Научная статья на тему 'Стратегия информационной войны в динамике и ее вербальные приемы (на материале языка немецкой массовой периодики)'

Стратегия информационной войны в динамике и ее вербальные приемы (на материале языка немецкой массовой периодики) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
416
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / НЕМЕЦКАЯ МАССОВАЯ ПРЕССА / СТРАТЕГИЯ / ПОПУЛЯРНЫЕ МЕТОДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВБРОСЫ / АНТРОПОНИМИЧЕСКАЯ ДЕМОНИЗАЦИЯ / INFORMATION WAR / GERMAN MASS MEDIA / STRATEGY / POPULAR METHODS / INFORMATION BLAMES / ANTHROPONOMICAL DEMONIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голодов А.Г.

В статье анализируется ход информационной войны, которая имеет свою стратегию и ди-намику. Динамика информационной войны показывает, что меняются фронты наступления, появляются новые темы, а привычные становятся второстепенными. Но стратегия и основные методы остаются. Среди них: абсолютно бездоказательные информационные вбросы; диффамация неугодных или неудобных для Запада политиков с помощью некорректных сравнений с самыми одиозными политиками в истории человечества, то есть своего рода антропонимическая демонизация. При этом антропоним «Гитлер» выступает в качестве универсального негативного маркера, ярлыка, который можно навесить по любому поводу на любого неудобного политика в угоду политической целесообразности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION WAR STRATEGY IN DYNAMICS AND ITS VERBAL METHODS (on the basis of German mass periodic)

The article analyzes the development of information war which has its own strategy as well as its own dynamics. The dynamics of information war exposes the direction of attacks, the appearance of new themes and the reduction of chief themes into secondary ones. But the strategy and principle methods remain the same: that is totally unproved information blames defamation of non-officious and inconvenient for the West political figures comparing them with the most odious politicians in the history of mankind the kind of demonization. The name of “Hitler” acts as the universal negative marker, the label that may be attached to any event or to a not convenient politician for the benefit of political expediency.

Текст научной работы на тему «Стратегия информационной войны в динамике и ее вербальные приемы (на материале языка немецкой массовой периодики)»

УДК 811.112(05)

А.Г. Голодов

СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В ДИНАМИКЕ И ЕЕ ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ (на материале языка немецкой массовой периодики)

В статье анализируется ход информационной войны, которая имеет свою стратегию и ди-намику. Динамика информационной войны показывает, что меняются фронты наступления, появляются новые темы, а привычные становятся второстепенными. Но стратегия и основные методы остаются. Среди них: абсолютно бездоказательные информационные вбросы; диффамация неугодных или неудобных для Запада политиков с помощью некорректных сравнений с самыми одиозными политиками в истории человечества, то есть своего рода антропонимическая демонизация. При этом антропоним «Гитлер» выступает в качестве универсального негативного маркера, ярлыка, который можно навесить по любому поводу на любого неудобного политика в угоду политической целесообразности.

информационная война, немецкая массовая пресса, стратегия, популярные методы, информационные вбросы, антропонимическая демонизация.

Тематика предлагаемого исследования представляется крайне актуальной из-за сложившейся политической ситуации и обострившейся информационной войны, которая стала неотъемлемой составной частью международных отношений.

Антироссийская пропаганда занимает в СМИ Запада значительное место. В немецком медийном пространстве ее возглавляет массово-бульварная газета "Bild", основная задача которой состоит в том, «...чтобы удержать немецкие элиты в политике и средствах информации от духовного блокирования с Россией и сохранить их на проамериканском курсе (Deren Aufgabe ist es auch, deutsche Eliten in Politik und Medien von der geistigen Blockbildung mit Russland abzuhalten und auf proamerikanischem Kurs zu halten)» 1.

«Раньше войны велись солдатами, сегодня, прежде всего, средствами массовой информации.» 2. Как и «горячая война», информационная состоит из двух вариантов ведения действий: обороны и наступления. «В качестве обороны можно рассматривать изучение методов (приемов) ведения информационной войны противником (в частности, язык его СМИ), а в качестве наступления - свою собственную активную контрпропагандистскую кампанию, включающую все современные средства и методы ее ведения» 3.

