Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ УЗБЕКИСТАНА КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА (ПОСВЯЩАЕТСЯ 4 ЛЕТИЮ ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ)'

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ УЗБЕКИСТАНА КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА (ПОСВЯЩАЕТСЯ 4 ЛЕТИЮ ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ПОРТАЛ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ / ПАРЛАМЕНТСКИЙ НАДЗОР / ТЕХНОПАРКИ / ПРОФИЛАКТИКА / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОЦЕДУРА / КОРРУПЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ГЕНОМ / ОБРАЩЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / МОНИТОРИНГ / КОРПУС ХАБЕАС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якубов А.Т.

В статье описаны положения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы и Послания Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева Олий Мажлису Республики Узбекистан, содержание и сущность принятых Государственных программ. Подробно проанализированы особенности нового периода, изменившаяся политика и реальные шаги, результаты полноценной реализации Стратегии действий на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF ACTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN AS THE LEGAL BASIS OF THE NEW UZBEKISTAN (DEDICATED TO THE 4TH ANNIVERSARY OF THE ADOPTION OF THE STRATEGY OF ACTION)

This article describes the provisions of the Strategy of actions on five priority directions of development of Uzbekistan for 2017-2021, and the message of the President of the Republic of Uzbekistan sh. M. Mirziyoyev to the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan, the content and essence of the adopted State programs.The features of the new period, the changed policy and real steps, the results of the full implementation of the Action Strategy in practice are analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ УЗБЕКИСТАНА КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА (ПОСВЯЩАЕТСЯ 4 ЛЕТИЮ ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ)»

Якубов А.Т. юрист

старший преподаватель

КарГУ

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ УЗБЕКИСТАНА КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА (ПОСВЯЩАЕТСЯ 4 ЛЕТИЮ ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ)

Аннотация: В статье описаны положения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы и Послания Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева Олий Мажлису Республики Узбекистан, содержание и сущность принятых Государственных программ. Подробно проанализированы особенности нового периода, изменившаяся политика и реальные шаги, результаты полноценной реализации Стратегии действий на практике.

Ключевые слова: Стратегия, Конституция, Президент, Президентский портал, Электронное правительство, Виртуальная приемная, Парламентский надзор, Технопарки, Профилактика, Дорожная карта, Общественный контроль, Просвещение, Процедура, Коррупция, Административный геном, Обращение, Инвестиции, Мониторинг, Корпус Хабеас.

Yakubov A. T. lawyer senior lecturer KarGU

STRATEGY OF ACTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF UZBEKISTAN AS THE LEGAL BASIS OF THE NEW UZBEKISTAN (DEDICATED TO THE 4TH ANNIVERSARY OF THE ADOPTION OF

THE STRATEGY OF ACTION)

Abstract: This article describes the provisions of the Strategy of actions on five priority directions of development of Uzbekistan for 2017-2021, and the message of the President of the Republic of Uzbekistan sh. M. Mirziyoyev to the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan, the content and essence of the adopted State programs. The features of the new period, the changed policy and real steps, the results of the full implementation of the Action Strategy in practice are analyzed in detail.

Key Words: Strategy, Constitution, President, Presidential Portal, E-government, Virtual Reception, Parliamentary Oversight, Technology Parks,

Prevention, Roadmap, Public Control, Education, Procedure,Corruption, Administrative Genome, Appeal, Investment, Monitoring, Habeas Corpus.

Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы начала новый этап развития. Стратегия действий призывает каждого гражданина жить и работать в атмосфере открытости и прозрачности. Этот нормативно-правовой документ является важным механизмом непрерывного развития общества, который полностью обосновывает путь построения демократического правового государства в нашей стране в полном соответствии с содержанием и сущностью положений, установленных Конституцией Республики Узбекистан. В своих первых выступлениях Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выдвинул идею о том, что «народ не должен служить государственным органам, а государственные органы должен служить своему народу», «Если народ будет богат, то и государство будет богатым и могущественным». Это означает, что в Узбекистане строится правовое демократическое государство, главными ценностьями которого являются справедливость, закон, демократия и интересы народа.

