Институциональная структура политики национальной обороны Испании формируется на основе двух документов: Конституции Испании (1978) [Испанская Конституция, 1995] и Органического закона Испании № 5/2005 «О национальной обороне», который регулирует вопросы обороны страны и принципы деятельности испанских вооруженных сил за рубежом. Формально верховным главнокомандующим вооруженными силами является монарх (король Филипп VI), реальная власть сосредоточена в руках правительства. Правительство обязано получить предварительное одобрение Конгресса депутатов (нижней палаты Генеральных кортесов) для любого использования вооруженных сил страны за пределами ее территории.

В 2013 г. был создан Совет по национальной безопасности при председателе правительства Испании, который стал консультативным и координирующим органом для всех государственных учреждений «в их работе по нахождению адекватных ответов быстро меняющимся вызовам безопасности страны» [В Испании учрежден.., 2013]. С принятием закона № 36/2015 «О национальной безопасности» полномочия данного органа были существенно расширены в деле обеспечения безопасности в киберсфере, Мировом океане, а также в вопросах энергетики, экономики и финансов.

В качестве председателя Совбеза ООН Испания (2015/16 гг.) сыграла заметную роль в принятии решения по деэскалации напряженности в Ливии и Сирии (в частности, резолюции № 2258). Королевство также способствовало принятию резолюции № 2231 (2015), в которой был одобрен Совместный всеобъемлющий план

действий (СВПД) по решению иранской «ядерной проблемы». Испания возглавляла Комитет Совета Безопасности, сформированный во исполнение резолюции 1718 (2006) в отношении КНДР. Испания выступала за создание Групп друзей Резолюции № 1540 (2004) по отказу от поддержки любых негосударственных субъектов, пытающихся производить, владеть или распоряжаться ОМУ и ОМП всех видов, в ООН и ОБСЕ.

Королевство, являясь страной - участницей второй западной антитеррористической коалиции, выступает с последовательной критикой правительства Б. Асада, делая ставку на «умеренную» оппозицию. В рамках этой линии официальный Мадрид поддержал удары США по авиабазе «Аш-Шайрат» в провинции Хомс 6 апреля 2017 г., заявив, что они «представляют собой взвешенную и пропорциональную реакцию на применение химического оружия против гражданского населения» [Park, 2017].

В условиях распада биполярного миропорядка и глубокой трансформации спектра, характера и масштаба проявлений угроз безопасности с начала XXI в. наблюдается процесс сокращения численности вооруженных сил и отход от массовых армий к относительно небольшим вооруженным силам, но практически полностью укомплектованным профессионалами.

Формально трансформация вооруженных сил Испании началась в 2004 г. после неожиданной победы социалистов, чему во многом способствовала попытка правительства Народной партии (НП) сфальсифицировать обвинение в подготовке террористического акта в Мадриде в отношении ЭТА. Премьер-министр Х.Л.Р. Сапатеро подписал «Директиву национальной обороны» 1/2004, согласно которой вооруженным силам Испании надлежало пройти реформу в контексте основных направлений реформирования армий стран ЕС (профессионализация, сокращение вооруженных сил и реструктуризация). Директива оставалась основным документом национальной обороны до момента публикации Стратегии национальной безопасности 2011 и 2013 гг., в основу которых была положена идея трех принципов (трех «Д») - дипломатии, обороны и развития (исп. Diplomacia, Defensa y Desarrollo). По инициативе Директивы 2004 г. испанская стратегическая кон-

цепция обороны должна была «базироваться, с одной стороны, на поддержании способности национальной обороны как сдерживающего фактора и по-настоящему национальной способности дать ответ, а с другой стороны, на коллективной защите и безопасности» [Zapatero, 2004, p. 7].

Несмотря на то что директива законодательно начала новый этап процесса реформы испанских вооруженных сил, многие организационные инициативы, предложенные в этом документе: «Мы должны определить те усилия, которые Испания готова сделать для удовлетворения национальных требований, а также наши обязательства в области общей безопасности и коллективной обороны» [Zapatero, 2004, p. 7-8], - так и не были реализованы. В первую очередь, это обусловливалось финансовыми затруднениями. Так, если в 2009 г. объем ассигнований на военные нужды составлял 12,216 млрд долл., то в 2013 г. - только 9,434 млрд долл. [Defence Expenditures.., 2016, p. 1-7]. Соответственно, нехватка финансов, вызванная попаданием Испании в «долговую яму», стала мощным препятствием на пути проведения реорганизации вооруженных сил. Положительная динамика стала наблюдаться только с 20152016 гг.: расходы начали расти как в абсолютном (до 10,104 млрд долл.), так и относительном измерении - рост в 2014-2015 гг. составил 16%, в то время как расходы на проведение экономических реформ и жилищно-коммуна льные услуги снизились на 4,9 и 5,9% соответственно [Обзор состояния.., 2016, с. 48]. Это стало результатом успешного преодоления страной мирового экономического кризиса.

