УДК 371
Чилингарян Марина Валентиновна
ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Гуманитарный институт (филиал) Россия, Северодвинск1 Доцент кафедры германской филологии Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]
Стратегия формирования региональной языковой образовательной политики
Аннотация. Обучение иностранным языкам признается приоритетным направлением во всех документах Совета Европы и в новых российских документах об образовании. Образовательная политика в предметной сфере «Иностранный язык» призвана максимально обеспечить как языковые образовательные потребности населения, так и реализацию конкретных мероприятий, направленных на осуществление целей, задач и содержания языкового образования. На современном этапе развития языкового образования выделяют четыре уровня языковой образовательной политики: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения.
В статье рассматривается стратегия формирования образовательной политики в предметной сфере «Иностранный язык» на региональном уровне. Автор статьи определяет стратегию как план деятельности, охватывающий длительный период времени и включающий долгосрочные цели, этапы их достижения, субъектов реализации, совокупность целесообразных форм, методов, организационно-педагогических условий, необходимых для успешной реализации образовательной политики региона в предметной области «Иностранный язык». В соответствии с логикой разработки региональной языковой образовательной политики, автором статьи выделены следующие структурные компоненты стратегии:1) анализ современного состояния дел и тенденция развития образования региона в предметной области «иностранный язык»; 2) разработка целей, задач и содержания образовательной политики региона в области обучения иностранному языку; 3) формирование стратегического видения развития иноязычного образования в регионе; 4) создание собственно «Концепции развития иноязычного образования» региона; 5) детальная разработка комплекса мер и мероприятий, направленных на достижение необходимых результатов.
Ключевые слова: стратегия; образовательная политика; региональная языковая образовательная политика; иностранные языки; регион; региональный уровень; цели; задачи; содержание; Концепция развития языкового образования; стратегическое видение; комплекс мероприятий
Идентификационный номер статьи в журнале 62РУЫ414
1 164502, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Лебедева, д.14, кв. 20
Понятие «образовательная политика в сфере обучения иностранным языкам», подразумевающее целенаправленное и научно обоснованное руководство государством и обществом функционированием и развитием системы образования в отношении иностранных языков, было эксплицировано и введено в педагогическую литературу в 1990-е гг. Н.Д. Гальсковой. В пособии для учителя «Современная методика обучения иностранным языкам» ученый определяет «языковую образовательную политику» как «мероприятия по сохранению или изменению условий и норм функционирования системы обучения иностранным языкам» [3].
Анализ научной литературы (Л.А. Волович, Б.Л. Вульфсон, Н.Д. Гальскова, М.В. Дружинина, И.Д. Фрумин) дает возможность утверждать, что на современном этапе развития языкового образования существуют следующие уровни образовательной политики в области обучения иностранным языкам:
• федеральная языковая образовательная политика, предполагающая разработку и реализацию правительством, образовательными и другими ведомствами общей единой концепции программы развития языкового образования;
• региональная языковая образовательная политика, представляющая собой неотъемлемый компонент в сфере языкового образования и направленная на организацию обучения иностранному языку с учетом этнических, региональных и местных особенностей конкретного региона (края, республики);
• муниципальная языковая образовательная политика, означающая планирование и реализацию образовательной политики в предметной сфере «Иностранный язык» на основе нормативной базы системы образования и с учетом реальных возможностей и потребностей муниципальных образовательных учреждений;
• языковая образовательная политика собственно образовательного учреждения, предусматривающая реализацию основных принципов языковой образовательной политики на каждом этапе получения языкового образования.
Целью настоящей статьи является описание стратегии формирования языковой образовательной политики на региональном уровне и ее структурных компонентов в соответствии с логикой разработки основных направлений деятельности органов управления субъектов Федерации в предметной области «Иностранный язык».
Понятия «стратегия», «образовательная стратегия», «педагогическая стратегия» в последнее время все чаще стали появляться в педагогической литературе. Данные категории исследователи используют для характеристики развития образовательных процессов и описания функционирования субъектов в процессе их жизнедеятельности в результате взаимодействия с образовательной средой при решении учебных задач.
