Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития Российской Федерации на примере муниципального образования город-герой Новороссийск'

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на примере муниципального образования город-герой Новороссийск Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жара Александр Евгеньевич

В данной работе рассмотрены основные цели Стратегии инновационного развития Российской Федерации, а также приведены краткие примеры решения данных целей на местах, на примере муниципального образования город-герой Новороссийск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на примере муниципального образования город-герой Новороссийск»

образовательных и инновационных структур// Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 3 (03). С. 100-113.

9. Карпова С.В., Касаев Б.С., Климов Д.В. Современные маркетинговые инструменты определения эффективности пространственных преобразований// Российское предпринимательство. 2014. № 22 (268). С.16-27.

10. Государственный финансовый контроль в управлении бюджетами/ Федотова Г.В.// Финансы и кредит. 2012. № 19 (499). С. 42-47.

11. Методика аудита эффективности бюджетных расходов/ Федотова Г.В.// Финансы и кредит. 2009. № 14 (350). С. 15-26.

12. Программный бюджет в региональном стратегическом планировании/ Федотова Г.В.// Дайджест-финансы. 2013. № 12. С. 29-34.

13. Программный бюджет в региональном стратегическом планировании/ Федотова Г.В.// Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 43. С. 11-16.

14. Управление рисками в инновационной деятельности предприятий/ Федотова Г.В.// Финансы и кредит. 2010. № 41 (425). С. 27-33.

15. Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица/ Родионова И.Н., Емельянов А.С., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 154-158.

16. Об обязательном удостоверении решения собрания участников хозяйственных обществ/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Родионова И.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 238-241.

17. Нормативно-правовые требования к печатям коммерческих организаций/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Черных А.Ю.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 1 (6). С. 47-50.

18. Практика и последствия предоставления налоговых льгот в субъектах Российской федерации (на примере Орловской области)/ Вавулин Д. А., Симонов С.В., Горохов А.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 4. С. 82-95.

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-ГЕРОЙ НОВОРОССИЙСК Жара Александр Евгеньевич, аспирант Кубанский государственный технологический университет

г.Краснодар

В данной работе рассмотрены основные цели Стратегии инновационного развития Российской Федерации, а также приведены краткие примеры решения данных целей на местах, на примере муниципального образования город-герой Новороссийск.

В настоящее время Российской Федерацией ставится перед собой долгосрочные цели, призванные обеспечить высокое благосостояние население, а также закрепление геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. И, практически единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики Российской Федерации на инновационную социально-ориентированную модель экономического развития [1].

Таким образом, в 2005 году были утверждены Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы, а в 2006 году - Стратегия Развития науки и инноваций в Российской Федерации. В рамках реализации мероприятий, определенных указанными документами, заложены основы национальной инвестиционной системы, формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций [3].

При этом, основными задачами Стратегии инновационного развития Российской Федерации называются:

- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

- повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

- максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инвестиционных технологий;

- обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция Российской Федерации в мировые процессы создания и использования нововведений;

- активизация деятельности по реализации инновационной политики осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований;

Рассмотрим, как данные задачи инновационного развития реализуются на местах, в частности - на примере муниципального образования город-герой Новороссийск, осуществляющего активную промышленную и рекреационную инновационную политику [2,3,4].

Инновационное развитие города Новороссийск основывается на решении Городской Думы № 569 от 20 мая 2008 года «Об утверждении основных направлений стратегии социально-экономического развития муниципального образования город-герой Новороссийск на период до 2020 года». Отметим, что данное решение Городской думы, в свою очередь опирается на Концепцию развития инновационной среды Краснодарского края, а также Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [5].

Согласно стратегии социально-экономического развития муниципального образования город-герой Новороссийск предполагаются следующие этапы развития: период 2010-2015 гг. - переходное развитие (начальная фаза реализации инновационного сценария развития); начиная с 2015 года - активная фаза инновационного развития [6].

Для достижения целей инновационного развития предлагается достижение следующих целей:

- стимулирование притока творческого, высокообразованного населения, через создание комфортной среды обитания и привлекательных разнообразных рабочих мест;

- формирование портово-промышленно-логистического и аграрно-рекрационных кластеров, дополняемых развитием в сфере малого и среднего бизнеса; совершенствование системы управления на основе создания информационно-аналитической системы обеспечения принятия решений.

Рассмотрим данные направления инновационного развития более подробно.

Привлечение творческого, высокообразованного населения. Как видим, данный пункт является логическим продолжением на муниципальном уровне одной из целей Стратегии инновационного развития Российской Федерации - а именно - Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.

