ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЕГИОНОВ
Стратегии социально-экономического развития субъектов СевероЗападного макрорегиона
Красильников Александр Иванович,
аспирант кафедры менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский государственный экономический университет E-mail: [email protected]
В статье раскрываются и анализируются стратегии социально-экономического развития регионов, которые относятся к Северо-Западному макрорегиону. Проблема постановки целей на различных уровнях управления является актуальной для Российской Федерации. В стране насчитывается 89 регионов, которые должны выстраивать свою собственную экономическую политику, исходя из собственных приоритетов, и при этом учитывать приоритеты федерального уровня. Федеральный центр преследует интересы сбалансированного развития всех регионов, сокращая дифференциацию в социально-экономическом развитии, что может не соответствовать интересам отдельно взятого субъекта страны. В исследовании проводится анализ соответствия экономической политики регионов со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Исследование основано на сравнении целевых показателей из документов регионального и федерального уровней.
Ключевые слова: экономическая политика, макрорегион, стратегия социально-экономического развития, ВРП, целевые показатели.
Правительство Российской Федерации 13 февраля 2019 года своим распоряжением утвердило Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [1 ]. В Стратегии основной целью является обеспечение сбалансированного и устойчивого пространственного развития страны. За счет ускорения темпов экономики и технологического развития регионов. Достижение данной цели планируется за счет выполнения задач по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии регионов, ликвидации инфраструктурных ограничений, повышения конкурентоспособности регионов и других. Одним из итогов Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года стал целевой показатель по росту валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, в которых располагаются перспективные крупные центры экономического роста Российской Федерации. Далее в таблице 1 представлен данный показатель.
Таблица 1. Целевой показатель ВРП пространственного развития РФ
Показатель 2017 год Целевой 2025 год
Рост валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, в которых располагаются перспективные крупные центры экономического роста Российской Федерации, процентов 101 103,7
На основании вышеуказанного распоряжения была увеличена численность Северо-Западного макрорегиона до 8 субъектов. В данный момент Северо-Западный макрорегион включает в себя следующие субъекты: Республика Карелия, Калининградская область, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург. Каждый из этих субъектов проводит собственную социально-экономическую политику, которая должна соответствовать приоритетам развития региона. При этом должна стоять задача по соответствию региональной политики с замыслом развития, опубликованным федеральным центром.
Постановлением правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920 был утверждена Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года [5]. Основным фундаментом данной стратегии является «Народосбережение». Из-за чего цели и задачи данной стратегии сфокусированы на росте численности населения. Главным целевым показателем является достижения уровня численности в 2030 году до 1493 тыс. человек. Из чего складываются приоритеты стратегии по формированию пространства для жизни, пространства для развития и пространства эффективности. Целевого показателя по росту валового продукта от года к году в Стратегии не указано, но декларируется цель по росту ВРП с 2015 по 2030 год на 28,4% в сопоставимых ценах. Постановление правительства Вологодской области от 25.10.2021 № 1248 был дан прогноз по социально-экономическом развитии Вологодской области на 2022-2024 год [6]. В данном прогнозе рост ВРП должен составить в 2024 году по консервативному сценарию 101,9, а по базовому 102,1, что не соответствует целевому показателю в 103,7, указанному в Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года. Актуальный же показатель на 2021 год, в соответствии с Федеральной службой государственной статистики составил 102,9 [16].
Калининградская область является самым западным регионом страны, который не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации. Основным документом декларирующем социально-экономическую политику является Постановление Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 года № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу» [7]. Данное Постановление претерпевало несколько изменений, последнее из которых было 13.04.2022 года. Стратегия учитывает многие документы стратегического планирования Российской Федерации, но не учитывается Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года, что свидетельствует о расхождениях между федеральным и региональным уровнем в этом аспекте. В стратегии закладываются индикаторы реализации стратегии, такие как рост суммарный коэффициент рождаемости равный 1,7, повышение реальной заработной платы относительно 2011 года на 135,4% и другие. Валовой региональный продукт рассматривается также к уровню 2011 года и должен вырасти на 141,8%. По данным Федеральной службы государственной статистики рост валового регионального продукта в 2021 году составил 109,0 [12]. Это является значительно выше целевого показателя по Стратегии пространственного развития 2025 года в 103,7.
