3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ №696 от 31 мая 2019 года с изменениями и дополнениями от 17 октября 2019 г., 31 марта, 10 июля 2020 г. URL: http:// base.garant.ru /72260516/ .(дата обращения: 05.10.2020).
4. Общая численность городского и сельского населения Республики Калмыкия за 1991-2020 год [Электронный ресурс]. URL:https://xn8sbncanfseqabeh4bfdo0g7e4c.xn-1ai/%D1%80%D0%B5 %D1%81%D0%BFD1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%B0% D0%BB%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0% B8 % D1%8F (дата обращения 03.10.2020 г.).
DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10012 ОЧЕРГОРЯЕВА Д.В.
СТРАТЕГИИ СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В ИНТЕГРАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,
docher1315@тай. ги
Аннотация. В статье рассмотрены стратегии конфликтного управления, направленные на снижение социальной напряженности между этническими мигрантами и принимающим обществом. В частности, предложены меры по совершенствованию миграционной политики России, методы фиксации общественных настроений в формате мониторинга напряженности. Автор подчеркивает необходимость формирования толерантного климата в отношениях между мигрантами и коренным населением.
Ключевые слова: социальная напряженность, этнические мигранты, конфликт, интеграция, адаптация, толерантность, межэтнические отношения.
Политика снижения социальной напряженности в стране, ежегодно принимающей 17 миллионов мигрантов, включает предупреждение насилия, урегулирование противоречий и конфликтов. Необходимость глубокого, всестороннего изучения факторов и причин, способствующих возникновению социальной напряженности в регионе, напрямую связана с решением проблем эффективного реагирования на возникающие социальные проблемы и профилактикой деструктивных форм социального взаимодействия в региональных общественных процессах.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в декабре 2012 года, одной из задач по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики является «совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся: регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов» [7]. В связи с этим актуален анализ современных институциональных механизмов снижения уровня социальной напряженности. Применительно к снижению уровня социальной напряженности в интеграции этнических мигрантов, представляется разумным применение стратегий конфликтного управления, использующих механизмы адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество.
Интеграция - процесс встречного движения культур принимающего социума и культур мигрантов, смещение культурных норм и ценностей, изначально функционирующих сепаратно и, возможно, противоречащих друг другу.
Интеграция отличается от адаптации, под которой понимается приспособление мигрантов к принимающему сообществу, знание и поведение с учетом традиций и норм, принятых местным населением и не предполагающих встречное постижение принимающим населением культур мигрантов.
Стратегии конфликтного управления можно направить на существующее положение трудовых мигрантов, которое осложняется, во-первых, отношением принимающего населения, во-вторых, проблемами устройства на работу, поиска жилья и т.д. Влияние этих факторов в силах спровоцировать конфликтный
потенциал, который подразумевает под собой компиляцию негативных последствий - это возникновение конфликтов на этнической почве, рост националистических настроений среди населения.
Сложившаяся ситуация требует разработку комплексных мер с целью предотвращения последствий, негативно влияющих на состояние межэтнических отношений и подрывающих национальную безопасность страны.
Одной из главных проблем в интеграции этнических мигрантов является жесткое антидискриминационное законодательство в сфере труда [4]. В России нередко работодатели прибегают к практике нарушения законов, когда мигранты живут и работают в условиях, унижающих человеческое достоинство, подолгу им не выплачиваются заработные платы. В связи с этим необходим жесткий контроль за соблюдением антидискриминационного законодательства.
Этнические мигранты нуждаются в помощи в овладении русским языком. Поскольку многие приезжающие в Россию трудящиеся мигранты лишены возможности в достаточной мере овладеть русским языком в стране исхода, они должны получить такую возможность на месте. На практике от мигрантов требуется владение русским языком уже в момент приезда в Россию. В итоге инстанций, готовых (за деньги) провести тест на знание языка, предостаточно, а структур, помогающих его выучить бесплатно, практически нет.
Кроме того, в политике интеграции мигрантов необходимо учитывать роль системы дошкольного и школьного образования, которая выступает в роли социализации детей мигрантов, позволяющей обучить языку, истории и влиться в принимающее сообщество.
Следующей мерой является мониторинг дискриминации, мониторинг ксенофобии, межэтнической напряженности. Данные мониторинга направлены на фиксацию общественных настроений, выявление острых проблем, следовательно, позволяют на ранних стадиях обнаружить проблемные зоны, требующие неотлагательного решения. В качестве примера мониторинга напряженности можно привести «Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности регионов России», разработанный федеральной экспертной сетью «Клуб регионов» [2]. Также в результате урегулирования этнических конфликтов в г. Сальске и с. Ремонтное Ростовской области были разработаны системы мониторинга по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов [5,6]. Одной из целей мониторинга является снижение социальной напряжённости в обществе, обусловленной риском проявлений экстремизма на территории района, укрепление межнационального, межконфессионального мира и согласия.