В городе Новороссийске для выполнения данного пункта происходит как переобучение уже зарекомендовавших себя сотрудников [8]- так, например, ряд новороссийских учителей участвовал в инновационном социально-образовательном проекте проводимой корпорацией Samsung -«IT школа SAMSUNG». Также, переобучение своих сотрудников периодически проводят большинство крупных предприятий города -например - «Новошип Тренинг» и «Новороссийская Морская Школа» проводят переобучение работников Новороссийского Морского Торгового Пароходства. Также, существует еще довольно большое количество центров обучения и переподготовки, включая в себя возможность обучения от центра занятости. Отметим, что в большинстве данных центров, можно пройти и первичное обучение.

Также, можно отметить проведение в городе Новороссийске различных форумов и конференций (например «Новороссийское Сколково»), и участие новороссийцев в подобных мероприятиях, проводимых как по Краснодарскому краю, так и по всей Российской Федерации.

Естественно, не забывается и возможность трудоустройства обученного персонала - регулярно проводятся ярмарки вакансий. Кроме того, не остается в стороне и такой вопрос, как трудоустройство инвалидов - за текущий период 2015 года было трудоустроено 47 человек с ограниченными возможностями.

Формирование портово-промышленно-логистического и аграрно-рекрационных кластеров, дополняемых развитием в сфере малого и среднего бизнеса. Отметим, что данный пункт решения городской думы является местным прочтением такой цели Стратегии инновационного развития Российской Федерации, и такой, как Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний.

В рамках решения данной поставленной задачи происходит модернизация и расширение Новороссийского морского порта, железной дороги, автомобильной развязки [7]. Так, происходит реконструкция железнодорожных путей на участке Крымск-Новороссийск (отметим, что

инвестиции в реконструкцию Северо-Кавказской железной дороги составили уже более 217 млн. руб.); открыт новый технологический тоннель на нефтеперевалочном комплексе «Шесхарис». Кроме того, на данный момент начинается реализация проекта АТЭК. Согласно проектной документации, прошедшей госэкспертизу, общий объём инвестиций составляет 38 миллиардов рублей. По информации группы компаний «Новороссийский морской торговый порт» и с учётом средств, которые предусмотрены в федеральном бюджете, необходимый объём инвестиций в Новороссийский морской порт составляет 86 миллиардов рублей, из них средства федерального бюджета - порядка 60 миллиардов рублей: это и дноуглубительные работы, и строительство железнодорожного парка «Б» непосредственно в городе Новороссийск, а также развитие автомобильных развязок. Ожидаемые вложения средств инвесторов составляют порядка - 25,7 миллиардов рублей [9].

Формирование рекрационно-аграрного комплекса подразумевает широкое использование брендов «Мысхако» и «Абрау-Дюрсо», а также инновационное развитие сопутствующих винодельческих комплексов.

Цель совершенствование системы управления на основе создания информационно-аналитической системы обеспечения принятия решений является локальным прочтением цели Стратегии инновационного развития Российской Федерации, по направлению максимально широкого внедрения в деятельность органов государственного управления современных инвестиционных технологий.

В рамках решения данной цели запущена целевая программа «Электронный Новороссийск». Ее целью является автоматизация документооборота в структурных подразделениях, отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации муниципального образования город-герой Новороссийск и реализация государственной политики, направленной на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства, обеспечение массового и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий во всех областях экономической, социальной и культурной жизни, формирование единой политики в сфере информатизации и связи. Новороссийск вошел в число семи муниципалитетов Краснодарского края, в которых будет внедрена передовая практика улучшения инвестиционного климата.

Еще одна цель - обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция Российской Федерации в мировые процессы создания и использования нововведений [10]. Отметим, что данная цель Стратегии инновационного развития Российской Федерации также реализуется в городе Новороссийск. В качестве примера, можно вспомнить рабочий визит в Новороссийск делегации королевства Тайланд, с целью налаживания взаимодействия в торгово-экономической, инвестиционной, а также туристической и гуманитарной сферах. В городе

Новороссийск имеются генеральные консульства республики Греция, и Турецкой республики, а также почетный консул Великобритании, больше сотни представительств иностранных фирм и компаний, действующих в регионе.

Для поддержки малого и среднего бизнеса созданы и действуют ряд организаций [11], например - «Муниципальное учреждение «Новороссийский инновационный центр развития малого и среднего предпринимательства «Новороссийский инновационный бизнес-инкубатор «Развитие», Технопарк «Бйп^е», ставящий своей целью инновационное развитие города Новороссийск. Отдел администрации муниципального образования город Новороссийск по взаимодействию с малым и средним бизнесом проводит муниципальную программу «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск на 2014-2017 годы». В качестве примера проводимых в рамках данной программы мероприятий можно отметить проведенный данным отделом администрации семинар для начинающих предпринимателей, оказывающих услуги в спортивной сфере.