Новый Узбекистан - на основе нового мировоззрения вошли новые выражения, такие как «Народная приемная», «Президентский портал», «Приемная премьер-министра», «Электронное правительство», «Виртуальная приемная», «Связь с народом», «Критический анализ», «Строгая дисциплина», «Личная ответственность», «Крепость справедливости», «Справедливость и духовность», «Парламентский контроль», «Гарантированная безопасность», «Технопарки», «Профилактика», «Дорожная карта», «Общественный контроль» и др, которые становятся неотъемлемой частью нашей общественно-политической жизни.61.

Статья 2 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами. »"62.

С конца 2016 года на повестке дня стоит главный принцип нашей страны - служение людям и подотчетность им. Реализация этого принципа систематически обеспечивается на практике, руководители государственных органов, хокимы районов, городов и областей отчитываются перед районными, городскими, областными Советами народных депутатов, обращаются к народу.

По-настоящему подходить к людям, решать самые насущные проблемы, жить с болью и заботами наших людей, выражая словами Президента Шавката Мирзиёева, жить в гармонии с народом, удовлетворенность нашего народа государством - это практический результат

61М.Бекмуродов, К^.Куронбоев, Л.Тангриев. Хдракатлар Стратегияси асосида жадал таравдиёт ва янгиланиш сари. Тошкент, 'Т^улом" нашр. 2017 й. 9-12; 20-22;31-34 бет.

62 Узбекистон Республикасининг Конституцияси. Тошкент. "Узбекистон" нашриёти, 2020 йил, 2-модлда, 4-бет.

существования любого правительства, содержания и сути его деятельности, полномочий.

Анализ показывает, что особенности Стратегии действий на 2017-2020 годы, открывшей новую эру, заключаются в следующем:63

- мечты и надежды нашего народа планомерно реализуются в соответствии с его возможностями;

- тот факт, что народ является единственным источником государственной власти, получает все большее распространение на практике;

- люди смотрят на государство с полной уверенностью в решении своих проблем;

- народ искренне чувствует, что государство на практике доказывает прочную организацию общества и его гарантированное, справедливое и надежное управление в установленном порядке;

- доверие и надежда людей на государство растет;

- наши люди признают эффективность реализации правил, изложенных в Стратегии действий, и соответствующих законов, постановлений, государственных программ, принятых для обеспечения их реализации на практике, последовательно действуя на основе критического анализа, строгой дисциплины, личной ответственности;

- началась систематическая работа с людьми, налажено систематическое решение проблем по домам, по семьям, сотрудничество и реальная поддержка;

- стало очевидным преобладание тенденции опираться на фактор просвещения в последовательном развитии всех сфер;

- возрастает активное участие всех слоев населения в обеспечении реализации государственных программ, принятых на основе правил, изложенных в Стратегии действий;

- социальное партнерство государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, агентств начало давать качественные результаты;

- растет чувство патриотизма, уверенность в завтрашнем дне Родины, способность улучшать собственную жизнь что у каждого гражданина сильная связь с судьбой Родины;

- основанный на идее «Человеческие интересы превыше всего» все более очевидным становится приоритет интересов народа и человека над интересами государства;

- серьезное внимание уделяется теории консенсуса в управлении государством и обществом, и она дает свои результаты;

- Пять приоритетных направлений, изложенных в Стратегии действий, взаимно совместимы, каждый из которых разрабатывается на основе индивидуального внимания, серьезного внимания и согласованности;

63М.Бекмуродов, К^.Куронбоев, Л.Тангриев. Хдракатлар стратегияси асосида жадал таравдиёт ва янгиланиш сари. Тошкент, 'Т^улом" нашр. 2017 й. 9-12; 20-22;31-34 бет.

- В нашей стране становится все более очевидным идея «Основа государства - закон, а девиз лидера - справедливость».

Положения Государственных программ на 2017-2020 годы, принятые на основе пяти приоритетов, изложенных в Стратегии действий, были полностью реализованы, и в результате были предприняты реальные шаги на пути к новому Узбекистану. Это видно в следующем:

1. Единая государственная политика была запущена по пяти приоритетным направлениям, обозначенным в Стратегии действий.

2. Налажено взаимодействие государственных и негосударственных структур, запущен практический механизм их служения обществу.

3. Узбекистан проводит единую экономическую политику, основанную на экономических потребностях и условиях.

