ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
О.А. Пугина
Пугина Ольга Андреевна — кандидат, юридических наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права Юридического института Тамбовского государственного технического университета
Стратегия и тактика совершенствования законодательства в сфере ЖКХ как необходимое условие повышения качества жизни населения
Жилищно-коммунальный комплекс у людей обычно появляется тогда, когда жилищно-коммунальное хозяйство не справляется со своими обязанностями.
В последние годы проблемы, связанные с функционированием ЖКХ, стали объектом всестороннего пристального внимания, однако серьезных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени не произошло. Более того, наблюдается ухудшение как технического, так и финансового положения этого многоотраслевого комплекса, ЖКХ по-прежнему характеризуется отсутствием эффективных экономических отношений и низким качеством предоставляемых услуг. Следовательно, системный характер проблем в ЖКХ требует серьезных политических, правовых и экономических решений на государственном уровне.
Категория качества жизни впервые была введена в научный оборот в 60-х годах XX века в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом. В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами1.
Таким образом, исходя из современных проблем повышения качества жизни населения стратегия законотворчества в сфере ЖКХ должна быть направлена:
— на повышение качества коммунальных услуг;
— на энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
— на защиту прав потребителей коммунальных услуг;
— на совершенствование методов управления органов исполнительной власти.
Тактика совершенствования законодательства о повышении качества коммунальных услуг
Качество жилищно-коммунальных услуг регулируется большим количеством нормативных правовых актов, которые не всегда отличаются качеством их реализации. Среди них можно назвать, например, Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике«, Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденные постановлением Правительства РФ 4 мая 2012 года № 442, «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442; Правила оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства № 354 от 6 мая 2011 года и др.
В соответствии с пунктом 3 статьи 541 ГК РФ гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве. Электрическая энергия и газ как особые коммунальные ресурсы при их полном отсутствии не могут быть заменены на другой ана-
1 Народное благосостояние: Тенденции и перспективы / Отв.ред. Н.М.Римашевская. М., 1988. С. 12; ПигуА. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Т. 1. С. 73; Народное благосостояние: тенденции и перспективы./ отв. ред. Н.М. Римашевская, Л.А. Оников. М., 1991. С. 134; Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 471.
Юридическая техника. 2015. № 9
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
логичный ресурс — их нельзя принести или привезти, например, как можно принести воду. В результате этого гражданину могут быть причинены большие убытки и моральный вред.
Получение энергии и тепла осуществляется на основании договора энергоснабжения, теплоснабжения, заключаемого между энергоснабжающей организацией и абонентом. Право выбора энергоснабжающей организации предоставлено абоненту. Договоры, согласно статьям 426 и 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся к публичным договорам и являются отдельным видом договоров купли-продажи. При отказе абонента — владельца сетей в присоединении к ним новых абонентов энергоснабжающая организация, на которую возложены обязанности по развитию объектов энергетики региона, должна рассмотреть и решить вопрос об их присоединении.
