Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ БУНКЕРНОЙ КОМПАНИИ РФ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

СТРАТЕГИЯ БУНКЕРНОЙ КОМПАНИИ РФ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бункерный рынок / бункеровочная компания / стратегия / IMO 2020 / COVID-19 / санкции / кризис / bunker market / bunkering company / strategy / IMO 2020 / COVID-19 / sanctions / crisis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжков Дмитрий Юрьевич, Афанасьев М.В.

В статье автор рассматривает специфику бункерного рынка РФ, его текущие вызовы и проблемы. Обозначены особенности деятельности на рынке и дана характеристика последних событий, которые оказали существенное влияние на отрасль. В конце автором сформирован вектор развития бункерной компании и определён комплекс действий, которые способствуют эффективной деятельности в текущих рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the author examines the specifics of the bunker market of the Russian Federation, its current challenges and problems. The features of market activity are outlined and the characteristics of recent events that have had a significant impact on the industry are given. In the end, the author formed the development vector of the bunker company and defined a set of actions that contribute to effective operation in the current market conditions.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ БУНКЕРНОЙ КОМПАНИИ РФ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

УДК 005.21

СТРАТЕГИЯ БУНКЕРНОЙ КОМПАНИИ РФ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Рыжков Дмитрий Юрьевич, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

E-mail: dima.ryzhkov1501@mail.ru

Научный руководитель: Афанасьев М.В., Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

E-mail: afanasiev_mv@spbstu.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает специфику бункерного рынка РФ, его текущие вызовы и проблемы. Обозначены особенности деятельности на рынке и дана характеристика последних событий, которые оказали существенное влияние на отрасль. В конце автором сформирован вектор развития бункерной компании и определён комплекс действий, которые способствуют эффективной деятельности в текущих рыночных условиях.

Abstract. In the article, the author examines the specifics of the bunker market of the Russian Federation, its current challenges and problems. The features of market activity are outlined and the characteristics of recent events that have had a significant impact on the industry are given. In the end, the author formed the development vector of the bunker company and defined a set of actions that contribute to effective operation in the current market conditions.

Ключевые слова: бункерный рынок, бункеровочная компания, стратегия, IMO 2020, COVID-19, санкции, кризис.

Key words: bunker market, bunkering company, strategy, IMO 2020, COVID-19, sanctions, crisis.

Введение. Развитие международной торгового судоходства способствует развитию современной мировой экономики, которая в свою очередь, стимулирует развитие: судостроения, морских путей, портовой инфраструктуры, экономики отдельных регионов и стран. В структуре международной торговли на долю морского транспорта приходится не менее 70% объёмов грузовых перевозок [9].

Актуальность. Для нормального и беспрерывного функционирования деятельности российских и международных морских операций суда должны быть обеспечены топливом, данные операций называются бункерными.

Основная часть. Бункерные операции (бункеровка) - операции по обеспечению поставки морских транспортных средств топливом, иными

словами, это заправка судовым топливом в ёмкости танкера. В данном случае отгрузка топлива происходит не в целях грузоперевозки, а для материально-технического снабжения.

Фактически бункерный рынок обеспечивает работу всему международному судоходству. Главной целью бункеровки является пополнение и поддержание необходимого уровня топлива, необходимого для эксплуатации судна. В морской терминологии судно, которое осуществляет бункеровку называют бункеровщиком. Иными словами, это танкер, занимающийся бункеровкой принимающего судна (бункеруемым судном).

На текущий момент классификация бункерного топлива выглядит следующим образом:

1. Дистиллятное топливо (MGO, MDO).

2. Топливо со сверхнизким содержанием серы, не более 0,1% (ULSFO).

3. Топливо с очень низким содержанием серы, не более 0,5% (VLSFO).

4. Мазуты, содержание серы не более 3,5% (HSFO).

5. СПГ.

6. Прочие топлива.

