УДК 378. 147. 88
DOI:10.23888/humJ20174478-497
© Моторина И.В., Моторин А.В., 2017
СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1 2 Моторина И.В , Моторин А.В.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация (1) МБОУ «Школа № 53» г. Рязани ул. Крупской, 7, 390044, г. Рязань, Российская Федерация (2)
Аннотация. В статье сделан краткий обзор одной из важнейших составляющих современной реформы высшего образования - формирования исследовательской активности учащихся. Исследовательская активность и самостоятельность студентов необходимы для качественного становления будущего профессионала в любой области, в том числе и при обучении психологов высшей профессиональной квалификации - клинических психологов.
Авторы подчеркивают пагубность традиционной образовательной практики довузовского обучения в деле становления и расширения самостоятельного исследовательского опыта, обращают внимание на объективные сложности и ограничения при формировании поисковой активности современных учащихся, имеющих неограниченный доступ к информационным ресурсам сети Интернет.
Отдельное внимание уделено специфике развития мышления поступающих в вузы, которое для педагогов высшей школы является «опорной площадкой» для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, приоритетно сориентированного на взращивание активного, конкурентно-способного, стрессо-
устойчивого профессионала, готового ежедневно и результативно решать узкие задачи в широком проблемном поле клинической психологии.
Сжато представлен набор студенческих фобий, выявленных Д. Мартином у англоязычных и американских студентов при организации экспериментальных исследований. Приведены количественные показатели степени активности и самостоятельности студентов в современном образовательном процессе в России по результатам исследований В.А. Якунина, А.А. Реана, А.А. Аюрзанайна, В.А. Савенкова.
Подробно представлена стратегия формирования самостоятельного исследовательского поведения студентов факультета клинической психологии, итоговым звеном в которой становится написание выпускной квалификационной работы. Кроме того, авторы статьи обращают внимание на то, что поисковая активность и ее развитие - важный фактор регулирования психического и соматического здоровья человека.
Ключевые слова: реформа высшего образования, профессиональный стандарт, исследовательское поведение, навыки исследовательского поиска, поисковая активность, фобии исследовательского поведения, умственная самостоятельность, самостоятельная работа студента, активность преподавателя, методические средства.
Динамичная и мощная тенденция реформирования современного высшего профессионального образования требует от преподавателей вузов серьезного улучшения качества образования путем быстрого и эффективного формирования профессиональных компетенций завтрашних специалистов.
Курс на внедрение в жизнь профессиональных стандартов специальностей недвусмысленно указывает на приоритетность освоения необходимых и востребованных в современной практике трудовых функций, навыков, умений. Энцик-
лопедичность знаний, как справедливо замечают работодатели, в большинстве случаев не способствует решению насущных профессиональных, производственных задач и проблем. Руководитель стремится получить думающего молодого специалиста, умеющего успешно преодолевать трудности в профессиональной сфере, конкурентно-способного, стрессоустойчивого исследователя-практика.
В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. Таким образом, от современного высшего образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение студентов умениям и навыкам исследовательского поиска.
Очевидно, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. С поступлением в вуз учащиеся переходят на новый уровень учебной деятельности. Характер образовательных мероприятий существенно меняется. Если в школе основная масса знаний приобреталась репродуктивно, усвоение осуществлялось путем выучивания, то студенту необходимо научиться постигать новое, действуя подобно ученому.
По мнению доктора психологических наук, профессора А.И. Савенкова, для ребенка изначально естественнее и гораздо легче постигать новое исследовательским путем [4]. Вместе с тем, современная образовательная практика по-прежнему недооценивает значимость самостоятельной исследовательской познавательной деятельности детей. В семье, затем в детском саду, позже в школе родители и педагоги торопятся научить ребенка тому, что считают главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пы-
таясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считают наиболее важным.
В школе аудиторная самостоятельная работа составляет только 10%, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала. В итоге учебная деятельность автономизируется от познавательной и часто превращается в скучную повинность. С таким «познавательным» опытом и багажом неглубоких и непрочных знаний вчерашние выпускники школ становятся первокурсниками вузов.