Основная обязанность энергоснабжающей организации заключается в том, чтобы подавать абоненту энергию через присоединенную сеть (п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ). «Подача электроэнергии» означает, в данном случае, предоставление абоненту возможности получать из сети энергию в обусловленном количестве и указанного в договоре качества. Особого акта передачи товара (как при купле-продаже или поставке) здесь нет. Абонент использует энергию по мере необходимости, и при этом электроэнергия переходит в его сеть. С момента перехода электроэнергии из сети энергоснабжающей организации в сеть абонента она считается переданной абоненту, и риск ее случайной утечки или других потерь падает на него. Момент перехода энергии в сеть абонента фиксируется приборами учета, которые, как правило, устанавливаются на границе его сети и сети энергоснабжающей организации. Исполнение энергоснабжающей организацией обязанности подачи электроэнергии потребителю заключается в том, что эта организация обязана обеспечить наличие энергии в сети в любое время. Подача энергии должна осуществляться с соблюдением определенного режима, основными принципами которого являются бесперебойность, непрерывность, соблюдение требований к качеству. Учитывая, что неожиданное прекращение электроснабжения может вызвать у потребителей гибель имущества, человеческие жертвы, нарушение нормальной жизни целых населенных пунктов, закон предусматривает лишь исключительные случаи, когда допускается ограничение или полное прекращение подачи электроэнергии абоненту. Принятие таких мер возможно по причинам, связанным с деятельностью либо абонента, либо энергоснабжающей организации. Согласно пункту 3 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации. В этой ситуации энергоснабжающей организации предоставлено право применять указанные меры без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения, однако при условии немедленного уведомления его об этом после принятия мер. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии возможно по соглашению сторон. Такое соглашение признается недопустимым, если удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О мерах, которые энергоснабжающая организация решила предпринять в связи с этим, она должна предупредить абонента. Основная обязанность абонента — оплата принятой им энергии по установленным тарифам. Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплате подлежит фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашениями сторон. Обязанностью абонента является также обеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования. Выполнение этих требований составляет договорную обязанность абонента перед снабжающей организацией, которой соответствует право энергоснабжающей организации осуществлять надзор и контроль за соблюдением абонентом режима электропотребления, за состоянием электрооборудования, приборов учета и другого энергетического хозяйства абонентов. В соответствии с договором энергоснабжения абонент обязан немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Исключительная важность данной обязанности абонента обусловлена свойствами энергии как продукции и опасностями, которые связаны с ее использованием.
Отношения между энергоснабжающей организацией и потребителями регулируются Методическими рекомендациями1. Они вводятся в действие на период до утверждения в установленном порядке Правительством Российской Федерации Правил электроснабжения в Российской Федерации и Правил теплоснабжения в Российской Федерации. Методические рекомендации устанавливают отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом электрической энергии — юридическим лицом на потребительском рынке, не урегулированные Гражданским Кодексом Российской Фе-
1 Методические рекомендации и типовые программы энергетических обследований систем коммунального энергоснабжения: утв. приказом Госстроя России от 10 июня 2003 года. № 202 // Нормирование в строительстве и
ЖКХ. 2003. № 4-5.
Пугина О.А. Стратегия и тактика совершенствования законодательства в сфере...
609
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
дерации, регулирование которых в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации должно осуществляться иными правовыми актами.
Разногласия сторон по техническим вопросам договора энергоснабжения могут рассматриваться управлениями государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации либо региональными управлениями государственного энергетического надзора, либо Госэнергонадзором Министерства энергетики Российской Федерации, выбираемыми по соглашению сторон. В случае если стороны не пришли к соглашению по возникшим разногласиям при заключении договора электроснабжения, абонент вправе в 30-дневный срок, исчисляемый с момента получения извещения энергоснабжающей организации о непринятии предложенных абонентом условий, передать их на рассмотрение арбитражного суда, если иной срок не согласован сторонами.
Установлена также и допустимая продолжительность перерыва электроснабжения:
— 2 часа — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания;
— 24 часа — при наличии одного источника питания.
Допустимая продолжительность перерыва газоснабжения — не более 4 часов (суммарно) в течение месяца.
Кроме того, должно быть обеспечено постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства РФ о техническом регулировании1. Необходимо учитывать, что перерыв электроснабжения не допускается в случае, если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан. Например, если в вашем доме стоит работающий от сети подкачивающий насос на питьевую воду или какая-нибудь специальная охранная сигнализация, которая при отключении электроэнергии запирает входные двери, электроэнергию отключать нельзя. Качество газоснабжения, в свою очередь, должно соответствовать требованиям ГОСТа 5542-87,2 при этом газ должен подаваться под определенным давлением. Требования о соответствии поставляемого газа качественным характеристикам содержатся и во многих других нормативных актах, регулирующих газоснабжение3.
Правила предоставления коммунальных услуг4 предусматривают, что отключить электроэнергию возможно только при предварительном уведомлении потребителя об этом в случае:
— неполной оплаты потребителем коммунальной услуги — через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления);
— проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД, через 10 рабочих дней после письменного предупреждения потребителя.
Таким образом, никаких предупреждений «по факту отключения», как утверждают многие, действующее законодательство РФ не предусматривает.
