Научная статья на тему 'СТРАТЕГИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

СТРАТЕГИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика промышленности / обрабатывающая промышленность / машиностроительная отрасль / стратегирование / industrial economics / manufacturing industry / engineering industry / strategizing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половян А.В., Лепа Р.Н., Трубчанин В.В., Гриневская С.Н.

В статье приведены стратегические направления развития обрабатывающей промышленности, с конкретизацией по машиностроительной отрасли. Проведены оценка и анализ функционирования промышленного производства и машиностроительной отрасли промышленности в РФ и Донецкой Народной Республики (ДНР). Выявлены существующие проблемы в машиностроительной отрасли, ассоциированные с другими смежными взаимосвязанными промышленными отраслями, производствами, предприятиями, с целью определения оптимальных направлений развития машиностроения. Определены имеющиеся ресурсы, потенциал и перспективные направления развития машиностроительной промышленности ДНР в фарватере развития промышленности РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIZING THE DEVELOPMENT OF THE MANUFACTURING INDUSTRY

The article presents the strategic directions for the development of the manufacturing industry, with specification for the engineering industry. An assessment and analysis of the functioning of industrial production and the machinebuilding industry in the Russian Federation and the Donetsk People's Republic (DPR) was carried out. The existing problems in the machine-building industry, associated with other related interrelated industrial sectors, industries, enterprises, are identified in order to determine the optimal directions for the development of machine-building. The available resources, potential and promising directions for the development of the machine-building industry of the DPR in the wake of the development of the industry of the Russian Federation are determined.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 338.012 JEL O14, R58

СТРАТЕГИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ1

Половян А.В. д-р экон. наук, доцент, директор, ORCID 0000-0001-8570-6202, e-mail: polovyan@yandex.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Лепа Р.Н. д-р экон. наук, профессор, заведующий отделом моделирования экономических систем, ORCID 0000-0001-9232-2493, e-mail: roman.lepa@gmail.com, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Трубчанин В.В. д-р экон. наук, главный научный сотрудник отдела моделирования экономических систем, ORCID 0000-0002-6381-5464, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Гриневская С.Н. канд. экон. наук, с.н.с, ведущий научный сотрудник отдела моделирования экономических систем, ORCID 0000-0002-9324-3962, e-mail: grinsv-13@rambler.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье приведены стратегические направления развития обрабатывающей промышленности, с конкретизацией по машиностроительной отрасли. Проведены оценка и анализ функционирования промышленного производства и машиностроительной отрасли промышленности в РФ и Донецкой Народной Республики (ДНР). Выявлены существующие проблемы в машиностроительной отрасли, ассоциированные с другими смежными взаимосвязанными

промышленными отраслями, производствами, предприятиями, с целью определения оптимальных направлений развития машиностроения. Определены имеющиеся ресурсы, потенциал и перспективные направления развития машиностроительной промышленности ДНР в фарватере развития промышленности РФ.

Ключевые слова: экономика промышленности, обрабатывающая

промышленность, машиностроительная отрасль, стратегирование.

STRATEGIZING THE DEVELOPMENT OF THE MANUFACTURING INDUSTRY

Polovyan A.V. Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Ditector of the Institute, ORCID 0000-0001-8570-6202, e-mail: polovyan@yandex.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

1 Статья подготовлена в рамках темы научных исследований I-01-23 0123Б000003 «Стратегические направления социально-экономического развития до 2033 года» ГБУ «Институт экономических исследований».

© А.В. Половян, Р.Н. Лепа, В.В.Трубчанин, С.Н. Гриневская, 2023

Lepa R.N. Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Economic Systems Modeling, ORCID 0000-0001-9232-2493, e-mail: roman.lepa@gmail.com, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Trubchanin V.V. Doctor of Economic Sciences, Chief research associate of the Department of Economic Systems Modeling, ORCID 0000-0002-6381-5464, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Grinevskaya S.N. Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Leading research associate of the Department of Economic Systems Modeling, ORCID 0000-00029324-3962, e-mail: grinsv-13@rambler.ru, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. The article presents the strategic directions for the development of the manufacturing industry, with specification for the engineering industry. An assessment and analysis of the functioning of industrial production and the machinebuilding industry in the Russian Federation and the Donetsk People's Republic (DPR) was carried out. The existing problems in the machine-building industry, associated with other related interrelated industrial sectors, industries, enterprises, are identified in order to determine the optimal directions for the development of machine-building. The available resources, potential and promising directions for the development of the machine-building industry of the DPR in the wake of the development of the industry of the Russian Federation are determined.

