Научная статья на тему 'Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: анализ промежуточных результатов'

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: анализ промежуточных результатов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ / ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ / EARLY PENSIONS / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ПЕНСИОНЕРА / LIVING MINIMUM OF PENSIONER / : SUBSTITUTION INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Павел Алексеевич

Статья посвящена анализу реализации задач, связанных с повышением благосостояния пенсионеров при одновременном укреплении финансовой устойчивости пенсионной системы. Автор использует методы группировки, сравнения, анализа, графического представления информации. Делается вывод о необходимости уточнения термина «ко-эффициент замещения» в соответствии с общепринятыми мировыми нормами. Вместе с тем доведение среднего размера страховых пенсий по старости до уровня 2,5-3 прожи-точных минимумов пенсионера идет вразрез с планами по укреплению финансовой ус-тойчивости системы. Реализация мер, связанных с досрочными пенсиями, привела к постепенному увеличению численности пенсионеров, пенсия которым назначена на общих основаниях, что положительно сказывается на устойчивости пенсионной системы. Результаты могут быть использованы в государственной деятельности в области пенсионного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the level of attaining the objectives connected with improving pensioners' standard of living with simultaneous strengthening the finance stability of the pension system. The author uses methods of grouping, comparison, analysis, graphic presentation of information. He comes to the conclusion about the necessity to specify the term 'substitution index' in accordance with the accepted global norms. At the same time reaching the average level of insurance old age pensions equal to 2,5-3 living minimums runs counter to the plans to strengthen finance stability of the system. Steps connected with early retirement led to gradual increase in the number of pensioners whose pension was fixed according to general standards can affect stability of the pension system. These results could be used in the field of pension insurance.

Текст научной работы на тему «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: анализ промежуточных результатов»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Козлов Павел Алексеевич

аспирант кафедры страхования и управления рисками РЭУ им. Г. В. Плеханова; советник первого заместителя председателя правления ПФP.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36; Пенсионный фонд Российской Федерации, 119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 4. E-mail: pavel.kozlov01@mail.ru

Статья посвящена анализу реализации задач, связанных с повышением благосостояния пенсионеров при одновременном укреплении финансовой устойчивости пенсионной системы. Автор использует методы группировки, сравнения, анализа, графического представления информации. Делается вывод о необходимости уточнения термина «коэффициент замещения» в соответствии с общепринятыми мировыми нормами. Вместе с тем доведение среднего размера страховых пенсий по старости до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера идет вразрез с планами по укреплению финансовой устойчивости системы. Реализация мер, связанных с досрочными пенсиями, привела к постепенному увеличению численности пенсионеров, пенсия которым назначена на общих основаниях, что положительно сказывается на устойчивости пенсионной системы. Результаты могут быть использованы в государственной деятельности в области пенсионного страхования.

Ключевые слова: коэффициент замещения, досрочные пенсии, прожиточный минимум пенсионера.

STRATEGY OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF RUSSIAN PENSION SYSTEM: ANALYSIS OF INTERIM RESULTS

Kozlov, Pavel A.

Post-graduate student of the Department for Insurance and Risk-Management of the PRUE; Advisor of the First Deputy Chairman of the Pension Fund, RF.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation; Pension Fund of the Russian Federation, 4 Shabolovka Str., Moscow, 119049, Russian Federation. E-mail: pavel.kozlov01@mail.ru

The article analyzes the level of attaining the objectives connected with improving pensioners' standard of living with simultaneous strengthening the finance stability of the pension system. The author uses methods of grouping, comparison, analysis, graphic presentation of information. He comes to the conclusion about the necessity to specify the term 'substitution index' in accordance with the accepted global norms. At the same time reaching the average level of insurance old age pensions equal to 2,5-3 living minimums runs counter to the plans to strengthen finance stability of the system. Steps connected with early retirement led to gradual increase in the number of pensioners whose pension was fixed according to general standards can affect stability of the pension system. These results could be used in the field of pension insurance.