Поскольку деятельность управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и ресурсоснабжающих организаций (РСО) связана с оказанием услуг населению, выступающему в качестве потребителей услуги, деятельность указанных организаций попадает в сферу пристального внимания Роспотребнадзора. Документы Роспотребнадзора могут быть использованы в дальнейшем против недобросовестных поставщиков. Самая «популярная» статья для привлечения к административной ответственности РСО — это часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ, которой в отношении юридических лиц в настоящее время предусмотрен штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей.
Тактика совершенствования законодательства в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Основополагающее значение в данном контексте имеет принятие Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ5 (далее -Федеральный закон № 261-ФЗ). Целью принятия закона является создание правовых, экономиче-
1 ГОСТ 13109—97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» и ГОСТ 29322—92.
2 ГОСТ 5542—87 «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения»: утв. постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 апреля 1987 года № 36.
3 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления: утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 года № 9.
4 Правила оказания коммунальных услуг: утв. постановлением Правительства № 354 от 6 мая 2011 года.
5 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48, ст. 5711.
Юридическая техника. 2015. № 9
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
ских, организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности. Закон распространяется на любую деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов, как юридических, так и физических лиц. Особого внимания заслуживают нормы закона, направленные на обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Согласно принятому закону застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных и инженерно-технических решений. В случае выявления фактов несоответствия зданий требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета, возникших вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник здания вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения выявленного несоответствия.
Абсолютной новеллой в российском законодательстве явился комплекс норм закона, посвященных энергетическому обследованию и саморегулируемым организациям в области энергетического обследования1. Основными целями энергетического обследования являются:
— определение показателей энергетической эффективности;
— определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение стоимостной оценки. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами СРО (саморегулируемых организаций). По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему энергетическое обследование. Энергетический паспорт должен содержать показатели и потенциал энергетической эффективности здания.
Следующей новеллой Федерального закона № 261-ФЗ является понятие энергосервисного договора. В соответствии со статьей19 предметом энергосервисного договора является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, использование энергетических ресурсов заказчиком (например, мероприятия обеспечивающие внедрение энергосберегающих технологий; тепловая модернизация зданий и теплофизический контроль эффективности ограждающих конструкций зданий; предварительная изоляция трубопроводов, в результате реализации которых достигается экономия топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции и т. п.)2. Энергосервисный договор, помимо правового инструмента, опосредующего деятельность по энергосбережению, является инструментом по распределению финансовых рисков. Энергосервисная компания заинтересована в качественном исполнении мероприятий в рамках проекта, так как от объема сэкономленных заказчиком средств зависит не только окупаемость самого проекта, но и извлечение прибыли3.
В принятом Законе предусмотрена весомая государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. В частности, она может осуществляться в применении мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Тактика совершенствования законодательства защите прав потребителей
коммунальных услуг
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов:
— потребитель — лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
— исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив и т. д.).
Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших проблем. В настоящее время отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются целым рядом основных нормативных правовых документов:
1 О саморегупируемых организациях: федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49, ст. 6076.
2 См.: Матиящук С.В. Формирование условий и заключение энергосервисного договора с управляющими организациями // Жилищное право. 2010. № 8. С. 65—70.
3 Васильченко А.И. Энергосервисный договор как правовой инструмент реализации деятельности по энергосбережению // Право и политика. 2014. № 9(177). С. 1368—1372. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.9.12765.
Пугина О.А. Стратегия и тактика совершенствования законодательства в сфере...
611
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
1) Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»1;
2) Жилищным и Гражданским кодексами РФ;
3) Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)2;
4) постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»3;
5) постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»4 и др.
В соответствии со статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (качественная вода, своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода), исполнитель обязан обеспечить и ее безопасность (статья 7 Закона «О защите прав потребителей»).
Данные положения идут вразрез с советским менталитетом, когда ЖЭК (жилищно-эксплуатационный комитет) был уважаем и сотрудники ЖЭКов смотрели на жителей свысока. В данный момент ситуация в стране поменялась. У собственников жилых помещений договорные отношения с управляющими компаниями, в которых они заказчики, а те исполнители. И это они обязаны отчитаться за проделанную работу, и относиться к ним с уважением, а собственники квартир должны вовремя оплачивать коммунальные услуги.