Keywords: industrial economics, manufacturing industry, engineering industry, strategizing.

► Введение. Процесс стратегирова-ния, учитывающий различные уровни управления, формы и этапы стратегического прогнозирования, позволяющих обеспечить обоснованность принимаемых стратегических решений, является предпосылкой согласованного и сбалансированного развития экономики страны в целом и в регионах в частности. Представленное исследование по промышленному стратегированию содержит обоснованную аналитику в области диагностики обрабатывающей

промышленности предполагает определение основных задач стратегирования, в числе которых - оценка достигнутого уровня промышленности, определение внутренних условий и характеристик развития, оценка факторов и ограничений экономического роста. Компонентами такой оценки выступают ресурсные, процессные и результирующие показатели, позволяющие оценить исходные внутренние и внешние условия достижения выбранных приоритетов развития. Формирование научно обоснованного аналитического материала рассматривается как исходная предпосылка стратегирования, актуальность которой обусловлена динамичным изменением экономической ситуации.

Одним из важнейших этапов разработки стратегий является экспертно-ана-литическая оценка достигнутого уровня развития объекта стратегирования - в нашем исследовании, нового региона Российской Федерации - Донецкой Народной Республики (ДНР).

► Обзор литературы. Методология стратегирования построенная на основе теории стратегии В. Л. Квинта предполагает изучение интересов основных акторов, которыми являются экономика, промышленность, бизнес и предприятия различных форм собственности, региональные власти, население [1]. Промышленный аспект стратегирования с учетом управления промышленными экосисте-

мами на основе платформенной концепции разрабатывают Глухов В.В., Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Плотников В. А. [2]. Отраслевую компоненту промышленного стратегирования на основе анализа и построения трендов развития рассматривает Сасаев Н. И. [3]. Стратегирование на региональном уровне с учетом цифрови-зации разрабатываются Цыбатовым В. А. [4]. Стратегирование для устранения дисбалансов между секторами социально-экономической системы исследуется с позиций системной экономической теории концепция стратегического планирования и управления меняющейся экономикой Никоновой А.А. [5].

► Данные и методы. Для анализа состояния обрабатывающей отрасли промышленности и сектора машиностроения, выявления имеющихся и потенциальных производственных ресурсов, и перспектив развития в контексте общей структуры развития промышленности РФ и региона ДНР, использовались диалектический, формально-логический, системного анализа, системно-структурный методы исследования

► Результаты исследования. Стра-тегирование наиболее эффективно, когда оно охватывает долгосрочные периоды развития. Сформированная практика стратегирования в обрабатывающей промышленности1 в основном связана с синхронизированием Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 г. и на период до 2035 года с национальными проектами, отраслевыми стратегиями и иными документами стратегического планирования в от-

дельных отраслях промышленности, которые применяются как инструменты ее реализации. Целью стратегии развития обрабатывающей промышленности является создания в обрабатывающей промышленности высокопроизводительных экспортно ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных квалифицированными кадрами.

Использование основных принципов стратегирования [6] позволяет сформировать аналитическую основу для решения проблем развития: роста результирующих параметров развития обрабатывающей промышленности и машиностроительной отрасли, в частности.

Обрабатывающие производства в РФ формируют около 14 % валовой добавленной стоимости, в них заняты около 10,1 млн чел. Обрабатывающая промышленность РФ в 2022 г. показала снижение на 1,3%. Наиболее от действия санкций пострадали следующие производства: производство автотранспортных средств (-44,7%); обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (-12,5%); производство текстильных изделий (-8,3%); производство табачных изделий (-7,1%); производство электрического оборудования (-3,7%). Автомобильное машиностроение, представляющее сложную технологическую и логистическую цепочку, из-за нехватки комплектующих, деталей и материалов в результате санкций снизило выпуск легковых автомобилей на 67% — до 450 тыс., грузовых автотранспортных средств — на 24,3%, до 141 тыс. . Несмотря на эконо-

1 Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года : Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р [Электронный ресурс]. URL: https://static.government.ru/media/

files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pd f (дата обращения: 25.01.2023)

2 Промышленное производство в России: итоги 2022 года [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://journal.open-broker.ru/research/promy shlennoe-proizvodstvo-v-rossii/ (дата обращения: 15.02.2023)

