DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10013
В.Е. Петровский, Л.В. Филиппова
СТРАТЕГИЯ КИТАЯ ПО ОСВОЕНИЮ АРКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНЕ
Аннотация. Рассмотрены основные положения политики Китая в Арктическом регионе в ее динамике — от разрозненных официальных заявлений и научно-экспертных обсуждений до содержания Белой книги КНР по арктической политике, опубликованной в январе 2018 г. Авторы сравнивают обозначенные в этом документе интересы КНР и российские приоритеты в Арктике, детально оценивают состояние и перспективы российско-китайского взаимодействия в регионе. Ряд положений Белой книги имеют принципиальное значение в контексте развития Арктической зоны Российской Федерации, и на основе их анализа авторы приходят к выводу о том, что, поскольку подход КНР к освоению Арктики отличается особым прагматизмом, то российской стороне в целях качественного углубления российско-китайского регионального взаимодействия необходимо обратить пристальное внимание на повышение конкурентных преимуществ предлагаемых ею кооперационных проектов, особенно в экономической сфере.
Ключевые слова: Арктика; Северный морской путь (СМП); Китай; Белая книга КНР по арктической политике; российско-китайское сотрудничество в Арктике.
В начале 2018 г. произошло событие, немаловажное и долгожданное для значительной части арктического, да и мирового сообщества в целом. Китай, который начал проявлять активный интерес к Арктике еще в середине 1980-х гг., наконец, опубликовал 26 января 2018 г. Белую книгу по своей арктической политике (далее — Белая книга)1. Однако содержание Белой книги не стало сенсацией, поскольку документ собрал воедино во многом уже понятные и ранее озвученные намерения и приоритеты КНР в регионе. Но что действительно важно — его публикация дала возможность основывать анализ арктической политики Китая не на индивидуальных, порой противоречивых мнениях китайских экспертов, пусть и самых авторитетных, но на официально провозглашенной линии страны в отношении названного региона.
В первую очередь стоит отметить, что принципы, изложенные в Белой книге, полностью укладываются в рамки современной геополитической и геоэкономической стратегии КНР. В частности, они четко коррелируют с основными постулатами концепции «мирного возвышения» Китая и курса на превращение страны в великую морскую державу. Во многом именно интерес к Арктике способствовал «апгрейду» военно-морской доктрины КНР с регионального уровня на глобальный. Кроме того, в основу Белой книги были положены результаты широкого спектра китайских аналитических исследований по геополитическим и геоэкономическим аспектам освоения
2
Арктики .
В последние годы арктическая тема традиционно рассматривается китайскими учеными в рамках так называемой «концепции географической близости Китая к Арктической зоне». Несколько лет назад в одном из китайских академических журналов применительно к КНР был впервые использован термин «околоарктическое государство» (или «приарктическое государство» в зависимости от перевода). Позднее он стал встречаться в докладах на общенациональных конференциях. Наконец, термин начал широко тиражироваться в СМИ и вошел в экспертно-научный оборот и на международных
форумах. Теперь концепция «географической близости КНР к Арктике» нашла продолжение и в Белой книге, которая отмечает, что Китай является важным «игроком» в Арктике, «околоарктическим государством», то есть одним из континентальных государств, наименее удаленных от Полярного круга. Арктический климат, состояние арктической экосистемы и хозяйственная деятельность в регионе оказывают прямое влияние на экологию, климат и экономические интересы КНР, и потому географическая близость к нему Китая в сравнении с другими неарктическими странами интерпретируется Пекином как основание для особых (то есть отличных от устремлений остальных неарктических стран) прав и национальных интересов в данном регионе.
Другое положение, лежащее в основе Белой книги, — концепция «Северного, или Полярного, Шелкового пути», которая также сначала была апробирована в китайских научных дискуссиях, а затем стала регулярно упоминаться и экспертами, и официальными лицами (в том числе из России, но в «усеченном» виде). Эта концепция, как и большинство проектов, предложенных Китаем в последние годы, тесно увязана с инициативой «Пояса и пути»; она объявляет базовыми установками деятельности КНР в Арктике хорошо знакомые принципы взаимного уважения интересов, сотрудничества, общего выигрыша, а также устойчивого развития. Преследуя те же цели, что были заявлены инициативой «Пояса и пути», Китай в Белой книге подчеркивает, что Полярный Шелковый путь позволит усилить взаимосвязанность регионов и это в свою очередь будет способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию Арктики.