Проблема неплатежей тоже является советским пережитком, когда жилье было в собственности государства, и люди считали, что за него платить не обязательно. При низких ставках и тарифах на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) финансовое положение отраслевых предприятий главным образом зависело от дотаций из бюджета, а не от платежей населения. Теперь картина изменилась: предприятие, оказывающее жилищно-коммунальные услуги, получает только то, что было заработано.
Аналитики отмечают несколько причин возникновения задолженности за услуги ЖКХ. К основным можно отнести:
— низкий уровень платежной дисциплины всех групп абонентов.
Было выявлено, что подавляющее количество должников просто не считают коммунальные ресурсы товаром. Еще до 50% должников недовольны качеством предоставляемых услуг;
— наличие недобросовестных посредников в системе расчетов за коммунальные ресурсы. Несовершенство правовой базы взаимодействия поставщиков и потребителей коммунальных ресурсов.
По существующим правилам, создать управляющую организацию очень просто — нужно всего лишь пройти обычную процедуру регистрации и указать в уставе вид деятельности. При этом лицензирование отсутствует и профессионального опыта не требуется. После регистрации компании в ее распоряжение сразу же поступают значительные финансовые средства в виде платежей граждан за коммунальные услуги. По разным оценкам, они составляют до 80% оборота такой компании.
Однако законодательством не предусмотрено никакой ответственности за нецелевое использование средств, так как управляющая организация отвечает только перед жильцами. Все это создало условия для появления на рынке недобросовестных управляющих организаций, которые используют пробелы в законодательстве, чтобы присваивать деньги населения, перечисленные на оплату коммунальных услуг.
Прекращение или ограничение подачи какого-либо вида энергии гражданам, не оплачивающим ее своевременно, в качестве меры гражданско-правовой ответственности потребителей не было предусмотрено ни одним из действующих законодательных актов — ни Гражданским, ни Жилищным кодексами РФ, ни другими законодательными и нормативными актами;
— неэффективное управление дебиторской задолженностью со стороны поставщиков.
Попытки взыскания просроченной задолженности силами и ресурсами поставщиков показали,
что была взыскана крайне незначительная часть задолженности, остальное либо до сих пор находится на стадии судебного и исполнительного производства, либо списано как задолженность с просроченными сроками исковой давности, а что-то остается по-прежнему на балансе компаний, отражаясь из года в год в финансовой отчетности;
1 Собрание законодательства РФ. 1996. № 3, ст. 140.
2 Собрание законодательства РФ. 2011. № 22, ст. 3168.
3 Собрание законодательства РФ. 2013. № 21, ст. 2652.
4 Собрание законодательства РФ. 2010. № 40, ст. 5064.
612 -------------------------------------------
Юридическая техника. 2015. № 9
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
— несовершенная система учета поставленных ресурсов. Недостаточный уровень оснащенности, прежде всего, жилищного фонда, современными приборами учета.
Состояние, технические и экономические особенности жилищно-коммунального комплекса существенно варьируются в зависимости от экономического и географического положения субъекта РФ. Значительную роль играют сложившиеся региональные обстоятельства: устоявшаяся система расчетов с поставщиками ресурсов, политика и политическая воля местных властей, наличие ответственных управляющих организаций и ТСЖ.
Проработка проблемы неплатежей и задолженности в ЖКХ позволила разработать изменения в жилищное законодательство РФ, которыми предлагается исключить понятие «норматив потребления», что позволит осуществлять расчеты только по приборам учета и эффективно использовать нормы Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009 года. Исключение понятия «норматив потребления» из Жилищного кодекса Российской Федерации:
— устранит разночтения норм права с точки зрения юридической техники;
— устранит небаланс в выставляемых счетах за объемы потребленных коммунальных ресурсов между поставщиком и потребителем;
— унифицирует системы расчетов за предоставленные коммунальные ресурсы;
— будет способствовать повышению энергосбережения и реализации норм Федерального закона № 261.
В целях совершенствования системы платежей Правительству РФ поручено разработать Методические рекомендации, регламентирующие порядок установки общедомовых приборов учета ресур-соснабжающимей организацией в случаях, предусмотренных частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261.