Более того, как указывает Л.А. Ясюкова, активно занимающаяся мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов в России последние десять лет, только около 20 % людей обладают полноценным понятийным мышлением [6]. В частности, сравнительно немного учащихся, ставших студентами вузов, умеют выделять суть явлений, объектов, способны видеть причину и прогнозировать последствия, умеют систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. Большинству обучающихся гораздо легче и привычней найти «готовую информацию» на просторах Интернета по короткому запросу, а затем в «оригинальном» виде повторить ее на занятии или распечатать и сдать без дополнительных исследовательских трудностей.
Таким образом, серьезно заглушив природную любознательность и стремление к самостоятельным экспериментам и исследованиям во время пребывания в различных социальных институтах, где доминирует подавляющая активность педагогов-информаторов и контролеров, обремененных «истинными» образовательными целями, в вуз приходит «беспомощный», плохо мыслящий студент, которому не под силу самостоятельно познавать и исследовать.
Практика работы со студентами младших курсов показывает, что учащиеся весьма сложно адаптируются к университетскому графику обучения. Причин тому великое множество, но наиболее серьезной оказывается отсутствие у студентов научной самостоятельности. Быть самостоятельным - это значит делать что-
либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению, опираясь на внутренний контроль. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как способность, и как показатель активности человека, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики.
По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагогов должна сокращаться, а уровень самостоятельности обучаемых возрастать. На этом основании в учебных планах вузов процент самостоятельной работы студентов существенно выше по сравнению с учебными планами средней школы. Примерно третья часть, а в некоторых случаях даже половина, учебных часов, выделенных на изучение отдельной дисциплины, отводится под самостоятельную работу студентов. Однако в вузе не наблюдается желаемой степени самостоятельности студентов, поскольку в реальной образовательной практике «предполагаемая» активность студентов подменяется активностью преподавателя. Так, в исследованиях доктора психологических наук, профессора А.А. Реана было выявлено, что 2/3 общего учебного времени в вузе занимает активность педагога. Вместе с тем и студенты не спешат брать инициативу в собственные руки: неохотно отвечают на занятиях по собственному желанию, им трудна ситуация элементарного выбора темы для творческой работы, ситуация предпочтения субъекта из студенческой среды в качестве объекта наблюдения и др.
Весьма интересны выводы обширного лонгитюдного исследования американских психологов (К. Миллер, М. Кон и К. Скулер). В частности, было обнаружено, что более сложная и более самостоятельная учебная работа в высшей степени способствует формированию у молодых людей более гибкого, творческого стиля мышления, а также стимулирует у них потребность в самостоятельности, уменьшая вероятность эмоциональных расстройств. Таким образом, актуальна необходимость серьезной корректировки педагогической деятельности препода-
вателя, с целью увеличения умственной самостоятельности и инициативности студентов.
Доктор психологических наук, профессор В.А. Якунин выделяет несколько типов проявления умственной самостоятельности (основание классификации -степень включенности творческих элементов в самостоятельную работу студентов): воспроизводящая (по образцу), реконструктивная, эвристическая и исследовательская. По данным научных исследований А.А. Аюрзанайна, около 45% студентов способны выполнить самостоятельную работу по образцу, 27% - самостоятельную работу на преобразование, а эвристические и исследовательские типы задач (взятые вместе) решили лишь 11% студентов. При этом наибольшие трудности у первокурсников, по мнению исследователя, вызывают учебные задания, связанные с применением знаний и умений в новых условиях, с составлением задач и самоконтролем в процессе решения задач.
Аналогичные типы трудностей мы наблюдаем в ходе проведения практических занятий по «Общепсихологическому практикуму» со студентами второго курса факультета клинической психологии. Данная учебная дисциплина предполагает высокий уровень исследовательской активности студентов. Клиническим психологам необходимо как теоретически, так и, что особенно важно, практически освоить основные методы исследования в психологии. Как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время без самостоятельности студентов просто не обойтись! Приходится стремительно решать задачу перевода студента из объекта учебной деятельности в субъект деятельности, субъект собственного развития и управления.
