Научная статья на тему 'Стратегия именования произведений Ю. В. Бондарева: от раннего периода творчества к позднему'

Стратегия именования произведений Ю. В. Бондарева: от раннего периода творчества к позднему Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
684
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / ПРОБЛЕМАТИКА / ПЕРИОДЫ ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковалева Марина Александровна

В данной статье рассматривается творчество нашего современника, писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева в аспекте заголовочно-финального комплекса. Прослеживаются основные закономерности выбора писателем заглавий для своих прозаических произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия именования произведений Ю. В. Бондарева: от раннего периода творчества к позднему»



SCIENCE TIME

СТРАТЕГИЯ ИМЕНОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.В. БОНДАРЕВА: ОТ РАННЕГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА К ПОЗДНЕМУ

Ковалева Марина Александровна к.ф.н., доцент Алтайской государственной академии им. В.М. Шукшина,г. Бийск

E-mail: kovalevam@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается творчество нашего современника, писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева в аспекте заголовочно-финального комплекса. Прослеживаются основные закономерности выбора писателем заглавий для своих прозаических произведений- от раннего периода творчества к позднему.

Ключевые слова: поэтика, проблематика, периоды творчества.

Творчество Ю.В. Бондарева в аспекте поэтики заголовочно-финального комплекса (ЗФК) представляет собою достаточно слабо исследованную область.В качестве материала исследования были использованы заглавия книг писателя, придуманные Бондаревым для его эпических произведений, опубликованных в период с 1951-й по 2004 год.В нашей работе мы предприняли попытку определить основные моменты в стратегии именования произведений Ю.В. Бондарева. Интересно пронаблюдать за тем, как менялись названия его произведений от раннего периода творчества к позднему, как это связано со временем написания книг, с мировоззрением писателя. Попробуем увидеть в этих тенденциях и то общее, что объединяет названия книг писателя, созданных примерно в одно время. Степень важности этого несомненна. Например, Н. Федь пишет, что «названия бондаревских произведений несут большую смысловую нагрузку, во многом определяют главный пафос его романов и повестей» [4, с.142].

Существует несколько вариантов классификаций заглавий. Мы выбрали вариант, предложенный когда-то Н.С. Лесковым. Он делит заглавия на следующие три группы:

- логико-смысловые, ориентированные на выражение квинтэссенции содержания;

- образно-эмоциональные, коррелирующие с наиболее выразительной,

экспрессивной стороной произведения;

- демонстративно-экскламационные, рассчитанные на непосредственное воздействие, возбуждение интереса одномоментного, преследующие цель «сбыта», ориентированные на не очень подготовленного читателя (сейчас это может быть определено как «рекламная» функция).

Сразу надо сказать, что Ю. Бондарев полностью отказался от третьей в данной классификации группы названий и придерживается только первых двух. Известно, что наш современник очень трепетно относится к выбору названий для своих произведений. Это и понятно- продуманный, оригинальный заголовок является своего рода ключом к замыслу книги, ее идейному содержанию. Поэтому не удивительно, что в творчестве Ю. Бондарева мы встречаем примеры изменения названий произведений в процессе его работы над ними. Вот что сам писатель говорил об этом: « Название книги - одно из тягостных звеньев поиска. Ведь первое ощущение еще не раскрытой вещи возникает в душе читателя от заглавия на обложке. «Последние залпы» первоначально назывались «Капитан Новиков» (слишком открыто); «Двое» - «Не меч, но мир» (чересчур загружено); «Горячий снег» - «Дни без милосердия» (чрезмерно расшифровано). Но самые долгие мучения были связаны с названием повести «Батальоны просят огня». Я перебрал множество вариантов и, наконец, остановился на одном, показавшемся мне необычными в то же время как бы дохнувшим войной» [4, с.426]. Из этого высказывания видно, что названия почти всех ранних произведений Бондарева менялись, что он долго и мучительно их подбирал. Причины этого писатель коротко объясняет в приведенной цитате. Обратимся к периодизации творчества писателя. Условно творчество Ю. Бондарева можно разделить на 3 периода. Первый- военный - 50-е годы 20 века-1969(выход романа «Горячий снег»). В эти годы вышли следующие его произведения: сборники рассказов: «На большой реке»(1953), «Трудная ночь» (1958),«Поздним вечером» (1962); повести: «Юность командиров» (1956),«Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Родственники»(1969); романы: Ю.В. Бондарева «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969).