мические санкции и неблагоприятную динамику макроэкономических показателей, с 2014 г. сохраняется умеренный опережающий темп роста промышленного производства на уровне около 2,5 % ежегодно. К наиболее современным отраслям относятся автомобилестроение, транспортное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, тяжелое машиностроение, металлургия, промышленность строительных материалов, гражданское авиастроение. Санкционные ограничения в 2022-2023 гг. в отношении России со стороны недружественных государств сформировали ряд системных проблем в производственном секторе экономики, в обрабатывающей промышленности, и особенно в машиностроительной отрасли. Машиностроение в наибольшей степени способствует углублению специализации и кооперации в мировом хозяйстве, являясь одной из самых наукоемких отраслей промышленности. Машиностроительная отрасль отражает уровень развития научно-технического прогресса, определяет обороноспособность страны, а также уровень развития других отраслей и производств. Машиностроение можно определить главной отраслью промышленности, если рассматривать в целом уровень развития любой страны, и ДНР, не является исключением. Машиностроение ДНР по совокупности объективных причин значительно отстает от развитых и даже развивающихся стран. Доля машиностроения ДНР в общем объеме производимой промышленной продукции составляет ориентировочно 2,9%1.

Согласно Стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ на период до 2035 года обрабатывающая отрасль РФ предполагает увеличение доли обрабатывающей промышленности в ВВП с

1 Экономика ДНР встает на ноги. Д. Пу-шилин [Электронный ресурс] // Вести. URL:

14 до 17% за счет предполагаемого ускорения объемов выпуска в 2023-2025 гг. будет прирастать ежегодно на 4,5%, и до 3% в 2031-2035 гг. Среди инструментов поддержки промышленности — субсидирование затрат на науку, создание специальных кластеров, льготное финансирование, протекционизм в рамках нацпро-ектов, программы подготовки кадров, госзакупки, поддержка потребителей и пр. Стратегия развития сгруппирована по направлениям, которые могут включать в себя несколько секторов обрабатывающей промышленности, каждому из которых присвоены ключевые плановые показатели, которые должны быть достигнуты к 2035 году:

авиастроение - беспилотная авиация и приоритетное производство электрических самолетов, скоростных вертолетов, винтокрылых летательных аппаратов. Планируется увеличить объем производства на 85% от уровня 2020 года, довести долю гражданской продукции до 42%;

судостроение - рост загрузки мощностей минимум до 80% и увеличение выпуска в 2,2 раза;

электронное машиностроение - ней-роинтерфейсы, беспилотная техника, автоматизированный транспорт, роботех-ника и сенсорика, виртуальная реальность. Рост выручки до 7 трлн руб. и повышение выпуска отрасли в ВВП до 5%;

автомобильная промышленность -создание новой линейки автомобилей с темпами роста продаж 40-50% в год, в частности, автомобильных беспилотников и электромобилей;

энергомашиностроение - интеллектуальная энергетика. Занять долю глобального рынка в 15%;

станкоинструментальное машиностроение - увеличение доли российской

https://www.vesti.ru/article/2425686 (дата обращения: 15.02.2023)

продукции в РФ до 55% или до 82 млрд руб., обеспечение темпов роста не ниже 15%;

медицинское машиностроение -биомеханика, включая создание экзоске-летов, роботизацию, печать органов на 3Б-принтерах, телемедицина и пр.

военное машиностроение - беспилотные воздушные системы для связи, мониторинга и транспортировки грузов, оптическое производство. Нарастить выпуск высокотехнологичной продукции оборонного и гражданского назначения до 60% от общего объема.

В 2022 г. машиностроительный комплекс ДНР был представлен 54 предприятиями разной формы собственности -крупные и средние предприятия общего машиностроения и угольного машиностроения, предприятия, которые осуществляют ремонтные работы различного вида оборудования и пр. Машиностроение ДНР традиционно ориентировано на производство оборудования для угледобывающих компаний и предприятий электроэнергетики. Объем реализованной продукции машиностроения в 2021 году по сравнению с 2013 годом снизился в 2 раза. С 2015 года по 2019 год отмечена тенденция ежегодного роста: в 2019 г. по сравнению с 2015 г. объем реализации вырос в 8,1 раза (среднегодовой темп прироста составил 68,6%). В 2020 г. произошло небольшое снижение объема реализованной продукции (на 6,7%), однако удельный вес отрасли увеличился на 0,5 п.п. В 2021 г. объем реализации вырос в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом за счет роста производства электрического оборудования в 1,9 раза, удельный вес при этом увеличился на 0,6 п.п. г/г.