4. Сотрудничество с соседними странами, такими как Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан, а также с другими зарубежными странами, является эффективным и приносит результаты.

5. Сфера дошкольного образования получила дальнейшее развитие и совершенствование.

6. Коренным образом реформирована судебная система.

7. Еще больше усилилось внимание к науке.

8. Слушать людей, работать с их обращениями стало жизненной необходимостью.

9. В Узбекистане созданы и начали эффективно действовать свободные индустриальные зоны.

10. Права предпринимателей стали надежнее защищаться.

11. Разработаны и реализуются соответствующие программы по полноценному обеспечению населения питьевой водой, газом, углем, электричеством и транспортом.

12. У наших людей сформировались навыки чтения.

13. В нашей стране установлено, что каждому из нас, кем бы мы ни были, в какой сфере мы работаем, прежде всего жизненно необходимо быть педагогом, этот вопрос ставится как приоритетный и на уровне государственной политики.

14. Для приведения качества образования в соответствие с международными критериями и стандартами в нашей стране приняты указы Президента и специальные программы в этих сферах, их реализация обеспечивается на практике и осуществляется строгий контроль.

15. Республика Узбекистан неуклонно поднимается и укрепляется по принципу «От национального возрождения к национальному возвышению», «Новый Узбекистан - новое мировоззрение».

Полное отражение проводимой в стране государственной политики под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката

Миромоновича Мирзиёева в Стратегии действий и ее реализация в 2017-2021 годах приведет к следующим результатам:64

• будет построено демократическое государство, основанное на верховенстве закона, сильное гражданское общество и сформировано народное государство.;

• государство начинает полноценно служить народу и процесс ставится под общественный контроль;

• механизм обеспечения мира, прав и свобод людей, обеспечения их безопасности заработает в полную силу;

• в нашей стране все сферы начнут работать полноценно и эффективно на основе просвещения;

• Каждая из сфер будет работать на основе взаимного сотрудничества и солидарности, способствуя приоритетному развитию и прогрессу государства;

• патриотизм становится основой всех усилий, реформы - духовной движущей силой государства;

• патриотизм становится основой всех усилий, реформы - духовной движущей силой государства;

• возрастет престиж, достоинство, престиж людей среди народов других стран, нация начнет складываться как нация;

• в нашей стране не будет неэффективных, отсталых и убыточных предприятий, а также руководителей и сотрудников;

• предпринимательство становится активным предпринимательством. Каждый руководитель будет организатором, бизнесменом, предпринимателем;

• безработица будет устранена;

• экспортный потенциал страны стремительно растет;

• в стране и дальше будет развиваться внутренний и зарубежный

туризм;

• количество государственных, негосударственных, коммерческих, некоммерческих предприятий, организаций, учреждений увеличится, а также увеличится общее количество налогоплательщиков;

• государство уделяет больше внимания молодежи;

• Изобилие продуктов питания и промышленных товаров, производимых в нашей стране, будет и дальше обеспечиваться исходя из нужд и потребностей нашего народа;

• равнодушие, равнодушие, ложь, мошенничество, вымогательство в обществе будут устранены;

• В нашей стране будет неуклонно обеспечиваться и развиваться межнациональное согласие и религиозная толерантность;

64М.Бекмуродов, ККуронбоев, Л.Тангриев. Хдракатлар Стратегияси асосида жадал таравдиёт ва янгиланиш сари. Тошкент, 'Т^улом" нашр. 2017 й. 9-12; 20-22;31-34 бет.

• Приоритеты, изложенные в Стратегии действий, будут полностью реализованы на практике.

В «Год науки, просвещения и развития цифровой экономики» Стратегии действий были приняты следующие приоритетные меры для обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебной системы65:

1. Были усилены гарантии, направленные на обеспечение полной независимости судей, а правовая база статуса судей была улучшена.

2. Сформирована правовая основа деятельности органов судейского сообщества, демократически организована деятельность квалификационных комиссий судей.

3. Создан институт пересмотра законности, действительности и справедливости судебных решений.

4. Улучшено материально-техническое состояние судей и усилены социальные гарантии деятельности судей.

5. Реформирована система регистрации для обеспечения надежной защиты прав и свобод граждан.

6. Введен институт «предварительного слушания» на стадии назначения уголовного дела к производству.