Информационная война имеет свою стратегию и динамику. Стратегическая цель информационной войны, которую интенсивно ведет объединенный Запад, очевидна - ослабление России (в частности, за счет санкций) до такой степени, чтобы добиться смены «режима Путина» на удобно-приемлемый для Запада (желательно «либеральный», по образцу девяностых годов).

Интересно упомянуть в этой связи недавно изданную в ФРГ книгу журналиста и автора Михаэля Людерса (Michael Lüders), где он следующим образом характеризует задачу своего исследования: «Эта книга представляет собой своего рода расплату с политикой Запада (eine Abrechnung mit westlicher Politik), которая с удовольствием претендует на то, что она в своих действиях "ориентируется на ценности" (für sich in Anspruch nimmt, "werteorientiert" zu handeln), а на Ближнем и Среднем Востоке многократно оставляла после себя выжженную землю. Хорошие - это мы, западная политика, потому что мы за свободу, демократию и права человека. Западные политики, по возможности, избегают говорить об интересах.» 4

1 Ulfkotte U. Gekaufte Journalisten. Wie Politiker, Geheimdienste und Hochfinanz Deutschlands Massenmedien lenken. Pottenburg : KOPP VERLAG, 2014. S. 15.

2 Ulfkotte U. So lügen Journalisten. Der Kampf um Quoten und Auflagen. Verlag Goldmann, 2002. S. 20.

3 Голодов А.Г. Язык информационной войны : моногр. Рязань : РГУ имени С.А. Есенина, 2015. С. 3.

4 Lüders M. Wer den Wind sät. Was westliche Politik im Orient anrichtet. München : Verlag C.H. Beck, 2015. S. 8.

© Голодов А.Г., 2017

«Собственные ошибки, просчеты, ложь и преступления, которые только в арабо-исламском мире с сентября 2011 года стоили жизни сотням тысяч людей, при этом "великодушно" не замечаются (werden großzügig übersehen). И, естественно, хорошие имеют право наказывать плохих, например посредством экономических санкций. Все еще с маленькой надеждой на изменение режима... Хорошие верят, что их мораль превосходит другие, потому что они выступают за свободу Украины или права человека в Иране. Однако в первую очередь речь идет о том, чтобы нейтрализовать, ослабить или не дать подняться геополитическим противникам» 5.

Меняются фронты и направления наступления на информационной войне, возможно некоторое затишье или даже отступление. Однако потом наступление может возобновиться с еще большей интенсивностью с применением новых методов и средств, которые адаптированы к произошедшим на «фронте» изменениям.

Основная стратегия информационной войны со стороны Запада сегодня - это своего рода Blitzkrieg, который однажды уже не помог объединенной Европе в 1941 году, но вновь возник уже на другом уровне, а именно информационном, в наше время.

Его суть заключается в том, что после любого события (например? сбитого над Донбассом «боинга», недавнего подрыва автомобиля миссии ОБСЕ в Луганске, использования химического оружия в Сирии, даже терактов во Франции), не дожидаясь расследования и не имея никаких реальных фактов, западные СМИ производят молниеносный вброс (Blitz-Einwurf) , в котором противная сторона сразу объявляется виноватой и поэтому вынуждена с самого начала уходить в оборону и оправдываться.

Таким образом, ведется игра на опережение, в результате которого противник сразу уходит в оборону, поскольку ему приходится оправдываться. А, как известно, оправдывающийся всегда находится в невыгодном положении и как бы автоматически загоняется в пассивную оборону. Это чревато потерей инициативы и, в конечном итоге, локальным поражением в данном эпизоде информационной войны.

Следующая, более «мягкая ступень», которая может последовать после неудавшегося «блицкрига» - это нейтрализация своей явной негативной роли в эпизоде за счет обезличивания или автоматического разделения вины по модели: «в этом виноваты обе стороны».

Исходной для прессы при этом является предпосылка, что любое государство, декларирующее свою «прозападность» и противопоставляющее себя России, виноватой стороной в любом конфликте априори быть не может (и не должно, по мнению западных элит). Следовательно, Россия априори виновата в любом конфликте и в любой ситуации.

