Научная статья на тему 'Стратегия как осознанное намерение человека относительно перспектив непрерывного образования'

Стратегия как осознанное намерение человека относительно перспектив непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА / САМОСОЗНАНИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА / АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ЭНЕРГОРЕСУРСА / СТРАТЕГИЯ КАК ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА К ЦЕННОМУ ДЛЯ НЕГО СОСТОЯНИЮ / DEVEHUMAN LIFELONG EDUCATION PROSPECTS / SELF-CONSCIOUSNESS / PERSONAL ENERGY RESOURCE ACTIVATION / A STRATEGY TO PROMOTE VALUABLE EDUCATION RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич

Непрерывное образование представлено как необходимое условие человеческого прогресса. Обоснована целесообразность приобщения человека к социально значимой образованности как к ценному для себя виду личного энергоресурса, с акцентом на постоянное осмысление человеком образовательных отношений с собой и с окружением. На этой основе определены перспективы продолжения образования человека в содержательном аспекте. Охарактеризована стратегия образования в аспекте осознанного намерения человека относительно перспектив непрерывного образования. Обосновано, что стратегия в продвижении образования человека к лично ценной образованности представляет собой комплекс, в составе которого выделено генеральное направление его образовательной деятельности (целевой ориентир), выявленные его возможности в продвижении образовательной деятельности к цели, а также план действий (намерение) в продвижении к достижению цели. Охарактеризована стратегия продвижения образования человека к социально значимой образованности. Стратегия предполагает сочетание осмысления человеком содержания образовательных отношений с собой и с партнерами с апробацией, а также с целесообразной корректировкой своих действий в продолжение образования. Непременным условием ее формирования является осмысление человеком личной ценности социально значимой образованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY AS A CONSCIOUS INTENT OF A HUMAN BEING FOR CONTINUING EDUCATION

Continuing education is presented as a necessary condition for human progress. The education as a personal energy resource is proved to be a human and social important value. In the article an emphasis is made on the understanding of human beings’ constant educational relationship with each other and with the environment. On this basis, the prospects of continuing education in meaningful human aspects are defined. Education strategy is described in terms of a conscious person's intent regarding the prospects of continuing education. It is proved, that the strategy to reach personally valuable education is a complex. The main vector of this complex development is the purpose. The other elements of the compex are the abilities to use educational activities to reach the target, and intention to move towards goal. The lifelong strategy involves a combination of personal thinking about inner relations and relations with partners and a plan to realize it. The understanding of man's personal value and social relevance of education is proved to be an indispensable condition of strategy formation.

Текст научной работы на тему «Стратегия как осознанное намерение человека относительно перспектив непрерывного образования»

Непрерывное образование в течение жизни

УДК 374.014 + 378.046.4 DOI: 10.14529^150406

ББК Ч448.479

СТРАТЕГИЯ КАК ОСОЗНАННОЕ НАМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТНОСИТЕЛЬНО ПЕРСПЕКТИВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Н. Сериков

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Непрерывное образование представлено как необходимое условие человеческого прогресса. Обоснована целесообразность приобщения человека к социально значимой образованности как к ценному для себя виду личного энергоресурса, с акцентом на постоянное осмысление человеком образовательных отношений с собой и с окружением. На этой основе определены перспективы продолжения образования человека в содержательном аспекте.

Охарактеризована стратегия образования в аспекте осознанного намерения человека относительно перспектив непрерывного образования. Обосновано, что стратегия в продвижении образования человека к лично ценной образованности представляет собой комплекс, в составе которого выделено генеральное направление его образовательной деятельности (целевой ориентир), выявленные его возможности в продвижении образовательной деятельности к цели, а также план действий (намерение) в продвижении к достижению цели. Охарактеризована стратегия продвижения образования человека к социально значимой образованности. Стратегия предполагает сочетание осмысления человеком содержания образовательных отношений с собой и с партнерами с апробацией, а также с целесообразной корректировкой своих действий в продолжение образования. Непременным условием ее формирования является осмысление человеком личной ценности социально значимой образованности.