Keywords: substitution index, early pensions, living minimum of pensioner.

В конце 2012 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года1. Этот документ является основополагающим для проводимой государством политики в сфере пенсионного страхования. Были установлены основные цели: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы. Стоит отметить, что аналогичные цели были обозначены в качестве основных рядом других стран и международных организаций2.

В рамках исполнения целей был поставлен ряд задач, в том числе обеспечение:

- коэффициента замещения страховой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

- среднего размера страховой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера (ПМП);

- сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения (здесь значитель-

1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» / / Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (Ч. 2). - Ст. 8029.

2 См.: Pensions at a Glance 2013: OECD and G20

Indicators. - OECD Publishing, 2013. - URL: http:// www.oecd.org/ pensions/public-pensions/OECD PensionsAtAGlance2013.pdf

ная роль отводится совершенствованию института досрочных пенсий).

Для реализации Стратегии было установлено три этапа: 2012-2013 гг., 20142015 гг. и 2016-2030 гг. Таким образом, сегодня мы условно находимся в завершающей части второго этапа, что позволяет подвести некоторые промежуточные итоги.

Обеспечение достойного

коэффициента замещения

Длительное время продолжаются серьезные дискуссии вокруг термина «коэффициент замещения». Ряд экономистов определяет его как отношение средней пенсии к средней заработной плате. Между тем широкое распространение получило определение термина как «показатель уровня обеспечения защищенного лица, выраженный через соотношение его обеспечения при покрываемом социальном риске, и его прежнего заработка (при страховом обеспечении) либо установленного размера заработка (при фиксированном обеспечении)»3. В пользу этого определения также говорит тот факт, что оно используется в согласованном с Международной организацией труда (МОТ) документе под названием «Методика определения коэффициента замещения».

3 Данное определение соответствует общепринятому и используемому в Конвенции Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952 г.).

Подобное смысловое многообразие могло быть воспринято как блажь экономистов, не имей оно прямого воздействия на государственную политику в области пенсионного страхования. Так, возьмем первое определение (коэффициент замещения есть отношение средней пенсии к

35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

средней заработной плате). Для удобства расчетов допустим, что мы используем принятое определение в масштабах всей страны. Воспользовавшись официальными данными Росстата, получим следующие значения (рис. 1).

2010

2011

2012

2013

2014

34,0%

Страховая пенсия по старости Среднемесячна я начисленная заработная плата Коэффициент замещения

Рис. 1. Значения коэффициента замещения в 2010-2014 гг.

В качестве примера были использованы данные начиная с 2010 г., так как в этом году была проведена валоризация, положительно сказавшаяся на размерах пенсии, а также отменен единый социальный налог и функция администрирования страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования была возвращена Пенсионному фонду РФ (ПФР).

По левой вертикальной оси можно увидеть значения средней номинальной заработной платы и среднегодовой страховой пенсии по старости в абсолютных размерах, по правой оси - коэффициент замещения.

Как видно из рис. 1, коэффициент замещения неуклонно падает. Это неудивительно, поскольку индексация пенсий у нас привязана к доходам ПФР и в большей степени к индексу потребительских цен. В то же время рост заработной платы скорее объясняется макроэкономической ситуацией в конкретной отрасли. Привязка индексации пенсий к заработной плате могла бы стать выходом, однако это решение ослабило бы финансовую устойчивость пен-

сионной системы, что уже идет вразрез с целями Стратегии.

В случае если мы определяем коэффициент замещения как показатель уровня обеспечения защищенного лица, выраженный через соотношение его обеспечения при покрываемом социальном риске, и его прежнего заработка (при страховом обеспечении) либо установленного размера заработка (при фиксированном обеспечении), коэффициент замещения должен быть определенно выше, чем в рассматриваемом ранее примере. При этом его значение должно быть неизменно в условиях индексации пенсий по индексу потребительских цен. К сожалению, в настоящее время представляется крайне затруднительным проведение расчетов, доказывающих эти тезисы: в стране практически не ведется статистики по реальным размерам заработной платы работников в абсолютном выражении (в рублях).