Второй- 70-е - 80-е годы 20 века - нравственно-философский период. К этому времени относятся: романы: «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1981 -1984);сборник миниатюр «Мгновения» (1977).

Третий период- творчество Ю.В. Бондарева 90-х гг. ХХ-начала XXI века. Написаны романы: «Искушение» (1991), «Непротивление» (1994-1996), «Бермудский треугольник» (1999), «Без милосердия» (2004).

Основная тенденция в выборе заглавия Бондаревым - это стремление к минимизации ЗФК. Это становится очевидным, если мы сравним названия его книг в первом (преобладают двухчастные названия рассказов и повестей) и втором, третьем периодах (названия состоят за редким исключением из одного

слова). Интересно, что тенденция к минимизации заглавной конструкции привела к усилению в ней образного начала, но не к потере общей информативности. В первый период творчества преобладают названия, логико-смысловые, ориентированные на выражение квинтэссенции содержания.

Первые публикации рассказов Бондарев относятся ко времени его учебы в Литинституте - это конец 1940-х-начало 50-х годов. Уже в первых своих произведениях молодого писателя заметен его пристальный интерес к критическим моментам внутренней жизни человека, есть раздумья о дружбе, любви, чувстве долга, но большую часть произведений занимает все-таки действие, диалоги героев.

В 1953 году появился первый сборник произведений Ю. Бондарева «На большой реке». В него вошли рассказы, имеющие разные названия, но они все имеют прямое значение, отражают собственно сюжет произведения и не предполагают многозначных трактовок: «Поздним вечером», «Побег», «Радуга», «Однажды ночью», «Незабываемое», «Наступление» и др.Эти заглавия похожи на подписи к картинам, этюдам, небольшим зарисовкам. И, действительно, сюжеты этих небольших эпических произведений просты, однозначны, это картинки, оставшиеся в памяти повествователя. В рассказе «Клара» повествование ведется от первого лица. Рассказчик-художник, который провел несколько дней в санатории. И вот, когда он уже совсем, загрустив, собрался уехать раньше окончания срока путевки, в палату к нему залетела говорящая ворона. Птица знала несколько слов, в том числе и имя Клара, которое она произносила так, как будто представлялась. Это неожиданное знакомство вернуло художнику интерес к жизни, творчеству, но в тоже время сделало грустным его отъезд из санатория: «Потом многие пассажиры говорили мне, что Клара до ворот санатория летела за автобусом и тоскливо кричала» [1, с.467]. В совсем небольшом по объему рассказе «Щенок» Бондарев знакомит нас с переживаниями главного, но безымянного героя, сбившего машиной щенка. Щенок выжил, но явно пострадал от невнимания нашего повествователя-водителя, и последний весь путь до санатория, куда он и направлялся, вновь и вновь прокручивает эту страшную картину- щенок под колесами его машины: «И, глядя на дорогу, он опять с поразительной ясностью представлял того щенка с острой веселой мордой, когда тот, играя, смешно тряся ушами, бросился к машине, ощущал глухие удары под днищем и представлял, как железо било его по голове...»[1, с.470]. В рассказе «Простите нас» описан случайный визит к учителю математики Марии Петровне ее бывшего ученика, Павла Георгиевича Сафонова, ставшего известным человеком, - конструктором на большом заводе. Многие его одноклассники тоже прославились, но ни один из них не навестил после школьного выпускного своего учителя, а она их ждала. Приходил к старой учительнице только один ее ученик Коля Сибирцев, которого многие могли бы

назвать неудачником. Как понял Сафонов из разговора с Марией Петровной, она старательно собирала статьи, репортажи, в которых рассказывалось о победах ее учеников, но они о ней, если и вспоминали, то не находили времени прийти и сказать « спасибо», а ведь было за что. Уехав из города своего детства и юности, они забыли о тех людях, которые помогли им стать теми, кем они сейчас являются: директорами заводов, журналистами, артистами, изобретателями. Визит Сафонова к учителю был коротким, чувство стыда не давало возможности поговорить откровенно, не покидало его это чувство и потом, уже в дороге, на пути к Москве: «Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда»[1 ,с.426]. Телеграмма, которую послал бывший ученик Марии Петровны, была краткой: «Простите нас» [1 ,с.427].