По итогам работы машиностроительного комплекса за 2020 г. отмечено снижение

основных показателей по сравнению

1 2

с 2019 г. ' [7]. Исходя из фактических результатов деятельности предприятий машиностроения ДНР на 2021 г. была запланирована загрузка производственных мощностей отдельных 9 машиностроительных предприятий до 75% . Исходя из фактических результатов деятельности предприятий машиностроения ДНР на 2021 г. была запланирована загрузка производственных мощностей отдельных 9 машиностроительных предприятий до 75% [8]. В 2021 г. отмечено увеличение загрузки машиностроительных предприятий ДНР до 38,1% [9] (рис. 1).

В январе-августе 2022 года объём реализации продукции машиностроения по сравнению с январем-августом 2021 г. вырос на 9,7% и составил 4 819,6 млн руб., или 2,8% всей реализованной промышленной продукции (рис. 2).

В январе-августе 2022 г. объем экспорта машиностроительной продукции вырос на 11,8% по сравнению с январем-августом 2021 г. и составил 57,3 млн долл. США или 4,1 млрд руб. (5,8% общего объёма экспорта Республики). В 2021 г. в Россию машиностроительные предприятия ДНР экспортировали продукцию на сумму порядка 5 млрд руб., 86% [8]. Объем импорта вырос в 1,5 раза и составил 189,3 млн долл. США или 13,6 млрд руб. (11% общего объёма импорта Республики). Внешнеторговый оборот вырос на 37,9% и составил 246,6 млн долл. США или 17,7 млрд руб.

1 Анализ экономической ситуации в ДНР [Электронный ресурс] // Я360. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1674647858&t ld=ru&lang=ru&name=Prilozhenle-Anallz-ekonomlcheskoj-situatsii.docx (дата обращения: 25.01.2023)

2 Перечень производителей продукции на территории ДНР [Электронный ресурс]. URL:

https://mpt-dnr.ru/news/1712-perechen-prolzvodlte lei-produkcii-na-territorii-dnr.html (дата обращения: 25.10.2022)

3 Экономика ДНР встает на ноги. Вести. 30 июня 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vestl.ru/artlcle/2425686 (дата обращения: 25.10.2022)

60%

30%

0%

50%

23%

31%

27%

2016

2017

2019

2020

Рисунок 1 - Уровень загрузки производственных мощностей машиностроительных

предприятий ДНР, %

16 п 12 8

4 Н

0

14,42

Рисунок 2 - Объем реализованной продукции промышленных предприятий машиностроения в 2013-2021 гг., млрд руб.

Снижение показателей производства и реализации продукции машиностроения в 2020 г. привело к сокращению численности работников данной сферы до 6 042 чел. или на 12,8% по сравнению с

2019 г. При этом среднемесячная заработная плата увеличилась на 2,1 % и составила 12,3 тыс. руб. В 2021 г. запланировано создание 1 552 новых рабочих мест со средней заработной платой 20-25 тыс. руб. (рис. 3)

20

15 -

10 -

5 -

18,97

2013 2014 2015 2016 2017 | Среднегодовая численность занятых, тыс. чел.

2018 2019 2020 2021 2022 Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

Рисунок 3 - Средняя численность персонала (тыс. чел.) и средняя заработная плата (тыс. руб.) на предприятиях машиностроения ДНР в 2013-2022 гг.

0

В 2022 г. на 28 промышленных предприятиях ДНР существовал недостаток профессиональных кадров - 758 вакансий по 125 специальностям (профессиям), в т. ч. в машиностроительной отрасли -254 вакансии (38 специальностей).

Развитие машиностроительной отрасли имеет большой потенциал для развития экономики ДНР и ее необходимо стимулировать со стороны государства. К примеру, возрождение института государственного заказа. Необходимо усилить конкурентные механизмы его распределения для того, чтобы предприятия имели внутренние стимулы для инвестиционной активности. Необходимы дополнительные рычаги принуждения к инновациям предприятий с государственным участием, а также меры по формированию спроса на нетехнологические инновации, стимулированию потребления инновационной машиностроительной продукции малым бизнесом. Не имеет смысла ориентироваться только на политику импортозамещения, в долгосрочной перспективе необходимо соблюдение баланса между стимулированием трансфера зарубежных технологий и собственного технологического потенциала ДНР, в том числе через стимулирование кооперации предприятий, научных организаций и вузов как внутри ДНР, так и с предприятиями РФ.

