Научная статья на тему 'Стратегия бренда города Красноярска'

Стратегия бренда города Красноярска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1022
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ / МИГРАЦИИ / MIGRATION / АРХИТЕКТУРА БРЕНДА / BRAND ARCHITECTURE / BRANDING TERRITORY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вагина Е.А., Михайлов А.В.

На примере новейших данных Красноярскстата о миграционной ситуации в Красноярском Крае показано влияние одного из аспектов бренда территории на миграционные потоки. Таким аспектом выбран уровень удовлетворенности жителей города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BRAND STRATEGY OF THE CITY OF KRASNOYARSK

For example, the latest data of the Krasnoyarsk state statistics Committee on migration situation in the Krasnoyarsk Region shows the influence of one aspect of the brand site on migration flows. In this aspect, the selected level of satisfaction of residents.

Текст научной работы на тему «Стратегия бренда города Красноярска»

Секция «Фундаментальнее и прикладные проблемы гуманитарных наук»

УДК 659.4

СТРАТЕГИЯ БРЕНДА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

Е. А. Вагина Научный руководитель - А. В. Михайлов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lena-vagina@mail.ru

На примере новейших данных Красноярскстата о миграционной ситуации в Красноярском Крае показано влияние одного из аспектов бренда территории на миграционные потоки. Таким аспектом выбран уровень удовлетворенности жителей города.

Ключевые слова: брендинг территории, миграции, архитектура бренда.

THE BRAND STRATEGY OF THE CITY OF KRASNOYARSK

E. A. Vagina Scientific Supervisor - A. V. Mikhailov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: lena-vagina@mail.ru

For example, the latest data of the Krasnoyarsk state statistics Committee on migration Situation in the Krasnoyarsk Region shows the influence of one aspect of the brand site on migration flows. In this aspect, the selected level of satisfaction of residents.

Keywords: branding territory, migration, brand architecture.

Узнаваемость символики (названия, значимые события, факты и т. д.) среди целевых аудиторий (внутренних и внешних) для развития территории играет важную роль. Управление процессами восприятия символики территории, а именно брендинг и бренд-менеджмент, позволяет оптимизировать многие экономические и социально-политические аспекты жизни территории.

Бренд города влияет на множество процессов, из которых состоит жизнь горожан. К таким процессам относятся политическая обстановка в городе, культурные особенности жизни населения, экономическое развитие и, конечно же, регулирование миграционных потоков внутри города и регионе в целом. Красноярск не является исключением. В данной работе рассмотрено то, как бренд города влияет на миграционные процессы в Красноярске: помогает ли он привлекать высококвалифицированных мигрантов на постоянное место жительства и работы или, наоборот, никак не влияет на это.

Вопрос о бренде Красноярского края и Красноярска как территории не до конца понятен, и тем более неясно, какова стратегия его развития в. Как полагают специалисты, понятие бренда территории появилось в маркетинговой концепции, представленной в книге Дональда Хайдера, Филиппа Котлера и Ирвинга Рейна «Маркетинг территорий» в 1993 году. Эти специалисты заявили, что «в современном мире граждане являются потребителями, а территории - товарами» [4].

С этого момента принято отсчитывать историю профессионального продвижения стран, регионов, городов и отдельных территорий в целевых аудиториях. Позднее, с развитием средств коммуникации, ростом конкуренции разные страны начинают применять новые приемы для продвижения территории.

В начале 2000-х годов в России также активизируется тема маркетинга территорий [1].

За последние 15 лет Правительством России инициирован ряд проектов по данному направлению: «Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы»; «Стратегия развития туризма в РФ на период до 2015 года»; «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и др.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Регионы России также включаются в продвижение территорий, в них появляются программы, которые в той или иной степени касаются продвижения территориального бренда. Например, «Концепция системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы». В ней указываются следующие основные направления развития патриотического воспитания края: «создание и укрепление позитивного имиджа Красноярского края как территории с богатой историей и событиями, оказавшими влияние на развитие России» [6].

В настоящее время губернатором Красноярского края В. А. Толоконским создана комиссия по разработке программы стратегического развития экономики и социальной стабильности до 2030 года. В данной программе, которая планируется к публикации в марте, будут прописаны все основные направления развития города Красноярска, от которых зависит бренд нашего города. В настоящее время, Красноярск является городом, в котором с успехом сочетаются прочные социальные традиции и широкое культурное наследие, величественная природа и довольно развитая промышленность.

Территория Красноярского края всегда относилась к регионам активных миграционных процессов, поэтому проблемы, связанные с миграцией населения, для нашего региона и города Красноярска в частности очень актуальны; они оказывают большое воздействие на развитие и проведение экономической политики, культурной среды и все общество в целом.