Это типичные сюжеты ранних рассказов Бондарева. Как видим, здесь действительно пока нет тонких психологических характеристик героев, рефлексирующих героев, ощущения трагизма бытия. Герои этих рассказов обычные люди того сложного послевоенного времени: рыбаки, врачи, конструкторы, капитаны речных судов, инженеры, водители. Выбор героев, место действия рассказов диктовали еще и события, происходившие с самим писателем в те годы: знакомство с речными капитанами на реке Белой, с уральскими геологами, бригадой рыбаков в Чишме и т.д.

Сами названия рассказов просты, чаще всего они подсказывают нам, где происходят события или, кто герой той или иной истории: «Клара», «Щенок», «Скворцов», «Быки», «Степь» и т.п. Кстати, в более поздних своих сочинениях Бондарев не будет прибегать к такого рода «определенным» названиям.

Постепенно, как заметила литературовед Е.Горбунова, от рассказа описательного и зарисовочного Бондарев все увереннее двигался к рассказу-раздумью, рассказу-настроению. Эта же тенденция заметна и во всем его творчестве: от простого описания - к психологическому повествованию, попытке объяснить поступки человека, его характер.

В первый период творчества Бондарев переходит от рассказа к повести. Первая его повесть называлась «Юность командиров» (1956). Содержание произведения полностью отвечает ее названию: в ней писатель воспроизводит свои воспоминания об учебе в артиллерийском училище города Чкалова (в «Юности командиров» этот город назван Березанском), о товарищах-курсантах, с которыми он учился, а потом встречался уже после войны, слушал истории их послевоенной жизни. Воспоминания, мечты, взаимоотношения будущих офицеров и их наставников переданы Бондаревым ярко и убедительно. Таким образом, название полностью соответствует содержанию этой повести - она о том, как мужали, формировались из солдат будущие офицеры, командиры.

Первая, как считал сам писатель, настоящая книга, под заглавием

«Батальоны просят огня» выйдет в следующем 1957 году. Эту фразу, как заклинание, произносит один из героев произведения, требуя выполнить обещание и поддержать огнем батальоны майора Бульбанюка и капитана Максимова. Поддержать их должен был артполк дивизии, но в ходе боев обстановка сложилась так, что всю артиллерию полка пришлось перебросить на северный плацдарм, где постоянные контратаки немцев грозили сорвать всю задуманную операцию, и батальоны на южном плацдарме было решено оставить без огневой поддержки. Два батальона дрались с немцами геройски, но были окружены и почти полностью погибли в неравном бою. Капитан Борис Ермаков, главный герой повести, один из немногих оставшихся в живых, обвиняет полковника Иверзева в гибели двух батальонов: батальоны просили огня, но не дождались. В этой ключевой фразе повести содержалась и просьба выполнить данное слово, дать людям надежду, шанс выжить. Иверзев не выполнил обещание, почти все участники боя погибли, заплатив за взятие Днепрова самым дорогим, что есть у человека, - жизнью.

Название следующей по времени повести«Последние залпы» (1959) подчеркивает, что события, описанные в ней, происходят в последние дни войны - бои идут на территории Чехословакии. Перед русскими солдатами стоит задача удержать город Косно. Главный герой повести капитан Новиков командует батареей. Ясно, что залпы, которые будут даны его батареей по немцам, пытающимся вернуть себе Косно, будут последними- немцы сопротивляются, но все уже говорит о близкой победе. Есть и еще одно объяснение названию повести: для главных героев книги - капитана Новикова и лейтенанта Овчинникова этот бой за город тоже станет последним- оба погибнут. В повести два основных конфликта - бой за город немцев и русских, а также противостояние двух молодых офицеров Овчинникова и Новикова. Бондарев сумел показать разное отношение к солдатам, к войне, к женщине на войне. Характеры, созданные писателем, уже не поддаются однозначной трактовке, они глубоки, психологически достаточно сложны. В повести описаны не только бои, передвижения солдат, совещания их командиров, но и размышления капитана Новикова о людях, с которыми он находится рядом, о своих словах и поступках, о чувствах к санинструктору Лене и т.д. Бондарев показывает чистоту помыслов своего героя, его принципиальность, привычку думать и наблюдать. Несомненно, что«Последние залпы» - это не только «военная», но уже и философская повесть.