Вместе с тем высокий коэффициент замещения (значение которого превышает 40%, заявленных в Стратегии) не является ключевым индикатором адекватности пенсионных доходов граждан. Ведь возможны

случаи, когда высокий коэффициент замещения обеспечен за счет ранее получаемой низкой заработной платы в совокупности с повышением размера пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера.

Таким образом, возникает проблема достаточности пенсионного обеспечения.

Обеспечение достаточного

уровня среднего размера пенсии

Адекватность пенсионного обеспечения может быть определена одновременно за счет двух показателей: коэффициента за-

мещения и среднего размера страховой пенсии. В Стратегии эта проблема решена за счет введения целевого показателя среднего размера страховой пенсии по старости - не ниже 2,5-3 ПМП к 2030 г., а также ранее рассмотренного целевого значения коэффициента замещения в 40%.

В таблице представлена справочная информация о соотношении среднего размера страховой (трудовой) пенсии по старости с ПМП в 2014 и 2015 гг. по состоянию на 1 февраля.

Прожиточный минимум пенсионера в 2014-2015 гг.

Соотношение среднего размера

Средний размер страховой (трудовой) пенсии по старости, руб. ПМП, РУб-

Год страховой (трудовой) пенсии по

старости с ПМП

2014 11 394 6 354 1,79

2015 (факт) 12 831 7 662 1,67

2015 (бюджет)* 12 249 7 161 1,71

* Используются данные, приведенные в пояснительной записке к Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 385-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2014).

Снижение соотношения в 2015 г. вызвано сильно возросшим в условиях кризиса прожиточным минимум пенсионера - в 2015 г. рост в сравнении с 2014 г. составил порядка 21%, в то время как в бюджет было заложено увеличение примерно на 13%. В таком случае беспрецедентно высокая индексация страховой пенсии по старости, проведенная 1 февраля 2015 г. (индексация в размере 11,4%), все равно оказалась ниже роста прожиточного минимума пенсионера и притом поставила под удар стабильность финансовой системы ПФР: все последующие индексации будут проводиться, опираясь на сегодняшний размер пенсий.

Конечно, это все не приведет к дефициту ПФР в его классическом понимании -законодательно предусмотрена субсидиарная ответственность федерального бюджета перед бюджетом Пенсионного фонда

Российской Федерации1, но создаст дополнительную нагрузку на всю систему.

Таким образом, задача по достижению целевых значений в 2,5-3 ПМП в кризисных условиях представляется крайне нетривиальной и требующей предельной осмотрительности в принятии решений.

Обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав

Обратимся к проблеме досрочных страховых пенсий по старости. Проблема уже длительное время находится во внимании у теоретиков и практиков пенсионного страхования. Например, в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, подготовленной в середине девяностых годов прошлого века, одна из целей реформирова-

1 См.: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции от 1 декабря 2014 г.) // Российская газета. - 1999. - 21 июля. - № 139.

ния формулировалась следующим обра- На рис. 2 представлена динамика фак-

зом: упразднить государственные пенсии, тического возраста выхода на пенсию у

назначаемые в связи с особыми условиями мужчин и женщин независимо от условий

труда, и перевести данное пенсионное назначения им страховых пенсий по ста-

обеспечение в негосударственное русло. рости.

62,00 60,00 58,00 56,00 54,00 52,00 50,00 48,00

1991

52,19

1994 1997 2001 2005 2009

—♦—Мужчины, фактический возраст выхода яа пенсию —■—Женщины, фактический возраст выхода яа пенсию —*— Мужчины, возраст выхода на пенсию, установленный законом —К—Женщины, возраст выхода на пенсию, установленный законом

2013

Рис. 2. Фактический возраст выхода на пенсию (данные ПФР)

В последние годы наметилась тенденция к сближению фактических возрастов выхода на пенсию с законодательно установленными. Особенно ярко это выражено у мужчин: средний возраст в 2013 г. составлял 58,26 лет, а значит, менее чем за 10 лет он вырос чуть более чем на 1,5 года.

