Таким образом, в рамках становления нового федеративного государства невозможен возврат к старым идеологическим догмам, необходима новая интегрирующая национальная идея, которая должна основываться на демократии, гражданственности, патриотизме.
1 United Nations, Population and Vital Statistics Report, 2011, last Updated 8 November 2011.
2 См.: Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. URL: www.gks.ru (дата обращения: 07.12.2012).
3 Там же.
4 Цит. по: Поздняков Э. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994. С. 11-13.
5 Матузов Н.И. Права человека: время надежд и разочарований // Права человека: пути их реализации: материалы Международной конференции: в 2 ч. Саратов, 1998. Ч. 1. С. 75.
6 Плеханов Г.В. Политическое завещание // Независимая газета. 1999. 30 нояб.
7 Тезисы по российской национальной политике. М., 2004. С. 14.
8 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 15.
9 Конституционное право: учебник для вузов / отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. С. 31.
10 См.: Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 306.
11 Российская газета. 2012. 13 дек.
12 Маркедонов С. Апология Российской идеи, или как нам сохранить Россию // Тезисы по российской национальной политике. М., 2004. С. 6.
Т.В. Заметина
СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ
В статье анализируется содержание новой Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Выявляются достоинства и недостатки этого документа. Формулируется вывод о необходимости совершенствования государственной политики в сфере национальных отношений.
Ключевые слова: стратегия государственной национальной политики, национальное равноправие, механизмы реализации политики, критерии эффективности.
T.V. Zametina
STRATEGY OF STATE NATIONAL POLICY OF RUSSIA: SEARCHING NEW CONCEPT
The article is devoted to the analyses of the new strategy of the State National Policy of Russian Federation for the period up to 2025. The author reveals the strengths and weaknesses of the document and concludes that there is the need to improve state policy in the sphere of national relations does exist.
Keywords: strategy of the state national policy, national equality, the mechanisms of policy, performance criteria.
В Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. Президент РФ вновь обратил внимание на необходимость сохранения в стране межнационального мира и согласия. Глава государства отметил, что «Россия веками развивалась как многонациональное государство», «государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой», поэтому государство
© Заметина Тамара Владимировна, 2013
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права (Саратовская 244 государственная юридическая академия).
не допустит «появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила»1.
19 декабря 2012 г. Указом Президента РФ утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года2. Принятие этого документа, несомненно, является положительным фактом, свидетельствующим об усилении государственной составляющей в сфере регулирования межнациональных отношений.
В качестве положительной характеристики новой Стратегии следует отметить ее политико-правовую актуальность, учет глобализационных аспектов и в связи с этим — экономических, миграционных, социально-культурных и демографических процессов, происходящих на территории Российской Федерации. В документе говорится о необходимости «сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан». Именно политика «согласования» интересов государства и этнических общностей, на наш взгляд, в большей степени соответствует основам конституционного строя России, её федеративной модели государственного устройства и существующему демократическому режиму.
Указанный документ принят в рамках деятельности государства по стратегическому планированию3, носит комплексный межотраслевой характер, призван развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей). Задачи государственной национальной политики сформулированы дифференцированно, в зависимости от сфер реализации (политическая и государственно-правовая, экономическая, духовная сферы и т. д.).
В этом правовом акте подчеркивается объединяющая роль русского народа, отмечается, что «благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов». Мы полагаем, что данным документом заложены основы межэтнический интеграции. Под межэтнической интеграцией, партнерством в межнациональных отношениях мы подразумеваем приоритет общечеловеческих, универсальных ценностей над частногрупповыми, узкоэтническими интересами и конституционное закрепление права каждого человека сохранять национальные традиции, обычаи, пользоваться родным языком и культурой.
Среди компонентов государственной национальной политики особое значение имеет принцип национального равноправия. И.Е. Фарбер писал, что субъективное право гражданина на национальное равноправие включает в себя правомочия: на уважение национальности; на равное использование любых прав, независимо от национальной и расовой принадлежности; на пользование родным языком4. Принцип национального равноправия многофункционален по природе: будучи принципом правового статуса личности, он одновременно определяет режим взаимоотношений этнических общностей между собой и органами государственной власти, создает условия воспроизводства социальных институтов этнических общностей. Универсальный характер принципа национального равноправия проявляется в различных направлениях деятель-
ности государства по обеспечению политического, социально-экономического и культурного развития этнических общностей.
Только обеспечение реального равноправия всех граждан Российской Федерации, независимо от национальности и территории проживания, взвешенная государственная политика поддержки социально-экономического и культурного развития этнических общностей, воспитание культуры межнационального общения и формирование на ее базе единой гражданской общности способны преодолеть негативные последствия послереформенного периода.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года должна выступить основой координации деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации. В анализируемом документе (по сравнению с действовавшей ранее Концепцией государственной национальной политики РФ 1996 г.) выявлены негативные факторы, влияющие на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений; конкретизированы принципы государственной национальной политики; сформулированы ее приоритетные направления; определены перспективы создания государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Документ предусматривает различные мероприятия по гармонизации межнациональных отношений практически всех сферах жизнедеятельности общества и государства (деятельность государственных и муниципальных органов, избирательный процесс, деятельность политических партий, служба в Вооруженных а Силах РФ, сеть Интернет и т. д.).