Основные регионы потребления судового топлива в России разделяют между собой:

1. Северо-запад с крупнейшим базисом портом Санкт-Петербург.

2. Чёрное море с крупнейшим базисом портом Новороссийск.

3. Дальний Восток с крупнейшим базисом портом Владивосток.

Характеристика бункерного рынка РФ

Одной из характерный черт бункерного рынка РФ является высокая степень консолидации между дочерними обществами вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). На их долю приходится около 70% рынка, и она увеличивается с каждым годом. Помимо ВИНКов есть ряд крупных независимых компаний, которые успешно ведут свою деятельность, как правило, один игрок сосредоточен на определённом регионе деятельности. Мелким независимым компаниям все тяжелее конкурировать с подразделениями ВИНК и крупными независимыми компаниями, и они вынуждены уходить с рынка [9].

Поскольку бункерное топливо является производным продуктом от сырой нефти, цены на него зависят не только от спроса и предложения в порту потребления, но и от мировых цен на нефть.

Для российского рынка характерна ценовая привязка к котировкам мировых ценовых агентств (S&P Global, Argus). Так, к примеру, при формировании цены судового топлива в Северо-Западном регионе бенчмарком могут выступать котировки судового топлива в портах Amsterdam, Rotterdam, Antwerp (регион ARA). Учитывая текущее геополитическое положение РФ, эффективность привязки к Европейским котировкам ставится под сомнение, но эта проблема не исключительно бункерного рынка, а рынка нефтепродуктов РФ в целом.

Помимо этого, существует чёткая ценовая сегментация по регионам сбыта. Разница в стоимости 1 тонны бункерного топлива категории VLSFO в северных

портах РФ и портах Чёрного моря может достигать более 50$. Дифференциал между ценами на судовое топливо западной части России и Дальним Востоком ещё выше.

; СООТНОШЕНИЕ ЦЕН НДМСО 6 пост« влади восток и ы и гагтур (;ог!-го2)гг| V™ /\ У\ / _ СООТНОШЕНИЕ ЦЕННАУ15Г0 в тогах шди восток н сингал» ¡ии-мш) *

1™ /\ 1 -

) V/

Г*. ;

|

I И«« П*м и-« имр 11а1 им и* фч

СООТНОШЕНИЕ ЦЕНКАМОО 1 6 ПОРТАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И РОТТЕРДАМ (2021-2022«) м» СМГНШМКЕЦЕННА1ТЯ0 в ПСт С*Ш41тК№Г И ШЕ РДАМ (!М!-20!2л| 1 * * 1 *

1 * «

|; ; V *

— !в * <

/ 1 | ь. _ *

_ъ * » «

1 им Ц «м 11 н* Па* Им1 ич им и« ин « : 1 1 «

Рис. 1 Динамика цен на бункерное топливо в 2022 г. [6]

Текущие вызовы перед бункерным рынком РФ

За последние несколько лет бункерный рынок столкнулся с целым рядом проблем, которые сильно повлияли на деятельность нефтяных компаний.

В январе 2020 года вступили в силу новые требования Международной морской организации 1МО. Для уменьшения вредных выбросов в атмосферу допустимым значением содержания серы в судовом топливе стало менее 0,5%, вместо 3,5%. Наиболее распространенный продукт для реализации -высокосернистый мазут (HSFO) стал выходить за рамки новых экологических требований.

На сегмент бункеровки приходилось около 50% сбыта сернистого мазута. Следственно изменения затронули не только рынок бункеровки, но и деятельность нефтеперерабатывающих заводов и нефтяного рынка в целом. Существует 3 основных способа адаптации к ужесточенным экологическим нормам [8].

