Научная статья на тему 'Стратегия диверсификации наукоёмких корпораций (на примере ПАО «Корпорация Иркут»)'

Стратегия диверсификации наукоёмких корпораций (на примере ПАО «Корпорация Иркут») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
авиационная промышленность / НИОКР / стратегический менеджмент / энтропия / неопределенность внешней среды / корпоративный сектор / диверсификация / стратегия диверсификации. / aviation industry / R&D / strategic management / entropy / environmental uncertainty / corporate sector / diversification / diversification strategy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глебанова Александра Юрьевна, Анохин Владислав Сергеевич

Статья посвящена проблеме диверсификации экономической деятельности наукоёмкой корпорации в условиях нарастания возрастающей энтропии изменений внешней среды. В настоящей статье поднимается вопрос улучшения функционирования стратегического менеджмента в корпоративном секторе российской экономики, в частности на примере «ПАО «Корпорация «Иркут» региональные самолеты», которые занимаются научно-исследовательской деятельностью и внедряют научные разработки с целью увеличения дохода и получения наибольшего эффекта отдачи в привлекательной отрасли авиастроения, как для роста компании на внутреннем и мировом рынках, так и с целью повышения репутации авиационного потенциала Российской Федерации на мировой арене. В статье анализируется экономическая деятельность и внедрение стратегического целеполагания в деятельности «ПАО «Корпорация «Иркут»региональные самолеты», даются практические рекомендации по направлениям диверсификации для повышения экономической эффективности на внутреннем и внешних рынках сбыта авиационной отрасли РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of diversification of R&D corporations( Ex. PSC Irkut corporation)

The article is devoted to the problem of launching and carrying out diversification potential in economic activity by the knowledge corporation in the context of increasing entropy of changes in the external environment. This article raises the problem of deployment and improvement of the functioning of strategic management in the corporate sector of Russian organizations, in particular «PJSC Corporation Regional aircraft", which are engaged in research activities and introduce scientific developments with the aim of increasing income and obtaining the greatest potential for return in the attractive aircraft industry both for the growth of the company in the domestic and world markets, and for the purpose of increasing the reputation of the aviation potential of the Russian Federation on the world stage. The article analyzes the economic activity and introduction of strategic targeting in the activities of PJSC "Corporation" Irkut"regional aircraft", gives practical recommendations on diversification directions to increase economic efficiency in the domestic and external markets of the aviation industry of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Стратегия диверсификации наукоёмких корпораций (на примере ПАО «Корпорация Иркут»)»

Стратегия диверсификации наукоёмких корпораций (на примере ПАО «Корпорация Иркут»)

о см о см

О Ш

т

X

<

т О X X

Глебанова Александра Юрьевна

к.э.н., доцент кафедры «Прикладная экономика» Центра управления отраслями промышленности, РУДН, gleba-nova_ayu@pfur.ru

Анохин Владислав Сергеевич

магистрант кафедры «Прикладная экономика» Центра управления отраслями промышленности, РУДН, vl15-anokhin@mail.ru

Статья посвящена проблеме диверсификации экономической деятельности наукоёмкой корпорации в условиях нарастания возрастающей энтропии изменений внешней среды. В настоящей статье поднимается вопрос улучшения функционирования стратегического менеджмента в корпоративном секторе российской экономики, в частности на примере «ПАО «Корпорация «Иркут» - региональные самолеты», которые занимаются научно-исследовательской деятельностью и внедряют научные разработки с целью увеличения дохода и получения наибольшего эффекта отдачи в привлекательной отрасли авиастроения, как для роста компании на внутреннем и мировом рынках, так и с целью повышения репутации авиационного потенциала Российской Федерации на мировой арене. В статье анализируется экономическая деятельность и внедрение стратегического целеполагания в деятельности «ПАО «Корпорация «Иркут»- региональные самолеты», даются практические рекомендации по направлениям диверсификации для повышения экономической эффективности на внутреннем и внешних рынках сбыта авиационной отрасли РФ.

Ключевые слова: авиационная промышленность, НИОКР, стратегический менеджмент, энтропия, неопределенность внешней среды, корпоративный сектор, диверсификация, стратегия диверсификации.

В условиях возрастающей энтропии изменений внешней среды формируется причина успеха новых перспективных компаний, которые выходят на рынок в своем сегменте и готовы предложить другим корпорациям инновационные решения для более эффективного перехода к новым условиям существования на рынке большой конкуренции. В условиях интенсификации изменений, как никогда раньше, остро стоит вопрос о прогнозировании будущих результатов деятельности компании или способа реакции, в случае непредвиденной ситуации, которую не смогли адекватно оценить на стадии формирования стратегических целей вследствие невозможности применения инструмента экстраполяции существующих тенденций развития.

