Научная статья на тему 'Стратегии социально-экономического развития как основа безопасности территории'

Стратегии социально-экономического развития как основа безопасности территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / УГРОЗЫ / SEO-АНАЛИЗ / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / SECURITY / STRATEGY / THREATS / SEO-ANALYSIS / VOLGA FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горелова Ирина Валерьевна

Статья посвящена обоснованию зависимости экономической безопасности от грамотного целеполагания в системе территориального развития. Наличие стратегий это стимул для развития территорий любого административного уровня. Однако отсутствие алгоритма составления и оценки таких документов, анализа практик их имплементации, нивелирования значимости данного аспекта в системе оценки деятельности органов власти приводит к тому, что данный инструмент стратегического управления остается невостребованным в системе территориального управления. Существующие методики анализа и оценки указанных стратегий выборочны в предмете исследования и не дают всеобъемлющей характеристики существующего положения дел. В статье освещаются два аспекта проблемы территориального стратегирования: обоснование причин следствий формулирования некачественных стратегий; поиск методологии для анализа текстов документов стратегий. Корни первой проблемы следует искать в дисбалансе субъектно-объектной связи в национальной модели управления. Относительно второй проблемы отмечаем, что бессистемный подход к разработке стратегий помогает идентифицировать «слабые звенья» в структуре управленческой деятельности. Автор предлагает в качестве методики оценки текстов стратегий использовать инструментарий SEO-анализа сайтов. Данный инструментарий решает задачу аудита территориальных стратегий в контексте управленческих, социально-психологических и лингвистических аспектов деятельности органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горелова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AS A BASIS OF SAFETY OF THE TERRITORY

The article is devoted to the substantiation of dependence of economic security on competent goal-setting in the system of territorial development. The presence of strategies is an incentive for the development of territories of any administrative level. However, the absence of an algorithm for drawing up and evaluating such documents, analyzing the practices of their implementation, leveling the importance of this aspect in the system of assessing the activities of authorities leads to the fact that this tool of strategic management remains unclaimed in the system of territorial administration. The existing methods of analysis and evaluation of these strategies are selective in the subject of the study and do not give a comprehensive description of the current situation.

Текст научной работы на тему «Стратегии социально-экономического развития как основа безопасности территории»

Горелова И. В. Стратегии социально-экономического развития как основа безопасности территории // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3 (81). C. 27-37.

Gorelova I. V. Strategy of social and economic development as a basis of safety of the territory. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 3 (81). Pp. 27-37. (In Russ.)

УДК 338.262

И. В. Горелова

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Волгоград, Россия

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ

Горелова Ирина Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита.

E-mail: tonechka0606@yandex. ru

Статья посвящена обоснованию зависимости экономической безопасности от грамотного це-леполагания в системе территориального развития. Наличие стратегий - это стимул для развития территорий любого административного уровня. Однако отсутствие алгоритма составления и оценки таких документов, анализа практик их имплементации, нивелирования значимости данного аспекта в системе оценки деятельности органов власти приводит к тому, что данный инструмент стратегического управления остается невостребованным в системе территориального управления. Существующие методики анализа и оценки указанных стратегий выборочны в предмете исследования и не дают всеобъемлющей характеристики существующего положения дел.

В статье освещаются два аспекта проблемы территориального стратегирования: обоснование причин - следствий формулирования некачественных стратегий; поиск методологии для анализа текстов документов стратегий. Корни первой проблемы следует искать в дисбалансе субъектно-объектной связи в национальной модели управления. Относительно второй проблемы отмечаем, что бессистемный подход к разработке стратегий помогает идентифицировать «слабые звенья» в структуре управленческой деятельности. Автор предлагает в качестве методики оценки текстов стратегий использовать инструментарий SEO-анализа сайтов. Данный инструментарий решает задачу аудита территориальных стратегий в контексте управленческих, социально-психологических и лингвистических аспектов деятельности органов государственной власти.

Ключевые слова: безопасность, стратегия, угрозы, SEO-анализ, Приволжский федеральный

округ.

I. V. Gorelova

Volgograd Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd, Russia

STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AS A BASIS OF SAFETY OF THE TERRITORY

Gorelova Irina V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Accounting, Analysis and Auditing.