В «Современном словаре иностранных слов» стратегия (англ. strategy) определена как обещающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. В переводе с греческого означает «ведение войска». В некоторых справочных источниках данное понятие связывают с планированием какой-либо деятельности на длительную перспективу [6]. В связи с этим понятие «стратегия» соотносится не только с военной деятельностью, но и с другими ее видами. Как правило, стратегию определяют как деятельность, в которой выделяется отдаленная цель и средства ее достижения, а назначение стратегичности заключается в видении отдаленного будущего за счет умения анализировать, моделировать, вскрывать противоречия, проектировать, находить наиболее приемлемые варианты решений, а
также обеспечения участия субъекта в осуществлении стратегического воздействия и стратегического управления становлением будущего.
Для того чтобы управлять формированием региональной системы непрерывного иноязычного образования, необходимо выбрать и реализовывать педагогическую стратегию, соответствующую сложившейся ситуации.
По мнению В.В. Игнатовой, педагогическая стратегия - это процесс, протекающий во времени, представляющий совокупность целесообразных действий, направленных на достижение определённого результата [10].
В нашем исследовании мы рассматриваем педагогическую стратегию формирования региональной языковой образовательной политики как процесс, протекающий во времени и включающий долгосрочные цели, этапы их достижения, субъектов реализации, совокупность целесообразных форм, методов, организационно-педагогических условий, необходимых для успешной реализации образовательной политики региона в предметной области «Иностранный язык».
В соответствии с логикой разработки образовательной политики региона в предметной сфере «Иностранный язык», автором статьи определены следующие структурные компоненты стратегии ее формирования:
1. Анализ современного состояния дел и тенденция развития образования региона в предметной области «иностранный язык».
Всесторонний анализ состояния работы по достижению необходимого уровня подготовки в предметной области «Иностранный язык» предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа информации о выявлении наиболее актуальных и типичных проблем обучения иностранному языку в конкретном регионе, приоритетности того или иного языка для изучения, определение задач модернизации содержания регионального иноязычного образования. Исходные данные позволяют накопить информацию о проблемах обучения иностранному языку на региональном уровне, сформулировать на этой основе цели и задачи, которые предстоит решить в рамках региональной языковой образовательной политики, выделить источники, необходимые для решения проблем. Основными методами анализа являются: ретроспективное изучение опыта отечественной и зарубежной школы (учебных материалов и документов), педагогических и методических теорий в прошлом и на современном этапе, обобщение положительного опыта преподавания иностранных языков, наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, в процессе которых выявляются значимые для региона проблемы иноязычного образования. Субъектами анализа развития образования региона в предметной области «Иностранный язык» выступают работники образовательных учреждений, управленческих структур, эксперты, социологи, представители общественности. В процессе анализа состояния иноязычного образования региона решаются взаимосвязанные задачи: анализируются проблемы обучения языку, типичные для образовательных учреждений разного уровня; определяются ресурсы и образовательный потенциал социокультурной среды конкретной территории. Полученную информацию целесообразно классифицировать:
• характеристика региона как совокупности институциональных условий культурно-языкового развития личности;
• проблемы иноязычного образования региона;
• творческий потенциал региона (квалификация субъектов региональной языковой образовательной политики);
• характеристика различных по типу образовательных учреждений региона и разделение их по уровням иноязычной обученности, гармонирующих с особенностями государственной образовательной системы и международной шкалой оценок качества обучения иностранному языку.
На основе этой информации составляется стратегический план развития региональной языковой образовательной политики.
2. Разработка целей, задач и содержания образовательной политики региона в области обучения иностранному языку.
Цель обучения всегда детерминирована объективными нуждами общества, выражая его социальный заказ. Цели обучения иностранному языку представляют собой частный случай преобразования социальных целей на уровне страны, геополитических сообществ или даже мирового сообщества. Вполне очевидно, что в сфере языкового образования на региональном уровне, исходя из федеральных приоритетов, можно сформулировать следующий набор целевых установок, который так или иначе должен найти отражение в реализации региональной языковой образовательной политики:
1. Повышение статуса языкового образования как фактора развития региона;
2. Создание модели непрерывного иноязычного образования на всей ступенях обучения: общего, среднего профессионального, высшего (бакалавриат, специалитет, магистратура), послевузовского, обеспечивающей единство культурно-образовательного пространства обучения иностранному языку.