Актуальность темы, несомненно, обусловлена необходимостью развития системы стратегического менеджмента в российских наукоёмких корпорациях, к которым относятся ведущие авиационные компании.

Авиационная промышленность Российской Федерации представляет собой крупную отрасль машиностроения. По объему выпускаемой продукции по направлению военного самолетостроения Российская Федерация занимает II место в мире. На декабрь 2019 года Россия располагает 4163 военными самолетами и вертолетами различного назначения, что составляет 8% от общемирового показателя, уступая по этому показателю только США, которые имеют 13266 самолетов и вертолетов, 25% от общемирового показателя). На третьем месте расположился Китай с 3210 военными самолетами и вертолетами, что составляет 6% от общемирового пока-зателя.[1]

Основным производителем авиационной техники в Российской Федерации является ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в которую входит корпорация «Иркут».

Публичное акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» (сокращенное название ПАО «Корпорация «Иркут» с 06.07.2015) начинает свою историю с образования Иркутского авиационного завода. Научно-производственная корпорация «Иркут» -вертикально-интегрированное предприятие, обеспечивающее полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения. Создана в 2002 году на базе ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение».

Корпорация производит военные самолеты Су-30СМ, Як-130, Су-30МК, а также ведет разработку и выпуск гражданского лайнера МС-21. Около 86% акций компании принадлежит оАк, 9,5% - АХК «Сухой». В феврале 2020 года в состав «Иркута» вошло АО «Гражданские самолёты Сухого», которое после слияния изменило название на филиал ПАО «Корпорация «Иркут» — «Региональные самолёты».[2]

ПАО «Корпорация «Иркут» реализует стратегию ди-версификационного роста и разрабатывает, и внедряет

программы собственных разработок в сфере гражданского самолетостроения.

Тенденция позитивного развития отрасли способствует отходу развития отечественной экономики от сырьевой модели, наращиванию экспорта машинной и технической продукции, замещению импорта в связи с санк-ционными действиями в отношении наукоёмких компаний Российской Федерации.

Основными конкурентами ПАО Иркут среди производителей узкофюзеляжных самолетов в мире на сегодняшний день являются компании Boeing с моделью A320, Airbus с модификацией 737 и 737MAX и перспектива создания китайского COMAC, летные испытания и стадии сертифицирования которого совпадают с российским МС-21, но российский узкофюзеляжный средне-магистральный самолет имеет 175 твердых контрактов и создает серьезную конкуренцию мировым гигантам отрасли самолетострения. В 2019 году было подтверждено и предоплачено 40 твердых контрактов на модели узкофюзеляжных самолетов Airbus модели A320 и 181 заказ на Boeing 737. Но 17 декабря 2019 года компанией Boeing было объявлено, что в 2020 году не будет поставляться модификация Boeing 737MAX по причине отзыва самолетов и переноса повторной сертификации воздушных судов и бортовых систем на 2021 год, что также, является преимуществом для российского МС-21 и добавляет шансов на завоевание серьезной доли рынка в мировой авиации с 2020 года.

По заявлению экспертов авиационной отрасли, на следующие 18 лет прогнозируют рост спроса на узкофюзеляжные лайнеры на 160-210 пассажиро-мест, каким и является отечественная разработка МС-21. Всего потребность оценивается в 20 500 единицах техники, что является преобладающим большинством среди других групп самолетов гражданского назначения. В целом до 2037 года прогнозируется спрос на 44 300 лайнеров, что в сумме составляет 6, 7 трлн долларов США по каталожным ценам на 2019 год. [3]

При этом стоит отметить, что Российский спрос является наименьшим показателем на общемировом уровне и составляет 3,3% от всего количества спроса, это примерно 630 самолетов. Больше всего спрос прогнозируется на Китай (9100 судов), Азиатско-Тихоокеанский регион (помимо Индии и Китая)(7900 воздушных судов), Европейские страны (8300 воздушных судов) и североамериканские регионы (8200 самолетов). [4]

По прогнозам президента ПАО «Корпорация «Иркут» планируемая каталожная цена для продажи МС-21 будет ниже рынка на 20 процентов в сравнении с аналогами Китая, Airbus и Boeing. Что будет являться конкурентным преимуществом на мировом авиационном рынке для ПАО «Корпорация «Иркут» и возможным удовлетворения большого количества спроса авиакомпаний в мире.