Таким образом, комплексное инновационной развитие региона обеспечивается соответствующими мероприятиями на всех уровнях регионального и муниципального управления, что должно обеспечить рост инновационной и инвестиционной активности в регионе, поддержать малое предпринимательство и обеспечить достижение задач экономического роста, предусмотренных стратегией развития региона.

Список литературы

1. Илющенко Н.А., Прохорова В.В. Стратегические приоритет региональной экономической политики // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал 2010. № 4. С. 251-254

2. Жара А.Е., Шутилов Ф.В. Город Новороссийск: перспективы развития в опоре на собственные ресурсы // В сборнике: Современная экономика России: опора на внутренние резервы и поворот на Восток Материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 86-95.

3. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8.12.2011 г. http://innovation.gov.nu/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf

4. «Об утверждении новой редакции государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» http://govennment.nu/docs/11947/

5. «Решение Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20 мая 2008 года № 569 «Об утверждении основных направлений Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город-герой Новороссийск на период до 2020 года» http://bazazakonov.пu/doc/?ID=3971429

6. «Концепция развития инновационной среды Кубани опережает свое время» Бодрова А. http://fedpness.nu/expentsovet/expent_mnenie/ kontseptsiya-пazvitiya-innovatsionnoi- sпedy- kubani-opeпezhaet-svoe-vпemya

7. «Совещание по вопросу развития транспортной инфраструктуры юга России» http://www.i-nussia.nu/all/weekthemes/28065/

8. «Российские педагоги повысили квалификацию в 1Т школе» http://www.i-пussia.пu/all/news/24441/

9. «Новороссийск вошел в число муниципалитетов края, где внедрят передовые практики улучшения инвестиционного климата» http://nrnews.ru/65423-.html

10. «Вместе найти правильные решения» http://www.novodar.ru/index.php/administr-рипШ84^т^№-саШ0252-упрг-05-2015

11. «Бизнес развивается - стабильность приближается» http://www.novodar.ru/ index.php/administr-punkt/ 384-administr-cat/9451-tailandvnovorose-06-2014

12. Сущность и экономическое содержание территориальных систем современной России/Прохорова В.В.// Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 1 (120). С. 26-28.

13. Перспективы постиндустриальных преобразований региональных экономических систем современной России с участием корпораций и сетевых организаций/ Прохорова В.В., Хилько Н.А.//Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 4. С. 12-15.

14. Потенциал производственных клactepob в развитии территории/Прохорова В.В .//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 3. С. 326-328.

15. Управление муниципальной собственностью (отечественный и зарубежный опыт)/ Прохорова В.В.// Краснодар, 2003.

16. Субрегиональные ресурсы интенсификации развития территориальных экономических систем современной России/Прохорова В.В.// монография / Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионольного образования Южный институт менеджмента. Краснодар, 2009.

17. Кластеры в развитии экономики территории/ Прохорова В.В., Хачатурова М.С.// В сборнике: Экономическое развитие России на современном этапе Краснодар, 2010. С. 136-141.

18. Субрегиональные ресурсы интенсификации развития территориальных экономических систем современной России. монография/ Прохорова В.В.// Краснодар, 2012.

19. Интенсификация развития региональной экономической системы в условиях нестабильности/ Прохорова В.В.// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 36. С. 62-65.

20. Экономика знаний как стратегический «ресурс» интенсификации развития территориальной экономической системы/ Прохорова В.В.// Экономика и предпринимательство. 2013. № 11-2 (40-2). С. 142-146.

21. Увеличение уставного капитала по закрытой подписке в акционерных обществах/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2010. № 6. С. 21-25.

22. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2009. № 7. С. 36-42.

23. Особенности взыскания заработной платы перед работниками в рамках действующего законодательства/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2009. № 9. С. 4143.

24. Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2009. № 6. С. 58-61.

25. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг, на которые не распространяется требование о раскрытии информации в форме ежеквартальных отчетов/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2009. № 5. С. 42-46.

26. Роль представителя работников при рассмотрении дел о банкротстве/ Горохов А.А.// Право и экономика. 2008. № 11. С. 52-54.

27. Правовые основы договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг/ Вавулин Д. А., Горохов А.А.// Право и экономика. 2007. № 3. С. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.