В 1962 году сенсацию произвел опубликованный в «Новом мире» роман «Тишина», продолживший общеевропейскую тему «потерянного поколения» -трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. В романе показано, как главные герои книги - Сергей Вохминцев и Константин Корабельников привыкали после долгих военных лет к

мирной жизни, привыкали жить в ситуации мира- в тишине.

Можно сказать, что образы времени, памяти, судьбы, поколения стали основополагающими, доминирующими в книгах первого периода творчества с заглавиями: "Батальоны просят огня", "Юность командиров", "Тишина" и др.

В произведениях писателя, созданных в конце первого и на протяжении второго периода творчества, уже заметен психологизм, нравственно-философская проблематика, расширяются темы произведений, герои уже четко не делятся на «положительных» и «отрицательных», в центре повествования -актуальные жизненные конфликты.

Завершается первый период и открывается второй романом, имеющим необычное для творчества Бондарева название «Горячий снег» (1969). Этот роман занимает особое место в творчестве писателя, - он переходный от военной прозы к прозе нравственно-философской. В «Горячем снеге» показаны события одного дня Сталинградской битвы. В интервью «Литературной газете» (1972) Ю. Бондарев говорил, что в «Горячем снеге», он«написал о войне несколько по-другому, чем в повести «Батальоны просят огня». И не только в плане, что ли, художественном, но и в плане историческом: ведь между романом и повестью пролегло одиннадцать лет. Это тоже было стремление к познанию и как бы толчком биографии (не прошлой, а настоящей) - пора более широкого осмысления человека на войне, пора какого-то накопления, сделанного не мной, а самим временем» [4 ,с.134]. То есть в новой книге, созданной спустя 25 лет после окончания Великой Отечественной войны, он готов уже к другому разговору с читателем, писатель готов обобщать, анализировать, объяснять поступки героев, приказы командиров. Уже само название романа обращает внимание на это- «Горячий снег» - сочетание несочетаемого (оксюморон) сразу же привлекает внимание. Конечно, снег в романе, прежде всего, изображается как реальная деталь - события, описанные в романе, происходят в зимний день: «снежная дорога», «мела снежная крупа», «снежная крупа намела здесь белые островки», «снежной крупой прошуршало сзади» и т.д. Но в нескольких ситуациях писателем создаются ситуации, в которых снег действительно определяется как «горячий»: от крови раненых и убитых, он нагрет телами солдат, обороняющих город, снег стал горячим от снарядов, которыми обменивались противники. Еще одно объяснение связано с личной драмой одного из героев- молодого командира Кузнецова, потерявшего любимую-медсестру Зою. Об этом писатель в интервью польскому еженедельнику «Керунки» в марте 1974 года говорил так: «В моем романе сталинградский снег становится горячим не только от накаленности боя. Когда погибает женщина, мой герой плачет, вытирая рукавом глаза, и снег на рукаве становится горячим от слез. Мы потеряли двадцать миллионов убитыми» [4 ,с.420].

Один из важнейших конфликтов в романе - конфликт между Кузнецовым и

Дроздовским. Он тоже, на наш взгляд, отражен в его названии- отношения между молодыми командирами накалены до предела,- снег, покрывающий все пространство, на котором идут бои, горячим становится и от споров бывших курсантов-однокурсников. Уже в начале вступления в офицерскую должность бывших курсантов видна разница в их характерах, в отношении к подчиненным. Человечный и чуткий Кузнецов на правах однокурсника, ровесника спорит с амбициозным Дроздовским, пытается показать абсурдность и поспешность его приказов, приведших в итоге к гибели солдат и санинструктора Зои.

