Научная статья на тему 'Стратегия гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия с учетом экономической безопасности'

Стратегия гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия с учетом экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОММЕРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ASSESSMENT OF ECONOMIC SECURITY / HARMONIZATION STRATEGY / INDUSTRIAL POLICY / COMMERCIAL POLICIES/

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Татьяна Александровна, Бельская Елена Валерьевна

Рассмотрены этапы гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия с учетом оценки экономической безопасности. Определены основные направления выбора стратегии с наиболее высоким уровнем гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Татьяна Александровна, Бельская Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF INDUSTRIAL AND COMMERCIAL POLICYES INDUSTRIAL ENTERPRISE BASED ON AN ASSESSMENT OF ECONOMIC SECURITY

The stages of harmonization of production and commercial policies of industrial company were considered taking into account the estimation of economic security. There were defined the main directions of choosing the strategy with the highest level of harmonization of industrial and commercial policies of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Стратегия гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия с учетом экономической безопасности»

Михалева Елена Петровна, к.т.н., проф., ep-mihaltva@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Федотов Семен Александрович, магистр, fedotoffs@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF INTERNET MARKETING E.P. Mihaleva, S.A. Fedotov

The content of the system approach that ensures the formation and operation of Internet marketing at the company. The methodical approach to the assessment of the effectiveness of Internet advertising by the method of multidimensional comparative analysis.

Keywords: Internet marketing, Internet advertising, standardized coefficients, conversion, rating score.

Mihaleva Elena Petrovna, PhD of Technical Sciences, professor, ep-mihaleva@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Fedotov Simeon Aleksandrovich, postgraduate student, fedotoffs@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University (Tula)

УДК 339 : 658.5

СТРАТЕГИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ПОЛИТИК ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т. А. Федорова, Е.В. Бельская

Рассмотрены этапы гармонизации производственной и коммерческой политик промышленного предприятия с учетом оценки экономической безопасности. Определены основные направления выбора стратегии с наиболее высоким уровнем гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.

Ключевые слова: оценка экономической безопасности, стратегия гармонизации, промышленная политика, коммерческая политика.

Гармонизация как процесс приведения в состояния равновесия и баланса между составляющими любой системы требует достаточно подробного рассмотрения не только элементов системы, но и определения показателей оценки данного равновесия.

Среди разнообразных подходов к определению гармонизации в экономической деятельности на наш взгляд наиболее интересным является рассмотрение данного процесса как «взаимное согласование произ-

водственной и торговой политики предприятия, обеспечивающая достижение его основных целей»[5,с.23]. Тогда, гармонизация производственной и коммерческой политик предприятия направлена на увеличение объемов продаж и прибыли предприятия. Если текущие значения показателей продаж и прибыли не соответствуют существующим объемам спроса и производственной мощности предприятия, то возникает необходимость изменения стратегии производственно-коммерческой деятельности предприятия посредством ее наращивания с целью стабильного получения максимально возможной прибыли в долгосрочной перспективе. Но это ведет к изменению состояния экономической безопасности предприятия.

Необходимо достигнуть управления гармонизацией производственной и коммерческой политик промышленного предприятия на основе стратегий изменения производственно-коммерческой деятельности, при этом основным критерием оценки эффективности реализуемой стратегии выступает максимизация прибыли при сохранении экономической безопасности предприятия.

Гармонизация производственной и коммерческой политик предприятия с учетом экономической безопасности может рассматриваться как последовательность следующих шагов:

1) Оценка текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

2) Оценка потенциала рынка.

3) Выбор и обоснование стратегии гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.

4) Выбор сценария с наиболее высоким уровнем гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.

Оценка текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия будет заключаться в рассмотрении:

1) соответствия объемов производства и объемов реализации продукции.

2) ликвидности продукции.

3) возможностей наращивания производственной мощности.

4) текущего состояния экономической безопасности предприятия.

Если в первых трех составляющих рассматриваются объемы производства и реализации продукции, положение продукции на рынке, с точки зрения удовлетворения спроса и возможностей ресурсов предприятия наращивать или снижать объемы производства, то в последнем направлении затрагивается вопрос об оценке экономической безопасности предприятия через систему экономических показателей, которые приведены в таблице и по которым можно судить о его финансовом положении [1,2].

Показатели оценки финансового положения организации

№ п/п Наименование показателя Данные для расчета Формула расчета

1 Степень платежеспособности по текущим обязательствам (в месяцах) КСЬ -текущие (краткосрочные) обязательства за минусом доходов будущих периодов (СЬ); -среднемесячная выручка ( ^т ) КСЬ — — N т

2 Коэффициент текущей ликвидности определяется КСК -сумма стоимости оборотных активов (СА) К—К — —Ь

3 Коэффициент автономии (финансовой независимости) Ке -сумма собственного капитала (СЕ); -стоимость активов (А); К — СЕ е л

4 Доля собственного капитала в оборотных средствах Я№С сумма стоимости внеоборотных активов (ВЛ) К СЕ - ВЛ Кшс — СЛ

Следует отметить, что для оценки состояния экономической безопасности важна информация не только об абсолютных значениях указанных показателей, но и их динамика, поэтому для всех показателей должны рассчитываться соответствующие индексы, характеризующие их изменение за год [5].