Перспективы развития машиностроительной отрасли ДНР связаны с возможностью развертывания новых секторов экономики на основе 5-го и выше технологических укладов, с использованием информационных технологий, био-и нанотехнологий, использованием новых материалов в машиностроении, с возможностью выхода на рынки за пределы ДНР новых продуктов и услуг. Для стабилизации ситуации в промышленности и обе-

спечения роста основных показателей разработан ряд мероприятий по программе загрузки предприятий, которые были включены в Программу восстановления и развития ДНР. Их основное направление - локализация производства, т. е. программа импортозамещения, которая под собой предусматривает обеспечение потребностей Республики продукцией промышленного назначения только за счет производства этих товаров на территории ДНР.

Машиностроительной отрасли ДНР присущи следующие проблемы, ассоциированные с другими смежными промышленными отраслями [9]:

недостаточное для развития отрасли использование производственных мощностей предприятий машиностроения. Критическая физическая изношенность и техническая, технологическая отсталость имеющихся основных фондов машиностроительных предприятий отрасли, морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей, низкие темпы обновления оборудования машиностроительных заводов, и в то же время невозможность ее широкой модернизации, которая не может быть обеспечена при существующих темпах и объемах финансирования машиностроительной отрасли ДНР;

существует проблема низкого спроса на продукцию машиностроительных предприятий ДНР, что свидетельствует о неудовлетворительном финансовом состоянии промышленных предприятий Республики, в частности предприятий угольной, горнодобывающей, металлургической промышленности;

недостаток финансовых ресурсов предприятий машиностроительной отрасли, что связано с низкой эффективностью их деятельности, а значит и низкой

инвестиционной привлекательностью, отсутствие взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями и министерствами, в зоне ответственности которых они находятся. К примеру, существует проблема с реализацией программы по модернизации и ремонту лифтов из-за отсутствия средств около 1 млн. руб. на изготовление опытных образцов систем управления лифтами, в связи с чем нет возможности изготовить и получить сертификат на серийное производство, зарегистрировать технические условия. В целом малоэффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций ДНР и реального сектора экономики, в частности машиностроительной отрасли;

состояние угольной отрасли в целом, сужение внешних и внутреннего рынков сбыта продукции, снижение платежеспособного спроса, отсутствие госзаказа на изготавливаемую продукцию, а также в немалой степени и сложности процедуры таможенного оформления экспорта - импорта комплектующих материалов, не позволяют увеличивать объем производимой продукции предприятий машиностроения;

в машиностроительной отрасли произошёл полный разрыв между требованиями внешнего рынка и потенциальными возможностями машиностроительных предприятий: в сфере финансов, управленческого обеспечения, качества и конкурентоспособности, а также маркетинга, подготовки кадров. Предприятия машиностроения нуждаются не только в поставках энергоносителей с сырья, но и комплектующих изделий, узлов и деталей, что также является дефицитом в современных экономических условиях;

низкий инновационный иммунитет предприятий машиностроительной отра-

сли из-за недостаточного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

проблема обеспечения кадрами, которая обусловлена не только оттоком населения по объективным причинам, но и предлагаемым низким уровнем оплаты труда работающих на машиностроительных предприятиях, а также отсутствием возможности предприятий в создании условий, необходимых для привлечения высококвалифицированных специалистов прошедших обучение в ВУЗах, СПО, и имеющихся профессиональных рабочих кадров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нормативно-правовые проблемы, препятствующие развитию машиностроительной отрасли, в частности отсутствие нормативной и законодательной базы по государственной промышленной политике ДНР, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения и пр.;

проблема управления организационными изменениями в машиностроительной отрасли, когда инерционность при принятии и реализации управленческих решений приводит к отсутствию нового видения решения проблем в отрасли, в частности неразвитие системы производственной кооперации предприятий внутри ДНР, ДНР и ЛНР, не обеспечивших ранее решений, обеспечивающих интеграцию производства ДНР в экономическое пространство РФ. Государственная поддержка машиностроительной отрасли на законодательном уровне пока малоэффективна, о чем свидетельствует динамика экономических показателей отрасли.

