Научная статья на тему 'Стратегии устойчивого развития предприятий: принципы и критерии разработки'

Стратегии устойчивого развития предприятий: принципы и критерии разработки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5316
919
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ / КРИТЕРИИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ / STRATEGY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS / PRINCIPLES OF DEVELOPMENT / CRITERIA AND REALIZATION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохин Виктор Юрьевич

В статье рассматриваются подходы к разработке стратегий устойчивого развития предприятий. Основное внимание уделяется обобщению и систематизации опыта отечественных и зарубежных ученых, занимающихся данной сферой исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES: PRINCIPLES AND CRITERIA OF DEVELOPMENT

In article approaches to development of strategy of sustainable development of the enterprises are considered. The main attention is paid to generalization and systematization of experience of the domestic and foreign scientists who are engaged in this sphere of research.

Текст научной работы на тему «Стратегии устойчивого развития предприятий: принципы и критерии разработки»

СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ РАЗРАБОТКИ

В. Ю. ЕРОХИН

В статье рассматриваются подходы к разработке стратегий устойчивого развития предприятий. Основное внимание уделяется обобщению и систематизации опыта отечественных и зарубежных ученых, занимающихся данной сферой исследования.

Ключевые слова: стратегия, устойчивое развитие, конкурентоспособность, принципы разработки, критерии и условия реализации.

В условиях развития рыночной экономики, характеризующихся глобализацией экономических взаимоотношений, возрастающей международной конкуренцией, возникает объективная потребность в новых подходах, которые позволяют выбрать единственно правильное стратегическое решение. Это решение оптимизирует реальные программы и планы развития предприятий. Вполне логично и закономерно, что в этих условиях разработка стратегии устойчивого развития предприятий должна осуществляться на научной основе.

Что же понимается под «стратегией устойчивого развития предприятий»? Какие потенциальные возможности бизнес-среды дают поступательное и стабильное развитие предприятий, приводят их к коммерческому успеху? Что ограничивает это развитие?

На наш взгляд, ответ на эти и другие вопросы дает четкая систематизация критериев, принципов и требований к разработке такой стратегии.

Происходящие в современной экономике изменения приводят к переосмыслению понятий стратегического управления предприятиями, нацеленного на обеспечение их устойчивого развития [3].

По мнению А. Б. Вишняковой, одним из направлений обеспечения устойчивого развития предприятия является достижение высокого качества управления. Этот автор пишет: «качество управления характеризуется своевременностью и достаточностью воздействия на управляемый объект и процессы с целью достижения намеченных и нормативных результатов. Сегодня обеспечение высокого качества управления предприятием, приобретает первостепенное значение и особую актуальность. Эту проблему решить старыми методами, разработанными еще в условиях планово-централизованной экономики, невозможно. Такими новыми подходами, связанными с аналитической подготовкой управленческого

решения, повышения его качества, являются углубленная (глобальная или общая) диагностика, экспресс-диагностика и функциональная диагностика, результатом которых является обоснованное принятие решений относительно разработки стратегических направлений устойчивого развития предприятия» [1].

Другой автор, Н. В. Шестерникова, акцентирует внимание на том, что устойчивое развитие предприятий напрямую зависит от организационной культуры. В одной из ее статей отмечено «...по мнению автора, выстраиваемая согласно общей стратегии предприятия стратегия устойчивого развития предприятия, при наличии достаточно полно проработанного в настоящее время комплекса экономических инструментов и технологий, системообразующим элементом имеет экономическую организационную культуру. Выделяются следующие главные элементы экономической организационной культуры, которые являются основой при формировании стратегии устойчивого развития предприятия:

- экономическая организационная культура предприятия (организационная культура экономической деятельности предприятия);

- организационная культура менеджмента (организационная культура управления);

- экономическая философия бизнеса;

- философия маркетинга» [5].

А. В. Кытманов в своей научной работе уточняет экономическую сущность и понятие финансовой стратегии с точки зрения устойчивого развития промышленного предприятия; определяет и систематизирует методологические основы для формирования финансовой стратегии промышленного предприятия, ориентированной на устойчивое развитие как результат; выявляет особенности и факторы, оказывающие влияние на формирование финансовой стра-

тегии промышленного предприятия с точки зрения устойчивого развития [2].