I. Использование скрубберов. Суда, оснащённые данным оборудованием, могут использовать в качестве топлива высокосернистый мазут, так как выбросы оксидов серы, благодаря, скрубберам будут равняться выбросам с судов использующим низкосернистый мазут. Экономическая целесообразность использования скрубберов обусловлена тем, что судно может приобретать высокосернистый мазут, который существенно дешевле низкосернистых топлив и средних дистиллятов. Основным недостатком является стоимость

оборудования. Средняя цена составляет, в зависимости от класса судна, 4-5 млн. долл. Помимо высокой цены, доставка и установка скруббера на судно может занимать от 6 месяцев до 2-х лет. По прошествии времени экономический эффект от использования скруббера оказался не столь значителен как ожидалось и на данный момент судов, оснащенных скруббером, абсолютное меньшинство.

II. Использование сжиженного природного газа. СПГ экологичен, а котировки существенно ниже котировок дистиллятных аналогов, что даёт ему несомненное преимущество. Ещё одним его плюсом, является экономичность, СПГ экономит 15-20% расходуемого топлива. С каждым годом растёт количество судов на СПГ, которые опережают динамику флота в целом. Аналитики S&P Global Platts прогнозируют увеличение этой доли СПГ-топливо до 7% в общемировом объеме рынка к 2030 году. Основным минусом полноценного перехода на СПГ является недостаток необходимой дорогостоящей инфраструктуры. Помимо этого, прекращаются заходы в российские порты большинства иностранных судов на СПГ, в связи с санкциями. На текущий момент в РФ существует только один полноценный СПГ бункеровщик «Дмитрий Менделеев», который входит в состав флота Газпромнефти [4].

II. Использование «гибридных» топлив, которые получаются в результате компаундирования различных видов нефтепродуктов. Такое смешение даёт в результате топливо с содержанием серы до 0,5%.

Следующим серьезным шоком для бункерного рынка стала пандемия COVID-19 и всеобщее снижение деловой активности.

Карантинные ограничения, вызванные пандемией, вызвали спад мобильности населения, которые привели в свою очередь снижение спроса на нефть и нефтепродукты. Помимо снижения активности судовладельцы столкнулись с ограничениями в найме экипажей, доставке снабжения и оборудования на суда. Порты столкнулись с беспрецедентным количеством судов, стоящих на якоре, и суда выстраивались в очередь в ожидании места для разгрузки груза.

Особенно сильно пострадал круизный сектор и пассажирские перевозки. Другие секторы также пострадали, но в целом торговля продолжалась.

По мере адаптации к условиям пандемии и возобновления производственной деятельности постепенно начал восстанавливаться спрос на морские грузоперевозки, а соответственно спрос на судовое топливо.

Следующим серьезным вызовом для российского бункерного бизнеса стало начало специальной военной операции на Украине.

Для рынка бункеровки главной проблемой является уход иностранных игроков с рынка, а именно: транспортных компаний, судовладельцев, нефтетрейдеров. После начала СВО резко сократилось число иностранных судозаходов в российские порты. Ярким примером служит датская компания Maersk - мировой лидер контейнерных перевозок, которая ушла с рынка РФ в 2022 году.

На долю валютных бункеровок приходятся основной объём продаж, а соответственно прибыль бункеровочных компаний. Российские судовладельцы не могут в полной мере компенсировать снижение объёмов бункеровок.

После ввода санкций на банковский сектор существуют различные проблемы с оплатой за валюту по уже совершенным поставкам, что увеличивает дебиторскую задолженность и негативно влияет на деятельность компаний.

Помимо явного снижения спроса, вызванного снижением судозаходов наблюдается «страх» иностранных компаний покупать российское топливо не только для перепродажи, но и для использования в собственных нуждах, то есть для бункеровки судов. Строгого запрета на использования российского бункеровочного топлива нет, однако многие иностранные судовладельцы опасаются покупать его у российских компаний из-за санкционных опасений в перспективе. Это проблема не только ВИНКов, которые находятся в санкционных списках, но и мелких организаций, на которые санкционные ограничения не распространяются.

