Научная статья на тему 'Стратегия информатизации компании'

Стратегия информатизации компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / INFORMATIZATION STRATEGY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / МНОГОУРОВНЕВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМА ЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА / MULTILEVEL INTEGRATED MANAGING INFORMATION SYSTEM / INFORMATION TECHNOLO GIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Магомед Низарович

В статье рассматриваются понятия и основные компоненты стратегии информатизации компании, функционирующей в современных рыночных условиях. Приводятся основные этапы реализации стратегии информати зации. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются компании в процессе реализации стратегии информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедов Магомед Низарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF THE COMPANY INFORMATIZATION

The article presents the concepts and basic components of the company informa tization strategy, the company functioning in the current market conditions. The main stages of the informatization strategy realization have been shown as well as the problems which companies face in the course of the informatization strategy realization.

Текст научной работы на тему «Стратегия информатизации компании»

СТРАТЕГИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КОМПАНИИ

sTRATEGY OF THE cOMpANY INFORMATIzATION

УДК 33

Магомедов Магомед Низарович

доцент кафедры информационного менеджмента и бухгалтерского учета Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

MAGOMEDOV Magomed Nizarovich

Associate Professor, Department of Information Management and Accounting, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

В статье рассматриваются понятия и основные компоненты стратегии информатизации компании, функционирующей в современных рыночных условиях. Приводятся основные этапы реализации стратегии информатизации. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются компании в процессе реализации стратегии информатизации.

Ключевые слова: стратегия информатизации, информационные ресурсы, информационные технологии, многоуровневая интегрированная информационно-управляющая система.

Abstract.

The article presents the concepts and basic components of the company informatization strategy, the company functioning in the current market conditions. The main stages of the informatization strategy realization have been shown as well as the problems which companies face in the course of the informatization strategy realization.

Key words: informatization strategy, information resources, information technologies, multilevel integrated managing information system.

В современных условиях информационное обеспечение приобретает все большее значение для успешной финансово-хозяйственной деятельности организаций. Информация становится важным инструментом конкурентной борьбы и одной из основных составляющих эффективной стратегии организации.

Под информационным обеспечением понимается вся совокупность информации, циркулирующей в организации, порождаемая в про-

цессе ее деятельности и оказывающая влияние на результаты деятельности. При этом неважно, в каком виде присутствует информация: в электронном, в форме бумажных документов или в виде знаний и навыков сотрудников.

Современное значение роли информационного обеспечения процессов управления ориентируется не только на традиционные методы работы с информацией, но и на перспективные (таблица).

ПЕТЕРБУРГСКИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ • № 2

2014

44

Таблица

Традиционные и перспективные методы работы с информацией

Методы Основные характеристики

Традиционные методы Сбор и преобразование информации

Хранение и упорядочивание информации

Поиск и предоставление информации

Обработка информации

Перспективные методы Интеллектуальный анализ информации

Интерпретация информации

Формирование управляющих воздействий

Управление объектами и процессами

На современный лад информационное обеспечение можно обозначить термином «информатизация».

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [1].

Информационный ресурс - это индивидуальные и коллективные экспертные знания, отдельные документы, отдельные массивы документов, а также документы и их массивы, составляющие базы и банки данных, базы знаний, библиотеки, архивы, фонды, информационные технологии и системы в определенной предметной тематической области, которые удовлетворяют функциональным потребностям и запросам потребителей информации.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации о состоянии объекта, процесса или явления.

Для внедрения и эффективного использования информационных ресурсов и техноло-

гий необходимо разрабатывать стратегию информатизации, которая является составной частью общей стратегии компании.

Стратегия информатизации компании -это долгосрочный план (программа) внедрения и развития информационных ресурсов, направленных на поддержку принятия персоналом эффективных управленческих решений в рамках своих функциональных обязанностей.

Анализ существующей практики формирования информационно-управляющей среды организации показывает, что имеет место ряд факторов, негативно влияющих на процессы управления. В числе этих факторов:

• отсутствие системного подхода при проектировании и создании систем управления;

• изолированность уровней управления бизнес-процессами;

• упрощенная трактовка функций интеграции;

• использование разнородных моделей представления данных;

• локальная автоматизация, порождающая сложности в обеспечении информацией лиц, принимающих решения, а также дублирование и многократный ручной ввод данных.

Данный анализ показывает, что у руководства отечественных компаний нет комплексного подхода к информационному обе-

ПЕТЕРБУРГСКИй ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 2 • 2014

45

спечению персонала, нет единой стратегии информатизации.