Таким образом, можно сказать, что в этом романе, открывающим второй период творчества Бондарева, теперь главное для писателя не только изображение военных действий, хотя эти описания все еще занимают большое место в книге (батарея Дроздовского, Ставка, штаб армии, НП Деева), а нравственный выбор героев, духовная составляющая всех воюющих: молодых командиров, отдающих приказы, и солдат, вынужденных выполнять эти, порой, бессмысленные приказы. Названные перемены нашли свое отражение в многозначном названии романа.

Ко времени создания «Горячего снега» окончательно сформировался бондаревский стиль, его политические и философские взгляды. Следует отметить, что с этого времени многоплановость трактовки заглавия произведений становится характерным авторским приемом Бондарева.

«Горячий снег» подготовил почву для появления следующих романов другого типа - нравственно-философских. Их отличает острота психологических коллизий, теперь в центре его романов представители творческих профессий: писатели, художники, режиссеры и т.п.Подчеркивая ответственность каждого человека и за свою судьбу, и за судьбу близких тебе людей, которые нуждаются в твоем участии, в них теперь часто изображаются отношения отцов и детей, любовные треугольники, ситуации выбора между жизнью и смертью, между истинным творчеством и подделкой под него. Речь идет о романах: «Берег», 1975; «Выбор», 1980; «Игра», 1985.

В данный период творчества преобладают названия образно-эмоциональные, связанные с наиболее выразительной, экспрессивной стороной произведения. Роман «Берег» (1975) обозначил новый рубеж в творчестве писателя и, соответственно, в выборе названий для своих произведений. Слово «берег», вынесенное в название романа, многозначно. Оно призвано было отразить сложный сюжет этого произведения- встречу двух влюбленных, разделенных после войны границами двух государств: немки и бывшего русского офицера, встречу уже немолодых людей со своим общим прошлым - берегом юности. Теперь, спустя 25 лет после войны, они оказались на разных берегах - берег Советской России, где живет главный герой книги писатель Никитин, и ФРГ, где вполне обеспеченно и, на первый взгляд,

счастливо живет преуспевающая фрау Эмма Герберт, полюбившая в годы войны русского офицера. В этом романе писатель показывает новые грани в жизненной трагедии людей, переживших войну. Многозначное название романа подчеркивает тесное слияние злободневных вопросов с «вечными», общечеловеческими. Юрий Бондарев как-то говорил о том, что он сам не взялся бы категорически определенно сформулировать главную идею «Берега», что она во всем содержании романа, что «это - не только мост из прошлого в настоящее. Это роман о счастье, о любви, о поисках смысла жизни. Все это заложено в самом названии - «Берег». На встрече со студентами Московского университета писатель так говорил о замысле романа:«Я имею в виду не одну идею, а комплекс идей. Я хотел высказать то, что меня буквально преследовало последние годы, сказать о главном - о человеческом счастье. Счастье - это одержимость, это ожидание, это последовательное приближение к цели, это исполнение своего долга перед людьми и т.д. Мне хотелось сказать о счастье, которое является для меня синонимом человечности»[4 ,с.143].

Следующим романом, посвященным общечеловеческим проблемам, имеющим сложное название, был роман «Выбор» (1980). Эта книга, прежде всего, развивает темы, обозначенные в предшествующем романе, в частности тему берега, но и более отчетливо показывает, это определено уже самим названием, ситуации выбора, в которых оказываются ее главные герои: художник Васильев, его друг Рамзин, Мария. Главная мысль этой книги, что вся наша жизнь - бесконечный выбор, что все, что с нами происходит, случается после принятого решения. А кто диктует нам его, именно это решение, кто подсказывает, что выбрать? Как совершенный в юности выбор определяют нашу зрелую жизнь? Никогда раньше бондаревские размышления о человеке, его жизни, выборе, об отношениях личности с историей страны не содержали такого драматизма современной жизни, такой силы и сложности, как этот небольшой по объему роман. Писатель размышляет вместе со своими героями о разных нравственно-философских проблемах: человек и война, человек и родина, приказ командира и личная свобода выбора, одиночество и семья, любовь к женщине и мужская дружба.