Между тем если мы будем рассматривать только статистику по гражданам, пенсия которым назначена на общих основаниях, окажется, что в последние годы их возраст уже превысил установленные 60 лет для мужчин и 55 для женщин (рис. 3).

62,0 60,0 58,0 56,0 54,0 52,0 50,0

58,8

54,8

1991

58,2

59,0

54,6

54,5

1994

59,8 55,9

55,0

60,1 55,9

1997 2001 2005 2009

Мужчины, фактический возраст выхода на пенсию Женщины, фактический возраст выхода на пенсию ■ Мужчины, возраст выхода на пенсию, установленный законом ■Женщины, возраст выхода на пенсию, установленный законом

60,] 55,4

2013

Рис. 3. Фактический возраст выхода на пенсию при назначении пенсии на общих основаниях (данные ПФР)

Основным объяснением этому может тельный характер, работы, необходимые

быть то, что граждане в основном обра- для назначения пенсии, начинаются толь-

щаются за назначением им пенсии уже по ко после обращения гражданина в местное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

достижении пенсионного возраста. По- отделение ПФР. скольку назначение пенсии носит заяви-

Вернемся к вопросу досрочных страхо-

1994

вых пенсий (рис. 4).

В связи с медицин-

скои деятель-

ностью;

0,2%

В связи с педагоги-

ческой деятель-

ностью; 1,1%

Малые списки; 2,1%

По списку №2; 9,7%

По списку № 1; 5,4%

За работу на

Крайнем Севере;

7,6°%

Прочие

ния (представления по службе

8,3%%

>- На общих основаниях; 65,6%%

В связи с медицинской деятельностью; 1,3%

В связи с педагоги-

деятель-

2,1%

Малые списки; 1,6%

По списку №2; 6,7%%

По списку № 1; 2,8%

2013

За работу на

Крайнем Севере; 7,2%

Прочие основания (представления по службе занятости);

5,0%

На общих основаниях; 73,3%

основа-

Рис. 4. Характеристика численности пенсионеров, которым впервые назначена пенсия по старости: 1994 и 2013 гг. (данные ПФР)

За прошедшие 20 лет структура «новых пенсионеров» изменилась: теперь практически три четверти от общей численности составляют пенсионеры, пенсия которым назначена на общих основаниях. Иначе говоря, каждый четвертый «новый пенсионер» в 2013 г. вышел на пенсию досрочно, в то время как в 1994 г. таким был практически каждый третий. Уменьшилась численность граждан, выходящих на пенсию согласно спискам № 1 и 2 (в совокупности численность по обеим категориям снизилась с 15 до 9,6% в 2013 г). Снижение могло стать следствием улучшения условий труда. Практически неизменной осталась численность граждан, пенсия которым назначена с учетом стажа работы в условиях Крайнего Севера (незначительное снижение с 7,5 до 7,2% от общей численности). В то же время численность граждан, пенсия которым назначена исходя из стажа педагогической либо медицинской деятельности, возросла - соответственно с 1,1 до 2,1% и с 0,2 до 1,3%.

Рост числа граждан, пенсия которым назначается на общих основаниях, в бу-

дущем повлияет на снижение объема межбюджетных трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда для финансирования пенсий «досрочным» пенсионерам. Следовательно, это положительно скажется на общей финансовой устойчивости системы.