Ключевые слова: перспективы образования человека, самосознание внутренних возможностей человека, активизация личного энергоресурса, стратегия как продвижение образованности человека к ценному для него состоянию.

Идея непрерывного образования людей и ее реализация составляют важную предпосылку прогрессивного развития человеческой цивилизации. Именно непрерывность образования способствует своевременному реагированию общества на обостряющиеся проблемы сосуществования людей друг с другом, с окружением человека. Благодаря непрерывному образованию человечество и отдельные личности получают возможность прогрессивного роста своих возможностей [4] в поиске продуктивных решений задач, способствующих радужным перспективам продолжения существования человеческой цивилизации.

Однако воплощение идеи непрерывного образования людей в реальности вряд ли возможно без согласованных действий образующихся людей с представителями общественной системы образования. При этом ведущую роль, на наш взгляд, следует отводить каждому образующемуся человеку при системати-

ческой поддержке со стороны компетентных представителей государства и общества. Совместно они могут осмысливать перспективы образования человека и, тем самым, определяться с воплощением идеи непрерывного образования каждого человека. Следствием такого сотрудничества может стать стратегия образования человека. Она-то и является предметом обсуждения данной статьи.

Для того чтобы определиться с намерением проектировать образовательную деятельность с целью непрерывного продвижения к социально значимой образованности явно недостаточно формального согласия человека на это. Как субъект собственной образовательной деятельности человек не должен ограничиваться подчинением себя в образовательных отношениях с партнерами опыту и профессионализму кого бы то ни было из них. Сотрудничая с партнерами на основе доверия, профессионалами, человек просто обязан

проявлять себя в образовательных отношениях с каждым из них как субъект образовательной деятельности [1-3, 5]. Речь, прежде всего, идет об осознанном подчинении человека тем проявлениям партнеров себя в образовательных отношениях с ним, которые в значительной степени соответствуют его при-родоопределенной специфике, а также развившей личностной позиции и намерениям в продолжении образования.

Другими словами, каждый образующийся человек должен бы ориентироваться на приоритет субъект-субъектных образовательных отношений с партнерами [3, 6]. Для этого же необходимо, чтобы он выстраивал свою образовательную деятельности в соответствующих отношениях с партнерами, да и с собой, опираясь на свой краткосрочный (лучше - и долгосрочный) замысел продвижения к ценному для себя результату образования (будущей образованности). Одной из форм выражения замысла человека в перспективе образовательных отношений с собой и с партнерами является стратегия как осознанное намерение в продвижении образованности к достижению ценного для себя состояния в перспективе образования.

Являясь субъектом образовательной деятельности в отношениях с собой и с представителями социальной действительности, человек, вольно или невольно, руководствуется некими мотивами ее осуществления. Значительная часть таковых относится к осознанию необходимости вступления в образовательные отношения с партнерами, социально признаваемых целесообразными в образовании каждого человека. Участвуя в соответствующих образовательных отношениях, каждый человек должен бы стать образованным социально полезным образом. Произойдет ли это, зависит, в частности, от той позиции, которую думает проявлять человек в образовательных отношениях с партнерами как субъект собственной образовательной деятельности.

Ясно, что выбор той ли иной позиции человека в образовательных отношениях с партнерами обусловливается многочисленными факторами внутреннего и внешнего планов. Как субъект образовательной деятельности, человек может так или иначе влиять на себя, на свои действия в образовательных отношениях с партнерами [6]. В основании же выбора своего поведения в образовательных отношениях с партнерами могут находиться

разные причины - от сиюминутного проявления настроения до осознанных намерений относительно способов проявления себя. Субъекту образовательной деятельности свойственно целесообразное проявление себя в образовательных отношениях и с собой, и с партнерами.