В 1985 году вышел в свет роман с не менее многозначным и в тоже время лаконичным названием «Игра».Слово, вынесенное в заголовок, -это и своего рода диагноз, поставленный автором всем героям этой книги, современному ему обществу, это первопричина, приведшая к столь трагичным последствиям. В этом романе играют все: главный герой режиссер Крымов, изображающий баловня судьбы, хорошего мужа и отца; директор его картины Молочков, игравший до смерти Ирины Скворцовой роль преданного Крымову человека; играли и подыгрывали Крымову члены его семьи, работники студии и т.д. В конце романа главный герой решает прекратить ненавистный ему спектакль,

быть естественным, но перестать лицедействовать уже не получается, - маска не снимается. Тогда режиссер Крымов делает свой выбор- совершает аварию, которая может привести его к гибели—только смерть и сможет, как становится ему ясно, остановить эту опостылевшую всем игру.

Многие литературоведы и критики романы: «Берег», «Выбор» и «Игра» называли трилогией об интеллигенции, ее специфических проблемах и мироощущении. Названия этих книг символичны, взаимосвязаны- выбор героев определяется их «берегом»-детством, юностью, образованием, их игрой той ролью, которую они выбрали для себя. В этой трилогии от романа к роману становится все заметнее тревога Бондарева за судьбу русской интеллигенции, нашей страны, он показывает, что безнравственный выбор героев, их бесконечная смена масок, отсутствие твердого духовного берега ведут к духовной и физической гибели.

Эта мысль коротко, в сжатом до одного слова виде сформулирована уже в названиях его романов: «Берег», «Выбор», «Игра». В них заключены главные бондаревские критерии оценки жизни человека: основа мировоззрения- берег, совершаемые поступки - выбор и игра как форма жизни человека. От романа к роману видно все более отчетливо разочарование писателя в современной интеллигенции (писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов), которая не только не способна показать правильный путь своим современникам, но и разобраться в собственной жизни, сохранить все то лучшее, что было в них когда-то, в пору их военной юности.

Третий период творчества приходится на годы перестройки- распалась еще совсем недавно громадная страна, изменилась государственная система. Писатель остро переживал все эти перемены. В 1990-е годы, как говорил сам Юрий Бондарев, он был достаточно «вхож во власть» - заместитель председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР, член ЦК Компартии РСФСР, возглавил Союз писателей России. Он не был равнодушным зрителем: много выступал, писал о своем критическом отношении к происходящему. Например, накануне своего 70-летия Юрий Бондарев отказался от высокой государственной награды - ордена Дружбы. В 1988 году он обратился к народу с трибуны Всесоюзной партийной конференции и сказал о проходящих в стране реформах как о самолете, которому надлежит погибнуть в мировом пространстве, поскольку аэродром для его посадки не приготовлен.

Все эти перемены, его тревоги нашли свое отражение в его прозе 90-х годов. В его произведениях последних лет вопросы «вечные», встающие перед каждым мыслящим человеком нашего времени, оборачиваются самыми актуальными проблемами сегодняшней духовной жизни. Эти проблемы вынесены писателем в заголовки его книг, написанных в 90-е годы и начале 21 века: «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), роман «Бермудский

треугольник» (1999), «Без милосердия» (2004). Они звучат как диагноз, вынесенный человеком, хорошо знающим современную жизнь, человека, общество.

В романе «Искушение» (1991) Бондарев говорит о том, как велик соблазн поддаться искушению властью, спокойной жизнью. Его герой ученый - эколог Николай Тарутин борется до конца с сильными мира сего, не думает о компромиссах и погибает. Его друг- главный герой книги - Игорь Дроздов, тоже перед выбором. На протяжении всего произведения он противостоит соблазнам, которые ему сулят за безнравственный выбор. Но в конце повествования угрозы в адрес бескомпромиссного Николая Тарутина и его маленького сына слишком реалистичны, тревога за будущее имеет под собой основания. Что выберет он? Поддастся ли искушению? Но финал романа открыт...