Уход с рынка иностранными компаниями вызваны в основном политическими мотивами, а не экономической целесообразностью, не только для российского бизнеса, но и для западных судовладельцев, так как аналогичное топливо в российских портах стоит зачастую дешевле, чем в европейских.

Стратегия бункеровочной компании

Как было сказано ранее за последние несколько лет бункерный бизнес в России пережил несколько крупных шоков, которые во многом оказали негативное влияние на отрасль.

Российский бизнес перешёл, хоть и не без сложностей, на более экологически чистые виды топлив и успешно работает в рамках новых стандартов. Пандемия СОУГО-19 официально закончилась, согласно заявлению ВОЗ. В связи с этим наиболее острой проблемой для отрасли являются последствия давлений западных государств, в результате чего снижается спрос на российское топливо.

В 2022 году в отношении России было предпринято беспрецедентное количество санкций, которые существенно изменили имеющееся геополитическое положение РФ. Введенные санкционные ограничения ознаменовали новый виток развития российской международной торговли.

Антироссийские санкции полностью закрыли для российских торговых судов порты Великобритании и США, а после введения торгового эмбарго на российские нефть и нефтепродукты, для РФ практически закрыли порты ЕС. Однако на фоне «увядания» морских торговых перевозок в Европу, российский торговый флот нарастил судозаходы в порты Азии.

Кардинально изменяя направление внешней торговли, будет изменяться направления судозаходов морского транспорта в ключевые точки погрузки/ разгрузки товара - морские торговые порты, которые являются основным местом бункеровки.

В связи с этим предлагаются следующие шаги для эффективного ведения деятельности в текущих геополитических реалиях:

1. Выход на Восточные регионы сбыта.

2. Развитие и заключение долгосрочный контрактов с российскими потребителями судового топлива.

Торговый оборот с Европой и Азией за 9 мес 2022 и 2023 млрд. доля США

405,293

344,24

ЕВРОПА ■ АЗИЯ

202! 2023

Рис. 2 Торговый оборот с Европой и Азией за 9 мес 2022 и 2023 млрд. долл. США (составлено автором на основании [7])

Порты Дальневосточного бассейна являются наиболее привлекательными за счёт увеличивающегося количества судозаходов. За первое полугодие 2023 года на 30% увеличились контейнерные грузоперевозки через порты Дальнего Востока. Импорт увеличился на 36%, экспорт на 11% [5].

Увеличение судозаходов связано в первую очередь с западными санкциями и общей переориентацией российского экспорта с Запада на Восток. Помимо этого, на Дальнем Востоке заметно слабее ощущается давление санкций, однако все же присутствует для китайских и корейских компаний за торговлю с Россией. Стоит отметить, что переориентация затронула не только РФ, а наблюдается всеобщий сдвиг активности мировой бункеровочной деятельности на Дальний Восток, который только усилился за последние 2 года. Помимо этого, в структуре экспорта РФ наблюдается сверхконцентрация по направлениям Индия, Китай, которой не было с 1960-х годов [6].

Главным сложностью реализации бункерного топлива является удаленность дальневосточных портов от большинства НПЗ РФ. За счёт расстояния и логистики конечная стоимость топлива может быть непривлекательной для потребителей.

Интерес также представляют северные порты с крупнейшим из них - порт Мурманск. В августе 2022 года был утверждён план стратегического развития Северного морского пути до 2035 года, согласно которому СМП станет главной транспортной артерией для перевозки грузов между западной и восточной частями России.

План развития включает в себя следующие направления: реконструкция транспортной инфраструктуры, развитие грузовой базы и грузового флота, развитие флота ледоколов, обеспечение безопасной навигации. К 2024 году планируется обеспечить круглогодичную навигацию по СМП.

Данные факторы будут способствовать увеличению судозаходов в северные порты, что в свою очередь приведёт к увеличению спроса на бункерное топливо в данном регионе. Уже на текущий момент через мощности арктических портов осуществляется экспортная перевалка на суда, следующие в Китай.