Речь идет о том, что отличительным признаком субъекта образовательной деятельности человека является осознанность проявления себя в образовательных отношениях с партнерами и с собой, характеризующаяся устойчивостью намерений к достижению стоящих перед ним целей. Понятно, что такого рода цели могут быть разными как по сложности содержания стоящих задач, так и по масштабности сроков их решения. К наиболее сложным по содержанию и масштабности, по срокам решения правомерно отнести задачи, характеризующие перспективы образования человека. Основанием такого мнения является существенная неопределенность в интерпретации перспектив образования, вообще говоря, любого человека.

Дело в том, что перспектива, трактуемая как представление (образ) будущего зависит не только от настоящего (текущего) состояния образования человека. Она обусловлена неотвратимыми изменениями в состояниях образования человека. Речь идет и об изменениях личного энергоресурса, которые могут как-то влиять на перспективы образования человека. Будущее образование человека существенно зависит и от изменений внешних (в частности -социальных) условий его образовательных отношений с будущими партнерами. Отсюда понятно, что перспективы образования человека можно лишь предсказывать предположительно, выражая, тем самым, мнение о том, каким оно может быть.

Однако сказанное не означает бесполезности тех или иных предсказаний перспектив развития образования человека. Более того, устремленность человека в ценное для него будущее объективно подталкивает к тому, чтобы мысленно обозначать перспективы собственного образования, которые по предположению могут способствовать успехам в продолжающейся жизнедеятельности. Руководствуясь такого рода представлениями о перспективах образования, человек как субъект своей жизнедеятельности может использовать внутренние возможности в образовательных отношениях с собой и с партнерами

ради того, чтобы способствовать продвижению своего образования к ценным для него представлениям о нем.

Для этого необходимо активизировать самосознание человека путем обращения к осмыслению целостного состояния своего внутреннего мира, уделяя особое внимание доминантам лично значимых ценностных ориентаций. Осознавая их, человек может самоопределяться относительно потребностей, удовлетворение которых могло бы стать следствием образования. Тем самым, в самосознании человека возникает связь (может быть -зависимость) между удовлетворением значимых для него потребностей и результатами образования (развившейся образованностью). Это, вольно или невольно, обусловит целесообразность осмысления человеком своего отношения к образованию на предмет предрасположенности к оному.

Понятно, что самосознание человека относительно перспектив жизнедеятельности не сводится к осмыслению состояния предрасположенности личности к образованию. Осознание соответствующего состояния полезно в том плане, чтобы корректировать свои действия в образовательных отношениях с собой и с партнерами ради сохранения или углубления предрасположенности к образованию как важного фактора успеха в развитии образованности. Вглядываясь в свой внутренний мир, человек осознает связи себя с окружением, что позволяет ему искать и, желательно, находить достойное место в жизнедеятельности. Благодаря осознанию связей с окружением, человек может понимать значимость образования (точнее - развивающейся образованности) в самоопределении относительно перспектив жизнедеятельности.

Так или иначе, самосознание человеком себя как неотъемлемой части окружающего мира побуждает его к извлечению информации об отношениях между разными представителями объективной реальности. При этом важно, чтобы, усваивая знания об отношениях кого-то с кем-то (чем-то), человек обращался к самосознанию себя, лично ценных отношений с собой и с окружением. Это поможет ему в выстраивании перспектив жизнедеятельности, базирующихся на собственной образованности. Тем самым, человек сможет осознанно выражать свои намерения относительно перспектив собственного образования. Делаться это может по-разному, с различной

мерой определенности в выражении намерений относительно продолжительности своего образования.

В частности, человек может полностью полагаться на установившиеся в обществе традиции образования граждан, подчиняя себя тем нормам и правилам, которые действуют в государственно-общественной системе образования. Не следует отрицать возможной успешности образования человека, полностью подчинившего себя исполнению общепринятых установок. Существуют многочисленные примеры, когда такого рода факты действительно завершались успешным образованием обучающихся. Тем не менее, в истории образования известно не менее значительное количество обучающихся, которые разочарованы результатами своего образования. Понятно, что объяснений такого рода явлений может быть довольно много.