В Белой книге поддерживается идея активного участия КНР в строительстве инфраструктуры, необходимой для развития Арктики. Однако не стоит автоматически расценивать это положение как план КНР по приоритетному сотрудничеству с Россией в области модернизации и развития Северного морского пути или предполагать, что при рассмотрении российских инвестиционных запросов Китай будет менее жестким и скрупулезным переговорщиком, чем обычно. КНР планирует сотрудничать со всеми сторонами, заинтересованными в развитии всех трех арктических маршрутов: Северо-Восточного прохода (с Россией), Северо-Западного прохода
(с Канадой) и Трансарктического морского пути (со всеми арктическими странами и, возможно, также неарктическими, учитывая, что значительная часть морских пространств этого пути расположена за пределами территориальных вод арктических государств).
В выстраивании своих международных связей Китай традиционно придерживается сугубо прагматичного подхода. После того, как в мае 2015 г. на фоне повторяющихся заявлений о выходе российско-китайских отношений на беспрецедентно высокий уровень и начала политики «поворота России на Восток» президент России В.В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин выступили с совместным заявлением о сопряжении Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути», многие ожидали колоссального роста китайских инвестиций в российские экономические проекты. Китайский бизнес же продемонстрировал готовность инвестировать (несмотря на четкую политическую поддержку увеличения масштабов российско-китайского экономического сотрудничества) главным образом в хорошо проработанные экономические проекты, с реально или высоковероятно значимыми экономическими показателями, по большей части обеспеченные государственными гарантиями. Так, в СМИ неоднократно проходила информация о сложностях переговоров по конкретным условиям реализации проекта высокоскоростной магистрали «Москва—Казань»3. В случае с арктическим вектором российско-китайских отношений, несмотря на их принцип всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, по-прежнему остаются нереализованными амбициозные планы по строительству Белкомура с китайским участием4. Что касается конкретно потенциала Северного морского пути как транспортной артерии для доставки китайских грузов, Китай не устраивает тарифная политика России по использованию СМП и фрахта ледоколов. По его мнению, высокая стоимость транспортировочных услуг может значительно снизить коммерческую рентабельность и соответственно — конкурентное преимущество этого маршрута.
При этом следует отметить, что в Белой книге подчеркивается приверженность Китая международным договорам в области морского права, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и Полярный кодекс 2014 г. В документе говорится о намерении КНР
соблюдать суверенные права и национальную юрисдикцию арктических государств на тех территориях и морских пространствах, на которые они распространяются. Таким образом Пекин частично дистанцируется от концепции интернационализации Арктики, ранее широко растиражированной китайскими исследователями и даже официальными лицами.
Так, весной 2010 г. контр-адмирал ВМС КНР Инь Чжо сделал нашумевшее заявление о том, что «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти»5. Позже сотрудник Китайского института международных проблем Юань Цзунцзэ подчеркнул, что «Северный морской путь является глобальным общим достоянием и не может управляться отдельными государствами»6.
В дальнейшем, чтобы не вызывать дипломатических конфликтов, китайские официальные лица смягчили свою политическую риторику, но сохранили ее общий смысл. Во внешнеполитических инициативах Китая активно продвигалась идея о необходимости распространения статуса общего наследия человечества на регион Арктики, подобно Антарктике, а также конкретно в отношении Северного морского пути и Северо-Западного прохода7. Эта позиция неоднократно озвучивалась и в ходе дискуссий на экспертно-науч-ных мероприятиях, проводимых с участием китайской стороны, причем порой даже не в качестве предложения или оценки, но как
о
констатация «фактического» состояния дел .
При этом, учитывая упоминание в Белой книге таких документов, как Устав ООН 1945 г. или той же Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., или тезиса, что «у Китая есть общие интересы с арктическими государствами и общее будущее с остальной частью мира в Арктике», нельзя исключать того, что в будущем Китай в своей арктической политике вернется к акцентированию именно общемировых интересов. Несомненно, такой подход Китая будет противоречить национальным интересам стран «арктической пятерки», в том числе России. Пекин надеется, что при определении границ своего континентального шельфа прибрежные страны Северного Ледовитого океана будут принимать решения с учетом интересов международного сообщества и согласно основам международного морского права — без учета особых, исторически сложившихся прав
арктических государств, связанных с экстремальными климатическими условиями и повышенной сложностью освоения приполярных территорий.