Тактическим ходом совершенствования законодательства в сфере ЖКХ в целях энергосбережения стало и введение социальной нормы'. Социальная норма потребления электрической энергии — это величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека, зарегистрированного в жилом помещении, измеряется в киловатт-часах (кВт. ч).
Основными целями введения социальной нормы являются:
— стимулирование населения к энергосбережению;
— сокращение объема субсидирования предприятиями населения;
— плановое доведение тарифов на электрическую энергию для населения до экономически обоснованного уровня.
Потребление в пределах этих норм, как предполагается, будет оплачиваться населением по минимальным тарифам. А все, что выше — по тарифам существенно более высоким. Данное постановление вызвало широкий общественный резонанс, а многие специалисты отмечали, что в результате граждане будут потреблять меньше, а платить больше, так как сверх социальной нормы оплата за электроэнергию намного выше.
Для расчета платы за электроэнергию будут применяться два тарифа: в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы. Размер платы за электроэнергию, использованную сверх социальной нормы, выше, чем за электроэнергию, потребляемую в пределах социальный нормы. Величина социальной нормы потребления электроэнергии устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Социальная норма потребления электроэнергии применяется для населения и приравненных к нему, если электрическая энергия такими категориями потребителей используется для коммунально-бытовых нужд и не потребляется для коммерческой деятельности2.
В первый год применения социальной нормы в соответствующем субъекте Российской Федерации весь объем потребленной электрической энергии оплачивается по цене, установленной для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы. Со второго года устанавливается новая величина социальной нормы — она увеличивается в полтора раза (применяется повышающий коэффициент 1,5) для получателей пенсии по старости или инвалидности:
— если они одиноко проживают в жилом помещении;
— если в жилом помещении проживают только они.
Информацию об отнесении потребителя к категории одиноко проживающих пенсионеров или семей пенсионеров исполнители коммунальных услуг получают в органах социальной защиты насе-
1 О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), воды, а позже — тепловой энергии и газа и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ: постановление Правительства от 22 июля 2013 г. № 614.
2 Перечень потребителей, приравненных к населению, утвержден Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
Пугина О.А. Стратегия и тактика совершенствования законодательства в сфере...
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
ления и (или) территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации или в органах регистрационного учета.
Тариф сверх социальной нормы1 применяется для расчета платы1 за электроэнергию ко всему объему потребления электроэнергии в следующих случаях:
— в жилом помещении ни одно лицо не зарегистрировано по постоянному месту жительства или временно;
— исполнитель коммунальных услуг (поставщик электрической энергии) осуществляет доначисление размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг за потребленную электроэнергию без надлежащего учета или при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
В случае выхода из строя или утраты квартирного или комнатного прибора учета электрической энергии, к объему потребления, определенному в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг, социальная норма применяется в течение двух месяцев.
При установке социальной нормы учитывается статистика потребления электроэнергии, климатические характеристики региона, особенности жилого фонда, средний расход электроэнергии на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды. Для потребителей электроэнергии, проживающих в сельской местности, при установлении социальной нормы предусмотрено дополнительно 100 кВт-ч в месяц на 1 домохозяйство. В домах, в установленном порядке оборудованных электроплитами, на каждого зарегистрированного члена семьи к социальной норме будет добавлено 90 кВт-ч. Тариф в пределах социальной нормы для абонентов, чьи дома оборудованы электроплитами, составит 2,07 рублей за кВт-ч и сверх соцнормы — 2,579 рублей за кВт-ч.
По планам Министерства, расценки на электроэнергию сверх лимита будут выше обычных процентов на 70. Сейчас россияне платят в среднем около трех рублей за киловатт. Значит, перерасход электроэнергии будет оплачиваться примерно по пять рублей за киловатт. И это в том случае, если тарифы в новом году не повысятся. В соответствии с предлагаемым порядком, расчеты за потребленные коммунальные ресурсы будут производиться следующим образом: предлагается установить некую величину потребления коммунального ресурса из расчета на одного человека, зарегистрированного в жилом помещении — социальную норму потребления коммунальных ресурсов. Также планируется утвердить два тарифа на коммунальный ресурс — для оплаты объемов потребления коммунального ресурса в пределах социальной нормы ЖКХ, и для оплаты объемов коммунальных ресурсов, потребленных свыше установленного объема социальной нормы. Естественно, тариф для коммунального ресурса сверх социальной нормы будет значительно выше, чем тариф для объемов в пределах социальный нормы.