В следующих романах писатель вновь создает портрет времени, с предельно ясным авторским отношением к нему.

Время действия романа «Бермудский треугольник» (1999) - сентябрь-октябрь 1993 года. В книге описываются трагические события жизни талантливого русского художника Егора Демидова и его внука журналиста Андрея Демидова: последние дни жизни и внезапная смерть первого, разочарование в друзьях, профессии, в любимой девушке младшего Демидова. У Андрея после смерти деда складывается ощущение, что мир рушится. Не случайно картина, которую в последнее время создавал художник Демидов, называлась «Катастрофа». Это слово в романе звучит как синоним словосочетанию, вынесенному в заглавие -Бермудский треугольник. Что имел ввиду писатель? В тексте романа находим следующие объяснения этого названия: « Нет веры в Россию, Андрей, вся вышла! Бермудский треугольник!..[3,с.242].Жизнь без веры в будущее-Бермудский треугольник. Андрей Демидов после выстрела в Спирина, думает о безвыходности той ситуации, в которую он попал: «И тогда душу Андрея переполнило не раскаяние, не жалость -все ненавистное отвратительное, враждебное в его жизни, мучившее его до этой минуты, внезапно и непоправимо кончилось, как только исчезла жестокая правда убитого им Спирина, все исчезло, и отчаяние нахлынуло удушливым ослепляющим туманом, и ожгла мысль, что началось все другое, откуда нет скорого выхода. Значит, так неблагоразумно я решил им отомстить? И разрушил душу?» [3,с.251].Жизненный тупик, когда нет выхода, - это в представлении главного героя Бермудский треугольник. Ситуация, когда человек совершил насилие, убийство, пусть даже и справедливое, как кажется герою, но это разрушение души и это тоже Бермудский треугольник. Андрею вспомнился разговор со Спирином, в котором прозвучали слова о бермудском треугольнике: «Что со мной?... Спаси и сохрани, я истекаю кровью..Бермудский треугольник? Кто это говорил о Бермудском треугольнике? Зачем? Для чего?..» [3 ,с.251]. Но

основную причину, почему люди чувствуют себя попавшими в Бермудский треугольник, откуда нет выхода, Бондарев видит в том, что и в людях, стоящих у власти, и у обычных граждан некогда великой страны не осталось доброты и милосердия: «Господи, прости, но я знаю, что в те дни зашатавшейся властью были растоптаны христианская доброта и блаженной памяти милосердие...» [3,с.37]. Доброты и милосердия в мире, нарисованном Бондаревым, лишены даже близкие друг другу люди: родственники, друзья.

В романе «Бермудский треугольник» часто при объяснении жестокости, поселившейся в современном мире, каких-то трагических моментов в жизни главных героев, звучит часто слово «милосердие». О том, что его нет в сегодняшней жизни, что доброта покинула людей, говорят многие персонажи. Например, друг Андрея Демидова, его однокурсник Мишин: «Как-то легко люди избавились от доброты, милосердия, от духовной русскости» [3, с.109].

Главная тема следующего по времени романа Юрия Бондарева «Без милосердия» (2004) - Россия, ее судьба, нов новых условиях - ситуации полного отсутствия милосердия. Тема жестокости, равнодушия современных писателю людей, приведших к всеобщей духовной катастрофе, продолжена Бондаревым и в этом романе. Кардинальное отличие этой книги от рассмотренных нами ранее в том, что игрой охвачены в ней почти все персонажи романа, громадной сценой, на которой происходят все трагические события, становится вся страна: «Да если бы Христос с чистотой своих заповедей... Если бы он инкогнито пришел во второй раз и увидел бы адское зрелище, ужасающий человеческий театр, в том числе и сцену России с народом, когда-то лучшим их лучших в мироздании, он не поразился бы»[2 ,с.230].

