Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ARCHICAD В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ'

СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ARCHICAD В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ARCHICAD / BIM / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / DIGITALIZATION / ONLINE EDUCATION / ARCHITECTURAL PROGRAMS / EDUCATIONAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусиенко Е.И.

Целью статьи является рассмотрение общих и частных аспектов традиционного аудиторного преподавания программного комплекса ArchiCAD в свете его расширения и улучшения через добавление возможностей онлайн-преподавания. На основе сравнения и анализа особенностей разных методик обучения студентов осуществлена попытка найти золотую средину, предложив эффективные варианты преподавания, в которых онлайн-курс (как часть общей стратегии на цифровизацию) разумно сопряжен с аудиторной очной формой преподавания. Нужно стремиться развиваться, не ограничивая преподавание традиционными методами, осваивать и применять разные формы онлайн-преподавания, искать самые эффективные варианты их разумного сочетания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусиенко Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR IMPROVING THE TEACHING OF ARCHICAD IN THE ARCHITECTURAL UNIVERSITY

The purpose of the article is to consider the general and particular aspects of the traditional classroom teaching of the ArchiCAD software in the light of its expansion and improvement through the addition of on-line teaching opportunities. Based on a comparison and analysis of the features of different methods of teaching students, an attempt was made to find a “golden mean” by offering effective teaching options in which the on-line course (as part of a general strategy for digitalization) is reasonably connected with classroom full-time teaching. It is necessary to strive to develop, without limiting the teaching by traditional methods, to master and apply different forms of ol-line teaching, to look for the most effective options for their reasonable combination.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ARCHICAD В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ»

УДК 004.4 + 004.92

СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ARCHICAD В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ

Мусиенко Е.И., кандидат физико-математических наук, доцент Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение общих и частных аспектов традиционного аудиторного преподавания программного комплекса ArchiCAD в свете его расширения и улучшения через добавление возможностей онлайн-преподавания. На основе сравнения и анализа особенностей разных методик обучения студентов осуществлена попытка найти золотую средину, предложив эффективные варианты преподавания, в которых онлайн-курс (как часть общей стратегии на цифровизацию) разумно сопряжен с аудиторной очной формой преподавания. Нужно стремиться развиваться, не ограничивая преподавание традиционными методами, осваивать и применять разные формы онлайн-преподавания, искать самые эффективные варианты их разумного сочетания.

Ключевые слова: цифровизация, ArchiCAD, BIM, онлайн-образование, архитектурные программы, образовательная стратегия.

1. ArchiCAD как программа и образовательная дисциплина

ArchiCAD является одним из самых распространенных в Россиии программных комплексов для архитектурно-строительного проектирования и создания архитектурно-строительной документации [1]. Программный комплекс является очень мощным BIM-инструментом, предлагающим проектировщикам обширную массу возможностей как при собственно творческом процессе (рождении и оттачивании замысла), так и в качестве способа материализации и донесения до окружающих этих замыслов от эскизов до трехмерных моделей и в итоге полного комплекта рабочей документации: перспективных изображений, плоских чертежей, сводных таблиц и текстовых документов. Разработано большое число дополнительных модулей, интегрированных с программой ArchiCAD, для решения частных вопросов архитектурного проектирования и вопросов смежников.

Из-за относительной простоты, удобства, учета именно архитектурно-строительной специфики ArchiCAD занял на рынке достойное место, а владение программой декларируется многими работодателями как необходимое условие при приеме на работу [2].

Чем лучше будет владеть студент программой, тем успешнее сможет конкурировать на рынке труда и проектировать качественные здания и

сооружения. Естественно, что преподавание ArchiCAD в архитектурных вузах стало одной из значимых дисциплин в образовательном процессе.

2. Особенности программы и вытекающая из них специфика преподавания

Объем и возможности ArchiCAD и подключаемых к нему модулей очень обширны [3], но все же в каждый конкретный момент существования программы (а она от версии к версии изменяется и растет) арсенал ее средств конечен, поэтому владению им в полном объеме чисто теоретически можно научить. Однако освоение ArchiCAD требует огромных временных и интеллектуальных ресурсов как от студентов, так и от преподавателя, в стандартные рамки курса аудиторных занятий вмещается лишь малая толика от общего объема знаний. Также производитель программного обеспечения постоянно совершенствует и изменяет программу, что обусловлено как улучшением ArchiCAD по существу, так и реализацией чисто коммерческих задач производителя программы. И это тоже накладывает свой отпечаток на преподавание.