? Вместе с тем системный анализ этого документа позволяет выявить и опреде-
8 ленные его недостатки. В частности, недостаточно проработаны механизмы | реализации государственной национальной политики Российской Федерации
1 (разд. IV). Отмечается, что реализация Стратегии осуществляется Правитель-| ством РФ во взаимодействии с федеральными и региональными государствен-
го
| ными органами. При этом не упоминаются органы местного самоуправления,
| хотя в самом документе предусматривается создание муниципальной системы
| мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения
2 конфликтных ситуаций (п. «в» разд. III).
° Конечно, основная нагрузка по реализации стратегического документа в сфере
ж межнациональных отношений должна быть возложена на органы исполнитель-
| ной власти и Президента страны, но нельзя недооценивать в этом процессе роль
I российского парламента, законодательных (представительных) органов власти
1 субъектов Федерации. Именно они принимают важнейшие нормативно-правовые
0
° акты, определяют те или иные социальные ценности в качестве приоритетных,
(Го
¿5 учитывают основные закономерности и тенденции общественного развития. Сле-
1 довало бы упомянуть в механизме реализации Стратегии и Уполномоченного по | правам человека в Российской Федерации, который призван обеспечить защиту
и восстановление нарушенных прав и свобод, в т. ч. национального характера.
В Проекте Стратегии государственной национальной политики, принятой за основу рабочей группой по подготовке Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 27 сентября 2012 г., содержался разд. V «Основные характе-246 ристики состояния межнациональных отношений». В целях оценки состояния
межнациональных отношении, этнополитическои напряженности в регионах и эффективности деятельности органов власти в субъектах РФ по реализации государственной национальной политики были определены такие основные характеристики (индикаторы), как динамика и соотношение российской гражданской и национальной (этнической) идентичности у населения в субъекте РФ (по данным социологических опросов); изменения в этническом составе населения в субъекте РФ, включая наличие национальных меньшинств с потребностями сохранения и развития национальных культур (по данным переписи населения и социологических опросов) и др. В действующую Стратегию данный раздел не включен.
Мы полагаем, что вопросы определения критериев эффективности деятельности органов государственной власти или их структурных подразделений — это вопросы системной качественной оценки их функционирования, которые должны быть рассмотрены при условии учета всего комплекса факторов, характеризующих ту или иную сферу деятельности. В условиях многонационального государства выявление критериев эффективности деятельности органов государственной власти в области национальных отношений приобретает особое значение.
В качестве критериев эффективности реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, на наш взгляд, могут выступить: соответствие федеральных законов, конституций (уставов) субъектов, законов и других правовых актов положениям Конституции РФ и Концепции государственной национальной политики; уровень материально-финансовой обеспеченности мероприятий национально-культурного характера; осуществление ситуационного анализа, мониторинга состояния и динамики развития национально-культурных процессов; осуществление фундаментальных и прикладных исследований по проблемам государственной национальной политики; проведение мероприятий, направленных на профилактику этнического и религиозного экстремизма, и т. д. В числе показателей можно назвать количественные характеристики указанных критериев эффективности реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Эти данные могут учитываться Советом при Президенте РФ по межнациональным отношениям при подготовке Президенту РФ предложений по уточнению приоритетных направлений Стратегии.
Межнациональные отношения затрагивают интересы как отдельного человека, так и российского общества и государства в целом. Эффективная национальная политика выступает одной из основ национальной безопасности Российской Федерации. Последовательная реализация Стратегии государственной национальной политики призвана обеспечить создание дополнительных социально-экономических и политических условий прочного национального и межнационального мира и согласия на всей территории Российской Федерации, укрепление основ конституционного строя, демократии и федерализма.
1 Российская газета. 2012. 13 дек.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7477.
3 См., например: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года», «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период
до 2020 года», «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года» и др. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 1, ст. 216; 2010. № 4, ст. 421; 2011. № 38, ст. 5400; 2010. № 40, ст. 5107; 2011. № 39, ст. 5489; 2011. № 8, ст. 1142.
4 См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 132.
В.С. Хижняк
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается конституционно-правовой аспект оптимизации правовой политики Российской Федерации посредством ее национальных интересов.
Ключевые слова: конституционное право, национальные интересы, правовая политика.
V.S. Khizhnyak
THE ROLE OF THE NATIONAL INTERESTS OF RUSSIAN FEDERATION IN THE DEVELOPMENT OF ITS LEGAL POLICY: THE CONSTITUTIONAL ASPECT
The article is devoted to the analyses of the impact that the national interests have on the development of the legal policy in the constitutional law field.
Key words: constitutional law, national interests, legal policy.
Национальные и интернациональные интересы можно назвать движущей силой развития любой политики, в т. ч. и правовой. В общих чертах их можно охарактеризовать как политические идеи, отражающие интересы международного сообщества, государства, нации. В СССР, например, существовало такое понятие, как «классовый интерес». Национальные и интернациональные интересы подвержены влиянию процессов, происходящих в обществе и в международных отношениях. В случае, если они не учитываются правом, последнее становится неэффективным. На наш взгляд, в условиях глобализации одно из наиболее важных направлений оптимизации правовой политики государства — выявление и юридическое закрепление национальных и интернациональных интересов.
Под правовой политикой в теории государства и права принято понимать «научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности»1.
В юридической литературе часто подчеркивается значение национального интереса для формирования правовой политики государства. Так, В.М. Баранов указывает, что «национальные интересы — реальный базис правовой политики го-
© Хижняк Вероника Сергеевна, 2013
Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и международного права 248 (Саратовская государственная академия права); e-mail [email protected]