СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СОВЕСТИ
В УСЛОВИЯХ ДУХОВНОГО КРИЗИСА ОБЩЕСТВА
STRATEGY AND TACTICS OF CONSCIENCE FORMATION DURING SPIRITUAL CRISIS OF SOCIETY
Г.Д. Сундуй G.D. Synduy
Совесть, воспитывающая дидактическая система, духовность, нравственность, личность. Статья посвящена проблемам воспитания совести в условиях духовного кризиса общества, актуализации воспитывающей дидактической системы образовательных учреждений с учётом функционирования сущей, должной и концептуальной совести.
Conscience, forming didactic system, spirituality, moral, personality.
The article is devoted to the issues of the formation of conscience in the conditions of the spiritual crisis of society and the updating of the forming didactic system of educational institutions with account of the functioning of existing, proper and conceptual conscience.
Воспитание совести в современных условиях приобретает чрезвычайную актуальность в связи с появлением угрозы духовной безопасности личности. В этой связи методологическим ориентиром процесса воспитания совести являются «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва», где воспитанию совести отведено значимое место [Данилюк и др., 2010, с. 12; Кенин-Лопсан и др., 2011, с. 33]. Данные концепции носят стратегический характер, ориентируют на более продуманную педагогическую тактику процесса воспитания совести. Это особенно касается учреждений общего образования, через которые проходит каждый человек. По нашему мнению, должны быть тщательно переосмыслены концептуальные основы современных воспитательных систем и программы духовно-нравственного воспитания и развития образовательных учреждений. Во-первых, необходима оценка реального духовно-нравственного состояния самого мира детства; во-вторых, выявление наличия стратегической ориентации образовательных учреждений на воспитание совести; в-третьих, определение содержания воспитывающей дидактической системы образовательных учреждений с учётом опыта семьи и культуры
в контексте новых изменений общества [Лазарев, 2008]. В данной статье отражаются результаты исследования, проведённого Институтом развития национальной школы Республики Тыва.
Относительно первой позиции скажем, что наши дети находятся в довольно сложной ситуации, связанной с негативными изменениями в социально-экономической, образовательной, политической, экологической, а также духовно-нравственной сферах общества. Мир детства, будучи неотъемлемой частью общества, тоже меняется, и меняется не в лучшую сторону. У значительной части молодёжи растет эгоистическая тенденция «во имя себя и для себя». Особенно проблемно это проявляется в среде отличников учёбы и спортсменов высокого класса. Налицо угроза появления типа молодых успешных людей, способных нанести вред всей системе гуманных отношений (исходя из того, что они станут специалистами разных областей). Как известно, сегодня наши дети постоянно находятся в глобальном информационном поле. Нарастающую угрозу представляет открытость негативной информации разного содержания. Весьма тревожными являются полученные данные по выяснению тематики домашней видеотеки: 72% фильмов транслируют насилие, коррупцию, наркоманию и секс. Просмотр таких фильмов побуждает к асоциальным моделям поведения, нарушает систему позитив-
ных отношений ребенка к самому себе и другим, семье, коллективу и т. д. У современных старшеклассников отмечается повышенный интерес к информации о бюрократическом «рынке связей», влияющих на пути получения материальных и статусных благ. Одна часть старшеклассников готова приспособиться к данным связям (35 %), другая -противостоять им и внести свою лепту в их искоренение, когда они повзрослеют (65 %). Состояние тревожности и напряжённости у старшеклассников вызывает информация о коррупции в области образования (взятки, плагиат). В процессе исследования динамики жертвенности по отношению к обществу у старшеклассников были обнаружены серьезные трансформации в нравственном сознании, произошедшие за последние пять лет. Заметные различия выявлены в ответе на вопрос «Можете ли Вы пожертвовать материальным благополучием ради интересов общества?». Если в 2007 году на это были готовы 40 % респондентов, то в 2012 году-лишь 17,4%. Каждый третий респондент утверждает, что для выживания в современном обществе, где процветают жесткая конкуренция и коррупция, о совести нужно забыть. Значительная часть старшеклассников убеждена, что в нашем обществе бизнес и совесть - понятия несовместимые (53,5 %).