E-mail: tonechka0606@yandex. ru

© Горелова И. В., 2018

The article is devoted to the substantiation of dependence of economic security on competent goalsetting in the system of territorial development. The presence of strategies is an incentive for the development of territories of any administrative level. However, the absence of an algorithm for drawing up and evaluating such documents, analyzing the practices of their implementation, leveling the importance of this aspect in the system of assessing the activities of authorities leads to the fact that this tool of strategic management remains unclaimed in the system of territorial administration. The existing methods of analysis and evaluation of these strategies are selective in the subject of the study and do not give a comprehensive description of the current situation.

Key words: security, strategy, threats, SEO-analysis, Volga Federal district.

Определяющим в словосочетании «экономическая безопасность» является понятие «безопасность». В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»1 определения этого понятия мы не найдем, но в ст. 3 закона можем увидеть содержание деятельности по обеспечению безопасности. Для поддержания необходимого (приемлемого) уровня безопасности разрабатывается система правовых норм, определяются полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. 29 апреля 1996 г. подписан Указ Президента РФ № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)», в котором дано определение экономической безопасности: «обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз»2.

Подходы к определению экономической безопасности в научной литературе можно разделить на три группы:

• экономическая безопасность - состояние, при котором имеются такие научно-технические, природно-экономические условия и профессиональная подготовленность населения, которые обеспечивают эффективное функционирование производства и конкурентоспособность его продукции;

• экономическая безопасность - реальная деятельность общества по поддержанию и наращиванию условий прогрессивного развития экономики как с точки зрения роста валового внутреннего продукта, так и с точки зрения его качественной структуры;

• экономическая безопасность - многофакторная и разноуровневая категория, сущность которой может быть раскрыта на основе анализа многих экономических факторов, критериев и показателей.

Экономическая безопасность - стратегическая задача государства. Словосочетание «национальная безопасность» в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»3, устанавливающем базис

1 О безопасности : федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3 (ред. от 5 окт. 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.

2 О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) : указ Президента РФ от 29 апр. 1996 г. № 608 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 18. Ст. 2117. Документ утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20. Ст. 2902).

3 О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31 дек. 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.

территориального стратегирования в Российской Федерации, встречается более семидесяти раз. Не оспаривая важность анализируемого законодательства, в данной статье остановимся на неоднозначной роли его формулировок в обеспечении указанной безопасности. Уже в тексте названного Федерального закона № 172-ФЗ можно обнаружить потенциальные угрозы безопасности [1].

Стратегия для субъекта хозяйственной деятельности, будь то государство, регион или отдельное предприятие, как смысл жизни для отдельного человека, определенные и сформулированные ориентиры жизнедеятельности. Очевидно, что они должны быть реалистичны, достигаемы, измеряемы. Стратегический менеджмент - квинтэссенция и философия управленческого искусства. Но и здесь до сих пор нет унифицированного определения понятия «стратегия», и за последние двадцать пять лет его использование в российском законодательстве создает только дополнительные проблемы. Стратегия - это сформулированная и обусловленная макроэкономическими, социально-экономическими индикаторами цель развития территории в требуемом контексте. Наличие стратегии означает переход к проактивному развитию, в основе которого лежит создание образа будущего. Вызовы и угрозы задают контекст, концепция устойчивого развития помогает сформировать инструментарий сбалансированного развития территории. Контекст стратегии важен с позиции стимулирующей функции стратегического управления.

Автор, много лет работая над проблемой эффективности формулирования и имплемен-тации стратегий любого уровня, в данной статье выносит на суд две проблемы - задачи:

1. Обоснование причин - следствий формулирования некачественных стратегий.

2. Разработка и апробация методики для анализа текстов документов стратегий.