В связи с этим очень важно:

- выбрать именно необходимые базовые знания, умения и навыки и донести их до студентов (версии меняются каждый год, но есть неизменные принципы работы в программе);

- осуществлять преподавание самым эффективным образом (возможно, с привлечением on-line форм преподавания);

- поделиться с обучаемыми стратегиями и методиками самообучения, самостоятельного поиска и усвоения знаний, примерами решения нестандартных задач и способами повышения эффективности работы с программой, также общей методикой перехода от одной версии программы к следующей.

Именно в этом контексте обширности и сложности программы целесообразны разумные гибкие онлайн-стратегии преподавания как способ расширить временные рамки за пределы аудиторных занятий и дать возможность заинтересованным студентам выходить далеко за рамки базового курса, а тем, кто по каким-либо причинам не смог посещать очные занятия, возможность все-таки освоить учебный материал.

И здесь есть большой простор для формирования различных методик обучения, включающих в себя разные варианты сочетания традиционных форм преподавания с самыми современными формами онлайн-преподавания.

Спецификой ArchiCAD, также как и любой компьютерной программы, является то, что важно не столько теоретическое ее освоение (знание, где какая кнопка, какой инструмент находится), а практическое умение эти знания применять для решения конкретных задач.

В связи с этим есть смысл реализовывать преподавание в форме нескольких информационных волн или потоков от простого к сложному, от базовых общесистемных, но примитивных знаний к рассмотрению частных и

сложных случаев. Здесь же важен аспект обретения навыков быстрой и эффективной работы с программой, выходящий далеко за рамки только лишь знаний и умений. А это возможно с накоплением практического опыта работы с программой и постепенного психологически комфортного усложнения решаемых в процессе обучения задач.

3. Три информационные волны преподавания:

1. Основы. Первой волной становится преподавание инструментария программы с закреплением знаний на несложных примерах и выполнении несложных заданий, подготовленных преподавателем;

2. Базовая часть. В рамках второй волны обучения выполняется насыщенная деталями синтетическая учебная работа из задачника в рамках курса ArchiCAD, как правило это построение модели достаточно сложного архитектурно-строительного или дизайнерского объекта;

3. Факультативно-консультативная часть. В рамках третьей волны обучения можно обозначить консультирование студентов, которые начали создавать на ArchiCAD курсовые, преддипломные, дипломные проекты, уже вышедшие за пределы собственно преподавания дисциплины ArchiCAD. На этом этапе возникают самые разные непредсказуемые непрогнозируемые вопросы, поэтому, находя совместно с обучаемыми ответы, преподаватель обучает умению решать нестандартные логические задачи, выходящие за рамки банальных стратегий, делится с обучаемыми знаниями нюансов и частных моментов, методиками повышения эффективности работы с программой, информацией об обновлении версий ArchiCAD.

4. Как традиционно реализуется преподавание и как оно может выглядеть в on-line курсе

Основы. Преподавание традиционное

Традиционно занятия со студентами проходят очно относительно небольшими группами в оснащенных компьютерами аудиториях, где до обучаемых легко донести теорию, продемонстрировать ее на практике и сразу же предложить для ее закрепления и практического осмысления выполнение специально подобранных задач. Преподаватель, владеющий как теорией, так и практикой, сразу же способен подсказать, сориентировать, прокомментировать сделанное.

Плюсы. Это очень продуктивная и удобная форма обучения.

Преподаватель непосредственно общается со студентами, быстро реагирует на вопросы, объясняет и демонстрирует практические действия лично, консультирует. Также осуществляет контроль, оценку, стимулирует заинтересованность обучаемых, многофакторно контролирует процесс.

Минусы. Скорость усвоения знаний (осознанного выполнения студентами практических задач) очень разная: некоторые обучаемые уже сделали несколько заданий, другие - не могут закончить первого. Преподаватель не

может дать столько знаний, сколько готовы освоить лучшие студенты. Сам курс ограничен временными рамками занятий. Пропустившие занятия студенты не могут органично войти в процесс из-за пробела в знаниях.

В этой ситуации наличие возможности обратиться к учебникам и задачникам очень удобно.

Основы. Варианты онлайн-преподавания

1. В интернете размещены обычные электронные версии учебников и задачников, обучение сводится просто к самостоятельному изучению материала. Студенты приходят только на зачет или экзамен.

Плюсы. Информация всегда доступна и нет никаких временных лимитов.