Не увлекаясь этим, приведем лишь один довод в пользу усилий каждого обучающегося человека по своевременному осознанию лично значимой ценности свершающегося образования и намерений относительно перспектив его продолжения. Полное подчинение человеком себя нормам и правилам, установленным в государственно-общественной системе образования, объективно тормозит активизацию самосознания человека. Это в полной мере относится и к осмыслению задач продолжения образования человека даже в ближайшей перспективе. Человеку нет необходимости думать об этом, его субъектность сосредоточивается только на том, как побуждать себя к исполнению указаний и рекомендаций партнеров, наделенных соответствующими полномочиями.

Альтернативой такому варианту образовательных отношений с партнерами может быть активизация развившегося личного энергоресурса человека в аспекте систематического осмысления не только того содержания образования, усвоение которого предлагается извне. Не менее важно, вглядываясь в свой внутренний мир, осознавать свои образовательные потребности, оценивать запасы личного энергоресурса с тем, чтобы распределять их в процессе образовательной деятельности не в ущерб здоровью и с пользой для себя. Другими словами, активизируя самосознание, в образовательных отношениях с собой и с партнерами, человек может продуктивно проявлять себя как субъект образовательной дея-

тельности в образовательных отношениях с собой и с партнерами.

Более того, систематически проявляющееся самосознание человека в образовательных отношениях с собой и с партнерами способствует росту определенности относительно перспектив его образования. Речь идет о том, что у человека постепенно складывается какое-то представление о целесообразности продолжении образования, а также о предпочтительных для него вариантах образовательных отношений с собой и (или) с будущими партнерами. Другими словами, у человека появляется и может проясняться какой-то ценный для него образ продолжения образования. Очевидно, что формы выражения образа продолжения образования у разных людей могут быть различными. У кого-то они бывают в «интериоризованном состоянии», т. е. остаются во внутреннем мире человека. Такого рода формы представления о перспективах образования вряд ли можно относить к четко выраженным (к достаточно полно осознаваемым самим человеком).

Более определенно можно осмысливать «экстериоризированные образы» представлений человека о перспективах образования. Действительно, так или иначе сформулированные (изложенные на внешних носителях) образы представлений о перспективах своего образования характеризуются наглядностью формы их выражения. Ими можно оперировать как с объектами, отграниченными от своего естественного носителя, т. е. вступать в субъект-объектные отношения разной целевой направленности. В соответствующих отношениях субъект может манипулировать образом, добиваясь роста определенности в представлениях о перспективах образования человека. В этом состоит несомненное преимущество экстериоризированных образов выражения перспектив образования человека.

Одной из форм экстериоризированного представления намерений человека относительно перспектив образовании является стратегия продвижения образованности к ценному для себя состоянию. Очевидно, что каждый образующийся человек своеобразно представляет ценное для себя состояние собственной образованности. Однако в социальном окружении человека существуют различные ориентиры относительно ценности образования и его результатов. Обращая на них свое внимание (осмысливая их), человек мо-

жет самоопределяться с лично ценными признаками образованности. Тогда соответствующий ее образ может стать целевым ориентиром образовательной деятельности человека в отношениях с собой и с партнерами. Соответствующий целевой ориентир становится одним из оснований стратегии его образовательной деятельности в отношениях с собой и с партнерами.

Благодаря осмыслению образа ценной для себя образованности (целевого ориентира образовательной деятельности), человек определяется в стратегическом направлении сосредоточения своих усилий на продвижение к ней. В идеале соответствующее направление не ограничено какими-либо пределами возможного развития образованности. Речь идет о теоретическом отсутствии пределов совершенствования образованности людей. Однако в практическом плане возможности каждого человека в жизнедеятельности (в том числе -в продвижении к целевому ориентиру) ограничены. Такого рода ориентиры разноплано-вы, от временных рамок жизнедеятельности, до потенциалов личного энергоресурса и социальных условий осуществления образовательной деятельности в отношениях с собой и с окружением (в том числе - с партнерами).