Укажем основные составляющие методической работы:
- тщательная подготовка и подробное описание предъявляемых студентам практических работ;
- глубокое осмысление целей самостоятельных заданий студентами;
- предъявление алгоритмов действия;
- предоставление возможности «детально доработать», «индивидуально додумать» отдельные шаги в предстоящей практической работе, включение элементов новизны;
- предоставление возможности выбора самостоятельных заданий;
- предоставление возможности своевременного контроля и коррекции;
- индивидуальный анализ и организация коллективных обсуждений выполненных самостоятельных работ.
На начальном этапе работа студентов идет трудно, им кажется, что исследовательская деятельность - это чрезвычайно сложно, недоступно, обнажаются личные установки и «мифы», приобретенные за годы обучения в школе. Очевидно стремление к «правильному» ответу, а не к творческому, оригинальному, глубокому осмыслению научного исследования. Чувствуется, что студенты изначально настроены на выполнение конкретных, заранее предписанных обязанностей, в повседневной жизни учащиеся боятся собственных творческих, оригинальных, неожиданных решений. Ведь творческие решения обычно связаны с риском ошибиться, в результате чего легко можно стать объектом насмешек. На пути к творчеству у студентов действительно оказывается множество внешних и внутренних устрашающих препятствий, которые во многом обусловлены воз-растно-психологическими особенностями юношей, недостаточно сформированной эго-идентичностью.
Для постепенного приобщения студентов к творческой самостоятельной и исследовательской деятельности первые практические работы, направлены на реконструирование программ психологических исследований по материалам опубликованных в центральной печати научных статей и авторефератов кандидатских диссертаций. Тренируясь на анализах публикаций, студенты отваживаются представить и глубоко осмыслить чужие исследовательские траектории, а также удовлетворяют и расширяют индивидуальные психологические интересы, выбирая исследовательские работы на близкие для себя темы. Обучающиеся подмечают
сильные и слабые стороны в описании исследования для широкой аудитории, интересующейся современными проблемами психологии, культивируют профессиональный тезаурус, естественным образом приобщаются к дипломированному психологическому сообществу.
Особенно сложно сориентировать студентов на качественную и полноценную подготовку курсовых и выпускных квалификационных работ, во-первых, почти 50% студентов рассматривают этот вид деятельности как необходимую учебную формальность, во-вторых, повсеместно открыты широкие возможности по выполнению курсовых и дипломных работ на заказ за плату, в-третьих, это первый для студентов опыт серьезной научно-исследовательской работы, что их особенно устрашает.
Американский профессор психологии Д. Мартин подчеркивает, что у большинства американских и английских студентов, изучающих курс «Экспериментальной психологии» наблюдается боязнь экспериментальных идей. Он пишет, что неспособность придумать идею эксперимента обусловлена целым рядом фобий. Кратко остановимся на этих фобиях, поскольку и российские студенты, как показывает опыт работы, подвержены им в не меньшей степени [7].
Гениефобия - проистекает из распространенного представления, что каждый человек, проводящий исследование, - гений, следовательно, студенческий скромный потенциал не может достичь этого уровня.
Имитациофобия - обусловлена боязнью выдвинуть какую-то идею, если она не является абсолютно оригинальной. Студент в данном случае считает, что все стоящее было уже придумано, и часто доходит до состояния полной парализованности.
Параферналиофобия - отпугивает студента от любого исследования, если оно требует аппаратуры более сложной, чем набор карточек.
Мануалофобия - боязнь ручной работы, студенты убежденно считают, что настоящее исследование должно проводиться на самом современном и сложном оборудовании, а не при помощи карандаша и бумаги.
Экономофобия - заставляет студента думать, что он должен поставить грандиозный эксперимент, круто изменяющий развитие науки.
Калькулятофобия - студенты испытывают страх перед необходимостью проводить вычисления, если те оказываются более трудными, чем счет на пальцах.
Имперфектофобия - пугает студента несовершенством, он не станет говорить об идее эксперимента, пока не проработает полностью каждую мельчайшую деталь и его проект не будет напоминать законченный отчет.
Псевдононфоносциентофобия - боязнь показаться ненаучным, студенты могут признать великую идею, только если она изложена вычурно «научным» языком, производящим впечатление, особенно на обывателя.
Эргофобия - боязнь работы [7].