Однако даже с учетом имеющихся трудностей вооруженные силы Испании, и в первую очередь сухопутные войска (СВ) королевства, завершили реорганизацию как основу структурных преобразований. Так, в настоящий момент СВ разделены на тяжелые войска в составе кавалерийской, двух пехотных и бронетанковой бригады [Храмчихин, 2014], предназначенные для обеспечения «классической» территориальной обороны, т.е. масштабных военно-политических угроз, и легкие. Последние имеют в своем составе бригады: аэромобильную, парашютно-десантную, легкую пехотную и Испанского легиона, а также отдельное горное командова-

ние [Храмчихин, 2014]. Если тяжелые войска предназначены для использования на территории самой Испании, то легкие - за пределами зоны ответственности НАТО с целью противодействия широкому спектру вызовов и угроз. Важным элементом СВ королевства является создание сил поддержки (бригада связи, командования полевой артиллерии, ПВО, армейской авиации, инженерных войск и спецопераций) [Храмчихин, 2014], которые выступают де-факто общим резервом для поддержки как тяжелых, так и легких войск в зависимости от того, на какие из них в данный момент ложится большая нагрузка.

Ведется интенсивная модернизация и закупка вооружений и военной техники: так, в 2013 г. правительство Испании утвердило выделение дополнительных бюджетных средств на покупку новой партии многоцелевых вертолетов ЕС-135. Кроме того, в 2017-2018 гг. планируется получить одобрение плана о постройке пяти новых фрегатов класса Б-110 для военно-морского флота, а также плана по разработке многоцелевых колесных бронемашин МОВАГ «Пиранья» в модификации 8*8. Вместе с тем развитие ВПК Испании сталкивается с «традиционными» для средиземноморских стран проблемами: одновременно с повышением расходов на закупки нового вооружения растут и потери от коррупции1; отсутствие нормативно-правового регулирования или принятие нелегитимных правовых актов по государственному оборонному заказу и для обеспечения нужд вооруженных сил Испании. Частично эти проблемы удалось решить к середине 2010-х годов в результате упорядочения структуры государственных закупок и реформирования путем централизации программных отделений Министерства обороны в единый орган управления.

Таким образом, современный военно-политический курс Испании - производная от сложных процессов геополитических изменений, происходивших в стране и мире в период после распада биполярного миропорядка. В условиях глубоких изменений

1 Согласно данным «Transparency International» за 2016 г., Испания находится на 41-м месте из 176. - Прим. авт.

100

европейской безопасности Испания сконцентрирована на поиске ответа на вызовы своему существованию в лице международного терроризма, киберпреступности и внутреннего сепаратизма.

Основным содержанием современного этапа военного строительства королевства имеет трансформация вооруженных сил в соответствии с общими тенденциями среди стран - участниц НАТО, получившая с середины 2010-х годов новый импульс к развитию в условиях преодоления королевством глубоких финансово-экономических трудностей.

В целом, несмотря на сохраняющиеся трудности, в последние годы наметилась позитивная тенденция в развитии военно-политического курса ведущей страны на Пиренейском полуострове на фоне улучшения экономической составляющей.

Список литературы

Баскская группировка ЭТА объявила об окончательном прекращении вооруженной борьбы // ИНТЕРФАКС. - 2011. - 20.10. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/wc2018/213143_ (Дата обращения - 19.05.2018).

Безруков А. Развод с миром и его последствия // Россия в глобальной политике [сайт]. - 2018. - 13.02. - Режим доступа: http://www. globaIaffairs.ru/number/Razvod-s-mirom-i-ego-posledstviya-19358 (Дата обращения - 19.05.2018).

Брифинг. Противодействие терроризму. НАТО. - Брюссель, 2014. -15 с. - Режим доступа: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/ pdf/stock_publications/20120221_NAT0-Briefing-Terrorism-RU.pdf (Дата обращения - 19.05.2018).

В Испании учрежден Совет национальной безопасности // ТАСС. -2013. - 12.07. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/633079_ (Дата обращения - 19.05.2018).

Иванов И. Военно-политическая обстановка в Южно-Европейском регионе (2017). - 2017. - 25.04. - Режим доступа:_http://factmil.com/ publ/strana/bosnija_i_gercegovina/voenno_politicheskaja_obstanovka_v_juz hno_evropejskom_regione_2017/67-1-0-1158_(Дата обращения - 19.05.2018).