Если же вина «прозападного» партнера слишком уж очевидна, как в это было в случае с Грузией в 2008 году или в трагедии в Одессе в мае 2014 года, то для такой ситуации предусмотрен нейтрализующий вариант - обезличивание виновной стороны по принципу «виноваты все» или безличное предложение (в немецком это пассивный залог или неопределенно-личное местоимение man).

Эпизод подается без указания виновника (зачинщика) конфликта именно в том случае, когда вина «своего» довольно очевидна. В принципе, такое обезличенное представление виновника конфликта можно рассматривать как косвенное признание Западом вины «своего» партнера (ставленника), что, однако, совершенно не очевидно для среднестатистического западного обывателя и потребителя СМИ.

Один из наиболее «проверенных» приемов западной пропаганды - это диффамация неугодных или неудобных для Запада политиков с помощью некорректных сравнений с самыми одиозными политиками в истории человечества, то есть своего рода антропонимическая демонизация.

При этом соответствующие политические лидеры нередко ставятся в один ряд с Гитлером и его режимом (своего рода «гитлеризация»). Антропоним «Гитлер» выступает в качестве универсального негативного маркера, ярлыка, который можно навесить по любому поводу на любого неудобного политика в угоду политической целесообразности.

В качестве оправдания такого сравнения выискиваются различные исторические параллели, которые искажаются для достижения поставленной цели. При этом антропонимическая диффамация реализуется за счет некорректного сравнения.

«Сравнение с Гитлером является при этом как излюбленным, так и эффективным средством для достижения цели, - разговаривать с преступниками такого калибра или тем более

5 Ibid. S. 7-8.

вести с ними переговоры было бы умиротворением (appeasement), предательством ценностей (Verrat an der Werten), за которые выступает Запад» 6.

Журналист Михаэль Людерс считает, что первым, кого Запад демонизировал, назвав «вторым Гитлером» (zweiter Hitler), был премьер-министр Ирана Моссадык (Mossadegh). В 19511952 годах он провел национализацию нефтедобывающей промышленности страны, которую контролировала Великобритания. Моссадык был смещен в результате путча, организованного спецслужбами США и Великобритании.

Следующим «Гитлером» был провозглашен египетский президент Насер, который в 1956 году национализировал Суэцкий канал и этим вызвал на себя огонь французских и английских инвесторов. В отличие от Моссадыка, Насера свергнуть не удалось.

«Последней четверкой в этом списке стали: иракский президент Саддам Хусейн, иранский Ахмадинежад, сирийский Башар Асад и российский Владимир Путин» 7.

В 1999 году страны НАТО под предводительством США без решения Совета Безопасности ООН начали бомбежку независимого государства Сербия в центре Европы. Военная интервенция сопровождалась массивной пропагандистской атакой, активнейшее участие в которой приняли и СМИ ФРГ. При этом была сделана попытка с помощью пропаганды создать в массовом сознании картину «коллективного Гитлера».

Британский премьер-министр Робин Кук употребил по отношению к Сербии самый известный эвфемизм Третьего рейха Endlösung (окончательное решение еврейского вопроса), который соответствует общепринятому в современном мире термину холокост. Британский премьер утверждал, что сербский президент Милошевич планировал Endlösung по отношению к косовским албанцам» 8.

В агрессии против Сербии в 1999 году вооруженные силы Германии (Bundeswehr) впервые после 1945 года приняли участие в военном конфликте за пределами своей страны, что противоречило основному закону государства (Grundgesetz), который фактически является немецкой конституцией. Для оправдания этого нарушения понадобилась мощная пропагандистская кампания, переходящая порой в политическую истерию.

Тогдашний министр иностранных дел и вице-канцлер Й. Фишер и министр обороны Шарпинг не уставали проводить параллели между Сербией и Третьим рейхом, утверждая, что сербы организовали по образцу гитлеровского государства концлагеря и массовые убийства. Так они пытались оправдать немецкое участие в бомбардировках суверенного государства Сербия заявлением, что последняя осуществляет в Косово геноцид албанцев, своего рода холокост (Holocaust) и сравнил это «с фашистским уничтожением евреев в Освенциме!» 9.