Принимая в расчет вышеуказанные фобии и объективные трудности, в учебный план клинических психологов включена отдельная учебная практика, посвященная отработке практических навыков составления дизайна научного исследования. Данная практика представляет собой следующий шаг на пути к самостоятельной исследовательской деятельности. Под руководством опытных педагогов обучающиеся, опираясь на практический опыт, полученный при анализе научных статей и авторефератов на занятиях общепсихологического практикума, формулируют оригинальные исследовательские цели и задачи, удовлетворяя собственные научные интересы. Впоследствии составленные модели научных исследований могут быть полностью реализованы в рамках НИР 1 или НИР 2 на третьем и четвертом курсах обучения. Таким образом, к написанию ВКР студенты подходят, имея основательный самостоятельный опыт научно-исследовательской деятельности.
В заключение остановимся на мнении специалистов, исследовавших проблемы психосоматических расстройств. Ученые утверждают, что поисковая активность важна как фактор регулирования психического и соматического здоровья. Неудовлетворенная потребность в творческом исследовательском поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже психическим заболеваниям. Более того, В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко отмечают в своей книге: «Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются» [3, с. 25].
Цель преподавателя вуза - избавить студента от барьеров, связанных со страхами, с неуверенностью в себе в учебной деятельности, особенно в самостоятельной исследовательской практике. Недопустима жесткая критика студенческих идей, так как она сдерживает полет творческой мысли. Всякую высказанную идею непременно следует похвалить, любая поддержка, любое одобрение стимулирует студенческую активность, иначе невозможно сформировать думающего и уверенного в себе профессионала.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агеева Н.А. Социализация студентов-медиков: путь от компетенций к компетентности [Электронный ресурс] / Н.А. Агеева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2017 т.5 №2 (17). Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=261 (дата обращения: 11.12.2017).
2. Ильина А.О., Фирсова К.А., Петунова С.А. Исследование психофизиологических аспектов адаптации студентов I курса к условиям вуза [Электронный ресурс] / А.О. Ильина, К.А. Фирсова, С.А. Петунова // Личность в меняющемся ми-
ре: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 1 (12). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ru/art&id=195 (дата обращения: 11.12.2017).
3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение и здоровье. - М., 1989. -214 с.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М., 2006. - 582 с.
5. Шалимова Е.Н., Варламов А.В. Особенности работы студентов факультета клинической психологии, проходящих практику в детских оздоровительных центрах, с детьми групп риска [Электронный ресурс] /Е.Н. Шалимова, А.В. Варламов// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2017 т.5 №3 (18). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=276 (дата обращения: 11.12.2017). (in Russian)
6. Ясюкова Л.А. Разрыв между умными и глупыми возрастает [Электронный ресурс] /Л.А. Ясюкова // Профессиональное еженедельное интернет издание «Психологическая газета», 27.06. 2017. Режим доступа: https://psy.su/
7. David W. Martin Doing Psychology Experiments. - Belmont, USA: Wadsworth Thomas Learning, 2008. - 363 p.
Моторина Ирина Вадимовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Моторин Александр Викторович - учитель высшей категории МБОУ «Школа № 53» г. Рязани, ул. Крупской,7, 390044, г. Рязань, Российская Федерация
© Motorina I.V., Motorin A.V., 2017
THE STRATEGY FOR THE FORMATION OF THE SELF-STUDENT RESEARCH BEHAVIOUR OF THE STUDENTS OF THE FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY
Motorina I.V.1, Motorin A.V.2 Ryazan state medical University, st. Vysokovol'tnaya, 9, 390026, Ryazan,
Russian Federation (1) MBOU "School No. 53", Ryazan, st. Krupskaya, 7, 390044, Ryazan, Russian
Federation (2)
A dynamic and powerful trend in reforming modern higher professional education requires professors of universities to improve the quality of education seriously by forming the professional competencies of tomorrow's specialists quickly and effectively.
The course for the implementation of professional standards of specialties clearly points to the priority of mastering the necessary labour functions, habits, and skills that are in demand in modern practice. Encyclopaedic knowledge, as employers rightly remark, in most cases does not contribute to the solution of vital professional, production tasks and problems. The head seeks to get both a thinking young specialist who is able to overcome difficulties in the professional sphere successfully, and a competitive-capable, stress-resistant researcher-practitioner.