Отсюда следует, что для самоопределения человека относительно ориентировочных пределов возможного продвижения его образования в стратегически выбранном направлении необходимо учитывать развившуюся образованность человека, зафиксированные тенденции изменений в личном энергоресурсе, а также в условиях продолжения образования. Совокупность этих трех характеристик, сопутствующих образованию человека, имеет смысл называть текущим состоянием, предопределяющим его возможности в продвижении к целевому ориентиру образовательной деятельности в образовательных отношениях с собой и с партнерами. Опираясь на него как на реальное основание, человек может осознанно намечать (планировать, проектировать) свои действия во взаимодействии с собой и с возможными партнерами. Их осуществление предположительно должно способствовать продвижению образованности в стратегически выбранном направлении.

В своей целостности стратегия продвижения образования человека к лично ценной для него образованности представляет комплекс в его составе выделено генеральное на-

правление как целевой ориентир образовательной деятельности, выявленное текущее состояние его возможностей в продвижении образовательной деятельности в стратегическом направлении, а также обоснованный план действий, соответствующих его замыслу продвижения образованности к лично ценным для себя свойствам. План действий продвижения образованности к целевому ориентиру в значительной степени зависит не только от текущего состояния возможностей человека. Многое определяется его активностью в пользовании имеющимися возможностями.

Дело в том, что распоряжаться возможностями в жизнедеятельности (в том числе -в образовательной деятельности) можно по-разному. Используя свои творческие способности в самоуправлении, человек может добиваться продуктивного результата даже тогда, когда его действия не в полной мере согласуются с логикой «здравого смысла». Опираясь на креативность, человек может находить эвристические решения, реализация которых способствует прогрессивному продвижению в стратегическом направлении развития образованности. Поэтому план действий в продвижении к ценным признакам образованности человека является следствием не только определенных (выявленных и зафиксированных) причин. Его возможности в продвижении к целевому ориентиру определяются не только вследствие реализации в практике образовательных отношений человека с собой и с партнерами.

Отсюда следует, что продвижение человека к намеченной цели образования происходит в поиске таких действий, форм поведения во взаимодействии с партнерами, которые ему представляются перспективными, соответствующими достижению поставленных целей (решению стоящих образовательных задач). По сути, находя какие-то варианты реализации намерений проявлять себя в образовании, которые по замыслу способствуют продвижению к намеченной цели, человек может убедиться в их полезности только после совершения соответствующих действий. Осмысление последствий совершенных действий позволяет образующемуся человеку не только извлекать информацию об их роли в образовательной деятельности, но и определяться с целесообразным продолжением образования в выбранном стратегическом направлении.

Безусловно, любая стратегия образования

человека характеризуется опорой на сознательные проявления себя в образовательных отношениях с собой и с партнерами. Прежде всего, речь идет об осознании им своих намерений в соответствующих отношениях, осуществление которых возможно, если человек соотносит их с объективно существующими факторами и условиями предстоящей образовательной деятельности. Понимание этого происходит своевременно, если он систематически осмысливает себя, свои намерения и предстоящие действия, стремясь к адекватной самооценке своих возможностей (развившегося личного энергоресурса), а также к беспристрастной оценке внешних условий образовательной деятельности. Без наличия указанных признаков вести речь о стратегии продвижения образования к какой бы то ни было перспективе бессмысленно.

Фактически любая стратегия образования человека может выстраиваться не столько умозрительно, сколько в сочетании мышления с активными действиями, направленными на воплощение мысленных образов в факты. На этой основе стратегия является следствием синтеза теоретических размышлений с практической апробацией умозаключений в образовательной деятельности. Тем самым, стратегия намерений человека в перспективе образования формируется и приобретает явный вид вследствие систематического проявления им субъектности в образовательных отношениях с собой и с партнерами, и направлена на осознание продвижения образовательной деятельности к достижению ценной для себя образованности.