= Закон Новгородской области от 04 апреля е 2019 года N 394-03 «О Стратегии социально-Я экономического развития Новгородской области ° до 2026 года» основным документом, который ха-ав рактеризует социально-экономическую политику
этого региона [3]. Правительство новгородской области закладывает в стратегию показатели снижения количества трудоспособного населения к 2026 году, также наблюдается недостаток инвестиций и сложности для развития человеческого капитала. Стратегия развития содержит в себе целевой показатель роста ВРП, который составляет 101,8 с 2020 по 2035 год. Такие прогнозы не соответствуют целевому показателю Стратегии пространственного развития до 2025 года. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2021 году индекс физического объема ВРП к прошлому году составил 104,0, что является выше целевого показателя по Стратегии пространственного развития [17].
Псковская область также имеет стратегию социально-экономического развития. Она задекларирована Распоряжением Администрации Псковской области от 10.12.2020 г. № 670-р «О Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2035 года» [9]. Данная стратегия направлена на модернизацию промышленности, развитие социального и экономического потенциала. Одной из важнейших задач является повышение инвестиционной активности в регионе. Также выделяется проблема оттока населения из региона, которую необходимо решать. В стратегии формируются несколько сценариев социально-экономического развития региона. Так выделяется инерционный(базо-вый) сценарий, по которому рост ВРП к 2035 году должен составлять 100,1 к предыдущему году. Индустриальный сценарий, по которому рост составляет 102,2. Консервативный сценарий(средний) с ростом ВРП в 101,4 к 2035 году. И целевой сценарий, который ставит задачу достичь роста ВРП к предыдущему году в 2035 году в 103,8, но при этом среднегодовой рост в этом периоде должен быть 102,3, что ниже целевого показателя Стратегии пространственного развития до 2025 года. Актуальные данные по исследуемому показателю по данным Федеральной службы государственной статистики на 2021 год составляют 101,6 [14].
Главным экономическим центром СевероЗападного макрорегиона является город Санкт-Петербург. Город Федерального значения является самостоятельным субъектом Российской Федерации и имеет собственную стратегию социально-экономического развития. Стратегия регламентируется Законом Санкт-Петербурга принятым от 19 декабря 2018 года «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (с изменениями на 21 декабря 2022 года) [4]. Стратегией определяются основные стратегические направления по обеспечению устойчивого экономического роста, повышению качества городской среды, обеспечению повышения эффективности управления и развития гражданского общества, повышению качества городской среды. В отличии от предыдущих регионов, в г. Санкт-Петербург наблюдается положительная демографическая ситуация с ростом трудоспособного населения, что меняет задачи проводимой
социально-экономической политики. Стратегией указан целевой показатель по росту ВРП к предыдущему году до 2024 года в 105,0, и также этот показатель фигурирует до 2030 и 2035 года, что соответствует Стратегии пространственного развития на 2025год. Актуальный показатель роста ВРП составляет в 2021 году 120,0, что является крайне значительным. [11].
Вокруг Санкт-Петербурга располагается Ленинградская область, которая также является отдельным субъектом Российской Федерации. Социально-экономическая политика декларируется Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, которая была принята законом от 19 декабря 2019 года № 100-оз «О внесении изменений в областной закон «О стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года» и признании утратившим силу областного закона «О концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025года [2]. Стратегия Ленинградской области базируется на основе национальных целей и задач развития Российской Федерации. Главным образом Ленинградская область стремится идти в современных трендах трансформации и возникновении новых глобальных цепочек создания стоимости. Также уделяется внимание созданию комфортной среды и развитию человеческого капитала. В Стратегии определены целевые показатели ВРП к предыдущему году. В период с 2019 до 2024 этот показатель составляет 103,3, а в период с 2025 по 2030 на уровне 103,4, что не соответствует Стратегии пространственного развития до 2025 года. Актуальные данные представленные Федеральной службой статистики по значению роста ВРП к предыдущему году в 2021 году составили 106,7, что выше целевых показателей, указанных в Стратегиях федерального и регионального уровней [11].