7. Усовершенствован упрощенный порядок проведения процессуальных действий в уголовном процессе, дознании, предварительном следствии и судопроизводстве.

8. Усилены меры ответственности за экологические правонарушения и жестокое обращение с животными.

9. Дела об административных правонарушениях переданы в уголовные суды.

10. Улучшено участие прокурора в работе судов.

11. Создан отдельный государственный орган по противодействию коррупции.

12. Деятельность правоохранительных органов в сфере общественной безопасности вышла на качественно новый уровень.

13. Совершенствовались юридическая наука и образование, получила дальнейшее развитие система подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров.

14. Отрегулированы отношения в сфере государственной регистрации геномов.

15. Состоялся второй международный юридический форум ТаБЬкеп1;Ьа,№8рп^.

16. Новая идея «Общество - инициатор реформ» все чаще входит в нашу повседневную деятельность:

65Узбекистон Республикаси Президентининг 2020 йил 2 мартдаги ПФ-59-53-сон Фармонига илова: 2017-2021 йилларда Узбекистон Республикасини ривожлантиришнинг бешта устувор йуналиши буйича Хдракатлар Стратегиясини "Илм, маърифат ва равдмли щтисодиётни ривожлантириш йили"да амалга оширишга оид Давлат Дастури. Тошкент, 2020 йил, 2 март. ПФ-59-53-сон. 58-65-бетлар.

17. Усовершенствована система работы с правовой статистикой.

Кроме того, все предусмотренные Государственной программой на 24 января 2020 года меры по четырем другим приоритетным направлениям, обозначенным в Стратегии действий, реализовывались на практике на систематической и последовательной основе.

Наряду с объективной, разумной и справедливой оценкой проделанной работы в Послании Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года66:

- новые задачи в совершенствовании системы государственного и общественного строительства;

- текущие направления обеспечения верховенства закона;

- внедрение рыночных механизмов в экономику - основа долгосрочного устойчивого роста;

- задачи в развитии социальной сферы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- безопасность, межнациональное согласие и религиозная терпимость, приоритеты внешней политики.

Короче говоря, обозначена роль патриотизма как высшего символа человечности, огромные и ответственные задачи:

1. Достижение эффективности государственного управления является приоритетом;

2. Обеспечение верховенства закона в государственном управлении и совершенствование системы противодействия коррупции;

3. Направления реформирования судебной системы и совершенствования системы противодействия коррупции;

4. Механизмы применения нестандартных методов сокращения бедности;

5. Снижение государственного участия в экономике;

6. Актуальные вызовы в развитии бизнеса, привлечении инвестиций и формировании здоровой конкурентной среды;

7. Макроэкономическая стабильность - прочная основа экономических реформ;

8. Поддержка молодежи и укрепление здоровья населения;

9. Социальное развитие и здоровый образ жизни;

10. Обеспечение межнациональной дружбы и межрелигиозной толерантности;

11. Подробно освещены новые задачи в области эффективной внешней политики.

Проблемы в государственном управлении включают чрезмерную централизацию принятия решений в деятельности министерств и ведомств, отсутствие четкого определения их задач и, следовательно, их дублирование, неспособность лидеров проявлять инициативу в решении проблем, отсутствие

66Узбекистон Республикаси Президента Шавкат Мирзиёевнинг 2020 йил, 29 декабрдаги Олий Мажлисга Мурожаатномаси. Тошкент, 2020 йил.

лидерских навыков, отсутствие решимости или коррупции, было четко указано, что работы по информированию населения, чиновникам, разъяснению им сути документа было недостаточно.

Глава государства Ш.М.Мирзиёев отметил, что есть проблемы в текущих сферах обеспечения верховенства закона, и что не все местные руководители понимают содержание нормативных правовых актов, принятых во всех сферах за последние 4 года.

В обращении поднимаются самые острые, болезненные, актуальные вопросы, связанные с развитием нашей страны, и намечаются пути решения этих проблем.

Президент Республики Ш.М.Мирзиёев в Послании сказал, что должна быть прочная правовая база для эффективного государственного управления; наличие государственных органов с конкретными задачами и полномочиями; иметь квалифицированных, образованных, инициативных руководителей и сотрудников государственных органов, подчиняющихся только закону;

Самое главное - это сильная исполнительная дисциплина, активное и сознательное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, при этом опора на общественность имеет особое значение.