Следует подчеркнуть, что международным сообществом этот термин ассоциируется исключительно с гитлеровской Германией. За счет его применения по отношению к третьей стороне как бы несколько стирается вина Третьего рейха за гигантское преступление - холокост (более 6 миллионов жертв), поскольку и другие совершают якобы нечто подобное.

Удо Ульфкотте - известный немецкий журналист, критически настроенный по отношению к официальным СМИ, пишет по этому поводу в своей книге: «Газета "Bild" во время этих событий разыграла сценарий Второй мировой войны, а Германия оказалась на этот раз на правильной стороне (auf der richtigen Seite), в то время как сербам досталась роль гитлеровского Рейха» 10.

Позднее было признано, что практически все эти факты не подтвердились (в частности, в предвзятом Гаагском трибунале), но дело было уже сделано - Косово вырвали из состава Сербии.

В 2014 году немецким политикам вновь представился, по их мнению, случай найти «очередных гитлеровцев», что позволяет им выглядеть достаточно либерально и респектабельно на этом фоне.

«Во время дискуссии с берлинскими учениками министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле провел параллель кризиса на Украине с включением Судетской области в состав немецкого Рейха 1938 года: "Корректно ли сравнение Путина и Гитлера? Речь идет о российской политике в отношении Украины и о вторжении нацистов в Судеты.

Так далеко до сих пор не заходил ни один немецкий политик: Вольфганг Шойбле (71, ХДС) сравнивает политику российского президента Владимира Путина с политикой Адольфа Гитлера..."

6 Lüders M. Wer den Wind sät ... S. 8.

7 Ibid.

8 Ulfkotte U. So lügen Journalisten ... S. 211.

9 Ibid. S. 212.

10 Ibid. S. 210.

Министр дословно: "Это все мы знаем из истории. Такие методы уже применял Гитлер в Судетах и многое другое". Взрывоопасное сравнение!...» 11.

Одновременно в косвенном сравнении Путина с Гитлером просматривается очередная попытка частичной реабилитации преступлений немецкого нацизма, показывается, что нынешняя Россия, а тем более сталинский СССР, в принципе, не лучше Третьего рейха.

Проводил параллели между гитлеровской Германией и Россией, которая в западных СМИ ассоциируется с антропонимом «Путин», и принц Чарльз, что, однако, вызвало далеко не однозначную реакцию даже в распропагандированном западном сообществе.

Подобная попытка была зафиксирована и со стороны кандидата в президенты США Хиллари Клинтон.

«Все эти пропагандистские потуги вполне вписываются в "соответствующую подготовку" как бывших союзников по коалиции (США, Англии и Франции), так и побежденного противника (ФРГ, Австрии), и многих других стран Европы (более 10), активно принимавших участие войсками или промышленностью на стороне фюрера» 12.

Последний пример применения приема «гитлеризации» соответствующих политиков появился после ракетной атаки США сирийской авиабазы 7 апреля 2017 года, когда пресс-секретарь президента США Шон Спайс сравнил президента Сирии Асада с Гитлером. Он заявил, что «даже Гитлер не опускался до такой низости, как использование химоружия» 13.

При этом Шон Спайс оказался не в курсе того, что нацистская Германия интенсивно применяла газ «Циклон Б» в газовых камерах Освенцима и других лагерей смерти.

Другим относительно новым флангом наступления в информационной войне в первой половине 2016 года на страницах таблоида "Bild" стала тема: «Как Россия дестабилизирует Германию».

Тональность соответствующих текстов можно проследить по их заголовкам:

- «Новая книга разоблачений. Россия управляет тайными подразделениями в Германии» (Neues Enthüllungsbuch. Russland steuert Geheim-Truppe in Deutschland) 14;

- «Российская пропагандистская война против Германии» (Russlands PropagandaKrieg gegen Deutschland) и др.

Появление данной тематики в массово-бульварной прессе не случайно. Оно совпадает с интенсификацией наступления на Россию по всем пропагандистским фронтам. А все, что касается непосредственно немцев, воспринимается ими довольно болезненно.