Начинается книга с эпизода, когда главный герой, бывший геолог, ныне драматург Дмитрий Максимов знакомится на улице с Мариной, девушкой, поразившей его с первого взгляда. Счастливому союзу этих молодых людей помешает смерть девушки. Что станет причиной ее гибели? Причин много, но Бондарев выделяет главную - фальшь, неискренность, отсутствие милосердия... Маску заботливого и надежного человека надел на себя Виталий - дальний родственник главной героини. Он должен был охранять ее, пока родители девушки находились за границей. Ему долгое время верили родители Марины и она сама, а он стал убийцей девушки, которая отвергла его притязания и решила выйти замуж за Дмитрия Максимова.

Интересно, что автор не называет нам имя убийцы Марины, читатель лишь догадывается, что Виталий - главный виновник случившегося. Тем самым писатель еще раз возвращает нас к мысли о всеобщей вине, что в смерти девушки виноваты многие люди, сама ситуация, сложившаяся в обществе, оставшегося без милосердия. Устами своего любимого героя Максимова автор напоминает читателям о смысле жизни: «Короче говоря, хором согласимся, что

самое законченное из явлений земного шарика - это человек. И смысл его жизни есть сама жизнь. Да, жизнь!.. В сущности - трагедийная жизнь, потому что после того, как на сцене произнесены последние реплики земной роли, за каждым опускается роковой занавес. Навсегда. После этого никто не выходит на «бис» и не раскланивается»[2, с.231].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в романах 90-х ХХ -начала 21 века Бондарев размышляет над самыми актуальными, «вечными» проблемами: жизни и смерти, молодости и старости, духовности и меркантилизма, жестокости и милосердия, четкого понимания своего пути и бесцельного существования. Все названные составляющие «вечных вопросов» звучат уже в названиях его последних произведений: «Искушение», «Бермудский треугольник», «Без милосердия».Звучат остро, категорично, как вывод, итог размышлений писателя.

Как мы убедились, в последний период творчества Бондарева также, как и во второй, преобладают названия образно-эмоциональные, коррелирующие с наиболее выразительной, экспрессивной стороной произведения. Мы видим, что взаимосвязь заглавий книг, созданных в разные периоды творчества, прослеживается на различных уровнях: тематическом, образном и структурном, что помогает более точно и полно раскрыть их смысл.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: становление мировоззрения Бондарева и его творческая эволюция как писателя происходила постепенно, в соответствии с этапами его творчества, которые получили свое отражение в названиях книг, создаваемых в разные периоды его творчества.

Заглавия книг Ю. Бондарева интегрирует в себе многочисленные аспекты и линии размышлений писателя, всю философию его жизни, его нравственные идеалы и политические взгляды. Он шел от простых истин, доступных молодому человеку, пережившему войну, но не задумывающемуся еще о философии жизни, о будущем своей страны. Соответственно, и его ранние произведения отражали еще не до конца оформившиеся взгляды - это были маленькие рассказы, позже повести с простыми, не требующими расшифровки названиями. Со временем Ю. Бондарев придет к созданию собственной концепции жизни и смерти, к пониманию движения времени и роли человека в этом круговороте. Заглавия его поздних книг отражают эти серьезные изменения, произошедшие в течение почти 50 лет и в жизни нашей страны, и в мировоззрении писателя. Как мы убедились, названия книг Бондарева второго и третьего периодов - это квинтэссенция основной мысли автора, это болевые точки современного писателю общества.

Анализ слов, вынесенных Бондаревым в заглавия книг, позволяет увидеть насыщенную событиями историю России, основные моменты сложной

SCIENCE TIME

биографии самого писателя: «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Последние залпы», «Тишина»,«Выбор», «Искушение», «Без милосердия». Всесторонний анализ заглавий книг писателя, созданных в разные периоды его жизни, помогает наиболее тесно приблизиться к пониманию того, что является главным в его произведении.

Литература:

1. Бондарев Ю. В. Собр. Соч. в 4-х. Т. 1. Повести. Рассказы / Ю.В. Бондарев.- М. : Мол.гвардия, 1973.- 528с.

2. Бондарев Ю.Без милосердия: роман / Ю.В. Бондарев.- М.: ИТПК, М.,2004.-238 с.

3. Бондарев Ю. Бермудский треугольник. М.: Мол.гвардия, 2000.- 255 с.

4. Федь Н.М. Художественные открытия Бондарева. - М.: Современник, 1988.464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.