Испанская Конституция / Посольство Королевства Испании в Российской Федерации, 1995. - 2017. - Режим доступа: http://vivovoco. astronet.ru/Vv/LAW/SPAIN.HTM (Дата обращения - 06.05.2018).

Новикова О.Н. Введение // Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. - М., 2017. - № 4. - C. 7-14.

Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Испании за 2015 год / Торговое представительство Российской Федерации в Королевстве Испания. - Мадрид, 2016. -165 с.

Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Испании за 2016 год / Торговое представительство Российской Федерации в Королевстве Испания. - Мадрид, 2017. -107 с.

Парламент Каталонии объявил о независимости от Испании // BBC News. - 2017. - 27.10. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/ news-41778550 (Дата обращения - 19.05.2018).

Плегер Ф.В. Противоракетная оборона. Новая задача НАТО // Per Concordiam. - Гармиш-Партенкирхен: Европейский центр исследований по вопросам безопасности имени Джорджа К. Маршалла, 2013. - С. 20-23.

Тренин Д.В. Европейская безопасность - «от лишь бы не было войны» до нового равновесия // Московский центр Карнеги [сайт]. - 2018. -28.02. - Режим доступа: https://carnegie.ru/2018/02/26/ru-pub-75620_(Дата обращения - 19.05.2018).

Хенкин С.М. Потенциал регионального сепаратизма / / РСМД [сайт]. - 2012. - 21.06. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/potentsial-regionalnogo-separatizma-v-ispanii/ (Дата обращения - 19.05.2018).

Храмчихин А. Армии Испании и Португалии: Глубокий тыл НАТО // Русская планета. - 2014. - 26.05. - Режим доступа: http://rusplt.ru/world/ armia-ispanii-10064.html_(Дата обращения - 19.05.2018).

Яковлев П. П. В системе глобальных координат. Глава 2 // Испания в мировой политике / РАН. Институт Латинской Америки. - М., 2011. -C. 73-136.

Arteaga F. Propuesta para la implantación de una Estrategia de Seguridad Nacional en España (DT) / Red. F. Arteaga, con la colaboración del Grupo de Trabajo sobre Estrategias de Seguridad Nacional del Real Instituto Elcano: Documento de Trabajo 19/2011. - Madrid, 2011. - 35 p. - Mode of access: http: / / www.realinstitutoelcano.org/ wps/wcm/ connect/88536500497 1122db833b89437ec6e7e/DT19-2011_Arteaga_Grupo_Trabajo_propuesta_estra tegia_seguridad_nacional_Espana.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=885365004 971122db833 b89437 ec6 e7 e (Date of access - 21.04.2018).

Defence Expenditures of NATO Countries (2009-2016): Communiqué, PR/CP (2016) N 116. - 2016. - 4 July. - 11 p.

ETA anuncia por carta que disuelve «completamente todas sus estructuras» y cierra «su ciclo histórico y su función» // Eldiario.es [site]. -

2018. - 02.05. - Mode of access: https://www.eldiario.es/norte/euskadi/ETA-disuelve-completamente-estructuras-carta-terrorismo-Euskadi-Aiete_0_767123 476.html_(Date of access - 19.05.2018).

McGurk B. Update on the D-ISIS Campaign / / US Department of State [site]. - 2017. - 4.08. - Mode of access: https://www.state.goV/r/pa/prs/ps/ 2017/08/273198.htm (Date of access - 01.05.2018).

Molina I. Hacia una renovación estratégica de la política exterior española. - Madrid, 2014. - 150 p. - (Informe Elcano; N 15).

Park M. Who's with the US on Syria strike and who isn't // CNN. -2017. - 08.04. - Mode of access: https://edition.cnn.com/2017/04/07/ world/syria-us-strike-world-reaction/index.html_(Date of access - 01.05.2018).

SIPRI Yearbook 2017 Armaments, Disarmament and International Security. Summary. - 2017. - Mode of access: https://www.sipri.org/sites/ default/files/2017-09/yb17-summary-eng.pdf_(Date of access - 01.05.2018).

Spain and the CSDP / Fojón E., Mora E., Arteaga F., Muñiz M. -Madrid: Egmont, 2015. - 129 p.

Spain Macroeconomic Scenario 2018-2021 // The Ministry of Economy, Industry and Competitiveness [site]. - 2018. - 27.04. - Mode of access: http://www.thespanisheconomy.com/stfls/tse/ficheros/2014/180427_Escena rio_Macroeconomico.pdf_(Date of access - 01.05.2018).

Spain's 2017 National Security Strategy. - Madrid: Persidencia del Gobierno, 2017. - 128 p.

Zapatero J.L. National Defense Directive 1/2004. - Madrid, 2004. - 13 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.