Интересно также подчеркнуть и тот факт, что утверждение о вмешательстве России во внутренние дела ФРГ появилось раньше, чем началась американская пропагандистская кампания о российском вмешательстве в выборы президента США.

Такое совпадение тематики пропагандистского наступления как на европейском (немецком), так и американском фланге информационной войны, наводит на мысль, что этот двойной удар был заранее кем-то спланирован и скоординирован.

В статье «БНД (разведслужба ФРГ. - А. Г.) и Ведомство по защите конституции (контрразведка. - А. Г.) о планах русских. Дестабилизация Германии является целью» (BND und Verfassungsschutz über Russen-Pläne. "Destabilisierung Deutschlands" ist das Ziel") 15 речь идет о том, что «по данным руководителей спецслужб, существует высокий мобилизационный потенциал среди более чем двух миллионов русских немцев в ФРГ (Laut den Geheimdienst-Chefs ist das "hohe Mobilisierungspotenzial" unter den mehr als zwei Millionen Russlanddeutschen in Deutschland). Эти группы легко могут быть мобилизованы из России на различные демонстрации. В прицел немецких служб безопасности попали многие организации, основанные российскими немцами-переселенцами».

В другой статье под названием «Новая книга разоблачений. Россия управляет тайными подразделениями в Германии» 16 (Neues Enthüllungsbuch. Russland steuert GeheimTruppe in Deutschland) говорится, в частности, о «законсервированных агентах» (Schläfer), при этом прямо названы русские агенты. Очень похоже на то, что таким образом таблоид, выражающий точку зрения правительства Ангелы Меркель, пытается отвлечь внимание немецкой общественности от реальных исламистских Schläfer, которых, по данным немецкой же

11 Bild. 2014. Apr. 1. S. 2.

12 Голодов А.Г. Язык информационной войны. С. 33.

13 URL : http.//ria.ru/world/201704412/1492042388.html?utm

14 Bild. 2014. Apr. 11. S. 2.

15 Ibid. 2016. Mar. 10. S. 2.

16 Ibid. 2014. Apr. 11. S. 2.

контрразведки, в стране несколько тысяч (по разным данным от 6 000 до 10 000), не считая тех, которые полулегально прибыли в ФРГ в течение 2016 года в огромных толпах беженцев.

Жирным шрифтом выделено предложение, где известный русофоб газеты "Bild" Борис Райтшустер утверждает, что Путин ведет тайную войну против Запада на вражеской территории, используя «боевую группу» (Kampftruppe), то есть учеников спортивной школы боевых искусств «Система», которой «закулисно» руководят ГРУ и ВДВ. (Demnach hat Kreml-Führer und Ex-Geheimdienstchef Putin direkten Zugriff auf ein Elite-Kämpfer-Netzwerk im Westen. Kernstück: Kampfsportschulen, in denen die russische Kampfsporttechnik "Systema" trainiert wird: die Zweikampfund Tötungs-Ausbildung der ehemals sowjetischen und heute russischen Spezial-Kommandos).

При этом в качестве единственного «аргумента» таблоид приводит фразу: «Для автора Райтшустера бесспорно (steht fest)...: "Кремлевский шеф Владимир Путин .создал своего рода подпольные группы в Германии и других странах Запада!"» (Kreml-Führer Wladimir Putin (63) hat eine Art Untergrund-Truppe in Deutschland und anderen Staaten im Westen aufgebaut!)17.

Здесь собрано все, что только можно было придумать. В итоге в рамках школы боевых искусств «Система» (которой «закулисно» руководят ГРУ и ВДВ.) выстраивается следующая «цепочка»: немецкие военнослужащие + полицейские + служащие аппарата юстиции + члены спецподразделений ГСГ 9 и КСК (Armeeeinheiten GSG 9 und KSK), к которым также «примыкают» казаки и русские рокеры «Ночные волки».

И весь этот конгломерат устраивает тренировки в Швейцарии и Чехии.

Фильмы о Джеймсе Бонде выглядят по сравнению с таким «сюжетом» как детские сказки братьев Гримм.