Работа по выявлению стратегической ориентации общеобразовательных учреждений на воспитание совести позволила сгруппировать их следующим образом: пассивные, ситуативные, учебные и жизненные. К первой группе относятся те учреждения, в чьих программах стратегически не ставится цель воспитания совести (75 %). Отличительной чертой учреждения с ситуативной ориентацией является неумение прогнозировать будущее, создавать систему воспитывающего обучения. В том и другом случаях учреждения работают запросами только сегодняшнего дня, не занимаются прогнозом духовно-нравственного формирования школьников в дальнейшей жизни. В учреждениях с учебной стратегией (обычно их называют лидерами) есть наличие весьма внушительных программ, особенно программ развития, где существует главная ориентация на отличную учёбу и будущую профессию. Учреждения с жизненной стратегией вовлекают в свою деятельность не только ближнее, но и дальнее окружение, по-
могая детям строить духовно-нравственные отношения в реальной среде. Они фактически являются социокультурными центрами
Как видим, в учреждениях стратегическая ориентация на воспитание совести фактически отсутствует; аналитическая работа носит фрагментарный характер, наконец, в большинстве программ понятие «совесть» даже не значится. В количественном плане преобладают учреждения с пассивной и ситуативной ориентацией; возрастает количество учреждений, пытающихся занимать чисто учебную стратегию, где главная цель-качество обучения. В учреждениях столицы сложилась негласная острая ситуация, связанная с угрозой отчисления слабых учеников, что создаёт стрессовое состояние у учащихся и их родителей. Учреждения с жизненной стратегией, влияющие на духовно-нравственное формирование ребенка, к сожалению, составляют относительно незначительную долю от общего числа общеобразовательных учреждений республики (10 %).
Исследование духовно-нравственного состояния мира детства и стратегической ориентации общеобразовательных учреждений на воспитание совести приводит к выводу о необходимости разработки более эффективных методов процесса воспитания совести. Экспериментальное исследование позволяет утверждать, что процесс воспитания совести даёт положительный эффект, если учитывать все концентры функционирования совести: сущей, должной и концептуальной. Первый концентр представляет собой учёт сущей совести, формируемой генетически в виде инстинкта, чувств и переживаний; второй - должной совести, формируемой семьёй на основе любви и личного примера, а также культурой общества. Концептуальная совесть формируется с государственно-общественных позиций и оформляется в виде концепций и законов, в том числе кодексов.
Реализация цели воспитания совести видится в актуализации воспитывающей дидактической системы (далее - ВДС) образовательного учреждения [Плотникова, 2010]. Она понимается нами как совокупность взаимосвязанных между собой целей и задач процесса воспитания совести, субъектов и условий обучения в соответствии с уровнями образования. Основная тактика педагогического управления процессом воспитания совести ле-
жит в осуществлении высокого уровня нравственной среды и гибкой методичности образовательных программ. Последовательные уровни и ступени образования должны быть преобразующими (ни в коем случае не адаптационными) в силу чрезмерного возрастания духовно-нравственного кризиса в обществе [Бондаревская, 2012, с. 11]. Главная задача - убедить детей в их способности развиваться позитивно, научить их устанавливать добросовестные отношения: с самим собой и другими, природой, вещами, культурой и обществом. Главным для педагогов дошкольной и начальной ступеней обучения должен стать постулат о том, что возрастной период до 11-12 лет является фундаментом воспитания, что проходит такое расстояние, с которым не сравнится ни один последующий возраст [Кенин-Лопсан, 1994, с. 3-4; Мухина, 2004, с. 96].
ВДС дошкольного учреждения выступает преобразующим этапом духовно-нравственного воспитания с учётом генетического формирования сущей совести и сенситивного периода развития. Вовлекая ребёнка в мир совершенно для него новых отношений и взаимоотношений, воспитатель использует самые оптимальные способы и средства как для развития позитивных, так и ослабления негативных сторон сущей совести. Например, многие дети с самого раннего возраста мастерски владеют генетическим оружием - плачем. С его помощью они бессовестно вымогаютуступки у родителей, далее вырабатывают всё более и более изощрённые способы удовлетворения желания: каприз, дерзость, настырность и хитрость. Задача воспитателя - помочь ребёнку осознать ошибочность собственных действий через приемлемые для его возраста совестливые установки и такие понятия, как стыд и вина. Здесь также формируются начальные признаки должной совести, исходящей из опыта семьи, культуры и образовательного учреждения.
