Научная статья на тему 'Стратегия информационного обеспечения управления поставками в сетевой розничной торговле'

Стратегия информационного обеспечения управления поставками в сетевой розничной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ЛОГИСТИКА / СТРАТЕГИЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / INTERNET / INFORMATION / LOGISTICS / STRATEGY / ONLINE RETAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матяш Артем Владимирович

В статье обосновывается необходимость повышения эффективности информационного обеспечения управления поставками в сетевой розничной торговле. Характеризуется отраслевая специфика логистических требований к этому обеспечению. Рассматриваются технологические особенности их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of information management in the supply chain network of retail trade

The necessity of improving the efficiency of information management software supplies a network of retail trade. Characterized by industry-specific logistics requirements for this software. Some technological features of their implementation.

Текст научной работы на тему «Стратегия информационного обеспечения управления поставками в сетевой розничной торговле»

A.B. МАТЯШ

Артем Владимирович МАТЯШ — аспирант кафедры коммерции и логистики СПбГЭУ.

В 2009 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — логистика и управление цепями поставок.

-Ф- -Ф- -Ф-

СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОСТАВКАМИ В СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ*

Отечественная розничная торговля по темпам роста является лидером среди отраслей. Однако ряд ее показателей, например, удельный вес современных форматов торговли, структура каналов розничной торговли и производительность труда, все еще не соответствует европейским стандартам [8]. Это положение, в частности, обусловливается недостаточным развитием сетевой розничной торговли. Хотя удельный вес оборота торговых сетей постоянно возрастает. Причем эта тенденция в целом соответствует прогнозам, которые даны в концепции стратегии развития торговли в РФ (см. рис. 1).

Он

о н

■S

о а

1?

о А

сь

ей

О «

Рис. 1. Прогнозные оценки развития сетевой розничной торговли в РФ [8]

Для розничной торговли РФ характерна крайне неоднородная концентрация торговых сетей в субъектах РФ (см. рис. 2). Причинами такого положения выступают не только особенности урбаниза-ционных процессов, бюджетная самодостаточность только части регионов, отсутствие должной логистической инфраструктуры, наличие административных барьеров в процессе вхождения на рынки розничной торговли на отдельных территориях, но и недостаточная информационная поддержка логистики торговых сетей. Последняя проблема не является сугубо отраслевой. Дело в том, что для большинства отечественных предприятий первоочередной задачей является создание коммуникационных сетей, наличие которых служит необходимым условием для обмена управленческой информацией (см. рис. 3).

ГРНТИ 06.81.55

©A.B. Матяш, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. A.B. Парфенова.

18

&

о и

и К ¡=Г

12

10

до 5,0 % 5,1-10,0% 10,1-15,0% 15,1-20,0% свьгше20,0% Удельный вес оборота розничных торговых сетей

Рис. 2. Региональные позиции розничных торговых сетей [12]

Автомат, погруз.-разгрузки; транспорт-ка МР

Интегрированное управление и контроль

Производств, информационные системы

Аппаратура автомат.наблюд. (контроля)

Проектирование и инжиниринг

Производство, обработка и сборка

Связь и управление

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 Удельный вес технологий в % от общего их числа

Рис. 3. Особенности использования отечественными предприятиями передовых производственных технологий в 2011 г. [9]

Построению логистических информационных систем российские предприятия не уделяют должного внимания (см. рис. 4). Причем, согласно данным официальной статистики, наибольшее значение для них имеет информационное обеспечение управления закупками, а не продажами (см. рис. 4, 5). Подобное отношение определяется, по крайней мере, двумя факторами: 1) масштабы дистанционной торговли (электронная коммерция, продажа по каталогам, телемагазины и др.) еще малы (они более чем в 3 раза меньше, чем в ЕС); 2) удельный вес предприятий оптовой и розничной торговли, имеющих веб-сайты, лишь незначительно превышает 30 %.