А в качестве доказательства существования всего вышесказанного приводится фраза - это результат расследования автора книг и биографа Путина Бориса Райтшустера и другая информация, которая есть у газеты "Bild" (Das belegen Recherchen des Buchautors und Purin-Biografen Boris Reitschuster (44) und weitere Informationen, die BILD vorliegen).

Такой подход очень напоминает заявление представителя США в ООН о применении Асадом химического оружия - данные у нас есть, но они все засекречены. Подобные заявления США делали и после сбитого над Донбассом «боинга» (у нас есть данные со спутников, подтверждающие вину ополченцев, которые мы .когда-нибудь может быть опубликуем).

Главный аргумент как западных политиков, так и СМИ - это соответствующая лексика: мы уверены (wir sind sicher) = мы не сомневаемся (wir zweifeln nicht daran), у нас есть секретные данные (wir haben geheime Informationen) и т.п. По их мнению, такие утверждения сами по себе уже являются истиной в последней инстанции.

Отдельно следует упомянуть интервью украинского президента П. Порошенко таблоиду, которое вышло под титулом: «Путин открыл информационную войну против Германии» (Putin hat den Informationskrieg gegen Deutschland eröffnet) 18.

Основные тезисы - это пропагандистские вбросы, которые, по мнению автора, не требуют доказательства, что повторяется регулярно:

- Россия не выполнила ни одного пункта минского соглашения (Russland hat nicht einen einzigen Punkt von Minsk umgesetzt);

- Речь идет о глобальной европейской безопасности, когда Россия угрожает Украине и держит на прицеле другие государства (Hier geht es um die globale Sicherheit Europas, wenn Russland die Ukraine bedroht und auch andere Staaten im Visier hat);

- Путин не признает красной линии и может под предлогом надуманной дискриминации российских меньшинств аннексировать другие государства. Также и у вас в Германии есть русское меньшинство (Putin akzeptiert keine roten Linien und kann dem Vorwandt einer angeblichen Diskriminierung russischer Minderheiten anderer Länder annektieren. Auch Sie in Deutschland haben russische Minderheiten.).

Здесь подключен также и метод некорректных (точнее, абсурдных) параллелей - на одну ступень поставлены русские на Украине, которые проживают на своих территориях уже столетия, и так называемые этнические немцы и члены их семей, прибывшие из стран СНГ как «поздние переселенцы» (Spätaussiedler):

- Теперь Путин начал информационную войну против Германии. Это российская гибридная война. И мы должны совместно бороться против этого, так как правда на нашей стороне (Jetzt hat Putin den

17 Bild. 2014. Apr. 11. S. 2.

18 Ibid. 2016. Febr. 2. S. 3.

Informationskrieg auch gegen Deutschland eröffnet. Das ist Russlands hybrider Krieg. Und wir müssen alle gemeinsam dagegen kämpfen, denn die Wahrheit steht auf unserer Seite).

В заключение следует отметить следующее. Динамика информационной войны показывает, что меняются фронты наступления, появляются новые темы, а привычные уходят на периферию борьбы, но стратегия и основные популярные методы стабильно остаются в тренде. Среди них рассмотренные выше:

1. Абсолютно бездоказательные информационные вбросы.

Для борьбы с информационными вбросами (Blitzeinwürfe), которые представляют собой своего рода вариант блитцкрига (Blitzkrieg), необходима соответствующая стратегия и тактика. При этом абсолютно не работают популярные среди определенной части российского истеблишмента и либеральных журналистов взгляды - мы должны быть умнее, выше, образованнее и т.д. Такой подход заведомо ограничивает возможности борьбы с массированной атакой противника, использующего бездоказательные информационные вбросы. Однако, как известно, бесперспективно бороться с газеткой в руках против лома.

Последний типичный пример такого информационного вброса - интервью посла Украины в Германии Андрея Мельника, который призывал Берлин готовиться к российскому вмешательству в парламентские выборы, которые состоятся в сентябре 2017 года. Он, в частности, заявил: «Могу посоветовать немецкому правительству быть готовым ко всему. Невоенные нападения порой более болезненны и, к сожалению, более эффективны. » 19.