3. Удовлетворение языковых образовательных потребностей населения конкретного региона, обеспечение качественного языкового образования;
4. Отражение в содержании языкового образования инвариантной и вариативной части государственного образовательного стандарта. Углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
5. Оказание действенной помощи преподавателям и обучающимся как взаимодействующим субъектам в процессе обучения и изучения иностранного языка, разработка и внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих повышение качества языкового образования.
6. Формирование личности как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Достижение данных целей требует решения комплекса таких практических задач, как:
• научно-методическая разработка содержания иноязычного образования, выстроенного на основе региональных и местных особенностях и индивидуальных потребностях обучающихся, с использованием сопоставительного анализа и с учетом языковой и культурной среды;
• совершенствование законодательной базы, приведение нормативно правого обеспечения федерального и регионального уровней образования в соответствие с целями и приоритетами региональной языковой образовательной политики;
• создание системы мониторинга качества обучения иностранному языку, разработка контрольно-измерительных материалов с целью проверки результатов обучающей деятельности;
• разработка экспериментальных вариантов примерного учебных планов по предмету «Иностранный язык» в профессиональных учреждениях, реализующих основные образовательные программы;
• развитие государственно-общественных механизмов выработки и реализации региональной языковой образовательной политики, предусматривающих широкое включение в эту деятельность субъектов образования (руководителей структурных и подструктурных подразделений, преподавателей, студентов, учащихся);
• повышение уровня профессиональной подготовки учителей иностранного языка, реализующих основные образовательные и общеобразовательные программы, на курсах повышения квалификации;
Содержание региональной образовательной политики, в том числе и в области иноязычного образования, заключается в выборе своей образовательной стратегии, создания и осуществления собственной программы развития.
В настоящее время в различных регионах России стали появляться «Концепции развития иноязычного образования» («Региональные целевые программы развития иноязычного образования»), базирующиеся на принципах государственной образовательной политики и определяющие с позиции нового методологического подхода цели и содержание иноязычного образования в соответствии с международными стандартными требованиями.
Для разработки документов по обучению иностранному языку на региональном уровне, как правило, приглашается авторский коллектив из числа ученых - работников научных учреждений и профессорско-преподавательского состава ВУЗов. Поскольку для многих регионов высшие учебные заведения являются единственными организациями, имеющими научные кадры, то ВУЗы все больше выполняют функции региональных научных центров, оказывающих помощь в создании учебно-программной документации для общеобразовательных школ.
«Концепция развития иноязычного образования региона» («Региональная целевая программа развития иноязычного образования») должна предполагать выход на более глубокий уровень концептуального осмысления содержания иноязычного образования, ориентирующегося на фундаментальные современные парадигмы, к которым отнесем следующие:
• компетентностая модель организации содержания иноязычного образования, в основе которой выступает единство профессиональных и внепрофессиональных знаний, умений, навыков, способностей, установок и ценностных ориентацией -компетентностный подход;
• личностно ориентированные модели организации содержания иноязычного образования, где главное - способы соединения содержания образования с семантикой индивидуального развития, в основе - способы самоопределения, индивидуальная направленность образования;
• социокультурные модели отбора содержания иноязычного образования, где оно строится на основе многообразных социокультурных кодов сообществ, наций, этнических групп. В основе последних - исторически сложившиеся и возникающие вновь социокультурные механизмы трансляции и воспроизводства знаний, ценностей;
• модель предметной организации содержания образования, в центре которой знания об объекте - информационный подход.
Создание моделей содержания иноязычного образования - длительный процесс, требующий серьезной работы, направленной на выявление реальных образцов, способствующих созданию региональных моделей.
3. Формирование стратегического видения развития иноязычного образования в регионе.
Стратегическое видение - это образ организации иноязычного образования в будущем. Видение определяет целевые установки, технологии, формы и методы обучения, перспективы развития обучения иностранному языку на всех ступенях образовательной системы. Стратегическое видение должно разрабатываться, как правило, не менее чем на 5 лет и формулироваться как в целом для всей образовательной сферы региона, так и для отдельных его уровней. Формулировки должны отражать единство, преемственность и непрерывность всех ступеней образования.