CRN, ERP, SCM - системы

Дня проектирования

Для управления автоматиз. производством

Для управления продажами

Дня доступа к базам данных через глоб. инф. сети

Для управления закупками

10 15 20 25 30 35 40 Удельный вес предпрнятш! (в %)

Рис. 4. Удельный вес предприятий, использующих специальные программные средства в 2011 г. [9]

] ■ ■

1 1 1

lili

........

П

• Для размещения заказов —■—Дляполучения заказов

Рис. 5. Функциональная специфика использования предприятиями оптовой и розничной торговли сети Интернет [там же]

Требования к информационному обеспечению управления поставками в сетевой розничной торговле носят инвариантный, отраслевой и логистический характер. Первые из них соотносятся с необходимостью учета особенностей показателей качества экономической информации: репрезентативность; содержательность; полнота; доступность; актуальность; своевременность; точность; устойчивость; достоверность; ценность [4]. Требования второго типа обусловлены спецификой источников формирования сведений о ходе торговли: 1) программный модуль, обслуживающий кассовое оборудование; 2) информационная база сетевого магазина — непрерывно пополняемая совокупность сведений о взаимодействии магазина со стейкхолдерами (поставщиками и потребителями), продажах, маркетинговых мероприятиях, товарных запасах, ценообразовании и др.; 3) фокусный программный модуль, аккумулирующий сведения о работе всей торговой сети [11]. Требования третьего типа определяются приоритетами логистического контроллинга работы торговой сети [1].

Следует различать требования к информационному обеспечению со стороны сетевых магазинов и фокусной компании торговой сети. Для первых особое значение имеет получение сведений, позволяющих сделать процесс принятия решений об организации продаж более эффективным. К числу таких решений относятся: 1) внутримагазинное снижение цен; 2) адаптация товарного ассортимента к запросам потребителей; 3) организация маркетинговых мероприятий в магазине; 4) обоснование размеров площади торгового зала, выделяемого под размещение товаров; 5) определение величины текущего товарного запаса [5; 6]. Для сетевых магазинов задача управления товарными запасами характеризуется, прежде всего, уделением особого внимания следующим вопросам: 1) координация работ по приемке разных товарных поставок; 2) обоснование величины товарных запасов в торговом зале, скорости их пополнения и размера товарного запаса, подлежащего возврату по причине брака и т. д.; 3) формирование требований к логистической поддержке со стороны сетевого распределительного центра; 4) обоснование товарного ассортимента, предлагаемого к дистанционной продаже [2]. Необходимо отметить, что современная организация товароснабжения торговых сетей предполагает организацию ежедневных «волновых поставок» магазинам, входящим в эти структуры, силами распределительного центра. Его роль заключается, по сути, в организации вторичной дистрибьюции, которая призвана, в первую очередь, снять с сетевых магазинов обязанности по размещению заказов на поставки на основе классической схемы, предусматривающей анализ рынка поставок, выбор поставщиков и т. п., чтобы магазины сосредоточились на продажах. Требования к информационному обеспечению торговой сети со стороны фокусной компании определяются необходимостью: 1) выполнять экономический анализ деятельности сети в целом и магазинов в частности; 2) осуществлять координацию операционной логистической деятельности (организация поставок в сетевые магазины, перераспределение товарных запасов в сети и др.) и ее контроллинг; 3) планировать стратегию управления базой поставщиков; 4) адаптировать конфигурацию торговых сетей и их структуру к изменениям на рынке розничной торговли; 5) обеспечивать конкурентоспособный логистический сервис и обслуживание покупателей. Уместно отметить, что последние две категории по своей экономической природе различны. Первая из них традиционно соотносится с доступностью к товарным запасам, функцио-

нальностью цикла выполнения заказа и территориальным удобством размещения магазинов [1]. Вторая категория связывается с физическими характеристиками магазина (его внешний вид и персонала, вежливость продавцов и др.), пониманием потребностей покупателей (удобные часы работы и расположение, быстрое разрешение проблем и др.), безопасностью (наличие у продавцов опыта и знаний и др.), деловой репутацией магазина, оперативным информированием покупателей и эффективными сервисными процессами (быстрое удовлетворение претензий, обслуживание покупателей и др.) [6].