Перспективы у Корпорации «Иркута» оптимистичные. На заключительном этапе проект по созданию пассажирского лайнера нового поколения МС-21. Это потенциально востребованный продукт на внутреннем и внешнем рынке.

Однако, деятельность ПАО «Корпорация Иркут» была подвержена воздействию отраслевых рисков, становых и региональных, финансовых, паровых, репетиционных, стратегических, коммерческих, организационных, реализационных и других. Поэтому с учетом ведущей роли ПАО «Корпорация Иркут» в реализации инно-

вационного проекта по разработке ближне-среднемаги-старльного пассажирского самолета в соответствии с Программой МС-21, которое имеет важнейшее значение для всей авиационной отрасли экономики Российской Федерации, особое внимание уделяется оценке подверженности ПАО «Корпорация Иркут» рискам, связанным с осуществлением этой программы.

Уровень критичности каждого риска определяется в соответствии с принятой и действующей методикой. Способы регистрации рисков и мероприятия по их управлению разработаны согласно оценки рискового события, ориентируясь на ресурсные ограничения и взаимосвязи риска с другими рисковыми ситуациями и работами по программе МС-21.

ПАО «Корпорация Иркут» оценивает уровень внутриотраслевой конкуренции, ориентируясь на анализ определенных факторов:

- уровень ценовой и неценовой конкуренции;

- возможности вхождения конкурента в отрасль: легко или сложно;

- наличие или отсутствие схожих и конкурентоспособных по цене заменителей;

- общая покупательная способность и способность потребителя оказывать влияние на цену, которую хочет получить Корпорация;

- способность поставщиков оказывать влияние на цену ПКИ и материалов, которые поставляет ПАО «Корпорация Иркут»;

- международная обстановка и социальная окружение.

Влияние возможного ухудшения ситуации в авиастроительной отрасли на деятельность ПАО «Корпорация Иркут», финансовое положение и результаты могут оказать внутренний и внешний рынок.

Если рассматривать внутренний рынок, то здесь Корпорация выполнила государственный заказ на поставку Су-30СМ и Як-130. Контракт, который был заключен предусматривает дальнейшие поставки. В 2019 году продолжались работы по модернизации Су-30СМ. Работы, связанные с выполнением государственного заказа, дали возможность минимизировать отраслевые риски, кроме того, не ожидается ухудшения в отрасли Корпорации.

Корпорация обладает перспективной конкурентоспособностью на рынке гражданской авиационной техники, так как обеспечивается сроки реализации программы МС-21 и запуск серийного производства МС-21. В настоящее время Корпорация Иркут продолжает выполнение планов по опытному производстве и летным испытаниям с последующей сертификацией МС-21-300, развернула серийное производство и реализовала мероприятия, связанные с выводом нового конкурентного продукта на свой нишевой рынок.

В случае неблагоприятных изменений в отрасли в целях минимизации влияния отраслевых риской ПАО «Корпорация Иркут» рекомендовано реализовывать следующие действия:

- ориентация на диверсификацию производства и повышение доли невоенной авиационной техники;

- приведение соотношения продаж на внутреннем и внешнем нишевых рынках к оптимальному;

- оптимизация затрат на производство продукции, реализация разумной и грамотной инвестиционной политики в отношении технической и технологической модернизации производственной базы с целью повышения конкурентоспособности Корпорации;

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о

CS

о

CS !Л

О Ш

m

X

- продвижение продукции Корпорации и осваивание новых рынок;

- развитие системы лин-менеджмента.

При возможном ограничении внутреннего рынка сбыта ПАО «Корпорация «Иркут» сможет ориентироваться на мировой рынок, будут заключаться экспортные контракты и поставку военной техники в другие страны регионы. Риски, связанные с государственным контролем и регулирование в области производства и продажи военной авиационной техники, находятся под контролем и в зоне компетенции основного акционера ПАО «Корпорация «Иркут» - ПАО «ОАК». Корпорация обладает достаточным уровнем финансовой прочности, диверсификационной системой управления поставщиками, гибкой системой маркетинга и сбыта, что дает возможность выдерживать умеренные неблагоприятные изменения в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Литература

1. ПАО «Сухой» и ПАО «Иркут» назначены центрами консолидации основных подразделений. [электронный источник] - URL: http://www.promweekly.ru/ (дата обращения 14.04.2020)

2. Ежеквартальный отчет ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» за 3 квартал 2019 года.

