Научная статья на тему 'Стратегия государственной поддержки сферы услуг'

Стратегия государственной поддержки сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СФЕРА УСЛУГ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕХАНИЗМ / GOVERNMENT SUPPORT / SERVICE / TOURISM SERVICES / COMPANY / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Наталья Викторовна

Задача государства по созданию необходимых условий для успешного функционирования предприятий различных отраслей одна из первостепенных. Сфера услуг является значимой для населения, охватывая такие отрасли, как бытовые, туристические, психологические, образовательные и юридические услуги. При этом создаются благоприятные условия для развития общества и, следовательно, экономики страны в целом. В сфере услуг важно учитывать особенности функционирования данной отрасли, от чего и будет зависеть эффективность реализуемых мер государством. В статье представлены проблемы, сдерживающие развитие данной отрасли, и определены меры государственной поддержки на примере сферы туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF THE STATE SUPPORT OF SPHERE OF SERVICES

The task of governments to create the necessary conditions for the successful functioning of enterprises of different industries is one of the primary. The service sector is important for the population, covering sectors such as residential, tourist, psychological, educational and legal services in whole in the penitentiary system in particular. This creates favorable conditions for the development of society and therefore the economy as a whole. In services, it is important to take into account the peculiarities of the functioning of the industry, why, and will depend on the effectiveness of measures by the state. The article presents the problems hindering the development of this industry and defined measures of state support on the example of sphere of tourist services.

Текст научной работы на тему «Стратегия государственной поддержки сферы услуг»

УДК 338.48

СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СФЕРЫ УСЛУГ

РОЖКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА,

кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа финансов и налогообложения Академии ФСИН России, Рязань, Россия E-mail: tasha794@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Задача государства по созданию необходимых условий для успешного функционирования предприятий различных отраслей - одна из первостепенных. Сфера услуг является значимой для населения, охватывая такие отрасли, как бытовые, туристические, психологические, образовательные и юридические услуги. При этом создаются благоприятные условия для развития общества и, следовательно, экономики страны в целом. В сфере услуг важно учитывать особенности функционирования данной отрасли, от чего и будет зависеть эффективность реализуемых мер государством. В статье представлены проблемы, сдерживающие развитие данной отрасли, и определены меры государственной поддержки на примере сферы туристских услуг. Ключевые слова: государственная поддержка; сфера услуг; туристские услуги; предприятие; механизм.

THE STRATEGY OF THE STATE SUPPORT OF SPHERE OF SERVICES

NATALIA V. ROZHKOVA,

Ph. D. in Economics, professor of chair of accounting, analysis of finance and taxation Academy of the Federal Penal Service, Ryazan, Russia E-mail: tasha794@rambler.ru

ABSTRACT

The task of governments to create the necessary conditions for the successful functioning of enterprises of different industries is one of the primary. The service sector is important for the population, covering sectors such as residential, tourist, psychological, educational and legal services in whole in the penitentiary system in particular. This creates favorable conditions for the development of society and therefore the economy as a whole. In services, it is important to take into account the peculiarities of the functioning of the industry, why, and will depend on the effectiveness of measures by the state. The article presents the problems hindering the development of this industry and defined measures of state support on the example of sphere of tourist services. Keywords: government support; service; tourism services; company; mechanism.

Развитие рыночных отношений в России влияет на изменение производственно-коммерческой деятельности хозяйственных структур, усиливает степень удовлетворения спроса потребителей и значимость стратегической ориентации.

Сфера услуг, являясь сектором экономики, необходима для функционирования

общества. Туристские услуги для современного населения весьма важны — с их помощью реализуются основные потребности населения в отдыхе, сохранении здоровья и психологического климата в семье и на рабочем месте.

По результатам проведенного исследования выявлены факторы, отрицательно

влияющие на создание государственно-частных предприятий (ГЧП) в сфере услуг:

• механизм государственно-частного партнерства все еще считается недостаточно отлаженным, а политика развития ГЧП — слабоэффективной;

• отсутствует единая методология подготовки и реализации проектов ГЧП;

• недостаточно эффективно проводится внебюджетное финансирование проектов;

• не всегда конкурсные процедуры отбора частных инвесторов проводятся честно [1].