Республика Карелия утвердила Стратегию социально-экономического развития на период до 2030 года Распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 г. № 899р-П [10]. Основной целью Стратегии развития является повышение качества жизни населения региона. Декларируется активное участие региона в межрегиональном взаимодействии. Экономическая сторона задач включает модернизацию инфраструктуры, диверсификацию экономики, формирование эффективных рынков земли и собственности. Одной из главных проблем региона является снижение количества трудоспособного населения, которая является распространенной во многих субъектах Северо-Западного макрорегиона. Целевым показателем стратегии является рост ВРП к 2024 году 335 млрд рублей, а к 2030 году 400 млрд рублей. Целевой показатель роста ВРП в 2024 году составляет 105,6, что соответствует Стратегии пространственного развития до 2025 года. По данным Федеральной службы государственной статистики рост ВРП к предыдущему году в 2021 году в Республике Карелия составил 102,9 [15].
Мурманская область является самым северным субъектом в Северо-Западном макрорегионе. Социально-экономическая политика региона определена постановлением правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 года N 768-ПП/20 «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года» (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2017 N 351 -ПП) [8]. Согласно данному документу цели согласованы с федеральными программами развития регионов и макрорегионов страны. Одним из ключевых аспектов экономического развития является рыбохозяйственный комплекс, которому уделено особое внимание. Также наблюдается проблема со снижением количества трудоспособного населения, что имеет место быть во многих субъектах Северо-Западного макрорегиона. Из чего вытекают задачи по развитию человеческого капитала, модернизации инфраструктуры и привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли. Ожидаемые результаты данной Стратегии - это становление регионом-лидером Арктической зоны. Целевой показатель по приросту ВНП к предыдущему году Стратегия не содержит. По данный Федеральной службы статистики рост ВНП к предыдущему году в 2021 году составил 105,7, что является выше целевого показателя Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [13].
После исследования всех стратегий социально-экономического развития регионов СевероЗападного макрорегиона следует привести полученные данные в общей таблице 2.
Таблица 2. Целевые значения прироста ВРП к предыдущему году
Регион Целевое значение в Стратегии региона Актуальное значение Значение из Стратегии пространственного развития РФ
Вологодская область 102,1 102,9 103,7
Калининградская область Нет данных 109,0 103,7
Новгородская область 101,8 104,0 103,7
Псковская область 102,3 101,6 103,7
Г. Санкт-Петербург 105,0 120,0 103,7
Ленинградская область 103,4 106,7 103,7
Республика Карелия 105,6 102,9 103,7
Мурманская область Нет данных 105,7 103,7
В результате полученных данных можно сделать вывод о том, что политика региональных властей
сз о со от т Р от
от А ш
имеет расхождение со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Такие области как Мурманская и Калининградская не декларируют в своих стратегиях целевого показателя прироста ВРП к предыдущему году. Также наблюдается постановка целевых значений у Ленинградской, Псковской, Новгородской и Вологодской областей ниже, чем предусмотрено Стратегией пространственного развития. Общие тенденции стратегий на уровне регионов связаны с сохранением работоспособного населения, развитием человеческого капитала. Данная проблема обходит стороной г. Санкт-Петербург. Актуальные значения прироста ВРП к предыдущему году в среднем составляют по Северо-Западному макрорегиону 106,6. Это является выше целевого значения Стратегии пространственного развития, но следует учитывать, что данные за 2021 могут быть позитивными из-за восстановления после эпидемии COVID-19.
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ое
см
СП
Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» Закон от 19.12.2019 года № 100-оз «О внесении изменений в областной закон «О стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года» и признании утратившим силу областного закона «О концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года»
Закон Новгородской области от 04.04.2019 года № 394-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года»
Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 года «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (с изменениями на 21 декабря 2022 года) Постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920 «О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года» Постановление Правительства Вологодской области от 25.10.2021 № 1248 «О прогнозе социально-экономического развития Вологодской области на среднесрочный период 20222024 годов»
Постановление Правительства Калининградской области от 2.08.2012 года № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу»
Постановлением правительства Мурманской области от 25.12.2013 года N 768-ПП/20 «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года» (в редакции поста-
новления Правительства Мурманской области от 10.07.2017 N 351-ПП)
9. Распоряжение Администрации Псковской области от 10.12.2020 г. № 670-р «О Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2035 года»
10. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 29.12.2018 г. № 899 р-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года» (с изменениями на 10 декабря 2019 года)
11. Валовой региональный продукт Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 20202021 годах. Стат. сб. / Петростат. - СПб, 2023. -72 с.