В конечном счете определяется тип текущего состояния экономической безопасности производственно-коммерческой деятельности из следующих возможных вариантов:

1. Опасное состояние.

2. Опасное состояние с позитивной динамикой.

3. Неустойчивое безопасное состояние.

4. Устойчивое безопасное состояние.

Оценка потенциала рынка осуществляется с помощью маркетинговых технологий. В зависимости состояния рынка обосновываются возможные объемы продаж по всем возможным позициям номенклатуры.

Оценки текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия и потенциала рынка завершаются сопоставлением возможных объемов производства и продаж. Если они соответствуют друг другу, а также, если уровень текущей прибыли и состояние экономической безопасности предприятия удовлетворительны, то нет необходимости в изменении стратегии производственно-коммерческой деятельности предприятия. В противном случае следует рассмотреть возможные варианты стратегии гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.

Стоит отметить, что при формировании стратегии развития промышленного предприятия необходимо рассматривать возможную реализацию «комплекса финансовых, инвестиционных и инновационных реше-

ний... с учетом неопределенности внешней среды и внутренних возможностей предприятия»[3, с.86].

Прежде всего, формируются альтернативные варианты стратегии гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.

В зависимости от результатов оценки текущего состояния производственно-коммерческой деятельности предприятия можно использовать разные варианты стратегии, направленные на достижение возможных объемов продаж и максимальной прибыли при условии снижения уровней рисков и повышения платежеспособности предприятия и его финансовой

не в&гюлнень. в&пслненъ

Оснояше успоми зконокмесдоЗ 5еогэсксп1 произвсдсгв&чно-о.'^р.ь&зГ! деятепвк:ст,1

Рис.1. Стратегии наращивания производственно-коммерческой деятельности предприятия с учетом изменения состояния экономической безопасности

Стратегия 1 применяется, если предприятие находится в опасном состоянии и заключается в реструктуризации производственной мощности, которая может предусматривать как снятие с производства нерентабельных изделий, продажу устаревшего оборудования, высвобождение производственных площадей и расширении объемов выпуска рентабельных изделий, так и улучшение структуры капитала, сокращение привлечения дорогостоящих заемных средств, увеличения в чистой прибыли доли нераспределенной прибыли. При этом стратегия 1 позволит предприятию улучшить показатели экономической безопасности и перейти в состояние 2 - опасное состояние с позитивной динамикой.

Использование стратегии 2 позволит улучшить состояние экономической безопасности через наращивание выпуска рентабельной продук-

ции и осторожного запуска новых проектов при условиях наличия собственных источников финансирования и недорогостоящих внешних источников финансирования, а также превышения темпов роста прибыли над темпами роста заемных источников средств.

Стратегия 3 предусматривает наращивание выпуска рентабельных изделий и запуска новых проектов. При этом новые проекты могут быть более масштабными по сравнению со стратегией 2, поскольку предприятие, находящееся в безопасном состоянии экономической безопасности, как правило, располагает достаточными собственными средствами и легче может привлечь заемные ресурсы. Кроме того, в рамках стратегии 3 можно использовать надбавки к цене вследствие узнаваемости товара на рынке и лояльности постоянных потребителей. Такая стратегия позволит предприятию перейти к устойчивому безопасному состоянию.

В то же время, даже если предприятие находится в опасном состоянии, если оно находит заинтересованного инвестора для реализации перспективного проекта, то может использоваться стратегия 4 - запуска новых проектов с привлечением средств инвесторов, которая позволяет существенно увеличить прибыльность предприятия, и направлена на улучшение состояния экономической безопасности и перевод предприятия в устойчивое безопасное состояние.

При достижении предприятием состояния 4 - устойчивого безопасного состояния для него становится доступной стратегия 5 - интенсивного роста производственно-коммерческой деятельности, выпуска новых инновационных товаров на рынок с соответствующим увеличением цен на продукцию. Такая стратегия позволяет существенно увеличить собственный капитал предприятия.

Для каждого проекта осуществляются: обоснование изменений производственной мощности; оценка источников финансирования; расчет гармонизированных объемов производства и продаж, возможного уровня прибыли в результате реализации каждого проекта; оценка рисков стратегии; выбор проекта с наиболее высоким уровнем гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.

В результате обоснования стратегии будет получена информация по альтернативным сценариям гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия с учетом возможной номенклатуры выпуска продукции, возможной производственной мощности, возможных уровней прибыли и прогнозируемых состояний экономической безопасности.

