Зябриков В.В.
канд. экон. наук, доцент кафедры
экономики предприятия и предпринимательства
Санкт-Петербургского государственного университета,
г. Санкт-Петербург
стратегия, культура
и структура организации
_Аннотация
При «слабой» культуре некорпорированных организаций кланового и интеллектуального типа с преобладающим влиянием лидеров доминирует задаваемая ими стратегия, за которой следует культура. Напротив, в корпорациях бюрократического и стейкхолдерского типа культура становится ведущим фактором, определяющим стратегию. Автор, опираясь на стратегию и культуру как базовые признаки, выделяет четыре модели организации.
Новое направление теории менеджмента - теория организации - опирается на многочисленные модели организации. Так, например, Т.Ю. Иванова и В.И. Приходько (1) выделяют 11 таких моделей. Наряду с механистической и кибернетическими в список включены модель естественной организации и органическая модель. Кроме того, авторы упоминают процессную и социотех-ническую, интеракционистскую, а также проблемную и конфликтную модели, модель организации-общины и институциональную модель.
В работе Ю.В.Кузнецова (2) к приведенному списку добавляются новые модели:
- «организация как трудовой процесс»;
- «организация как сложная иерархическая система, тесно взаимодействующая с внешней средой»;
- общественная модель организации.
И это далеко не полный перечень приводимого в литературе хаотического набора моделей орга-
«.. .особенности развития структуры организации
предопределяют стратегию ее развития» (Л. Грейнер)
низации (есть еще и основанные на групповой динамике модели связующих звеньев и горизонтально перекрывающихся групп Лайкерта).
Модель организации. Что лежит в ее основе?
Полноценная модель хозяйственной организации должна включать в себя систематизированный по ключевым критериям набор ее элементов (минимальный представлен в модели «Маккинси 7Б»), включая модели принятия управленческих решений. Из последних можно выделить концепцию «административного человека» Г. Саймона, кооперативную теорию Ч. Барнарда и модель «мусорной корзины» Дж. Марча.
Основой моделирования может стать эволюционный подход и предложенная автором типология организационных культур (3), которая позволяет увязать в единое целое модели организации и принятия решений.
Исторически одно из первых утверждений относительно связи важнейших элементов модели организации: стратегии и структуры, принадлежит А. Чандлеру (1962), который утверждал, что «структура следует за стратегией». В то же время автор концепции жизненно.. .выработка стратегии является коллективным процессом, отражающим особенности культуры организации
.успеха надо добиваться, работая с людьми, а не замещая их или ограничивая их возможность действовать
го цикла организации Л. Грейнер (1972), так же как и его современный последователь И. Адизес, критиковал концепцию А. Чандлера за выдвижение стратегии на первый план. По его мнению, зависимость является строго обратной - именно особенности развития структуры организации предопределяют стратегию ее развития (4). Не считали стратегию ведущим фактором и представители школы организационной культуры, возникшей в рамках теории стратегического менеджмента в начале XXI века. Они полагали, что культура определяет стратегию и другие элементы внутренней среды организации в соответствии с формулой «культура - стратегия - структура». Причем выработка стратегии является коллективным процессом, отражающим особенности культуры организации.
На основе поведенческого подхода компромиссный вариант, объединяющий «плановый» и «культурный» подходы, был предложен Г. Минцбергом. Он справедливо утверждал, что организация обычно реализует некоторую смесь запланированной («преднамеренной»), закрепленной в документах стратегии и паттернов (то есть сте-
ийское предпринимательство, 2010, № 1 (1)
реотипов поведения), определяемых культурой организации. В то же время, неясной у Г. Минцберга остается степень влияния запланированной стратегии и культурных стереотипов на организационное поведение.
Четыре модели хозяйственной организации
По нашему мнению, целесообразно использовать эволюционный подход и соответствующую каждой стадии жизненного цикла типологию культур для определения базового набора основных параметров модели организации. Первый критерий отражает степень профилированности власти, то есть относительную важность профессиональных навыков и знаний в отраслевых технологиях по отношению к общей управленческой компетенции.
Второй критерий характеризует степень обезличенности власти, то есть важность соблюдения формальных универсальных правил управления в духе идеальной бюрократии по М. Веберу по сравнению с персональными решениями менеджеров некорпорированных организаций. Полностью обезличенная власть является ключевым признаком корпорации, в которой «работает» система, а не персона (см. рис. 1 на с. 44). Располагая предложенные типы организационной культуры по стадиям жизненного цикла организации, получим полноценное описание четырех моделей организации: клановой, бюрократической, стейкхолдерской и интеллектуальной в координатах модели «Маккинси 7Б» (см. табл. на с. 45).