12. Калининградская область в цифрах. 2023: Краткий статистический сборник/Калинин-градстат - Калининград, 2023-138 с
13. Мурманская область в цифрах / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2023-123 с
14. Псковская область в цифрах. 2023: Крат.стат. сб. / Псковстат - П., 2023. - 149 с.
15. Республика Карелия в цифрах' 2023: краткий статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карели-ястат). - Петрозаводск, 2023. - 121с.
16. Социально-экономическое положение Вологодской области в январе 2023 года: Доклад./ Вологдастат. - С 69 Вологда, 2023-106 с
17. Экономика Новгородской области Итоги 2022 года Статистический бюллетень/Новго-родстат - Великий Новгород, 2023-73 с
STRATEGIES FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF THE NORTHWESTERN MACROREGION
Krasilnikov A.I.
Saint Peterburg State University of Economics
The article reveals and analyzes the strategies of socio-economic development of the regions that belong to the North-Western macro-region. The problem of setting goals at various levels of management is relevant for the Russian Federation. There are 89 regions in the country that must build their own economic policy based on their own priorities, and at the same time take into account the priorities of the federal level. The Federal Center pursues the interests of balanced development of all regions, reducing differentiation in socioeconomic development, which may not correspond to the interests of a single subject of the country. The study analyzes the compliance of the economic policy of the regions with the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025. The study is based on a comparison of targets from documents at the regional and federal levels.
Keywords: Economic policy, macroregion, socio-economic development strategy, GRP, target indicators.
References
1. Order of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 No. 207-r (as amended on September 30, 2022) "On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period until 2025"
2. Law No. 100-oz dated December 19, 2019 "On amendments to the regional law "On the strategy for the socio-economic development of the Leningrad region until 2030" and invalidating the regional law "On the concept of socio-economic development of the Leningrad region for the period until 2025"
3. Law of the Novgorod Region dated April 4, 2019 No. 394-OZ "On the Strategy for the Social and Economic Development of the Novgorod Region until 2026"
4. Law of St. Petersburg dated December 19, 2018 "On the Strategy for the Social and Economic Development of St. Petersburg for the Period until 2035" (as amended as of December 21, 2022)
5. Decree of the Government of the Vologda Region dated October 17, 2016. No. 920 "On the Strategy for the socio-economic development of the Vologda region for the period until 2030"
6. Decree of the Government of the Vologda Region dated October 25, 2021, No. 1248 "On the forecast of socio-economic development of the Vologda region for the medium term 20222024"
7. Decree of the Government of the Kaliningrad Region dated August 2, 2012 No. 583 "On the Strategy for the Social and Economic Development of the Kaliningrad Region for the Long Term"
8. Decree of the Government of the Murmansk Region dated December 25, 2013 N 768-PP/20 "On the Strategy for the Social and Economic Development of the Murmansk Region until 2020 and for the period until 2025" (as amended by Decree of
the Government of the Murmansk Region dated July 10, 2017 N 351- PP)
9. Order of the Administration of the Pskov Region dated December 10, 2020. No. 670-r "On the Strategy for the socio-economic development of the Pskov region until 2035"
10. Order of the Government of the Republic of Karelia dated December 29, 2018 No. 899 r-P "On approval of the Strategy for the socio-economic development of the Republic of Karelia for the period until 2030" (as amended as of December 10, 2019)
11. Gross regional product of St. Petersburg and the Leningrad region in 2020-2021. Stat. Sat. / Petrostat. - St. Petersburg, 2023. - 72 p.
12. Kaliningrad region in numbers. 2023: Brief statistical collection/ Kaliningradstat - Kaliningrad, 2023-138 s
13. Murmansk region in figures / Federal State Statistics Service, Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Murmansk region. Murmansk, 2023-123 s
14. Pskov region in numbers. 2023: Statistical summary. / Psk-ovstat - P., 2023. - 149 p.
15. The Republic of Karelia in figures' 2023: a brief statistical collection / Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Karelia (Kareliastat). - Petrozavodsk, 2023. -121 p.
16. Socio-economic situation of the Vologda region in January 2023: Report/Vologdastat. - P 69 Vologda, 2023-106 p.
17. Economy of the Novgorod Region Results of 2022 Statistical Bulletin/Novgorodstat - Veliky Novgorod, 2023-73 p.