С практической точки зрения выгодно, если ценной для человека становится социально значимая образованность. Действительно, жизнедеятельность человека осуществляется в социальном окружении, в котором приоритет отдается социально значимой образованности его представителей. Каждый человек, владеющий социально значимой образованностью, очевидно, полезен в образовательных отношениях с окружением. Если же такая образованность является и лично ценной для человека, то его участие в общественных отношениях на ее основе может вызывать удовлетворение с его стороны и тем, что он полезен людям, и тем, что ему приятно проявлять себя, пользуясь социально значимой образованностью.

Отсюда следует объективная целесообразность человека приобщаться к социально

значимой образованности как к ценному для него виду личного энергоресурса. Поэтому прогрессивное развитие образованности человека правомерно ориентировать на ее социально значимый образ, который должен бы стать целью его образования в перспективе. Таким образом, стратегия непрерывного продвижения человека к социально значимой образованности является своего рода проектом его намерений в образовательной деятельности, осуществляемой в образовательных отношениях с собой и с партнерами.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность /Б.Г. Ананьев. -М. : Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: моногр. / В.А. Беликов. -М. : Академия Естествознания, 2010. - 340 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М. : Издат. корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

4. Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека: моногр. /И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия». - 188 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 416 с.

6. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека: моногр. / Г.Н. Сериков. - М. : Мне-мозина, 2002. - 416 с.

Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].

Поступила в редакцию 1 сентября 2015 г.

DOI: 10.14529/ped150406

STRATEGY AS A CONSCIOUS INTENT OF A HUMAN BEING FOR CONTINUING EDUCATION

G.N. Serikov, [email protected]

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Continuing education is presented as a necessary condition for human progress. The education as a personal energy resource is proved to be a human and social important value. In the article an emphasis is made on the understanding of human beings' constant educational relationship with each other and with the environment. On this basis, the prospects of continuing education in meaningful human aspects are defined.

Education strategy is described in terms of a conscious person's intent regarding the prospects of continuing education. It is proved, that the strategy to reach personally valuable education is a complex. The main vector of this complex development is the purpose. The other elements of the compex are the abilities to use educational activities to reach the target, and intention to move towards goal. The lifelong strategy involves a combination of personal thinking about inner relations and relations with partners and a plan to realize it. The understanding of man's personal value and social relevance of education is proved to be an indispensable condition of strategy formation.

Keywords: human lifelong education prospects, self-consciousness, personal energy resource activation, a strategy to promote valuable education results.

References

1. Anan'ev B.G. Lichnost', sub"ekt deyatel'nosti, individual'nost' [Personality, the Subject of Activity, Individuality]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2008. 134 p.

2. Belikov V.A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost' [Education. Activities. Personality]. Moscow, Akademiya Estestvoznaniya Publ., 2010. 340 p.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Educational Psychology]. Moscow, Logos Publ., 2000. 384 p.

4. Kotlyarova I.O., Serikov S.G. Dopolnitel'noe obrazovanie cherez vsyu zhizn': razvitie lichnykh resursov cheloveka [Additional Lifelong Learning: Development of the Personal Resources]. Chelyabinsk, Ural'skaya Akademiya Publ. 188 p.

5. Rubinshteyn S.L. Problemy obshchey psikhologii [Problems of General Psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1973. 416 p.

6. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and Human Development]. Moscow, Mnemozina Publ., 2002. 416 p.

Received 1 September 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Сериков, Г.Н. Стратегия как осознанное намерение человека относительно перспектив непрерывного образования / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 4. -

С. 39-45. DOI: 10.14529/ped150406

Serikov G.N. Strategy as a Conscious Intent of a Human Being for Continuing Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2015, vol. 7, no. 4, pp. 39-45. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped150406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.