Минусы. Полное отсутствие обратной связи с преподавателем, отсутствие внешней направляющей воли и психологической поддержки и умения работать в коллективе. Отсутствие промежуточного контроля, непредсказуемость результата для преподавателя. Сложность самостоятельного освоения материала студентами, потеря времени. Как правило, размещаются учебники по устаревшим версиям программы.

2. Более современная форма: видеоуроки по темам со связанными с ними наборами заданий. То есть просматривается фрагмент видеоурока с общетеоретическим рассказом, показывается копия экрана, на котором визуализируется пример с комментариями. Для усвоения доносимой информации желательно повторить пример на своем компьютере. В составе урока может быть несколько таких логически адекватных излагаемому материалу фрагментов: рассказ - потом выполняемый пример. К такому видеоуроку могут прилагаться дополнительные информационные материалы, иллюстрирующие какой-то теоретический фрагмент в разных видах и форматах, также ссылки на учебники или другие подобные видеоуроки по той же теме. После освоения видеоурока для закрепления знаний предлагается выполнить набор задач. Как правило, при такой форме обучения существует нечто наподобие обратной связи с преподавателем. Переход к просмотру следующего урока возможен только после выполнения текущих заданий и выкладывания их в интернет для проверки. После их проверки преподаватель пишет свои комментарии и в случае удовлетворительно выполненных заданий открывает для просмотра следующий урок.

Плюсы. Такая форма обучения достаточно эффективна, несомненным плюсом является отсутствие временных регламентов и, соответственно, возможность предложить студентам к освоению гораздо больший объем информации, который они могут постигать в любое время. Преподаватель отслеживает динамику работы студентов, имеет возможность давать промежуточные оценки.

Минусы. Очень урезанная обратная связь, отсутствие у студентов практики коллективной работы, развитие индивидуализма, отсутствие сравнения студентами своих знаний, умений и навыков с теми же параметрами сокурсников, что порождает неадекватность самооценки. Трудоемкость в постоянном обновлении видеоуроков для новых версий программы.

Но для активной самоподготовки замотивированных успешных студентов или для тех, кто по какой-то причине пропустил занятия, это вполне приемлемый вариант обучения.

3. Последовательный набор вебинаров с проверочными заданиями. Вебинары отдаленно напоминают обычный урок, на них даже реализуется онлайн-чат, имитирующий общение с лектором.

Плюсы. Вебинары шире, чем просто уроки, есть дух коллективизма и эффект совместного освоения знаний, вебинары (а их записи практически превращаются в видеоуроки) можно просматривать по нескольку раз, также они могут дополняться набором задач, которые надо выполнить, и обучение может дальше развиваться по предыдущему сценарию. Вебинары чаще всего отражают актуальные версии программы.

Минусы. Чат все же очень уступает обычному очному общению, идет большая потеря времени при общении лектора с аудиторией, обучаемые привязаны к конкретному времени проведения вебинара, правда его можно смотреть в записи, но эффект обратной связи в таком случае утерян.

Вывод. Идеальной формы преподавания основ пока нет, везде есть свои плюсы и минусы. Компетентного, знающего преподавателя, очно обучающего на аудиторных занятиях небольшое количество студентов, заменить невозможно. Но если в его арсенале также будут все из вышеперечисленных онлайн-форм преподавания, он сможет их гибко компилировать, добавляя какие-то адекватные логически увязанные и оправданные фрагменты для достижения лучших результатов в обучении.

Базовая часть. Преподавание традиционное

Еще более значима очная форма преподавания в той части, которую мы обозначили как базовую, где выполняется в течение нескольких занятий задание, консолидирующее и закрепляющее все знания и умения, полученные после изучения основ. Также на этом этапе происходит наработка навыков. Как правило, в качестве задания выбирается построение сложного архитектурного объекта, например коттеджа. При этом задания подготовлены так, что коттедж не придумывается, а воссоздается по чертежу-заданию (это не творческая работа, а работа по закреплению знаний и умений, полученных при изучении основ) Для каждого студента задание свое, но сложность объектов примерно одинакова.

Преподаватель показывает студентам, как поэтапно, от урока к уроку, от фундамента, стен, проемов до крыши строится трехмерный объект, как формируется затем комплект чертежей. Параллельно каждый студент строит дом по «своему» заданию.

Плюсы. В такой работе очень важна сосредоточенность, методичность, возможность постоянно консультироваться, быстро получать ответы на вопросы. Именно это удачно реализуется в непосредственном очном общении на занятиях. Также положительным фактором становится высокий уровень контроля состояния работ преподавателем, предсказуемость результатов.

Минусы. Ограниченность занятий по времени. Разный уровень

способностей и замотивированности студентов приводит к неравномерному выполнению различных частей задания.