Сфера услуг в области туризма требует государственной поддержки. В реализации планов политики государства должна прослеживаться системность, необходимо исключить дублирование функций, что упорядочит взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти при реализации государственной политики.

Так, в процессе стратегического планирования политики государства необходимо учесть такие положения, как четкая постановка цели с учетом факторов, находящихся вне государственной юрисдикции и контроля. Реализуемые меры государственной политики в сфере услуг являются эффективными, только если были учтены особенности функционирования компаний в данной отрасли [2].

Главными проблемами, сдерживающими развитие деятельности предприятий сферы услуг, являются: несовершенство законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, бюрократические препятствия, трудности в привлечении инвестиций.

Автором было проведено исследование состояния и развития предприятий сферы услуг на примере гостиничного бизнеса в России и в Рязанском регионе в частности. Правительство области поддерживает развитие туризма в регионе, в том числе развитие инфраструктуры. Варианты частно-государственного партнерства тоже рассматриваются. Так, в настоящее время реализуются проекты ту-ристско-развлекательных комплексов «Окская жемчужина» и «Семь футов», что осуществляется с помощью механизма «государственно-частное партнерство».

На основании исследований были определены факторы, оказывающие влияние на привлекательность регионов (респондентами, принявшими участие в опросе, стали клиенты туристских компаний Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижневартовска, Саратова):

• наличие в регионе выдающихся природных объектов;

• развитие малого бизнеса [1]. При этом продвижение на рынке въездного туризма своего региона респонденты считают не столь важным условием для развития бизнеса;

• географическое расположение и климатические условия. Этот фактор является самым важным, по мнению респондентов. Так, удачно расположенными регионами для туризма считаются Краснодарский край, Карелия, Ростовская и Ленинградская области. А в Санкт-Петербурге большая часть респондентов отметили климат как негативный фактор;

• комфорт;

• безопасность. Перечисленные факторы — лидеры отрицательного эффекта. Данная проблема является одной из главных для Московской области, Санкт-Петербурга, Свердловской, Тюменской, Нижневартовской областей. Самым небезопасным считают свой регион жители ХМАО [2, 3], где комфорт и безопасность — приоритет. Туристические фирмы не могут решить эту проблему, но свое негативное влияние на развитие их деятельности она оказывает;

• работа органов государственной власти по продвижению региона на внутреннем и внешнем туристских рынках. Этот вопрос вызвал затруднения у респондентов, но большинство ответили, что областные программы реализуются на достаточном уровне. К таким регионам относятся Краснодарский край, Новгородская и Калининградская области, Карелия. Респонденты Рязанского региона высказали равное количество положительных и отрицательных мнений — 50/50. Деятельность сферы туризма не интересует власти, по мнению респондентов, таких регионов, как Пермский, Волгоградский, Нижневартовск;

• государственное финансирование туристских проектов (см. рисунок).

Таким образом, наибольший объем финансирования турпродуктов отметили респонденты Ленинградской, Московской области, Карелии, Краснодарского края и Югры (см. таблицу).

По данным таблицы видно, что реконструкцией памятников архитектуры более занимаются в Ленинградской области и Санкт-Петербурге; ремонтом дорог — в Тюменской области; строительством новых объектов — в Ленинградской и Рязанской областях.

Важными направлениями работы в сфере туристских услуг является работа:

• по улучшению туристской инфраструктуры. Такие проблемы необходимо решать на федеральном уровне;

• государство должно продвигать Россию за рубежом как бренд;

• переориентировать общероссийскую систему подготовки кадров для сферы туристских услуг не только на выездной, но и на въездной туризм.