Ответ на первый вопрос кроется в национальных особенностях управления, в наблюдаемом дисбалансе субъектно-объектной связи в управлении [3]. Чтобы было понятно, о чем идет речь, воспользуемся типами ментальных моделей, описанных Д. А. Норманом. Автор выделяет [4, с. 58] модель дизайнера (его понимание результата) и модель пользователя. Если дизайнер (в переводе на русский дизайн - решение, дизайнер - человек, принимающий решение, то же что и менеджер), принимая решение, ориентируется на ментальную модель пользователя (объекта управления), скорее всего, решение будет более эффективным. Оценка текстов стратегий территориального развития (помогают проанализировать субъект управления, составить его социологический портрет в «естественных» условиях (например, как иначе можно было оценить послание народу в тексте официальной стратегии Главы Архангельской области или стихи о городе в стратегии Севастополя)) показывает обратную ситуацию. Предлагаем оценить метафоры и номинализации, содержащиеся в ряде целевых установок стратегий, призванных стать триггером к формированию у жителей территории «стратегического мышления» на предмет их соответствия фрейму результата: «достойное человека качество жизни», «комфортная среда проживания», «высокие темпы устойчивого развития экономики», «оптимальное использование уникальных ресурсов», «реализация политики», «реализация приоритетов», «пространство развития человека», «открытая и эффективная власть», «эффективное использование человеческого и инновационно-инвестиционного потенциала», «приращение человеческого потенциала», «гармоничное сочетание интересов личности, общества и государства», «опережающий экономический рост за счет развития базового сектора», «высокие стандарты благосостояния человека и качества жизни», «формирование научно обоснованной политики», «сегмент постиндустриальной экономики», «устойчивое развитие», «экологизация всех сфер жизнедеятельности», «зодчий мира», «магнит технологий», «пространство гармоничного развития», «глобальный конкурентоспособный устойчивый регион», «драйвер полюса роста» [2, с. 46].

Главная функциональная задача при разработке стратегии - формулирование цели, задач. Формулировки целей стратегий регионального развития Приволжского федерального округа (ПФО) представлены в таблице 1. Предлагаем оценить качество целей с позиции их способности стать триггером в современных условиях. В таблице 1 отдельной графой выделены данные по вносимым в тексты стратегий изменениям. Отсутствие изменений в текстах, отражая их неактуальность во времени, говорит о невостребованности документов стратегического планирования, что позволяет с особого ракурса рассмотреть проблему объекта в управлении.

Таблица 1

Анализ целевых установок в стратегиях регионального развития Приволжского федерального округа

Субъект ПФО Выходные данные Горизонт планирования Последние изменения Сформулированная цель

Республика Марий Эл Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214 «Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл» 2025 г. 2011 г. Конечная цель Стратегии - рост благосостояния населения республики

Республика Мордовия Закон Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года» 2025 г. 2017 г. Основной целью развития региона является повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения

Пермский край Постановление Законодательного собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 3046 «О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года» 2026 г. 2012 г. Целью формирования Стратегии является обеспечение комплексного и сбалансированного развития Пермского края. Комплексное развитие Пермского края - динамика полной, охватывающей все приоритетные сферы и направления развития Пермского края совокупности общественно признанных показателей, измеряющих результаты социальных и экономических процессов. Сбалансированное развитие Пермского края - развитие Пермского края путем согласованной деятельности по основным направлениям социально-экономического развития, при котором улучшение показателей достигается путем максимально эффективного использования ограниченных ресурсов

Субъект ПФО Выходные данные Горизонт планирования Последние изменения Сформулированная цель

Кировская область Постановление Правительства Кировской области от 6 декабря 2009 г. № 33/432 «О внесении изменения в постановление Правительства области от 12.08.2008 № 142/319» 2020 г. Нет изменений Стратегической целью развития является повышение качества жизни населения до уровня лидеров ПФО на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы

Нижегородская область Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127 «Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» 2020 г. 2016 г. Главная цель Правительства - уровень благосостояния населения и высокие стандарты качества жизни -может быть достигнута при наличии эффективной и сбалансированной экономики, благоприятных условий для жизни, а также эффективной исполнительной власти

Республика Татарстан Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» 2030 г. Нет изменений В Стратегии сформулирована главная стратегическая цель: Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер полюса роста «Волга-Кама». Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда

Ульяновская область Постановление Правительства Ульяновской области от 13 июля 2015 г. № 16/319-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года» 2030 г. 2017 г. На период до 2030 г. в Ульяновской области определены следующие стратегические приоритеты: развитие человеческого потенциала Ульяновской области; формирование институциональной и инфраструктурной среды инновационного развития в Ульяновской области; обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития экономики Ульяновской области; сбалансированное пространственное развитие Ульяновской области. В отношении каждого из стратегических приоритетов Ульяновской области разработаны цели, достижение которых будет свидетельствовать об эффективной реализации Стратегии

Субъект ПФО Выходные данные Горизонт планиро- Последние из- Сформулированная цель

вания менения

Чуваш- Закон Чувашской Рес- 2020 г. 2016 г. Главный стратегический приоритет -

ская Рес- публики от 4 июня достижение европейских стандартов

публика 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» уровня и качества жизни на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста

Пензен- Закон Пензенской об- 2030 г. 2016 г. Стратегическими целями развития

ская об- ласти от 4 сентября Пензенской области являются повы-

ласть 2007 г. № 1367-ЗПО «О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2030 года)» шение темпов экономического роста до уровня среднероссийских, рост доходов и качества жизни населения области

Самарская Постановление Прави- 2030 г. Нет Целями социально-экономического

область тельства Самарской измене- развития Самарской области на пери-

области от 12 июля ний од до 2030 г. являются: обеспечение

2017 г. № 441 «О экономического роста и повышение

Стратегии социально- конкурентоспособности экономики

экономического разви- Самарской области; улучшение каче-

тия Самарской области ства жизни населения Самарской об-

на период ласти; повышение эффективности

до 2030 года» деятельности Правительства Самарской области

Саратов- Постановление Прави- 2030 г. 2017 г. Генеральная цель Стратегии - обеспе-

ская об- тельства Саратовской чение стабильного улучшения качест-

ласть области от 30 июня 2016 г. № 321-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года» ва жизни населения и повышение глобальной конкурентоспособности области на основе перехода к экономике знаний, в центре которой - человек

Удмурт- Закон Удмуртской 2025 г. 2016 г. Основной целью социально-

ская Рес- Республики от 9 ок- экономического развития Удмуртской

публика тября 2009 г. № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» Республики на долгосрочную перспективу является повышение эффективности и устойчивости экономики и улучшение качества жизни населения Удмуртской Республики

Оренбург- Постановление Прави- 2030 г. 2011 г. Цель развития Оренбургской области

ская об- тельства Оренбургской до 2030 г. - повышение качества жиз-

ласть области от 20 августа 2010 г. № 551-ПП ни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей

Субъект ПФО Выходные данные Горизонт планирования Последние изменения Сформулированная цель

«О Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года»1 модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством

Как видно из таблицы 1, практически все цели недостижимы априори. К сожалению, в системе управления нет санкций за недостижение стратегических целей и невыполнение задач. Имплементация стратегии не входит в перечень критериев оценки деятельности глав регионов. Соответственно, нет стимула ни формулировать грамотные цели развития территорий, ни стремиться их реализовать.

Надо отметить, что универсального шаблона формулирования текстов стратегий не существует, как и понимания того, для чего они нужны, соответственно разрабатываются они в ситуации отсутствия стимулов для качественной разработки из рук вон плохо. Анализ текстов стратегий по выделенным критериям также выявил несоответствие критериям профстандартов для государственных гражданских служащих. Найти актуальные тексты стратегий по ряду субъектов - неразрешимая задача. Созданный портал взаимодействия бизнеса, общества и власти РФ (https://strategyrf.ru), кроме красивого интерфейса, малоинформативен, не все тексты, представленные на сайте, актуализированы.

Обратимся к решению второй поставленной задачи. За основу методики анализа текстов стратегий предлагаем взять SEO-анализ текстов (Search Engine Optimization - «оптимизация для поисковых машин»). Использование данной методики позволяет оценить качество сайта по ряду параметров, помогает его дальнейшему продвижению. По сути, SEO-анализ является основой аудита сайтов и текстов, т. к. решает главную задачу: оценивает уникальность сайта (текста) в мире современных информационных технологий. Параметры оценки и их характеристики применительно к стратегиям территориального развития приведены в таблице 2.

1 Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 авг. 2007 г. № 214 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/438928257 (дата обращения: 02.04.2018); О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года [Электронный ресурс] : закон Республики Мордовия от 1 окт. 2008 г. № 94-З. URL: http://docs.cntd.ru/document/819073683; О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года [Электронный ресурс] : постановление Законодательного собрания Пермского края от 1 дек. 2011 г. № 3046. URL: http://docs.cntd.ru/document/430522243; О внесении изменения в постановление Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 [Электронный ресурс] : постановление Правительства Кировской области от 6 дек. 2009 г. № 33/432. URL: http://docs.cntd.ru/document/973024870; Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Нижегородской области от 17 апр. 2006 г. № 127. URL: http://docs.cntd.ru/document/944926294; Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс] : закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. № 40-ЗРТ. URL: http://docs.cntd.ru/document/428570021; Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Ульяновской области от 13 июля 2015 г. № 16/319-П. URL: http://docs.cntd.ru/document/463710828; О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года [Электронный ресурс] : закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 473612492; О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2030 года) [Электронный ресурс] : закон Пензенской области от 4 сент. 2007 г. № 1367-ЗПО. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 949107017; О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Самарской области от 12 июля 2017 г. №441. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 450278243; Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 г. № 321-П. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 467710021; О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года [Электронный ресурс] : закон Удмуртской Республики от 9 окт. 2009 г. № 40-РЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/960018555; О Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Оренбургской области от 20 авг. 2010 г. № 551-ПП. URL: http://docs.cntd.ru/document/952013291.