Взаимосвязь культуры и стратегии
Как же связаны между собой стратегия и культура организации? По мнению автора, при «слабой» культуре некорпорированных организаций кланового и интеллектуального типа, с преобладающим влиянием лидеров, доминирует задаваемая ими стратегия, за которой следует культура. Напротив, в корпорациях бюрократического и стейкхолдерского типов культура становится ведущим фактором, определяющим стратегию. Причем стратегия и культура существенно различаются по характеру воздействия на внутреннюю среду организации. Так, стратегия определяет темпы развития организации, а культура, в свою очередь, «отвечает» за устойчивость этого развития. Таким образом, стратегия и культура - это взаимосвязанные факторы второй ступени, непосредственно следующие за миссией (видением,
Ключевые слова:
организационная культура, бюрократическая модель, стратегия предприятия, клановая модель, деловой цикл, теория организации, профилированность власти
Keywords:
organizational culture, bureaucratic model, enterprise strategy, clan model, business cycle, organization theory, authority profiling
Степень формализации
власти
¡к -I я
П 1 ^
'■о
С
Сц 8
О
Бюрократии
Бюрократическая культура
Пирамида
Автократия Клановая культура
о
Звезда
Рыночная власть Предпринимательская культура
Проекты
Адхократия
Культура профессионалов
Сеть
Ценность управленческих навыков
Рис 1. Классификация организационных культур
Ценность прочих профессиональных
Степень профилированное™ власти
Таблица
Модели организации (клановая - 1, бюрократическая - 2, стейкхолдерская - 3, интеллектуальная - 4)
О
о
Я §
-с Ф
0
1
2 Ф I
I
8 Ф I
№ Стадия жизненного цикла организации Стратегические цели Модель, культура и совместные ценности организации Область ключевых компетенций и школа менеджмента Структура Модель принятия решений Стиль управления Персонал(мотивация и формы контроля)
1 Детство (внедрение на рынок) Социальные: власть, признание, социальная ответственность Клановая модель. Клановая культура (личность руководителя и преданность ему подчиненных, фирменный патриотизм) Философия (этика) Поведенческая школа Линейная Эвристическая Автократический Политика кнута и пряника, ответственность и доверие, близость к лидеру. Личный, неформализованный контроль
2 Юность (рост) Политические: крупные масштабы предприятия (реализация, капитал) Бюрократическая модель. Бюрократическая культура (порядок, служение, четкое распределение прав и обязанностей) Менеджмент. Административная школа Дивизио-нальная Модель «административного» человека Г. Саймона Административный Продвижение по служебной лестнице. Формализованный контроль через комитеты и комиссии
3 Зрелые годы (сбор «урожая») Экономические: накопление богатства (прибыль) Стейкхолдерская модель. Предпринимательская культура (предприимчивость, командный дух и космополитизм) Экономика. Стратегическая школа Проектная Кооперативная модель Ч. Барнарда Демократический (стиль продаж) Премирование и самореализация. Контроль неформализованный, по результатам
4 Старость (выживание) Технологические: качество, долговечность и привлекательность продукции Модель интеллектуальной организации. Культура профессионалов (компетентность и рациональность, свобода и творчество) Право Технологическая школа Сетевая Модель «мусорной корзины» Дж. Марча Либеральный Свободное расписание работы, самореализация и участие в управлении. Самоконтроль
Рис. 2. Взаимосвязь основных элементов модели организации
религией) организации (см. рис. 2 на с. 46).
Чем более развита культура организации, тем меньше нужно формальных инструкций и каждодневных усилий менеджеров для управления поведением работников. Организация - это, прежде всего человеческое сообщество, а потому в большинстве случаев не следует пытаться устранить «человеческий фактор», как это делают сторонники бюрократической модели организации. Напротив, как писал Дж. Пфеффер (1987), успеха надо добиваться, работая с людьми, а не замещая их или ограничивая их возможность действовать.
Предложенный в настоящей статье базовый набор четырех моделей организации, включающий в себя классические типы культуры организации и хорошо известные
модели принятия управленческих решений для разных стадий жизненного цикла организации, имеет большое значение для разработки и реализации антикризисной стратегии в условиях перехода к инновационной экономике.
Литература
1. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебник. - М: Кнорус, 2007. - С. 173-174.
2. Кузнецов Ю.В. Теория организации. Учебное пособие. - СПб: СПбГУ, 2006. - С. 32-38.
3. Зябриков В.В. Типология и эволюция организационной культуры. // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 4 (24). - С. 194-199.
4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: монография. - СПб: СПбГУ, 2006. -С. 171-172.
Zyabrikov V. V.
Cand. of Econ. Sci., Associate professor, Chair of Enterprise's Economy and Entrepreneurship, Saint Petersbutg State University, Saint Petersburg
Strategy, Culture and Structure of Organization
_Abstract
The dominant strategy of unincorporated organizations of clan and intellectual type, with predominant influence of their leaders and a "weak" culture, is the one defined by the leaders. Such strategy is followed by organizational culture. In contrast, in corporations of bureaucratic and stakeholder types culture becomes a leading factor in determining strategy. On the basis of strategy and culture as the main features the author outlines four models of organization.