Стратегическое видение содействует как обновлению отечественного иноязычного образования в соответствии с международно-стандартными требованиями, так и подготовку в области обучения иностранным языкам профессиональных кадров, квалификационно отвечающих общемировым стандартам.
4. Создание собственно «Концепции развития иноязычного образования» («Региональной целевая программа развития иноязычного образования»), которая представляет собой разработку организационного и социально-педагогического проекта инновационного развития иноязычного образования и его взаимосвязи с другими сферами развития региона.
В настоящее время в иноязычном образовании не существует еще достаточного количества удовлетворительных и единых по методической направленности Концепций развития образования в предметной области иностранный язык, разработанных для конкретного региона и раскрывающих цели обучения и методические пути для их осуществления. Учитывая то, что каждый регион имеет свою специфику, которая определяется историческим процессом его формирования, географическим положением, народонаселением, структурой хозяйства, природно-климатическими условиями, содержание Концепции иноязычного образования в различных регионах страны будет иметь некоторые различия. Во-первых, от специфики региона зависит постановка целей и задач развития иноязычного образования. Во-вторых, модель интеграции инвариантной и вариативной частей Федерального государственного образовательного стандарта в разных регионах отличается друг от друга. В-третьих, регионы наделены правом выбора образовательных программ по иностранным языкам, рекомендованных Министерством образования РФ для использования в учебном процессе. Определенный список программно-методического обеспечения утверждается в «Методических рекомендациях по преподаванию иностранного языка» на региональном уровне. В-четвертых, при определении выбора иностранного языка для изучения, как правило, учитывается географическое положение региона и, соответственно, востребованность знания иностранного языка в качестве инструмента для деловых связей между одной и другой страной. Так, для жителей Дальнего Востока престижно и прибыльно знать корейский, китайский, японский языки, в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Архангельской и Мурманской областях - финский, норвежский, шведский, в Смоленской и Калининградской областях - польский, литовский и т.д.
Специфика целевых и содержательных аспектов иноязычного образования на региональном уровне закладывает основы для развития региональной языковой образовательной политики, модернизации системы отечественного иноязычного образования в
регионе и создает базу для упорядочения нормативно-управляющей и учебно-методической документации в области обучения иностранным языкам.
В Концепции развития иноязычного образования регионального уровня должны быть отражены следующие структурные блоки:
1) цель и задачи Концепции;
2) состояние иноязычного образования в регионе на современном этапе;
3) основные направления развития иноязычного образования ;
4) управление системой непрерывного иноязычного образования;
5) основные направления совершенствования подготовки педагогических кадров по иностранному языку;
6) этапы реализации Концепции;
7) ожидаемые результаты реализации Концепции.
Таким образом, разработка Концепции развития иноязычного образования на региональном уровне является важнейшей составляющей формирования современной системы образования в регионе. Наличие Концепции призвано превратить концептуальные положения в реальную программу развития.
5. Детальная разработка комплекса мер и мероприятий, т.е. конкретной деятельности, направленной на достижение необходимых результатов и осуществляемой посредством выполнения субъектами образования необходимых действий.
Стратегические направления развития иноязычного образования региона детализируются в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих достижение целей развития региональной языковой образовательной политики и реализацию целей федерального Правительства в области обучения иностранному языку.