По мнению автора, комплексный подход должен реализовываться поэтапно в рамках стратегии информатизации и включать в себя следующие мероприятия:

1. Автоматизация бизнес-процессов.

2. Внедрение современных информационных технологий на основе анализа физического и морального устаревания существующих информационных технологий.

3. Обеспечение полноты информационного покрытия для принятия эффективных управленческих решений.

Первый этап реализации стратегии информатизации включает построение базового единого информационного пространства и инфраструктуры, необходимых для дальнейшего развития автоматизированных систем управления. Данный этап предполагает выполнение следующих работ:

• стандартизация данных;

• стандартизация систем первичного сбора и обработки данных;

• внедрение горизонтально и вертикально интегрированных решений для процессов корпоративного управления;

• модернизация и развитие автоматизированных систем управления производственными процессами;

• модернизация телекоммуникаций;

• создание масштабируемой ИТ-инфраструктуры.

Второй этап реализации стратегии информатизации включает в себя как инициативы по завершению выбранных на первом этапе направлений, так и ряд новых направлений работ, нацеленных на повышение эффективности управленческих решений и операционной деятельности. Основные направления работ данного этапа включают:

• совершенствование систем первичного сбора и обработки данных;

• развитие корпоративного хранилища данных;

• совершенствование систем управления и телекоммуникаций.

Третий этап реализация стратегии информатизации направлен на повышение эффек-

тивности информационных технологий и предоставление комплексной информационно-технологической поддержки корпоративным бизнес-процессам. Данный этап предполагает дальнейшее развитие информационных технологий и включает в себя следующие направления работ:

• внедрение передовых систем управления развитием компании;

• внедрение инновационных систем управления компанией [2].

Главной целью стратегии информатизации является создание системы методов и технологий эффективного управления бизнес-процессами организации средствами многоуровневой интегрированной информационно-управляющей системы.

Под многоуровневой интегрированной информационно-управляющей системой понимается комплекс интегрированных систем управления, которые комплексно, в едином информационном пространстве с распределенной архитектурой, поддерживают все основные аспекты оперативного, тактического и стратегического управления.

Составляющие компоненты многоуровневых интегрированных информационно-управляющих систем:

1. Организационная интеграция - предполагает рациональное сочетание управленческой деятельности по всем уровням иерархии многоуровневой интегрированной информационно-управляющей системы.

2. Функциональная интеграция - обеспечивает единство локальных целей функционирования, согласованность функций и критериев эффективности всех подсистем. Требует разработки общей функциональной структуры системы управления. Устанавливает для каждой подсистемы критерии эффективности, модели функционирования, функциональные и информационные связи.

3. Информационная интеграция - требует единого подхода к сбору, представлению, хранению и использованию информации на всех уровнях системы управления. Обеспечивает согласованный обмен данными между компонентами системы.

46

петербургский Экономический ЖУРНАЛ • № 2 • 2014

4. Программная интеграция - обеспечивает совместное функционирование программного обеспечения, используемого для решения задач автоматизации управления.

5. Техническая интеграция - объединяет средства и системы автоматизации. Позволяет реализовать все направления интеграции при распределенной обработке информации [3].

Интеграция систем управления должна осуществляться как по отношению к процессам, локализованным в рамках отдельных организационных уровней компании - внутриуровневая интеграция, так и процессов, сопутствующих межуровневому взаимодействию - межуровневая интеграция.

Важным фактором достижения главной цели стратегии информатизации является формирование системно обоснованных подходов и методов проектирования, создания и внедрения высокоэффективных систем

управления на базе перспективных информационных технологий и системных решений. Поэтому при формировании стратегии информатизации необходимо учитывать такие факторы, как:

• современные достижения в сфере информационных технологий;

• учет специфики деятельности компании при выборе конкретных ИТ решений;

• готовность и способность персонала к работе с новыми информационными технологиями;

• финансовые возможности компании, так как информационные ресурсы требуют значительных материальных затрат.

В заключение хотелось бы отметить, что отечественные компании должны уделять гораздо больше внимания, финансовых и трудовых ресурсов процессам информатизации, чтобы оставаться конкурентоспособными и рентабельными.

Список литературы

1. Блюмин А. М. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие / А. М. Блю-мин, Н. А. Феоктистов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. 296 с.

2. Формирование стратегии информатизации на примере добывающего холдинга // Журнал школы IT-менеджмента «Системы управления бизнес-процессами». URL: http://journal.itmane.ru/node/320 (дата обращения: 15.04.2014).

3. Магомедов М. Н. Инновационные технологии в управлении организациями (предприятиями) (на примере газовой отрасли). СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. 135 с.

петербургский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 2 • 2014

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.