2. Диффамация за счет антропонимической демонизации.

Кроме общепринятых ярлыков (Гитлер, и в последние годы - Путин), в зависимости от антипатий западных политических элит появляются и другие. Например, можно предположить, что после референдума в Турции, в результате чего произошла «султанизация Эрдогана», его имя станет для Запада еще одним антропонимическим ярлыком (наряду с антропонимом Путин) для диффамации других неугодных и неудобных политиков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голодов, А.Г. Язык информационной войны [Текст] : моногр. - Рязань : РГУ имени С.А. Есенина, 2015. - 195 с.

2. Krone-Schmalz, G. Russland verstehen. Der Kampf um die Ukraine und die Arroganz des Westens [Тей]. - München : Verlag C.H. Beck, 2015. - 176 S.

3. Lüders, M. Wer den Wind sät. Was westliche Politik im Orient anrichtet [ТеЛ]. - München : Verlag C.H. Beck, 2015. - 175 S.

4. Schlosser, H.D. Lexikon der UNWÖRTER [Тей]. - Bertelsmann Lexikon Verlag, 2000. - 125 S.

5. Ulfkotte, U. So lügen Journalisten. Der Kampf um Quoten und Auflagen [Тех^. - Verlag Goldmann, 2002. - 416 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ulfkotte, U. Gekaufte Journalisten. Wie Politiker, Geheimdienste und Hochfinanz Deutschlands Massenmedien lenken [Тех^. - Pottenburg : KOPP VERLAG, 2014. - 336 S.

7. Wisnewski, G. Verheimlicht, vertuscht, vergessen. Was 2014 nicht in der Zeitung stand [Тех^. -München : Taschenbuchverlag KNAUR, 2014. - 368 S.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

1. Bams (Hamburg, Deutschland).

2. Bild-Zeitung (Hamburg, Deutschland).

СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. URL : http.//ria.ru/world/201704412/1492042388.html?utm_

2. URL : https://tvzvezda.ru/Znews/vstrane_i_ mire/content/201

REFERENCES

1. Golodov, A.G. Yazyk informacionnoy voyny [Text] : monogr. - Ryazan' : RGU imeni S.A. Esenina, 2015. - 195

s.

2. Krone-Schmalz, G. Russland verstehen. Der Kampf um die Ukraine und die Arroganz des Westens [Text]. - München : Verlag C.H. Beck, 2015. - 176 S.

3. Lüders, M. Wer den Wind sät. Was westliche Politik im Orient anrichtet [Text]. - München : Verlag C.H. Beck, 2015. - 175 S.

4. Schlosser, H.D. Lexikon der UNWÖRTER [Text]. - Bertelsmann Lexikon Verlag, 2000. - 125 S.

19 URL : https://tvzvezda.ru//news/vstrane_i_ mire/content/201

5. Ulfkotte, U. So lügen Journalisten. Der Kampf um Quoten und Auflagen [Text]. - Verlag Goldmann, 2002. - 416 S.

6. Ulfkotte, U. Gekaufte Journalisten. Wie Politiker, Geheimdienste und Hochfinanz Deutschlands Massenmedien lenken [Text]. - Pottenburg : KOPP VERLAG, 2014. - 336 S.

7. Wisnewski, G. Verheimlicht, vertuscht, vergessen. Was 2014 nicht in der Zeitung stand [Text]. - München : Taschenbuchverlag KNAUR, 2014. - 368 S.

A.G. Golodov

INFORMATION WAR STRATEGY IN DYNAMICS AND ITS VERBAL METHODS (on the basis of German mass periodic)

The article analyzes the development of information war which has its own strategy as well as its own dynamics. The dynamics of information war exposes the direction of attacks, the appearance of new themes and the reduction of chief themes into secondary ones. But the strategy and principle methods remain the same: that is totally unproved information blames - defamation of non-officious and inconvenient for the West political figures comparing them with the most odious politicians in the history of mankind - the kind of demonization. The name of "Hitler" acts as the universal negative marker, the label that may be attached to any event or to a not convenient politician for the benefit of political expediency.

Information war, German mass media, strategy, popular methods, information blames, anthroponomical demonization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.