Таким образом, крайне важна готовность органов государственной власти принимать участие в проектах, связанных с риском, предоставлять гарантии исполнения своих обязательств в обеспечении возврата финансовых средств частным инвесторам [6]. Финансовые инвестиции частных инвесторов могут полностью или частично покрыть риски проектирования, строительства и сбыта туристского продукта. Государство, являясь партнером, должно платить за результат проекта — создание кластеров, развитие инфраструктуры туризма (гостиницы,

Объем государственного финансирования турпродуктов по регионам

Направления вложений средств в развитие туристской отрасли (положительное мнение респондентов), %

Статьи направления средств Ленинградская область Калининградская область Тюменская область Саратовская область Рязанская область Краснодарский край Свердловская область

Ремонт дорог 50 40 80 45 48 64 70

Реконструкция, строительство гостиничных комплексов 37 11 13 25 27 30 33

Строительство объектов (санатории, дома отдыха, кластеры) 60 20 20 45 56 40 40

Реставрация памятников культуры 44 27 20 18 24 20 30

рестораны, средства передвижения, сервис и др.), оговоренный в контракте, а не за процесс [7].

Так, в качестве мер государственной поддержки предприятий сферы услуг определены [4]:

• создание нормативно-правового регулирования, обеспечивающего льготные режимы для отдельных категорий субъектов хозяйствования;

• определение субсидий предприятиям данной сферы, оптимизация тарифов;

• привлечение частного сектора на условиях компенсации затрат, разделения рисков и обязательств.

Кроме того, в качестве поддержки компаний государству необходимо предпринимать стимулирующие меры в законодательном порядке в виде материальной и финансовой помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев В. А. Роль финансовых институтов развития в реализации государственных антикризисных программ // Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (85). С. 6.

2. Абдикеев Н.М., Пащенко Ф. Ф., Гусев В.Б., Павельев В. В., Кузнецов Н. В. Многоотраслевая модель индикативного планирования // Вестник Финансового университета. 2015. № 2 (86). С. 13.

3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014-2020 годы» от 09.10.2013.

4. Федеральный закон РФ «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. [Электронный ресурс] «КонсультантПлюс».

5. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2007.

6. Голосов О. В. Моделирование региональной системы: актуализация подходов // Вестник Финансового университета. 2012. № 2 (68). С. 114.

7. Новиков Д. Т. Использование инновационной логистики в индустрии гостеприимства: учеб. пособие. М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009.

REFERENCES

1. Dmitriyev V.A. Rol of financial institutions of development in implementation of the state antirecessionary programs [Rol' finansovyh institutov razvitija v realizacii gosudarstvennyh antikrizisnyh program]. Bulletin of Financial university. 2015. No. 3 (85). P. 6 (in Russ).

2. Abdikeev N.M., Pashchenko F. F., Gusev V. B., Pavelyev V. V., Kuznetsov N. V. Diversified model of indicative planning [Mnogootraslevaja model' indikativnogo planirovanija]. Bulletin of Financial university. 2015. No. 2 (86). P. 13 (in Russ).

3. The resolution of the government of the Khanty-Mansi autonomous district Yugra "Cultural development and tourism in Khanty-Mansiysk the autonomous district Yugra for 2014-2020" of 09.10.2013 [Postanovlenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry «Razvitie kul'tury i turizma v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge — Jugre na 2014-2020 gody» ot 09.10.2013] (in Russ).

4. The federal law of the Russian Federation "About development of average and small business in the Russian Federation" from 24. 07. 2007 No. 209-FZ. [Electronic resource] "ConsultantPlus" [Federal'nyj zakon RF «O razvitii srednego i malogo predprinimatel'stva v RF» ot 24.07.2007 № 209-FZ. (Jelektronnyj resurs) «Konsul'tantPljus»] (in Russ).

5. Burmenko T.D. Services sector: economy: studies. grant [Sfera uslug: jekonomika: ucheb. posobie]. M.: Knorus, 2007 (in Russ).

6. Golosov O. V. Modeling of regional system: updating of approaches [Modelirovanie regional'noj sistemy: aktualizacija podhodov]. Bulletin of Financial university. 2012. No. 2 (68). P. 114 (in Russ).

7. Novikov D. T. Use of innovative logistics in the industry of hospitality: studies. grant [Ispol'zovanie innovacionnoj logistiki v industrii gostepriimstva: ucheb. posobie]. M.: Publishing house of REA of G.V. Plekhanov, 2009 (in Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.