34 Экономика и управление

Таблица 2 Параметры оценки текстов стратегий с использованием SEO-анализа текстов

Параметр Содержание

Длина с пробелами (символов) Определяется объем текста по аналогии с тем, как в научных трудах определяется количество печатных листов. В ситуации отсутствия унифицированных алгоритмов формулирования стратегий разработчики склонны «брать количеством»

Всего слов Решает ту же задачу, что и предыдущий параметр, только в приемлемых для языка единицах измерения. Вне зависимости от размера субъекта Федерации объем текстов стратегий варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен страниц

Водность(%) Показывает долю слов текста, не несущих информационной нагрузки. В последнее время часто говорят о клиповости современного мышления, забывая о его лозунговости и зашлакованности. Важный показатель для достижения стратегических целей. Недостатками для его валидной оценки являются (1) отсутствие словаря стратегий, который позволил бы избегать завышения данного критерия; (2) отсутствие унифицированного подхода к оценке параметра существующими сервисами. В используемом в работе сервисе норма составляет 30-60 %

Тошнота Определяет частоту использования какого-либо слова в текстовом документе. Решает проблему определения ключевых слов в документе. Помогает в анализе стратегии определить ее инфорсмент, а также идентифицировать номинализации, нивелирующие стимулирующую и мо-тивационную составляющие стратегий. Недостатками являются (1) отсутствие словаря стратегий, который позволил бы избегать завышения данного критерия; (2) отсутствие унифицированного подхода к оценке параметра имеющимися сервисами. В зависимости от выбираемого типа тошноты (выделяют классическую и академическую) показатель колеблется от 2 до 9 пунктов соответственно

Топ-10 слов Перечень из десяти слов, встречающихся в тексте чаще всего. Ряд сервисов предлагает перечни из большего количества слов. В системе анализа стратегий данный параметр позволит не только сформулировать релевантный целям стратегирования словарь, но и определить словари по разделам стратегий. Помогает решить задачу формулирования фрейма результата

Словарь (слов) Количество используемых в тексте слов. На данном этапе исследования позволит оценить «управленческий сленг» и степень работоспособности стратегии исходя из ее «словарного запаса»

Словарь ядра (слов) Похож на предыдущий показатель. Отличие состоит в подсчете количества слов без стоп-слов, или шумовых слов

Тематика Так как методика заимствуется из сферы анализа сайтов, которые призваны прежде всего идентифицировать требуемую сферу поиска, данный параметр может показать, к какой тематике может быть отнесен текст стратегии исходя из его наполнения, т. е. оценить реальную сферу приложения текстов стратегий

В таблице 3 показан результат анализа текстов стратегий по методике SEO-анализа на примере стратегий регионов, входящих в Приволжский федеральный округ.

Таблица 3

SEO-анализ текстов стратегий регионов, входящих в Приволжский федеральный округ

Параметр Кировская область Нижегородская область Пензенская область Пермский край Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан

Длина с пробелами (символов) 414 549 58 067 167 440 91 790 156 464 355 576 392 697

Всего слов 50 866 7 276 20 618 11 373 18 836 41 541 48 719

Водность (%) 28 29 25 35 26 29 26

Тошнота 46.58 17.72 31.48 22.73 25.98 40.69 49.24

Топ-10 слов Область, год, развитие, кировский, производство, социальный, население, уровень, система, услуга Область, нижегородский, экономика, сектор, развитие, предприятие, про-мышлен-ность, правительство, уровень, год Область, развитие, пензенский, -зпо, год, закон, создание, образование, повышение, население Год, край, пермский, производство, руб., развитие, уровень, XXX, УУУ, объем Республика, развитие, мария, год, производство, общество, реализация, рубль, млн, строительство Развитие, рынок, республика, год, регион, производство, Мордовия, предприятие, область, российский Развитие, республика, Татарстан, система, год, экономика, образование, проект, кластер, создание