Среди конкретных действий, необходимых для осуществления целей иноязычного образования в регионе мы выделяем следующие:
• разработка вариативной части по иностранному языку Федерального государственного образовательного стандарта, которая осуществляется под руководством Министерством образования и науки региона (республики, края, области);
• организация введения в учебный процесс новых образовательных программ по иностранному языку, соответствующих ФГОС, а также учебно-методических комплексов по иностранному языку (учебных книг, хрестоматий, методических пособий для учителей, дидактических материалов и т.д.);
• обеспечение использования в общеобразовательных и профессиональных учреждениях нового поколения учебных пособий инновационного характера, включающих региональную тематику и ориентирующих на культуру региона по предмету «иностранный язык»;
• проведение в общеобразовательных и профессиональных учреждениях олимпиад, конкурсов, творческих исследовательских работ, фестивалей, праздников по инбостранному языку;
• создание условий для применения в учебном процессе современных технологий обучения, направленных на формирование готовности обучающихся овладевать стратегиями самостоятельной познавательной деятельности и умениями взаимодействовать с окружающим миром;
• осуществление ежегодного мониторинга для выявления результатов работы и уровня успешности овладения обучающимися знаниями и умениями в предметной области «иностранный язык» и поиска путей решения проблем при низких показателях качества;
• организация ежегодных курсов повышения квалификации учителей иностранного языка для соответствующей подготовки преподавателей к реализации региональной языковой образовательной политики;
• проведение итоговых конференций, семинаров, круглых столов совместно с руководителями городских и районных учреждений, преподавателями школ с целью обсуждения итогов и перспектив развития региональной языковой образовательной политики.
Эти мероприятия могут быть реализованы последовательно, параллельно, на основе результатов других действий, но все они на пути к достижению поставленной цели систематизируются в три большие группы - этапы:
1. Подготовительный - изучение условий образовательного пространства и среды.
2. Исполнительский - внедрение концепции вариативной составляющей (регионального компонента) государственного образовательного стандарта по иностранному языку в практику обучения.
3. Рефлексивный - анализ и коррекция результатов обучения иностранному языку на региональном уровне.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
Образовательная политика в сфере обучения иностранным языкам определяется как совокупность теоретических идей и практических мероприятий, направленных на реализацию целей, задач и содержания иноязычного образования. Она формируется на всех уровнях образовательной системы: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения.
Для развития и управления региональной системой непрерывного языкового образования требуется стратегия, которая разрабатывается на современной теоретической основе и представляет план деятельности, охватывающий длительный период времени и включающий долгосрочные цели, этапы их достижения, субъектов реализации, совокупность целесообразных форм, методов, организационно-педагогических условий, необходимых для успешной реализации образовательной политики региона в предметной области «Иностранный язык».
Структурные компоненты стратегии мы представляем в виде следующих составляющих: 1) анализ современного состояния дел и тенденция развития образования региона в предметной области «иностранный язык»; 2) разработка целей, задач и содержания образовательной политики региона в области обучения иностранному языку; 3) формирование стратегического видения развития иноязычного образования в регионе; 4) создание собственно «Концепции развития иноязычного образования» региона; 5) детальная разработка комплекса мер и мероприятий, направленных на достижение необходимых результатов.
Успешность формирования стратегии зависит от эффективности разработки и реализации нормативной документации и от степени взаимодействия субъектов совместной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волович, Л.А. Образовательная логика государственной научно-технической политики [Текст] / Л.А. Волович: Монография. - Казань: Новое знание, 2001. - 82 с.
2. Вульфсон, Б.Л. Образование на постсоветском пространстве [Текст] / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 3-15.
3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя [Текст] /Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.
4. Дружинина, М.В. Формирование языковой образовательной политики как фактор обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов [Текст] / М.В. Дружинина: Монография. - Архангельск: Поморский университет, 2007. - 470с.
5. Костин, А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики [Текст] / А.К. Костин // Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 26-32.
6. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов [Текст]: 2-е изд. стер. -М.: Рус. яз., 1999. - 742 с.
7. Фрумин, И.Д. Образовательная политика: практика анализа. Путеводитель по курсу. [Текст] / И.Д. Фрумин: Монография. - М.: ЦИОП, 2002, - 168 с.
8. Чилингарян, М.В. Подготовка учителей к реализации региональной языковой образовательной политики [Текст] / М.В. Чилингарян: Монография. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co KG Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrücken, 2011. - 265 с.
9. Чилингарян, М.В. Модель профессиональной подготовки будущих учителей к реализации региональной языковой образовательной политики [Текст] / М.В. Чилингарян // Вестник Поморского университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - Архангельск, 2009. - №4. - С. 155-159.
10. Шушерина, О.А., Игнатова, В.В., Субоч, Г.А. и др. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе вуза: [Текст] / О.А. Шушерина, В.В. Игнатова, Г.А. Субоч: Монография. - Красноярск: СибГТУ, 2010. - 296 с.