At present, developed research behaviour is not seen as a highly specialized personal characteristic required for a small professional group of scientists, but as an integral characteristic of the individual, which is part of the structure of ideas about professionalism and competence in any field of activity. Thus, modern higher education requires not simply a fragmented inclusion of research teaching methods into educational
practice, but purposeful work to develop research capabilities, specially organized training of students' research skills and habits.
Obviously, the most valuable and lasting knowledge is gained independently, in the course of one's own creative research. With the admission to higher education, students move to a new level of educational activity. The nature of educational activities varies significantly. While the most part of school knowledge was acquired reproduc-tively, the mastering was carried out by learning something by heart, the student has to learn to comprehend the new, acting like a scientist.
According to the Doctor of Psychological Sciences, Professor A.I. Savenkov, for the child is inherently more natural and much easier to comprehend the new by doing research (4). At the same time, modern educational practice still underestimates the importance of independent research cognitive activity of children. In the family, then in the kindergarten, later in the school, parents and teachers hurry to teach the child what they think is the main thing, often not paying proper attention to his own research impulses, trying to direct his cognitive activities into the channel that they themselves consider most important.
At school, independent self-study is only 10%, and the remaining 90% of the time is spent on interviewing and explaining new material. As a result, learning activity is separated from cognitive one and often turns into a boring duty. With such "cognitive" experience and a baggage of shallow and fragile knowledge, yesterday's school leavers become first-year students of universities.
Moreover, according to L.A. Yasukova, who has actively been engaged in monitoring the intellectual development of schoolchildren and students in Russia for the last ten years, only about 20% of people have full-fledged conceptual thinking [6]. In particular, there are relatively a few students, who have become university students, are able to distinguish the essence of phenomena and objects, are able to see the cause and predict the consequences, are able to systematize information and build an integrated picture of the situation. It is much easier and more customary for most students to find
"ready-made information" on the Internet at short notice, and then in an "original" form, repeat it in class or print and hand in without additional research difficulties.
Thus, a "helpless", poorly thinking student enters the university. It is difficult for him to organize independent research, since he was accustomed to acting on strict algorithms obtained from teachers.
The practice of working with undergraduate students shows that students are very difficult to adapt to the university's training schedule. There are a lot of reasons for this, but the most serious is the lack of scientific independence for students. To be independent means to do something without outside help, without external motivation, according to one's intention, relying on internal control. In this sense, independence can be understood both as a property of the individual, as an ability, as an indicator of human activity, and as a criterion of a person's maturity in one or another area of social practice.
As far as intellectual development is concerned, the degree of intervention and external assistance on the part of educators should be reduced, and the level of students' independence should increase. On this basis, in the curricula of higher education institutions, the percentage of students' independent work is significantly higher compared with the secondary school curricula. Approximately the third part, and in some cases even half, of the study hours allocated for the study of a separate discipline, is reserved for the independent work of students. However, the university does not have the desired degree of student independence because, in real educational practice, the "supposed" activity of students is replaced by the activity of the teacher. So, the Doctor of Psychological Sciences, Professor A.A. Rean found out that the activity of the professor takes 2/3 of the total academic time in the university. At the same time, the students are not eager to take the initiative in their own hands: they reluctantly respond at the lessons on their own. It is difficult for them to choose a theme for their project. It is also a problem to pick out one of the student's environment as an object of observation and others.
The conclusions of the extensive longitudinal study of American psychologists (K. Miller, M. Cohn and K. Skuler) are very interesting. In particular, it was found out that
more complex and more independent educational work is highly conducive to the formation of a more flexible, creative thinking style among young people, and also stimulates their need for independence, reducing the likelihood of emotional disorders. Thus, the need for a serious correction of the pedagogical activity of the teacher is urgent, in order to increase the intellectual independence and initiative of the students.
The Doctor of Psychology, Professor V.A. Yakunin identifies several types of manifestation of mental independence (the basis of the classification - the degree of the inclusion of creative elements in the independent work of students): reproducing (according to the model), reconstructive, heuristic and research. According to the scientific research by AA. Ayurzanain, about 45% of students are able to perform their independent work on the model, 27% - independent work on the transformation, and heuristic and research types of tasks (taken together) were solved by only 11% of students. At the same time the greatest difficulties for first-year students, in the opinion of the researcher, are caused by training tasks related to the application of knowledge and skills in the new conditions, with the formulation of tasks and self-control in the process of solving problems.