Стратегия информационного обеспечения управления поставками в сетевой розничной торговле должна определять направления совершенствования логистического контроля цепей поставок [13]. Необходимые сведения для их обоснования можно получить при визуализации функциональных циклов логистики в цепях поставок, обслуживающих сетевые предприятия розничной торговли, и контроля параметров частных процессов, посредством которых такие циклы исполняются. Причем такая стратегия должна способствовать: 1) ликвидации узких мест в логистических циклах; 2) устранению непроизводительных логистических затрат; 3) исключению на превентивной основе объективных предпосылок для вариации времени исполнения заказов на поставки, т. е. оптимизации логистических процессов, порождающих временные задержки товарных поставок; 4) передачи отдельных логистических процессов на аутсорсинг. Сложность достижения этой цели определяется, несомненно, технологической проблемой учета логистических и временных затрат и контроля логистических процессов на предмет их соответствия установленным критериям. Однако не меньшее значение в этом плане имеет трудность установления потребности в стратегических изменениях концепции управления цепями поставок и прогнозирования продаж товаров с коротким жизненным циклом.

Эффективность информационного обеспечения поставок в сетевой розничной торговле, безусловно, возможно повысить за счет попроцессной калькуляции логистических затрат. Эта идея за рубежом, в частности, была реализована в рамках применения подхода «прямая прибыльность товара», целью которого стала конкретизация логистических расходов [5]. Концептуальной базой для такого решения, как известно, выступает система ABC («activity-basedcosting»), которая учитывает затраты на основе видов деятельности. Однако внедрение такой системы связано с большими издержками. Хотя ее несомненным плюсом является адекватное отражение всех логистических процессов и связей между ними. Более простым решением в этом случае представляется внедрение в практику розничных торговых сетей систем класса RP. Между тем розничной торговле стандартная система ERP в целом не подходит по причине отсутствия учета специфики: отраслевой логистики; управления ассортиментом, ценообразованием; политики скидок.

Одним из необходимых условий информационного обеспечения поставок служит достижение не только прозрачности конфигураций логистических цепей, но и возможности виртуального видения выполняемых в них операций. Достижению этой цели способствует применение технологии ГЛОНАСС, которая позволяет: 1) отслеживать параметры движения транспортных средств в режиме реального времени (местоположение, направление движения, скорость, время стоянок, отклонение от маршрута); 2) контролировать температурные режимы поставок; 3) предотвращать несанкционированный доступ в контейнеры путем использования электронных пломб; 4) обеспечивать безопасность цепей поставок с учетом требований ISO [7]. Однако возможностям применения ГЛОНАСС в сетевой розничной торговле пока уделяется недостаточное внимание [3; 10]. Поэтому раскрытие специфики интеграции ГЛОНАСС с логистической информационной системой предприятий этой отрасли нуждается в специальном обосновании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.

2. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход. М.: Издательский дом «Вильяме», 2008. 1184 с.

3. ГригорьевМ.Н., Уваров С.А. Информационные системы и технологии в логистике. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 240 с.

4. Информатика / под ред. В.В. Трофимова. М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. 911 с.

5. Кент Т., Омар Т. Розничная торговля. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 719 с.

6. Леей М, Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. СПб.: Питер, 1999. 448 с.

7. Логистика и управление розничными продажами: ведущие эксперты о современной практике и тенденциях / под ред. Д. Ферни, Л. Спаркса. Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2006. 263 с.

8. Об утверждении стратегии развития торговли в РФ на 2011-2015 годы и период до 2020 года: Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31.03.2011 г. № 422.

9. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012. 786 с.

10. Сергеев В.К, Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика: информационные системы и технологии. М.: Альфа-Пресс, 2008. 608 с.

11. Терещенко К.А. Основы розничной торговли: международный опыт в практических решениях. М.: ООО «Издательство Жигульского», ООО «Русское профессиональное издательство», 2007. 288 с.

12. Торговля в России. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011. 519 с.

13. Ферни Дж., Фери С., Мур К. Принципы розничной торговли. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.