Очевидно, что существует многообразие подходов к определению сущности «стратегии устойчивого развития». Изучив разнообразные подходы, мы пришли к выводу, что наиболее полно содержание категории «стратегия устойчивого развития» отражено в работе А. Б. Вишняковой. Она дает авторский подход к данной категории: «стратегия устойчивого развития промышленного предприятия определяется как комплекс экономических, социальных, политических и других мероприятий, с помощью которых современное промышленное предприятие может не только противостоять изменяющимся условиям, но и сделать точный прогноз и обоснованно спланировать свою деятельность, базируясь на внутренних возможностях развития. Из определения следует, что стратегия устойчивого развития промышленного предприятия является результатом комплексного исследования как внутренних, так и внешних возможностей отдельного предприятия, и поэтому не существует единой стратегии устойчивого развития для всех предприятий. При этом автором подчеркивается, что разработка отдельных видов функциональных стратегий предприятия невозможна без взаимодействия с целями и задачами, стоящими перед другими стратегиями. В этом проявляется эффект синергизма управления, оценка и учет которого позволит предприятию выйти на новый уровень конкурентоспособного управления» [1].

На наш взгляд именно это определение отвечает общей концепции «устойчивого развития».

Для последнего десятилетия XXI в., вообще характерно распространение этой концепции во всех сферах и, в первую очередь, в хозяйственной деятельности подходов так называемого «устойчивого развития» (sustainable development), предусматривающего совокупность и баланс социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих развития территорий и хозяйствующих субъектов.

В связи с этим пересматриваются цели и задачи стратегического менеджмента независимо от размера и сферы деятельности предприятий. Изменяется оценка деятельности, в первую очередь, промышленных предприятий, оказывающих существенное влияние на окружающую среду и социальную сферу во внешнем окружении и, соответственно, внутри предприятия [2].

Стратегии предприятий выстраиваются по различным принципам, исходя из управленческих подходов - системному, ситуационному, процессному. Тем не менее, на наш взгляд, общепринятым, так сказать классическим принципом разработки страте-

гии, является иерархический принцип. По нашему мнению, это обусловлено и взаимосвязано с трудами классиков гарвардской школы стратегического управления, обосновавшими и выделившими уровни выработки стратегии в соответствии с уровнями управления организацией: верхнего, среднего и низшего. В соответствии с такой классификацией определены: уровень корпоративной стратегии (верхний уровень управления), уровень бизнес-стратегий / конкурентных стратегий (средний уровень управления) и уровень функциональных стратегий (низший уровень управления).

При разработке стратегий устойчивого развития необходимо соблюдать условия, требования, обеспечивающие комплексность и согласованность стратегий на различных уровнях. При этом необходимо учитывать, что тип и характер их интеграции очень различен - в зависимости от типа и размера предприятия, самого подхода к модели разработки стратегии (системного, ситуационного, процессного и др.).

В связи с этим, определение требований и критериев к разработке стратегии «устойчивого развития», является задачей актуальной и своевременной, поэтому и привлекает многих исследователей [2; 4; 5].

Традиционно концептуальная модель разработки стратегии предприятия устанавливает следующие этапы [2; 4]:

1. Анализ среды бизнес-деятельности:

а) внешняя среда (прямого и косвенного воздействия);

б) внутренняя среда (ресурсный потенциал и возможности его реализации).

2. Целеполагание (взаимодействие групп стейкхолдеров).

3. Формулирование функциональных стратегий и выбор варианта стратегического поведения в одной или нескольких областей деятельности предприятия:

а) стратегия маркетинга;

б) финансовая стратегия;

в) стратегия НИОКР;

г) стратегия производства;

д) социальная стратегия;

е) экологическая стратегия;

ж) стратегия организационных изменений;

з) кадровая стратегия и др.

4. Определение механизма реализации стратегии предприятия.