We see similar types of difficulties during the practical sessions on the "General Psychological Workshop" with second-year students of the Faculty of Clinical Psychology. This academic discipline assumes a high level of research activity of students. Clinical psychologists need to master the basic methods of research in psychology both theoretically and, most importantly, practically. As for classroom activities, and extracurricular time the independence of students is simply an indispensable part of work! We have to solve the problem of transferring the students from the objects of the educational activity into the subjects of the activity, the subjects of their own development and management very quickly.
Here are the main components of the methodical work:
- thorough preparation and detailed description of the practical work required from students;
- deep comprehension of the goals of independent assignments by students;
- presentation of action algorithms;
- opportunity to "refine in detail", "individually think out" the necessary steps in the forthcoming practical work, the inclusion of the elements of novelty;
- providing the opportunity to choose independent tasks;
- providing the possibility of timely control and correction;
- individual analysis and organization of collective discussions of performed independent tasks.
At the initial stage, the work of students is difficult. They think research activities are extremely difficult, unavailable. Personal attitudes and "myths" acquired during the years of schooling are exposed. We observe the desire for a "right" answer, and not for creative, original, deep understanding of scientific research. Students initially set themselves to perform specific, pre-prescribed duties. In everyday life, students are afraid of their own creative, original, unexpected decisions. After all, creative solutions are usually associated with the risk of making mistakes, as a result of which, they can easily become the object of ridicule. On the way to creativity, students really have a lot of external and internal frightening obstacles, which are largely due to the age-psychological characteristics of young men or an insufficiently formed ego-identity.
For the gradual introduction of students to creative independent and research activities, the first practical work aim at the reconstruction of psychological research programs based on the scientific articles and author's abstracts of candidate dissertations published in the central press. Training on the analysis of the publications, students dare to imagine and deeply comprehend different research trajectories, and also satisfy and expand individual psychological interests, choosing research work on topics close to their ones. Trainees note the positive and negative points in the description of the study for a wide audience interested in modern problems of psychology, cultivate a professional thesaurus, naturally join the graduated psychological community.
It is especially difficult to orient students to quality and full-fledged preparation of course and final qualification works. First, almost 50% of students consider this activity as a necessary educational formality. Second, there are wide opportunities for doing course and diploma works for a fee. Third, this is the first students' experience of serious scientific research, which is especially frightening.
The American Professor of Psychology D. Martin emphasizes that most American and English students studying the course of "Experimental Psychology" are afraid of experimental ideas. He writes that the inability to come up with an idea of experiment is due to a number of phobias. Let us briefly dwell on these phobias, since Russian students, as experience has shown, are equally affected by them [7].
Geniephobia (fear of geniuses) stems from the widespread view that every person doing research is a genius. Therefore, a modest student cannot reach this level.
Imitatophobia (fear of imitating) is due to the fear of putting forward an idea if it is not completely original. In this case, the student believes, that everything worthwhile was already invented, and he often comes to the state of complete paralysis.
Paraphernaliophobia (fear of apparatus) frightens off a student from any research if it requires more sophisticated hardware than a set of cards.
Manuphobia (fear of doing things by hand) is a fear of manual work. Students are convinced that this research should be conducted on the most advanced and complex equipment, and not with the help of pencil and paper.
Parsimoniophobia (fear of simplicity) makes the student think that he must put a grand experiment, steeply changing the development of science.
Calculatophobia (fear of statistics) makes students be afraid of the need to make calculations if they are more difficult than counting with the fingers.
Imperfectaphobia (fear of being imperfect) frightens the student with imperfection. He will not talk about the idea of the experiment until he works out completely every detail and his project is a finished report.
Pseudononphonoscientiaphobia (fear of not sounding scientific) is the fear of appearing unscientific. Students can recognize the great idea only if it is stated in a pretentious "scientific" language that makes an impression, especially on the average person.
Ergophobia is fear of work [7].