Тактика совершенствования методов управления органов исполнительной власти
Анализ текущего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и региональными законами, отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной действительности значительно шире, чем это предусмотрено в статье 17 Федерального закона № 131-ФЗ1. В то же время перечень вопросов местного значения не может быть расширен путем принятия нормативных актов, возлагающих на органы местного самоуправления дополнительные полномочия в какой-либо сфере, поскольку это противоречит пункту 1 статьи 18 данного Закона. Очевидно, что общий объем полномочий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления должен обеспечивать их нормальное функционирование и поэтому нуждается в расширении. В целях обеспечения реального объема полномочий органов местного самоуправления, необходима законодательная инициатива в решении проблемы расширения перечня вопросов местного значения, и полномочий по собственной инициативе субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с соблюдением определенных условий. Действующее законодательство не обеспечивает системного решения проблем управления ЖКХ и не соответствует рыночным правилам поведения хозяйствующих субъектов, населения и работников ЖКХ. В этих условиях задача местных органов власти заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования,в том числе:
1) создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности;
2) организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов;
3) контроль над процессом реализации инвестиционных проектов;
4) содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.).
1 Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства. 2003. № 40, ст. 3822.
Юридическая техника. 2015. № 9
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ
Теперь рассмотрим проблему совершенствования методов управления органов исполнительной власти. Обращается внимание на то, что методы регулятивного воздействия на всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, взаимосвязаны и образуют единый комплекс. Они нуждаются в постоянном совершенствовании содержания и способов применения, основанном на научном подходе. Так, рост нарушений правил в области жизнеобеспечения населения на региональном уровне требует усиления метода принуждения. Кроме того, права граждан на получение качественных жилищно-коммунальных услуг, улучшение условий проживания нуждаются в защите. Сравнительный анализ законов субъектов Российской Федерации «Об административных правонарушениях» показывает, что правовое регулирование отношений в сфере ЖКХ, устанавливаемых этими законами, осуществляется с разной степенью полноты. Законы значительно отличаются друг от друга по объему правонарушений, имеют разную структуру. В целом обзор регионального законодательства позволяет заметить явно недостаточное количество статей, посвященных сфере ЖКХ, что влечет рост числа административных правонарушений.
С вступлением в силу в марте 2005 года нового Жилищного кодекса РФ начали появляться предусмотренные им и реформой ЖКХ частные «управляющие организации» (см. например ст. 161 ЖК РФ — где говорится о способе управления многоквартирным домом).
Правовое регулирование деятельности управляющих компаний осуществляется Жилищным кодексом РФ с последующими изменениями и дополнениями. Законодателям этого показалось достаточным и Жилищный кодекс в настоящее время справляется в одиночку. А между тем Закон об управляющих компаниях ЖКХ необходим. Дело в том, что управляющие компании — это один их трех способов управления домом многоквартирного типа, предложенного ЖК РФ. Но все эти действия потерпели фиаско, о чем свидетельствуют многочисленные нарушения в сфере ЖКХ, постоянные увеличения тарифов и недовольство граждан.
Таким образом, одной из важнейших народнохозяйственных проблем является повышение качества жизни населения, базовую характеристику которого составляют жилищные условия населения. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение количественно-качественных параметров жилья и качества его содержания и обслуживания. Потребность в жилище относится к числу первичных жизненных потребностей человека. Основная функция жилища — обеспечить человеку благоприятную среду обитания. По мере развития общества расширялись функции жилища. Сегодня жилище — место ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы, трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных и информационных перегрузок.
Жилище, включенное в систему коммунального и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни населения, тактику обновления которого необходимо постоянно совершенствовать в соответствии со стратегией ее повышения.
Пугина О.А. Стратегия и тактика совершенствования законодательства в сфере...
615