По данным Красноярскстата, в январе-ноябре 2014 года в Красноярском крае сложилась ситуация, из которой видно, миграция в край растет, за год прирост составил 818 человек [7]. Если учитывать, что миграционные потоки очень активны, то почти тысяча дополнительных жителей - это довольно много. Важно также и то, что практически весь внешний поток мигрантов обеспечивается гражданами из стран СНГ, которые практически всегда являются низкоквалифицированными трудовыми мигрантами. Похожая ситуация и с внутрироссийской миграцией - уехавших из Красноярска людей больше, чем решивших обосноваться в Красноярском крае на постоянное место жительства.

Для того чтобы объяснить сложившеюся ситуацию, мы обратимся к архитектуре бренда. Архитектура бренда территории - это конкретный способ формирования положительного и привлекательного имиджа для каждой из целевых аудиторий путем создания «понятного и доступного» атрибута, или суббренда [5]. Основной проблемой, с которой сталкивается город - как создать крепкий единый бренд, который, с одной стороны, будет значим в разных областях деятельности и для различных целевых аудиторий, а с другой - допустит создание отдельных бренд-коммуникаций для специфических направлений. Целевые аудитории, как известно, бывают разными: жители города, потенциальные инвесторы, туристы и рассматриваемая нами аудитория- мигранты [2].

Для мигрантов очень важен уровень удовлетворенности жителей: ВВП и ВРП, социальные программы поддержки населения и качество предоставления государственных услуг [3]. Очень важны и программы для поддержки иммигрантов. Мировым образцом всех этих показателей можно назвать канадский город - столицу иммиграции - Торонто. 46 % его жителей появились на свет за пределами Канады. При этом ВВП на одного человека в год достигает 20 %, что является невообразимой для россиян цифрой, созданы комфортные условия для прибывших в страну людей и работает множество социальных программ помощи мигрантам. Всё это делает легальную иммиграцию более выгодной, чем незаконное пребывание в Канаде.

В Красноярске мы пока такого не видим. Программы социальной помощи легальным иммигрантам отсутствуют, причем эти люди часто являются высококвалифицированными специалистами. В это же время нелегальные иммигранты находят множество рабочих мест, где не требуются особые знания, но заработную плату они получают очень низкую по сравнению с жителями города.

Жители Красноярска не всегда могут положительно оценить социальную сферу обслуживания города: нередкие скандалы в медицинских учреждениях, сфере ЖКХ, нереальность участия в программах помощи малоимущим (например, жилье для молодых семей) и, наконец, огромные очереди в детские сады не смогут создать в глазах граждан положительного образа, а следовательно, и положительные известности Красноярска для всей России и СНГ. Люди ищут регионы, где, возможно, у них сложится лучшая жизнь.

Несмотря на эти проблемы, город очень привлекателен для выходцев из стран СНГ. Множество бизнесменов в Красноярске с огромным желанием принимают нелегальных мигрантов на работу. Причины, почему они это делают, очень просты - высокая работоспособность сочетается с низкой оплатой. Людям, приезжающим на нелегальные заработки, неважны социальная сфера и уровень жизни, именно поэтому и недостатка в дешевой рабочей силе в Красноярске не наблюдается.

Анализ состава миграционных потоков подтверждает гипотезу о том, что трудовые мигранты из Таджикистана, Казахстана и Узбекистана - основные поставщики дешевой рабочей силы, которая

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

так востребована в нашем городе. Волна украинских мигрантов (около 1000 человек) наверняка происходит из-за сложившийся ситуации на Украине и, возможно, является временным явлением. Скорее всего, большинство приезжих с Украины покинет край после урегулирования конфликта в стране.

Для того чтобы привлекать в Красноярск «нужных» людей, имеющих востребованные специальности и готовых жить здесь постоянно, необходимо корректировать стратегию бренда территории. В первую очередь, это уровень удовлетворенности жизни людей. Социальные программы, особые условия для разных категорий граждан, попытки увеличения уровня ВВП и ВРП - все это поможет создать положительный имидж.

В связи с предстоящей Зимней Универсиадой-2019 в Красноярске возможности по успешному брендингу Красноярска представляются реальными. Например, одним из этапов подготовки к спортивным событиям является строительство и ремонт дорог и магистралей, что, конечно же, поможет жителям быть более мобильными и видеть свой любимый город в ближайшем будущем в более радужном свете.

Библиографические ссылки

1. Визгалов Д. В. Брендинг города. М. : Фонд «Институт экономики города», 2011. 160 с.

2. Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России. СПб. : Питер, 2002. 352 с.

3. Кейт Д. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 382 с..

4. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг территорий: привлечение инвестиций, промышленности и туризма в города, штаты и страны. СПб. : Стокгольмская школа экономики, 1993. 381 с.

5. Стась А. Роль брендинга и реализации стратегии развития территории // Технологии управления маркетингом. 2007. № 1.

6. Указ Губернатора Красноярского края «Об утверждении концепции развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 гг.» от 21.04.2014 № 52-уг [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/465806733 (дата обращения: 07.04.2015).

7. Федеральная служба статистики: Миграция населения [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/population (дата обращения: 02.04.2015).

© Вагина Е. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.