Активизация присутствия Китая в Арктике обусловлена следующими ключевыми обстоятельствами: богатые залежи полезных ископаемых, возможность прокладки и использования новых, рентабельных морских путей, чреватое глобальными последствиями изменение климатических условий и общая необходимость научных исследований. Очевидными приоритетами являются первые две составляющие, в то время как последние две обеспечивают легитимацию растущего китайского присутствия в Арктическом регионе.
Пекин вкладывает большие средства в поисковые и разведывательные работы и активно участвует в освоении зарубежных нефтяных месторождений, привлекая китайские технологии и капитал. Эта универсальная тактика применяется и в отношении Арктики. Наиболее ярким примером успешного российско-китайского сотрудничества в регионе является проект «Ямал СПГ», 50,1 % акций которого принадлежат российской «НОВАТЭК», 20 % — французской Total, 20 % — китайской CNPC и 9,9 % — китайскому инвестиционному Фонду Шелкового пути. Китайские компании получили почти 30 % в проекте, что позволило им привлечь долгосрочные заемные средства для развития проекта на льготных условиях, а также поставить для его нужд модули по производству сжиженного природного газа. В обмен, помимо непосредственного дохода от инвестиций, китайская сторона получила доступ к природным ресурсам, возможность импортировать сырье, добытое ею самостоятельно. В то же время сложившаяся модель сотрудничества, которую можно описать как «китайские инвестиции и технологии в обмен на доступ к российским ресурсам», периодически вызывает критические заме-чания9, ибо она не способствует повышению доли российской продукции с высокой добавленной стоимостью во внешнеэкономических связях (ВЭС) с Китаем.
Будучи быстро развивающейся экономикой, но не являясь непосредственно прибрежным арктическим государством, Китай стремится получить доступ к арктическим морским путям — Северному морскому пути и Северо-Западному проходу, которые не только су-
щественно сокращают сроки и средства, затрачиваемые на перевозку грузов, но и являются маршрутами, относительно безопасными для судоходства (не с точки зрения качества навигации, но в связи с отсутствием угроз пиратства и политической нестабильности). Транзит китайских экспортных грузов по СМП из таких крупных портов, как Далянь, Циндао, а также грузов из портов южного Приморья и КНДР позволит существенно сократить сроки доставки грузовых контейнеров в Европу. За последние годы ледовое покрытие по маршруту протяженностью 7 тыс. км стало на треть меньше, чем было 10 лет назад, что привело к увеличению продолжительности навигации. Китайские эксперты считают, что уже к 2020 г. по СМП будет проходить до 15 % мирового грузопотока (40—50 млн т грузов, включая сжиженный газ и нефть)10.
В то же время Китай как потенциальный участник транзита грузов через Арктику выступает за свободу судоходства за Полярным кругом и оспаривает особые правила судоходства в 200-мильной исключительной экономической зоне, установленные Россией и Канадой (как прибрежные государства, они, согласно ст. 234 Конвенции по морскому праву 1982 г., имеют право принимать законы в области судоходства и защиты экологии в покрытых льдом рай-онах)11. Китай обеспокоен расширением суверенных прав арктических государств и увеличением исключительной экономической зоны, в первую очередь российской, так как в этом случае зона открытого моря в Арктике значительно сужается. В связи с этим заместитель директора Китайского Центра по изучению полярных территорий Управления исследований океана Ли Юаньшэн заявлял о необходимости предоставления Китаю прямого доступа к Северному морскому пути: «Для нас вопрос освоения Арктики ключевой. И мы бы хотели, чтобы Россия не только пошла навстречу в исследовательском плане, но и предоставила благоприятные условия для прохода наших судов через свои воды»12.
Некоторые эксперты отмечают вероятность того, что в будущем Китай может потребовать распространения на Северной морской путь статуса открытого моря.