Taking into account the above-mentioned phobias and objective difficulties, the curriculum of clinical psychologists includes a separate teaching practice devoted to developing practical habits in the design of scientific research. This practice represents the next step on the path to independent research activities. Under the guidance of experienced teachers, trainees, relying on practical experience obtained during the analysis of scientific articles and abstracts in the classes of general psychological work, formulate original research goals and tasks, satisfying their own scientific interests. Subsequently, the compiled models of scientific research can be fully implemented in the framework of Research work number 1 or Research work number 2 in the third and fourth training courses. Thus, to writing Graduation qualification work students fit, having a solid independent experience of research activities.
In conclusion, let us dwell on the opinion of specialists who have studied the problems of psychosomatic disorders. Scientists claim that search activity is important as a factor in regulating mental and physical health. Unmet need for creative research behaviour in humans can lead to severe disorders of the nervous system and even mental illnesses. Moreover, V.S. Rotenberg and S.M. Bondarenko note: "The constant absence of search activity leads to the fact that the individual is helpless in difficulties or even in such situations, as in other conditions, as difficulties are not perceived" [3, p. 25].
The aim of the university teacher is to save the student from the barriers connected with fears, with insecurity in the learning activity, especially in independent research practice. It is unacceptable to criticize students' ideas because it hinders the flight of creative thought. Any expressed idea must necessarily be praised. Any support, any approval stimulates students' activities. Otherwise, it is impossible to form a thinking and self-confident professional.
There is no conflict of interest.
REFERENCES:
1. Ageeva N.A. Sotsializatsiya studentov-medikov: put' ot kompetentsiy k kompe-tentnosti [Elektronnyj resurs] [Socialization of medical students: the way from competences to competence (E-resourse)] / N.A. Ageeva // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie: setevojzhurn. [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2017 t.5 №2 (17). Rezhim dostupa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=261 (data obrashcheniya: 11.12.2017). (in Russian)
2. Ilina A.O., Firsova K.A., Petunova S.A. Issledovaniye psikhofiziologicheskikh aspektov adaptatsii studentov i kursa k usloviyam vuza [Elektronnyj resurs][ The study of psychophysiological aspects of adaptation offirst-year students to university conditions] / Ilina A.O., Firsova K.A., Petunova S.A. // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie: setevojzhurn.[Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2016 №1 (12). Rezhim dostupa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=195 (data obrashcheniya: 11.12.2017). (in Russian)
3. Rotenberg V.S., Bondarenko S.M. Mozg, obucheniye i zdorov'ye .[Brain, training and health] - M., 1989. - 214 p. (in Russian)
4. Savenkov A.I. Psikhologicheskiye osnovy issledovatel'skogo podkhoda k obucheniyu [Psychological foundations of the research approach to learning]. - M., 2006. - 582 p. (in Russian)
5. Shalimova E.N., Varlamov A.V. Osobennosti raboty studentov fakul'teta klinicheskoy psikhologii, prokhodyashchikh praktiku v detskikh ozdorovitel'nykh tsen-trakh, s det'mi grupp riska [Elektronnyj resurs] ][ Features of work of students of the faculty of clinical psychology through the practice in children's health centers, with children of risk groups] / Shalimova E.N., Varlamov A.V. // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie: setevojzhurn.[Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2017 t.5 №3 (18). Rezhim
dostupa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=276 (data obrashcheniya: 11.12.2017). (in Russian)
6. Yasukova L.A. Razryv mezhdu umnymi i glupymi vozrastayet [Electronic resource] [The gap between smart and stupid increases] /L.A. Yasukova // Profession-al'noye yezhenedel'noye internet izdaniye «Psikhologicheskaya gazeta» [Professional weekly Internet publication "Psychological Newspaper"], 27.06. 2017. Access mode: https://psy.su/_(in Russian)
7. David W. Martin Doing Psychology Experiments. - Belmont, USA: Wadsworth Thomas Learning, 2008.-363 p.
Motorina Irina Vadimovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of general and special psychology with a course in pedagogy, Ryazan State Medical University. acad. I.P. Pavlova Str. Vysokovol'tnaya, 9, 390026, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Motorin Alexander Viktorovich - teacher of the highest category of the MBOU "School No. 53" Ryazan, ul. Krupskaya, 7, 390044, Ryazan, the Russian Federation