Для поддержания толерантности со стороны местного населения необходимо просвещение людей, направленное на изучение разных культур, целенаправленная и постоянная работа общества и власти по формированию толерантности.
Толерантность не означает любовь к каждому человеку. Она означает готовность к пониманию и организации бесконфликтного взаимодействия с людьми, различающимися по языку, культуре, верованиям, внешнему облику [3].
Для достижения бесконфликтного взаимодействия между этническими мигрантами и принимающим населением, последним необходимо ознакомление с традициями, обычаями, культурой, особенностями поведения и социальными коммуникациями мигрантов, прибывающих из других обществ. Просвещение общества в данном аспекте является прерогативой масс-медиа, масс-культуры, сферы публичной политики.
Но стоит учитывать то, что обучение толерантности является комплексным явлением, что и нашло свое отражение во Всемирном докладе ЮНЕСКО «Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами». В докладе указано: «Стоит уделить внимание и образованию в области искусства и гуманитарных предметов, мультимедийная деятельность, музеи и поездки помогают развить способности, критически необходимые для борьбы с однобокостью взглядов, для адаптации к культурно многообразной социальной среде и решения задач межкультурного диалога. Восприимчивость людей к культурному разнообразию - это скорее вопрос подходов, методик и отношения, нежели ассимиляции контента. Необходимо учиться толерантности прежде, чем она станет навыком» [1].
Тем самым толерантность к этническим мигрантам является составляющей восприимчивости к культурному разнообразию, которая, как правило, формируется с детства под воздействием обучения, воспитания, общественного мнения и средств массовой информации.
Вместе с тем, прибывшим этническим мигрантам в свою очередь также необходимо чтить традиции и культуру принимающего общества, уважительно относиться к местным жителям вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания. Конечно, адаптация и интеграция не имеет целью покуситься на личную идентичность мигранта, тем самым не исключают право мигранта на свободу слова и вероисповедания, выбор профессии или сферы деятельности, почитание традиций, но для получения разрешения на временное
проживание, вида на жительство, патента или гражданства РФ мигранты в обязательном порядке должны сдать экзамены на знание истории России и русского языка.
Все вышеперечисленные методы являются способами развития толерантности, что является гарантией противодействия социальной напряженности, которая в силах перерасти в агрессивный этноцентризм.
Если в обществе отсутствует толерантность, то социальная напряженность принимает форму этноцентризма, который выражается в агрессии и предубежденности по отношению к мигрантскому сообществу.
На сегодняшний день в обществе и в интернет-пространстве распространение получил язык вражды. Язык вражды подразумевает под собой подстрекательство к ненависти, прежде всего, по отношению к группе лиц по признаку расы, этнической принадлежности, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации. Таким образом, язык вражды выступает как форма проявления расизма, ксенофобии, межнациональной вражды и нетерпимости.
Как часто в новостях мы слышим о погромах, преступлениях, совершенных мигрантами. В последнее время средства массовой информации используются не в миротворческих целях, а напротив, как средство разжигания конфликтов, в том числе и межнациональных. Таким образом, государство через средства массовой информации транслирует негативную сторону мигрантов, создаются упрощенные, стабильные и эмоционально нагруженные представления об инокультурных группах, тем самым у местного населения по отношению к мигрантам формируется агрессия и неприязнь. Средства массовой информации должны отмечать не только тот негатив, который привносят отдельные мигранты, но и все благоприятное, что связано с их притоком.
В связи с тем, что социальные сети являются каналом, используемым приверженцами крайних идеологий, необходимо использовать социальные сети для противодействия им. Для этого в сети Интернет должно активно обсуждаться неприятие ксенофобии, идеологии насилия, равно как идеологии терроризма и экстремизма в формате видеороликов, методических рекомендаций, памяток, буклетов, размещенных на сайтах образовательных организаций, в социальных сетях. Кроме того, учитывая популярность блогеров и их влияние на молодежь, представляется возможным привлечь их к взаимодействию в противодействии экстремизму и терроризму, пропаганде патриотических ценностей.
В целях предотвращения возникновения и возобновления этнических конфликтов необходима работа, направленная на противодействие националистической идеологии, пропаганда которой ведется преимущественно в социальных сетях. Для этого в обществе необходимо развивать культуру медиаграмотности.
Социальная напряженность в культурном аспекте часто связана с конфликтами исторической памяти, противоположной интерпретацией событий прошлого, а также с опытом социальной несправедливости, переживаемого уязвимыми слоями населения и выливающегося в агрессию и насилие.