Рецензент: Нифанова Татьяна Сергеевна, доктор филологических наук профессор, зав. кафедрой германской филологии, гуманитарного института, Северного (Арктического) Федерального, университета имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской области.
Marina Chilingaryan
Northern (Artic) Federal University named after M.V. Lomonosov Humanitarian Institute (Severodvinsk Branch) region Russia
Russia, Severodvinsk E-Mail: [email protected]
Strategy of forming of regional language educational policy
Abstract. Foreign languages teaching is a priority direction in all Council of Europe documents and in new Russian education records. Educational policy in "Foreign Language" knowledge domain is called out to provide both for educational demands of the population and for realization of specific actions directed to aims, tasks and content of language education fulfilment. There are four levels of language education policy at the modern stage of development of language education: federal, regional, municipal and the educational institution level.
The article considers strategy of language educational policy forming at the regional level. The author defines the strategy as a plan of actions covering a long period of time and including long-term aims, steps of their achievement, subjects of realization, complex of appropriate forms and methods, organizational and pedagogical conditions which are necessary for the successful regional language education policy realization. According to the logic of the development of regional language education policy the author distinguishes such structural strategy components as: 1) analysis of the modern state of matters and tendencies of regional education development in "Foreign language" subject area; 2) development of aims, tasks and content for the regional education policy in foreign language teaching; 3) formation of the strategic vision of the foreign language education development in the region; 4) creation of the Conception of foreign language education development in the region; 5) elaboration of the set of measures and activities aimed at achieving the required results.
Keywords: strategy; educational policy; regional language educational policy; foreign languages; region; regional level; aims; tasks; content; the Conception of foreign language education development; strategic vision; the set of activities.
Identification number of article 62PVN414
REFERENCES
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Volovich, L.A. Obrazovatel'naja logika gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politiki [Tekst] / L.A. Volovich: Monografija. - Kazan': Novoe znanie, 2001. - 82 s.
Vul'fson, B.L. Obrazovanie na postsovetskom prostranstve [Tekst] / B.L. Vul'fson // Pedagogika. - 2005. - № 8. - S. 3-15.
Gal'skova, N.D. Sovremennaja metodika obuchenija inostrannym jazykam: Posobie dlja uchitelja [Tekst] /N.D. Gal'skova. - M.: ARKTI, 2000. - 165 s.
Druzhinina, M.V. Formirovanie jazykovoj obrazovatel'noj politiki kak faktor obespechenija kachestva professional'noj podgotovki sovremennyh specialistov [Tekst] / M.V. Druzhinina: Monografija. - Arhangel'sk: Pomorskij universitet, 2007. - 470s.
Kostin, A.K. Regionalizacija obrazovanija - strategicheskoe napravlenie obrazovatel'noj politiki [Tekst] / A.K. Kostin // Pedagogika. - 2005. - № 8. - S. 26-32.
Sovremennyj slovar' inostrannyh slov: Ok. 20 000 slov [Tekst]: 2-e izd. ster. - M.: Rus. jaz., 1999. - 742 s.
Frumin, I.D. Obrazovatel'naja politika: praktika analiza. Putevoditel' po kursu. [Tekst] / I.D. Frumin: Monografija. - M.: CIOP, 2002, - 168 s.
Chilingarjan, M.V. Podgotovka uchitelej k realizacii regional'noj jazykovoj obrazovatel'noj politiki [Tekst] / M.V. Chilingarjan: Monografija. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co KG Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrücken, 2011. - 265 s.
Chilingarjan, M.V. Model' professional'noj podgotovki buduwih uchitelej k realizacii regional'noj jazykovoj obrazovatel'noj politiki [Tekst] / M.V. Chilingarjan // Vestnik Pomorskogo universiteta. Ser. «Gumanitarnye i social'nye nauki». - Arhangel'sk, 2009. - №4. - S. 155-159.
Shusherina, O.A., Ignatova, V.V., Suboch, G.A. i dr. Professional'no-kul'turnoe stanovlenie studenta v obrazovatel'nom processe vuza: [Tekst] / O.A. Shusherina, V.V. Ignatova, G.A. Suboch: Monografija. - Krasnojarsk: SibGTU, 2010. - 296 s.