ВДС общего образования включает в себя компоненты сущей, должной и концептуальной совести с учётом ступеней обучения. Самое серьёзное внимание обращается на начальную ступень обучения, представляющего собой внешне организованное и спокойное состояние. Как известно, в этом возрасте не возникают острые межличностные конфликты. Если они возника-
ют, то не обостряются, легко преодолеваются, самое главное - бессовестно подавляются взрослыми, особенно учителями. Результаты догмата подавления дают о себе знать на стадии отрочества Данный этап должен сопровождаться эффективными формами, средствами и методами, а также наличием опытного классного руководителя как гаранта душевного равновесия подростков, которые восходят на самый кризисный отрезок своей жизнедеятельности.
Успешное решение проблем воспитания совести у учащихся среднего и старшего звеньев обучения обеспечивается органичным сочетанием установок народной и научной педагогики, религиозной и светской морали, помогающим им разбираться со своей собственной совестью. Процесс воспитания совести должен учитывать возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков, возникающих на фоне реальной жизни и социальных перемен. Следует помнить, что, сталкиваясь с трудными жизненными проблемами, подросток не в силах справиться с ними сам, может прибегнуть к крайним мерам. К одной из них относятся суицид или попытка суицида, связанные, например, с неразделенной первой любовью, конфликтом с учителем или родителем. Обращение к совестливым установкам семьи, культуры, учреждения, общества и государства - залог успеха педагога.
ВДС профессионального образования является очередным преобразующим этапом с углублённым изучением и развитием концептуальной совести с помощью высококвалифицированного и высоконравственного преподавательского состава. При его налаженной управляемой и организованной деятельности устраняются погрешности воспитания совести школьного периода, на более высоком уровне развиваются духовно-нравственные отношения. На данном этапе условиями развития процесса воспитания совести являются адекватность получаемых новых знаний духовно-нравственным ценностям самого образовательного учреждения, семьи, рода, народа, культуры, общества, государства и мира; корректный диалог, затрагивающий совесть и честь человека. При этом видное место занимает изучение вопросов прав и обязанностей граждан.
Бурный расцвет инновационных проектов, как
никогда, актуализирует разнообразие форм преподавания и аттестации студентов, в которых соблюдаются чисто профессиональные этические установки, например, нравственное требование «не укради», препятствующее плагиату. Особую роль в воспитании совести студентов играет этическая экспертиза курсовых и дипломных работ. Для выпускника профессионального образовательного учреждения может быть разработан «Кодекс совести», призывающий соблюдать определённые профессиональные и общественные совестливые установки.
В заключение подчеркнём, что процесс воспитания совести становится эффективным только тогда, когда: а) воспитывающая дидактическая система образовательного учреждения осуществляется на уровне, достаточном для дальнейшего самовоспитания совести; б) сформируется личность с высоким уровнем духовно-нравственных отношений к себе и другим, семье, природе, предметам внешнего мира, культуре, обществу, государству и миру; в) в сознании личности чистая совесть является реальным жизненным состоянием, а не
идеалом; г) сформируется высокий уровень гражданской зрелости.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. 2012. № 7.
2. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 23 с.
3. Кенин-Лопсан М.Б., Салчак К.Б., Сундуй Г.Д., Шаалы A.C. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва. Кызыл: Билиг ИРНШ, 2011. 37 с.
4. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев. Кызыл: Новости Тувы, 1994. 191 с.
5. Лазарев B.C. Управление инновациями в школе. М.: ЦПО, 2008. 352 с.
6. Мухина B.C. Возрастная психология. 9-е изд. М.: Академия, 2004. 452с.
7. Плотникова У.Б. Воспитывающее обучение. М.: Академия, 2010. 176 с.