Стратегическими направлениями развития машиностроения в ДНР являются [10]:

развитие симбиоза отраслей энергетики и машиностроения для обслуживания, производства оборудования и модернизации энергетического комплекса ДНР;

машиностроения коммунального транспорта, машиностроения железнодорожного транспорта;

создание горношахтного машиностроения нового типа;

освоение новых производств в военно-промышленной сфере1.

В Республике на сегодняшний день имеются предпосылки для эффективного развития предприятий машиностроения, а именно [11]:

наличие собственной сырьевой базы, собственных энергоносителей, развитая сеть энергетических коммуникаций;

значительный потенциал фундаментальной и прикладной науки, имеющийся ресурс интеллектуальной собственности;

соответствующий образовательный уровень населения и возможность его восполнения;

высокий производственный потенциал и традиции отдельных видов машиностроения

возможность развития строительно-дорожного, коммунального, энергетического, сельскохозяйственного транспортного машиностроения, машиностроения для легкой промышленности, военно-промышленного машиностроения.

2022 и 2023 годы, безусловно, являются тяжёлым периодом для российской обрабатывающей промышленности, но благодаря оперативному стратегирова-нию, учитывающем своевременные меры в ответ на санкции: своевременной переориентации на новые рынки сбыта, поиску новых возможностей и партнёрских отно-

1 Власти ДНР учредили государственную корпорацию «Алмаз» для обеспечения реализации политики в оборонно-промышленной сфере. Указ № 203 Главы ДНР 19.07.2021 // Донецкое

шений, падение промышленности возможно определить как не критичное. Такими мерами в 2022 - 2023 г. можно определить:

принятие государственных мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций, относительно поддержки отечественного бизнеса и экономики, в том числе промышленных производителей по уменьшению налоговой нагрузки, кредитных льгот, субсидий для работодателей;

переориентация на внутренний спрос - введен запрет на вывоз критически важных для России иностранных товаров, оборудования и технологий;

разрешение Минпромторга РФ на ввоз на территорию России необходимых комплектующих, деталей и др. товаров в рамках параллельного импорта без согласия правообладателя товарного знака;

активизация внешнеторговых отношений и упрощение таможенных процедур с дружественными странами — Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и других регионов.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. На стратегическую перспективу отрасли обрабатывающей промышленности ДНР, у которых имеется возможность поиска новых эффективных технологий можно отнести энергетику, машиностроение, металлургию, химическую отрасль, агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс. Инновационное развитие сектора обрабатывающей промышленности приведет к: росту производительности труда на основе внедрения передовых технологий и современной техники; преодолению критического устаревания, морального и физического износа основных фондов; значительному увеличению объемов инвестиций в эконо-

агентство новостей [Электронный ресурс]. URL: https://glavadnr.ru/doc/ukazy/Ukaz_N203_19072021 .pdf (дата обращения: 30.07.2022)

мику; цифровой модернизации производства; развитию машиностроения как структурообразующей базы в обеспечении экономического роста. Для развития этих направлений необходимо высокое качество институтов, деловой среды, государственного управления в ДНР. Поскольку эволюция институтов и управления не происходит быстро, можно утверждать, что в ближайшие годы инновационный машиностроительный сектор не сможет стать основным источником экономического роста в ДНР. Машиностроительная отрасль ДНР развивается в фарватере развития обрабатывающей промышленности РФ и находится в состоянии выхода из кризиса и восстановления производства, однако, развиваясь крайне низкими темпами, она не может способствовать не только обеспечению прогресса других отраслей промышленности Республики, в чем, собственно, и состоит задача машиностроения, но и достигнуть предположительно уровня довоенного (2013 г.) состояния отрасли. Развитие машиностроительной отрасли возможно только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального и

► Литература

1. Квинт В.Л. Концепция стратегирова-ния. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с.

2. Глухов В.В., Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Плотников В.А. Стратегическое управление промышленными экосистемами на основе платформенной концепции. Экономика и управление. 2021. № 27(10). С. 751-765.

3. Сасаев Н.И. Теоретико-методологические основы стратегического анализа трендов в отраслевом стратегировании. 2021. 164 с.

4. Цыбатов В.А. Стратегирование регионального развития: методы, модели, информационные технологии. Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 27. С. 36-52.