Базовая часть. Онлайн-преподавание

Цикл видеоуроков или вебинаров, где преподаватель выполняет поэтапное построение подобного учебным заданиям коттеджа с подробными комментариями. В качестве общения - переписка преподавателя со студентами с ответами на их вопросы, возникающие у них по мере выполнения задания.

Плюсы. Частичное отсутствие временных лимитов.

Минусы. Низкая скорость и эффективность обучения: столь необходимое присутствие преподавателя именно в момент практических действий студента с непредсказуемыми затруднениями и проблемами и быстрая своевременная помощь ему невозможны. Также отрицательно сказывается на результате невозможность работы в коллективе и низкая самодисциплина студентов, возможность отложить выполнение задания на последний момент.

Вывод. Онлайн-форма преподавания базовой части явно громоздка и малоэффективна, лучше в добавление к вебинарам или видеоурокам собирать через интернет вопросы и все-таки устраивать периодически ряд очных консультаций для ответа на вопросы и затруднения при выполнении задания или продуманно совмещать стратегию очных занятий и видеоуроков.

Факультативно-консультативная часть. Преподавание традиционное

На этом этапе обучения идет консультирование по применению АгсЫСАО при создании студентами курсовых, дипломных и преддипломных работ в рамках учебного процесса по профильным кафедрам. При этом возможны самые разнообразные затруднения и вопросы.

Как правило, студенты находят преподавателя по дисциплине ArchiCAD самостоятельно вне сетки занятий, изредка отводятся реальные аудиторные занятия для консультаций.

Плюсы. Гибкий и эффективный подход.

Минусы. Отсутствие регламентов и четкой структуры взаимодействия преподавателя и студентов.

Факультативно-консультативная часть. Преподавание онлайн

Через различные формы интернет-общения собираются вопросы от студентов, обучаемые могут сразу получить ответы (при возможности) либо после изучения их преподавателем.

Плюсы. Оперативность и простота взаимодействия.

Минусы. Ограниченность форм взаимодействия, на некоторые вопросы ответить можно только лично, так как объяснить сложную последовательность действий в интернет-общении трудно или невозможно.

Вывод. На данном этапе грамотное сочетание онлайн- и офлайн-стратегий может дать самые лучшие результаты: набрав некую массу вопросов от студентов, можно назначать очные консультации.

Именно на этом этапе возможности интернета могут оказаться самыми значимыми и востребованными. Если организовать специальную интернет-среду, где накапливается культура решения проблем и задач, связанных с

применением ArchiCAD, чат вопрос - ответ, собирать банк учебников, видеокурсов, вебинаров, постоянно задаваемых вопросов с ответами, банк решенных задач, кейсов, раскрывающих специфические аспекты и тонкости, публиковать профессиональные новости, связанные с применением ArchiCAD, то это может поспособствовать активному продолжению самообучения студентов. Преподаватель может стать как кристаллизатором такой среды, так и ее аналитиком и структуризатором.

Библиографический список

1. Какие программы должен знать архитектор? [Электронный ресурс]. -URL: https://archspeech.com/article/kakie-programmy-dolzhen-znat-arhitektor

2. Эксперимент: с каким портфолио точно возьмет на работу Сергей Скуратов. И еще 23 московских бюро [Электронный ресурс]. - URL: https://archspeech.com/article/eksperiment-s-kakim-portfolio-tochno-voz-met-na-rabotu-sergey-skuratov-i-eshhe-23-moskovskih-byuro

3. Список продуктов, расширяющих стандартные возможности ARCHICAD. [Электронный ресурс]. -URL: https: //www.graphisoft.ru/archicad/partner_solutions/

STRATEGIES FOR IMPROVING THE TEACHING OF ARCHICAD IN THE

ARCHITECTURAL UNIVERSITY

Musienko E.I., Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Docent Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Annotation. The purpose of the article is to consider the general and particular aspects of the traditional classroom teaching of the ArchiCAD software in the light of its expansion and improvement through the addition of on-line teaching opportunities. Based on a comparison and analysis of the features of different methods of teaching students, an attempt was made to find a "golden mean " by offering effective teaching options in which the on-line course (as part of a general strategy for digitalization) is reasonably connected with classroom full-time teaching. It is necessary to strive to develop, without limiting the teaching by traditional methods, to master and apply different forms of ol-line teaching, to look for the most effective options for their reasonable combination.

Keywords: digitalization, ArchiCAD, BIM, on-line education, architectural programs, educational strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.