Таким образом, краткий обзор задач, поставленных в Стратегии, позволяет сделать следующие выводы:

- в случае использования признанного на мировом уровне определения коэффициента замещения можно отметить, что он уже сегодня превышает 40%; подтвердить либо опровергнуть эту гипотезу представляется затруднительным ввиду отсутствия достаточного статистического материала;

- достижение целевого значения среднего размера страховой пенсии по старости в 2,5-3 ПМП маловероятно, так как это может повлечь за собой повышение неустойчивости пенсионной системы;

- проблема досрочных пенсий, несмотря ни на что, постепенно решается: в течение 1994-2013 гг. доля «новых пенсио-

неров», пенсия которым назначается на являются уникальными, однако уникаль-

общих основаниях, выросла до 73,3%. ным с точки зрения сложившихся соци-

Проблемы, с которыми столкнулась ально-экономических реалий и предшест-

российская система обязательного пенси- вовавшего исторического опыта является

онного страхования (обеспечение адекват- путь, который наша система проходит для

ных доходов пенсионеров при сохранении решения этих проблем. финансовой устойчивости системы), не

Список литературы

1. Ермаков Д. Н. Реформирование пенсионной системы России в 2015 г.: новации, тенденции и перспективы // Труд и общество в XXI веке: парадигмы рынка труда и занятости, управления персоналом и социальных отношений : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры экономики труда и управления персоналом и общеэкономического факультета РЭУ им. Г. В. Плеханова. 10 апреля 2015 г. / под ред. В. Н. Бобкова, А. Л. Полтарыхина, О. Н. Аль-хименко : в 2 кн. - Кн. 2. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. - С. 195-205.

2. Куртин А. В. Адаптация национальных пенсионных систем к социально-экономическим изменениям на пространстве Содружества Независимых Государств // Вестник Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов. - 2014. - № 10. - С. 12-21.

3. Соловьев А. К. Векторы пенсионной реформы // Финансы. - 2014. - № 6. - С. 47-53.

4. Финогенова Ю. Ю. Мировые тренды управления инвестициями пенсионных фондов // Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2014. - № 4 (8). - С. 59-65.

References

1. Ermakov D. N. Reformirovanie pensionnoy sistemy Rossii v 2015 g.: novatsii, tendentsii i perspektivy [Reforming the Russian Pension System in 2015: Innovations, Trends and Prospects], Trud i obshchestvo v XXI veke: paradigmy rynka truda i zanyatosti, upravleniya personalom i sotsiaVnykh otnosheniy : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 70-letiyu obrazovaniya kafedry ekonomiki truda i upravleniya personalom i obshcheekonomicheskogo fakuVteta REU im. G. V. Plekhanova. 10 aprelya 2015 g. [Labour and Society in the 21-st Century: Paradigm of the Labour Market and Employment, HR and Social Relations Management, materials of the International Conference dedicated to the 70th anniversary of setting-up the Department for Labour Economics and HR Management and General Economics Faculty of the Plekhanov Russian University of Economics. 10 April 2015], edited by V. N. Bobkov, A. L. Poltarykhin, O. N. Al'khimenko, in 2 books, Book 2. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2015, pp. 195-205. (In Russ.).

2. Kurtin A. V. Adaptatsiya natsional'nykh pensionnykh sistem k sotsial'no-ekonomicheskim izmeneniyam na prostranstve Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv [Adapting National Pension Systems to Social and Economic Changes on the Territory of CIS], Vestnik Mezhdunarodnoy assotsiatsii pensionnykh i sotsiaVnykh fondov [Vestnik of the International Association of Pension and Social Funds], 2014, No. 10, pp. 12-21. (In Russ.).

3. Solov'ev A. K. Vektory pensionnoy reform [Vectors of Pension Reform], Finansy [Finance], 2014, No. 6, pp. 47-53. (In Russ.).

4. Finogenova Yu. Yu. Mirovye trendy upravleniya investitsiyami pensionnykh fondov [Global Trends of Managing Investment of Pension Funds], Chelovecheskiy kapital i professionaVnoe obrazovanie [Human Capital and Vocational Education], 2014, No. 4 (8), pp. 5965. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.