Расхождения в исторической памяти были источником многих конфликтов в истории человечества. Вряд ли следует надеяться, что межкультурный диалог сможет сам по себе обеспечить урегулирование конфликтов во всех политических, экономических и социальных сферах, однако ключевым элементом его успеха является создание основы для общей памяти путем признания совершенных ошибок и проведения открытых дискуссий по конфликтным вопросам в исторической памяти. Формирование общей исторической картины может играть важнейшую роль в предотвращении конфликтов и в разработке стратегий для выхода из них, в смягчении горестей «прошлого, которым по-прежнему живет настоящее». Недавними примерами подобной стратегии исцеления могут служить южно-африканские «комиссии правды и примирения» и процесс национального примирения в Руанде. Наиболее яркие примеры «мест исторической памяти» - тюрьма на острове Роббен в Южной Африке, Мостар в Боснии или бамьянские Будды в Афганистане.
Основополагающей причиной затяжного конфликта являются нерешаемые в течение длительного времени социальные проблемы. Несомненно, исключить риск вызревания социальной напряженности возможно при условии сбалансированного социально-экономического развития регионов, целенаправленной борьбы с бедностью и увеличения среднего класса российского общества, а также при формировании эффективной миграционной политики, что является на сегодняшний день нереализуемой целью. Пока в стране процветает коррупция, которая в большей степени имеет место там, где есть возможность пользоваться внеправовым статусом этнических мигрантов или, наоборот, коррупция способствует незаконному обогащению анклавов мигрантов, не создаются условия для выстраивания эффективной экономики страны, что в свою очередь негативно влияет на настроение и рост напряженности в социуме.
Таким образом, в основе снижения социальной напряженности лежит интеграция и адаптация этнических мигрантов в принимающее сообщество.
Основное положение в интеграции этнических мигрантов заключается в выстраивании отношений между этническими мигрантами и местным населением, которые должны основываться на признании и уважении обычаев и традиций участников наряду с усилиями по созданию нейтрального в культурном отношении контекста для диалога, предоставляющего сообществам возможность для свободного самовыражения.
Успешная интеграция мигрантов в принимающее сообщество невозможна без формирования толерантного климата вообще и толерантного отношения к этнокультурному разнообразию, связанному с миграцией, в частности. Альтернативой толерантности является нетерпимость, а последняя влечет за собой агрессию и насилие - агрессивный этноцентризм. В такой атмосфере взаимодействие местных жителей с приезжими мигрантами приобретает напряжение, которое при воздействии тех или иных катализаторов может перерасти в конфронтацию сторон.
Таким образом, процесс успешной интеграции мигрантов зависит от работы государственных институтов всех уровней власти, организаций гражданского общества, местного населения и самих мигрантов.
1. Всемирный доклад ЮНЕСКО № 2: Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами. Рабочее резюме // Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 2009. С. 4.
2. Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности регионов России // Федеральная экспертная сеть «Клуб регионов»: сайт: http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/02/ (дата обращения: 04.07.2020).Текст электронный.
3. Дробижева Л. Проблемы толерантности в отношении к мигрантам // Российский совет по международным делам. Рабочая тетрадь № 4, 2013. С. 12.
4. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики / Владимир Малахов. - Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2015. С. 237.
5. Об утверждении системы мониторинга по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов в Ремонтненском районе [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Ремонтненского района от 29.03.2017 г. № 222 URL:https://remontnenskoe.ru/normativnye-dokumenty/2013-12-31-08-39-47/ postanovleniya-2017.html (дата обращения: 15.07.2020). Текст электронный.
6. Об утверждении системы мониторинга по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов в Сальском районе [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Сальского района Ростовской области от 28.07.2015 № 686 // Архив постановлений Администрации Сальского района Ростовской области-2015.URL: http://salsk.org/index.php?option=com_content&view=category&id=123&Itemid=259 (дата обращения: 15.07.2020).
7. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666. URL: http://www.referent.ru/1/ 207668 (дата обращения: 15.07.2020).
DOI: 10.24411/2071-7830-2020-10013 УНКУРОВ Э.Ю.1, КАЛЬДИНОВА Г.П.2
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ В ОЦЕНКАХ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ЭЛИСТА
(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ В 2011-2019 гг.)
1БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,
о1тег11 @yandex. ги
2 БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия,
gala758@yandex. ги
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования, которые наглядно демонстрируют то, как жители города Элиста оценивали социально-экономическую ситуацию в республике в период с 2011 по 2019 гг. Показано, как с течением времени менялось мнение жителей города по разным социально-экономическим вопросам и какие проблемы больше всего волнуют горожан.