Выбор сценария следует осуществлять на основе матрицы оценки степени гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия (рис.2). Матрицу образуют две оси: горизонтальная - «Возможный уровень прибыли» и вертикальная - «Состояние экономической безопасности». Ось «Возможный уровень прибыли» имеет три градации: минимальная прибыль, средняя прибыль, максимальная прибыль. Ось

«Состояние экономической безопасности» имеет четыре градации в соответствии с четырьмя типами состояния экономической безопасности.

На матрице выделены четыре зоны. В зону низкой степени гармонизации 1-го рода попадают сценарии с минимальным уровнем прибыли независимо от состояния экономической безопасности предприятия.

К зоне низкой степени гармонизации 2-го рода относятся сценарии, хотя и имеющие возможный средний или высокий уровень прибыли, но приводящие предприятие в опасное состояние экономической безопасности.

Рис.2. Матрица оценки степени гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия

Зона средней степени гармонизации включает сценарии либо со средним уровнем прибыли, приводящие предприятие в опасное состояние с позитивной динамикой или неустойчивое безопасное состояние, либо сценарии с высокой прибылью, но приводящие предприятие в опасное состояние с позитивной динамикой.

Зона высокой степени гармонизации включает сценарии со средним уровнем прибыли, приводящим к устойчивому безопасному состоянию, либо сценарии с высоким уровнем прибыли, приводящим предприятие в состояние с неустойчивым или устойчивым состоянием экономической безопасности.

Предприятию следует отказаться от сценариев, находящихся в зонах с низкой степенью гармонизации. Среди оставшихся следует выбирать сцена-

рии, располагающиеся в поле матрицы оценки степени гармонизации выше и правее в зависимости от склонности лиц принимающих решение к риску.

В соответствии с выбранным сценарием в рамках принятой стратегии гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия осуществляется утверждение планов производства и планов продаж.

Таким образом, предлагаемая методика является инструментом гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия с учетом улучшения состояния экономической безопасности предприятия, включая повышение степени текущей платежеспособности предприятия и его финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

Список литературы

1. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».- Загл. с экрана.

2. Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций: приказ Минэкономразвития РФ от 21.04.2006 N 104 // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».-Загл. с экрана.

3. Азизова Е. А., Мантаева Э.И., Калюжный А.Н. Роль гармонизации промышленной и торговой политики в системе стратегического управления предприятием //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2013. № 2 C. 85-91

4. Бельская Е.В., Маркеева Т.П. Система рисков производственно-коммерческой политики промышленного предприятия с учетом экономической безопасности// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 5, ч. I.- Тула: Изд-во ТулГУ. 2014. С. 144-156.

5. Смольянова Е.Л. Содержание гармонизации промышленной и торговой политики предприятия // Креативная экономика. 2009. № 1 (25). С. 22-26

Федорова Татьяна Александровна, д-р экон. наук, профессор, Россия, Тула, Тульский государственный университет, E-mail:ftatiana75@mail.ru

Бельская Елена Валерьевна, доцент, Россия, Тула, Тульский государственный университет, E-mail: belskaya.ev@mail.ru

HARMONIZATION OF INDUSTRIAL AND COMMERCIAL POLICYES INDUSTRIAL

ENTERPRISE BASED ON AN ASSESSMENT OF ECONOMIC SECURITY

T.A. Fedorova, E.V. Belskaya 102

The stages of harmonization of production and commercial policies of industrial company were considered taking into account the estimation of economic security. There were defined the main directions of choosing the strategy with the highest level of harmonization of industrial and commercial policies of the enterprise.

Keywords: assessment of economic security, harmonization strategy, industrial policy, commercial policies/

Fedorova Tatyana Aleksandrovna, Dr. economic Sciences, professor, Russia, Tula, Tula state University, E-mail:ftatiana75@mail.ru

Belskaya Elena Valerievna, docent of department, Russia, Tula, Tula state University E-mail: belskaya.ev@mail.ru

УДК 657

КОНТРОЛЬ ЗА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

С.В. Нефедова

В условиях финансовой нестабильности рыночных отношений исключительно велика роль оценки финансового состояния предприятия. Основными критериями нормального финансового состояния экономического субъекта являются платежеспособность и финансовая устойчивость. При этом, если платежеспособность - это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость -его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.

Ключевые слова: платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, экономический субъект, финансовая нестабильность

В период финансовой нестабильности основной целью большинства предприятий является не успешное развитие и обретение долгосрочных конкурентных преимуществ, а банальное выживание. Соответственно и финансовая стратегия предприятия должна подчиняться данной цели. Если в нормальной ситуации основной задачей организации является повышение эффективности и увеличение капитализации, то в текущей ситуации первостепенное значение имеет контроль ликвидности и финансовой устойчивости.

Хорошее состояние организации характеризуется ее способностью вовремя расплачиваться по своим обязательствам и получать прибыль. Однако в период финансовой нестабильности, сильно возрастает риск неплатежей и даже очень прибыльный бизнес может быть поставлен на грань выживания. А длительные и сравнительно большие неплатежи грозят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.