производственного потенциалов с мобилизацией всех необходимых и возможных ресурсов государства. Прежде всего, необходимо отойти от декларативного характера государственной политики определения приоритетов развития отрасли машиностроения и создания преференций для отдельных ее субъектов. Государственная политика должна быть ориентирована на создание равных условий для развития всех предприятий машиностроительной отрасли, с целью создания естественной конкурентной среды.

Перспективами дальнейших научных исследований проблем развития обрабатывающей промышленности, являются высокоактуальные проблемные вопросы конкретизации мер по достижению и обеспечению новых направлений развития отраслей и производств с высокой добавленной стоимостью, машиностроительной отрасли промышленности, при производстве сложного, нестандартного, мелкосерийного оборудования, военное машиностроение, так и других сопряженных отраслях промышленности в условиях интеграции новых регионов в экономику РФ на основе улучшения структуры экономики.

► References

1. Kvint V.L. (2020). Conception of strategizing. Kemerovo: Kemerovo state university. [In Russian]

2. Glukhov V.V., Babkin A.V., Shkarupeta E.V., Plotnikov V.A. (2021). The Strategic management of industrial ecosystems on the basis of platform conception. Economy and management, 27(10), 751-765. [In Russian]

3. Sasaev N.I. (2021). Theoretic and methodological bases of strategic analysis of trends in strategizing of particular branches. [In Russian]

4. Tsybatov V.A. (2015). Strategizing of regional development: methods, models, information technologies. Regional economy: theory and practice, 27, 36-52. [In Russian]

5. Никонова А.А. Стратегирование новой экономики - «новая системность» планирования // Экономическая наука современной России. 2020. № 3. С. 90-102.

6. Машиностроительный комплекс региона: диагностика, конкурентоспособность, стратегические приоритеты (на примере Республики Башкортостан): монография / Л.А. Ис-магилова [и др.]. М.: Изд-во «Инновационное машиностроение», 2016. 417 с.

7. Предприятия машиностроения ДНР нарастили выпуск продукции [Электронный ресурс] // DNR LIVE. URL: https://dnr-live.ru/predpriyatiya-mashinostroeniya-dnr-naras-tili-vyipusk-produktsii

8. Концептуальные положения по развитию машиностроения Донецкой Народной Республики на 2022-2024 годы: брошюра / Р.Н. Лепа [и др.]; науч. ред. Р.Н. Лепа // ГБУ «Институт экономических исследований». Донецк, 2022. 43 с.

9. Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Экономика машиностроения на территориях с проблемным статусом // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 4, № 1(3). С. 321327.

10. Лепа Р.Н., Гриневская С.Н., Шматько А.Е. Прогнозы развития промышленности в ДНР: машиностроительная отрасль // Вестник Института экономических исследований, 2017. № 3(7). С. 17-26.

11. Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Экономика Донбасса: состояние, тренды развития, прогнозы // Проблемы прогнозирования. 2022. № 2(191). С.58-68.

5. Nikonova A.A. (2020). Strategizing of the new economy is the «new system» of planning. Economic science of modern Russia, 3, 90102. [In Russian]

6. Ismagilova L A. (ed). (2016). Machine-building complex of region: diagnostics, competitiveness, strategic priorities (on the example of Republic Bashkortostan). Moscow: «Innovative engineer» Publishing. [In Russian]

7. The DPR machine-building enterprises increased the turnout. DNR LIVE. URL: https://dnr-live.ru/predpriyatiya-mashi-nostroeniya-dnr-narastili-vyipusk-produktsii

8. Lepa R.N. (ed.). (2022). Conceptual positions on development of engineer of Donetsk Folk Republic on 2022-2024. Donetsk: SFI «Economic Research Institute». [In Russian]

9. Lepa R.N., Grinevskaya S.N. (2018). Engineering economy in territories with problematic status. Modern development trends and prospects of implementing the innovative technologies in engineering, education and economy, 1(3), 321-327. [In Russian]

10. Lepa R.N., Grinevskaya S.N., Shmat'ko A.E. (2017). Prognoses of the DPR industry development: machine-building industry. Vestnik of the Institute of Economic Research, 3(7), 17-26. [In Russian]

11. Polovyan A. V., Lepa R.N., Grinevskaya S.N. (2022). Economy of Donbass: state, development trends, prognoses. Problems of Forecasting, 2(191), 58-68. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 25.06.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.