■ Asia ■ Northern Europe Mediterranean ■ Black Sea Other ■ Unknown

4 million barrels a day

■ I li""«1' 'lis__•_!■■«____lü.llla

Jan 28 Mar 4 Apr 1 Apr 29 Jtin3 JuM Jul 29 Sep 2 Oct 7 Nov 4 Dec 30

Рис. 3 Поставки российской нефти по морю в 2023 (мб/д) [10]

Выход на новые рынки бункеровки довольно капиталоёмкий процесс. Чтобы присутствовать в новом для себя регионы сбыта необходимо обеспечить бесперебойную перевалку и действующий флот для осуществления бункеровок, затраты по которому могут обходиться десятками миллионов рублей в месяц.

В качестве альтернативы можно рассмотреть поставки бункерного топлива по железной дороге для последующей перепродажи сторонними трейдерами. Это позволит вывести свой продукт на новый регион сбыта с минимальными затратами.

Следующим важным шагом для минимизации рисков в связи с уходом иностранных компаний является заключение долгосрочных контрактов с российскими судовладельцами или иными потребителями судового топлива.

В связи с уходом иностранных судоходных компаний, на их замену стали приходить отечественные судовладельцы. Хоть объёмы бункеровок за рубли ниже, чем за валюту, на рынке присутствует множество крупных российских компаний, с которыми долгосрочное сотрудничество будет выгодно.

Большинство сделок на поставку топлива происходит на спотовом рынке. Стоит сделать акцент, что в приоритете именно заключение долгосрочных контрактов на поставку в течение продолжительного периода времени. Это даст гарантии как для бункерных компаний, так и для судовладельцев в исполнении обязательств в течении всего срока действия контракта.

В договоре следует указать вид топлива, месячный объём поставки, а также систему ценообразования на продукции. Поскольку цены на судовое топливо волатильны имеет смысл для заключения долгосрочного контракта использовать формулу цены с привязкой с ценовому бенчмарку. Это исключит манипуляции с ценой при поставках.

Для привязки, как правило, используются котировки иностранных ценовых агентств, однако в текущих реалиях, их прозрачность ставится под большой вопрос. В таком случае можно прибегнуть к ценовым индикаторам,

48482353535323232323232353

которые ежедневно публикует Санкт-Петербургская Международная Товарно-^рьевая Биржа (СПбМТСБ).

Для поиска и мониторинга заказчиков можно использовать электронные торговые площадки (ЭТП). Использование ЭТП даёт возможность быстрого и прозрачного поиска клиентов для сбыта своего ресурса. Зачастую крупным потребителем судового топлива в РФ являются государство и организации ему подконтрольные, заявки которых также отображаются на электронных торгах. В данном случае поставки происходят на тендерной основе в рамках 22Э-ФЗ.

»«*■»—*«■»» ® е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К« 0320400001923000052 я™»«

ГЮТМ41 ТЕПМАВ ЕМОМЧ МЫИЛКСВ ДШЕТИЛЛИТнМе I ЩССйЫР МЧ> 1 ^гнк^им СГДО» 1 V»'1»

ШД МССПЕДМАТСЛЬСкОГО ФЛОТА «ДЕРИЛЬНОЛЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЫОЦЖ£ 1 гПГи ИД111НГ'Г И УЧРЕЖДЕНИИ 'ЩЦ РОССИКС ЮЯ'Л НАУЧНО

ИССЛВДСгвАТ!ЛьГ.КИЙ ИнСТ ИТ 1ГТ РЬФЧОГО хазпмстзд И СЖЕАНОГТАйИН'

© ©

№ 0320400001923 000033 °пр««*»-» пост«««« яи^

Пост »вил топлива сдокго мАЛоаыког о дисткллятдао 1ШССОЫН доля с«** не бале* 0.5 V и бункере*и судов у прочли*

БАЗ* ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ®ПОТА «ДЕТАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО Б*ДЦЖ£ ТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 'ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО

ИССЛбДОВАГЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОИ?ДНПГРДС^И'

@ ©

№ 03 20400001923000022 пост,,««,» ».ерш««,

ГЬХТМИ, ТОЛПММ судового иало*в»*1ЛЧ) ДИСТ|Ы1/ттнОГО доле С*р*ш Н*

Аолн 0,5 V и буыкерааи суд» ■ районе западней Камчлтю* ■ О*отс*ои

БАЗА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЛОТА «ДЕТАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ инст итут рыьнаго хозяйства и океанографии'

Я»*» По— 0 ©

№ 32211857200 "ч™""

Ьун**рОаМ судм гоплиИОМ. их паи и ООДСЙ ■ порту

акционерное аыцЕСтвс -махачкалинский морской торговый гюрт"

Рис. 4 Заявки на поставку бункерного топлива в ЕИС Закупки [2]

Выводы. Бункерный рынок постоянно меняется, особенно в последние годы. Компаниям необходимо принимать оперативные и решительные действия, чтобы эффективно конкурировать на рынке.

За прошедшие несколько лет российский бункерный бизнес претерпел несколько шоков:

1. Переход на экологические виды топлив, в связи с новыми требованиями

IMO.

2. Пандемия COVID-19 и вследствие общее снижение деловой активности.

3. Специальная военная операции и последующие санкции западных

стран.

Последствия санкционного давления мы наблюдаем в настоящем, самым ярким проявлением которого является уход множества иностранных контрагентов с рынка РФ.

В текущих рыночных реалиях основными направлениями развития являются восточные рынки бункеровки в связи с переориентацией российской международной торговли с Запада на Восток, а также сотрудничество с крупными российскими потребителями судового топлива, пришедшими на замену иностранным.

Список использованных источников:

1. Богданова Т.В. Влияние неопределенностей на мировое судоходство в условиях пандемии / Т.В. Богданова, Н.С. Звягинцев // Инновации и инвестиции.

- 2021. - № 12. - С. 49-53. - EDN YCKMFM.

2. ЕИС Закупки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 2l.10.2023.).

3. Нефедова К.А. Особенности формирования маркетинговой стратегии развития предприятия на рынке нефтепродуктов / К.А. Нефедова, А.С. Жарненков // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей V международной научно-практической конференции, Пенза, 05 декабря 2016 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. - С. 175-178.

- EDN XDLETT.

4. Опыт «Газпром нефти» на рынке бункеровки СПГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mrbunker.ru/images/2023/presentation/3-Опыт_ГПН_МБ_на_рынке_бункеровки_СПГ.pdf

5. Перевалка контейнеров через порты Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://portnews.ru/news/351053/ (Дата обращения: 08.10.2023).

6. Сайт Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mrbunker.ru/index.php

7. Сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/

8. Слицан А.Е. Изменения топливных стратегий судоходных компаний в условиях ввода новых требований международной морской организации / А.Е. Слицан, П.П. Ожгихин, А.Н. Ситов // Транспортное дело России. - 2019. - № 6. -С. 99-102. - EDN ZPMBNK.

9. Холопов К.В. Бункерный рынок и бункерные операции как фактор обеспечения международного морского судоходства / К.В. Холопов, О.В. Соколова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 7. - С. 98114. - EDN TZIXSV.

10. Чеботарев Н.Ф. Особенности рынка бункеровки водного транспорта / Н.Ф. Чеботарев // Транспортные системы: безопасность, новые технологии, экология: Международная научно-практическая конференция, Якутск, 16 апреля 2021 года. - Якутск: Якутский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО СГУВТ, 2021. - С. 197-201. - EDN AJREKH.

11. Russia's Oil Flows Slump to 2022-Low as Sanctions Squeeze Moscow [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/ artides/2023-01-03/russia-s-oil-flows-slump-to-2022-low-as-sanctions-squeeze-moscow (дата обращения: 10.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.