3. МС-21: из перспективного в реальный. [электронный источник] - URL: https://rostec.ru/news/ms-21-iz-per-spektivnogo-v-realnyy/ (дата обращения 08.03.2020)

4. МС-21. [электронный источник] - URL: https://avi-asalon.com/ (дата обращения 10.05.2020).

5. Безпалов В.В. Особенности механизма реструктуризации системы управления промышленным предприятием // Интеграл. 2012. № 2. С. 104-105.

6. Голубев М.П., Безпалов В.В. К вопросу реструктуризации системы управления промышленным предприятием // Интеграл. 2012. № 6. С. 92-93.

7. Безпалов В.В. Определение информационной насыщенности при проведении реструктуризации системы управления промышленного предприятия // Инновации и инвестиции. 2013. № 1. С. 204-206.

8. Сысоева Е.В. Прибыль и убыток как финансовые результаты и важнейшие категории деятельности организации в рыночных отношениях // Транспортное дело России. 2015. № 3. С. 24-27.

9. Попова Е.В. Главная цель инновационного законодательства - стимулирование внедрения научных разработок в производство // Инновации. 2010. № 5 (139). С. 45-50.

10. Попова Е.В. КАК Стимулировать внедрение в производство технологий, изобретенных в государственных НИИ и вузах? // Инновации. 2006. № 1 (88). С. 3-6.

11. Попова Е.В. Будущее России - технологическая держава или сырьевой "придаток"? // Инновации. 2007. № 1 (99). С. 3-7.

The strategy of diversification of R&D corporations( Ex. PSC

Irkut corporation) Glebanova А.Yu., Anokhin V.S.

RUDN University

The article is devoted to the problem of launching and carrying out diversification potential in economic activity by the knowledge corporation in the context of increasing entropy of changes in the external environment. This article raises the problem of deployment and improvement of the functioning of strategic management in the corporate sector of Russian organizations, in particular «PJSC Corporation - Regional aircraft", which are engaged in research activities and introduce scientific developments with the aim of increasing income and obtaining the greatest potential for return in the attractive aircraft industry both for the growth of the company in the domestic and world markets, and for the purpose of increasing the reputation of the aviation potential of the Russian Federation on the world stage. The article analyzes the economic activity and introduction of strategic targeting in the activities of PJSC "Corporation" Irkut"-regional aircraft", gives practical recommendations on diversification directions to increase economic efficiency in the domestic and external markets of the aviation industry of the Russian Federation.

Keywords: aviation industry, R&D, strategic management, entropy, environmental uncertainty, corporate sector, diversification, diversification strategy. References

1. PJSC "Sukhoi" and PJSC "Irkut" are designated as centers of

consolidation of the main divisions. [electronic source] - URL: http://www.promweekly.ru/ (accessed 04.14.2020)

2. The quarterly report of PJSC Scientific and Production Corpora-

tion Irkut for the 3rd quarter of 2019.

3. MS-21: from promising to real. [electronic source] - URL: https://rostec.ru/news/ms-21-iz-perspektivnogo-v-realnyy/ (accessed 08.03.2020)

4. MS-21. [electronic source] - URL: https://aviasalon.com/ (accessed 05/10/2020)

5. Bezpalov VV Features of the mechanism of restructuring the

management system of an industrial enterprise // Integral. 2012. No. 2. S. 104-105.

6. Golubev M.P., Bezpalov V.V. On the issue of restructuring the

management system of an industrial enterprise // Integral. 2012. No. 6. S. 92-93.

7. Bezpalov VV Determination of information saturation during the

restructuring of the industrial enterprise management system // Innovations and Investments. 2013. No. 1. S. 204-206.

8. Sysoeva E.V. Profit and loss as financial results and the most

important categories of organization activity in market relations // Transport business of Russia. 2015. No. 3. P. 24-27.

9. Popova E.V. The main goal of innovative legislation is to stimulate

the implementation of scientific developments in production // Innovations. 2010. No. 5 (139). S. 45-50.

10. Popova E.V. HOW TO STIMULATE THE INTRODUCTION TO PRODUCTION OF TECHNOLOGIES INVENTED IN STATE RESEARCH INSTITUTIONS AND HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS? // Innovation. 2006. No. 1 (88). S. 3-6.

11. Popova E.V. Is the future of Russia a technological power or a raw material "appendage"? // Innovation. 2007. No. 1 (99). S. 37.

<

m

о

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.