В Послании говорится о создание института «Постоянный представитель неправительственных некоммерческих организаций» в Законодательной палате Олий Мажлиса, создание Республиканского общественного совета женщин, внедрение системы «Общественный мониторинг», «Общественные слушания», правила предоставления председателю махалли права включать вопросы, которые должны быть рассмотрены на заседании местного совета. Также было заявлено, что «Махалля - это светлое лицо нашего общества и зеркало совести»67.

Президент Мирзиёев подчеркнул, что самым большим препятствием для обеспечения верховенства закона является эффективное использование пропаганды в борьбе с коррупцией, необходимость вакцинировать всех с раннего возраста «вакциной честности», использование открытости и прозрачности в борьбе с ней.

Было четко заявлено, что в борьбе с коррупцией будет полностью реализовано создание открытой системы отбора и найма персонала для государственной службы, а набор на государственную службу в государственных органах и организациях будет осуществляться на открытой и независимой основе.конкуренция.

В области дальнейшей демократизации и либерализации судебной системы, повышения эффективности судебной системы, правоохранительных и надзорных органов в реформировании судебной системы:

67 Узбекистон Республикаси Президента Шавкат Мирзиёевнинг 2020 йил 29 декабрдаги Олий Мажлисга Мурожаатномаси. Тошкент, 2020 й.

1. Гарантированная защита прав и свобод человека и дальнейшее развитие института хабеас корпус;

2. Организационные реформы в судебной системе;

3. Было отмечено, что реализация конкретных, правовых мер по социальной защите сотрудников, работающих в судебной системе.

Президент отметил, что в 2020 году 74% осужденных были приговорены к лишению свободы. Помилованы 616 граждан, отбывающих наказание и твердо идущих по пути выздоровления. В результате обеспечения независимости судебной власти только в 2020 году оправдано 719 граждан.

В целом можно сказать, что достижение пяти приоритетных направлений, обозначенных в Послании, важно для нашего будущего. Эффективность этих задач - это действующая правовая база для создания прочной основы нового Узбекистана и начало третьего возрождения в нашей стране.

Использованные источники:

1. Узбекистон Республикасининг Конституцияси. Тошкент. "Узбекистон", 2020 й. 2-модда, 4-бет.

2. Узбекистон Республикасини янада ривожлантириш буйича Хдракатлар стратегияси туFрисида. Узбекистон Республикаси Президен-тининг 2017 йил 7 февралдаги ПФ-4947 Фармони.

3. Узбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг 2020 йил 29 декабрдаги Олий МажлисгаМурожаатномаси. Тошкент, 2020 й.

4. Узбекистон Республикаси Президентининг 2020 йил 2 мартдаги ПФ-59-53-сон Фармонига илова: 2017-2021 йилларда Узбекистон Республикасини ривожлантиришнинг бешта устувор йуналиши буйича Хдракатлар Стратегиясини "Илм, маърифат ва ракамли иктисодиётни ривожлантириш йили"да амалга оширишга оид Давлат Дастури. Тошкент, 2020 й. 2 март. ПФ -59-53-сон. 58-65-бетлар.

5.2017-2021 йилларда Узбекистон Республикасини ривожланти-ришнинг бешта устувор йуналиши буйича Хдракатлар стратегиясини "Халк билан мулокот ва инсон манфаатлари йили"да амалга оширишга оид Давлат Дастурини урганиш буйича илмий-услубий рисола. Тошкент, 2017 й. "Маънавият" нашр. Муаллифлар жамоаси. 20-31;33-40-бетлар.

6. М.Бекмуродов, ККуронбоев, Л.Тангриев. Хдракатлар стратегияси асосида жадал тараккиёт ва янгиланиш сари. Тошкент, 'Т^улом" нашр. 2017 й. 9-12; 20-22;31-34 бет.

7. М.Бекмуродов, О.Хусанов, Д.Рахимова, А.Юлдашев, А.Жалилов, Н.Умарова, Х.Хайитов, А.Исламкулов, Ш.Асадов, Д.Бекчанов "Янги Узбекистон - янгича дунёкараш". Рисола. Тошкент, 2021 й. 6-7;15-22-25. бетлар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.