Но в целом Россия все же заинтересована в использовании «фактора Китая» в развитии Арктики, и в частности — СМП13. Экономический интерес РФ связан, во-первых, с тем, что Китай пред-
ставляет собой емкий рынок сбыта российских углеводородов, которые планируется добывать в районе СМП. Во-вторых, и Китай, и Россия нацелены на развитие транзита по СМП, который предоставляет дополнительные экономические преимущества, прежде всего странам Европы и Восточной Азии. Однако на данный момент давно обсуждаемые планы по участию Китая в модернизации инфраструктуры Северного морского пути (также по модели «китайские инвестиции и технологии в обмен на доступ к российским (морским) ресурсам»), в том числе в строительстве глубоководного порта в Архангельске, по-прежнему находятся на стадии первичных переговоров.
Широко признано, что подвижки в хрупкой экосистеме Арктики могут иметь глобальные климатические и экологические последствия. Тезис о непосредственном влиянии климатических изменений в Арктике на климат, экологию и национальные экономические интересы Китая акцентирует и Белая книга. Этим и объясняется серьезная научно-исследовательская деятельность Китая в Арктике (со столь же серьезным уровнем финансирования, порой превышающим размер финансовой поддержки соответствующих научных изысканий арктических государств).
По всей видимости, Китай ведет сложную дипломатическую игру в Арктике, в которой он, с одной стороны, пытается провести среди неарктических стран идею интернационализации региона, а с другой — стремится заручиться поддержкой своего присутствия в
нем со стороны малых арктических стран, направляя в их проекты
14
огромные инвестиции .
Растущий интерес Китая к Арктике несет для России и новые возможности, и новые вызовы, которые следует тщательно просчитывать при разработке и реализации российской стратегии в Арктике. Принятая в феврале 2013 г. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.» предусматривает «содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кросс-полярных воздушных маршрутов в Арктике, использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными догово-
рами Российской Федерации»15. Официальное закрепление этого намерения благоприятствует расширению круга партнеров России в Арктике за счет стран-наблюдателей в Арктическом совете, включая Китай. Однако приоритетом российской политики в Арктике остается сотрудничество с государствами, расположенными в Арктическом регионе.
По заявлению бывшего вице-премьера РФ Д.О. Рогозина, возглавлявшего Государственную комиссию по вопросам развития Арктики, «Арктика — одно из немногих направлений, где международное сотрудничество с Россией не только не прекращалось, но и активно продолжается», несмотря на осложнение отношений РФ с рядом западных стран16. Так, по информации МИД России, в разгар украинского кризиса и санкционного противостояния не был свернут ни один из почти 80 совместных проектов, реализуемых в рамках деятельности Арктического совета. В то же время нельзя отрицать, что санкционная политика позволила открыть России новые возможности для сотрудничества в Арктике с внерегиональными, особенно азиатскими, игроками.
Россия убеждена, что все основные «правила игры» в Арктике должны устанавливаться восемью приарктическими государствами, входящими в Арктический совет, при полном соблюдении норм международного права. Что касается отношений с неарктическими государствами со статусом наблюдателей Арктического совета, включая Китай, то они строятся на основе принципов, отраженных в «Критериях наблюдателей Арктического совета», принятых Советом в 2011 г. В их числе уважение неарктическими государствами суверенитета, суверенных прав и юрисдикции стран Арктического совета; содействие реализации целей Арктического совета (укрепление сотрудничества, взаимодействия и координации между государствами-членами Совета); уважение культуры, традиций и специфики жизненного уклада коренных народов Се-
17
вера и пр.
Оптимальным представляется сбалансированный и компромиссный подход к сотрудничеству с КНР в Арктике, учитывающий все аргументы «за» и «против». Выгодные контракты по совместной добыче полезных ископаемых при гарантии Китаю наиболее благо-
приятных условий использования Северного морского пути помогут России заручиться в комиссии ООН весомой поддержкой со стороны Пекина в отстаивании своей позиции по вопросу расширения
границ ее континентального шельфа.
* * *
Итак, взаимодействие России и КНР по вопросам развития Арктического региона является одним из важных направлений российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Однако следует трезво подходить к действиям КНР в Арктике в контексте российско-китайского диалога. Основная причина постепенного усиления китайского интереса к Арктике — экономическая, однако при этом КНР интересуется не только вопросами выгодного вложения инвестиций и развития торговых отношений, но и стремится обеспечить новые геополитические возможности для своей экономической «экспансии». Учитывая, что подход Китая к освоению Арктики отличается традиционным для него прагматизмом, в целях качественного углубления российско-китайского регионального взаимодействия необходимо обратить особое внимание на повышение конкурентных преимуществ предлагаемых Россией кооперационных проектов, особенно в экономической сфере.