5. Контроль и оценка результатов, обратная связь.

Очевидно, что процессы, происходящие в рамках реализации данных этапов сложны, и их эффективное осуществление и координирование невозможно без четкого определения принципов и крите-

риев. На наш взгляд, решению данной задачи способствует следующая обобщенная классификация принципов разработки и реализации стратегии устойчивого развития:

1. Принцип согласованности стратегии устойчивого развития со всеми иерархическими стратегиями организации (корпоративной, конкурентной, функциональной, оперативной). Данный принцип определяет степень согласованности целей и этапов реализации общей стратегией и стратегией развития.

2. Принцип взаимодействия стратегии развития предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды определяет: соответствие стратегии развития прогнозируемой динамики макро-и микроэкономических показателей; возможность минимизации угроз и реализации потенциалов, генерируемых внешней средой.

3. Принцип взаимодействия стратегии развития предприятия с его внутренним потенциалом. Данный принцип определяет возможности формирования внутренних ресурсов, соответствие стратегии развития с квалификацией менеджеров, организационной структурой управления финансовой деятельностью, организационной культурой и другими параметрами внутреннего потенциала предприятия.

4. Принцип реальности и реализуемости стратегии развития определяет стратегические возможности предприятия в реализации инвестиционных проектов, в формировании необходимого объема ресурсов из всех источников и во всех формах; организационные и технические возможности успешной реализации избранной стратегии.

5. Принцип определения приемлемого уровня рисков, связанных с реализацией стратегии. Определяет допустимость уровня рисков для деятельности данного предприятия с позиций возможного размера потерь и генерирования угрозы банкротства.

6. Принцип коммерческой и экономической эффективности реализации стратегии развития. Определяет соответствие целевым стратегическим установкам, деловой репутации предприятия, уровню управляемости деятельностью структурных его подразделений.

Данные принципы необходимо учитывать как на этапе формирования стратегии, на котором обосновываются цели и философия предприятия, а также правила, процедуры, концепция и модели, с помощью которых эти цели будут достигнуты, так и на всех последующих этапах реализации стратегии, включая обратную связь.

Необходимым условием реализации принципов становится соблюдение критериев сбалансированности, реальности, достижимости и оптимальности.

Критерии оптимальности каждой локальной цели к общей стратегической цели бизнеса оценивает с определенных позиций все рассматриваемые варианты действий. Таким образом, критерий оптимальности стратегической цели бизнеса представляет собой вектор, состоящий из локальных критериев. Наличие векторов критерия -еще одна проблема решения выбора и разработки стратегии в целом. В результате имеем:

- проблему формализации качественных критериев;

- проблему векторной оптимизации;

- нормализацию критериев, приведение к одной размерности [1].

В заключении хотелось бы отметить, что для формирования стратегии, направленной на устойчивое развитие предприятия, целесообразно использовать критерии и подходы, установленные в международных рекомендациях для открытой отчетности по устойчивому развитию.

Литература

1. Вишнякова А. Б. Разработка стратегии устойчивого развития промышленного предприятия: авто-реф. дисс. ... канд. экон. наук. Самара, 2008.

2. Кытманов А. В. Финансовая стратегия как фактор устойчивого развития предприятий: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Ижевск, 2005.

3. Мамонтов В. Д., Осадчая Т. Г. Российское предпринимательство: тенденции движения к новой экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 9.

4. Перевертова Т. А. Механизм координации и управления предприятиями сахарной промышленности. Тамбов, 2008.

5. Шестерникова Н. В. Механизм формирования стратегии устойчивого развития предприятия на основе сбалансированной системы показателей // Экономика и финансы. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 186-193.

* * *

STRATEGIES OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES: PRINCIPLES AND CRITERIA OF DEVELOPMENT

V. Yu. Yerokhin

In article approaches to development of strategy of sustainable development of the enterprises are considered. The main attention is paid to generalization and systematization of experience of the domestic and foreign scientists who are engaged in this sphere of research.

Key words: strategy, sustainable development, competitiveness, principles of development, criteria and realization conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.