Словарь (слов) 4 899 1 367 2 444 1 627 2 749 4 476 4 612

Словарь ядра (слов) 4 528 1 182 2 221 1 387 2 498 4 089 4 231

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тематика Администрации, Города и регионы, Компании Администрации, Города и регионы, Не-движимость Администрации, Города и регионы, Не-движимость Женский клуб, Транспорт, Администрации Администрации, Города и регионы, Промышленность Компании, Администрации, Промышленность Администрации, Образование, Связь

Окончание табл. 3

Параметр Ульяновская область Чувашская Республика Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Оренбургская область Республика Башкортостан

Длина с пробелами (символов) 361 716 460 780 408 810 153 637 269 090 247 057 334 395

Всего слов 44 213 49 429 43 929 15 899 29 238 27 173 35 286

Водность (%) 27 27 27 25 26 27 27

Тошнота 47.09 46.56 44.46 23.32 34.21 35.28 41.07

Топ-10 слов Ульяновский, область, развитие, год, сфера, организация, государственный, уровень, деятельность, отрасль Республика, чувашский, закон, развитие, год, ред, проект, производство, население, организация Развитие, область, самарский, год, регион, реализация, система, поддержка, кластер, производство Область, район, сельский, год, развитие, саратовский, процент, население, подпрограмма, стратегия Развитие, республика, производство, год, удмуртский, рынок, предприятие, система, сектор, продукция Развитие, область, оренбургский, регион, создание, система, производство, год, повышение, предприятие Год, республика, Башкортостан, развитие, место, российский, федерация, государственный, население, тыс.

Словарь (слов) 3 661 4 510 5 451 2 623 3 188 3 423 3 414

Словарь ядра (слов) 3 314 4 177 5 151 2 409 2 917 3 157 3 120

Тематика Администрации, Города и регионы, Не-движимость Администрации, Города и регионы, Промышленность Администрации, Образование, Связь Администрации, Города и регионы, Транспорт Промышленность, Компании, Связь Администрации, Связь, Компании Женский клуб, Ад-министра-ции, Непознанное

*

По Республике Башкортостан представлен проект стратегии.

Какие выводы позволяет сделать представленный анализ? Словарь стратегий растет прямо пропорционально количеству слов в документе, разнообразием, судя по показателю «Топ-10 слов», не отличается. Возможно, это положительный момент, и оригинальность в официальном документе не должна приветствоваться. Водность как показатель используемого ресурса находится в норме. Зато показатель тошноты текста впечатляет: при норме академической тошноты, используемой для анализа сайтов, до 9 пунктов, в стратегиях данный показатель говорит о чрезмерном повторе самых употребляемых слов и словосочетаний. Показатель растет с увеличением объема самого текста. Однако стоит отметить, что показатель тошноты в совокупности с показателем «Топ-10 слов» говорит о превалировании в тексте номинализаций. Автор при помощи используемого сервиса определил топ-20 слов стратегий для регионов Приволжского федерального округа: год, развитие, население, производство, реализация, область, система, уровень, повышение, образование, создание, предприятие, республика, организация, государственный, экономика, рост, территория, комплекс, продукция. По правилам определения номинализаций можно сделать вывод, что показатель тошноты растет за их счет.

Использование SEO-анализа применительно к стратегиям позволит сформулировать словарь стратегий, словарь номинализаций, фреймы результатов, алгоритм написания стратегий, закрепить в текстах стратегий мотивационную составляющую, избавить имеющиеся тексты стратегий от так называемых шумовых слов, обосновать критерии оценки, оценить имеющиеся стратегии, а также профессионалов, работающих в этой сфере. В современном мире, когда основы безопасности кроются в правильно поданном контексте, стратегии являются инструментом формирования требуемого контекста. Закончим словами И. В. Гете: «Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня».

Библиографический список

1. Горелова И. В. Институциональные ловушки в системе государственного стратегического планирования // Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем : сб. науч. трудов X Междунар. школы-симпозиума АМУР-2016. Симферополь, 2016. С. 84-87.

2. Горелова И. В. Симулякры и кванторы общности как неотъемлемый элемент «русской модели управления» // Ползуновский альманах. 2017. № 3. Т. 2. С. 45-48.

3. Демьяненко В. Особенности управления изменениями в России. М. : Изд. решения, 2016.

138 с.

4. Норман Д. Дизайн привычных вещей. М. : Изд. дом «Вильямс», 2006. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.