Диалог России и Китая по Арктике способен стать примером действительно взаимовыгодного сотрудничества. РФ не только сможет переложить на партнера часть финансовой нагрузки по освоению Арктики, но и получит средства для модернизации существующих и строительства новых международных морских портов на всем протяжении СМП. КНР же обретет новые возможности по оптимизации межконтинентальной транспортировки китайской продукции, общему расширению ее ВЭС и созданию новых объектов своей ресурсной базы за рубежом. В перспективе следует ожидать более активной вовлеченности Китая в арктические дела по всем направлениям. Однако Пекин все же не склонен менять сложившиеся в регионе «правила игры» и будет, скорее всего, действовать осторожно, учитывая порядки, установленные восемью арктическими государствами.
Примечания
1 China's Arctic Policy (White Paper). Full Text // The State Council of the People's Republic of China, 26 Jan 2018. URL: http://english.gov.cn/archive/white_ paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm
2 См.: Ван Цзюньтао. Геополитическая стратегия Китая в Арктике // Научно-технические ведомости СПбГПУ, гуманитарные и общественные науки. 2015. № 1 (215). С. 54—56.
3 Скорлыгина Н. Россия ждет от Китая большего // Коммерсантъ. 19.05.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3299931; Скорлыгина Н., Репин А. «Ласточки» и «Стрижи» столкнулись с ВСМ // Коммерсантъ. 01.03.2018. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3560652
4 Дорога к Белому морю // Официальный сайт ОАО «МК «Белкомур». 05.03.2018. URL: http://www.belkomur.com/news/index.php?ELEMENT_ID=2969; Стоцкий А. Арктика сегодня: день инфраструктуры // Экспертный центр «Проектный офис развития Арктики». 24.05.2018. URL: http://porarctic.ru/arktika-sego dnya-den-infrastruktury/; Гойхман М. Перспективы скорейшей реализации «Бел-комура» неоднозначны // ИА «РЖД-Партнер.ру». 22.02.2018. URL: http:// www.rzd-partner.ru/zhd-transport/opinions/perspektivy-skoreyshey-realizatsii-belkom ura-neodnoznachny/
5 Северо-Восточная Азия на подступах к Северному морскому пути // Официальный сайт Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. 25.04.2016. URL: https://arctic.gov.ru/News/da10fe51-670b-e611-80cc-e672fe4e8e4e ?nodeId=cff7c859-8f58-e511-8259-e82aea5c46bb&page=1&pageSize=10
6 Цит. по: Кто хозяин в Арктике? // Парламентская газета. 26.03.2013. URL: https://www.pnp.ru/comment/detail/15665
7 Ван Цзюньтао. Указ. соч. С. 54—56.
8 О преодолении стереотипов в научных работах по Арктике см. подробнее: Махмутов Т. Почему Арктика немаргинальный регион мира? // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 10. С. 117—122.
9 Сырье в обмен на инвестиции: зачем Дмитрий Медведев едет в Китай // РБК. 13.12.2015. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/12/2015/566c9ecd9a79476 6670ed534
10 Россия и Китай в Арктике: проблемы и перспективы. URL: http://www. sluzhuotechestvu.info/index.php/gazeta-sluzhu-otechestvu/2014/maj-2014/item/1251 -россия-и-китай-в-арктике-проблемы-и-перспективы.html
11 Капустин А. Арктический дебют Пекина. URL: http://politicaexterna.ru/ post/118187550461/arctic
12 Цит. по: Кто хозяин в Арктике? // Парламентская газета. 26.03.2013. URL: https://www.pnp.ru/comment/detail/15665
13 «Китайскийфактор»Севморпути//Морскойфлот.2013. № 3. URL:http:// www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=23735
14 Ван Цзюньтао. Указ.соч. С. 54—56.
15 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. URL: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_142561
16 Рогозин Д.О. Пленарные сессии конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития» // Российский совет по международным делам. 13.10.2016. URL: http://russiancouncil.ru/news/plenarnye-s essii-konferentsii-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/
17 См.: «Китайский фактор» Севморпути...